Педагогические материалы

самарина светлана фёдоровна

                                                                                                                                   

 

Информация обо мне

Ф.И.О.              Самарина Светлана Федоровна

Дата рождения                        23.08.1987г.

Место работы          МКДОУ "ЦРР- детский сад №22"

Сайт детского сада          http://skazka22.ucoz.net/index/vospitatel_goda_ros... 

Должность                     Воспитатель

Образование                                  Высшее. СГПИ.

Квалификация     Психолог в области семейного воспитания.

Стаж работы                              13 лет

Категория                                      Высшая квалификационная категория.

Профессиональные интересы    Использование в работе современных педагогических             технологий. Развитие познавательных, творческих  способностей дошкольников.

 

Нелёгкий труд достался мне - он много требует вниманья,   

Ведь каждый понимает сам,  детей что значит воспитанье.

Тот смешлив, а этот смотрит косо, там драчун уж затевает бой...

А вопросы?  Тысячи вопросов... и ответа требует любой.

Сколько нужно ласки и заботы, всех услышать, каждого понять...

Благодарна и трудна работа постоянно маму заменять...

Воспитание ребенка - непростая работенка,    нужно научить дитя всем основам бытия.

Чтоб ребенок одевался и в искусстве разбирался, знал, что плохо, а что нет, развивал свой интеллект.

Детский садик - его мир, воспитатель в нем - кумир, помогает малышу осознать во всем красу.

Как с ребятами сдружиться и природой подружиться, равным среди равных стать и нигде не опоздать. А у вас в саду дела – эксперименты снова?

Да!  сам волшебник никогда не творил такого! То растопим снег и лед, то смешаем краски, изменяем вкус воды, как в волшебной сказке.

Терпелива с ребятней, развлекаю  их игрой. День за днем идет ученье, что-то вроде приключенья. Дети счастливы, цветут, в детский сад гурьбой идут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Самарина Светлана Федоровна воспитатель МКДОУ «ЦРР- детский сад №22»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности

по экспериментальной деятельности

для детей подготовительной группы

по теме: «Свойства воды»

Составлен:

воспитателем,

 МКДОУ «ЦРР-детский сад №22»

Самариной С.Ф.

с. Левокумское

2017г.

Организация непосредственно образовательной  деятельности детей в подготовительной группе

по теме « Свойства воды»

Автор конспекта непосредственной образовательной области: Самарина Светлана Фёдоровна,  МКДОУ

«ЦРР- детский сад № 22»______

(Ф.И.О., должность, квалификационная категория, место работы)

Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»

      -обобщать знания детей о воде,

      -расширять представления о том,  какая вода, какие она имеет свойства.

      - развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.

      - воспитывать бережное отношение к воде;

           Задачи образовательной области в интеграции: «Речевое развитие»

            -развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,

         -способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,

       -развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы,

       -развивать волевую готовность к школе.

           «Социально – коммуникативное развитие»

             - развивать словесно-логическое мышление детей, умение рассуждать.

            «Художественно – эстетическое развитие»

           - закреплять умение детей слушать музыку;

           - обогащать музыкальные впечатления детей.

           «Физическое развитие»

           - развивать умение координировать речь и движение.

Предпосылки учебной деятельности: развивать любознательность, внимание, дисциплинированность

Развивающая среда для педагога: интерактивная доска, проектор, ноутбук

Развивающая среда для детей: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, чайные ложечки, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями, иллюстрации  изображающие негативное влияние человека на воду, заготовка памятки “Как сохранить воду на Земле”, клей, кисти.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание непосредственной образовательной области

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Целевые

ориентиры

(характеристики)

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории?

Воспитатель: Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эти капельки с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме исследования.(Воспитатель загадывает загадки, написанные на капельках. Капли закреплены на магнитной доске, под ними перевернутые отгадки. По ходу отгадывания загадок, воспитатель переворачивает отгадки.)

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут.

(Дождь.)

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

(Река.)

Стоит корыто

Полно воды налито.

(Озеро.)

К речке-сестрице

Бежит-журчит водица.

(Ручей.)

Воспитатель: Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать?

«Познавательно

развитие»

«Речевое развитие»

коммуникативный вид деятельности.

   групповая

проявляет инициативу и самостоятельность в общении

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание непосредственной образовательной области

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Целевые

ориентиры

(характеристики)

2. Воспитатель: Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды какие-то свойства, про которые мы еще не знаем.

Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”.

Опыт 1.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыпим ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?

Воспитатель: А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему?

Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Воспитатель: Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников. (Закрепляю на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляю условные обозначения.)

Опыт 2.

Воспитатель: У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это жидкость?

Воспитатель: Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через соломинку воду, сок. Есть ли у воды вкус, а у сока?

Вывод: Вода – безвкусная жидкость.

Опыт 3.

Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами сажали лук? Во что? (В воду, в землю.) Понюхайте, какой у нее запах. А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.)

Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы.

Опыт 4.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что у меня в стакане? (Показываю стакан с молоком.)

Воспитатель: Оно льется?

Воспитатель: Значит, мы можем назвать молоко жидкостью?

Воспитатель: А вы любите молоко?

Воспитатель: И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите?

Воспитатель: А так? (Вытаскиваю ложку.)

Воспитатель: А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу?

Вывод: Чистая вода прозрачна.

Опыт 5.

Воспитатель: А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр).

Воспитатель: У меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?

Воспитатель: А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.)

(Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)

Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы много нового узнали о воде. Давайте подведем итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы с вами сегодня узнали?

При этом внимание детей обращается на доску, где закреплены карточки с условными обозначениями.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужна ли человеку вода? Для чего?

Воспитатель: Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: из нее он готовит пищу, она нужна цветам, человек может обходиться без еды чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему?

Воспитатель: Да, вы правы. Заводы, фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить воду?

«Речевое развитие»,

«Социально – коммуникативное развитие»

«Художественно - эстетическое»

«Познавательное развитие»

 «Физическое развитие»

Познавательно -

исследовательская деятельность, двигательная деятельность

групповая

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах; складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика.

обладает элементарными представлениями из области живой природы, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание непосредственной образовательной области

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Целевые

ориентиры

(характеристики)

 Воспитатель

Молодцы, ребята! А чтобы никогда об этом не забывать, давайте сделаем памятку “Как сохранить воду на Земле”, я вам в этом помогу. Давайте выберем картинки, на которых изображены действия людей, ведущие к загрязнению воды.

(Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где разложены картинки с изображениями негативного влияния человека на состояние воды. На доске прикреплен большой лист бумаги с заранее написанным названием. Дети выбирают нужные картинки и наклеивают их на лист бумаги.)

Воспитатель: (отмечает успехи детей) Благодарю вас, ребята!

Познавательное  развитие

речевое развитие

коммуникативная деятельность

групповая

может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.



Предварительный просмотр:

Самарина Светлана Федоровна воспитатель МКДОУ «ЦРР - детский сад № 22»

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №  22»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Описание опыта работы

на тему:

«Развитие познавательной активности  детей

старшего дошкольного возраста

через экспериментальную деятельность»

воспитателя МКДОУ «ЦРР – детский сад № 22»

Левокумского муниципального района

Ставропольского края,

телефон: 3-19-84

marina shoeva @ yahdex. ru

Самарина С.Ф.

                                                             

с Левокумское

2017 г.  

       Основными принципами дошкольного образования, в соответствии с Государственным образовательным стандартом, является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) 

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт дошкольного образования особого внимания уделяет познавательно - исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:
–организация решения познавательных задач;
–применение экспериментирования в работе с детьми;
       В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества. 
       Экспериментирование рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В работе с дошкольниками используются познавательные задачи. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности. 
       Ежедневно взаимодействуя с детьми, я пришла к выводу о необходимости реализации деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы (четвертый принцип федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.  В  связи с этим меня заинтересовала  тема «Развитие познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Поняв необходимость развития экспериментирования в нашем дошкольном образовательном учреждении, я поставила перед собой цель.

        Цель моей работы – создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента, создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр).  Такие центры необходимы для того, чтобы ребёнок мог сам осуществлять плановые наблюдения, осваивать технику экспериментирования.

      Таким образом,  определив основную цель, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем и т. д.)

3. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

4. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.

5. Приобщать детей к красоте окружающего мира.

6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов в лаборатории и в мастерской.

7. Привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

На начальном этапе изучила научно-методическую литературу по данной теме: 
         Отработала следующую систему работы. 
1. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей. 
2. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. 
3. Проведение ежедневных бесед о неживой природе. 
4. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью различных методов. 

         В группе создала развивающую среду, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка. Практически в каждом центре присутствуют игры и дидактические материалы, которые способствуют решению задач по познавательному развитию с учетом возрастных особенностей и уровня развития детей. Центры наполнены самыми разнообразными играми, игрушками, дидактическим материалом. Каждый ребёнок свободен в выборе средств для удовлетворения своих интересов, способностей, что повышает его познавательную активность. Игровые материалы периодически меняю согласно сезону, теме и потребностям детей. Это стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 
             Центры активности, организованные в группе:
- Центр «Здоровячок» (Формирование первичных представлений о объектах окружающего мира (знакомство с разными видами спорта, формирование знаний (начальных) о пользе занятий физической культурой) .
- Центр «Развивающих игр» (Расширение познавательного сенсорного опыта детей) 
- Центр «Мы строители» (Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца) 
- Центр «Мы играем» (Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта. Моделирование различных ситуаций и проведение сюжетно ролевых игр на различную тематику) 
- Центр «Книжный уголок» (Формирование умения самостоятельно работать с книгой, находить нужную информацию) .
- Центр «Играем в театр» и «Музыкальный уголок» (совмещен) (Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях. Формирование знаний о свойствах объектов окружающего мира (звучании, ритме).
- Центр «Талантливые пальчики» (Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца) .
- Центр «Я познаю мир» (Формирование познавательных действий, развитие любознательности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах объектов).
           В этом центре имеется необходимые материалы, стимулирующие развитие познавательной активности детей. Это детские энциклопедии на разные темы, иллюстрированные издания о животном и растительном мире, детские журналы, альбомы, иллюстративный материал (пейзажи на тему «Времена года», изображения растений, животных, различные тематические альбомы, дидактические игры. 
           Есть всё необходимое для экспериментирования:
- специальная посуда (стаканчики, тарелки, мерные стаканы, трубочки, воронки) 
- материал для проведения опытов и экспериментов: камешки, песок, глина, ракушки, семена) ;
- инструменты для опытов (лупа, термометр, магниты, зеркала, песочные часы, фонарик и т. д.) 
- микроскоп
- поролоновые губки разного размера
- леечки 

                Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам:
• Песок и вода. 
• Звук. 
• Магниты. 
• Бумага. 
• Стекло. 
• Резина. 
         Каждый год в детском саду я провожу выставки поделок из природного материала по теме: «Природа, творчество и фантазия». Родители вместе с детьми принимают активное участие. Природный материал для изготовления поделок, заготавливаем с детьми заранее. Это различные корни, веточки, шишки, камушки и др. Процесс изготовления поделок  положительно сказывается не только на развитие эстетических чувств, навыков, умений, необходимых детям, но и развивает творческую активность.
         Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

          В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Большой – маленький», «Времена года», «С какого дерева листик? », «Назови кто я? », «Где, чей домик? », «Когда это бывает? ». Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с явлениями природы. 
         Словесные игры: «Что лишнее? », "Хорошо - плохо", "Это кто к нам пришёл? " и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. 
        По теме: "Волшебница Вода" проводила опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами. 
        Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать? ", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если" , сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. 
     Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. 
        Каждую неделю я посвящаю определенной познавательной теме:
«Какие предметы могут плавать», «Свет и тень», «Песочная страна», «Подушка из пены», и др.

           Опыт работы показал, что работу всегда нужно начинать с изучения семьи. И я решила провести анкетирование родителей, целью которого было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместно детско - родительского экспериментирования они считают следующее: оказание помощи в чем-либо, поддержка. Но при этом родители говорили о своей занятости на работе, и что хватает времени на то, чтобы все убрать за ребенком. По результатам анкетирования оформила: письменные консультации и ширмы-передвижки, провела родительское собрание.

       Неотъемлемой частью моей работы по развитию познавательной активности детей является вовлечение родителей в совместную деятельность. Для этого проводила «Дни открытых дверей», консультации, праздники и развлечения, привлекала родителей к реализации совместных детско - родительских проектов и др. Родители и воспитанники привлекались к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Они помогали в оборудовании центров, пополнении необходимыми материалами. 
      Так же использую традиционные средства наглядной информации: разнообразные стенды, папки – передвижки. Подключаю родителей к проведению с ребенком экспериментов дома, для этого знакомлю с технологией проведения опыта, с использованием памяток для родителей.
      Таким образом, могу сказать, что основной моей задачей является оказание помощи детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Считается, что в поисково - исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

        Поэтому я считаю, что надо учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. 
         Я считаю, что развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. 



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26



Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №22»ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 «Приобщение детей раннего возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми».

(выступление на методическом объединение)

Составлено:

Воспитателем:

Самариной С.Ф

с.Левокумское

2019г

Ребенок раннего возраста уже способен к деловым контактам со взрослым и предпочитает их всем другим коммуникативным ситуациям. Но дети еще не умеют устанавливать деловые контакты со взрослым, а стремятся лишь к контактам эмоциональным. Ситуативно-деловая форма общения играет очень важную роль в формировании личности ребенка.

Поэтому педагоги должны постепенно формировать у детей потребность в деловом сотрудничестве со взрослым, например в ситуациях общения, которые сочетают в себе элементы и эмоциональных, и деловых контактов:

  • игры с пальчиками;
  • появление и исчезновение предмета, игрушки (прятанье и поиск);
  • игры со взрослым в прятки;
  • разыгрывание увлекательных сюжетов с мелкими игрушками;
  • обыгрывание предметов обихода;
  • игры с озвученными игрушками и музыкальные игры;
  • движение под музыку с яркими атрибутами (разноцветными платочками, султанчиками, флажками).

В своих исследованиях А. Г. Рузская отмечает, что общение ребенка со взрослым и сверстником — разновидности одной и той же коммуникативной деятельности. «Общение со сверстниками складывается позже, но оно во многом определяется тем, как ребенок взаимодействует со старшими партнерами, ведь законы общения едины для  всех людей независимо от возраста» (Смирнова Е.О.).

К двум годам постепенно предметный характер общения со сверстниками меняется на социальный – нарастает инициативность контактов с ровесником, общение дает малышу яркие положительные переживания, сверстник разделяет его несложные затеи: бегать, кричать, прыгать, дети уже вступают в совместную игровую деятельность. Большинство совместных игр основано на стремлении подражать друг другу (Смирнова Е.О.). Главная цель этого общения - соучастие и имеет форму эмоционально-практического общения.

Возрастает и количество конфликтов, потому что ребенок общаться хочет, а средствами общения не владеет (не умеют выражать свои намерения, договариваться, делиться, действовать сообща). Психологически очень важна задача формирования доброжелательных контактов ребенка с другими детьми. Положительный опыт общения с равными себе бесценен для развития детской личности.

Высокий развивающий потенциал имеют следующие игровые формы сотрудничества детей:

  • Действия рядом с одинаковыми предметами;
  • Поочередные действия с одинаковыми предметами в парах, а затем с разными предметами одной группы (например, кукла и мишка);
  • Обмен действиями (хлопки, подзывание другого);
  • Обмен предметами, сначала одинаковыми, а затем – разными;
  • Последовательные действия (один строит, другой возит кирпичики).

Кроме того, для налаживания контактов детей, для накопления опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками  педагогу необходимо использовать следующие методы:

  • Объяснение (например, что можно делать, а что нельзя, что в играх, как и в повседневной жизни существуют правила);
  • Оценка педагогом действий ребенка;
  • Мини-беседы, содержание которых опирается на литературные произведения;
  • Небольшие инсценировки, в которых обыгрываются ситуации из повседневной жизни;
  • Коллективная деятельность.

Подвижные, хороводные игры также развивают навыки взаимодействия, в них дети учатся внимательному, терпеливому, бережному отношению к партнерам по игре, радостные эмоции, которые испытывают малыши, сближают их, делая более открытыми друг другу. Дети до 2-х лет в них просто учатся ходить под музыку, бегать, не причиняя вреда другим малышам, согласовывать свои действия друг с другом. С детьми от 1,5 до 2-х лет в основном используются хороводные игры, где все дети со взрослым выполняют одно и то же движение одновременно («Карусели», «Заинька», «Раздувайся, пузырь!» и др.) На третьем году жизни происходит усложнение правил игры, содержания игрового материала, меняется роль взрослого. «Царь», «Зеркало», «Я с веночком хожу», «Как во нашем дому»  и др. – в них уже дети учатся по очереди выполнять центральную роль, считаясь с мнением другого. Ожидание своей очереди заполняется активными интересными действиями, что позволяет малышу освоить правила. Такие игры позволяют осваивать новые формы партнерского взаимодействия со сверстниками.

Рассмотрим в некоторые игры, способствующие приобщению детей раннего возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

ПРИВЕТСТВИЕ

Возраст ребенка: 1-3 года.

Цели игры: развитие у ребенка интереса к сверстнику (партнеру по взаимодействию), к подражанию.

Содержание игры.

Дети сидят полукругом на стульчиках. Педагог проговаривает рифмовку:

В нашей группе, в нашей группе

Много маленьких ребят.

Все на стульчиках сидят.

А у нас есть …

Все ритмично хлопают в ладоши.

Показать на ребенка, все хором называют его имя

ЛАСКОВАЯ ЦЕПОЧКА

Возраст ребенка: 1-3 года.

Цели игры: развитие у ребенка интереса к сверстнику (партнеру по взаимодействию), подражанию эмоциональным и вербальным способам взаимодействия с другими детьми, показанным взрослым; формирование доверительных отношений.

Содержание игры.

Воспитатель вместе с детьми садится на ковре в круг и гладит по голове ребенка, сидящего слева от него: «Ребятки, посмотрите, какой хороший у нас Игорек, какие мягкие у него волосики!» Затем предлагает Игорю погладить по голове малыша, сидящего рядом с ним: «Игорек, теперь ты погладь по головке Сонечку, посмотри, какие у Сонечки красивые волосики, потрогай их». Если ребенок не решается, воспитатель помогает ему: он кладет ручку малыша на голову сверстника. Затем взрослый обращается к Сонечке с просьбой погладить соседа и т. д. Педагог комментирует действия каждого малыша, ласково называет детей по именам.

Когда все дети погладят по голове сидящих рядом малышей, воспитатель продолжает игру, придумывая другие действия (обнять за плечи, дотронуться до руки, хлопнуть в ладоши и т. д.). Обычно дети приходят в восторг от этой игры и начинают сами придумывать новые действия.

КОЛОБОК

Возраст ребенка: 2-3 года.

Цель – продолжать формировать умение употреблять вежливые слова, стимулировать желание порадовать близких людей.

Оборудование: мяч, на котором нарисовано лицо колобка.

Содержание игры.

Дети перекатывают мяч друг другу, здороваются с колобком, говорят ему красивые слова: «Ты красивый», «Ты мне нравишься» и т.д. Малыши могут чем-нибудь угостить колобка, подарить ему игрушку, спеть песенку и т.п. Он благодарит их за это.

ФЛАЖКИ

Возраст ребенка: 2-3 года.

Цель: обучение детей навыкам сотрудничества, развитие умения обмениваться со сверстниками предметами.

Материал: ведерко с флажками.

Содержание игры.

Педагог показывает детям ведерко с флажками и говорит:

Очень любят малыши

Разноцветные флажки.

(дети берут из ведерка по флажку)

Вы флажками помашите

И другой флажок возьмите.

Воспитатель помогает детям обменяться флажками, говоря при этом: «Дай Сереже флажок, а он тебе даст свой флажок. Помашите вместе флажками».

ИЩУ ДРУГА

Возраст ребенка: 2-3 года.

Цель – обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».

Оборудование: набор игрушек: 2-3 зайчика, 2-3 мишки 2-3 рыбки и т.д.

Содержание игры.

Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, мишке танцевать скучно, поэтому пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти для своей зверушки одного-двух друзей. На первом этапе воспитатель показывает детям все игрушки заостряя их внимание на том, что в наборе не один зайчик, а два или три, не один мишка, а два или три.

Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают своей зверушке друга. Когда друг (пара) будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. Игрушки можно поставить на пол перед собой и танцевать вокруг них.

МЕДВЕЖОНОК

Возраст ребенка: 2-3 года.

Цель – развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, воспитывать внимательное отношение к близким людям.

Оборудование: плюшевый медвежонок.

Содержание игры.

Ребенок, играющий роль медвежонка, берет Мишку, ложится в центр круга и закрывает глаза.

Педагог и остальные дети водят вокруг него хоровод и поют:

Медвежонок, медвежонок спит в своей берлоге.

Громко не кричите, Мишку не сердите,

Тихо подходите, ласково будите.

Дети подходят к «медвежонку» и «будят» его (аккуратно, ласково прикасаясь к нему, гладят). «Медвежонок» просыпается – открывает глаза и улыбается.

- Мишка проснулся, друзьям улыбнулся, сладко потянулся.

Все поднимают вверх сначала левую, потом правую руку, встают на носочки.

Игра повторяется 2-3 раза.

 

ИЗМЕНЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ

Возраст ребенка: 2-3 года.

Цель – способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, стимулировать желание помочь, пожалеть, порадовать.

Оборудование: фланелеграф, две плоскостные фигурки девочки (веселая и плачущая), изображения мяча и лужи.

Содержание игры.

Педагог предлагает ребенку послушать историю, которая произошла с девочкой Таней (выставляет на фланелеграф фигуру веселой девочки с мячом в руках). «Жила-была девочка Таня. И был у нее красивый, яркий мяч…»

Вопросы:

- Какая Таня? Что она делает?..

Заменяет фигуру веселой девочки на плачущую, мяч перемещается в «речку». Читает стихотворение:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Вопросы:

- Какая Таня сейчас? Что она делает?

- Как мы ее успокоим?

Ребенок повторяет последние две строчки. Педагог достает мяч из «речки» и заменяет плачущую девочку на веселую:

Мяч достали, он как новый,

Стала Танечка веселой.

- Опять Таня стала улыбаться.

В заключение хочется отметить, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчеркивает их достоинства, то дети лучше относятся к совместному общению: они чаще улыбаются друг другу, доброжелательнее относятся, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возникают совместные игры.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  - ДЕТСКИЙ САД № 22»    ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Развлечение по ПДД в младшей группе «Б»

"Красный, желтый, зеленый."

Составлен:

воспитателем

Самариной С.Ф

с.Левокумское

2018г

Цель. Создать у детей радостное настроение. Уточнить знания детей о различных видах транспорта, о сигналах светофора. Познакомить детей с элементарными   правилами дорожного движения; довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Расширять  словарный  запас детей. Развивать  быстроту, внимание, ловкость в игре, совершенствовать координацию движений. Воспитывать грамотного пешехода, доброжелательность. 

        Оборудование: Рули, зебра,  светофор, иллюстрации с изображением различных видов транспорта, оформление выставки рисунков,  рули, грузовики и кубики, круги красного, желтого, зеленого цвета,

 Персонажи: Тузик.

Ход мероприятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте, и скажите о чем оно.

На улице нашей машины, машины,
Машины малютки, машины большие.
Эй, машины, полный ход!

Спешат грузовые, фырчат легковые.
Торопятся, мчатся, как будто живые.
У каждой машины дела и заботы.
Машины выходят с утра на работу.

О чем я вам прочитал стихотворение? (о машинах)

Появляется щенок Тузик и плачет.

Восп.: Что с тобой, Тузик?

Тузик. У меня лопнул мяч. Я играл на дороге и мой мячик  попал под машину.

Восп.: Ребята, а можно ли играть на дороге, выбегать на неё?

Восп.: Правильно! Запомни, Тузик, и вы, ребята: играть на дороге опасно для жизни! Ты, Тузик, еще маленький и совсем не знаешь, как нужно вести себя на дороге. Поможем ему?

Восп.: Тузик, а ты знаешь, что когда мы выходим на улицу, то мы становимся пешеходами и Гулять можно только по тротуару.

Тузик:  Почему это я должен гулять только  по тротуару?

Восп.:  Ребята, а давайте поиграем с Тузиком в подвижную игру «Воробушки и автомобиль», для того чтобы объяснить ему для чего нужен тротуар.

(Дети и Тузик становятся воробушками и вылетают из своих гнезд на проезжую часть и начинают прыгать в разных направлениях. Раздается гудок и появляется автомобиль (назначенный ребенок с рулем в руках). Воробушки  и собака пугаются и улетают в гнезда (при этом каждый занимает свое место – гнездо). Автомобиль возвращается в гараж.

Тузик:  Ох, и испугался же я, чуть не попал под колеса автомобиля, еле целым остался.

Восп.:  Вот видишь, чуть – чуть не случилась с тобою беда, поэтому надо ходить по тротуару! Это главное правило пешехода!

Тузик: Ну, ладно, теперь я буду гулять только по тротуару. А если я захочу перейти на другую сторону улицы, тогда что мне делать?

Восп.: А в этом случае тебе поможет «зебра»

Тузик: Какая еще «зебра»? Она в жарких странах живёт?

Восп.:  Нет, «зебра»- это место, по которому пешеход может переходить дорогу.  Называется она пешеходный переход. Пешеходный переход – дорожка, похожая на полосатую лошадку зебру

Восп.: Сейчас мы поиграем в пешеходов и водителей

Девочки переходят дорогу, мальчики на машине и самокате  их пропускают

Восп.: Пешеходы ходят по тротуару,  а по дороге ездят…?

Восп.: Правильно, машины! А какие вы знаете машины?

Восп.: Молодцы! Давайте еще раз повторим: это - грузовая машина, она возит грузы (песок, дрова, кирпичи); это легковая машина, на ней люди ездят на работу, в детский сад.

Восп.: А что есть у машины? Из каких частей состоит машина?

Восп.: Машины ездят по дороге быстро, но аккуратно. Знаете ли вы, кто помогает машинам правильно ездить. Это светофор. Посмотрите, у него три глаза. Какого они цвета?»

Дети называют цвета.

Восп.:  Светит красный светофор:

             Нет проезда – стой шофер!

            Светит желтый – значит жди,

            Свет зеленый впереди.

            Шофер нажимает на педаль

            И машина мчится вдаль.

Восп.: А сейчас, ребята, чтобы Тузику было понятней поиграем в игру «Красный, желтый, зеленый». Вы  -  шоферы. Когда я подниму красный кружочек это значит, вы  стоите на месте, держите рули в руке внизу. А когда подниму  желтый свет – приготовиться,  руль держите двумя руками и готовьтесь двигаться. Когда показываю круг зелёного цвета, то можно ехать, вы двигаетесь под музыку.

Восп.:  Понравилась тебе, Тузик, наша игра?

Тузик:  Да. Спасибо, дети!

Восп.: Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили?

Восп.: Ну что, Тузик я надеюсь ты сегодня многое узнал и многому научился

Тузик:  Да, теперь мне стало все понятно: если не соблюдать правил дорожного движения, то может случиться беда. Вы меня многому научили. Я теперь своих друзей научу.

Восп.:  На улице будьте внимательны, дети!

              Твердо запомните правила эти!

              Правила эти помни всегда

              Чтоб не случилась с вами беда!»