Инновационная деятельность на базе КФУ

Исламова Динара Талхатовна

Республиканская инновационная площадка (РИП) "Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования".

Разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора:

Тема 1. Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования "Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования".

Осуществление инновационной деятельности по теме: «Музыкально-исполнительская деятельность учителя музыки в условиях реализации ФГОС».

         Актуальность:

Формирование у студентов профессиональных компетенций и готовности к выполнению вида профессиональной деятельности «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность» является одним из требований  Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 53.02.01Музыкальное образование. В ходе освоения указанного вида профессиональной деятельности (раздела «Управление хоровым коллективом») и соответствующих профессиональных компетенций, обучающийся должен:

иметь практический опыт:

-        исполнения произведений педагогического репертуара хорового жанра на уроках, занятиях, досуговых мероприятиях;

-        управления с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом;

-        аранжировки произведений педагогического репертуара разных жанров для детских хоровых коллективов разного состава;

уметь:

-        читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;

-        определять и грамотно объяснять задачи исполнения;

-        использовать различные технические и художественные приемы хорового дирижирования, дирижерские навыки при управлении детским вокально-хоровым коллективом;

-        проводить анализ и самоанализ дирижерско-хоровой деятельности;

-        применять методические приемы вокально-хоровой работы;

-        анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;

-        работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;

знать:

-        основные этапы развития певческого голоса;

-        специфику голосообразования в пении и в речи;

-        требования к охране и гигиене голоса;

-        разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар;

-        теоретические основы и методику работы с хором;

-        классификации певческих голосов и необходимых элементов хоровой звучности;

-        основы хоровой культуры и дирижерской техники;

-        методы анализа произведений вокально-хорового жанра;

-        методические основы работы над детским песенным репертуаром;

-        технические и художественные приемы хорового дирижирования;

-        методические приемы работы с хором;

-        жанровые особенности вокально-хоровой музыки.

Новизна:

Инновационные подходы к методике преподавания дисциплин дирижерско-хорового цикла делают образовательный процесс наиболее эффективным.

         Цель разработки – выявление путей формирования у студентов профессиональных компетенций в музыкально-исполнительской деятельности через вокально-хоровую работу, нацеленных на уроки музыки в школе.

Для достижения  цели были поставлены следующие задачи:

·                    изучение и обобщение передового педагогического опыта,

·                    изучение и овладение современными  информационными технологиями,

·                    разработка рабочих программ учебных дисциплин «Хор», «Хоровое дирижирование»; разработка программы раздела профессионального модуля «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность» по темам: «Хоровое исполнительство», «Хоровое дирижирование»;

·                    составление учебно-методических комплексов к рабочим программам и темам междисциплинарного курса;

·                    обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов учебных  занятий.

В рамках осуществление инновационной деятельности по теме: «Музыкально-исполнительская деятельность учителя музыки в условиях реализации ФГОС» подготовлены выступления на стажировочных площадках перед слушателями программ повышения квалификации: .

1. Выступление в рамках работы республиканской инновационной площадки по проблеме «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования» на республиканском круглом столе в рамках стажировки «Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода в художественном воспитании обучающихся» по теме: «Методы и приемы вокально-хоровой работы при разучивании школьной песни», где подробно рассмотрены этапы подготовки хоровой песни к вокально-хоровой работе и методика разучивания песни на практическом примере. Материал представлен ввиде презентации.

2. Выступление в рамках работы республиканской инновационной площадки по проблеме «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования» на республиканском круглом столе в рамках стажировки «Современные подходы к организации и проведению урока изобразительного искусства и музыки в условиях реализации требований ФГОС» по теме: «Формирование певческих навыков учащихся при распевании в условиях реализации ФГОС ООО». Материал предоставлен в виде текста доклада, презентации к докладу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

По плану участия в деятельности региональной инновационной площадки «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования» Центра повышения квалификации ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Институт психологии и образования Куратор Габдрахманова Е.В. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ ПРИ РАЗУЧИВАНИИ ШКОЛЬНОЙ ПЕСНИ Выступление в рамках республиканского круглого стола в рамках стажировки « Инновационные формы реализации системно- деятельностного подхода в художественном воспитании обучающихся » Д.Т.Исламова , преподаватель ГАПОУ « Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж»

Слайд 2

этапы подготовки хоровоЙ ПЕСНИ Выучить наизусть хоровую партитуру (слова и мелодию) и исполнять ее на фортепиано. Проанализировать форму песни, ладотональный план, особенности строя, метроритма. Уточнить общий темп и отклонения от него. Проанализировать поэтический текст, наметив дикционные задачи. Рассмотреть дыхание (по фразам, по предложениям, цепное), расставив це­зуры. Выявить предполагаемые трудности при работе над произведением ( тесси­турные , интонационные, ритмические, дикционные, динамические, худо­жественно-исполнительские). Продумать методы и приемы работы над трудностями. Подобрать вокально-хоровые упражнения, решающие задачи приемов ра­боты над трудностями. Наметить репетиционный план вокально-хоровой работы с детским хором, написать цели и задачи планируемой работы. Продумать этап ознакомления хора с произведением. Подготовить наглядные материалы, презентацию, необходимые при разу­чивании хорового произведения.

Слайд 3

Колюч он, но не ёлочка, В иголках, но не сосенка. В клубок свернуться может Конечно, это...

Слайд 5

«ПРО ЕЖА» м узыка М. Ройтерштейна слова Н. Слепаковой

Слайд 6

Михаэль Иосифович Ройтерштейн (1925 г.р.) Нонна Менделеевна Слепакова (1936- 1998)

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

Формирование певческих навыков учащихся при распевании

в условиях реализации ФГОС ООО

Преподаватель ГАПОУ «ЛМХПК» - Исламова Д.Т.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в области Искусство (Музыка) выдвигает следующие требования: развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность.

Цель вокально-хоровой работы на уроках музыки – способствование творческой самореализации школьников посредством хорового исполнительства.

Задачи:

- образовательные (развитие певческого голоса, совершенствование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром);

-воспитательные (воспитание вокального слуха, музыкального и художественного вкуса учащихся, творческого потенциала);

- развивающие (развитие музыкальных способностей детей и потребности школьников в хоровом пении как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию).

Вокально-хоровая работа c детьми среднего школьного возраста имеет  свои особенности. В этот возрастной период, а именно примерно после 12 лет, у школьников наступает период полового созревания. Именно в это время отмечается скачок в росте гортани и голосовых складок. Громкое пение, попытки взять высокие ноты или слишком низкие – все это может сильно повредить голосу ребенка.

Поэтому вокально-хоровая работа на уроках музыки в V- VIII классах должна ставить перед собой следующие задачи:

- учет этапов мутационного периода подростков (начальный, средний, завершающий);

- индивидуальный подход к учащимся в этот период;

- пение в ограниченном диапазоне без напряжения голосового аппарата;

- пение с умеренной силой звука без форсированного звучания голосов;

- пение в характере и диапазоне детских голосов (в микстовом регистре), что уменьшает напряжение голоса и помогает приспособиться к новым голосовым особенностям;

- избегать двух крайностей: нельзя форсировать формирование взрослого голоса и искусственно задерживать период пения детским голосом (переводить в тесситуру мужского звучания мальчиков можно тогда, когда его голос заполнит малую октаву и устойчивость звучания в диапазоне ре мал - ре1);

-применение педагогом специально разработанного комплекса вокально-хоровых упражнений для распевания с четко поставленными задачами.

Главная задача учителя музыки во время вокально-хоровой работы в этот период – это научить петь учащихся без опасного для голоса перенапряжения гортани и голосовых связок.

Защищает гортань от перегрузок - резонансная техника пения. Резонансная техника – это пение с высокой активностью и озвученностью всех резонаторов голосового аппарата.

Формированиюу поющих устойчивых певческих навыков, активизации резонаторной системы, более быстрому и легкому приспособлению голосовых органов подростков к новым условиям голосообразования способствует систематическое пение определенного количества вокально-хоровых упражнений, построенных на методике трехфазного дыхания,которые включаются в распевание.

Три принципа,которые надо соблюдать при выполнении:

1. Принцип постоянного сохранения трехфазности дыхания (выдох, пауза, возврат дыхания).

2. Третья фаза - возврат дыхания – при любых обстоятельствах должна происходить только через нос.

3.Принцип комплексной тренировки дыхательного аппарата  на звуках, т.е. с помощью голоса.

При осуществлении всех трех фаз дыхания плечи должны быть неподвижными, а нижние ребра расходятся вперед и в стороны.Основная дыхательная мышца правильного дыхания - диафрагма.

Основное упражнение

Задача: освоение упругого, длинного и ровного выдоха,  выработка естественно вдоха (возврата дыхания).

Сначала упражнение выполняется сидя. Сесть удобно на стул. Спина прямая, плечи расправлены, но не зажаты. Руки на коленях. Тело подтянуто, но не напряжено. Опорой туловища является позвоночник.

1 фаза – выдох.

Для выполнения выдоха губы сложите так, будто собираетесь подуть на пламя свечи. Задача не погасить ее, а поколебать пламя. При этом губы не следует выпячивать, а напротив, чуть - чуть растянуть, слегка подвернув их под зубы. Затем челюсти слегка разжать и произнести при этом негромко звук Пффф.

П звучит только в первый момент через плотно сжатые губы. Затем мы их слегка разжимаем и выдыхаем через звуки Ффф. На слух достаточно хорошо контролируются "неровности" звучания.

Пока звучит Ффф губы нельзя распускать. Щеки не раздувать. Правильное соблюдение всех требований обеспечит выдох, при котором воздух будет выходить упругой и плавной струей, не прерывающейся, не изменяющейся по силе, ровной на всем протяжение выдоха, сохраняющей повсюду одинаковую плотность.

Никогда не следует выдыхать до конца. В начале тренировок следует расходовать примерно до половины запаса воздуха, находящегося в легких. Иначе появятся неприятные ощущения, оптимальной паузы не получится, а возврат дыхания окажется судорожным и неестественным. Поэтому в начале тренировок следует обрывать звучание Ффф, закрывая рот.

2 фаза – пауза

После того как Вы закрыли рот, приведите губы в обычное положение и в паузе ожидайте возврата дыхания.

3 фаза – возврат дыхания (вдох)

Затем через нос впустите воздух в легкие (т.е. верните дыхание), и сразу же возобновите цикл - подуйте на воображаемую свечу со звуком Пффф. Опять резко прервите звук Ффф и подождите, когда появиться желание возвратить дыхание.

Проделайте так 2-3 раза.

Между возвратом дыхания и выдохом паузы нет!

При выполнении упражнения не должно возникнуть представление о насильственном возврате дыхания. Правильно выдержанная пауза способствует своевременному и естественному возврату дыхания.

Тренировка выдоха на согласных звуках

Задача: тренировка грудного резонирования, организация выдоха.

Упражнение №1 (резонирование со звуком "Ж")

В этом упражнении необходимо "протянуть" звук Ж не громко, на достаточно низкой, удобной для Вас ноте некоторое время, не тратя дыхание до конца. Звучание должно напоминать жужжание шмеля или гудение механической пилы.

При произнесении Жжж зубы плотно сжаты (но не с силой!), а губы образуют как-бы плотное кольцо, имеющее, достаточно большое отверстие в середине, сквозь которое видны зубы.

При выполнении звук отчетливо резонирует в груди. Постепенно появится ощущение того, что звук Жжж резонирует не только в груди, но и во всем теле.

Упражнение №2 (резонирование со звуком "З")

Звук З звучит при сжатых зубах и полуулыбке, напоминает писк комара.  

Приложите раскрытую ладонь к груди и попытайтесь ощутить легкое вибрирование груди во время жужжания.

Упражнение № 3(резонирование со звуком "Р")

Задача: расслабление языка, тренировка его подвижности.

Нужно произнести звуки Рррр подобно тому как рычит собака или тигр. Зубы слегка разжаты и открыты в полуулыбке, а кончик языка очень быстро вибрирует между нижней и верхней челюстями, которые удобно держать неподвижными.

Если мускулы языка зажимаются, звук прекращается. Тогда нужно сначала потренироваться на звуках Трр.

Следующим этапом этого упражнения будет интонирование звука Р нанебольшом мелодическом фрагменте.

Тренировка мускулатуры зева

Задачи: тренировка подвижности гортани и мягкого зева, выработка ощущения «зевка».

Упражнение № 4

При возврате дыханиямаксимально вертикально откройте рот так, как если бы вы хотели зевнуть, при этом вдыхаем через нос.

На выдохе закрываем рот с голосовым звуком, который мы обычно произносим при зевании.

Это упражнение выполняется естественно, без напряжения в области рта и шеи.

Упражнение № 5

Схема упражнения сохраняется, только если бы мы хотели вежливо зевнуть, не раскрывая рта.

На выдохе звучим закрытым звуком Мммм, сверху вниз, как бы выражая удовольствие от зевка.

Тренировка зевка на согласных звуках

Задача: развитие подвижности гортани и неба, экономного выдоха на согласных, укрепление мышц голосового аппарата.

Упражнение № 6 (пение с закрытым звуком «М»)

Приступаем к тренировке "зевка" на звуке М. Начинать упражнение необходимо, как обычно, с организации формы зевка. Это можно делать двумя способами. Один способ: как и в первом упражнении предыдущего раздела, можно начинать с широко открытого рта. Второй - начинать образовывать форму зевка с закрытого рта, за счет сильного опускания нижней челюсти и одновременного смыкания губ к центру рта.

Второй способ предпочтительнее, поскольку позволяет осуществить «вежливый зевок» практически в любых условиях.

Не размыкая губ на взятом тоне пропеть звук М, подражая мягкому стону. Звук М должен звучать на собранных, плотно сжатых губах, отчетливо и точно резонируя в груди, а не в носу. Чтобы лучше направлять звук на губы, можно начать петь Хммм.

После того как упражнение хорошо освоено, в организацию звука М должна включаться диафрагма.

Звук М должен звучать ровно, без колебаний.

Только после уверенного исполнения этого упражнения можно переходить к упражнению «Сирена».

Упражнение № 7 («Сирена»)

При выполнении этого упражнения представляем звучание сирены полицейской машины. Упражнение начинается также, как и предыдущее, с образования звука М на определенном звуке, сомкнутых губахпри слегка разжатых челюстях. При этом небная занавеска должна постоянно находиться в максимально высоком положении.

На ммММммММмм звук с низкой ноты начинает плавно двигаться вверх - челюсти разжимаются, затем вниз, челюсти сближаются, губы остаются все время сомкнутыми, а небо высоко поднятым.

Пение с гласными О, А, Э, У, Ы, И

Упражнение № 8

Задачи: формирование гласных,тренировка экономного выдоха.

Звук М (зубы разжаты, губы плотно собраны), не меняя положения, немного разжимаем и опускаем челюсть и произносим О. Слегка округляем губы и произносим МУ. Все гласные формируем как бы в одну точку, звук посылаем вперед. Ритмически, слоги с гласными А, Э произносим короче.

Упражнение № 9

Чтобы построить звуки Ы, И на «положении зевка», надо дотронуться нижней губой до середины верхней губы. При этом уголки рта оказываются чуть-чуть растянутыми в стороны и немного опущенными вниз: нижняя губа слегка подвертывается к верхней. Нижняя челюсть выступает немного вперед. Если при этом положении слегка опускаем нижнюю челюсть и произносим слог МЫ, то он оказывается на «положении зевка» и звучит широко и свободно.

Если произнести слог МЫ и, немного на нем задержавшись, сделать незначительное движение кончиком языка вперед и перевести МЫ в И. Помнить при этом, что приопущенная гортань на И не должна подниматься, форма не должна меняться.

Работа над дикцией, артикуляцией

Задачи: выработка хорошей дикции, артикуляции, экономного выдоха, развитие дыхательной мускулатуры.

Упражнение № 10 (прочтение стихотворного текста)

В этом упражнении стихотворение надо проговаривать со сжатыми челюстями, при произнесении всего стихотворения зубы не должны разжиматься, «работают» только губы. Тренировку следует начинать с медленного темпа. Можно за один дыхательный цикл проговаривать лишь одну строчку этого стихотворения. В итоге нужно добиться того, чтобы стихотворение проговаривалось на одном дыхании.

Текст:

Портной Пото играл в лото

Портниха Пото не знала про то

Что портной Пото играл в лото.

Если бы портниха Пото знала про то,

Что портной Пото играл в лото,

Портному Пото досталось бы за то.

Упражнение № 11(проговаривание скороговорки)

Цель: тренировка опоры дыхания.

Выполнение: проговорить начало скороговорки "От топота копыт пыль по полю летит" по слогам так, чтобы каждый сказанный слог заставлял в максимальной степени работать диафрагму. В начале тренировок следует проговаривать только первые четыре слога "От-то-по-та", по мере овладения упражнением следует прибавлять к произносимому по одному слову.

Текст произносим сердито, не громко, но резко, упрямо, как бы коротко ударяя по каждому слогу, без излишнего напряжения. При этом звук должен не падать, а как бы упруго отскакивать. Все слоги должны быть ударными.

Очень важна исходная позиция. Стойка - легкое смирно. Одна рука свободно опущена до уровня пояса так, что раскрытой вверх ладонью почти касаемся живота. Эта рука как резиновая подушка или пружина (выбор левой или правой руки произволен). На нее с силой опускается другая рука, сжатая в кулак, но не ударяет. Рука как бы отскакивает от пружины.

Упражнения на тренировку мускулатуры губ

Задача: тренировка подвижности и крепости мускулатуры губ.

Упражнение № 12

Сядьте удобно. Выдохните на Пффф. Дождитесь возврата дыхания. Рот закрыт; зубы сомкнуты, губы как можно плотнее собираются к центру и затем не спеша упруго растягиваются в широкую улыбку. Потом снова смыкаются к центру, а затем снов растягиваются в улыбку. Дыхание – все три фазы - производится только через нос. Фазы дыхания и фазы растяжения и смыкания губ могут совпадать, а могут и не совпадать.

Упражнение № 13

Выдохните на Пффф, дождитесь возврата дыхания, вытяните губы в трубочку в центр рта. Уплотните губы, а теперь попробуйте, не теряя формы трубочки, сделать этой трубочкой круговые движения либо справа налево, либо слева направо, как вам больше нравится. Но затем, на этом же резерве воздуха обязательно поменяйте направление вращения. Во время выполнения движений впускайте и выпускайте воздух произвольно через нос, также как в предыдущем упражнении.

Типичная ошибка в этих упражнениях - самопроизвольный роспуск напряженных губ. Сознательно контролируйте их плотность, а во втором упражнении и форму губ трубочкой.

Упражнение на освобождение мускулатуры языка и нижней челюсти

Задачи: освободить язык и нижнюю челюсть.

Язык при пении должен лежать спокойно, кончиком касаться нижних зубов.

Упражнение № 14

Опустим нижнюю челюсть, чуть-чуть приоткроем рот и положим на нижние зубы расслабленный язык. Прочувствуем, достаточно ли он свободен и, сосчитав про себя до трех, закроем рот. Повторим это 2 раза.

Упражнение № 15

Когда научимся расслаблять язык и челюсть, добавим произнесение слогов. Слегка опуская челюсть, будем одновременно  мягко и негромко произносить слог МА и затем уже опускать язык на нижние зубы. Так же, сосчитав мысленно до трех, закрываем рот. Повторяем 2-3 раза.

Упражнение № 16 (вибрирование губами мелодии)

При выполнении упражнения, представляем, что имитируем звук работающей машины; извлечение звука происходит через рот с закрытыми, но расслабленными губами.

Задачи:

-удаление излишних напряжений в теле, в мышцах нижней челюсти, в губах, в мышцах, формирующих верный фонационный выдох;

-настройка эластичного выдоха,

-артикуляционная разминка,

-настройка «ощущения резонанса» в лицевых костях, в затылочных костях, в костях плечевого пояса, костях грудной клетки, позвоночника и рук;

- развитие объемности голосо-речевого звучания.

Рекомендации

Постановку нового упражнения предваряет объяснение  педагога, воспитывая у учащихся сознательное отношение к упражнению.

В упражнениях нужно стремиться к достижению совершенного результата. Поверхностное, внимательное, неряшливое исполнение может принести только вред. Требовательность нашего слуха должна быть максимальной и неуклонной.

Сложность упражнений и их диапазон возрастают постепенно.

Не следует переходить к упражнениям большой сложности не добившись успехов в меньшей.

Важны регулярность, повторяемость  и целенаправленность упражнений.

        

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Формирование певческих навыков учащихся при распевании в условиях реализации ФГОС ООО Выступление на республиканском круглом столе в рамках стажировки «Современные подходы к организации и проведению урока изобразительного искусства и музыки в условиях реализации требований ФГОС» Д.Т.Исламова , преподаватель ГАПОУ « Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж»

Слайд 2

Исламова Динара Талхатовна , преподаватель хорового дирижирования высшей квалификационной категории ГАПОУ «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж » В рамках работы республиканской инновационной площадки по проблеме «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования» Центра повышения квалификации по направлению «Совершенствование преподавания изобразительного искусства и музыки в условиях реализации ФГОС ООО». Руководитель программы Габрахманова Е.В.

Слайд 3

Цель вокально-хоровой работы на уроках музыки - способствование творческой самореализации школьников посредством хорового исполнительства.

Слайд 4

Задачи : индивидуальный подход к учащимся в мутационный период; пение в ограниченном диапазоне без напряжения голосового аппарата; пение с умеренной силой звука без форсированного звучания голосов; применение педагогом специально разработанного комплекса вокально-хоровых упражнений для распевания.

Слайд 5

Основное упражнение Задачи: освоение упругого, длинного и ровного выдоха, выработка естественно вдоха (возврата дыхания). 1.выдох - пффф пауза возврат дыхания 2.выдох - пффф пауза возврат дыхания 3.выдох-пффф пауза возврат дыхания

Слайд 6

Тренировка выдоха на согласных звуках Задачи: тренировка грудного резонирования , организация ровного, плавного выдоха Упражнение№1 ( резонирование со звуком "ж") Схема выполнения 1. выдох - пффф пауза возврат дыхания 2. жжж ... (с резонированием в груди) пауза возврат дыхания 3. выдох- пффф пауза возврат дыхания

Слайд 7

Упражнение №2 ( резонирование со звуком "з") Схема выполнения 1.выдох - пффф пауза возврат дыхания 2. ззз ... ( с резонированием в груди ) пауза возврат дыхания 3.выдох - пффф пауза возврат дыхания (расслабление)

Слайд 8

Упражнение № 3 ( резонирование со звуком "р") Задачи: расслабление языка, тренировка его подвижности . Схема выполнения 1. выдох - пффф пауза возврат дыхания (легкое смирно) 2. Ррр ( тррр ...) пауза возврат дыхания 3. выдох - пффф пауза возврат дыхания

Слайд 9

Тренировка мускулатуры зева Задачи: тренировка подвижности гортани и мягкого зева, выработка ощущения «зевка» Упражнение № 4 Схема выполнения 1. Выдох - пффф пауза возврат дыхания 2. Выдох пауза, возврат дыхания 3. Выдох пауза возврат дыхания и так далее не более 5 раз подряд

Слайд 10

Упражнение № 5 Схема выполнения 1. Выдох - пффф пауза возврат дыхания («вежливый зевок»). 2. Выдох ( Мммм ) пауза возврат дыхания («вежливый зевок»). 3. Выдох - пффф пауза возврат дыхания (расслабление)

Слайд 11

Тренировка зевка на согласных звуках Задача: развитие подвижности гортани и неба, экономного выдоха на согласных, укрепление мышц голосового аппарата. Упражнение № 6 (пение закрытым звуком «м») Схема выполнения 1.выдох - пффф пауза возврат дыхания («вежливое зевание») 2. М мм (можно Хммм ). пауза возрат дыхания 3. пффф пауза возврат дыхания (расслабление)

Слайд 12

Упражнение № 7 («Сирена») Схема выполнения 1. выдох - пффф пауза возврат дыхания 2. ммММммММмм пауза возврат дыхания 3. пффф пауза возврат дыхания (расслабление)

Слайд 13

Пение с гласными О, А, Э, У, Ы, И Задачи : формирование гласных, тренировка экономного выдоха при движении мелодии вниз. Упражнение № 8 1. выдох - пффф пауза возврат дыхания («форма М ») 2. МО ма МУ ма МУууу ( I , II , III , II , I ступени) пауза (роспуск «формы М») возврат дыхания («форма М») 3. МО мэ МУ мэ МУууу ( I , II , III , II , I ступени) пауза (роспуск «формы М») возврат дыхания («форма М») 4. пффф пауза возврат дыхания (расслабление)

Слайд 14

Упражнение № 9 1. выдох - пффф пауза возврат дыхания (нижняя губа коснулась верхней, челюсть слегка впереди) 2. МЫ-ы-ы-и-и ( челюсть слегка опускается) поем не связно ( non legato ), ( V , IV , III , II , I ст.) пауза возврат дыхания (нижняя губа коснулась верхней, челюсть слегка впереди) 3. МЫ-ы-ы-и-и ( челюсть слегка опускается) поем связно ( legato ) пауза возврат дыхания 4. пффф пауза возврат дыхания (расслабление)

Слайд 15

Работа над дикцией, артикуляцией Задачи: выработка хорошей дикции, артикуляции, экономного выдоха, развитие дыхательной мускулатуры. Упражнение № 10 (прочтение стихотворного текста ) 1. выдох - пффф пауза возврат дыхания 2. Портной Пото играл в лото, Портниха Пото не знала про то Что портной Пото играл в лото. пауза возврат дыхания 3. Если бы портниха Пото знала про то, Что портной Пото играл в лото, Портному Пото досталось бы за то. пауза возврат дыхания (расслабление)

Слайд 16

Упражнение № 11 1. выдох - пффф , пауза, возврат дыхания (стойка смирно) 2. От то-по-та ко- пыт пауза (расслабление) возврат дыхания (стойка смирно ) 3. Пыль по по-лю ле-тит пауза (расслабление) возврат дыхания 4. Пффф пауза возврат дыхания (расслабление)

Слайд 17

Упражнения на тренировку мускулатуры губ Задача : тренировка подвижности и крепости мускулатуры губ . Упражнение № 12 Упражнение № 13 Упражнения на освобождение мускулатуры языка и нижней челюсти Задачи: освободить язык и нижнюю челюсть. Язык при пении должен лежать спокойно, кончиком касаться нижних зубов . Упражнение № 14 Упражнение № 15

Слайд 18

Упражнение № 16 (вибрирование губами мелодии ) Задачи: - удаление излишних напряжений в теле, в мышцах нижней челюсти, в губах; - настройка эластичного выдоха, -артикуляционная разминка, -настройка «ощущения резонанса» в лицевых костях, в затылочных костях, в костях плечевого пояса, костях грудной клетки, позвоночника и рук; - развитие объемности голосо -речевого звучания . 1. выдох - пффф пауза возврат дыхания 2. Вибрирование губами на звуках ( I , II , III , II , I ступени) пауза (роспуск «формы М») возврат дыхания («форма М») 3. Вибрирование губами на звуках ( I , II , III , IV , V , IV , III , II , I ступени) пауза (роспуск «формы М») возврат дыхания 4. пффф пауза возврат дыхания (расслабление)

Слайд 19

Рекомендации Постановку нового упражнения предваряет объяснение педагога, воспитывая у учащихся сознательное отношение к упражнению. В упражнениях нужно стремиться к достижению совершенного результата. Поверхностное, внимательное, неряшливое исполнение может принести только вред. Сложность упражнений и их диапазон возрастают постепенно. Не следует переходить к упражнениям большой сложности не добившись успехов в меньшей. Важны регулярность, повторяемость и целенаправленность упражнений.

Слайд 20

Спасибо за внимание!