Тема: мастер – класса «Формирование духовно-нравственных качеств через игру» в дошкольном возрасте. Подготовила выступление: воспитатель Высшей категории Наталья Геннадьевна Ерина г. Маркса

Ерина Наталья Геннадьевна

Слайд № 1. Тема:  мастер – класса «Формирование духовно-нравственных качеств через игру» в дошкольном возрасте.

 

Подготовила выступление:

воспитатель Высшей  категории Наталья Геннадьевна Ерина

 

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида с  приоритетным осуществление

деятельности по художественно-эстетическому    развитию детей №14»

г. Маркс  Саратовской области.

 Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире.

И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.

 В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.

Для формирования  духовно-нравственных качеств  у детей, хорошо использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, и получать удовольствие от общения с другими детьми, воспитать в ребенке духовно – нравственную личность, любовь и уважительные отношения к близким и окружающим людям.

Их смело можно использовать на праздниках и в любое свободное время как в помещении, так и на свежем воздухе.

Особенно дети любят играть в эти игры на праздниках.

 Игра является не только ведущей деятельностью дошкольника, но и представляет собой отражение окружающей жизни.

А так же игра учит размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд № 1. Тема:  мастер – класса «Формирование духовно-нравственных качеств через игру» в дошкольном возрасте.

Подготовила выступление:

воспитатель 1 квалификации Наталья Геннадьевна Ерина

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида с  приоритетным осуществление

деятельности по художественно-эстетическому    развитию детей №14»

г. Маркс  Саратовской области

Слайд № 2. Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире.

И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.

 В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.

Слайд № 3. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости.

  Работая с детьми я обратила внимание, что у детей в игре часто присутствуют такие качества как: жестокость, самолюбие.

 Поэтому формированием основ моральных  качеств нужно заниматься с дошкольного возраста.  

  Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы - главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Слайд № 4.   Как дать маленькому ребёнку азбуку человеческой культуры, как помочь ребёнку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в своём сердце.

Слайд № 5.   Как научить детей жить дружно, быть добрыми, справедливыми?

Для формирования  духовно-нравственных качеств  у детей, хорошо использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, и получать удовольствие от общения с другими детьми, воспитать в ребенке духовно – нравственную личность, любовь и уважительные отношения к близким и окружающим людям.

Слайд № 6. Их смело можно использовать на праздниках и в любое свободное время как в помещении, так и на свежем воздухе.

Особенно дети любят играть в эти игры на празднике.

Слайд № 7. Видео.

Слайд № 8. Игра является не только ведущей деятельностью дошкольника, но и представляет собой отражение окружающей жизни.

А так же игра учит размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

Здесь конечно же нужна систематическая, целенаправленная, воспитательная работа.

  Слайд № 9.  Перед нами стоят, следующие задачи по духовно-нравственному воспитанию детей:

 1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

3. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость, доброту  и скромность.

 4. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

 5. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Духовность -это внутренний мир личности.

И личность должна уметь любить!

 Любить мир, людей, свою Родину!

 Мы детям даем знания, которые остаются в голове, а духовно-нравственные качества наполняют его душу.

Слайд № 10.  Обратите внимание на этого малыша, в голове у него нужные знания, а внутри пусто.

Хотите наполнить кроху, духовно-нравственными качествами?

Я вам предлагаю выполнить задание и для этого мне нужно десять человек, подойдите пожалуйста ко мне, не стесняйтесь.  

Я каждому раздам лепестки.

Пожалуйста  прикрепите лепестки к сердцевине цветка и назовите эти качества.

(педагоги прикрепляют лепестки, со словами: добрый, честный... )

(И объяснить  их значение)

Спасибо, Вы хорошо потрудились.

Но по законам физики, если в стакане вода не горячая, то она холодная.

Так же и в нашей ситуации, если мы не сформируем эти качества, сразу же формируются другие.

(переворачиваю лепестки и получаются слова: злой, лживый...)

Посмотрите и представьте, хотели бы вы встретиться с таким человеком?

Все эти качества влияют на самый главный орган жизнедеятельности человека (переворачиваю сердцевину цветка с надписью:

Слайд № 11.  «Духовно-нравственные качества», там сердце)

Чтобы сердце было наполнено добротой, мы проводим  с детьми беседы, игры, упражнения, досуги, праздники на формирование  духовно-нравственных качеств.

Спасибо Вам большое Вы справились.

Присаживайтесь.

 Сейчас мы просмотрим видео с несколько игр, которые мы проводим с детьми, но это только часть тех игр.

Цель всех игр: воспитывать уважительное, заботливое отношение друг другу

 Слайд №  12. Видео. Желаю вам хорошего  просмотра.

1. «Подбери цвет» (поиграть)

Раздать детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

Добро — зло

горе — радость

хорошо — плохо

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

любовь – ненависть

грубость – вежливость

мир – война

2.Игра «Садовники и цветы» (поиграть)

Группа делится на две подгруппы и воспитатель объясняет правила игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой- они завянут.

Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, где растут цветы, которым не надо воды.

Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и вежливых слов.

 Пусть одна подгруппа будет цветами, которые завяли, а другая -садовниками, которых вызвали на помощь увядающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с вежливыми словами и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться (дети ходят и подходят к цветку  и говорят добрые и вежливые слова:

Добрый день;

Могу я вас попросить;

Желаю тебе хорошего;

Можно я вам помогу;  

Извините , я был не прав)

 Посмотрите, как зацвела наша полянка, так и наша жизнь становится радостнее, если близкие внимательны и добры друг к другу.

Игра 3 . Свеча. Педагог зажигает свечу и предлагает детям встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, дети говорят друг другу добрые пожелания.

   Игра 4 «Волшебные очки». (поиграть)  (Стоим по кругу).

Воспитатель объявляет: Я хочу показать вам волшебные очки.

Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех.

Вот сейчас я примерю эти очки...

Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!

 А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа.

Передаю очки рядом стоящему коллеге и говорю комплименты. Передавая очки рядом стоящему, педагог называет какое-либо его достоинство.

Игра 5. «Круг честности» (поиграим) с музыкой

Цель: формирование  социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.

Ход игры: педагоги делятся на две команды.

Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх.

Это круг честности.

Вторая команда встает в цепочку, друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку.

 Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга.

Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках.

Затем команды меняются местами.

Игра 6. «Запретное движение».

Педагог показывает движения, а играющие должны их повторять, только в том случае, если я скажу «пожалуйста».

 Игра 7.  «Светофор».

Все участники встают в колонну по одному, взявшись за туловище впереди стоящего, руки сцеплены в замок.

 По команде ведущего все одновременно делают шаг или маленький прыжок в соответствии с цветом:

Желтый – вправо,

Зеленый – вперед,

Красный – назад

10. Игра «Пирамида любви»

 Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это

чувство, но все мы по-разному его выражаем «Я люблю свою семью, своих

Расскажите и вы, кого и что любите вы!

А сейчас, давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук.

Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё самое любимое и класть руку (выстраивают пирамиду).

Посмотрите какая высокая получилась пирамида.

Высокая потому

что, мы любим и любимы сами.

Упражнение «Сотворение чуда».

Цель: совершенствование навыков эмпатии и рефлексии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.
Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?».

Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Участники в кругу.

- Если вы рады встрече с  нами, улыбнитесь соседу.

- Если вам у нас понравилось,  то похлопайте в ладоши.

- Если вы часто сердитесь, закройте глаза.

-Если  вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, покачайте головой;

- Если вы полагаете, что  ваше настроение зависит от настроения окружающих, подмигните;

- Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение – покружитесь.

А теперь повторим. Вы согласны?

 

Слайд №12.  Закончить наш мастер-класс хочется словами Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас и вас родителей зависит, каким вырастет ребёнок. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Спасибо всем за сотрудничество, желаю всем успехов в работе и творческого вдохновения.

 Пусть приумножаются зерна доброты в ваших сердцах.