Игровая деятельность детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Консультация для педагогов

Игровая деятельность

детей дошкольного возраста

на музыкальных занятиях.

Дошкольный возраст – начало сознательной жизни ребенка, когда он начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир.

"Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка" (Л.С.Выготский).

Существуют разные виды игр – подвижные, дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые.

Изучение теории игровой деятельности является одним из основных направлений в подготовке специалистов дошкольного образования. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Действительно, именно в игре находят основные потребности ребенка – дошкольника: в познании окружающего мира. В активных движениях, в общении.

Являясь ведущей деятельностью, игра в большей степени способствует формированиюновообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.

Таким образом, в игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развертывании сюжета, разыгрывание роли, замещением предметов. Воображение помогает ребенку принять условность игры действовать в мнимой ситуации.

Детские игры - явление неоднородное. Остановимся подробнее на классификации детских игр, предложенной "Программой воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Условно, все детские игры можно разделить на две большие группы:

  1. Сюжетно – ролевые игры

  2. Игры с правилами

Сюжетно – ролевые игры включают в себя: игры на бытовые темы, игра производственной тематики, игры с общественно – политической тематикой, театрализованные игры, игры – забавы и развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные.

На музыкальных занятиях под руководством музыкального руководителя используютсямузыкально – дидактические игры и сюжетно – подвижные, т.е. игры с правилами во всех возрастных группах.

Игры с правилами отличаются содержанием, Специально разработанными взрослыми, и четко игровыми правилами. В каждой из них заранее установлена определенная последовательность действий, ставится задача, решение которой связано с выполнением правил, обязательных для всех участников. Некоторые игры имеют сюжет, а значит, роли которые необходимо сыграть.

Среди игр с правилами много народных, которые передаются из поколения в поколение. В них познавательность сочетается с занимательностью, юмором. Эти игры способствуютразвитию двигательных навыков, сообразительности, смелости и ловкости.

В музыкальном развитии детей дошкольного возраста игры с правилами подразделяются на два вида:

  1. Музыкально - дидактические игры

Основной задачей является умственное развитие ребенка, обогащение его знаниями, развитие мышления, речи, памяти, воображения и воли.

  1. Сюжетно – подвижные игры

Основная задача – совершенствование образных движений, развитие двигательной активности, воспитание нравственных качеств, развитие артистизма и самовыражения, активизация творческих и музыкальных способностей.


 

Структура музыкального занятия, в зависимости от возрастных особенностей детей состоит из 7-8 разделов или видов музыкальной деятельности, где отражено в календарных планах музыкального руководителя. И обязательно существует раздел, где уделяется внимание разучиванию музыкально – дидактическим играм и играм с правилами в соответствии с репертуаром, предложенным "Программой воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.