"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Зайцева Лариса Анатольевна

"Тому, кто танцует, светит солнце" - (Шумерская пословица).

         Значение танца в жизни дошкольника трудно переоценить. Это и обогащение внутреннего мира ребёнка, и возможность познать себя, способность уверенно адаптироваться в современном мире. Чтобы путь к совершенствованию музыкально-ритмического развития ребёнка стал естественным и увлекателным, свою  инновационную  деятельность  я начала с  темы "Использование технологии моделирования в музыкально-ритмическом развитиии детей старшего дошкольного возраста". Актуальность  использования технологии моделирования заключается в возможности  повышения эффективности и оптимизации педагогического процесса, гарантированности положительных результатов.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Образовательная деятельность с детьми старшей группы в детском саду по развитию музыкально-ритмических способностей детей  с использованием технологии моделирования»

                                                         Автор составитель:

                                              Зайцева Л.А.

                                                                             Музыкальный руководитель

                                                                Высшей кв. категории                                      

                                                                       МБДОУ «Детский сад№ 99  

                                                                      комбинированного вида»

                                                                               Ново - Савиновского района  

                                                    города Казани                              

   

Конспект музыкально-ритмического занятия в старшей группе.

«Карнавал лесных зверей»

Цель: Закрепить выразительное исполнение русских народных движений в танце полька, используя технологию моделирования, при помощи кодирования движений  в сигналы-картинки. Свободно ориентироваться в схемах и самостоятельно  планировать движения, проявляя творчество в исполнении.

Программное содержание:

Задачи: 1. (тренировочное занятие)

1.Продолжить разучивание русских народных движений с помощью:

исполнения танцевальных движений под пение р. н.  попевки «Тень-тень», выкладывания  карточек-сигналов животных,

исполнения  движений по замыслу.

2. Активизировать употребление в речи детей названия танцевальных движений.

3. Развивать умения  выразительного исполнения танцевальных движений с помощью имитирования  характера и повадок животных.

4. Развивать умение анализировать  схемы танца,  свою исполнительскую деятельность, моделировать из кубиков строение танца.

5.  Воспитывать  интерес, наблюдательность, любознательность, любовь к животным и природе в целом.

6. Проявлять творчество в играх, инициативность, любознательность.

Словарная работа: Активизировать употребление в речи правильного названия  русских народных движений: «ковырялочка», «полу присядка», «тройной притоп», «моталочка», «распашонка», «мячики», «присядка», «гармошка».

Поисковые вопросы:

1. Определять и показывать в движении характер зверей.

2.  Различать двух частную форму музыкального произведения, менять движения со сменой частей в музыке.

 3. Уметь исполнять танец по заданной схеме

Материал:

1. Иллюстративный: презентация  приложений с картинками и схемами ТСО.

2. Музыкальный репертуар:

1)Музыка: Марш  Г. Свиридова ТСО,

2)Песня «Три белых коня» сл. Л Дербенёва, муз. Е. Крылатова  в исполнении ВИА «Карамельки»  ТСО;

3)русская народная мелодия ««Пойду ль я, выйду ль я да»; русская народная потешка «Тень-тень»;

4)Полька Р. Штрауса «Дружные пары»;

5)хороводная игра «Ай дили, дили»

3. Раздаточный: карточки с картинками зверей, кубики для моделирования.

 Предварительная работа: 1. Разучивание на зарядке музыкально-ритмической  композиции на песню «Три белых коня»  сл. Л Дербенёва, муз. Е. Крылатова  в исполнении ВИА «Карамельки»   ТСО

2. Разучивание мелодии и русских народных движений на попевку «Тень-тень»

3. На слушании музыки дети знакомились с полькой Р. Штрауса, определяли её характер, строение, двух  частную  форму рассматривали и строили из кубиков схему.

Методы и приёмы работы:

1. Наглядные -  Демонстрация презентации с картинками и  схемами по моделированию из кубиков.

 2. Практические – Танцевальные упражнения по показу. Моделирование из кубиков.

3. Игровые  картинки – загадки   для определения  танцевального движения. «Изобрази  животного, используя характерные русские народные движения».

 4. Словесные – вводные беседы по содержанию танцев, созданию сказочной загадочной  атмосферы карнавала в лесу, творческие задания, обобщение по теме занятия.

Ход занятия:

       Дети заходят в музыкальный зал под Марш Георгия Свиридова, образуют круг.

      Музыкальный руководитель: Добрый день,  ребята! Вначале занятия, по традиции  девочки первыми поприветствуют  мальчиков под звучание мелодии русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я да», затем реверанс, приветствие  исполнят мальчики.

       (Дети по группам исполняют реверанс, воспитатель следит за ритмичностью исполнения и осанкой детей).

      Музыкальный руководитель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в зимний лес, чтобы встретиться с нашими друзьями, лесными зверями. Чтобы их лучше понять и подружиться с ними, надо вспомнить их повадки и характер движений. Напомните  мне, пожалуйста, какой характер у лисы?

Дети: Хитрый характер  (движения игривые, кокетливые).

     А у  зайца?  

Дети: Трусливый характер, (движения лёгкие прыгучие);

     А у волка?

Дети: Характер смелый, злой (движения размашистые, хватающие добычу);

     У медведя?

Дети: Важный, уверенный характер (движения неуклюжие, тяжёлые);

     У  ёжика?

Дети: Пугливый, шустрый характер (движения  торопливые, быстрые);

      А у белки?

Дети: Добрый, суетливый характер (движения прыгучие, весёлые).

Музыкальный руководитель: Молодцы, не забудьте показать это в своих движениях. А сейчас, в путь!

        Дети исполняют  музыкально-ритмическую композицию под песню «Три белых коня» сл. Л Дербенёва, муз. Е. Крылатова  в исполнении ВИА «Карамельки» ТСО.  Дети  под музыку изображают  движения  лесных животных (лисы, зайца, волка, медведя, ёжика, белочки).        

      Музыкальный руководитель: Вы все справились: очень выразительная лиса была у Арины и Шамиля,  волк-разбойник  у Артура и Данила, неуклюжий медведь у Маши и Полины, озорной ёжик у Эвелины и Эльвиры, проворная белка у Таисии  с Камиллой.

        На прошлом занятии мы познакомились с русской народной попевкой «Тень-тень», в которой рассказывается,  как собравшиеся под плетнём звери хвастаются. Только изображали мы эту сценку с помощью русских народных движений. Давайте вспомним их. Чем хвасталась лиса?  (хвостом). Мы исполняли с вами «тройной притоп». Кто хочет показать? (показ ребёнка, остальные повторяют за ним). Молодцы!  Давайте вспомним, чем хвастался зайка? (длинными задними ногами) Покажем все «моталочку», не забывая выбрасывать вперёд прямые ноги и тянуть носочки. Русское народное движение «распашонка» расскажет о колючих шубах ежей. Кто хочет показать? (Показ солиста). Блохи, хоть и маленькие, но очень прыгучие как мячики. (Показ детей) Кто вспомнит название движения, изображающее медведя? Молодцы, конечно  –  это «присядка» (Исполняет движение,  назвавшим первым, остальные за ним повторяют). А вот коза, которая подслушивала этот спор, подкрадывается к плетню движением «гармошка» . Давайте повторим нашу попевку с помощью схематической цепочки, смотрим и исполняем выразительно, в  характере разных животных.

        Дети исполняют русские народные движения под попевку  «Тень-тень» ТСО  (Приложение№1)

         Музыкальный руководитель: Все справились с заданием и теперь вместе с лесными жителями можем отправляться на новогодний карнавал. Представьте, что все вы в карнавальных масках, и чтобы отгадать с кем вы танцуете в паре  надо внимательно присмотреться к движению своего партнёра.  Определить зверя в маске можно  по характеру исполнения и конечно танцевальным движениям, которые мы спрятали, «закодировали»  в картинки. Сейчас каждый из вас возьмёт одну карточку, посмотрит и  скажет мне на ушко (девочки шепнут воспитателю), какое русское народное  движение он будет исполнять,  изображая зверя, нарисованного на картинке.  По движению своего партнёра  вы сможете  отгадать,  с кем вы  танцуете в паре, с каким лесным жителем. Кто сомневается, может ещё раз посмотреть на нашу схему.

         А танцевать на карнавале мы сегодня будем под весёлую польку немецкого композитора  Рихарда  Штрауса. Посмотрите внимательно на схему движений этого танца, а Эвелина выложит её нам из кубиков. Эвелина,  напомни нам, пожалуйста, сколько частей в этой польке?  (Ответы детей)  

         Напоминаю строение танца (Приложение№2) :

С начало, слушаем вступление;

1я часть - мы бежим на носочках в парах по кругу;

2я часть – мальчики хлопают, а девочки выполняют движения по своей карточке;

На повторении музыки 1й части – пары снова бегут по кругу;

Во 2й части – теперь девочки хлопают, а мальчики танцуют движение, которое соответствует картинке на  карточке ;

Третий раз повторяется 1я часть -  пары исполняют бег по кругу,

На 2ю часть  – все кружатся лодочкой в парах (звери подружились). Посмотрите внимательно на схематическую цепочку составленную Эвелиной. Все согласны с ней?

       Дети проверяют,  поправляют кубики,  если не правильно. Затем девочки сначала берут со стола перевёрнутые карточки с рисунками животных и кладут обратно, садятся на стульчики. Воспитатель проходит и узнаёт у каждой, какое движение они будут исполнять.  В это время мальчики берут карточки и подходят к музыкальному руководителю, шепчут своё движение. Затем все мальчики  приглашают девочек на польку.  Пары строятся друг за другом. Воспитатель помогает, во время танца,  тем детям, которые в чём -  либо затрудняются.

       Музыкальный руководитель:  Вы все постарались исполнять движения в танце выразительно. А теперь девочки подойдут и возьмут карточку того  зверя, с которым они танцевали в паре. Мальчики, вы все согласны с выбором девочек? Теперь мальчики попробуют отгадать, с кем они танцевали. Выбирайте  карточку.

        Дети закрепляют названия русских народных движений, как своего, так и  своего партнёра, выкладывают свои схемы из кубиков и карточек. (Приложение№3)

        Музыкальный руководитель:  Все из вас старались справиться с заданием, давайте похлопаем друг другу и  ещё раз вспомним, кого же мы встретили на новогоднем карнавале в лесу. Играем в игру «Ай дили»:

       Дети берутся за руки, встают в хоровод, идут по кругу и поют.

        Дети: Ай, дили, дили, дили, а мы кого-то видели: глазастого, ушастого, клыкастого, вихрастого. Он сидел под кустом и громко щёлкал языком.

   (Все дети садятся на корточки,  прищёлкивая языком. Дети-солисты по очереди рассказывают о каком-то звере, его характер показывают  в движении, затем садятся в средину хоровода).

       Ребёнок-солист: Может это был  огромный злой бурый медведь?    (Ребёнок-солист может называть запомнившегося на занятии персонажа или придумать своего).

      Дети (встают): Никого мы невидали, потому что убежали!

 (Дети разбегаются, а солисты ловят их).

      Музыкальный руководитель:  Кто вам больше понравился? Почему?

 (Дети учатся оценивать выступление солистов, комментировать их выступления, аплодировать им).

       Ловкими оказались наши солисты, похлопаем им. Я рада, что вы все на занятии сегодня справились со всеми заданиями: составляли схемы из кубиков, прятали русские народные движения в картинки. Молодцы! Вы показали свои танцевальные умения, исполняли движения  выразительно.  Давайте попрощаемся как настоящие танцоры.

Дети исполняют реверанс, как на приветствии и выходят из зала под Марш Георгия Свиридов                                                                                                        

                                                                                                             Приложение 1

Моделирование русской народной попевки «Тень-тень»

попевка

плетень

плетень  - «ковырялочка»

C:\Users\Олеся\Desktop\презентация\лиса.jpg - «тройной притоп»

C:\Users\Олеся\Desktop\презентация\заяц2.jpg- попеременное выбрасывание ног перед собой «моталочка»

ежи- «распашонка»

блоха

блоха  -«мячики»

C:\Users\Олеся\Desktop\презентация\миша.png   - «полу присядка» или «присядка»

коза  - «гармошка»

Схематическая цепочка

4лет              рис2 лиса         рирс       рис ежи            рис блох       2 рис мед         рис коза

                                                                                                            Приложение 2

Этап «закодирования» строения танца Польки, с помощью моделирования  кубиков

                   Вступление (слушают музыку)

                    бегут по кругу

                    исполняют девочки

                    исполняют мальчики

                    кружение в парах

                     кода (поклон)

                       

                                                                                                          Приложение 3

Схема танца польки на музыку  И. Штрауса

C:\Users\Олеся\Desktop\презентация\заяц2.jpg      попеременное выбрасывание ног перед собой «моталочка»

C:\Users\Олеся\Desktop\презентация\миша.png        «полу присядка» или «присядка»

C:\Users\Олеся\Desktop\презентация\лиса.jpg       «тройной притоп»

        C:\Users\Олеся\Desktop\презентация\белка.jpg

                движение поскока вокруг мальчика 

        кружение «лодочкой»