Аттестация

Индивидуальный план повышения квалификации на 2020-2025гг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №86 комбинированного вида»

 Ново-Савиновского района города Казани

Индивидуальный план

 повышения профессиональной компетентности воспитателя

 Судаковой Ларисы Валентиновны

на 2020-2025гг.

Казань,2019г.


Тема самообразования: «Речевое развитие детей дошкольного возраста»

Актуальность темы: 

Тема выбрана мной не случайно. Данная проблема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем же причина задержки речи?

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться с ним полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками, их значение не осмысляются взрослыми. Родители видят в них развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия.

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачиречевого развития.

Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.


Цель:

Создание благоприятных условий для полноценного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды детской деятельности. Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи:

1.Овладение речью как средством общения и культуры.

2. Обогащение активного словаря.

3.Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи.

4. Развитие речевого творчества

5. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

6. Формирование звуковой аналитико-синтенической активности как предпосылки обучения грамоте.

7. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Основные направления работы по развитию речи детей в образовательной деятельности:

- Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

- Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

- Формирование грамматического строя:

- морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);

- синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);

- словообразование.

- Развитие связной речи:

-  диалогическая (разговорная) речь;

- монологическая речь (рассказывание).

- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи:

- различение звука и слова,

- нахождение места звука в слове.

- Воспитание любви и интереса к художественному слову.


Содержание работы

Цели и задачи проводимой работы

Практический выход

Изучение научно – профессиональной и учебно – методической литературы.

2020-2025

Изучение современной литературы по теме самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста»

Изучение периодической печати «Воспитатель ДОУ», «Детский сад-галерея проектов», «Дошкольная педагогика» и др.

Обзор информации в интернете по изучаемой теме.

Повысить собственный уровень знаний путём изучения методических разработок.

Консультации в родительский уголок, создание картотеки работстатей из журналов.

Разработка составление документации, методических рекомендаций, планирования.

2020-2025

Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.

Разработка индивидуального плана работы для каждого ребенка.

Разработка календарно - тематических планов и рабочей программы

Разработка конспектов занятий

Повышение квалификации и профессиональной компетентности

2021г.

Курсы повышения квалификации по профилю деятельности

2020-2025г.

Посещение районных методических объединений воспитателей ДОО

2020г.

Участие в вебинарах

2020-2025г.

Посещение семинаров и конференций организованных отделом Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани

Инновационная деятельность

2020-2025г.

Участие в дистанционных конкурсах профессионального мастерства

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

2020г.

Открытый показ педагогического мероприятия с детьми на районном методическом объединении воспитателей ДОО

2021г.

Выступление на республиканских семинарах для слушателей курсов на тему «Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста »

2020-2025г.

Публикация в интернет порталах, методических сборниках конференций

2020-2025г.

Участие в районных, республиканских и Всероссийских конкурсах педагогического мастерства.

Ежегодно

Обучение молодых специалистов в своей ДОО по реализации образовательной области – развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Ежегодно

Участие в творческих группах по реализации проектов ДОО

Участие в системе методической работы в ДОО

2020г.

Проведение мероприятий. Мастер- классов для воспитателей ДОУ.

2020-2025г.

Ежегодные конкурсы детского творчества

2020-2025г.

Работа с родителями. Выступление на родительских собраниях, консультации, работа в рамках консультационного пункта с родителями. Ведение блогов на интернет порталах, онлайн консультирование родителей через социальные сети и мобильные приложения.

Проведение совместных праздников для детей и родителей,

Рекомендации родителям

Совместные конкурсы детей и родителей

Показ презентаций, Создание картотеки игр

Папки - передвижки

2020-2025г.

Написание отчета о проделанной работе.

Выступление на педсовете о проделанной работе за учебный год.

Обмен опытом на сайтах. Посещение открытых занятий.

Изучение опыта педагогов ДОУ

Составление анализа посещаемых занятий

Работа с детьми

2020г.

Подбор литературы по теме: «Развитие связной речи детей»

Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

2020-2022г.

Сказкотерапия: Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

2020-2025г.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины;учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»

2020-2025г.

Работа с загадками.

.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи

Консультация для воспитателей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

2020-2025г.

Работа над пересказами с использованием опорных схем

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарногозапаса детей.

2020-2025г.

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей

Конкурс чтецов

2020-2025г.

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировка сказки

Раскрытие творческих способностей и самостоятельности детей.

Показ сказки детям младшей группы

2020-2025г.

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.

Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи

Показ сказки детям младшей группы

2020-2025г.

Настольно-печатные развивающие игры

Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

Картотека игр

2020-2025г.

Дидактические игры с применением картинок

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Картотека игр

Игровые обучающие ситуации (ситуации – иллюстрации).

Расширять и активизировать словарный запас детей, добиться употребления его в активной речи.

Консультация «Учим ребёнка общаться».

2020-2025г.

Развитие речи через обучение детей этикету

Изучение передового опыта педагогов по данной теме в сети Интернет

Создание картотеки пословиц, стихов, загадок о вежливости

Предполагаемый результат:

-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;

-желание улучшить образовательный процесс;

-разработка презентаций.

-разработка и внедрение дидактических материалов.

-разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах, в методических журналах.

- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей во всех возрастных группах.

-доклады и выступления по распространению опыта работы.

Учебно-методическая литература:

1. Ельцова О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О. М. Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с

2.Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.

3.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, ; М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.

4.Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С. И. Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

6.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

7.Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера. 2007

8.Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007

9.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 2007

10.Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова – Организация сюжетной игры в детском саду.

11.Журнал «Дошкольное воспитание».

12.Журнал «Ребенок в детском саду».

13.Журнал «Воспитатель ДОУ»

14.Интернет ресурсы

Вывод:Развитие связной речи дошкольников – важный процесс, которому следует уделять максимум внимания. Он включает в себя развитие монологической, диалогической речи и интонационной выразительности. Детей необходимо правильно мотивировать к обучению, заинтересовывать в этом процессе, подбирая наиболее занимательные игровые задания и упражнения.Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.