Аттестация

Марапова Радмила Максютовна

Индивидуальный план повышения квалификации в межаттестационный период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_marapova.docx40.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №86 комбинированного вида»

Ново – Савиновского района г. Казани.

Индивидуальный план повышения квалификации в межаттестационный период

Мараповой Радмилы Максютовны

Тема: Формирование социально-психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР III Р.Р.)

                                        2022-2026 г.

                                      г.  Казань

Тема: Формирование социально-психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР III Р.Р.)

Обоснование выбранной темы:  

Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка, в которой можно выделить три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, личностный и социально-психологический (Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, Л. Л. Коломинский, Е. Е. Кравцова и др.) [5]
Социально-психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста с ОНР к школе является одним из  главных аспектов этой задачи.

Социально-психологическая готовность к обучению в школе-  это необходимый и достаточный уровень социального и психического развития ребенка в период дошкольного детства для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников, один из важнейших компонентов, как отмечается рядом авторов (А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов и др.), который  представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма», особенно актуальна. У ребенка с ОНР отмечаются специфические особенности личностного развития, среди которых заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности, агрессивности разной степени выраженности [7].Также детям старшего дошкольного возраста с недостатками речевого развития характерно  многообразие возрастных и специфических страхов в связи с клиническими проявлениями нарушения и особыми социально-психологическими условиями воспитания [6].

У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Большинство детей предпочитает играть в одиночку, игра носит эпизодический характер. Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре [3].Весьма редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ОНР друг с другом. У детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь (Ю. Ф. Гаркуша, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова).

Дошкольники с ОНР используют и понимают более «простые» средства невербального общения (движения, жесты, мимику, взгляды), характерные для детей более раннего развития. В репертуаре невербальной коммуникации у них превалируют мимика и визуальное взаимодействие (взгляды) [4].

Такие дети находятся в неблагоприятной статусной категории. У них реже встречается взаимный выбор, что свидетельствует о социально - психологическом неблагополучии, неумении строить доброжелательные отношения со сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи в процессе деятельности не оказывают друг другу помощь, работают в основном самостоятельно и мало общаются друг с другом. Все это затрудняет адаптацию ребенка к школе, а значит, указывает на социально-психологическую «неготовность» ребенка с ОНР к школе. У детей, не имеющих достаточного опыта взаимоотношений, к концу дошкольного возраста не формируются навыки социального сотрудничества с взрослыми и сверстниками, которые являются основой формирования учебной деятельности. Чтобы ребенок, с общим недоразвитием речи, имел высокий уровень психологической готовности к школе, необходимо сделать акцент именно на  развитие тех качеств, которые влияют на формирование социально – психологической готовности.

Недостаточная сформированность социально-психологической готовности приводит к той или иной форме «социальной дезадаптации», приводящей к проблемам в адаптации к новым условиям существования детей, а именно к систематическому обучению.

Мы разделяем позиции авторов, но, вместе с тем, вынуждены констатировать, что «психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению в школе» в рамках данной теоретической концепции в настоящее время остается недостаточно изученной.

Проблема поиска эффективных форм коррекции у детей старшего дошкольного возраста, выделения тех аспектов социально-психологической готовности, на которые должно быть оказано воздействие остается актуальной до настоящего времени.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;

Задачи:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

2. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.

3. Пополнить развивающую среду кабинета.

 

Список литературы

1.            Азарова Т. В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе [Текст] / Т. В. Азарова, М. Р. Битянова // Мир психологии, № 1,1996. - С. 147 - 170.

2.            Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Цветковой Л. С, 2006.

3.            Дубова Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст] / Н. В. Дубова // Логопед в детском саду, № 3, 2006. – С. 36-38.

4.            Дудьев В. П. Развитие невербальных коммуникаций у дошкольников с ОНР [Текст] / В. П. Дудьев // Логопед в детском саду, № 2, 2006. - С. 16-20.

5.            Ильина М. Н. Подготовка к школе [Текст] / М. Н. Ильина. С.-Пб.: Дельта, 1999. – 224 с.

6.            Колягина В. Г. Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития: Дис. канд. псих. наук. –М.,  2011

7.            Юсупова Г. Х. Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи: Дис. канд. псих. наук. –Н. Новгород,   2003

Изучение материалов на сайтах:

2022-2023 учебный год

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

Проведение диагностики уровня сформированности  речевого развития  детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Провести диагностику.

Анализ результатов диагностики.

Октябрь

Изучение литературы по теме самообразования

Чтение книг, статей в журналах, посвященных готовности детей к обучению в школе

Конспект книг, статей

Ноябрь

Систематизация игровых пособий

Обновить имеющиеся игровые пособия по развитию речи

Создание банка пособий.

Декабрь

 Проведение семинара – практикума для родителей: « Роль родителей в формировании готовности ребенка к школе».

Подготовка материала для проведения семинара

Повышение педагогической грамотности родителей

Январь-

февраль

Создание собственных игровых пособий, моделей для формирования речевого развития

Придумать пособия и модели, распечатать, заламинировать.

Дополнение банка своими пособиями, схемами, моделями.

Март

Подготовка мастер-класса по теме самообразования.

Придумать имитационную игру, смоделировать игры, которые проводятся с детьми старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс

Апрель

Написание статьи по материалам конкурсных заданий и проведенного мастер-класса

Написать статью, отправить ее на сайт для печать в сборнике

Статья

Май

Участие в X Междуна-родной научно – образовательной конференции «Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика»

Публикация двух статей в сборнике научных трудов  X Международной научно – образовательной конференции

Сборник научных трудов

2023-2024 учебный год

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

Проведение диагностики уровня сформированности  речевого развития  детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Провести диагностику.

Анализ результатов диагностики.

Октябрь

Включение в занятия игровых пособий, схем, моделей согласно календарно-тематического планирования.

Провести занятия

Конспект занятий с элементами метода игрового моделирования

Ноябрь

Изучение новых статей в журналах

Изучить новую литературу

Добавление новых пособий в банк.

Декабрь

Изготовление буклета для родителей

«Памятка родителям будущих первоклассников».

Распечатка буклета

Повышение педагогической грамотности родителей.

Январь-

февраль

Выступление на РМО

Составить выступление

Сделать презентацию для выступления.

Март

Участие в Международном конкурсе педагогических идей «Профессионал своего дела»

Изучение положения конкурса, подготовка конкурсного материала

Сертификат

Апрель

Подготовить статью для участия в конференции

Написать статью, отправить ее на сайт для печать в сборнике

Статья

Май

Проведение диагностики уровня готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Провести диагностику.

Анализ результатов диагностики.

2024-2025 учебный год

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

Проведение диагностики уровня сформированности  речевого развития  детей старшего дошк.  возраста с ОНР

Провести диагностику.

Анализ результатов диагностики.

Октябрь

Работа с

интернет-

ресурсами как

одна из основных

инновационных технологий"

Пополнение

собственной

странички на

сайте ДОУ,

распространение опыта работы

Повышение результативности в работе

Ноябрь

"Логопедические

технологии в работе над

развитием связной речи детей"

Картотека для

родителей

"Мнемокартинки для разучивания

стихотворений"

Повышение педагогической грамотности родителей

Декабрь

 Технология использования схем в работе над формированием навыков звукового и

слогового анализа и

синтеза"

Беседа,

Рекомендации.

Повышение педагогической грамотности родителей

Январь-

февраль

Создание собственных игровых пособий, моделей для формирования речевого развития

Придумать пособия и модели, распечатать, заламинировать.

Дополнение банка своими пособиями, схемами, моделями.

Март

Обобщение педагогического опыта по теме: «Социально-психологическая готовность к обучению в школе детей с ОНР».

Составить выступление

Сделать презентацию для выступления.

Апрель

Подготовка детей к конкурсу чтецов

Подбор стихов

Грамота, благодарственное письмо

Май

Отчет на педсовете (система работы)

Подбор материала для выступления

Анализ работы

2025-2026 учебный год

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

Проведение диагностики уровня сформированности  речевого развития  детей старшего дошк. возраста с ОНР

Провести диагностику.

Анализ результатов диагностики.

Октябрь

Работа с

интернет-

ресурсами как

одна из основных

инновационных технологий"

Пополнение

собственной

странички на

сайте ДОУ,

распространение опыта работы

Повышение результативности в работе

Ноябрь

Оформление картотеки по лексическим темам

Обновить имеющиеся игровые пособия по развитию речи

Создание банка пособий.

Декабрь

Обобщение педагогического опыта по теме: «Социально-психологическая готовность к обучению в школе детей с ОНР».

Составить выступление

Сделать презентацию для выступления.

Январь

 Проведение семинара – практикума для родителей: «Что значит психологическая готовность к школьному обучению».

Подготовка материала для проведения семинара

Повышение педагогической грамотности родителей

Февраль

Изучение новых статей в журналах

Изучить новую литературу

Добавление новых пособий в банк.

Март

"Логопедические

технологии в работе над

развитием связной речи детей"

Картотека для

родителей

"Мнемокартинки для разучивания

стихотворений"

Повышение педагогической грамотности родителей

Апрель

Подготовка детей к конкурсу чтецов

Подбор стихов

Грамота, благодарственное письмо

Май

Отчет на педсовете (система работы)

Подбор материала для выступления

Анализ работы