Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (Власенков)

Захаренко Валентина Васильевна

Программа рассчитана на 2 часа в неделю для 10 класса по профильному обучению (профиль "Социально-экономический")

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

                                                                   средняя общеобразовательная школа № 1

                                                                     городского округа города Райчихинска

                                                                                     Амурской области

                                 Рассмотрено                                     Согласовано                                            Утверждаю

                                на заседании МС                         Зам. директора по УВР                       Директор МОАУ СОШ №1

                               протокол от 29.08.16 №1             _______ С.С. Караульных                 _______ О.Г. Отраднова

                                                                                       30 августа 2016г                 приказ от «30» августа 2016г. № ____

  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Русский язык»

для 10 класса

 Учитель: Захаренко Валентина Васильевна

  высшая  квалификационная категория

                                                                                          2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая образовательная программа по литературе 10  класса  составлена в соответствии  с нормативными документами:

-Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 05.03.2004 г. №1089 (ред. от 31.01.2012г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-Основная образовательная программа МОАУ СОШ №1;

-Учебный план МОАУ СОШ №1 на 2017-2018 учебный год;

-Примерная программа по предмету (Программа для средней (полной) школы (профильный уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбчен ковой к учебникамВласенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. Грамматика.Текст. Стили речи. 10—11 классы»);

-Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную акредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253);

-Положение о рабочей программе педагогов МОАУ СОШ №1.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

     Изучение русского языка н в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2004 г. в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
  • овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;
  • освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков. В планировании представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения, дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств и дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение русского языка включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к духовной, нравственной и культурной ценности народа, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: использование программы «Домашний репетитор»; компьютерные программы по русскому языку, электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов, репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия), репетитор «Русский язык» (весь школьный курс), обучающая программа «Фраза» и др

     

     Изменения, внесенные в авторскую программу.

Авторская программа А.И.Власенкова предполагает изучение курса русского языка в количестве 68 часов. Согласно учебному  плану МОАУ СОШ №1  на 2017-2018 учебный год в рабочую программу включено также 68 часов. Произошло некоторое перераспределение учебных часов по разделам учебного курса. Были сокращены часы на развитие речи, которые предусмотрены для изучения в элективном курсе «Теория и практика написания сочинения».

  Кроме этого,  с целью более серьезной подготовки к ЕГЭ в рабочую программу включены часы по темам «Орфоэпические нормы», «Грамматические нормы», «Лексические нормы». Увеличено количество часов по отдельным разделам рабочей программы: «Лексика и фразеология», «Синтаксис и пунктуация»

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

Учащиеся 10  класса

должны знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

должны уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;

должны владеть:

  • коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов

Количество часов

Из них:

1.Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке.

10

Р.Р. - 2

2. Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

7

3. Лексика и фразеология.

18

                       К.Д. - 2

4. Морфемика и словообразование.

11

-

5. Морфология и орфография.

6

                       К.Д. - 1

6. Речь, функциональные стили речи. Текст

3

-

7. Синтаксис и пунктуация. Научный стиль речи.

13

                        К.Р. - 2

Итого

68

                            7

                         


  Технологии, используемые в образовательном процессе

  Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала
  • Информационно-коммуникационные технологии

                       Место учебного предмета в учебном плане.

Предмет русский язык входит в число обязательных для изучения предметов в общеобразовательных организациях Российской Федерации разного вида и типа. Согласно региональному учебному плану на русский язык в  10 класса отводится 68 часов (2 час. в неделю).

          Содержание учебного курса.

Повторение и углубление изученного в основной школе

Общие сведения о языке (10 часов, из них 2 часа Р.Р.)

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.

Функции русского языка как учебного предмета. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка

Фонетика, орфоэпия,  орфография (7 часов)

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога.

Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное средство .Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (18 часов, из них 2 часа К.Д.)

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Просторечие. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы,

историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление

слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический анализ текста.

Морфемика и словообразование (11 часов)

Обобщение ранее приобретенных учащимися знаний о составе слова и словообразовании. Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография (6 часов, из них 1 час К.Д.)

Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматически формы и синтаксические функции частей речи.

Нормативное употребление форм слова. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Речь. Функциональные стили речи.  (3 часа)

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог.

Текст, его строение и виды его преобразования

.Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста.

Оценка текста. Рецензия.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Синтаксис и пунктуация. Научный стиль речи (13 часов, из них 2 часа К.Р.)

Классификация синтаксических единиц русского языка. Синтаксические связи, их типы и средства выражения

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика.

Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ  РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ


п/п

Система уроков

Дата

Педаго-

гические

средства

Вид

деятель-

ности

учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Информационно-
методическое

обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовый уровень

Продвинутый

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ( 10 часов)

1

Язык и общество.

Язык и культура.

Цель: дать понятие о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке

Рассказ, работа

с книгой, беседа

Индивидуальная, групповая

Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке.

Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение. (К)

Продуктивный

Уметь составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста. (К)

Творческий

Извлечение необходимой информации из источников различного типа, критическое оценивание информации, умение развернуто обосновывать суждения

Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи”. – М.: Просвещение, 2005

2-3

Язык и история народа.

Цель: дать понятие о взаимосвязи языка и истории народа, трех периодах в истории русского языка, организовать самостоятельную работу учащихся с фрагментами статьи В. В. Лопатина и И. С. Улуханова из энциклопедии “Русский язык”

Проблемные задания

Групповая

Знать о взаимосвязи языка и истории народа.

Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе. (К)

Продуктивный

Уметь составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста. (К)

Творческий

Извлечение необходимой информации из источника, критическое оценивание информации, умение развернуто обосновывать суждения

Энциклопедия “Русский язык”. – М.: Аванта +, 1999

4-5

Русский язык в современном мире – в международном и межнациональном общении.

Рассказ, работа

с книгой, беседа

Индивидуальная, фронтальная

Знать понятие “мировой язык; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государ-

Извлечение необходимой информации из источников, умение

Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Методические рекомендации к


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Цель: дать понятие “мировой язык”, иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном; выявить значение функций русского языка как государственного и его функций в школьном изучении

ственном, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении

Уметь толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы. (К)

Продуктивный

развернуто обосновывать суждения, давать определения

учебнику “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи”. – М.: Просвещение, 2005

6-8

Активные процессы в современном русском языке.

Цель: дать понятие об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка в процессе работы с текстом из книги Л. И. Скворцова “Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи”

Проблемные задания

Групповая

Знать об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка.

Уметь делать краткую запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора. (К)

Исследовательский

Уметь готовить устное сообщение на предложенную тему по вопросам. (К)

Творческий

Извлечение необходимой информации из текста, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели, умение развернуто обосновывать суждения, создавать устный текст

Скворцов, Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи

9-10

Практикум написания сочинения.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ОРФОГРАФИЯ (7 часа)

11-12

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

Цель: повторить понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи, производить попутный анализ орфографический трудностей

Практикум работа с книгой

Индивидуальная, фронтальная

Знать понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи.

Уметь производить анализ орфографических трудностей. (Я)

Продуктивный

Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица)

Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

13-15

Основные нормы современного литературного произношения

и ударения в русском языке.

Цель: закреплять навыки литературного произношения и ударения в русском языке, преодолевать нарушения орфоэпической нормы, иметь понятие о выразительных средствах русской фонетики

Практикум, работа с книгой

Индивидуальная, фронтальная

Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики.

Уметь использовать в собственной речи. (Я), (К)

Продуктивный 

Уметь видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их. (Я), (К)

Продуктивный

Владение культурой речи, навыками редактирования

16

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.

Цель: дать понятие о морфологическом, фонетическом, традиционном принципах русской орфографии

Практикум, работа с книгой

Индивидуальная, фронтальная

Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии.

Уметь комментировать орфограммы, определять принципы написания. (Я)

Продуктивный

Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица)

Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах

17

Фонетический разбор.

Цель: производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей

Практикум

Индивидуальная, фронтальная

Знать порядок фонетического разбора.

Уметь производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей. (Я)

Продуктивный

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (10 часов)

18-20

Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка.

Цель: повторить и расширить ранее приобретенные знания о лексике русского языка, углубить понятие об изобразительных возможностях синонимов, антонимов, паронимов, омонимов

Практикум

Индивидуальная, групповая

Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности сино Антонимов, паронимов, омонимов.

Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи. (Я), (К)

Продуктивный нимов,

Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; владение навыками создания собственного текста

Горшков, А. И. Русская словесность. – М.: Просвещение, 1996


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

21,

22

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления.

Цель: углубить понятие о русской лексике с точки зрения сферы ее употребления, о межстилевой лексике, лексике товарно-рыночных отношений, о способах толкования слов, о группировке слов по тематическому признаку

Проблемные задания

Групповая

Знать русскую лексику с точки зрения сферы ее употребления, межстилевую лексику, лексику товарно-рыночных отношений, способы толкования слов, группировку слов по тематическому признаку

Уметь видеть в тексте и использовать данную лексику в собственной речи. (Я), (К) Продуктивный

Уметь сочинять тексты разговорного, научно-популярного, официально-делового стилей с грамматическим заданием.
(
К)

Творческий

Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владение навыками создания собственного текста

23-24

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Цель: углубить представление об активном и пассивном словарном запасе; архаизмах, историзмах, неологизмах; индивидуальных новообразованиях, об использовании их в художественной речи

Проблемные задания

Групповая

Знать активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Уметь видеть изобразительные возможности данных групп лексики в художественных текстах, владеть приемами редактирования. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь создавать тексты художественного стиля с использованием данных групп лексики, готовить сообщения о значении, происхождении, употреблении конкретных слов.
(
К)

Творческий

Извлечение необходимой информации, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели, умение развернуто обосновывать суждения, создавать устный текст

Толковый, лексикологический, этимологический словари

25-28

Русская фразеология.

Цель: углубить понятие о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении, попутно совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки

Рассказ, работа

с книгой, беседа

Индивидуальная, фронтальная

Знать о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении.

Уметь правильно употреблять в речи фразеологизмы в соответствии со значением и стилистическими свойствами, совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки. (Я), (К)

Продуктивный

Владение культурой речи, навыками редактирования


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

29-

31

Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Цель: закрепить умение пользоваться лексическими и фразеологическими словарями, совершенствовать навыки лексико-фразеологического разбора

Практикум

Индивидуальная, групповая

Знать строение словарной статьи лексического и фразеологического словарей, порядок лексико-фразеоло-гического разбора.

Уметь пользоваться словарями и производить лексико-фразеологический разбор.
(
Я) Продуктивный 

Уметь создавать тексты художественного стиля с использованием фразеологизмов, готовить сообщения об их значении, происхождении, употреблении. (К)

Творческий

Извлечение необходимой информации, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели

Лексические и фразеологические словари

32-

35

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.

Цель: выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными лексико-грамматическими навыками

Контроль

Фронтальная

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я)

Продуктивный

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Сборник диктантов для 10–11 классов. – М., 1998

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ( 5 часа)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

36-40

Обобщающее повторение ранее изученного.

Цель: закрепление понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии с попутным совершенствованием орфографических навыков

Проблемные задания

Групповая

Знать понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии.

Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. (Я)

Исследовательский

Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

41-

44

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.

Цель: совершенствовать навыки словообразовательного анализа как одного из средств овладения орфографическими нормами

Практикум

Индивидуальная, групповая

Знать основные способы словообразования.

Уметь производить словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки. (Я)

Продуктивный

Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

45-

46

Выразительные словообразовательные средства.

Цель: совершенствовать навыки художественно-стилисти-ческого анализа изобразительно-выразительных свойств морфем

Проблемные задания

Групповая

Знать выразительные словообразовательные средства.

Уметь подбирать тексты, иллюстрирующие стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем, производить их художественно-стилисти-ческий анализ.
(
Я)

Исследовательский

Уметь выявлять авторскую позицию, идейный смысл произведения, выражаемые

с помощью использованных лексических и словообразовательных средств. (К)

Исследовательский

Извлечение необходимой информации из текстов, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели, умение развернуто обосновывать суждения, создавать устный текст

Тексты изучаемых художественных произведений

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (12 часов)

47

Обобщающее повторение частей речи.

Цель: обобщить знания о частях речи, их грамматических значениях, грамматических формах и синтаксических функциях

Рассказ, работа

с книгой, беседа

Индивидуальная, фронтальная

Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. (Я)

Продуктивный

Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица)

48

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание.

Цель: закрепить навык морфологического разбора знаменательных и служебных частей речи, их словообразования и правописания

Практикум

Индивидуальная, групповая

Уметь производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание.
(
Я)

Продуктивный

Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

49

Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.

Цель: самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность по разрешению трудных вопросов правописания окончаний и суффиксов разных частей речи

Проблемные задания

Групповая

Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.

(Я), (К)

Исследовательский

Уметь использовать КТ для систематизации и информации о трудных вопросах правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.
(
Я), (К)

Исследовательский

Использование КТ для систематизации и информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности

Буланов, В. К. Трудные вопросы морфоло-

гии. – М., 1989

50

Правописание не и ни с разными частями речи.

Правописание наречий.

Цель: обобщить знания об орфографических нормах и их группировке на основе принципов правописания

Практикум

Индивидуальная, групповая

Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания.

Уметь применять знания

на практике. (Я)

Продуктивный

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

51

Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написание.

52

Контрольный диктант

с грамматическим заданием.

Цель: выявить уровень владения орфографическими пунктуационными, лексико-грамматическими навыками

Контроль

Фронтальная

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я)

Продуктивный

Отражение

в письменной форме результатов своей деятельности

Сборник диктантов для 10–11 классов. – М., 1998


Продолжение табл.

РЕЧЬ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ (5 часа)

53-54

Язык и речь.

Текст, его строение. Типы речи.

Цель: углубить понятие о тексте, его строении, типах речи: повествовании, описании, рассуждении; производить речеведческий анализ художественного и научно-популярного текстов

Проблемные задания

Групповая

Знать текст, его строение, типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки.

Уметь производить речеведческий анализ художественного и научно-попу-лярного текстов. (Я), (К)

Исследовательский 

Уметь создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное.
(
К)

Творческий

Свободная работа с текстами художественного и научно-популяр-ного стилей, понимание их специфики, владение навыками редактирования текста

55

Функциональные стили речи.

Цель: углубить представление о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публи- художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах,

стилевых особенностях

Проблемные задания

Групповая

Знать о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.

Уметь определять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ. (Я), (К) Исследовательский

Свободная работа с текстами художественного и научно-популярного, понимание их специфики


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ . НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ ( 13 часов, из них 2 часа К.Р.)

56 - 57

Лексика научного стиля, его признаки и разновидности.

Цель: познакомиться с основными словарными пластами научного стиля, научиться разграничивать их, наблюдать за использованием научной, профессиональной лексики в произведениях художественной литературы, познакомиться

со справочной литературой

по научной лексике и нау-

читься пользоваться ей

Проблемные задания

Групповая

Знать разновидности лексики научного стиля: нейтральная, общенаучная, специальная.

Уметь разграничивать их, наблюдать за использованием научной, профессиональной лексики в произведениях художественной литературы, познакомиться со справочной литературой по научной лексике и научиться пользоваться ей. (Я), (К)

Исследовательский

Уметь производить речеведческий анализ текстов научного стиля речи с точки зрения лексики.
(
Я)

Исследовательский

Поиск нужной информации по заданной теме в справочной литературе, свободная работа с текстами научного и художественного стилей

Справочная литература по научному стилю речи

58

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

Цель: исследовать морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля, участвовать в диалоге, дискуссии

Проблемные задания

Групповая

Уметь исследовать морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля, участвовать в диалоге, дискуссии.

(Я), (К)

Исследовательский

Владение такими видами публичных выступление, как диалог, дискуссия, следование этическим нормам и правилам их ведения

59-60

Комплексный анализа текста.

Цель: совершенствовать навыки подробного изложения текста с высказыванием суждений по теме и элементами комплексного анализа

Проблемные задания, работа с книгой

Индивидуальная

Уметь подробно излагать текст, высказывать суждение по теме и производить комплексный анализ текста.
(
К), (ЛС)

Творческий

Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.
(
К), (ЛС)

Творческий

Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста

Рыбченкова, Л. М. Тексты для изложений. – М., 1999 (с. 140–142)

61-65

Повторение и обобщение

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я)

Продуктивный

66-67

Контрольная итоговая работа

Контроль

Индивидуальная

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я)

Продуктивный

Отражение

в письменной форме результатов своей деятельности

68

Резервный урок.


                                                         Учебно-методический комплект учащихся:

      Основной учебник:

 ВласенковА. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык 10-11 класс. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2010

Дополнительные пособия:

Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2005

 Учебно-методический комплект учителя:

1. Золотарёва И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2007

2. Добротина И. Г. Уроки русского языка в 10-м классе. Развёрнутое планирование – Ярославль: Академия Холдинг, 2004

3. Раман Т. В. Тематическое поурочное планирование по русскому языку: 10 класс. – М.: Экзамен, 2004

4. Демидова Н. И. Поурочное планирование по русскому языку: 10 класс. – М.: Экзамен, 2006