Тема самообразования

Ирина Сергеевна Афанасьева

Методы и приемы использования материалов  краеведения для повышения мотивации детей к изучению русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы использования материалов  краеведения для повышения мотивации детей к изучению русского языка и литературы

Автор: Афанасьева И.С., учитель русского языка и литературы

Главный вопрос, на который я стремлюсь ответить при подготовке к уроку – будет ли детям интересно изучать ту или иную тему, как заинтересовать учащихся. Ведь именно интерес – это отправная точка мотивации к обучению. Не секрет, что именно такие предметы, как русский язык и литература дети «не любят», это обусловлено, в частности, и тем, что в 9, 11 классах нужно сдавать экзамен в обязательном порядке. А к чему принуждают, к тому, как правило, подсознательно возникает «отторжение»: заставляют, значит сложно, а что сложно, это непонятно и, следовательно, неинтересно – такова логика учащихся. Вот этот стереотип и необходимо сломать, продумывая тщательно каждый урок и выстраивая его так, чтобы было интересно, поэтому в данном аспекте важен подбор материала к уроку.

Мне в этом помогает краеведение. История была моим самым любимым предметом в школе. Когда я стала учителем, меня удивил тот факт, что дети очень мало знают об истории своего родного края. Историю как предмет изучают, но как-то без соотнесенности событий  к Гдовщине или даже к Псковской области. Я обратила внимание, что краеведческий материал вызывает у учащихся интерес и даже удивление.

Таким образом, цель использования материалов, содержащих информацию об истории и культуре родного края, об известных людях, жизнь или творчество которых связаны с нашей малой родиной – повышение мотивации к изучению русского языка и литературы, развитие познавательного интереса к предметам.

Актуальность выбранной темы обусловлена введением ФГОС второго поколения.

Задачи:

  1. воспитание патриотизма,
  2. осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; 
  3. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению 

Использование  местного  краеведческого  материала  позволяет  более эффективно  организовать  работу  учащихся,  служит  одним  из способов формирования  устойчивого  интереса  учащихся  к  школьным  дисциплинам, активизирует учебную и познавательную деятельность школьников, так как этот материал более нагляден, более конкретен и прост для понимания школьниками. Если учащиеся не вовлечены в активную познавательную деятельность,  то  любой  содержательный  материал  настраивает их скорее на созерцание, а не на содержательный интерес к предмету. Краеведение приближает учащихся к пониманию сегодняшних процессов, учит их исследовать, сопоставлять, а не только быть посторонним наблюдателем.

Принципы отбора материала.

При отборе краеведческого материала руководствуюсь:

-связью местных сведений с изучаемыми темами;

-соотнесенностью с памятными датами (например, в первой декаде февраля – освобождение Гдовщины, поэтому в феврале можно на уроках русского в качестве дидактического материала использовать различные тексты, содержащие сведения о войне в нашей местности)

-доступностью краеведческого материала для понимания учащихся;

-выбором времени на изучение местного материала;

-межпредметными связями русского языка и литературы  с  курсами географии,  истории, ОПК;

-значением предлагаемого материала для активизации интереса учащихся;

-задачами и целями экологического, патриотического, духовно-нравственного воспитания учащихся.

Методы и приемы использования краеведческого материала:

  • Беседы и лекции учителя на уроках для актуализации знаний.
  • Постановка  проблемных вопросов. Например, урок по теме «Этимология» начинаю с вопроса: почему наш населенный пункт так называется? Рассматриваем разные версии, затем знакомимся с понятиями «этимология», «этимологический анализ» и выясняем, какая из версий наиболее вероятна. Алгоритм этимологического анализа – выделить корень в слове, затем посмотреть значение в Этимологическом словаре, словаре В.И. Даля и Псковском областном словаре (необходимость работы с последними двумя словарями обусловлена тем, что зачастую диалектная лексика сохраняет первоначальное, исходное значение слова).  Так как при этимологическом анализе выполняется морфемный разбор, то при изучении этой темы, а так же «Способы словообразования» можно использовать названия населенных пунктов волости. Например, для иллюстрации понятия «словообразовательная модель» привести следующие названия – Заозерье, Залюбовье, Зачеренье и. т.п.
  • В качестве иллюстрации  языковых явлений.  При изучении темы «Чередования согласных» можно показать фотографию каменного креста погоста церкви Введения. На нем есть надписи, одна из «аббревиатур» является написанием «Царь славы», и после этой информации дети обращают внимание, что на кресте надпись имеет одну особенность – вместо слова «царь» начертание «чарь». Возникает вопрос – почему? А это есть характерная особенность псковских говоров как отражение фонетического чередования – «ч» вместо «ц». Проиллюстрировать эту особенность можно еще и названием населенного пункта нашей волости Тупицино, который в 19 веке в некоторых документах значился как Тупичино. Но это чередование «местное», но есть чередования исторические. Таким образом можно подойти к теме урока.
  • Изучаем тему «Имя числительное» - образование числительных от 11 до 19. Здесь важно объяснить, почему в слове «одиннадцать» две буквы н – это связано со схемой образования числительных в древности: один+на+десять, два+на+десять и т.д. И можно задать вопрос – а встречали ли дети где-либо старые формы этих числительных? И тогда можно показать фотографию иконы-складня «Двунадесятые праздники», которую нашли у храма Введения в куче мусора . Почему «Двунадесятые праздники»?Давайте посчитаем, сколько праздников изображено?
  • Подготовка учащимися  докладов,  сообщений, сочинений, эссе, связанных   с   конкретными  темами по литературе и русскому языку: «История войны в истории семьи», эко-эссе (эссе на конкурс «Край родной, навек любимый»), «Тема природы в творчестве местных поэтов», «Тема войны в творчестве местных поэтов» . Кроме того, этот материал можно применять на уроках литературы с аналогичными темами. И еще использую стихотворения местных авторов для иллюстрации выразительно-изобразительных средств.
  •  Работа с текстами разных жанров. Использование краеведческого материала из различных источников с целью показать их многообразие: летописи, новгородские писцовые и перечневые книги, ревизские сказки, статистические сборники по Санкт-Петербургской губернии и епархии, краеведческая литература, воспоминания и т.д.
  • Источники краеведческого материала могут служить для иллюстрации жанровых особенностей произведений литературы. Например, изучаем тему «Предания». Можно спросить у учащихся, а знают ли они местные предания. Как правило, не знают или не все знают, а такой материал у нас есть в музее,  и с ним можно детей ознакомить. Или при изучении такого жанра,  как летопись,  можно напомнить и о Псковских летописях, в которых впервые упоминается город  Гдов. Жанр «житие» - напомнить об  Александре Невском и Кобылье городище.
  • Проведение  экскурсий  и  выполнение  учащимися индивидуальных  и  групповых заданий по материалам экскурсий.
  • Написание сценариев с использованием местного материала (обычно, посвященных военной теме или на материале творчества местных поэтов).
  • Организация проектной и исследовательской деятельности.

Отчет по теме

Результаты (2017-2018 уч. год)

  • 1,2 места на конференции «Отечество» в секции «Летопись родного края»: Захарова Карина «Помещики забытого погоста», Шалаев Данила «Дубяги: лингво-исторический анализ ойконима» (муниципальный уровень).
  • Участие в конференции «Шаг в будущее», работа «Помещики забытого погоста» рекомендована к публикации в сборнике (региональный уровень).
  • Проведен открытый урок по русскому языку- презентация проектов пятиклассников по теме «Секрет названия» (муниципальный уровень).
  • Проведен общешкольный классный час в рамках Лицейского дня «Поэтические истоки земли Чернёвской» (основан на творчестве местных поэтов).
  • Фрагмент мероприятия «Поэтические истоки земли Чернёвской» представлен в качестве открытого классного часа в рамках посещения директорами районных школ (муниципальный уровень).
  • Проведен классный час в первой декаде февраля в связи с памятной датой Освобождения Гдовщины «Их казнили в Гверездке» - о местном партизанском движении (школьный уровень).
  • В «Гдовской заре» в трех номерах опубликованы мои статьи о Гдовском уезде на рубеже 19-20 вв. по материалам газеты «Нарвский листок» (муниципальный уровень).
  • Организован общешкольный классный час «По следам Александра Невского», в рамках которого учащиеся познакомились с участником экспедиции В.А. Потресовым.

Перспективы

  • Публикация моей исследовательской работы «Воины забытого погоста» в районном сборнике о Великой Отечественной войне на нашей земле.
  • Создание сайта по материалам музея «МБОУ Чернёвская СОШ».
  • Анализ материалов школьного музея с точки зрения возможности их использования на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
  • Написание исследовательских и проектных работ по лингвистике, этнографии, истории нашего края.



Предварительный просмотр:

_____________________________________________________________________________

Информация о публикации исследовательских работ, выполненных под руководством учителя русского языка и литературы Афанасьевой И.С.

  1. Исследовательская работа «Описание фрагмента иконы-складня с изображением Богородицы» опубликована на странице в социальной сети «Вконтакте» «Земля Веденецкая» (https://vk.com/doc206794893_378405531?hash=e077d285b95afba248&dl=059603c78d61b3b221)
  2. Исследовательская работа «Атрибуция фрагмента иконы-складня «Двунадесятые праздники» опубликована в сборнике материалов научно-парктической конференции «Шаг в будущее» (2016 г.) и на странице в социальной сети «Вконтакте» «Земля Веденецкая» (https://vk.com/doc206794893_378407851?hash=29e2cbe044e9926ec2&dl=32505a68f81e634fc4)
  3. Исследовательская работа «Храмы и часовни Чернёвской волости Гдовского района: история и современность» опубликована в районной газете «Гдовская заря»в номере 49 от 2.12. 2016 г., на официальном сайте газеты (http://all-gdov.ru/?p=9287)  и на портале Pskovelive.ru Туризм в авторской колонке И. Сычева (http://tourism.pskovlive.ru/article/298 )
  4. Исследовательская работа «В поисках утраченного: иконостас храма Введения д. Новые Дубяги»  опубликована на странице в социальной сети «Вконтакте» «Земля Веденецкая» (https://vk.com/doc206794893_438133751?hash=221c3df4ec1e767773&dl=dcf1de22cce168b1f3)
  5. Материалы исследовательской работы «В поисках утраченного: иконостас храма Введения д. Новые Дубяги» использованы и частично опубликованы в книге А.Г. Дерягина «История Великолукской епархии: по материалам государственных архивов» (2016 г.)
  6. Исследовательская работа «Дубяги: лингво-исторический анализ ойконима Чернёвской волости» опубликована на личном мини-сайте Афанасьевой И.С. на портале «Социальная сеть работников образования».
  7. Фрагмент исследовательской работы «Предками названо: лингво-исторический анализ названий населенных пунктов Чернёвской волости» опубликован в газете «Гдовская заря» в номере 9 от 3.03.2017 г. и на официальном сайте газеты (http://all-gdov.ru/?p=9709)



Предварительный просмотр:

«Гдовская заря», 8.09. 2017 «С заботой об улучшении качества образования»

http://all-gdov.ru/?p=10558

«Лермонтов – наша загадка»

http://smi60.ru/newspaper/article/view/id/23228

«Призы и дипломы юным исследователям»

http://smi60.ru/2016/10/13/prizy_i_diplomy_yunym_issledovatelyam.html

Страницы истории храмов и часовен Чернёвской волости.

http://all-gdov.ru/?p=9287

Ушедший год языком газетных публикаций

http://smi60.ru/2018/01/12/ushedshiy_god_yazykom_gazetnyh_publikaciy.html

«Листая прошлогоднюю подшивку «Гдовской зари»

http://all-gdov.ru/?p=11317

Забыть не имеем права

http://all-gdov.ru/?p=9769

Нарвский листок

http://all-gdov.ru/?p=10974

Мы помним о подвигах предков

http://all-gdov.ru/?p=10525

Без памяти о прошлом нет будущего

http://all-gdov.ru/?p=9674

Какими вы были, ребята из Дубяг…

http://all-gdov.ru/?p=9741

Этимология. Загадки родного языка. http://all-gdov.ru/?p=9709

Некоторые статьи в газете «Гдовская заря»

http://smi60.ru/upload/newspaper/newspaper/2013/02/full/HhDHM1361898111.jpg

Какими вы были, ребята из Дубяг...

9 марта 2017

В прошлом номере «Гдовской зари» мы завершили публикацию переведённого с эстонского языка Вальтером Тоотсом материала по книге воспоминаний и рассказов о партизанской борьбе «Народные мстители». Читателям были предложены подробности действий 6-й партизанской бригады, которая, в том числе, проводила освободительные операции и в посёлке Чернёво в 1943 году (об этом можно прочесть в №7 от 17 февраля 2017 г.). Не знаю, можно ли назвать совпадением или, скорее, провидением то, что, приступая к публикации того материала, в редакцию пришло письмо из Чернёва от учительницы русского языка и литературы Ирины Сергеевны Афанасьевой с описанием восстановленной истории захоронения чернёвских партизан. Ни раньше, ни позже, а именно в этом году, когда мы так много говорим о партизанском движении, публикуем материалы о событиях в Чернёве, к нашему рассказу добавляется ещё одна важнейшая страница.

На занятиях с детьми в кружке «Православное краеведение» Ирина Сергеевна изучала описание погостов в деревне Новые Дубяги. Один погост — на месте древней деревянной церкви Введения. Удалось восстановить родословные помещиков 19 века, чьи могильные плиты там находятся. Второй погост — у каменного храма. Там захоронение помещицы, священнослужителя и братская могила.

Именно эта братская могила, на которой высечено четверостишие и пять фамилий погибших партизан, и стала поводом для поиска хоть какой-то информации о тех людях, которые нашли упокоение на родной земле в молодом возрасте более семи десятилетий назад.

На различных сайтах в интернете, в деревне Дубяги значится разное количество погибших — четверо, пятеро, шестеро. Согласно паспорту воинского захоронения, памятник установлен в 1989 году, здесь именно пять известных бойцов. Однако «известность» ограничивается только именами и фамилиями, ни дат рождения, ни времени гибели, ни званий... ничего.

Благодаря Тамаре Михайловне Волковой, хранительнице музея чернёвской школы, исследователям удалось найти заметку в газете «Гдовская заря» №65 от 1 июня 1989 года. Из газеты была почерпнута интересная информация: Миша Иванов, Петя Киселёв, Володя Васильев, Саша Семёнов и Боря Алексеев из Дубяг, «вчерашние школьники», были членами партизанского отряда, руководил которым Юрий Петрович Кривух(щ)енко. При выполнении последнего задания попали в логово до предела озверевших фашистов 1 или 2 февраля 1944 года. Тела погибших родственники извлекали из присыпанного рва в районе деревень Вяжище и Вишня Лядского района. Тайно тела погибших перевезли в Тупицино, и 8 февраля, когда, по словам автора заметки, «Гдовщина праздновала освобождение» произвели перезахоронение. А близкие погибших пятерых партизан из Дубяг похоронили их у стен Введенского храма.

К сожалению, полностью довериться информации данной заметки поисковики не могли, так как сразу увидели противоречия: если принять во внимание даты гибели и перезахоронения, то речь, действительно, идёт об освобождении Гдовщины. Но тогда непонятно, что делали партизаны в деревнях Вяжище и Вишня Лядского района — это очень значительное расстояния относительно Дубяг и Тупицино.

В процессе работы с полученной информацией, как всегда, стало появляться ещё больше неясностей. В Книге Памяти Гдовского района Ирина Сергеевна нашла упоминание только об одном из погибших — Васильеве Владимире, который значится как «погибший 10 февраля»...

Воспоминания родственников погибших ясности не прибавили.

Согласно их рассказам, в тыл к немцам был заброшен офицер из Ленинграда Юрий Кривух(щ)енко, который имел задание собрать партизанскую группу из 200 человек. Это было необходимо для подкрепления 2-й партизанской бригады В.П. Объедкова. Как вспоминают родственники, партизаны погибли, пробиваясь к п. Плюсса с целью соединения со 2-й ЛПБ. Однако, 2-я бригада Виктора Павловича Объедкова ещё в 1943 году была преобразована в 6-ю ЛПБ и действовала с октября 1943 года на территории Плюсского района... А партизаны погибли в феврале 1944 года...

Из воспоминаний очевидцев также стало известно, что зимой 1944 года партизаны прибыли в д. Вяжище у озера Долгое Плюсского района и там должны были перехватить немцев, бегущих от красноармейцев. Командиры собрались на совещание, оставив мирно обедавших на пригорке партизан. Немцев ждали к вечеру. Командовал земляками Владимир Васильев, как самый старший из них. Однако, враг появился внезапно... Многие погибли на месте, и только троим удалось уйти. Захваченных в плен партизан пытали. Ивану Степанову вырезали пятиконечные звёзды на теле и выкололи глаза. Изуродованные тела были сброшены в яму...

Когда родные тайно ночью на лошадях поехали к месту гибели ребят, отец Владимира Васильева не смог найти своего сына. Решилась поехать мать... Она-то и опознала изуродованное фашистами тело по отсутствующему мизинцу на ноге, сломанному сыном ещё в детстве...

Затем тела Владимира и ещё пятерых партизан — жителей деревни Шипилино (а не Дубяг, как говорилось ранее!), похоронили у храма. Опять речь идёт о шестерых погибших, называют даже имя — Никитин Анатолий.

Учитывая всё сказанное ранее и просмотрев журналы боевых действий Ленинградского фронта за 1944 год (они есть на портале «Память народа»), чернёвские исследователи пришли к выводу, что речь идёт не об освобождении Гдовщины, а об участии наших партизан в Новгородско-Лужской операции, которая была частью Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции советских войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, осуществлённая во взаимодействии с Балтийским флотом и авиацией дальнего действия с целью разгрома немецкой группы армий «Север», полного снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области.

Продолженное в начале февраля наступление 42-й армии развивалось успешно. Соединения армии, практически не встречая сопротивления, продвинулись значительно вперёд, освободили Ляды, Сара-Гору, Гдов и 4 февраля вышли на побережье Чудского озера. С этих позиций армии предстояло выполнить обходной манёвр: взять Плюссу, Струги Красные, перерезать дорогу Луга — Псков и совместно с 67-й армией уничтожить лужскую группировку противника (о чём читателям «Гдовской зари» были предложены предыдущие материалы о партизанском движении).

Таким образом, цель операции — освобождение Плюсского района. Красноармейцы наступали на немцев, а задача партизан была — уничтожать отступающего противника.

В Википедии находим такую запись о 6-й ЛПБ под руководством Объедкова: «15 февраля 1944 года — кровопролитные бои за большак и деревни Лышницы — Нежадово — Вяжищи — Островно, окончательное освобождение этих населённых пунктов».

О Владимире Васильеве удалось установить следующее. Родился он в 1916 году в деревне Шипилино. За пять лет до начала войны женился, долго не было детей и, вот, наконец-то, жена Ольга сообщила радостную новость... Но в июне 1941 начинается война, а дочь Люся родилась в августе 1941 года. Людмила Владимировна Васильева так и не увидела своего отца. Он погиб, когда ему было всего 28 лет (на фото Владимир с супругой Ольгой).

Об остальных партизанах, похороненных у храма Введения, пока ничего неизвестно, но работу по поиску сведений о них И.С. Афанасьева вместе с учениками продолжают. Будем надеяться, что их ждёт успех. Вполне возможно, что именно кто-то из читателей «Гдовской зари» сможет пролить свет на эту, пока остающуюся в забвении, тайну.

Ирина Сергеевна, отправив свои наработки по этой теме в редакцию, выразила свою большую признательность всем, кто помогает в непростом поисковом деле. «Через газету хочу поблагодарить Татьяну Алексеевну Семёнову, Сергея Владимировича Семёнова, библиотекаря Елену Дементьеву. А также Марину Николаевну Авакиви за предоставленную информацию и воспоминания родственников партизана Владимира Александровича Васильева, его внучку Антонину Иванову (Васильеву). За научные профессиональные консультации большое спасибо Андрею Нудьге и Виктору Анзелю.

Источник: http://smi60.ru/2017/03/09/kakimi_vy_byli_rebyata_iz_dubyag.html

http://smi60.ru/upload/newspaper/newspaper/2013/02/full/HhDHM1361898111.jpg

Этимология. Загадки родного языка

3 марта 2017

В ноябре 2016 года Ирина Афанасьева — учитель русского языка Чернёвской СОШ, заняла второе место в районном конкурсе педагогического мастерства в номинации «Мой лучший урок». Открытый урок Ирина Сергеевна провела с шестиклассниками по теме «Этимология», использовав уникальный краеведческий материал.

Учащиеся 6 класса побывали в роли учёных-этимологов. Алгоритм этимологического анализа слова они использовали при определении причины наименования некоторых населённых пунктов Чернёвской волости.

Суть этимологического анализа в следующем — необходимо в слове (в данном случае в названии деревни) максимально верно выделить корень, затем выяснить изначальное, исходное значение слова. Для этого преподаватель вместе с ребятами обращалась к этимологическому словарю М. Фасмера (в электронном виде) и толковым словарям, содержащим диалектную лексику. Именно диалектизмы зачастую сохраняют исходное значение слова. В этом отношении бесценны Словарь живого великорусского языка В.И. Даля и Псковский областной словарь.

— На участии в конкурсе и столь высокой оценке нашей с ребятами работы мы решили не останавливаться и продолжить работу в данном направлении в рамках кружка «Православное краеведение», — говорит Ирина Сергеевна.

Помимо словарей, чтобы доказать ту или иную версию происхождения названия деревни, чернёвские исследователи обращаются к различным источникам по истории Гдовщины, в том числе и к районной газете «Гдовская заря», в которой публикуется немало интересных заметок по истории края.

В школьном музее Тамара Михайловна Волкова много лет скрупулёзно собирает и хранит такую информацию из газеты. Она и задала ребятам «Загадку Залюбовья». Помните, в №34 от 22 августа 2014 года мы публиковали письмо Бориса Владимировича Мялло, «круглогодичного дачника», как он себя называет, из той самой деревни Залюбовье Чернёвской волости. «Деревня как бы зазывает к себе людей, находящихся в поисках любви. Недаром некоторые автомобилисты, проезжающие по дороге, специально останавливаются, чтобы сфотографироваться на фоне дорожного указателя, сообщающего, что до «любви» осталось менее полутора километров. Впрочем, местные жители произносят это название более прозаично, с ударением на букву «а». Романтика при этом частично испаряется. Возникает естественный вопрос: как появилось это удивительное название?» — писал в своём письме Борис Владимирович. Он попытался найти ответ, и по одной из его версий в «Описании Санкт-Петербургской губернии по уездам и станам», датированном 1838 годом, есть сведения о том, что «во втором стане Гдовского уезда с местопребыванием пристава в погосте Прибуж значится деревня Залибовье, принадлежащая графине Анне Коновницыной...».

Внимательно изучив предложенные Борисом Мялло версии, кружковцы взялись за дело. Предлагаем результат их исследовательского труда для наших любознательных читателей.

Загадка Залюбовья отгадана

В Новгородских писцовых книгах, описанных в трудах К.А. Неволина и А.М. Андрияшева, упоминается населённый пункт Либивицы, о котором писал Б.В. Мялло (это отрывок от 1571-1574 г.г.). Однако, есть и другие публикации НПК, в частности, под редакцией К.В. Баранова: в Прибужском погосте за 1581-1582 г.г. значится населённый пункт Любовичи (Либовичи) (Писцовые книги Новгородской земли, 6 том под ред. К.В. Баранова, стр. 10,11). Речь идёт, несомненно, о деревне, которая ныне называется Залюбовье.

В перечневой книге Прибужского погоста за 1711 год находим такую запись: «За Сергеем Ивановым сыном Коновницыным в деревни Залибивье крестьянской один двор». В метрических книгах церквей Гдовского уезда, в частности, Прибужского погоста за 1822 год данный населённый пункт уже пишется как Залебовье.

Все эти варианты названия деревни — результат фонетических изменений разговорной речи, которые отразились в орфографии и, действительно, как указывает в своей статье Б.В. Мялло, в безударном положении звуки «и, е, ю» могут менять качество звучания.

Верно и предположение о том, что название деревни аналогично той же словообразовательной модели, что и у деревень Заозерье, Зачеренье и т.п., а, значит, нужно отталкиваться от названия реки Либевицы. Либевицей называют верхнее течение реки Средней Отоки (приток р. Плюсса).

В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля находим следующее: «либило» (ударение на первый слог), «любовина», «любец» — это «привада для раков, мясо, приманка, на которую ловят раков», родственное слово «либить» (ударение на первый слог) — значит, «ловить раков на приманку». Следовательно, название река Либевица получила, вероятно, по названию приманки для раков, значит, здесь их должно было водиться в большом количестве. Река вытекает из озера Апалёвского, в котором, согласно Списку малых озёр Гдовского района, в графе массовые виды рыб значатся раки с пометкой — «выше средней степени продуктивности». Мы спрашивали у рыбаков — раков в Апалёвском озере, действительно, ловят. Возможно, в настоящее время раков в самой реке Либевице и нет, но в некоторых близлежащих озёрах, согласно того же списка, они значатся.

Таким образом, деревня Залюбовье названа так по своему местоположению относительно реки Либевица, наименование которой произошло от названия приманки для раков.

Что касается периода возникновения деревни: рядом с д. Залюбовье на расстоянии 900 и 1100 метров находятся одиночные курганы, датируемые 2 пол. I тысячелетия, это значит, что в 6-7 веках данная территория, по крайней мере, была обитаема. В 16 веке здесь уже была деревня.

О результатах своего исследования мы написали Борису Владимировичу. Вот что он ответил:

«Хочу ещё раз поблагодарить за поддержку моих рассуждений по этимологии названия деревни Залюбовье. Замечательно, что вы пошли дальше и расшифровали название самой реки. В качестве косвенного доказательства справедливости этой версии могу привести свидетельство моей жены (Крыловой Н.П.), которая сразу после войны провела несколько лет своего детства в этой деревне, где родилась её мама и жили другие родственники. В частности, она рассказывает, что раков в то время в реке было великое множество. В её детской памяти сохранились картины приносимого с реки улова в большом решете, доверху заполненном шевелящимися серыми раками...».

Ольга Галахова

(по материалам, предоставленным

И.С. Афанасьевой)

Источник: http://smi60.ru/2017/03/03/etimologiya_zagadki_rodnogo_yazyka.html 

Без памяти о прошлом нет будущего

Конец января и весь февраль наполнены событиями той страшной трагедии, которая произошла более семи десятилетий назад. О ней достоверно могут рассказать только люди, прошедшие через кромешный ад войны. Это наши ветераны, герои войны. К счастью, многие из них ещё живы, и слава Богу!

Вновь и вновь пересматривая фрагменты документальных фильмов о блокадном Ленинграде, о концлагерях, о подвигах людей, которые совершались ежечасно, ежеминутно, хочется достучаться до поколения 21 века и напомнить им цену их счастливой и беззаботной жизни, привить уважение и благодарность к людям, на плечи которых легло не только тяжкое бремя войны, но и тяготы послевоенного времени, к тем, кому пришлось залечивать раны нашей многострадальной земли. Именно они лучше всяких учебников расскажут о подвиге простого человека, о главной ценности человечества, имя которой Жизнь.

Плачевно осознавать то, что сейчас для большей части молодёжи приоритетом являются многомиллионные шоу, компьютерные игры, эффектные блокбастеры, пропитанные пошлостью. Смущает то, что эти уродливые формы, искажающие сознание подрастающего поколения, сейчас в моде. И какое счастье, что есть дети и с другими интересами.

Поисковый отряд «Неизвестный солдат» под руководством А.В. Нудьги выполняет огромную исследовательскую работа по изучению истории военных событий на Гдовщине. Занимаясь раскопками на местах боевых действий, они находят останки бойцов, орудия, личные вещи, по которым можно узнать имя бойца и связаться с родственниками для перезахоронения на родине. И это очень важно, ведь пропавших без вести ждут всю жизнь.

10 февраля в Чернёвском сельском доме культуры А.В. Нудьга провёл «Урок мужества» для учащихся и жителей, посвящённый 73-й годовщине освобождения Гдовщины от фашистов. Он рассказал присутствующим о каждой находке, найденной в местах боевых действий. В представленной экспозиции были личные вещи, предметы амуниции, оружие, фрагменты авиационной техники и многое другое.

В ходе поисковой и исследовательской работы отряда «Неизвестный солдат» была установлена точная дата освобождения села Чернёво. Это 6 февраля 1944 года. Акт, содержащий архивные документы и подтверждающий дату освобождения, был вручен главе Чернёвской волости Л.А. Авдейчик. Из рассказа руководителя поискового отряда мы узнали о том, где проходили самые кровопролитные бои на территории Гдовского района, из которых фактически никто не возвращался.

Хочется отметить мастерство А.В. Нудьги как рассказчика. Это свидетельствует о его личной увлечённости темой и заинтересованности в деле сохранения исторической памяти о войне.

И.С. Афанасьева — учитель русского языка чернёвской школы, рассказала о братской могиле возле храма Введения в д. Новые Дубяги и тех сведениях, которые удалось найти о погибших партизанах.

В конце «Урока мужества» Андрей Владимирович показал медиа-альбом с фрагментами работы поискового отряда. Молодому поколению трудно жить прошлым в наше время. Мы живём в эпоху равнодушия, которое распространяется незаметно, почти как радиация — без цвета, вкуса и запаха. Быстро уничтожает личность. Когда замечаем последствия, исправить бывает невозможно. Не приходится ждать сочувствия и сострадания в глазах поколения «Next», когда бытует внутренняя опустошённость, так как телевизионная и компьютерная пиявка высосала все эмоции. Люди! Молодёжь! Забывать о преступлении, совершённом против человечества, нельзя. Забывающие стоят в одном ряду с теми, кто эти преступления совершал и совершает сейчас. Каждый из нас ответственен за восстановление памяти о трагических событиях прошлого России и о людях, которые вопреки всему сохранили веру и молились за свою страну, даже стоя на краю пропасти.

Елена Болушева

Источник: http://all-gdov.ru/?p=9674

http://smi60.ru/upload/newspaper/newspaper/2013/02/full/HhDHM1361898111.jpg

Страницы истории храмов и часовен Чернёвской волости от1 декабря 2016

Православные храмы и часовни в русских городах и сёлах навсегда стали безмолвными свидетелями истории России. В период работы над историей церкви Введения Богородицы в деревне Новые Дубяги юными краеведами Чернёвской средней школы было попутно обнаружено много интересной информации об объектах христианского культа в населённых пунктах на территории современной Чернёвской волости. Предметом исследования стала история храмов и часовен Чернёвской волости в период с XVI по XXI в.в.

На основании полученных данных, молодым исследователям удалось обобщить и систематизировать материал о храмах и часовнях на территории поселения «Чернёвская волость» с XVI века по настоящее время.

Перед краеведами-исследователями были поставлены следующие задачи:

1. Изучение литературы по данной теме; 2. Составление подробной и достоверной карты-схемы объектов христианского культа на территории Чернёвской волости; 3. Создание интерактивной карты-презентации в программе PowerPoint.

Для решения данных задач учащимся довелось вести научный поиск, работать с интернет-источниками, а также — с архивными материалами и литературой по истории Гдовского района. Немало ценной информации было получено методом опроса в беседах с местными жителями.

Гдовский уезд в XV-XVI в.в. входил в состав Шелонской пятины Залесской половины Новгородской земли. Чтобы выяснить, какие церкви и часовни существовали в то время на территории современной Чернёвской волости, исследователи обратились к Новгородским писцовым книгам — наиболее подробным реестрам населённых пунктов и их жителей-налогоплательщиков того времени. Описание этих исторических источников представлено в трудах К.А. Неволина и А.М. Андрияшева.

Так как с 1781 года Гдовский уезд входит в состав Санкт-Петербургской губернии, сведения о деревнях и сёлах уезда были получены из «Описания Санкт-Петербургской губернии по уездам и станам», «Списков населённых мест Российской империи», где представлены списки селений Гдовского уезда, а также содержится информация о том, кому они принадлежали и где были церкви, часовни, монастыри, благотворительные частные заведения, фабрики и заводы.

О поселении Чернёвская волость

Муниципальное образование «Чернёвская волость» наделяется статусом «сельское поселение» с административным центром — село Чернёво.

В состав муниципального образования «Чернёвская волость», образованного в 2006 году, включены 29 деревень: Апалево, Афаносово, Большое Озерево, Большое Скородно, Боровня, Верховье-1, Верховье-2, Гнилище, Гнильск, Голышкино, Горончарово, Ереховы Дубяги, Заклинье, Залюбовье, Заозерье, Иголдино, Княщинка, Малое Озерево, Малое Скородно, Новые Дубяги, Озерцы, Прибуж, Слудка, Степанско, Тупицыно, Чернёво, Шипилино, Яктушино, Ямно, а также село Чернёво.

Храмы и часовни Чернёвской волости Гдовского района: современность

Согласно кадастру достопримечательных мест Псковской области на территории нашей волости сохранились три культовых объекта — Спасо-Преображенский храм в деревне Прибуж, церковь Введения Богородицы в деревне Новые Дубяги и Покровская часовня в деревне Боровня.

Приход Дубяги

В Новгородских писцовых книгах содержится два отрывка с описанием Прибужского погоста от 1581 и 1584 годов.

Согласно этим описаниям в XVI веке в Прибужском погосте было два храма: церковь Введения Богородицы (сельцо Дубяги) и церковь Рождества Богородицы тоже в сельце Дубяги.

Интересен тот факт, что в Прибужском погосте было три населённых пункта с названием Дубяги. При сопоставлении карты Прибужского погоста Шелонской пятины с современной картой Гдовского района удалось выяснить, что Дубяги с церковью Введения — это ныне село Новые Дубяги, Дубяги, расположенные рядом с первыми, в котором упоминается церковь Рождества Богородицы, ничто иное, как деревня Ереховы Дубяги, и у устья реки — деревня Некрытые Дубяги.

Следует отметить, что культовый объект в деревне Ереховы Дубяги далее упоминается только в «Списках населённых мест Российской империи» 1864 года и уже значится как часовня. В «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии» поясняется, что ранее здесь была церковь Рождества Богородицы. У дьякона Андрея (Осипова) имеется фотография остатков фундамента часовни. Дьякон Андрей узнал о местонахождении этого храма от старожилов деревни.

20 июня 2016 года к месту часовни в Ереховых Дубягах был совершён крестный ход и установлен памятный крест.

Церковь Введения Богородицы в деревне Дубяги упоминается в нескольких источниках. Наиболее подробно история этой церкви представлена в статьях дьякона Андрея (Осипова), подготовленных на основании архивных документов Древлехранилища Псковского музея-заповедника, с которыми работала его мать Людмила Борисовна Осипова.

До 20-х годов XX века старая деревянная церковь Введения находилась напротив вновь выстроенной каменной, освящённой в 1898 году. Из исторических документов известно о том, что 19 сентября 1910 года (по ст. стилю) прихожане вынесли приговор: «…старую деревянную церковь оставить на прежнем месте и произвести ремонт». Однако комиссия, во главе с благочинным, осмотрев ветхую церковь, постановила, что нуждается она не в ремонте, а в восстановлении, что потребует намного больше денег, чем просит приход.

По преданиям, старую деревянную церковь перевезли в тридцатых годах в деревню Блянск, где использовали её как скотник. За что, как говорили старики, во время войны деревня Блянск была сожжена карателями.

2 августа 2015 года на месте старой деревянной церкви в праздник Св. пророка Илии был установлен поклонный крест.

При описании прихода церкви Введения в деревне Дубяги упоминаются следующие часовни: в Волочно — Покрова и Георгия, в Жеребятино — Св. Троицы, в деревне Надозерье — Св. Николаю (ныне эти деревни относятся к Полновской волости) и в деревне Блянско — Св. Дмитрию, а также Покровская часовня в деревне Верховье, в бывшем имении помещика Дедюлина, которую построил крестьянин Иван Фёдоров. Покровская часовня была обновлена и освящена в 1882 году.

В Новгородских писцовых книгах церковь Спасо-Преображения Прибужского прихода упоминается с 1600 года.

Более подробные сведения об этом храме содержатся в записках крестьянина села Выскатка Ефима Андреева. В данных записках, составленных в 1865 году и опубликованных в «Историко-статистических сведениях по Санкт-Петербургской епархии» в 1885 году, говорилось следующее: «Близ Прибужа, в одной версте, была в 18 столетии, ещё другая, домовая, ц. св. Троицы, с приделом преп. Стефана Савваита, построенная помещиком Хвостовым. Она, по перенесении мызы в Чернёво, тоже близ Прибужа, уничтожена. Иконы её, хорошей живописи, находятся в Прибужской церкви».

При описании церкви Прибужского погоста в другом источнике уточняется, что Троицкая церковь помещика Ивана Хвостова на месте нынешней колокольни сгорела в 1821 году.

Среди деревень, причисленных к Прибужского погосту, упоминается пустошь Бакло, на которой стояла церковь и было кладбище. Такого населённого пункта или названия какой-либо местности на территории Чернёвской волости нет. Однако, на карте погостов Шелонской пятины есть такой населённый пункт, он находится к востоку от деревень Бор (совр. д. Боровня). Сопоставив карту погоста и сведения о той местности, исследователями был сделан вывод, точнее предположение, что небольшая местность, находящаяся к востоку от д. Боровня и сейчас являющаяся частью этой деревни, и есть та самая пустошь Бакло. Сейчас там находится всего пять домов, и они расположены как бы отдельно от самой деревни. На месте старой часовни рядом с этим местом стоит поклонный крест.

К Прибужскому погосту причислена и ещё одна деревня — Задние Дубровы, где, по словам местных жителей, некогда была церковь. На территории современной Чернёвской волости населённого пункта с таким названием нет. Однако недалеко от д. Ямно есть местность, именуемая Дуброво (с ударением на второй слог). Однако, старожилы Чернёвской волости отрицают здесь существование церкви.

Возможно, имеет место неточность, ведь неподалёку от села Чернёва, за рекой Плюссой, есть деревня Дуброво (с ударением на первый слог). Там, действительно, была церковь и кладбище, на месте которых сохранился поклонный крест и одна неизвестная могила.

Согласно «Спискам населённых мест Российской империи» среди объектов христианского культа упоминается часовня на мызе Ельменово.

В составе современной Чернёвской волости населённого пункта с названием Ельменово нет. Однако, напротив деревни Малое Чернёво через реку Плюссу, на другой её стороне, расположено озеро Ельменовское. Вероятно, рядом с этим озером при реке Плюссе и находилась мыза Ельменово, принадлежавшая в XIX веке князю Н.И. Салтыкову. О часовне никто из местных жителей не знает. В работах об имении князя Салтыкова также не встретилось ни одного упоминания о часовне. При этом из этих же источников известно то, что пустоши Ельменово и Бакло являлись частью владений князя Салтыкова.

Деревня Боровня Низовского прихода

Деревни Средняя Боровня, Малая Боровня и Конец Боровни в XIX веке были причислены к приходу церкви Святого Николая в Низах. При описании данного прихода упоминается часовня Покрова в деревне Средняя Боровня.

Как это нередко бывает, история храмов и часовен со временем обрастает преданиями и чудесными обретениями. О часовне Покрова местные жители вспоминают следующее: «В деревне Боровня была построена часовня в 1850 году. Представлялась в виде пасхи. Была примерно 3 на 3 (метра). Пользовались, когда человек уходил в мир иной. Разрушили в 1960 году. Часовню отправили на водогрейку. Была построена из брёвен. Но всё равно она в пользу не пошла. Часовня сгорела пламенным огнём. Нельзя было её трогать — перевозить на водогрейку!»

«В ней (часовне) ещё молоко принимали. Молоко принимала Ильвес Лорейда Александровна. У бабы Куши умерла дочка Ольга. Положили в часовню. А ночью она проснулась. Потом вышла из часовни и пошла домой. И стучится в дверь: «Открывай, не бойся меня!». Но через год всё равно она умерла» (со слов Нины Анатольевны Плешаковой, жительницы деревни Боровня).

На одном из сайтов о памятниках культуры Псковской области в деревне Боровня значится не часовня, а церковь. Однако, местные жители говорят, что именно церкви там никогда не было. В Средней Боровне помнят о часовне XIX века, а в деревне Конец Боровни была часовня начала XX века. Фотография этой, более поздней часовни имеется в книге «История Гдова» местного краеведа Юрия Афанасьева.

Таким образом, в ходе исследования было установлено: с XVI по XXI в.в. на территории Чернёвской волости существовало 6 церквей и 6 часовен. Но к началу XXI века утрачено 10 культовых объектов.

И всё же духовная жизнь в волости не прерывалась даже в самые трудные времена «воинствующего атеизма». Не напрасно же считается, что русский человек крепок верой и силой духа…

По материалам работы «Храмы и часовни Чернёвской волости: история и современность» ученицы 10 класса Чернёвской средней школы Карины Захаровой (руководитель Ирина Афанасьева).

Источник: http://smi60.ru/2016/12/01/stranicy_istorii_hramov_i_chasoven_chernevskoy_volosti.html

Чернёвский десант.

Доброе слово и кошке приятно, а доброе дело и подавно. И хоть делами добрыми хвастаться даже грехом считается, но не замечать и не поблагодарить невозможно.
Есть в деревне Новые Дубяги храм Введения Пресвятой Богородицы, который после советского разгрома начал восстанавливать наш батюшка Лев. Странно, что Дубяги называются Новыми, потому что в новгородских писцовых книгах есть упоминание о деревне аж пятисотлетней давности. И стояла там деревянная маленькая церквушка. Потом построили новую, потом разрушили… батюшка Лев и начал восстанавливать. А когда стал настоятелем прибужского храма, то проводил там службы по большим праздникам.
Отец Андрей (дьякон) 20 лет назад приехал в местечко Зимник со своей семьёй жить подальше от городской суеты, завёл корову, лошадь, распахал землю… но увидел храм и…стал дьяконом. Теперь он единственный, кто заботится о Доме маленькой Богородицы. Случаются там службы до сих пор: то отец Василий из Прибужа приедет, то Отец Александр из Лаптовиц, ведь дьякону то Литургию служить нельзя, по сану не полагается Священные Дары приуготовлять. Народ, глядя на дьякона, кто пальцем у виска покрутит, а кто ласково батюшкой называет, хотя ни то ни другое очень неправильно. Отец Андрей интересный человек: на любой вопрос даст понятный и правильный ответ простой для нашего понимания; пишет рассказы и даже в своё время печатался; сделал уже несколько небольших фильмов; и строит и ремонтирует храм в силу человеческих возможностей.
А храм то живой, как говорит отец Андрей, иконы там обновляются. Ярче стала почти выцветшая икона Николая Чудотворца и совсем как только что написана икона Ильи Пророка из прибужского храма. Чудеса тут тоже не единожды случались: после молебна у иконы Введения, заговорил молчавший 6 лет ребёнок; страшный диагноз оказался неверным; стала рассасываться опухоль и многое другое, о чём не очень то любит рассказывать отец Андрей. Но люди чувствуют присутствие Благодати Божией в этом месте-старается Богородица удержать около себя людей, кто приедет сюда, уезжать не хочется, хоть и ждут дома дела.
Ну а теперь о десанте. 1 мая на трёх машинах молодёжь из Чернёво под предводительством работников культуры приехала в Новые Дубяги, чтобы помочь отцу Андрею расчистить старое кладбище, в центре которого стояла деревянная церковь. За два часа работы парни сделали столько, что одному человеку и за месяц не сделать. А женская половина убирала территорию возле храма и приготовила скромный обед. Познакомились с приехавшим посетить храм и отца Андрея казачьим атаманом из Кингисеппа. Были там и детишки, которые долго ждали, когда раскроется пугливый ёжик, играли с любопытным фоксиком из соседнего дома и таскали деревенского кота, который несмотря на неумелое с ним обращение упорно ходил следом.
Отец Андрей был рад такой помощи. Теперь их имена будут поминаться во время молебнов, а мы их назовём:
Андрей Васильев, Андрей Григорьев, Алексей Попов, Виктория Самарченко, Ирина Афанасьева,Александр Бондаревский и детки Павел,Ксения,Анастасия и казачок Коля.
Это был второй шаг к подготовке большого праздника «Дубяжская Ярмарка» 2 августа. Первый шаг – в социальных сетях.
Кто хочет побольше узнать о храме Введения в деревне Дубяги, приезжайте и всё сами увидите и почувствуете. Кто не может поехать- посетите страницу в контакте « Земля Веденецкая». Кто хочет помочь материально, то на этой странице есть реквизиты для помощи отцу Андрею на поддержание храма.
Спешите делать добрые дела, вдруг потом не останется для этого ни сил ни времени.

Е.Богданова

Источник: https://vk.com/public90875978