Главные вкладки

    Публикации в информационном пространстве и СМИ

    Ольга Леонидовна Васильева

    Предварительный просмотр:

    ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ЗА И ПРОТИВ

    Тема инноваций в образовании интересна многим своей сложностью и многофакторностью. Существуют как минимум три проблемы в современном российском педагогическом сообществе и системе управления, напрямую связанные с этой темой.

    Я преднамеренно говорю, что их как минимум три, вычленяя, на мой взгляд, главные, поскольку в реальности таких проблем гораздо больше, поэтому позволила себе сузить тему, ограничившись лишь системно-стратегическими проблемами. На мой взгляд, их все-таки три.

    Первая - нерешенность вопроса «Что такое инновации в образовании?». Вторая - маскировка под инновации псевдоновшеств (а новшество и инновация - это не одно и то же). Третья - нерешенность вопроса «Когда следует проводить инновации?».

    Прежде чем перейти к детализации этих трех проблем, я хочу прибегнуть к небольшому образу - сравнению. Представьте, что вас спросят: «Вы за или против прогресса?» Безусловно, большинство людей ответит, что за. Но если вы детализируете запрос, например: «Вы за захоронение ядерных отходов рядом с вашим городом?» - то большинство ответит: «Нет».

    Безусловно, это гипербола - преувеличение, но она позволяет настроиться на некую единую волну для понимания, ведь задача образования - не уничтожить цветы, превратив их в бездушные верблюжьи колючки, а придать им дополнительный импульс знания, нравственности и воли.

    Что такое инновации в образовании?
    На сегодняшний день сложилось определенное противоречие в понимании самого понятия «инновации в образовании». Возможно, это делается преднамеренно, а возможно, и нет, но отсутствие четкого общепринятого определения автоматически порождает взаимное недопонимание, системные проблемы в достижении поставленных целей и в определенном смысле - хаос в головах.

    Изначально «инновация», то есть по-русски всего-навсего «нововведение» (от англ. innovation), - это некое внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции. Инновация - конечный результат интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Однако значительная часть научного педагогического сообщества в России под инновационным образованием сегодня понимает нечто, которому само не может дать четкое определение. Например, ученые деятели говорят, что «инновационное образование - это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование». Если вы, как и я, даже трижды прочитаете это определение, то все равно не поймете, о чем речь, поскольку оно не содержит качественных характеристик, есть только оценочные. Не все то масло, что тает в тепле, желтое и скользкое.

    Наиболее поднаторевшие в плетении словесной дымовой завесы представители педсообщества договорись до того, что: «Инновации в образовании - это сильнейшая энергетика, запустившая наконец инновационную машину в действие». Эти же гении слова считают, что «Инновации - это некий умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей». И такой подход уже представляется опасным, поскольку, к чему может привести потенциал жаждущих неспокойных людей, мы уже знаем из истории.

    Если же посмотреть не на теоретические, а на практические аспекты воплощения в жизнь так называемых инноваций в образовании, то становится страшно. После успешной подмены понятий идеологи инноваций обозначили их цель: «Переход от учебно-воспитательных учреждений и заведений, осуществляющих производство социальных функционеров, к образовательным институтам, выращивающим адекватных людей. Переход от учебно-воспитательных мероприятий, выполняющих до сих пор функцию социального тренинга и административного надзора, к образовательным процессам, реализующим функцию развития возрастно-нормативных способностей».
    Если это инновации, а приведенная цитата - их цель, то я против таких инноваций, потому что нам предлагают уйти от воспитания, развития и образования гармоничной личности, занявшись вместо этого подготовкой неких существ, которые должны быть готовы к выполнению посильных нормативных способностей, без души, совести и морали. При таком подходе мы быстро вырастим технически образованное поколение, которое сначала уничтожит все другие, а потом и само себя.

    Сам же госрегулятор - Минобрнауки РФ - уклоняется от выдачи четкого определения того, что следует сегодня понимать под инновацией в образовании, одновременно используя этот термин в своих официальных документах.
    В качестве лирического отступления замечу, что попытка навязать образовательным организациям на всех уровнях идеологему: «Вы должны давать только заданный набор знаний, вы не должны воспитывать личность» с разной степенью успешности предпринимается уже 22 года. Нет однозначного решения и сегодня - мы растим робота или человека?

    Маскировка псевдоновшеств под инновации

    Сегодня педагогическое сообщество может наглядно наблюдать за тем, как под видом инноваций выдаются псевдоновшества. Новшество (или новация) - это изменение с частным масштабом целей и задач, укладывающееся в рамки существующих теорий, для изменения отдельных элементов в существующей системе. Результат новшества (новации) - усовершенствование прежней системы и рационализация ее функциональных связей. Инновация всегда выходит за рамки существующих теорий, она нацелена на полное обновление позиций субъектов, преобразование связей в системе и самой системы. Возможный результат инновации - рождение новой практики.
    То, что навязчиво и постепенно сейчас предлагают в сфере образования, - это не инновация, поскольку инновация может вызвать ситуацию непонимания и конфликта, так как противоречит принятым нормам, а как известно, все принципиально новое всегда поначалу воспринимается в штыки. Это пока не этапы инновации, но если «конструктор» сложится, тогда из его отдельных элементов сложится и инновация. Но пока это всего лишь псевдоновшества, выдаваемые за инновации.

    В определенном смысле инновацией можно назвать отказ от бесплатной системы высшего образования, поскольку это решение кардинально повлияло на систему образования в целом, изменило внутренние связи, субъекты и их отношения с объектами. Включение Российской Федерации в Болонский процесс, наверное, тоже можно было бы назвать инновацией, пусть и придуманной не нами. Если бы не заявленная цель: «Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров. В результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом образовательном рынке». Время прошло, но цель не достигнута.

    Возможно, я заблуждаюсь, но третьего примера системных инноваций в образовании в нашей стране я пока не вижу. Вот когда у нас станет так, как в Великобритании, где вместо алгебры, геометрии, физики и химии ввели один предмет - «Наука», тогда да, это будет третья инновация.

    Внедрение компьютерных и интернет-технологий - это не инновации, а просто следование времени. То есть обычное новшество, новация. Замена одних предметов другими - это тоже не инновация. Даже ГТО - это не инновация.
    Кто-то может достаточно справедливо заметить, что маскировка псевдоновшеств под инновации - следствие нерешенности первой обозначенной мною проблемы, а не причина, и будет по-своему прав. А причина, мол, заключается в том, что до сих пор не решен вопрос о терминах, а само понятие «инновация» до сих пор вызывает споры в научном сообществе. Но тогда мы будем вынуждены углубиться в изучение вопросов наподобие: кому это выгодно, почему используется такая терминология и что такое «Сколково». Но изучение этих вопросов пока не входит в список моих задач.
    Тем не менее мы отчетливо можем наблюдать факты, когда псевдоновшества выдают за инновации.

    Когда следует проводить инновации?

    По моему твердому убеждению, инновации в образовании (раз уж мы приняли к использованию в лексиконе этот термин) должны следовать за изменениями в обществе, а не наоборот. Попытки бежать впереди паровоза, особенно если это локомотив, никогда не заканчивались приятным образом и вряд ли когда-нибудь закончатся хорошо.
    На мой взгляд, задача педагогической науки - отслеживать уровень развития современного подрастающего поколения в возрасте от 2 до 18 лет и своевременно реагировать на изменения, которые происходят, вносить свои предложения и предлагать практические педагогические технологии. Педагог, как и врач, должен следовать принципу: «Не навреди». Благие же в теории намерения при практическом своем воплощении в такой инертной и сложной сфере, как образование, зачастую приводили к противоположным результатам.

    Невозможно в нашем изменяющемся мире стоять на месте. Система образования должна развиваться вместе с обществом, социально-политической и экономической ситуацией. Но любые изменения в подходе к образованию, и я настаиваю - воспитанию, детей должны быть обоснованы жесткой необходимостью. Принцип «Если что-то работает хорошо, то лучше не трогать», кроме программистов, никто еще не отменял. Я не ретроград, но, убеждена, когда дело касается детей, лучше не ставить эксперименты.
    Если под инновацией понимать новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов образования и воспитания, то я всецело за. Если под инновацией понимать кардинальный слом успешно работающей системы и рождение новой практики, которой нет, то я против.


    Ольга ВАСИЛЬЕВА, старший воспитатель дошкольного отделения «Радуга» школы №933

    http://www.ug.ru/archive/51311



    Предварительный просмотр:

    Затевая реформы, думайте о традициях

    Качество жизни - это умение сохранять здоровье, строить коммуникации в обществе, обеспечивать свободу выбора, деятельности и досуга, психологическая устойчивость. Материальный, физический и психологический комфорт - это и есть по большому счету качество жизни.

    В современном мире, где наряду с множеством позитивных изменений одновременно возрастает конкуренция, в том числе межличностная и профессиональная, усугубляются экономические, экологические и социально-политические проблемы, качество образования - ключевое, хотя и не единственное, условие достижения успеха как отдельным гражданином России, так и всем государством в целом.
    Качество жизни и образование неразрывны и взаимосвязаны. Именно поэтому государство ставит перед родителями, детским садом, школой, высшими учебными заведениями задачу сформировать личность с набором необходимых базовых, бытовых, специальных и профессиональных компетенций. Но возможно ли выполнение такого заказа? Готовы ли современные учащиеся стать теми мыслящими, нравственными и волевыми людьми, способными активно участвовать в жизни и развитии государства, в котором они живут, защите его национальных интересов, преодолении пассивности и социальной апатии? Практика последних десятилетий показывает, что не всегда. Сегодня уже не секрет, что беспрерывные до недавнего времени реформы сферы образования принесли не только пользу, тем не менее социально-экономический прогресс нашей страны невозможен без прогресса в системе образования. Но при этом, внедряя новое на практике, важно не навредить традиционному. Не выплеснуть ребенка вместе с водой.

    Развитие нашей системы образования основано на двух основных тенденциях: сохранении традиций, характерных для советской образовательной практики, которая до сих пор признана в большинстве стран мира одной из наиболее эффективных, и инновационной деятельности по модернизации структуры и содержания образования.
    Современные дети отличаются от их сверстников двадцатилетней давности. Сегодняшний выпускник средней и высшей школы должен иметь не только фундаментальные знания, но и дополнительно владеть определенными компетенциями, уметь анализировать, критически мыслить, уметь учиться и самостоятельно воспринимать знания, успевать за изменениями. Возможно ли применить на практике то, что так хорошо выстроено в теории? Гарантирует ли это качественный уровень жизни современного выпускника? Скорее всего нет.

    Модернизация системы образования направлена на насыщение памяти учащихся все большим объемом строго определенных знаний и формирование специализированных умений и навыков. Это неизбежно ведет к пробелам в образовании, проблемам в осознании гигантского художественного, литературного, эстетического и этического наследия человечества, что приводит многих молодых людей к непониманию своей роли в жизни: развитии общества и тонкой связи между обеспечением качества своей жизни и качества жизни общества в целом. Преодоление этих противоречий в реальной жизни зависит от множества составляющих и проявляется в отношении человека к себе, своей жизни, другим людям, природе, обществу, качеству жизни. Механистический подход к образованию и, главное, его результатам востребован определенными кругами. Он вполне логичен и имеет под собой реальную экономическую основу, поскольку для данного типа социального запроса нет необходимости в большом количестве людей, умеющих самостоятельно думать, искать информацию, анализировать ее и делать собственные выводы. Нужны исполнители, уровень образования которых точно соответствует сложности операций, которые они должны качественно исполнять в течение жизни. Тригонометрия, алгебра, филология, да и просто человеческое любопытство, жажда познания в этой структуре становятся лишними. Несмотря на весомую поддержку, такой подход к образованию не возобладал в нашей стране. Представители высшей власти России снова заговорили о том, что педагог и воспитатель - это не слуга, а образование не сфера услуг. Этот подход лично мне очень импонирует.

    Мы снова возвращаемся к пониманию того, что образование - это не просто технология передачи набора знаний, а полноценное развитие воспитательной компоненты. Только в этом единстве образования и воспитания возможно развитие современной, увлекательной, интересной и всесторонней системы многофакторного взаимодействия с детьми, а человек, получивший в детстве такое образование и воспитание, становится обладателем максимальных шансов обеспечить себе и окружающим достойное качество жизни.


    Ольга ВАСИЛЬЕВА, старший воспитатель дошкольного отделения «Радуга» ГБОУ СОШ № 933

    http://www.ug.ru/archive/51043



    Предварительный просмотр:

    ПАТРИОТОМ МОЖНО СТАТЬ И С ДЕТСТВА

    Московский детский сад №2232, ныне дошкольное отделение «Радуга» школы №933, обычное государственное бюджетное образовательное учреждение в Южном округе. Небольшое здание, построенное в 1977 году, стандартное финансирование, традиционная очередь желающих отдать сюда своих детей. В принципе ничего интересного. За исключением одного - здесь работают люди, которым искренне нравится дело, которым они занимаются.

    Заставить любить невозможно

    Фраза «Я вас заставлю Родину любить» - ложь и глупость в одном флаконе. Нельзя заставить любить. Невозможно заставить, чтобы что-то понравилось. Это касается не только взрослых, детей особенно. Это касается и вновь актуальной сегодня темы патриотического воспитания. Любовь и уважение к Отечеству, гордость за свою страну, которые, по сути, и есть патриотизм, не могут быть слепыми, ибо патриот - это не фанатик.

    Воспитание патриотизма - это сложный многофакторный процесс, объединяющий информационные, эстетические, культурно-познавательные и духовно-развивающие методы работы и взаимодействия с детьми. Любая фальшь или попытки формального подхода здесь способны дать обратный результат - дети чувствуют их мгновенно. В детском саду, где накоплен современный опыт работы в сфере патриотического воспитания, это прекрасно понимают. Помимо давно ставших традиционными встреч с ветеранами патриотическое воспитание детей здесь ведут через изучение истории и культуры нашей страны, творческое использование фольклора как эффективного средства нравственно-патриотического воспитания, проведение интегрированных занятий, расширяющих кругозор дошкольников, пробуждающих и развивающих их патриотические чувства. Безусловно, встречи с ветеранами войны и труда к празднику Дня Победы также интересны детям. Ветераны в доступной форме рассказывают им о тяжелых годах войны, сражениях, работе женщин в тылу. Эта информация, полученная из первых уст, остается в детской памяти надолго, если не навсегда.

    Тем не менее дети есть дети, и занятия, проводимые в игровой форме, естественно, вызывают у них более живой интерес. Например, в ходе занятия «Давайте, люди, об этом не забудем...», посвященного Дню Победы, дети непосредственно в нем участвуют: отвечают на вопросы, поют песни, рисуют, самостоятельно формулируют качества, которыми должен обладать воин-защитник. В результате дошкольники не только получают новые знания об истории родной страны и ее героическом прошлом, но и развивают в себе патриотические чувства: сострадание, сопереживание, уважительное отношение к людям, защищавшим нашу Родину, и гордость за них, а также учатся в рисунках передавать свои впечатления от полученных знаний.
    Важно и то, что занятия на патриотическую тему - это не некие разовые мероприятия: практически каждому из них предшествует существенная подготовительная работа с детьми. В случае с занятием для детей пяти-шести лет «Что мы Родиной зовем?» это разучивание стихов русских поэтов о Родине и российской природе, чтение произведений русских писателей о России, народе, родном городе; изучение изображений флагов и гербов страны, города и района, прослушивание музыкальных произведений патриотического характера.

    В результате дети не только закрепляют знания о нашей стране, Москве, в которой они живут, продолжают формировать представления о том, что наша страна - Россия и в ней много городов и сел, систематизируют свои знания о символике государства, но и с любовью и интересом начинают относиться к произведениям русских поэтов, художников и композиторов. В ходе самого занятия дошкольники слушают гимн России, песни и стихотворения о стране, учатся отвечать на вопросы («Что такое Родина для каждого из вас?», о флаге и гербе России и Москвы и другие), используя точный, выразительный словарь, а затем делают аппликацию «Кремль» - вырезают из цветной бумаги и наклеивают на плотную основу фрагменты Кремлевской стены с флагом, после чего выкладывают все аппликации в единую Кремлевскую стену. Получается красиво и грандиозно.

    По мнению руководителя структурного подразделения «Радуга» школы №933 Лидии Гольниковой, именно такое сочетание различных форм и методов патриотической работы с детьми обеспечивает наилучший результат, позволяет формировать разносторонне развитую, нравственную личность. Я же отмечу, что наибольший педагогический эффект дают интегрированные занятия, включающие различные образовательные области, а также занятия с участием не только детей, но и их родителей, позволяющие взрослым почувствовать важность совместной деятельности с ребенком.

    Педагогическое отступление в лирических тонах

    Дети, особенно дошкольного возраста, как губка, они впитывают все, что преподносит им окружающий мир, делают свои предсказуемые и непредсказуемые выводы, а потом, повзрослев, возвращают переработанную информацию миру. Возвращают своими помыслами, устремлениями и делами. Уже маленькому человечку очень важны не только мать и отец, но и самоидентификация, идентификация места и времени - кто он, откуда, где родился и живет. Ему жизненно необходимы примеры для гордости, для подражания, на основе которых формируется уверенная в себе, устойчивая, разносторонне развитая личность.

    К сожалению, мы получили уже целое поколение 90-х годов прошлого века, выросшее в условиях, когда нашу страну бросало из крайности в крайность, словно дырявую лодку в штормовом океане. Из этого «без роду, без племени» вряд ли получатся объединители народов или защитники Отечества. Основной их штамп - «эта страна» - мешает им жить! И действительно, трудно жить в стране, которую не ощущаешь своей по духу, ментальной связи, истории. Это поколение, которое уверено, что Ленин призывал захватывать телевидение, так как размещал там свои рекламные ролики, а территория Азербайджана граничит с Московской областью.
    Сегодня государство снова возвращается к истокам, отдав себе отчет в том, что без патриотически настроенных граждан у него нет будущего, и даже наемники лучше и надежнее свои, чем чужие.

    Когда интересно, красиво и правдиво

    Чтобы занятия были не только исторически правдивыми, но и интересными для детей, от педагогов требуется сочетание профессионализма и энтузиазма. Ведь ни материалами, ни костюмами, ни готовым реквизитом для проведения занятий никто не обеспечивает. Здесь такие энтузиасты есть. В первую очередь музыкальный руководитель Елена Крюковская. Человек, как о ней отзываются коллеги: «Ну очень творческий», она пишет сценарии праздников и тематических занятий, шьет костюмы, строит макеты, рисует, делает декорации. Например, для занятия «Мастерами славится земля» требовалось не только оформить зал в стиле народной ярмарки - предметами народного декоративно-прикладного искусства России: хохлома, городец, дымковская, филимоновская игрушки, гжель, вологодские кружева, павловские платки, но и одеть всех участников в русские народные костюмы. Все костюмы, ростовые куклы, матрешки для детей и прочий реквизит музыкальный руководитель изготовила, сшила и нарисовала сама. А для этого понадобилось изучить историю русского костюма, соблюсти тщательность кроя, а также ручного выполнения.
    Патриотизм подразумевает знание, понимание и уважение истории своей страны и ее народа. Поэтому особенно важным и полезным я считаю ознакомление детей с такими темами, как «Семейные обычаи на Руси», «Традиции русской семьи», в том числе с историей русского быта, традициями и обрядами, существовавшими на Руси. В результате дошкольники расширяют свои представления о старинных семейных обычаях, закрепляют знание старинных русских имен, обогащают словарный запас существительными - оберег, колыбелька, лапти, чугунок, сундук и прилагательными - старинный, деревянный, расписной, узорчатый. Одновременно у них воспитываются уважение и интерес к обычаям старины и к русскому фольклору.
    При подготовке к такому занятию с ребятами проводят русские народные игры и беседы по ознакомлению с окружающим миром «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба», а на самом занятии дети совместно с родителями и музыкальным руководителем изготавливают куклу-оберег, которую затем кладут в люльку к новорожденному ребенку (кукле), знакомятся с устройством русской избы, предметами быта - деревянной посудой, горшками, сундуками, люлькой, корытом, а также с русской народной одеждой и обувью. Родители поют народные песни и слушают колыбельные, а дети исполняют русские народные потешки.

    Важное средство патриотического воспитания дошкольников - знакомство с родным городом. Знакомясь с Москвой, ее достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущими в определенный временной период, в конкретных этнокультурных условиях и в то же время приобщаются к богатствам национальной и мировой культуры. При этом успешность развития ребенка пяти - семи лет при знакомстве с родным городом становится возможной только при условии его активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

    С учетом этих особенностей мы разработали и проводим цикл занятий «Москва спортивная», «Москва театральная», «По улицам Москвы». Это программы разного содержания для разных возрастов, но всегда с творческим подходом. Скажем, для детей пяти и шести лет разработаны и проводятся виртуальные поездки по Москве с изучением таких памятников истории и архитектуры, как Кремль, Исторический музей, собор Василия Блаженного (собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву), Большой театр, Цирк на проспекте Вернадского, Поклонная гора. Согласно «виртуальной» остановке на экскурсии дети смотрят на большом экране короткие видеосюжеты, делятся впечатлениями, поют и танцуют.

    Работа современного дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию включает комплекс задач. В первую очередь это воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому и воспитание уважения к труду. Это первые базовые кирпичики, на основе которых затем у детей развивается интерес к русским народным традициям и промыслам, расширяются представления о городах России и знания о символах государства (гербе, флаге, гимне), формируется чувство ответственности и гордости за достижения страны.

    Именно поэтому в процессе занятий и досугов по теме патриотического воспитания дошкольники изучают природу и географию страны, особенности ее климата, богатство животного и растительного мира. Не обходится без фольклора и сказок - дети сами участвуют в театрализованной деятельности и инсценируют для младших дошкольников русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» и другие.
    О важности приобщения ребенка к культуре своего народа сказано немало, поскольку именно обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем не только с уважением и интересом относиться к наследию, созданному предыдущими поколениями, но и приумножить его.

    Наша страна удивительна главным своим богатством - людьми, для которых самое важное не деньги и не оценка, а счастливые глаза ребенка и искренний детский смех.

    Ольга ВАСИЛЬЕВА, старший воспитатель дошкольного отделения «Радуга» ГОУ СОШ №933

    http://www.ug.ru/archive/51516



    Предварительный просмотр:

    ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИСТОРИИ

    Автор: Ольга Васильева, Дмитрий Васильев

    Ни одна страна в мире не имеет столь ярких примеров массового героизма. Это бесценный потенциал государства в вопросах воспитания подрастающего поколения и формирования гражданского общества, который, безусловно, необходимо использовать.

    С учётом накопленного опыта работы по патриотическому воспитанию, а также в целях сохранения памяти о богатом героическом наследии нашей страны, общественные объединения Героев обратились к правительству Москвы с предложением о создании первого целевого музея Героев. На начальном этапе его формирования планировалось использовать накопленные фонды общественного музея Героев.

    15 февраля 2002 года появилась некоммерческая организация – учреждение культуры «Музей Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы». Первым директором музея стал Герой России Е.А. Кирюшин. На этом посту его сменил Герой России В.Н. Колыбабинский. В 2004 году музей Героев возглавил подполковник И.Н. Можайцев, получивший специальное образование и имеющий квалификацию профессионального музееведа.

    Большую роль в создании нового музея сыграли сами Герои. В первую очередь вице-президент Российской Ассоциации Героев, президент Фонда поддержки Героев Советского Союза и Российской Федерации имени генерала Е.Н. Кочешкова, депутат Московской городской Думы, Герой Российской Федерации В.В. Сивко; председатель правления Межрегиональной общественной организации «Клуб Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы города Москвы и Московской области», Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Н.Т. Антошкин; участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза генерал армии В.И. Варенников.

    Патриотическое воспитание молодёжи в музее в те годы велось по следующим основным направлениям:

    • организация уроков Мужества как непосредственно на базе музея с приглашением Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, так и выездных – в школах, дворцах культуры, школьных оздоровительных лагерях, кадетских формированиях, воинских частях;
    • проведение по экспозициям музея с демонстрацией видеоматериалов;
    • организация передвижных выставок. Так, например, в 2004 году по тематическим выставкам «Славные сыны Отечества» – к 70-летию учреждения звания Героя Советского Союза и «Война 1941 – 1945 годов» – посвящена Дню памяти и скорби – дню начала Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года) были проведены около 80 экскурсий для школьников Москвы. В 2005 году была организована фотовыставка, посвящённая 300-летию морской пехоты России, а в 2006-м – 100-летию подводных сил ВМФ;
    • организация выездных тематических выставок по заявкам школ и кадетских формирований;
    • подготовка экспозиций и материалов, участие во встречах Героев с допризывной молодежью Москвы;
    • подготовка и проведение мероприятий, посвящённых памятным датам конкретных Героев;
    • участие совместно с Фондом поддержки Героев в разработке и издании методических пособий, видеофильмов и педагогической литературы по героической тематике;
    • участие в подготовке короткометражных видеофильмов о Героях в проекте «Живые легенды».

    В 2006 году «Музей Героев» был включен в сеть музеев города Москвы. В настоящее время он является отделом «Музея-панорамы «Бородинская битва».

    День сегодняшний

    Сегодня в основной экспозиции музея – около 1000 фотографий Героев, их личные вещи, оружие и документы, всего 2692 единицы хранения, из которых 2619 составляют предметы основного фонда. Эти ценные для истории вещи и документы размещены на экспозиционно-выставочной площади в 405,4 кв. метра. Еще 237,3 кв. метра занимает площадь временных выставок. Имеются архив и научная библиотека. Ежегодно музей посещают более 4 тыс. человек.

    «Уникальность нашего музея состоит в том, что помимо редких, исключительных экспонатов в его почетном реестре на электронных носителях представлена информация о 12772 Героях Советского Союза, 2660 полных кавалерах ордена Славы, свыше 1000 Героях Российской Федерации и более 20000 Героях социалистического труда, – отмечает заведующий музеем И.Н. Можайцев. – Важно то, что у нас собран материал не только о тех людях, которые уже ушли от нас, оставшись в героическом прошлом, но и о тех Героях, которые сейчас живут среди нас, встречаются с молодежью, принимают непосредственное участие в работе музея, проводят уроки Мужества, служат живым примером для подрастающего поколения. Не случайно многие московские учителя взяли за правило проводить тематические классные часы на базе музея с участием ныне живущих Героев».

    Экспозиция музея устроена весьма оригинально. В центральной части расположены стенды и витрины, в которых размещены экспонаты и материалы в хронологическом порядке – с 1934 года и до сегодняшних дней. На стене золотыми буквами сверкает завет великого русского полководца А.В. Суворова: «Возьми себе в пример героя. Иди за ним…». А далее следуют тематические стенды так называемых «стихий»: «Земли», «Воды» и «Воздуха». Здесь размещены предметы, принадлежавшие Героям, деятельность которых связана с этими стихиями, и установлены видеомониторы, на которых демонстрируются фильмы, рассказывающие о них.

    В экспозиции стихии «Земля» основной акцент сделан на события Великой Отечественной войны. В экспозиции стихии «Вода» представлены моряки, подводники, лётчики палубной авиации, герои морской пехоты. «Воздух» посвящён космонавтам, лётчикам, лётчикам-испытателям и вертолётчикам.

    Экскурсия, как правило, начинается с первых Героев. Под стеклом музейной витрины историческая телеграмма: «Восхищены вашей героической работой по спасению челюскинцев. Гордимся вашей победой над силами стихии. Рады, что вы оправдали лучшие надежды страны и оказались достойными сынами нашей великой Родины. Вносим ходатайство в ЦИК СССР:

    1. Об установлении высшей степени отличия, связанного с проявлением геройского подвига, – звания «Героя Советского Союза»;
    2. О присвоении летчикам: А.В. Ляпидевскому, С.А. Леваневскому, В.С. Молокову, Н.П. Каманину, М.Т. Слепневу, М.В. Водопьянову, И.В. Доронину, непосредственно участвовавшим в спасении челюскинцев, звания «Героев Советского Союза».
    3. О награждении орденом Ленина поименованных летчиков и обслуживающих их бортмехаников и о выдаче им единовременной денежной награды в размере годового жалованья.

    И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, В.В. Куйбышев, А.А. Жданов».

    Так семь отважных летчиков стали первыми героями – и не только СССР, а в некотором смысле всего мира. Звание Герой Советского Союза стало первой в мире наградой такого рода. В некоторых странах существовало понятие «национальный герой», но оно не было официальной наградой, скорее – общественным признанием. Только после Второй мировой войны в некоторых социалистических странах были учреждены аналогичные степени отличия.

    На другом стенде со старой фотографии смотрит хрупкая девушка на скамеечке в парке: длинное пальто, красивая причёска, задумчивый взгляд. Это Вера Волошина, комсомолка и разведчица, которая, как и Зоя Космодемьянская, погибла в дни Битвы под Москвой. На её счету семь удачных рейдов в тыл немецко-фашистских войск. В ночь на 29 ноября 1941 года в районе подмосковной деревни Головково она приняла на себя удар противника, дав возможность другим членам группы благополучно вернуться на базу и передать развединформацию. Получив тяжёлое ранение, она была захвачена гитлеровцами и казнена.

    Лишь спустя многие десятилетия писателю Г.Н. Фролову удалось установить истину и найти необходимые документы. И в 1994 году Указом Президента России за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, разведчице Вере Даниловне Волошиной посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации.

    На следующем стенде – фотографии бойцов, воевавших в Афганистане. Среди них те, о которых сложены песни и стихи, сняты фильмы. Пожалуй, узнав их биографии, многие по-другому взглянут на события тех лет.

    После распада СССР, в кризисные девяностые, многие думали, что эпоха героев, боевого и трудового подвига безвозвратно осталась в прошлом. Но настоящие патриоты и профессионалы продолжали делать свое дело, следуя зову и разума, и сердца. Именно благодаря таким людям и выстояла наша страна. Имена многих из них неизвестны, но есть и счастливые исключения.

    Например, командиру крейсерской атомной подводной лодки К-317 («Пантера») капитану 1 ранга С.В. Справцеву звание Героя Российской Федерации было присвоено 9 января 1999 года. Ему была поставлена задача – выйти в зону абсолютного господства противолодочных сил ВМС США и доказать, что у нас есть субмарины, которые могут выполнять любые задачи. Почти неделю АПЛ С.В. Справцева беспрерывно осуществляла слежение за американским подводным стратегическим ракетоносцем на расстоянии торпедного залпа. Когда американцы её обнаружили, то попытались уничтожить глубинными бомбами. Но тщетно. По возвращении на базу С.В. Справцев доложил об успешном выполнении задания. А три американских адмирала лишились погон за то, что проворонили российскую подлодку. Это событие навсегда вписано в историю российского ВМФ.

    Экскурсия по основной экспозиции рассчитана на 1 час 15 минут. Помимо стандартных, проводятся экскурсии по сменным экспозициям, которые каждые два–три месяца меняются.

    Работает в музее и конференц-зал, вмещающий 60 человек. В нём постоянно проводятся тематические беседы, встречи с Героями и «круглые столы».

    Записаться на экскурсии и другие мероприятия можно у администратора музея по телефону (499) 744-30-25. Музей работает ежедневно, кроме пятницы и последнего четверга месяца с 10 до 18 часов, в четверг – с 10 до 21 часа.

    Воспитать патриотов

    Деятельность музея не ограничивается только проведением экскурсий, развитием музейного фонда и привлечением Героев к работе с молодёжью.

    Постоянно организуются тематические экспозиции, рассказывающие о героических страницах в истории нашего Отечества.

    В музее создан большой фонд документальных видеофильмов, посвящённых Великой Отечественной войне (Сталинградской, Курской и другим битвам), событиям в Северо-Кавказском регионе в конце XX – начале XXI века, работе групп «Альфа» и «Вымпел», других подразделений спецназа, а также Героям Советского Союза и России. Эти видеоматериалы пользуются большой популярностью во время проведения внутримузейных мероприятий, но, к сожалению, за его пределами мало кто знает о существовании столь уникального фильмофонда. Тем не менее, воспользоваться им, сделав копии заинтересовавших лент, может любой учитель, преподаватель ОБЖ, педагог, занимающийся патриотическим воспитанием.

    На базе музея принимают Присягу юные кадеты, дают торжественную клятву воспитанники центра внешкольной работы «Патриот», здесь происходит приём в ряды пионерских и других патриотических молодёжных организаций, которые сейчас снова востребованы и восстанавливаются по инициативе «снизу».

    Ещё одно важное направление – помощь школам, в которых существуют собственные музеи или музейные уголки. Музей Героев предоставляет и готов предоставлять им и в дальнейшем копии уникальных исторических материалов: фотографии, документы, газеты, а также оказывать методическое содействие в размещении этих материалов и оформлении экспозиций школьных музеев.

    Подробнее хочется рассказать о новой постоянно действующей интерактивной программе музея «Фронтовыми дорожками с Василием Тёркиным», специально разработанной для школьников 9–14 лет.

    Эта программа в игровой форме в течение часа знакомит учащихся с элементами солдатского быта, образцами оружия и снаряжения Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Им показывают документальные фильмы с сюжетами о Героях: снайпере Василии Зайцеве, связисте Петре Гридине, сапёре Владимире Беломестных. Вместе с героем поэмы А.Т. Твардовского Василием Тёркиным, роль которого исполняет артист, участники программы пробуют свои силы в нескольких испытаниях: «проходят курс молодого бойца», устанавливают связь с Безымянной высотой, «форсируют» Днепр и устраивают привал так, как это делали красноармейцы в огненные дни 1941–1945 годов.

    Программа начинается с того, что ведущий в форме лейтенанта сухопутных войск образца 1945 года с большой книгой «Василий Тёркин» в руках предлагает ребятам перенестись на фронтовые дороги Великой Отечественной войны, познакомиться с которыми поможет литературный герой поэмы Твардовского.

    Ведущий рассказывает: «Александр Трифонович Твардовский в годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом газеты «Красная Армия». В это время он и написал свою поэму «Василий Тёркин». Эта поэма состоит из описаний отдельных элементов войны. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем: автор исходил из того, что и он сам, и его читатель в любой момент могут погибнуть.

    Поэма «Василий Тёркин» была горячо любима среди солдат, так как автор смог раскрыть в ней те чувства, которые испытывали солдаты во время войны: когда отступали по родной земле, шли в атаку, были на волоске от смерти и, наконец, освободили свою страну. Для многих солдат Василий Тёркин стал другом и примером для подражания: никогда не унывать, любить и защищать свою Родину, верить в победу.

    Затем участники программы проходят несколько конкурсов: командиров, строевой подготовки, связистов, конкурсы «Переправа» и «Привал с песней», по результатам которых объявляется отделение–победитель.

    Детальность проработки сценария, сочетание погружения в материал и наличия атрибутики и оружия (красных звёзд – наград, массогабаритных макетов ППШ и винтовки Мосина образца 1943 года) с игровой формой вызывают у участников программы неподдельный интерес и надолго оставляют яркие впечатления.

    С устремленностью в будущее

    В следующем году музей планирует провести реэкспозицию основной экспозиции. Это связано с тем, что ежегодно поступают от 200 до 300 новых единиц хранения, которые также необходимо разместить.

    В ближайших планах и организация выездных мини-выставок в школах Москвы с привлечением Героев Отечества. Информирование о возможности проведения таких выставок будет осуществляться через окружные управления образования Департамента образования города Москвы. Однако, и сами школы могут в случае заинтересованности обратиться в Музей Героев с соответствующим запросом.

    Знакомство с документальными историями жизни и подвига наших соотечественников, встречи с живыми Героями оставляют глубокий след в душах ребят, ведь из уст настоящих, реальных Героев можно услышать то, что не прочтёшь в учебниках истории. Ведь этот музей – не просто хранилище ценных экспонатов, это место, где можно прикоснуться к истории, почувствовать живую взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

    Ольга Васильева, Дмитрий Васильев

    журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни», № 12 (декабрь), 2013, с. 20–24

    http://www.dmvv.ru/index.php/newanalitic/history/542-prikosnovenie-k-istorii



    Предварительный просмотр:

    ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    Автор: Ольга Васильева, Дмитрий Васильев

    Анализ ситуации, в которой происходит развитие личности детей младшего и среднего школьного возраста в Российской Федерации, формирование их патриотического самосознания, показал наличие трёх ключевых проблем.

     Первая – собственно патриотическое воспитание ведётся сегодня не системно, не соблюдается принцип непрерывности и постоянности (как правило, всё ограничивается праздничными мероприятиями к определенным датам).

    Вторая – медиапространство (телевидение, печатные издания, Интернет) чрезмерно искажено, в нём до сих пор преобладает западная продукция и, соответственно, господствует западная (по преимуществу американская) идеология. По сути произошла информационно-психологическая экспансия, сформировавшая проблему информационной идентичности подрастающего поколения, что уже представляет угрозу ментальности нации.

    Третья – игрушки и игры, как детский инструментарий познания окружающего мира, также сегодня представлены в основном западными прототипами, пусть и изготовленными, как правило, в Китае (американские «супергерои», роботы-трансформеры, машинки-«Тачки», конструкторы «Лего», космические мутанты и т.д. и т.п.). Российских же игрушек очень мало. В последнее время наблюдается тенденция появления на рынке игрушек российских производителей, например из дерева, однако этого крайне недостаточно.

    Особое беспокойство вызывает резкий дисбаланс в медиасреде между продукцией российского и западного производства, ориентированной на детей. Так, исследование медиапредпочтений современных детей в возрасте 7-10 лет показало, что из общей массы предлагаемой сегодня этой аудитории анимационной теле-, кино-, видеопродукции и сопутствующих ей товаров (печатных изданий и игрушек) наибольшей популярностью пользуются именно западные (в основном американские) проекты: «Тачки-2», «Бен-10 – инопланетная сверхсила», «Трансформеры», «Супергерои», «Мстители». Российские конкуренты: «Маша и медведь», «Смешарики», «Фиксики», «Барбоскины» также востребованы данной аудиторией, но имеют заметно меньшую популярность (хотя и имеющую тенденцию к росту), поскольку, во-первых не создают героического ореола, имиджа всепобеждающей силы, эмоциональное приобщение к которым необходимо современным детям, во-вторых, практически не представлены или очень слабо представлены в виде игрушек, которые необходимы детям для развития.

    В этой ситуации совершенно логичным является насыщение медиапространства, в котором растут и развиваются наши дети, содержанием российского производства в количестве и с качеством, достаточными для того, чтобы нейтрализовать идущий с Запада поток медийного контента, ориентированного на детей.

    Успех данного мероприятия может быть обеспечен только при условии сочетания двух системных факторов:

    1. При разработке содержания нужно учитывать особенности современного поколения российских детей.
    2. Необходим выпуск комплексной продукции по всей продуктовой линейке: мультфильм, периодические и непериодические печатные издания с героями мультфильма (включая раскраски, книжки-загадки, наклейки и т.д.), игрушки с героями мультфильма, компьютерные игры, детские продукты питания и прочие товары для детей.

    При разработке концепции, стиля и персонажей анимационной и сопутствующей продукции целесообразно провести на базе нескольких пилотных образовательных комплексов опрос-задание среди школьников разных возрастов.

    Тема опроса-задания: «Нарисуйте героя (героев) мультфильма, который живет в России, про чьи приключения вам было бы интересно смотреть мультсериалы, читать журналы и комиксы. Как вы себе его представляете? Как его зовут? Расскажите о его характере, свойствах и особенностях. Чем он занимается? Есть ли у него помощники?»

    Опрос предполагается провести с 1-го по 8-й класс включительно с учетом дифференциации предпочтений по возрастным группам.

    Необходимо также осуществить ряд комплексных анимационно-медийно-издательских проектов. В качестве одного из таких «многофункциональных комплексов» можно предложить, например, проект «Самолетики».

    Практика показывает, что наибольшим успехом у современных детей пользуются западные анимационные фильмы, в которых одушевляются различные машины, механизмы и т.д. Тем не менее, родоначальником этой идеи, по всей видимости, был советский мультфильм «Паровозик из Ромашкова». В отличие от западной традиции, предлагается концептуально смешанный вариант сюжета мультсериала «Самолётики», в котором присутствуют и пилоты – герои мультфильма, и одушевленные, наделенные человеческими чертами, самолёты.

    Замысел и краткое описание идеи сценария

    На одном из аэродромов в Центральной России живут «самолётики»: пассажирские, транспортные, малой авиации, спортивные, военные истребители и бомбардировщики и вертолеты. У каждого самолётика есть свой пилот. Самолётики, как и их пилоты, обладают собственными характеристиками, у каждого из них есть имя, своя история жизни и путь на этот аэродром. При этом самолётики общаются только друг с другом, а пилоты – только между собой, прямого общения между человеком и его летающим другом не происходит, хотя они понимают и уважают друг друга.

    Ключевой сюжетной линией являются подвиги и приключения истребителей и их пилотов. Все остальные сюжетные линии являются второстепенно-вспомогательными. Главные герои мультфильма – три пилота и три их крылатые машины. Всего в звене – шесть истребителей. Внешний вид самолетов-истребителей – фантастический, но с чётким обозначением российской принадлежности: изображением флага России на хвостовом оперении и красных звезд на крыльях. Это истребители восьмого поколения, умеющие летать в космосе и под водой, становиться невидимыми, набирать гиперзвуковую скорость, обладающие фантастическим вооружением, включая лазерное, импульсное и т.д. При этом у каждой из машин звена истребителей есть своя характерная особенность, в том числе в предпочтительном использовании того или иного вида оружия.

    Герои-истребители борются со злом , угрожающим России и планете в целом: террористами, природными катаклизмами (смерчами, ураганами), астероидами, метеоритами, агрессивными инопланетными существами и т.д.

    Одновременно с выходом первых пилотных серий мультфильма «Самолётики» запускается в печать детский ежемесячный познавательно-развлекательный журнал «Самолётики», содержащий комиксы, логические игры, загадки, описание летающих машин на доступном для детей уровне, наклейки и пр.; выпускается серия игрушек с персонажами «Самолётиков», DVD с первой частью показанных серий и компьютерные игры.

    Цель комплексного воздействия – создать моду на мультсериал и его героев у детей в возрасте от 5 до 15 лет.

    Реализация комплексного проекта вроде «Самолётиков» и последующих медиапроектов аналогичного типа создаст в нашей стране соответствующую медиасреду, которая позволит успешно формировать и воспитывать патриотическое самосознание у детей младшего и среднего школьного возраста и нейтрализовать воздействие западной идеологии на детские умы.

    «Высший пилотаж» во влиянии на умонастроения общества, и в первую очередь – подрастающего поколения, заключается не в отдаче грозных приказов и распоряжений, а в незаметном воздействии на сознание и мировосприятие человека.

    Ольга Васильева, Дмитрий Васильев

    http://www.dmvv.ru/index.php/newanalitic/society/42-igry-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya



    Предварительный просмотр:

    ПОИСК ПРОПАВШИХ ДЕТЕЙ

    Автор: Ольга Васильева

    Ежегодно в России пропадает от 20 до 35 тысяч детей. 90% из них находят (живыми либо погибшими в результате несчастных случаев или преступлений, совершённых в отношении них). По общим оценкам ежегодно в России погибает или пропадает без вести от двух до трёх тысяч детей. Для сравнения – на дорогах в результате ДТП ежегодно погибает от 1000 до 1500 детей.

    Пропавшие дети – социальная проблема, которая из года в год становится только острее. Она связана с нравственной деградацией общества, ростом беспризорности и экономическими факторами. В данном материале даются практические советы, как сделать, чтобы дети не терялись, а если уж случилась беда, то каким должен быть алгоритм поиска пропавших детей.

    Существуют элементарные меры предосторожности – как не потерять ребёнка в людных местах и на отдыхе:

    • При посещении людных мест, например, торгового центра, концерта или кинотеатра, родители должны всегда контролировать местонахождение ребёнка, в пути следования держать за руку, а не говорить, как часто бывает: «держись за сумку» и т.п.
    • На отдыхе всегда желательно брать с собой фотографию ребенка. Показывая фотографию, намного легче донести необходимую информацию до окружающих людей. Так можно значительно ускорить процесс поиска ребёнка, если он потеряется.
    • При выезде на отдых за границу, необходимо всегда иметь при себе документы, подтверждающие, что ребёнок на самом деле ваш.
    • Лучше одевать ребёнка в яркие вещи. Тогда он будет более заметен в людных местах.
    • В магазинах, торговых центрах, на площадях лучше заранее договориться с ребёнком о месте встречи, если он вдруг потеряется.
    • Бывает, что в стрессовой ситуации дети забывают даже своё имя. Поэтому желательно положить в карман малыша карточку со своими контактными данными и данными ребёнка, а при нахождении за границей – визитную карточку отеля с анкетными данными ребёнка. Также можно заранее подготовить метки на одежде или надеть на ручку ребёнка пластиковый браслетик, подписанный на латинице и содержащий всю необходимую информацию.
    • Следует заранее обговорить с ребёнком, что он должен делать, если потеряется, а именно:

    – громко позвать родителей и немного подождать;

    – обратиться за помощью к взрослым (к полиции, продавцам, охранникам, но ни в коем случае не к посторонним людям – были случаи, когда психически неуравновешенные граждане просто уводили детей к себе домой, никому не сообщив о потерявшемся ребёнке), назвать свои имя, фамилию, адрес проживания или дать визитку с необходимой информацией.

    • Необходимо объяснить ребёнку, что ему ни в коем случае не следует ничего брать у незнакомых людей, садиться к ним в машину или куда-то с ними идти. Если же кто-то попытается сделать это силой, нужно громко кричать и звать на помощь.
    • Периодически следует играть с ребёнком в ролевые игры, изображая чужого человека, который куда-то его заманивает. Так он научится отказывать незнакомым людям и обращаться за помощью.

    Что необходимо делать, если пропал ребёнок:

    1. Незамедлительно начните обзванивать близких и знакомых людей, которые, по вашему мнению, могут знать о планах ребёнка. Лично обойдите дома, где живут друзья и родные, у которых мог задержаться ваш ребёнок. Опросите друзей ребёнка о его намерениях и планах. Обратите внимание, как реагировали друзья ребёнка на ваше сообщение об его исчезновении. Постарайтесь подключить к поиску ребёнка как можно больше ваших друзей, знакомых и сослуживцев.
    2. Позвоните в бюро регистрации несчастных случаев, в справочную скорой помощи, обзвоните городские больницы и выясните, не поступали ли к ним за последние часы дети с похожими приметами. Постарайтесь как можно точнее рассказать об особых приметах вашего ребёнка и описать одежду, в которой он находился до исчезновения. Позвоните в ГИБДД и уточните, не было ли каких-то дорожных происшествий в тех местах, где мог находиться ребёнок.
    3. Подайте дежурному отдела полиции заявление о пропаже ребёнка по месту его исчезновения. Обязательно требуйте регистрации заявления и принесите с собой последнюю фотографию пропавшего. Не забудьте забрать из полиции подлинник фотографии, там должна остаться лишь её копия.

    Помните: заявление должны принять незамедлительно! Никаких правил и норм о «трёх днях» не существует! Иногда полиция не очень охотно принимает заявления, если речь идёт о пропаже подростка. Настаивайте на принятии и регистрации заявления, особо подчеркните, что пропавший «ранее из дома не уходил, к бродяжничеству не склонен» (если это так). Если вы считаете, что в местном отделе полиции к вам относятся невнимательно, ваше заявление не воспринято с соответствующей серьёзностью, розыскные мероприятия проведены спустя рукава, жалуйтесь в вышестоящую организацию полиции или в прокуратуру.

    1. Если ребёнок пропал за городом или в лесу, организуйте для его поисков как можно больше людей, в том числе спасателей МЧС и работников лесхозов. Обратитесь за помощью в районный радиоузел. Продолжайте поиски даже в ночное время. Если поблизости есть водоём, необходимо, чтобы его обследовали водолазы.
    2. Постарайтесь выяснить, где в последний раз видели вашего ребёнка. Не дожидаясь помощи полиции, осмотрите места сбора местной молодёжи, спортивные и детские площадки, гаражи, ближайший лесопарк и т.п., расположенные недалеко от вашего дома.
    3. Расскажите участковому уполномоченному или сотруднику полиции, который будет вести розыск ребенка, всю информацию о пропавшем. Постарайтесь спокойно ответить на все вопросы, которые зададут вам сотрудники полиции, даже если они покажутся вам странными. Имейте в виду, что для эффективного розыска именно первичная, абсолютно точная информация может иметь решающее значение.
    4. Не скрывайте от полиции информацию о подозрительных друзьях вашего ребёнка, плохих привычках, а также о конфликтах пропавшего с вами или в школе. Вспомните мельчайшие детали: был ли ваш ребёнок чем-то расстроен или напуган, не показалось ли вам его поведение в последние дни странным, не было ли в последние дни странных звонков, не замечали ли вы, что ребёнок не хотел подходить к телефону.

    Крайне важны любые сведения, которые предшествовали пропаже ребёнка, в том числе – как начался злополучный день, что делал пропавший, о чём говорил перед уходом, куда собирался, был ли он там и во сколько ушёл.

    1. Посоветовавшись с сотрудниками полиции, разместите информацию о происшествии в Интернете или других средствах массовой информации, своими силами организуйте расклейку ориентировок. Если обнаружится свидетель, который расскажет, что видел ребёнка, то обязательно возьмите его точный домашний адрес и телефон. Если вам показалось, что вы видели человека, который, по вашему мнению, может быть причастен к исчезновению ребёнка, расскажите о нём сотруднику полиции и постарайтесь подробно описать его.
    2. Найдите дома одну из нестиранных вещей пропавшего, которая лежала отдельно от другой одежды. Например, носовой платок в кармане или стельку обуви. Простерилизуйте банку, не вытирая её, дайте ей высохнуть, наденьте резиновые перчатки, положите пинцетом эту вещь в банку и закройте. Закрывайте её фольгой, а сверху – любой другой крышкой. Таким образом, вы сделаете забор запаха пропавшего. Затем обращайтесь в полицию с просьбой дать кинолога с собакой для поиска ребёнка. Если там не оказалось подобного специалиста, вы можете обратиться к своим знакомым, имеющим собаку, которая умеет выполнять команду «ищи». Лучше всего начать поиск с места, где последний раз видели ребёнка. Собака должна обойти район движения исчезнувшего. Если поиск происходит ночью, надо обязательно взять с собой фонарики. Периодически давайте собаке нюхать содержимое банки и вместе с ней обходите чердаки, подвалы, различные люки.
    3. Постарайтесь держать себя в руках и не впадайте в панику. Каждая деталь или слово, которые вы вспомните, в дальнейшем помогут в поисках.

    При подготовке публикации использованы материалы Ассоциации Содружества волонтёров «Поиск пропавших детей».

    Ольга Васильева

    http://www.dmvv.ru/index.php/newanalitic/bezopasnost/809-poisk-propavshikh-detej