План самообразования
План самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 19.39 КБ |
perspektivnyy_plan_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования по теме
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Истоки способностей и дарования
детей на кончиках их пальцев…
Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок.
В. А. Сухомлинский
Актуальность темы
Развитие тонких движений кистей и пальцев рук имеет большое значение для общего психического развития ребёнка. Учеными доказано, что в головном мозге человека центры, отвечающие за движения пальцев рук и речи, расположены очень близко и поэтому речевое развитие напрямую зависит от тренированности пальцев. В то же время, развитая речь помогает социализации детей, установлению связей с окружающими людьми, выстраиванию взаимоотношений друг с другом. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна вестись с самого раннего возраста. Чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движение рук. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальцами, зависит его дальнейшее развитие.
В дошкольном детстве изобразительная деятельность становится одним из средств познания мира и становления эстетического восприятия. С помощью использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются условия для развития мелкой моторики.
Применение нетрадиционных техник – это использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Данные техники хороши тем, что они доступны маленьким детям, позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делают её более интересной и увлекательной. Нетрадиционные материалы и техники способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста используя нетрадиционные техники рисования, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу.
Задачи:
-изучить литературу по данному вопросу;
-создать благоприятные условия для развития мелкой моторики у детей с помощью нетрадиционных техник рисования;
-развивать внимание, воображение, интерес к творческой деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования;
-приобщать родителей к совместной работе по развитию мелкой моторики у детей.
План работы по теме самообразования на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы и других источников | Сентябрь - май | 1.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». 2.Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду». 3.Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». 4.Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности». 5. Интернет-ресурсы. | Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. |
Работа с детьми | Сентябрь | Рисование в технике кляксография. | Совместная творческая деятельность. |
Октябрь | Рисование техникой монотипия пейзажная. | Совместная творческая деятельность. | |
Ноябрь | Рисование свечой и акварелью | Совместная творческая деятельность. | |
Декабрь | Рисование клеем ПВА и солью | Совместная творческая деятельность. | |
Январь | Рисование техниками монотипия, клеем ПВА и солью. | Совместная творческая деятельность. | |
Февраль | Рисование техникой ниткография. | Совместная творческая деятельность. | |
Март | Рисование полиэтиленовым пакетом. | Совместная творческая деятельность. | |
Апрель | Рисование техникой граттаж. | Совместная творческая деятельность. | |
Май | Рисование смешанными техниками. | Совместная творческая деятельность. | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики рук у дошкольников». | Папка-передвижка в уголке для родителей. |
Октябрь | Консультация « Полезные советы для родителей. Су-Джок терапия и развитие мелкой моторики» | Папка-передвижка в уголке для родителей. | |
Ноябрь | Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста» | Выступление на родительском собрании. | |
Февраль | Подготовка к мероприятию с участием родителей. | Семейная гостиная «Рисовать вместе весело!» | |
Апрель | Подготовка рисунков к выставке. | Выставка детского творчества «Наш вернисаж». | |
Май | Подготовка к фотоотчёту. | Годовой фотоотчёт на тему «Какие эмоции вызывает рисование?» | |
Самореализация | Сентябрь - май | Сбор материалов по теме самообразования. | Папка с конспектами, отчётами, консультациями, фотографиями, работами по теме самообразования. |
Сентябрь | Подготовка плана работы по теме самообразования, поиск литературы к изучению. | План по теме самообразования. | |
Ноябрь | Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук». | Выступление на педсовете. | |
Март | Мастер-класс «Увлекательное рисование». | Выступление на семинаре-практикуме. | |
Май | Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. | Выступление на итоговом педсовете. |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с детьми по теме
«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | «Сегодня мы волшебники» | Познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой кляксографии с трубочкой последующим дофантазированием изображения. Продолжать учить детей, вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание. Использовать знакомые приемы рисования кистью при дорисовании рисунка. Прививать интерес к нетрадиционному виду рисования. Развивать координацию и силу движений, моторику рук, самостоятельность, творчество, фантазию, воображение детей. Воспитывать аккуратность самостоятельность, наблюдательность. |
«Золотое дерево осени» (Кляксография) | Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования кляксографией; учить делать кляксы с помощью трубочки; развивать воображение, речь, мелкую моторику; воспитывать аккуратность в работе. | |
Животные, которых я сам придумал (Кляксография) | Продолжать знакомить детей с техникой «кляксография». Учить дополнять рисунок новыми элементами. Развивать интерес к творчеству, воображение. | |
Октябрь | «Деревья смотрят в озеро» (монотипия) | познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (зеркально симметричных) изображений (монотипия). Расширять возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Совершенствовать технику рисования акварельными красками, используя при этом смешивание красок. Развивать познавательную активность, воображение, мышление, внимание, восприятие и творческую фантазию. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. |
«Пейзаж» (монотипия) | Научить последовательному выполнению работы в нетрадиционной технике рисования монотипия. Закрепить навыки и технику рисования деревьев, кустарников, использование гуашевых красок.Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение Расширять словарный запас: монотипия («моно»-один, «тип»-отпечаток, пейзаж, багряный, пурпур, зарделись. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. Пробуждать в детях светлые и радостные чувства по отношению к красоте золотой осени. Воспитывать аккуратность при рисовании. | |
Ноябрь | «Подводный мир» (рисование свечой и акварелью) | Познакомить детей с техникой рисования «Рисование свечой», умение создавать композицию в соответствии с собственным замыслом. Расширять представления детей о подводных обитателях морей и океанов. Познакомить со свойством воска -отталкивать жидкость. Развивать воображение и фантазию, мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание. Воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования. Обогащать словарь по теме «Морские обитатели» |
«Кружатся снежинки в воздухе морозном» | Учить изображать снежинки, предметы с помощью нетрадиционных приемов рисования свечой в сочетании с акварелью. Продолжать знакомить детей с техникой рисования свечой, предварительно сделав набросок простым карандашом. Формировать умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, распределяя снежинки равномерно по всему листу. Развивать интерес к нетрадиционному способу рисования - свечой. Развивать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей. Воспитывать радостное настроение от полученного результата. | |
«Морозный узор» (фотокопия – рисование свечой) | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. | |
Декабрь | Зимний пейзаж (Рисование клеем ПВА+соль) | Знакомить с рисованием клеем ПВА и солью. Развивать интерес к изображению зимней природы, желание её рисовать. Учить работать аккуратно, убирать своё рабочее место. |
«Наряд для волшебницы природы» (рисование солью и клеем ПВА) | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: «Солевое рисование». Развивать интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. | |
Январь | «Деревья зимой» (монотипия, рисование пальчиками) | Познакомить с техникой монотипия, учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. Развивать творческие способности |
«Спящий зимний лес» (монотипия) | Продолжать развивать творческое воображение. Продолжать рисовать нетрадиционным способом изображения : монотипия пейзажная. Совершенствовать координированность мелкой моторики. • Продолжать воспитывать у детей умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни . | |
Февраль | «Причудливые узоры» (ниткография) | Научить детей новой нетрадиционной технике рисования – ниточкой. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к занятию, самостоятельность и стремление к достижению результата. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
«Волшебное дерево» (ниткография) | Формировать умение использовать в художественной деятельности технику ниткографии. Развивать художественное восприятие, фантазию, воображение, творческие способности, мелкую моторику рук; развивать интерес к нетрадионным техникам рисования. Продолжать воспитывать у детей интерес и любовь к природе, самостоятельность, аккуратность, художественный вкус. | |
Март | «Букет для мамы» (рисование пакетом) | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (рисование пакетом). Развивать чувство ритма. Воспитывать желание проявлять выдумку, воображение |
«Фантазии» (рисование пакетом) | ||
Апрель | «Цветы для Феи» (граттаж) | Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – граттаж; формировать умение детей изображать цветы в технике «граттаж» на основе собственных представлений; совершенствовать умение определять изобразительные техники и их инструментарий; продолжать формировать умение четко формулировать и выражать свои мысли, точку зрения. Уточнить и закрепить представления детей об изобразительных техниках; развивать у детей воображение, фантазию, творчество, развивать интерес к художественному творчеству. |
«Завораживающий космос» (граттаж) | Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования – «граттаж» Развивать цветовое и эстетическое восприятие, интерес к результатам рисования. | |
Май | «Одуванчики» (акварель, восковые мелки, соль) | Закреплять умение рисовать одуванчики в технике (акварель + восковые мелки + соль). Развивать чувство цвета и формы. Развивать воображение, чувство композиции. |