ШМО классных руководителей

Рейн Елена Арбитовна

Анализ работы методического объединения классных руководителей за прошлый учебный год и план работы методического объединения на текущий 2016-2017 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_kl.ruk_.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ

методической работы с классными руководителями

за 2015 – 2016 учебный год в МБОУ «Средняя школа № 68».

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главная роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводится  классному руководителю. Классный руководитель -  одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения.        В школе повышение уровня профессиональной компетентности и профессионального мастерства классных руководителей осуществляется через деятельность методического объединения классных руководителей.

Цель:  Создание системы методического обеспечения профессиональной деятельности классных руководителей по повышению их уровня педагогической культуры, педагогического мастерства, способствующего личностному росту учащихся, воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Вся методическая работа в 2015-2016 учебном году была направлена на решение следующих основных задач:

1. . Повышение  роли классных руководителей в формировании у школьников ключевых компетенций (ценностно-смысловых, общекультурных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования) и гражданской компетентности.

2. Повышение коммуникативной культуры и  теоретического, научно-методического уровня профессиональной подготовки классных руководителей по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитательной работы с целью использования дифференцированного, личностно-ориентированного подхода.

3. Изучение  и  обобщение  интересного опыта работы классных руководителей школы; обмен опытом работы

4. Развитие информационной культуры  классных руководителей и  использование  технологий социального проектирования и  информационных технологий в воспитательной работе.

В состав методического объединения классных руководителей в этом учебном году входило 24 классных руководителя. Анализ деятельности классных руководителей за год показывает, что  большая часть педагогов обладают достаточно высоким уровнем профессионального мастерства.

83 % педагогов имеют достаточный опыт работы в роли классного руководителя (от 5 лет до 30 лет), 20 человек  имеют высшее педагогическое образование, 2 имеют высшую квалификационную категорию, 12 – 1-ю категорию; два  педагога -  Фоминцева В.О. и Пинтелькина М.В. не имеют опыта работы в качестве классного руководителя;  большинство педагогов владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса, имеют хорошую теоретическую и методическую подготовку в целеполагании, планировании, организации внеурочной деятельности обучающихся, достаточно уверенно ориентируются в современных педагогических концепциях воспитания и используют их как основу для педагогической деятельности, успешно применяют современные компьютерные технологии.

Методическая работа, осуществляемая в нашей школе,  носит по-прежнему планомерный, проблемно-ориентированный характер, строится на диагностико - аналитической основе, а также с учетом проблем, выявленных  в процессе осуществления педагогического мониторинга. По итогам диагностирования классных руководителей были выявлены следующие проблемы:

  • Планирование внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС
  • Использование результатов мониторинговой деятельности в планировании работы классного руководителя.
  • Организация социально-психологической помощи детям и родителям;
  • Использование современных форм работы с родителями.

Формы, методы и содержание методической работы проектируются по-прежнему исходя от запросов классных руководителей, изучения их потребностей в профессиональном развитии. Для решения поставленных задач, снятия трудностей  в организации воспитательной работы с обучающимися, их родителями, учителями-предметниками использовались традиционные формы работы: индивидуальные и групповые консультации, работа проблемных групп, тематические семинары, обучающие семинары, заседание педагогического совета,  взаимопосещение воспитательных мероприятий и классных часов. В течение учебного года было проведено 4 семинара по следующим темам: « Определение стратегии воспитательной работы на новый учебный год. Профилактика молодежного экстремизма»», Ярмарка педагогических идей на тему: «Современные воспитательные технологии в практической деятельности классного руководителя» (обмен опытом работы), «Как противостоять экстремистской идеологии среди несовершеннолетних и молодежи», «Формирование и развитие духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни», «Методика воспитательно-профилактической работы. Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся», «Анализ деятельности МО за учебный год». На семинарах методобъединения также подробно рассматривались результаты мониторинговых исследований: «Итоги анкетирования обучающихся по вопросу наркотизации», «Итоги мониторинга по состоянию здоровья обучающихся», «Результативность участия педагогов в конкурсах и соревнованиях», «Степень удовлетворенности детей и родителей ОУ», «Итоги мониторинга уровня воспитанности обучающихся 1-11 классов» и т.д. Все семинары проводились с использованием современных информационных технологий, в тесном сотрудничестве с социальным педагогом. Это, несомненно, способствовало тому, что все классные руководители (в большей или меньшей степени) используют информационные технологии при участии в общешкольных делах (в виде презентаций, фильмов, роликов), при проведении тематических классных часов.

В этом учебном году по-прежнему большое  внимание  уделялось изучению новых нормативных документов по вопросам воспитания, знакомству с новинками педагогической литературы по вопросам воспитания, разработке методических рекомендаций, пополнению методической копилки. Одним из источников сбора информации о воспитательной деятельности классных руководителей является контроль. Внутренний контроль необходим для того, чтобы своевременно получать, анализировать и оценивать информацию о процессе и результатах воспитательной деятельности, вносить коррективы в процесс развития воспитательных отношений, способствовать его оптимальному протеканию. В этом учебном году в плане внутреннего контроля стояли следующие вопросы: «Ведение школьной документации (анализ планов воспитательной работы)»,  «Организация работы объединений дополнительного образования», «Деятельность классных руководителей по развитию культуры речи и расширению кругозора учащихся», «Организация деятельности классных руководителей по формированию безопасного поведения учащихся», «Адаптация учащихся 1-х, 5-х, 10 классов» и др. Результаты контроля выявили следующие проблемы: несоблюдение некоторых требований к разработке программ дополнительного образования детей, к планированию воспитательной работы с учащимися,  низкий  уровень педагогического общения с детьми  у отдельных классных руководителей, отсутствие учета возрастных особенностей детей, их способностей и возможностей  (жалобы со стороны детей и родителей) и   как следствие отсутствие успешного взаимодействия  отдельных классных руководителей как с коллективом класса, так и с отдельными учениками), эпизодическая  работа с классным активом. Также осуществлялся мониторинг итогов участия классов в городских и школьных мероприятиях. Анализ  участия педагогов школы в городских  (областных) мероприятиях показал, что 88 % учителей (в прошлом году было 84 %) принимают активное участие в различных конкурсах, смотрах, фестивалях. Особо хотелось бы отметить следующих педагогов: Шоронову Т.В., Евстратову Н.В., Куринову А.А., Потапову И.Л., Сычникову И.А., Рейн Е.А.., чья деятельность характеризуется наибольшей результативностью (по 3-9 призовых мест).

        Одним из критериев удовлетворительной работы школы является наличие  благоприятного  психологического климата в педагогическом коллективе. Результаты анкетирования классных руководителей показали, что в целом педагоги по-прежнему довольны организацией работы в школе, довольны уровнем взаимоотношений с коллегами, наличием творческой атмосферы в коллективе, но испытывают дискомфорт от постоянно увеличивающегося  документооборота. С целью осуществления моральной и материальной поддержки педагогов в коллективе, побуждения их к достижению более высоких результатов работы,  осуществлялось моральное (в виде устных поощрений, награждения грамотами, благодарственными письмами) и материальное стимулирование  педагогов за достижение высоких результатов в образовательной деятельности.

Работу школьного методического объединения классных руководителей за прошлый учебный год можно признать удовлетворительной.

В следующем учебном году необходимо:

  • Продолжить работу по повышению  роли классных руководителей в формировании у учащихся ключевых компетенций (ценностно-смысловых, общекультурных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования) и гражданской компетентности.
  •  Повысить уровень психолого-педагогической компетенции классных руководителей с целью создания успешного взаимодействия «педагога-ученика-родителя»
  • Продолжить работу по повышению информационной культуры  классных руководителей  и  активному  использованию  технологии социального проектирования в воспитательной работе. Активизировать участие педагогов и учащихся в творческих конкурсах;
  • Продолжить изучение  и  обобщение  интересного опыта работы классных руководителей школы; обмен опытом работы.


                                                                                      Приложение к общешкольному плану работы

                МБОУ «Средняя школа № 68» на 2016-2017 учебный год                             

План работы ШМО классных руководителей в МБОУ «Средняя школа № 68» на 2016-2017 учебный год

Цель:  Создание системы методического обеспечения профессиональной деятельности классных руководителей по повышению их уровня педагогической культуры, педагогического мастерства, способствующего личностному росту учащихся, воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи: 1. Повышение  роли классных руководителей в формировании у школьников ключевых компетенций (ценностно-смысловых, общекультурных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования) и гражданской компетентности.

2. Оказание помощи классному руководителю в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы класса.

3. Изучение  и  обобщение  интересного опыта работы классных руководителей школы; обмен опытом работы

4. Развитие информационной культуры педагогов и использование информационных технологий в воспитательной работе.

Мероприятия

Срок проведения

Участники

Ответственный

1. Организационно – методические мероприятия

Семинары

1.

Определение стратегии воспитательной работы на новый учебный год

август

Классные руководители

зам. директора по ВР Рейн Е.А.

2.

Психолого-педагогический практикум «Профилактика профессионального выгорания педагога»

ноябрь

март

Классные руководители

Педагог-психолог Пинтелькина М.В.

Бабина Е.А.

3.

Ярмарка педагогических идей на тему: «Что выберем коллектив или стадо?» (обмен опытом работы)

ноябрь

Классные руководители

зам. директора по ВР Рейн Е.А.

4.

«Агрессивные дети. Что делать?»

декабрь

Классные руководители

Социальный педагог Орлова Н.П.

6.

«Роль образовательного учреждения в социализации личности ребенка. Вверх по лестнице, ведущей в жизнь»

январь

Классные руководители

Социальный педагог Орлова Н.П.

зам. директора по ВР Рейн Е.А.

7.

Анализ деятельности МО за учебный год

май

Классные руководители

зам. директора по ВР Рейн Е.А.

Проблемные группы

8.

Планирование внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО И ООО

сентябрь

Классные руководители

зам. директора по ВР Рейн Е.А.

Самоуправление в классе и как воспитать лидера

октябрь

Классные руководители

зам. директора по ВР Рейн Е.А.

9.

Профилактика  девиантного поведения учащихся

ноябрь

Классные руководители

Социальный педагог Орлова Н.П.

10.

Как вовлечь семью в процесс школьного воспитания

январь

Классные руководители

зам. директора по ВР Рейн Е.А.

Педсоветы

11.

Теория и практика воспитания успехом

март

Педагогический коллектив

зам. директора по ВР Рейн Е.А.

Психолого-педагогические консилиумы

12.

Адаптация учащихся 5-х классов к предметному обучению.

октябрь

Учителя-предметники 5-х классов

зам. директора по УВР Рябенко М.В., по ВР Рейн Е.А.

13.

Адаптация учащихся 1-х классов к школьному обучению.

ноябрь

Учителя начальной школы

зам. директора по УВР Лалова Е.Б., по ВР Рейн Е.А.

14.

Адаптация учащихся 10-х классов к обучению на III ступени обучения

ноябрь

Учителя-предметники 10-го класса

зам. директора по УВР Рябенко М.В., по ВР Рейн

15..

Индивидуальное консультирование классных руководителей по проблемам воспитательной работы

в течение учебного года

Классные руководители

зам. директора по ВР Рейн Е.А.

16.

Диагностика затруднений в деятельности классных руководителей

сентябрь

Классные руководители

зам. директора по ВР Рейн Е.А.

17.

Посещение классных часов, вечеров, утренников с целью оказания методической помощи и изучения педагогического опыта

в течение учебного года

Классные руководители

зам. директора по ВР Рейн Е.А.

18.

Организация открытых классных часов и внеклассных мероприятий с использованием информационно-компьютерных технологий

в течение учебного года

Классные руководители

зам. директора по ВР Рейн Е.А.

19.

Изучение основных документов по вопросам воспитания, обзор новинок педагогической литературы

в течение учебного года

Классные руководители

зам. директора по ВР Рейн Е.А.

20.

Контроль планов воспитательной работы

Сентябрь,

январь

Классные руководители

зам. директора по ВР Рейн Е.А.

21.

Педагогическое самообразование

в течение учебного года

Классные руководители

Классные руководители

22.

Курсы повышения квалификации

в течение учебного года

Классные руководители

зам.директора по УВР Лалова Е.Б.

23.

Пополнение методической копилки по вопросам воспитания

в течение учебного года

Классные руководители, библиотекарь

зам. директора по ВР Рейн Е.А.

Исполнитель: зам.директора по ВР Рейн Е.А.