Круглый стол для родителей подготовительной группы "Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста"

Попова Ольга Николаевна

Круглый стол для родителей подготовительной группы с целью повышения родительской компетенции в речевом развитии детей старшего тдошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_dlya_roditeley.docx86.88 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей подготовительной группы «Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста

Цель: повышение родительской компетенции в речевом развитии ребенка старшего дошкольного возраста.

Задачи:

·        практическое усвоение игр и упражнений, направленных на развитие основных речевых компонентов (фонетики, грамматики, словаря);

·      обеспечение педагогической поддержки семьи в вопросах речевой компетенции

Участники: родители подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед.

Оборудование: мультимедийная установка; предметные картинки для игры «Звуковая цепочка»; настольно-печатные игры на развитие фонематического восприятия «Веселые путешественники»; предметные картинки для игры «Рифмовочки»; индивидуальные наборы для фонетического разбора.

Ход мероприятия:

Понятие «речевая готовность ребенка к школе» является важным составляющим аспектом психологической готовности ребенка к школе.

В 6-7 лет ребенок должен уметь:

•        ВНИМАНИЕ — выполнять сосредоточенно задание около 15 минут; зрительно находить около 6 отличий между предметами; удерживать в поле своего зрения до 10 предметов; воспроизводить в точности предложенный узор или движение.

•        МЫШЛЕНИЕ — ориентироваться в последовательности событий, собирать разрезную картинку из 9-10 частей; видеть и излагать несоответствия на рисунках; определять и разъяснять отличия между предметами и явлениями, определять среди предложенных предметов лишний, мотивируя свой выбор.

•        ПАМЯТЬ — фиксировать зрительно до 10 картинок; воспроизводить по памяти литературные тексты, стихи, содержание картины; запоминать в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

•      ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ — ориентироваться в числовом ряду в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; применять арифметические знаки действий; ориентироваться на листе бумаги; определять по часам время.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — легко пользоваться карандашом, ножницами; уметь оперировать с пуговицами, шнурками; владеть разными видами штрихования, учитывая предложенный контур; применять графические навыки в тетради в клетку или в линию;

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ — понимать разницу между именем и фамилией, называть их; знать имена и отчества родителей; понимать разницу между названием своего родного города, столицы, страны и называть их; понимать временные понятия: времена года, части суток, дни недели и их последовательность; ориентироваться в основных лексических темах, соответствующих возрасту.

 •   РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  • правильно произносить все звуки;
  • уметь слышать и различать звуки, делить слова на слоги;
  • уметь слышать и определять первый, последний звук в слове, называть все звуки по порядку;
  • уметь пользоваться разными способами словообразования;
  • использовать в речи развернутую фразу, свободно пользоваться сложными предложениями различных видов;
  • самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; владеть пересказом, уметь слышать и находить в простом предложении отдельные слова;

Сегодня мы подробно остановимся на речевой готовности ребенка к школе.  На практическом материале покажем Вам, как в игровой форме можно помочь ребенку в формировании основных языковых компонентов.

Ребенок приходит в первый класс и сталкивается с массой проблем: знакомство с учителем и одноклассниками; осмысление своего места в структуре класса; умение пользоваться накопленным багажом знаний – все это предполагает свободное владение ребенком фонетически чистой и грамматически оформленной речью.

Очень сложно процесс адаптации к школе проходит у первоклассников с нарушениями речи. Кроме того, возникают трудности усвоения определенных школьных предметов: чтения, письма, математики. Обусловлено это недостаточным развитием фонетической стороны речи и несформированным фонематическим восприятием.

Вот почему в преддверии школы так остро встает вопрос о речевом развитии ребенка-дошкольника.

1.Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением всех фонетических групп.

В логопедических тетрадях вы найдете доступный и полный речевой материал для автоматизации поставленных звуков.

Логопед задает вопрос родителям: Какие игры либо речевые упражнения они могут вспомнить (ответы родителей)

Вашему вниманию предлагаются игры для автоматизации звуков:

•        Соревновательная игра «Кто назовет больше слов на заданный звук?». Игра может варьироваться: звук в начале слова, в конце, в середине.

•        «Звуковая цепочка». Предлагается составить цепочку из картинок так, чтобы конечный звук одного слова стал начальным для другого.

•        «Назови ласково», «Один – много», «Сосчитай предметы», «Жадина» и т.д.

2. Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать звуки.

Умение это чрезвычайно важно для формирования навыка чтения. Так дети часто смешивают огубленные гласные звуки О – У, соноры Р – Л, ЛЬ – Й и т.д. Такие же ошибки у ребенка возможны и при чтении и письме.

Очень важно, чтобы ребенок сознательно произносил смешиваемые звуки: понимал, какие органы артикуляции участвуют в произношении, и что конкретно они делают.

Логопед задает вопрос родителям: Чем различается произношение звуков

 О – У; Ш – С?

•        «Рифмовочки». Подобрать слова, похожие по звучанию.

•        «Эхо». Проводится с мячом. Прямые слоги, закрытые, со стечением.

•        «Веселые путешественники». Дифференциация звуков:

первая команда Ш – С, вторая команда Т — П.

Инструкция: Путешественники отправились на поиски приключений на автобусе и машине; самолете и поезде. Задание для первой команды: Путешественники, в названии которых услышите звук С, едут на автобусе, звук Ш – на машине. Аналогично дается инструкция для второй команды (если в названии картинки есть звук Т, путешествует на самолете, звук П – на поезде)

•        Чистоговорки. Логопед предлагает родителям самостоятельно вспомнить скороговорки, определить для закрепления или дифференциации каких звуков их можно использовать. Объясняет разницу между чистоговорками и скороговорками и практическое их применение на различных этапах коррекционной работы.

•        Слоговые упражнения: раздели слова на слоги; назови слова, которые начинаются на указанный слог; заканчиваются на указанный слог; какое слово получится, если первый слог ЛУ, второй НА

•        Игра «Слог да слог сложи ты снова – получи другое слово»

1. Логопед: Я назову первый слог слова, а вы следующий. У каждого должно получится свое слово: СА – пог, СА — ды, СА – лют и т.д.

Игра проводится с мячом: логопед бросает мяч с названным первым слогом, родитель возвращает мяч с получившимся словом.

2. На экране представлены слоговые схемы и картинки к ним. Родителям предлагается подобрать свои слова, соответствующие схемам.https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/22/s_5dffa875503e2/1297537_1.jpeg

3.   Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.

Готовность ребенка к звукобуквенному анализу слова: умение слышать и выделять звуки в слове, определять последовательность звуков в слове.

Представим речь в виде пирамиды, в основании которой находится ЗВУК, являющийся самой малой неделимой единицей речи.

Звуки сливаются в слоги, из которых получается СЛОВО.

Слова связываются друг с другом по смыслу, образуя ФРАЗУ (предложение).

Фразы, объединенные одной мыслью, представляют связное высказывание.https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/22/s_5dffa875503e2/1297537_2.jpeg

Поскольку основанием пирамиды является звук, то понятно, что звуковая (фонетическая) сторона речи должна быть нормативной, чтобы все остальные языковые компоненты формировались нормативно.

Важной задачей дошкольного периода является не только постановка и автоматизация звуков, но и умение слышать звуки речи и различать их по акустическим и артикуляторным признакам.

Часто ученики первых классов «теряют» на письме гласные звуки. Это говорит о том, что дети их не слышат, потому и не пишут. Умению слышать гласные звуки сначала в слоге, а затем в слове надо уделить особое внимание.

Какой слог получится, если первый звук А, второй П? Аналогично проводится работа с прямыми слогами.

Какое слово получится, если первый звук С, второй О, третий К?

Какой звук спрятался в середине слова МАК?

Какой звук спрятался в конце слова ПАЛЬТО?

Дифференциация гласных и согласных звуков строится на осознании артикуляционных различий этих звуков. https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/22/s_5dffa875503e2/1297537_3.jpeg

•       Игра: «Угадай, гласный или согласный первый звук в слове?» с использованием сигнальных карточек.

Важным моментов для ребенка является знакомство с твердостью и мягкостью согласных. Если ребенок усвоит эти понятия в дошкольном возрасте, освоение чтения и письма значительно облегчится.

•      Игра: «Твердый – мягкий» с использованием сигнальных карточек. Если в слове услышите звук П – поднимите синий квадрат, если звук ПЬ – зеленый.

Игра: «Соотнеси картинку с нужной схемой»

•     Подберите свои примеры к схемам.

Звуковой анализ слов: РЫ-БА, КИТhttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/22/s_5dffa875503e2/1297537_5.jpeg

Выполняем звуковой анализ каждого слога. Соответствующими фишками выкладываем схемы предложенных слов.https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/22/s_5dffa875503e2/1297537_4.jpeg

•        Самостоятельная работа в командах   над словами:

         МА-ЛИ -НА    КЛУБ -НИ-КА

Последующая характеристика звуко-

слогового состава данных слов.

4. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами.

Речевые игры:

•        Загадки.  Этот прием работы решает многие развивающие задачи: развитие мышления, в случае если ребенок отгадывает загадки; развитие речи, в случае, если ребенок придумывает загадку самостоятельно. Педагог может предложить придумать загадку в рамках определенной лексической темы, или в контексте НОД после вербальной демонстрации образца описательной загадки. Например: Это предмет мебели на четырех ножках, со спинкой, сиденьем и подлокотниками. Дети предлагают свои варианты, обосновывая отгадку.

 Аналогичная работа предлагается и родителям: придумать загадки о предметах и явлениях внутри одной лексической группы.

· Игра «Я знаю 5 названий ….» (Водящий обозначает тему: Я знаю 5 названий деревьев и передает мяч следующему игроку, который вспоминает и произносит 5 соответствующих слов. Далее он становится водящим и придумывает свое задание). Игра помогает пополнять словарь, обобщать слова указанных лексических групп, развивает быстроту и концентрацию внимания.

•        Игра «СНЕЖНЫЙ КОМ»

Способствует развитию памяти, умения распространять предложения и логически выстраивать члены предложения. Первый игрок называет нераспространенное предложение:

Машина едет. Второй повторяет сказанное предложение и прибавляет свое слово, третий повторяет услышанное и добавляет свое словои т.д. Слова можно добавлять в любом месте предложения. Получается распространенное предложение, которое увеличивается от игрока к игроку. Машина едет по

дороге. –Большая машина едет по дороге. — Большая машина едет по широкой дороге. и т.д.

Игра заканчивается, когда кто-либо ошибается или пропускает слова в растущем предложении.https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/22/s_5dffa875503e2/1297537_6.jpeg

 

5. Составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; владеть пересказом; разделять простые предложения на слова.

Важно, чтобы у ребенка старшего дошкольного возраста к моменту поступления в школу, связная речь достигла определенного уровня и стала выступать средством коммуникации. Всем известно, что обучение в школе – это, в основном, передача и усвоение вербального материала. Вот почему к этому времени ребенок должен уметь самостоятельно излагать услышанное или увиденное, уметь перерабатывать предложенный вербальный материал.

Развивать связную речь можно и нужно в домашних условиях, когда родители вместе с детьми:

Ø читают доступные по возрасту тексты;

Ø задают вопросы и отвечают на них, используя слова и выражения прочитанного;

Ø придумывают свои продолжения существующих рассказов;

Ø пересказывают прочитанные тексты;

Ø вспоминают события какого-либо памятного дня и записывают получившийся рассказ.

Очень продуктивным методом является работа с речевым материалом в ваших тетрадях, где учитель - логопед рекомендует стихи, тексты для заучивания и пересказа. Систематическое выполнение подобных заданий поможет Вашему ребенку свободно и ясно излагать свои мысли, не испытывать страха перед публичными выступлениями.