Доклад

Инякина Ольга Дмитриевна

МБДОУ д. сад с. Черкассы

Доклад: «Может ли ребенок быть самостоятельным?»

 

                                                                                                  Подготовила :Инякина Ольга Дмитриевна

 

Дискуссия с родителями:  «Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?».

Осложнения в отношениях ребенка и взрослого приводит к: негативизму, упрямству, строптивости, своеволию.

 Стихотворение «Я сама» И. Муравейка:

- Давай будем одеваться…

- Я сама! Я сама!

- Пойдем, будем умываться…

- Ну, идём, хоть причешу я…

- Я сама! Я сама!

- Ну, давай хоть накормлю я…

- Я сама! Я сама!

 

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

   Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?

Вот такая ситуация… « Ой, ты надел штанишки задом наперёд. Иди-ка переоденемся, нам уже давно пора выходить». Как должен поступить мудрый родитель?

    Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности.  Нам проще покормить малыша с ложечки, чем потом отмывать пол и потолок от каши.

   Уже к четырём  годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

   Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Воспитывать в ребёнке самостоятельность – это сложно. Но существует простой закон воспитания самостоятельности - не надо делать за ребёнка то, что он способен сделать самостоятельно. Подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка. Общения никогда не бывает много. Перед тем как принять решение, надо с ребёнком поговорить. Допустим,  малыш заявляет: «Я не хочу завтра идти в садик».Нельзя оставить без внимания это сообщение, надо выяснить, что происходит. Когда маленький человек переживает беспомощность, он часто испытывает страх и не всегда понимает, чего именно боится.И тут родители должны принять чувства ребёнка всерьёз и дать ребёнку шанс о них поговорить.Чем больше дети выражают свои страхи в словах, тем меньше они овладевают ребёнком. Называя свои чувства словами, ребёнок учится их распознавать и контролировать.

 Итак, дети стремятся к самостоятельности.

Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?»

Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для выполнения детям средней группы:

- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду;

- сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

- одеваться и раздеваться в определенной последовательности:

 одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.

- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

- Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.

- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

- Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.

Для того, чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей.

Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

 

При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях? Даже маленький ребёнок должен иметь право выбора, но выбор нужно предоставить в так называемой « рамке».  

« Что будешь пить : воду или сок?» ; « Ты уберёшь игрушки сейчас или послепрогулки?».                                              

  Такие вопросы ставят рамки. Вопрос не стоит « Будем убирать игрушки или нет», игрушки убирать будем, но когда выбирает сам ребёнок. 

Обсуждение ситуаций с родителями на примерах.                                                                                                       

И так, если ваш ребёнок столкнулся с проблемой, всегда стоит подумать: чья это проблема- его или ваша. Если мы, взрослые чему-то не научили своё чадо- значит это проблема наша, а быть может ребёнок просто балуется.

На самом же деле, пока ребёнок не стал самостоятельным, это проблема общая.