"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Сальцинов Иван Александрович

 

 

 

 

 

 

 

  

                                                                                                                              

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность учителя  физической культуры

в сельской школе.

Подготовил:

учитель физической культуры

Сальцинов Иван Александрович

Содержание                                                                                           стр.

Введение……………………...………………………………………….1

Глава 1. Инновационная деятельность в педагогике.

  1. Понятие инновационной деятельности в педагогике…............... 2
  2. Влияние инновационной деятельности на работу учителя……   3
  3. Развитие инновационной деятельности…………………………. 4

Вывод к главе 1………………………………………………..      6

Глава 2.

  2.1. Инновации в системе оценки учащихся……………………….... 6

  2.2. Инновации на уроках физической культуры…………………...  7

Заключение………………………………………….……………………8

Список использованной литературы…………………………...…..….  9

Введение

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.

  1. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
  2. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
  3. Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований.
  4. Термины “инновации в образовании" и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Поэтому для учителей становиться все более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки что бы заинтересовать учащихся. Именно поэтому тема инноваций в педагогической деятельности педагогов по физической культуре актуальна на сегодняшний момент.

Объект исследования: инновации в деятельности педагога физической культуры.

Предмет исследования: инновационная деятельность учителя физкультуры.

Цель исследования: раскрыть содержание инновационной деятельности в физкультурном образовании.

Задачи исследования:

1) проанализировать литературу и раскрыть сущность понятия «инновационная деятельность» в образовании;

2) охарактеризовать инновационную деятельность физической культуры.

Методы исследования. В исследовании применялись анализ и обобщение данных специальной литературы, методы сравнения.

Глава 1. Инновационная деятельность в педагогике

1.1. Понятие инновационной деятельности в педагогике

Понятие «инновация» появилось сравнительно недавно и теперь уже прочно вошло в педагогический обиход.

Только в последнее время появилось несколько определений, близких по смыслу, но отличающихся своими «оттенками»:

  • процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств;
  • акт введения чего-либо нового: что-то вновь введенное;
  • новая идея, метод или устройство;
  • успешное использование новых идей;
  • изменение, которое создает новые аспекты в деятельности;
  • творческая идея, которая была осуществлена;
  • нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной, педагогической и других областях, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями.

Синонимами понятия «инновация» являются слова «новшество», «открытие», «изобретение». И хотя они отличаются по смыслу, в любом случае, все эти понятия связаны с результатом – творческой деятельности, креативностью. Вместе с тем, по мнению специалистов, если креативность подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным признаком инновации является воплощение её на практике.

Главное отличие слова «инновация» от других понятий в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, связана со внедрением. В рамках этого подхода инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не дала результат.

Инновация может относиться как к радикальным, так и постепенным изменениям в процессах, «продуктах» труда, стратегии организации деятельности (инновационная деятельность).

Таким образом, инновации рассматриваются с различных точек зрения - в «связке» с технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др. Соответственно, в научной литературе существует многообразие подходов к этой теме.

Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно понимается как внедрение чего-либо нового и однозначно полезного, результативного (например, введение новых механизмов, методик, техник,  продуктов, услуг).

Инновации связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни.

Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования.

К инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере народного образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательный процесс, занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т.к. его цель заключается в передачи учащимся новых для них знаний, формировании новых свойств личности. Если бы мы располагали эффективными методами изучения и оценки инновационных процессов, то это позволило бы их регулировать, усиливать практическую пользу и повышать целенаправленность.

1.2. Влияние инновационной деятельности на работу учителя.

Инновационная деятельность является фактором развития творчества педагогов. В квалификационных характеристиках педагогов высшей и первой квалификационных категорий одним из основных условий является творческое отношение к педагогической деятельности, участие в разработке и реализации новых проектов, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Формой квалификационных испытаний все чаще становится защита творческих работ и авторских проектов. Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробацию идей и оценку результатов.

Не только и не столько процесс аттестации активизировал стремление учителя к новым знаниям, повышению квалификации, а прежде всего стремление к самовыражению, самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности осознания себя творческой личностью, осознания причастности к важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.

Именно инновационная деятельность вызвала острый интерес педагогов к творчеству, в том числе благоприятная инновационная обстановка, включившая в себя:

  • создание режима благоприятствования на всех уровнях управления, выражающегося в востребовании инициативы и творчества педагогов, определение форм поддержки и практической помощи им;
  • формирование кадрового научного потенциала, способного обеспечить сопровождение рождающихся и разрабатываемых программ и экспериментов;
  • создание управленческой инфраструктуры, специализирующейся на управлении инновационной деятельностью на всех уровнях;
  • формирование служб обеспечения, основной задачей которой является формирование социального заказа на инновации, обеспечение экспертной оценки значимости и перспективности разрабатываемых проектов, отслеживание результатов инновационной деятельности отдельных педагогов, творческих групп, целых педагогических коллективов, муниципальных управленческих структур;
  • создание системы информационно-методического обеспечения на всех уровнях, отвечающих запросам педагогов, включающей тиражирование результатов деятельности, проведение научно-практических конференций и т.д.;
  • создание опорных образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием, в опережающем порядке переходящих на работу в режиме развития;
  • создание временных научно-исследовательских коллективов в рамках образовательного учреждения, муниципальной системы образования;
  • обеспечение разработки учебных планов, программ регионального компонента содержания образования и его методического сопровождения;
  • создание атмосферы общественной значимости инновационных процессов, обеспечение информированности детей и родителей о происходящих изменениях в сфере образования.

Выделение в качестве основного звена развития инновационной деятельности работ с кадрами также способствует развитию творчества.

1.3. Развитие инновационной деятельности.

Одно из необходимых условий реализации принципа развития инновационной деятельности - комплекс мер, стимулирующих инновационную деятельность педагогов:

  • материальная поддержка, выражающаяся в частичном финансировании проектов, надбавках в заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора проекта;
  • моральная поддержка: общественное признание проблем, заявленных в инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью, причастной к важному профессионального делу в сотрудничестве с коллегами; возможность издания результатов инновационной деятельности;
  • профессиональная поддержка: индивидуально ориентированная помощь, возможность обучения на целевых курсах, участие в “круглых столах”, организационно-деятельностных играх; особое внимание инновационной деятельности при аттестации на квалификационные категории.

Одним из важных направлений работы по управлению инновационными процессами являлась индивидуально ориентированная помощь педагогам и помощь коллективам в разрешении типичных проблем организации творческой работы. Среди этих проблем необходимо выделить главные и наметить пути их решения.

Отсутствие достаточно полной информации требует целенаправленных действий по ее обеспечению: создания информационно-обеспечивающих структур в управлении, расширения издательской деятельности по результатам инновационных процессов, организации информационных выпусков и информационно-методических банков, проведения научно-практических конференций, изменения учебных планов и программ повышения квалификации кадров.

Формальное принятие принципов и заявленной стратегии проекта, выбор проекта по “молодому”, престижному направлению. Решение этой проблемы обеспечивается экспертно-консультативной помощью при проектировании (особая проработка приоритетов в виде тактических и стратегических достижений, контрольно-диагностических процедур, их проявления, использования различных форм рассмотрения проекта - защита, индивидуальное собеседование, презентация и т. д.).

Несовпадение мнений участников проекта сокращается после коллективных обсуждений, моделирования процессов деятельности, знакомства с образовательными подходами, концептуально-теоретическими и практико-методическими новинками, стимулирования совместных разноуровневых, междисциплинарных заявок.

Сопротивление инновациям руководителей и отдельных работников педагогических коллективов уменьшается при организации коллективной и индивидуальной работы по изменению мышления, выработке нового видения и позиции в ходе повышения квалификации и активной групповой работы (интерактивный семинар, дискуссия, фокус-группа, коллективная форма повышения квалификации). Изменению ситуации способствует включение показателя восприимчивости нововведений как квалификационного требования к руководителям образовательных учреждений и педагогам высшей квалификационной категории с разработкой соответствующих квалификационных испытаний при аттестации.

Вывод к главе 1.

Инновационная педагогическая деятельность представляет собой сложный динамический процесс, центральной фигурой которой является учитель.

В научных исследованиях существуют разные подходу к инновационному процессу и его производным.

Формирование инновационной готовности учителя предусматривает:

- сознательный анализ профессиональной деятельности на основе мотивов и диспозиций;

- проблематизацию и конфликтизацию педагогической действительности;

- критическое отношение к педагогическим нормативам;

- рефлексию и построение системы смыслов;

- открытость среде и профессиональным новшествам;

- творчески преобразующее отношение к миру;

- стремление к самореализации.

Глава 2.

2.1. Инновации в системе оценки учащихся.

Сегодня в физической культуре предлагается в основном преподаватели предлагают введение нового принципа оценки деятельности учеников. Для теоретических и технологических инновационных преобразований в физическом воспитании значительную роль играет мониторинг качества физкультурного образованияВ процессе мониторинга анализу были подвержены следующие показатели:

  • уровень знаний, умений и навыков;
  • отношение к здоровью и физической культуре личности.

Инновационной является система оценки качества физкультурного образования. Для достижения полной успеваемости, посещаемости и повышения активности на уроках физической культуры используется рейтинговая (балловая) система оценивания. Ее сущность сводится к следующему: учение за определенный период (за месяц, за семестр, учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее той или иной оценке его деятельности. Такой подход в оценивании действительно позволяет играть оценке стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к ученикам требования. На основании разработанных критериев ученики сами могут объективно оценивать свои достижения. Научить учеников самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по дисциплине избрана посещаемость занятий, ориентированных, прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и полнотой приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на уроке, участием в спортивной жизни.

2.2. Инновации на уроках физической культуры.

Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий. Была разработана и успешно реализуется на протяжении 3 лет здоровьесберегающая программа «Маленький дом - большого здоровья». Результаты работы данной программы просматриваются как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности.

На уроках ученики должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.

На занятиях со старшими классами особое место отводится силовой и общей физической подготовке, которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Урок построен таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках студенты учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие ученика.

На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:

  1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
  2. Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 секунд) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.
  3. Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности.

Совместно с учениками разработан комплекс общей физической подготовки способом круговой тренировки. У учеников появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.

На занятиях физической культурой юноши приобретают не только технические навыки, но и навыки организатора. С этой целью ребята самостоятельно подготавливают обзор спортивных новостей за неделю в городе, крае, стране, мире и выпускают информационный бюллетень «Новости спорта», разрабатывают комплексы общих развивающих упражнений для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в будущей трудовой деятельности и способствуют карьерному росту.

На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу студентов и переход к саморегуляции и самокоррекции. С этой целью применяется технология Портфолио, адаптированная к преподаваемой дисциплине.

Заключение.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека, и поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации возникают в результате научных исследований, анализа и обобщения передового педагогического опыта.

Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.

В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:

-проблема изучения педагогического опыта;

-проблема доведение до практики.

Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования.

Инновации в системе физического воспитания учащихся является функциональной необходимостью педагогов образовательных учреждений.

Список использованной литературы.

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиC, 1988. - 208 с.
  2. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000, с. 43-65
  3. Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. - 2003. - № 1.
  4. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Матер. междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1994
  5. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово. - 2005.
  6. Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000 г.
  7. Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5.
  8. Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1.



Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Сальцинова Ивана Александровича,

учителя физической культуры  МБОУ «Большемеминская СОШ»

 Верхнеуслонского муниципального района Р.Т.

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование образовательной организации (учреждения)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большемеминская средняя общеобразовательная школа» Верхнеуслонского муниципального района  Республики Татарстан

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

422588 РТ. Верхнеуслонский район с. Большие Меми , ул. Молодёжная д-6,          b-memi@mail.ru

Тема инновационной разработки

«Развитие интегративного и инклюзивного образования в сельской школе»

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Сальцинов Иван Александрович, учитель физической культуры

Сычева О.Г., директор школы;

Федорова Т.А., зам. директора по УМР, учитель английского языка;

Баймяшкин А.С. учитель биологии;

Баймяшкина О. А., учитель русского языка и литературы;

Недоваркова Т.С., педагог-психолог;

Гатилов А.Н.  педагог – организатор ОБЖ

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме)

Целью программы является определение общей стратегии формирования интегративного образования через определение роли и места интегративного образования в образовательном пространстве Верхнеуслонского района, разработка интегративной модели образования, апробация её в практической деятельности и получение достоверных результатов. В программе:

• определяется миссия МБОУ «Большемеминская СОШ» как составной части системы образования Верхнеуслонского района раскрываются содержание и организационные задачи процесса формирования
интегративного образовательного пространства

  • описан алгоритм проверки гипотезы исследовательской деятельности
  • описываются процедуры организации исследовательской и практической деятельности предполагаемые результаты, формы их представления, анализа и критерии оценки эффективности реализации программы.
  • выявлены факторы успеха и риска, которые необходимо учитывать в ходе реализации программы развития

Виды мониторинга:

- «входной» –  определение начального, первичного состояния исследуемого объекта;

- «промежуточный» – выявление промежуточных результатов, причин отклонений от цели и принятие необходимых мер для их ликвидации;

- «итоговый» – оценка «выходных» данных, определение итоговых результатов.

Этапы реализации проекта:

1        этап - изучение научной литературы, международного опыта, проведение анализа изучения проблемы на междисциплинарном уровне, определение междисциплинарного взаимодействия участников интегративного образовательного пространства, организация диагностирования, анкетирования, создание базы данных обучающихся, педагогов и родителей, социальных партнёров, подготовка кадров для работы в интегративных классах.

Сроки: сентябрь - декабрь 2013г.

2        этап - проведение опытно - экспериментальной работы, отработка модели междисциплинарного взаимодействия участников интегративного пространства, реализация вариативных программ обучения учащихся, внесение изменений в формы образовательной работы с учащимися интегративных классов, реализация программы
толерантного воспитания, оценка целесообразности использования имеющихся социально- педагогических условий для эффективности формирования интегративного образовательного пространства

Сроки: январь 2013г.- декабрь 2015г.

3        этап - осмысление полученного фактического материала, общение и систематизация полученных результатов, разработка рекомендаций в адрес органов управления образования, директоров школ, оформление и тиражирование результатов, их публикация участие в конференциях, семинарах, организованных как государственными, так и
общественными организациями.

Сроки: январь - сентябрь 2016г.

Сроки реализации Программы

2013 – 2018 гг.

Сведения о распространении инновационного опыта: - участие в научно-практических конференциях - открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики; - участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности; - печатные работы за отчетный период и др.

Научно практическая конференция «Наука. Творчество Развитие», Тренажер «Дорожка здоровья», районный уровнь диплом 1-й степени.

Зарегистрирован на сайтах: www.openclass.ru;www.pedsovet.org, www.numi.ru

http:// nsportal/ru Сальцинов Иван Александрович                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамики): - конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный, республиканский всероссийский уровень); - качество образования (высокобалльники); -др.

Результаты участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре муниципального этапа

2013год -1-е место, 2015 год - 3-е место.

Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных):

- «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК;

 - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00);

 - элективный курс в рамках заявленной темы; „

 - открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики;

 - печатные работы;

- разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)

- Авторская программа элективного курса для 9-го класса по физической культуре «День, прожитый без оздоровительного бега – подарок  болезни!» http://numi.ru/docs/2011/12/17/1324104744doc

- Заседание методического объединения заместителей директоров по учебно – воспитательной работе «Проектноисследовательская деятельность учащихся как одна из технологий повышения качества образования», ИМЦ Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района, для заместителей директоров по учебно – воспитательной работе, на базе МБОУ «Нижнеуслонская  СОШ», выступление по теме: «Проектно – исследовательская деятельность на уроках физической культуры».

- Выступление на августовской конференции работников образования «Развитие системы образования Верхнеуслонского муниципального района в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», организованной отделом образования Верхнеуслонского муниципального района.

Выступление по теме: «Реализация 5 пункта президентской инициативы «Наша новая школа» на уроках физической культуры и внеурочной деятельности педагога».



Предварительный просмотр:

                                                                                                                              «Утверждаю»                    

_________ Сычёва О.Г.

директор МБОУ

«Большемеминская СОШ»

                                                                                                                    20.11.2013г.    

Программа

работы инновационной площадки    

«Развитие интегративного и инклюзивного

 образования в сельской школе»    

С. Большие Меми

2013г.                    


Паспорт программы инновационной площадки

«Развитие интегративного и инклюзивного образования в сельской школе».

Настоящая программа определяет миссию школы как образовательного учреждения, предоставляющего каждому учащемуся сферу деятельности, необходимую для реализации своих индивидуальных способностей, мотивов, интересов и социальных установок.

Наименование Программы

«Развитие интегративного и инклюзивного образования в сельской школе»

Основание для разработки Программы

Программа разработана в соответствии с

  • Конституцией РФ;
  • Конвенцией о правах ребенка;
  • Законом  РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от  1 декабря 2007 г.);
  • Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ                    "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской               Федерации";
  • Уставом   МБОУ «Большемеминская СОШ»;
  • учетом социально-экономических, национально-культурных, эколого-демографических и других особенностей развития села.

Разработчики Программы

Сычева О.Г., директор школы;

Федорова Т.А., зам. директора по УМР, учитель английского языка;

Баймяшкин А.С. учитель биологии;

Баймяшкина О. А., учитель русского языка и литературы;

Недоваркова Т.С., педагог-психолог;

Гатилов А.Н.  педагог – организатор ОБЖ.

 

Исполнители Программы

Участники образовательного процесса  МБОУ «Большемеминская СОШ»

Цель Программы

Целью программы является определение общей стратегии формирования интегративного образования через определение роли и места интегративного образования в образовательном пространстве Верхнеуслонского района, разработка интегративной модели образования, апробация её в практической деятельности и получение достоверных результатов. В программе:

• определяется миссия МБОУ «Большемеминская СОШ» как составной части системы образования Верхнеуслонского района раскрываются содержание и организационные задачи процесса формирования  интегративного образовательного пространства;

  • описан алгоритм проверки гипотезы исследовательской деятельности;
  • описываются процедуры организации исследовательской и практической деятельности предполагаемые результаты, формы их представления, анализа и критерии оценки эффективности реализации программы;
  • выявлены факторы успеха и риска, которые необходимо учитывать в ходе реализации программы развития.

Задачи Программы

  • разработка и апробация интегративной модели образования;
  • создание системы диагностики личностных и учебных возможностей учащихся, персонализация процесса обучения;
  • организация специальной социально-педагогической помощи обучающимся, их родителям;
  • преодоление негативного отношения к интегративному образованию, формирование позитивного общественного сознания и толерантности;
  • организация процесса профессионального и личностного роста педагогов;
  • выявление социально-педагогических условий эффективности интегративного образования, проведение анализа произошедших с обучающимися  изменений.

Сроки реализации Программы

2015 – 2020 гг.

Порядок

управления

реализацией

Управление реализацией программы предполагает создание системы оценки и контроля эффективности решения задач программы на всех её этапах. Система включает в себя:

  • Нормативный ресурс - разработка нормативно-правовой базы участников интегративного образовательного пространства;
  • Социальный ресурс - привлечение к решению задач программы партнёров: внутреннее и внешнее партнёрство;
  • Аналитический ресурс - мониторинговые процедуры эффективности произошедших изменений на каждом из 3-этапов и в целом.
  •  Кадровый ресурс – обеспечение профессионального и личностного роста педагогов школы через организацию мероприятий обучающего, аналитического и методического характера, осуществление
    психолого-педагогической поддержки педагогов
  • Информационный ресурс - совершенствование информационной среды школы.
  • Материальный ресурс - подготовка и развитие
    материально- технической базы, создание специальных условий для осуществления образовательного процесса в интегративном
    пространстве.

Порядок

мониторинга хода и

результатов реализации

Виды мониторинга:

- «входной» –  определение начального, первичного состояния исследуемого объекта;

- «промежуточный» – выявление промежуточных результатов, причин отклонений от цели и принятие необходимых мер для их ликвидации;

- «итоговый» – оценка «выходных» данных, определение итоговых результатов.

Этапы реализации Программы развития

1        этап - изучение научной литературы, международного опыта, проведение анализа изучения проблемы на междисциплинарном уровне, определение междисциплинарного взаимодействия участников интегративного образовательного пространства, организация диагностирования, анкетирования, создание базы данных обучающихся, педагогов и родителей, социальных партнёров, подготовка кадров для работы в интегративных классах.

Сроки: сентябрь - декабрь 2015г.

2  этап - проведение опытно - экспериментальной работы, отработка модели междисциплинарного взаимодействия участников интегративного пространства, реализация вариативных программ обучения учащихся, внесение изменений в формы образовательной работы с учащимися интегративных классов, реализация программы
толерантного воспитания, оценка целесообразности использования имеющихся социально- педагогических условий для эффективности формирования интегративного образовательного пространства

Сроки: январь 2016г.- декабрь 2018г.

3        этап - осмысление полученного фактического материала, общение и систематизация полученных результатов, разработка рекомендаций в адрес органов управления образования, директоров школ, оформление и тиражирование результатов, их публикация участие в конференциях, семинарах, организованных как государственными, так и
общественными организациями.

Сроки: январь - сентябрь 2018г.

Ожидаемые результаты

Основными результатами реализации программы развития предположительно будут:

  • Создание модели ОУ, обеспечивающего успешность ребёнка в образовательном пространстве и в социуме.
  • Готовность обучающихся к продолжению образованию и включению в трудовую деятельность.
  • Степень реализации каждым учащимся права на получение образования в соответствии с его индивидуальными способностями и интересами.
  • Существенный рост профессиональной компетентности сотрудников школы.
  • Повышение возможностей школы по реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся на основе вариативности содержания образования и технологического подхода к его реализации
  • Достижение роста качества обучения, уровня освоения знаний и  сформированности  у учащихся ключевых компетенций - способностей целеполагания, социального действия, коммуникации, умения решать проблемы и работать с информацией.
  • Сформированность у ученика позиции равноправного члена общества, способного самоопределятся и вырабатывать свою позицию в вопросах строительства жизненной и образовательной траектории.
  • Обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья и готовность к здоровому образу жизни.

И, как следствие этих факторов - успешная социализация выпускников школы в социуме.

Управление Программой

Управление реализацией Программы осуществляет администрация школы.

I. Концепция деятельности школы.

Миру необходим человек разумный, то есть человек творящий, развивающий себя и мир на основе культуры и лада с миром и реализующий себя через свою сущность.

Творящий - то есть обладающий необходимым набором универсальных умений для реализации авторской деятельности.

Развивающий себя и мир - то есть умеющий познавать себя, общество, природу, умеющий изменять себя и воздействовать на общество и природу в соответствии с результатами этого познания.

Развивающий себя и мир на основе культуры и лада с миром - то есть ощущающий единство с миром, с обществом, с самим собой, умеющий прогнозировать результаты своей деятельности и нести ответственность за неё перед собой, обществом, природой.

Реализующий себя через свою сущность - то есть обладающий необходимыми культурными нормами, позволяющими реализовывать себя через «своё дело» свободно в рамках этих норм.

Помочь состояться «человеку разумному» может школа.

Говоря о развитии человека, необходимо отметить, что человек не развивается в одиночку, его развитие возможно только во взаимодействии с разными людьми. Разнородность среды является необходимым условием развития человека.

Развитие человека напрямую связано с его авторской деятельностью.

Человек не развивается в роли созерцателя, он развивается в роли автора (соавтора).

Свободная авторская деятельность в разнородной среде возможна лишь на основе договора между участниками совместной деятельности и на основе освоенных ими культурных норм.

Интегративная модель обучения, в которой совместно обучаются и воспитываются дети с различными нарушениями психофизического развития и нормально развивающиеся дети в учреждениях общей системы образования наиболее полно отвечает задачам развития детей. Это связано тем, что полноценность развития напрямую зависит от того, насколько ситуация, в которой развивается человек, соответствует его реальной «среде обитания». Чем больше степень отторжения от этой среды, тем менее полны (эффективны) результаты образования. И, наоборот, чем больше приближённость ситуации образования к реальной среде, тем более существенны результаты образования.

Миссия МБОУ «Большемеминская СОШ» как общеобразовательного учебного учреждения состоит:

- в представлении каждому учащемуся сферы деятельности, необходимой для реализации своих индивидуальных способностей, мотивов, интересов, социальных установок и направленности;

- развития личности;

  •  в вовлечении родителей обучающихся в совместную с образовательным учреждением деятельность;
  • в повышении культуры социально-педагогического взаимодействия участников интегративного образовательного процесса, формировании толерантности. Концепции деятельности школы основана не только на необходимости удовлетворения  познавательных интересов различных групп школьников, но и на решении комплекс задач по формированию их личностных качеств и нравственных приоритетов. Основ принципы интегративной модели обучения:
  •  Гуманизация. Она предполагает, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие ребенка. Мера этого развития выступает как мера качества труд учителя и школы в целом.

- Демократизация образования и, прежде всего на уровне обучения: выбор учеником своей траектории развития, участие в управлении всех педагогических процессов.

- Гуманитаризация, связанная  с поворотом знаний от технократической к целостной картине мира.

- Дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивающая развитие ученика соответствии  со своими склонностями, интересами, возможностями. Осуществляете; принцип через внешнюю и внутреннюю дифференциацию, а также путем создания условий для обучения по индивидуальным программам.

  • Развивающий характер образования, реализуемый через деятельность каждого ученика в зоне его ближайшего развития. Именно этот подход должен стать основой организации учебного процесса в школе.
  • Непрерывность образования. Она требует связи всех ступеней образования в школе подготовки учащихся к продолжению образования после её окончания, что требует воспитания и развития познавательных интересов и сформированных умений их удовлетворять.
  • Инновационностъ образования реализуется путем перевода школьного коллектива поисковый режим деятельности на основе разработки и использования новых педагогических технологий.
  • Системность. Образовательная деятельность школы должна представлять собой систему высокого уровня целостности: все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.
  • Управляемость. Предполагает постоянное регулирование и коррекцию процесса управления на основе мониторинга. Специфика «Большемеминской» школы заключается в стремлении к созданию интегративной  модели обучения, где реализуется принцип интеграции
    (совместное обучение детей с трудностями в обучении и обычных сверстников) и будут созданы оптимальные условия для реализации творческих способностей учащихся, их самосознания, самовыражения, самоопределения в образовательной деятельности с целью получения каждым учащимся необходимого уровня образования.

II. Назначение и цель разработки программы

Актуальность программы развития МБОУ «Большемеминская СОШ» определяется государственной политикой в области развития образования. Образование - важнейший элемент социально- культурного и экономического развития страны. В этом плане на образование, как целостную государственную структуру, обеспечивающую социализацию личности, ложится, помимо прочих, задача доступности образования для всех. «Каждый ребёнок имеет право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний» (записано в Декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями»). Этот документ призывает государство действовать в направлении создания  «школы для всех» - инклюзивного или интегративного учреждения, которое объединяет как обычных детей, так и детей с особыми образовательными потребностями при этом учитывает индивидуальные возможности и интересы каждого ребёнка.

Во многих странах мира интегративные школы - уже реальность, в нашей стране таких школ пока единицы. Благодаря гласности проблема обучения детей с отклонениями в развитии в Российской Федерации приобрела общественное звучание в 90-е годы. Преодоление барьеров инвалидности, стремление к качественному образованию и независимой жизни позволяют снять клеймо социальной бесперспективности, повысить стартовые возможности вступающих в жизнь молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Задача государства - поддержать эти намерения, изменить общественное восприятие инвалидов как «лишних» людей. За исторически небольшой срок в России произошёл переход от закрытой «медицинской» модели обучения инвалидов к интегративному образованию.

Происходящий во всём мире процесс интеграции детей с особенностями развития в среду здоровых детей не оставил в стороне российскую систему образования. В 90-е годы появились новые формы обучения детей-инвалидов, способствующие осуществлению конституционного права на образование. Инновационный опыт доказывает, что дети с ограниченными возможностями здоровья при наличии соответствующей образовательной реабилитационной среды и доступной среды жизнедеятельности способны к овладению знаниями не только в специальной (коррекционной) школе, но и в форме интегративного обучения.

Обоснованием необходимости более широкого внедрения модели интегративного обучения служат и объективные факторы:

  1. Рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности. Социальная «воронка» нездоровья втягивает в себя всё большее количество детей. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны.
    Министерство образования и науки РФ определяет число детей с ограниченными возможностями здоровья в 1,6 млн. это - 4,5% от общего количества детей (30 млн.), но интегрированы в образовательную
    среду по оценкам специалистов менее половины.
  2. Рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно ограничен, дети-инвалиды нередко остаются вне системы образования. Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном уровне требуется законодательно-нормативное сопровождение, соответствующая материально-техническая база, профессионально подготовленные кадры, методическое обеспечение.

Анализ, численности воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей - инвалидов, свидетельствует о сокращении контингента обучаемых в них детей за последние 15 лет.

  1. Одновременно с сокращением контингента обучающихся в специальных (коррекционных) школах VIII вида выросло число обучающихся в специальных (коррекционных) классах  общеобразовательных школ. В прошедшем учебном году в них обучалось 28,3 тыс. детей. Объясняется этот процесс как позитивным началом - внедрением новых современных технологий интеграции, расширением надомного обучения (открыто 24 школы надомного обучения), так и негативными факторами, связанными с ростом умственно отсталых детей, часть которых не обучается.
  2. По нормам международного права, подтверждённого Саламанской конференцией ООН, каждый ребёнок должен иметь возможность обучаться. Во всём мире развивается тенденция полного охвата детей обучением. В России традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
  3. В среднем ежегодно в ближайшее время ожидаемый рост детей с ограниченными возможностями здоровья может достигнуть 15-17 тысяч, что потребует принятия дополнительных управленческих решений на основе разработки целевых моделей. Необходимо учитывать, что рост детей-инвалидов может привести к увеличению потребности в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, при этом потребуется больше профильных учреждений для детей с проявлениями умственной отсталости и с нарушениями эмоционально-волевой сферы, в том числе с  аутическими  проявлениями.

Для решения вышеперечисленных проблем можно выбрать два пути:

  1. увеличение числа специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей.
  2. поиск новых форм организации образовательного
    процесса
    - интегративное обучение

Целью программы является определение общей стратегии формирования интегративного образования через определение роли и места интегративного образования в образовательном пространстве Верхнеуслонского района, разработка интегративной модели образования, апробация её в практической деятельности и получение достоверных результатов. В программе:

• определяется миссия МБОУ «Большемеминская СОШ» как составной части системы образования Верхнеуслонского района раскрываются содержание и организационные задачи процесса формирования  интегративного образовательного пространства

  • описан алгоритм проверки гипотезы исследовательской деятельности
  • описываются процедуры организации исследовательской и практической деятельности предполагаемые результаты, формы их представления, анализа и критерии оценки эффективности реализации программы.
  • выявлены факторы успеха и риска, которые необходимо учитывать в ходе реализации программы развития

В ходе реализации программы развития предполагается проверка гипотезы, согласно которой: современный этап развития общества ставит перед специальной педагогикой и специальной психологией новые профессиональные задачи. Особый интерес вызывает задача включения (интеграция) детей с нарушениями развития в общеобразовательную среду. Этот интерес обусловлен проблемами, возникающими при сегрегационном обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями. Особенно остро встаёт вопрос социальной адаптации выпускников специальных образовательных учреждений, а именно: неготовность выпускников к самостоятельной жизни и неготовность социума принять их как полноправных членов общества. Однако совершенно разрушать сегрегационную систему специального обучения, определять детей с проблемами в развитии для обучения только в общеобразовательные школы и классы не совсем правильно. Процесс сегрегации должен дополнять и обогащать процесс интеграции. Интеграция может быть успешной, если:

  • интегративное образование осуществляется на определённой нормативно- правовой базе;
  • общество готово к интеграции детей и подростков с особыми  образовательными потребностями;
  • специально организована социально-педагогическая помощь, обучающимся с учётом характера их развития, построенная на реализации вариативных проектов и комплексных программ;
  • осуществляется психолого-педагогическая поддержка и подготовка преподавателей к работе в интегративных классах;
  • для обучающихся в школе созданы условия и возможности для переживания состояния социальной успешности в различных сферах жизнедеятельности;
  • осуществляется технологизация форм и методов обучения учащихся, обеспечена согласованность педагогического влияния на обучающихся всех участников учебно-воспитательного взаимодействия.

Проверка данной гипотезы требует решения следующих задач:

  • разработка и апробация интегративной модели образования;
  • создание системы диагностики личностных и учебных возможностей учащихся, персонализация процесса обучения;
  • организация специальной социально-педагогической помощи обучающимся, их родителям;
  • преодоление негативного отношения к интегративному образованию, формирование позитивного общественного сознания и толерантности;
  • организация процесса профессионального и личностного роста педагогов;
  • выявление социально-педагогических условий эффективности интегративного образования, проведение анализа произошедших с обучающимися изменений.

III. Этапы и сроки реализации программы

1        этап - изучение научной литературы, международного опыта, проведение анализа изучения проблемы на междисциплинарном уровне, определение междисциплинарного взаимодействия участников интегративного образовательного пространства, организация диагностирования, анкетирования, создание базы данных обучающихся, педагогов и родителей, социальных партнёров, подготовка кадров для работы в интегративных классах.

Сроки: сентябрь - декабрь 2016г.

2        этап - проведение опытно - экспериментальной работы, отработка модели междисциплинарного взаимодействия участников интегративного пространства, реализация вариативных программ обучения учащихся, внесение изменений в формы образовательной работы с учащимися интегративных классов, реализация программы
толерантного воспитания, оценка целесообразности использования имеющихся социально- педагогических условий для эффективности формирования интегративного образовательного пространства

Сроки: январь 2017г.- декабрь 2018г.

3        этап - осмысление полученного фактического материала, общение и систематизация полученных результатов, разработка рекомендаций в адрес органов управления образования, директоров школ, оформление и тиражирование результатов, их публикация участие в конференциях, семинарах, организованных как государственными, так и  общественными организациями.

Сроки: январь - сентябрь 2018г.

Управление реализацией программы предполагает создание системы оценки и контроля эффективности решения задач программы на всех её этапах. Система включает в себя:

  • Нормативный ресурс - разработка нормативно-правовой базы участников интегративного образовательного пространства;
  • Социальный ресурс - привлечение к решению задач программы партнёров: внутреннее и внешнее партнёрство;
  • Аналитический ресурс - мониторинговые процедуры эффективности произошедших изменений на каждом из 3-этапов и в целом.
  •  Кадровый ресурс – обеспечение профессионального и личностного роста педагогов школы через организацию мероприятий обучающего, аналитического и методического характера, осуществление
    психолого-педагогической поддержки педагогов
  • Информационный ресурс - совершенствование информационной среды школы.
  • Материальный ресурс - подготовка и развитие
    материально- технической базы, создание специальных условий для осуществления образовательного процесса в интегративном
    пространстве.

IV. Организация направлений исследовательской деятельности
в
 рамках программы развития.

В образовательном процессе

В системе дополнительного образования

Во взаимодействии с

социумом

Диагностика учебных и

личностных возможностей

учащихся

Формирование и развитие воспитательной системы « Школа для всех»

Социальная защита прав

учащихся в образовательном процессе

Адаптация и мотивация

обучающихся к

интегративной системе

образования

Организация разнообразного досуга, направленного на формирование и развитие толерантности

Привлечение родителей и общественности к участию в образовательном процессе

Дифференциация и

Индивидуализация

Обучения (индивидуальный

образовательный маршрут)

Воспитание инициативы, самостоятельности, умения

анализировать своё поведение и принимать решение

Адаптация и социализация учащихся в социуме

Отбор форм и методов коррекционно-развивающей работы, развивающих общеучебные умения и навыки

Создание системы кружковой и досуговой работы с учащимися во внеурочное время

Привлечение специалистов для осуществления кружковой и досуговой работы во внеурочное время

Использование здоровьесберегающих технологий в

 образовательном процессе

Система мер по воспитанию негативного отношения к      вредным привычкам и

здоровьеразвивающих

формированию потребности к здоровому образу жизни

Развитие здоровьесберегающих традиций в школе и семье

Реализация программы: доступность образования

Профессиональная ориентация        

Определение миссии интегративного образования

Результаты исследовательской деятельности

  • Создание модели интегративного образования

• Описание приёмов действенной психолого-педагогической, коррекционно-развивающей помощи обучающимся, их родителям

  • Создание для обучающихся условий и возможностей получения образования, переживания состояния социальной успешности в различных сферах жизнедеятельности
  • Обеспечение согласования педагогического влияния на обучающихся всех субъектов учебно-воспитательного взаимодействия

Организация практической деятельности, управления, применения способов распространения информации будет осуществляться в проблемном поле формирования интегративной образовательной среды. Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении Сущностные компоненты интегративнои образовательной среды:

  • Многообразие культур - новая реальность. Современная школа должна быть готова к обучению детей, принадлежащих различным этническим группам и культурам, говорящих на разных языках, имеющих различный социальный и экономический статус, с разными
    способностями, интересами и целями обучения. Таким образом, школа не должна ограничиваться одним учебным планом и единым подходом к обучению всех детей. Учащиеся должны освоить общеобразовательную программу, но каждый, делая это в индивидуальной манере и иногда с разными успехами.
  • Доступ к знаниям, навыкам и информации. Большая свобода выбора каждому учащемуся. Данный принцип является главной целью образования, следовательно, все виды деятельности интегративной школы подчинены этому принципу и его отражению в деятельности учащихся, их семей, преподавателей и всех кто вовлечен в этот процесс.
  • Индивидуализация процесса обучения. Дети учатся по-разному. Задача преподавателя помочь учащимся (детям и молодым людям) понять различные явления, приобрести жизненный опыт. Учителя используют разные подходы и методы, но их объединяет персонализация процесса обучения в соответствии с индивидуальными потребностями,
    способностями, целями и методами обучения. Интегративная школа всегда предоставляет ученикам возможность добиться более высоких результатов и улучшить свои знания.
  • Сотрудничество специалистов разных профилей. Ни один преподаватель не преуспеет, обучая большое количество разных детей: ему потребуется помощь со стороны коллег. Когда специалисты разного профиля работают вместе, им удается разносторонне развить каждого ребенка.
  • Сотрудничество с семьями, государственными и общественными организациями. Школа не в состоянии справиться со всеми вопросами одна. Сотрудничество с различными организациями по обеспечению учащихся медицинскими и социальными услугами является очень важным для школы. Привлечение членов всех заинтересованных
    сторон к участию в деятельности школы может стать дополнительным источником ресурсов, усиливая тем самым эффективность обучения для каждого школьника.
  • «Гибкость» школьной структуры. Школьные условия должны быть адаптированы к потребностям преподавателей и учащихся. Хорошая школа нуждается также в партнерстве. Семьи учащихся, общественность, ученые, специалисты государственных ведомств должны сотрудничать для того, чтобы решать проблемы и улучшать условия
    обучения. Новые учебные программы, школьные команды, команды, состоящие из участников разных возрастов, и подобные инновации позволяют сделать школьную систему более гибкой.
  • Ожидания успехов в обучении. Преподаватели должны верить в каждого ученика, оценивать его способности и таланты по достоинству. От каждого ребенка ждут успехов и достижений, независимо от его национальности, принадлежности к той или иной культуре
    языка, пола, способностей или семейных обстоятельств. В интегративной школе дети учатся и в дальнейшем находят применение своим знаниям. Театральные постановки, конференции, которые проводят сами учащиеся, круглые столы, выставки и другие предусмотренные образовательной программой виды деятельности являются инновационными и хорошо зарекомендовали себя при обучении детей в подобной школе.
  • Эволюция школьной системы. Школа должна накапливать и использовать информацию, которая позволяет улучшить ее деятельность. Семьям школьников также необходимы сведения об обучении своих детей. Преподавателям нужна информация, которая поможет оптимизировать процесс обучения. Соответствующие государственные
    организации и ведомства нуждаются в сведениях, которые позволят исправить существующие недостатки школьной системы в целом.
  • Образование общества. Интегративная школа очень важна, так как она способствует достижению успехов в обучении. Трудно недооценить значимость такой школы: она поддерживает философию «принятия каждого ребенка и гибкости в подходах к обучению», в которой нуждается общество. Дети, подростки проводят в школе небольшую часть своей жизни. Однако, после семьи, школа оказывает существенное влияние на формирование личности учащихся, начиная с того возраста, когда они идут в школу, и до конца жизни. Так, влияние родителей и школы длится всю жизнь. Интегративная школа помогает формировать общество, в котором будет оценена индивидуальность каждого члена и в котором каждый сможет получить помощь и
    поддержку.

V. Обоснование целей программы развития, плана реализации поставленных задач программы развития. Перечень ожидаемых результатов.

В законе РФ «Об образовании» определяется ориентация  «содержания образования» на:

  • обеспечение самоопределения личности;
  • создание условий для самореализации личности;
  • формирование целостной картины мира, адекватной определённой ступени образования;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Содержание интегративного образования прежде всего личностно ориентировано, что соответствует целям и задачам интегративного образования, обучение носит развивающий характер, т. е. должны быть созданы условия, при которых каждый ученик может полностью  реализовать свои индивидуальные способности, мотивы, свои интересы, социальные установки, ту или иную направленность личности.

Личностная ориентированность учения предполагает и психологическую комфортность учащихся:

•снятие стрессообразующих факторов;

  • создание атмосферы творчества;
  • развитие реальных мотивов учения (мотивация);

Содержание интегративного образования также культурно ориентировано.

Представление школьника о мире должно быть единым и целостным, отсюда особую роль приобретает структура содержания образования, куда входят предметные области.

Особая роль принадлежит здесь начальной школе как части, входящей в общую систем непрерывного образования. Содержание интегративного образования деятелъностно ориентировано. Учебная и познавательная деятельность реализуется в ситуации «зона ближайшего развития». Ориентирование здесь направлено на креативные принципы в учении, на потребность и умение самостоятельно находить решение, на творчество любого вида: техническое, научное, педагогическое, художественное.

Особая роль отводится педагогической оценке:

1.Разработка и использование особых технологий опроса:

  • личностно-ориентированный подход;
  • обработка тренировочных заданий на уроке;
  • максимум творческих заданий;
  • текущий опрос только в позитивном плане;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • личностно - ориентированное учение.
  1. Отслеживание содержания образования через аттестацию по четвертям, тематическую итоговую аттестацию.
  2. Реализация потребности и готовности ученика к дальнейшему развитию и умению адаптироваться в различных ситуациях (учебных, жизненных, психологических и других) так, чтобы он мог не только предъявить свои знания, умения, навыки, полученные в школе, но и представить их в различном практическом применении.

Отслеживание содержания образования в интегративной образовательной среде осуществляется с опорой на  личностно - ориентированные принципы: адаптивности, развития, психологической комфортности. При планировании программы развития была принята во внимание миссия МБОУ «Большемеминская» как составной части системы образования            Верхнеуслонского района:

  • по отношению к обучающимся и педагогам - в представлении каждому сферы деятельности, необходимой для реализации своих индивидуальных способностей, мотивов, интересов социальных установок, ту или иную направленность личности;
  • по отношению к родителям обучающихся - в вовлечении их в совместную с образовательным учреждением деятельность;

• по отношению к социуму - в повышении культуры социально-педагогического взаимодействия участников интегративного образовательного процесса, формировании толерантности.

.Исходя из этих положений, для программы развития разработаны критерии оценки эффективности выполнения задач.

Перечень ожидаемых результатов.

Основными результатами реализации программы развития предположительно будут:

  • Создание модели ОУ, обеспечивающего успешность ребёнка в образовательном пространстве и в социуме.
  • Готовность обучающихся к продолжению образованию и включению в трудовую деятельность.
  • Степень реализации каждым учащимся права на получение образования в соответствии с его индивидуальными способностями и интересами.
  • Существенный рост профессиональной компетентности сотрудников школы.
  • Повышение возможностей школы по реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся на основе вариативности содержания образования и технологического подхода к его реализации
  • Достижение роста качества обучения, уровня освоения знаний и сформированности у учащихся ключевых компетенций - способностей целеполагания, социального действия, коммуникации, умения решать проблемы и работать с информацией.
  • Сформированность у ученика позиции равноправного члена общества, способного самоопределятся и вырабатывать свою позицию в вопросах строительства жизненной и образовательной траектории.
  • Обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья и готовность к здоровому образу жизни.

И, как следствие этих факторов - успешная социализация выпускников школы в социуме.

Мероприятия по реализации Программы развития

1 этап.         Исследовательско-аналитический,
опытно-экспериментальный, диагностический.

- Проведение заседаний педагогических советов, семинаров по вопросу изучения работы интегративного (инклюзивного) образования, повышение профессиональной компетенции педагога;

- Мониторинговое исследование участников образовательного процесса, создание базы данных;

- Разработка вариативности содержания образования и технологического подхода к реализации;

- Психолого-педагогическое сопровождение реализации программы развития: консультирование, диагностика.

2 этап        . Опытно-практический, внедренческий, проектно-деятельностный.

- Разработка и внедрение модели междисциплинарного взаимодействия участников интегративного пространства;

- Реализация вариативных программ обучения учащихся

- Создание методических учебных пособий;

- Реализация программы «Школа для всех»;

- Мониторинговое исследование участников образовательного процесса;

- Проведение семинаров по распространению идеи интегративного образования

- Психолого-педагогическое сопровождение реализации программы.

  1. этап. Теоретико-методологический, обобщающий.

- Обобщение и анализ материалов по теме программы на заседаниях: педагогического совета, совета школы; методических объединениях;

- Проведение муниципальных семинаров, конференций по теме программы
развития;

- Публикации в профессиональных средствах массовой
информации по теме программы развитии школы.

VI. Деятельность школы в рамках программы развития

Для социализации особенного учащегося в школьном сообществе методы коррекции направленные на развитие сенсомоторной и личностной сфер являются наиболее адекватными. Наличие развивающей среды в составе обычных сверстников является одним из основных факторов социализации особенных детей и формирования толерантных установок у подрастающего поколения. Для нашей школы приемлемы две модели интеграции:

  • временная - воспитанники специальной группы (класса) объединяются с обычными детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера;
  • комбинированная - дети с особыми образовательными потребностями по 1 -2 человек на равных обучаются и воспитываются в общеобразовательном классе,  получая постоянную коррекционную помощь;

В ходе осуществления инновационной деятельности в школе будет развиваться комбинированная модель интеграции.

Системные задачи, решение которых позволит реализовать цель инновационной деятельности.

• Разработка нормативно- правовой базы интегративного образования:
-Положение о классе интегративного обучения;

-Должностная инструкция учителя класса интегративного обучения;

-Должностная инструкция педагога сопровождения интегративного класса;

-Должностная инструкция воспитателя класса интегративного обучения;

-Должностная инструкция педагога- психолога класса интегративного обучения; -Должностная инструкция специалиста класса интегративного обучения;

  • Организация взаимодействия участников интегративного пространства;
  • Привлечение к решению задач инновационной деятельности социальных партнёров;
  • Модель взаимодействия между дошкольным образовательным учреждением, средней общеобразовательной школой и Центром диагностики
    и коррекции  Верхнеуслонского  муниципального района;

•Работа родительского клуба;

  • Обеспечение профессионального и личностного роста педагогов;
  • Мониторинговые процедуры эффективности интегративного обучения;
  • Формирование толерантности и позитивного отношения к интегративному образованию;
  • Организация и проведение мероприятий по изучению и распространению опыта работы.

VII. Дальнейшие направления развития деятельности школы.

  1. Развитие деятельности школы в дальнейшей перспективе мы видим в том, чтобы содействовать развитию интегративного образования, помогать в организации новых интегративных образовательных пространств, совершенствовать свою модель интегративного образовательного пространства, в котором уважаются культурные и социальные различия, среда обучения становится безбарьерной, а образование - доступным для всех детей, независимо от состояния и уровня их психофизических данных, социального статуса.
  2. Создание психолого – медико - педагогической комиссии для совершенствования ранней диагностики, помощи детям с особенностями развития, необходимо создать данное подразделение, которое могло бы не только проводить диагностику развития ребёнка при поступлении в школу, но и проводить комплексную динамическую оценку развития всех учеников школы.
  3. Дальнейшее развитие работы по социализации детей и обретение навыков независимой жизни.

4.        Укрепление материально-технической базы школы.

Литература.

  1. Баканова, Н. С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции (начальная школа): учебно-методическое пособие / Н. С. Баканов. — М.: Генезис, 2001. — 32 с.
  2. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.-Л.: Учпедгиз, 1995.
  3. Гормин,  А.  Модели  индивидуальных  траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74
  4. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005 г.
  5. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического  развития: понять, чтобы помочь. М., 2005
  6. Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2005. -№1. - С.62-66.
  7. Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. Минск, 2003
  8. Лежнина,  Л.В.  Индивидуальный  образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов/  Л.В.  Лежнина //  Стандарты  и мониторинг в образовании. - 2009. - №2. - С.21-25.
  9. Логинова. Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.-С.4-7.
  10. Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: учебно-методическое пособие / Н. Г. Лусканова. М.: Изд-во ФОЛИУМ, 1999.-31 с.
  11. Пенин Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. - 2010. -№ 9(83). - С. 41-47.
  12. Сабельникова C. И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. -№ 1. - С.42-54.
  13. Свиридова, Е. М. Теоретические основы индивидуализации обучения и варианты реализации: методическое пособие / Е. М. Свиридова М.: АПКиППРО РФ, 2009. - 56 с.
  14. Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010. - С. 134-136.
  15. Шипицина Л.М. Актуальные проблемы интегрированного обучения. Современные тенденции развития специального образования в России. М.: Права человека, 2001. - С. 57-58.
  16. Шубович,  М.М.  Психолого-педагогическое просвещение  как  фактор  развития  педагогической культуры  родителей/  Н.Ш.  Валеева,  М.М. Шубович // Вестник Казанского государственного технологического университета, №4. – Казань: Изд-во Казан.  гос.  технол. ун-та, 2009.–С.356-362.