Страница заместителя директора по ВР

Суровцева Надежда Владимировна

Программа детского  пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

Программа по духовно-нравственному воспитанию.

Месячник по наркомании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon letniy_lager.doc2 МБ
Файл programma_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya.docx80.75 КБ
Файл mesyachnik_po_narkomanii.docx14.33 КБ
Файл trening.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ МЕДВЕНСКИЙ  РАЙОН

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ      «ПАНИКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

307054, Курская область, Медвенский  район, с. Паники, ул. Молодёжная, д.137б

тел. (47146) – 4 – 66 – 67

адрес эл.почты: panikishcool@yandex.ru

Программа

духовно-нравственного воспитания

школьников

«Я – Гражданин

своего села, своей страны»

2016 г.

Паспорт программы

Наименование программы Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся  «Я – Гражданин своего села, своей страны» на 2015 – 2020 гг. МОБУ «Паникинская СОШ»

Основание для разработки:

Основная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.

Задачи программы:

  • создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи и условий для её успешной реализации;
  • осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей;
  • координация действий социокультурного окружения школы при проведении мероприятий.

Сроки реализации: 2015 – 2020 годы

Ожидаемые результаты:                

  • снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников и молодежи;
  • сохранение патриотического и культурного наследия;
  • возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитании.

Программа духовно-нравственного воспитания

школьников «Я – Гражданин своего села, своей страны»

Актуальность проблемы

Самый большой дефицит, который испытывает наше общество несмотря на все программы и проекты его дальнейшего развития по пути обновления и становления ,- это духовный, нравственный человек.

Мы много говорим об образовании, образованности, компетентностном подходе в образовательной сфере, конкурентоспособности и состоятельности и намного тише о вере, духовности и нравственности. Наверное, это правильно, потому что всё, что связано с духовностью и верой требует вдумчивости, неспешности, тишины, откровения, времени, чтобы выслушали тебя, и ты услышал другого. Человек верит в то, что он воспринимает и ощущает как самое главное в своей жизни. По словам А.И.Ильина , душа прикрепляется к тому, во что верит человек.

Мы отчаянно торопимся в своем стремлении быть образованными и современными. Некогда думать о нравственности и духовности. Существующая сегодня в России  система образования и воспитания ориентирует каждого обучающегося прежде всего на успех, хорошую карьеру и реализацию своих планов и желаний, которые обычно связаны с материальными ценностями. Но история России бережно хранит великое множество примеров, когда человек отдает свою жизнь в борьбе за свое право и свободу, за веру, за Родину. Духовно-нравственный человек обладает духовным опытом. Важно, что сегодня чаще стали обращаться к проблеме того, что школа призвана давать не только светское образование, но заботиться о духовно-нравственном воспитании обучающихся, помогая им в приобретении духовного опыта.

Нравственное воспитание и развитие учащихся – это подготовка светлого будущего человечества. От воспитания детей во многом зависит и будущее каждой семьи, родителей, страны. Приступая к воспитанию ребенка, мы формируем ту или иную программу действий и, естественно, цель воспитания и развития.

Главное в духовно – нравственном воспитании -  мудрость, доброжелательность, смелость.

Недостаточный уровень воспитания этих качеств способен стать серьезным препятствием на пути к успеху и привести к неудачам в личной жизни.

Вопрос духовно – нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно- нравственного воспитания молодого поколения.

Из страны детства мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

Если взглянуть на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей. И нам, взрослым, важно найти гармонию между взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия взаимопонимания в глазах наших детей.

Если сегодня мы не обратили внимание на состояние души, на духовно- нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программ, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к тому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это не интересно и не нужно.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души. Уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу страну, землю еще лучше.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовывать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Главная задача МОБУ «Паникинская СОШ»:

создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.

Нормативно-правовые документы

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
  • Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
  • Устав МОБУ «Паникинская СОШ»

Основная педагогическая цель: формирование нравственного, коммуникативного и эстетического потенциалов личности  школьника.

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности  школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование нравственного смысла учения;
  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • осознание школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у школьника уважительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

  • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
  • формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
  • формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Программа духовно-нравственного воспитания «Я – Гражданин своего села, своей страны» опирается на традиционные источники нравственности такие как:

  • патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

Направление «Ученик – патриот и гражданин»

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Задачи:

  • элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
  • любовь к школе, своему  городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Виды деятельности и формы занятий:

  • получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Курской области (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
  • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
  • знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);
  • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,  старшему поколению;
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Направление «Ученик и его нравственность»

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Задачи:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на  природе;
  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Виды деятельности и формы занятий:

  • получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
  • получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий;
  • участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
  • ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
  • посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, природе;
  • получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
  • расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Предполагаемый результат:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Направление «Ученик и его отношение к труду»

Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

Задачи:

  • первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Виды деятельности и формы занятий:

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

  • участвуют в экскурсиях по городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
  • узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
  • получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
  • приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде);
  • учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
  • приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время);
  • приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома.

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Направление «Ученик и его здоровье»

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Задачи:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Виды деятельности и формы занятий:

  • приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
  • участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
  • практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
  • составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
  • получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);
  • получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического здоровья семьи и школьного коллектива - в ходе бесед с педагогами, психологом и социальным педагогом школы, медицинскими работниками, родителями;
  • получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологом, медицинскими работниками, родителями).

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического,  нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Направление «Ученик и его отношение к природе»

Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Задачи:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

Виды деятельности и формы занятий:

  • усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);
  • получение первоначального опыта эмоционально-чувственного  непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки по родному краю);
  • получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
  • усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой,  (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Направление «Ученик и Мир прекрасного»

Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Задачи:

  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Виды деятельности и формы занятий:

  • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России
    (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
  • ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);
  • обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего  мира через художественные образы;
  • обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);
  • получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);
  • участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
  • получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;
  • участие в художественном оформлении помещений школы и классной комнаты.

Предполагаемый результат:

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Данные направления реализуются на различных уровнях:

  • учебном (в рамках изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом: «Русский язык», «Литература», «Окружающий мир», «ИЗО», «Технология», «Физическая культура», «История», «Биология», «Обществознание» и т.д., а также дисциплин, изучаемых по выбору);
  • внеучебном (организация педагогического сопровождения и педагогической помощи школьникам с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности; организация работы как с несомненными позитивными феноменами культуры своей страны, так и в режиме проблематизации, критического осмысления - с проблемными феноменами культуры);
  • социально-проектном (предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями школьников и местных органов власти).

Виды  и  формы деятельности

№п/п

Направление работы

Форма, наименование мероприятия.

Сроки проведения

Ответственный

1

2

3

4

Духовно- нравственное

День знаний

Уроки России

Воробьёвские  чтения.

01.09.

 09.16

Зам. дир. по В.Р.

Классные руководители

Учителя лит-ры

5

6

Эколого-биологическое

Выставка «Урожай 2016года»

Трудовой десант

09.16

Зав. участком

7

Социально – правовое

Собрание совета доверия «Фаворит»

09.16

Совет доверия

8

Здоровьесберегающее

День Здоровья.

09.16

Учитель физ-ры

Совет доверия  

9

10

Профилактическое

Месячник пожарной безопасности

Беседы о нормах поведения

1-30.09

20.09.

Учитель ОБЖ

Совет по проф. правонарушений

11

Изучение П.Д.Д.

Операция «Внимание, дети!»

сентябрь

Учитель ОБЖ

Классные руководители

12

Работа с родителями

Общешкольное родительское собрание

09.16

Администрация

13

    14

   15

    16

Духовно- нравственное

Декада, посвящённая Международному дню пожилых людей.

Встреча с настоятелем Никитского Храма «Покров Пресвятой Богородицы»

Праздник «Здравствуй, осень золотая»

Осенний  Бал

10.16

10.16

10.16

10.16

     Вожатая

Учитель ОПК

Вожатая

Зам. дир. по В.Р.

17

Профориентационное

«С любовью к Вам, Учителя» - День дублера

10.16

Совет доверия

18

19

Эколого-биологическое

Конкурс «За  сохранение природы и бережное отношение  к лесным богатствам».

Принять участие в районном конкурсе на лучшую постановку природоохранной работы в школе, на лучший учебно-опытный участок.

10.16

10.16

Учитель биологии

Зав.участком

20

Профилактическое

Неделя  по профилактики наркомании,  алкоголизма и табакокурения.

10.16

Совет доверия

Зам. дир. по В.Р.

21

Здоровьесберегающее

   День здоровья

10.16

Учитель физ-ры

22

Социально – правовое

Диспут «Огня огнем не погасить»

10.16

Совет доверия

23

Изучение П.Д.Д.

Инструктаж по ТБ «Дорога в школу и домой. ПДД».

10.16

Классные руководители

24

Работа с родителями

Родительские   собрания: «Итоги 1 четверти»

10.16

Классные руководители

25

26

27

Духовно- нравственное

Неделя «Театр и дети»

Экскурсия в Курский драматический  театр

День матери

11.16 11.16

11.16

Вожатая

Зам. дир. по В.Р.

Вожатая

28

Эколого-биологическое

Защита  проекта «Экологическая ситуация в области»

11.16

Учитель экологии

29

Социально – правовое

Заседание совета доверия «Всемирный день прав ребёнка»

11.16

Совет доверия

30

Здоровьесберегающее

День здоровья

11.16

Учитель физ-ры

31

Профилактическое

Встреча с работниками милиции «Административная и уголовная ответственность».                                                            

11.16

Администрация

32

Изучение П.Д.Д.

Практические занятия с обучающимися  начальных классов по правилам перехода проезжей части улицы.

В течении

года

Классные руководители

33

Профориентационное

Презентация редких профессий

11.16

Совет доверия

34

Работа с родителями

День Матери

Классные часы, посвященные матери

11.16

Вожатая

Класс.руковод.

35

  36

Духовно- нравственное

Новогодний утренник

Новогодний карнавал

30.12.

29.12.

Вожатая

Зам. дир. по В.Р.

37

Социально – правовое

Уроки гражданственности, Уроки России

12.12.16

Класс.руковод.

38

Здоровьесберегающее

День здоровья

12.16

Учитель физ-ры

39

Изучение П.Д.Д.

Выставка детских творческих работ «Дети и безопасность дорожного движения»

12.16

Учитель ОБЖ

40

Работа с родителями

Родительские собрания по итогам 2 четверти.

12.16

Классные руководители

41

Духовно- нравственное

Конкурс художников – дизайнеров.

Конкурс «Сияние рождества»

01.17

01.17

Учитель ИЗО

Вожатая

42

Здоровьесберегающее

Малые олимпийские игры

01.17

Учитель физ-ры

43

Профориентационное

Классные часы

« Человек успеха»

01.17

Классные руководители

44

Работа с родителями

Общешкольное родительское собрание

01.17

Администрация

45

46

Духовно- нравственное

Месячник военно-патриотической работы

Смотр художественной самодеятельности

02.17

Учитель ОБЖ, кл.рук.

Зам. дир. по В.Р.

Вожатая

47

Социально – правовое

Встреча с работником правоохранительных органов  

 « Как не нарушать законы»

02.17

Зам. дир. по В.Р.

48

Здоровьесберегающее

Веселые старты

02.17

Учитель физ-ры

49

Профилактическое

Инструктаж по ТБ «Правила поведения зимой на водоемах и при гололеде».

02.17

Учитель ОБЖ, Классные руководители

50

Профориентационное

День компьютерных технологий

02.17

Учитель информатики

51

Работа с родителями

Праздник пап

02.17

Вожатая

52

53

Духовно- нравственное

Книжкина неделя.

Праздник, посвящённый Международному женскому дню

03.17

7.03.17

Библиотекарь

Вожатая

54

55

Эколого-биологическое

Акция «Покормите птиц зимой»

03.17

Рук.кружков

Учитель биологии

56

Здоровьесберегающее

День здоровья

03.17

Учитель физ-ры

57

Профилактическое

Выпуск  информационного бюллетеня "Скажи - НЕТ, вредным привычкам".

03.17

Совет доверия

58

Изучение П.Д.Д.

"Господин  дорожный знак - урок  по ПДД

03.17

Учитель ОБЖ

59

Работа с родителями

Праздник мам

7.03.17

Вожатая

60

Духовно- нравственное

Уроки Гагарина

12.04.17

Классные руководители

61

Эколого-биологическое

Месячник экологической безопасности

04.17

Учитель экологии

62

Здоровьесберегающее

Спортивный день

04.17

Учитель физ-ры

63

Профилактическое

Встречи с работниками правоохранительных органов по профилактике правонарушений.

04.17

Зам. дир. по В.Р.

64

65

Изучение П.Д.Д.

Выступление  агитбригады ЮИД

Соревнования юных велосипедистов      "Безопасное колесо-2014"

04.17

Учитель ОБЖ

66

Профориентационное

Выставка "Делай выбор!"

04.17

Зам. дир. по В.Р.

67

Работа с родителями

Родительское собрание.

04.17

Класс.руковод.

68

69

   70

   71

   72

   73

74

75

   76

Духовно- нравственное

Классные часы «70 лет Победы в Великой Отечественной войне».

Линейка  у стелы, погибших односельчан.

Возложение цветов  к могилам не из-вестного  солдата и Героя   Советского Союза Звягина.

Поездка  по местам  боевой  славы.

Принять участие в районной игре «Зарница»

Принять участие в районных  соревнованиях по пешеходному туризму среди обучающихся.

Праздник Последнего  звонка

Пионерский праздник «С Днем рождения, пионерия!»

Праздник «Прощай начальная школа»

05.17

Класс.руковод.

Зам. дир. по В.Р.

Вожатая

Администрация

Вожатая

Руков. турист.кружка

Зам. дир. по В.Р.

Вожатая

       Класс.руковод.4кл.

77

78

Эколого-биологическое

Трудовой десант.

Конкурс рисунков о защите окружающей среды.

05.17

Классные руководители

Учитель ИЗО

79

Здоровьесберегающее

День здоровья

05.17

Учитель физ-ры

80

Профилактическое

Рейд «Подросток

05.17

Совет профилактики

81

Изучение П.Д.Д.

Комплексный инструктаж по технике безопасности "Лето. Каникулы. Безопасность"

05.17

Учитель ОБЖ Класс.руковод.

82

Профориентационное

Классные часы «Сделай правильный выбор»

05.17

Класс.руковод. 9,11кл.

83

Работа с родителями

Памятка родителям « Внимание, каникулы!»

05.17

Класс.руковод.

84

Духовно- нравственное

Выпускной бал

24.06.17

Зам. дир. по В.Р.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  МОБУ «Паникинская СОШ», СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Взаимодействие школы и семьи.

Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

Задачи:

  • создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
  • позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
  • преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
  • способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
  • создавать условия для духовного общения детей и родителей;
  • создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих  принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание воспитательной работы:

  • изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;
  • удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы
  • разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
  • организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик - родитель»;
  • привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;
  • демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
  • поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы

Формы внеклассной работы:

  • родительские собрания, посещение семей учащихся;
  • анкетирование;
  • тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;
  • семейные праздники;
  • спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;
  • календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;
  • тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
  • походы выходного дня, экскурсии, викторины, родительско-ученических и семейных команд;
  • дни творчества, дни открытых дверей.

  1. Взаимодействие МОБУ «Паникинская СОШ» с традиционными религиозными, общественными организациями и объединениями

Формы взаимодействия:

  • участие представителей традиционных религиозных и общественных организаций и объединений с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
  • реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с учащимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся и одобренных педагогическим советом школы и родительским комитетом;
  • проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников;
  • привлечение квалифицированных представителей традиционных религиозных и общественных организаций и объединений к разработке программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  1. Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей

На разных этапах реализации Программы предполагается определение мер школьного уровня по подготовке, просвещению и повышению квалификации кадров по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, в том числе мер, направленных на выработку единых подходов к организации гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания:

  • Предполагается создание и внедрение содержательных и методических учебных программ по духовно-нравственному воспитанию, основ православной культуры в школе.
  • Планируется проведение школьных научно-практических педагогических семинаров, «круглых столов» по вопросам патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания с привлечением юристов, работников культуры, представителей духовенства.
  • Предполагается составление методических рекомендаций по гражданскому, правовому, духовно-нравственному воспитанию для различных категорий специалистов по обмену опытом.
  • Планируется проведение ряда открытых мероприятий на базе школы по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию и преподаванию основ православной культуры.
  • Предполагается планирование регулярных встреч педагогов и других специалистов с духовенством и организация просветительских экскурсий по святым местам и храмам района, Волгограда и Волгоградской области

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся  должно обеспечиваться достижение обучающимися:

  • воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
  • эффекта– последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие ученика как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.  

Воспитательные результаты и эффектыдеятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не простоузнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника представителями различных социальных субъектов  за пределами школы, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

Предполагаемым результатом данной духовно-нравственной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа,самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

В результате реализации Программы ожидается:

  1. В учреждении, как в образовательной системе:
  • создание системы работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержаниядуховно-нравственному и гражданско-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работудуховно-нравственному и гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  1. В образе выпускника:
  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Воспитанники:

  • дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
  • они обладают индивидуальными способностями и интересами, умеют работать творчески, умеют самостоятельно добывать знания, не пугаются нестандартных ситуаций, а с интересом ищут и находят их решение;
  • они самостоятельны, владеют самоконтролем и самооценкой;
  • они способны к изменению самих себя.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Формы подведения итогов реализации программы

При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводится итоговый праздник( Фестиваль Успехов и достижений), который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

Диагностика:

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. Направления диагностики:

1.Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

  • общие сведения;
  • способности;
  • темперамент;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

2. Изучение межличностных отношений:

  • социометрия;
  • социально-психологический климат в классе;
  • общие сведения.

3. Формы диагностики:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседы.

Критерии успешности нравственного образования

  • Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
  • Результаты исследования формирования классных коллективов – рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.
  • Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам.
  • Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.

Литература

  1. Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
  2. Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.
  3. Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
  4. Андрианов М.А. «Философия для детей» Минск, 2003.
  5. Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.1990.
  6. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
  7. Волкова Т.В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
  8. Дубенский Ю.П., Тихоненко И.Г. Исследование и проектирование социально-педагогических процессов. Омск 2008
  9. Дубенский Ю.П. Курс лекций по педагогике. Омск: ОмГУ, 2004
  10. Журова Л.Е. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005.
  11. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.         
  12. Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев,1978
  13. От гражданского образования – к демократической школе: материалы проекта «Роль администраторов школ в гражданском образовании». – Ярославль, 2001
  14. Персидская И.В. и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
  15. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. Методическое пособие /сост. Г.В.Дмитриенко, Т.С.Зорина, Т.В. Черникова/ Москва: Глобус, 2006
  16. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
  17. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010
  18. Степанов Е.Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
  19. Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
  20. Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. «Гражданское образование в начальных классах», Нижний Новгород, 1998.
  21. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов:Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988.
  22. Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
  23. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
  24. Щуркова Н.Е. Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.


Предварительный просмотр:

02.12.2016 г.

Справка

 о проведении мероприятий в рамках месячника

«Курский край - без наркотиков».

с 01.11.2016 г.  по 01.12.2016 г. в нашей школе проводился месячник «Курский край - без наркотиков».

Целью данного месячника являлось формирование негативного отношения к наркотикам; способность к стремлению обучающихся ведения здорового образа жизни.

 В рамках проведения месячника в школе организованы и проведены следующие мероприятия:

  1. Открытие месячника «Курский край – без наркотиков» (7-11 классы):

- Встреча с клириком Успенского Храма п. Медвенка Дмитрием Долженковым (Отец Дмитрий);

- Беседа о вреде алкоголя, табакокурения и наркомании.

  1. Оформление стенда «Курский край – без наркотиков» (10-11 классы).
  2. Размещение «Ящика» для анонимного обращения (11 класс).
  3. Спортивное мероприятие «Весёлые старты» (1-4 классы)
  4. Соревнования по настольному теннису(8-11 классы).
  5. Спортивное мероприятие «В здоровом теле  - здоровый дух» (5-11 классы).
  6. Беседа с обучающимися по проблемам профилактики наркомании и здорового образа жизни (8-11 классы).                  
  7. Классные часы «Скажи вредным привычкам: «Нет».
  8. Конкурс рисунков «Как прекрасен этот мир».
  9.  Обзор  литературы  о вреде наркотиков, алкоголя и табакокурения.        
  10.  Проведение  анонимного анкетирования среди старшеклассников, направленного на  выявление негативных привычек подростков.
  11.  Проведение акции «Мы выбираем жизнь».
  12.  Выступление агитбригад: «Новое поколение» - 10 - 11 классы,  «Нет – наркотикам» -  9 класс, «Друзья» - 8 класс, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Классные руководители ответственно и творчески подошли к проведению всех мероприятий. Классные часы были хорошо продуманы, логически выстроены, материал насыщенный, интересный и убедительный. Все мероприятия носили воспитывающий характер и профилактический эффект.

     Выводы: месячник «Курский край – без наркотиков» прошел в соответствии с планом, который был хорошо продуман и организован.

  Рекомендации:

  1.  Всем  классным руководителям продолжать вести работу по профилактики вредных привычек.
  2. Учителю физической культуры шире вести пропаганду здорового образа жизни.

                                      Зам. директора по ВР:                            Суровцева Н. В.



Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для педагогов

«Конфликт и способы его решения»

  1. Мотивация. 
    Упражнение «Приветствие — «Мне нравится Ваш…».

Цель: подготовить участников к работе, создать комфортную атмосферу, хорошее расположение духа, оказывать содействие сплоченности, продемонстрировать роль чувств в нашей жизни, необходимость их выражения для формирования дружеских взаимоотношений.

Ход упражнения: участники садятся в круг, каждый должен сказать другому члену группы предложение об их внешности: (имя)… мне нравится Ваш (Ваше)…» или то, что нравится  в поведении или чертах характера.

Рефлексия (Психолог задаёт вопросы…):

- Как Вы чувствовали себя, когда говорили приятные вещи другим?

- А что чувствовали Вы, когда слышали приятные вещи о Вас? (Обсуждение ответов участников, соответствующий вывод).

  1. Упражнение «Мозговой штурм».
    Цель: определить понятие «конфликт», главные причины конфликтов и систематизировать их в зависимости от источника.

Ход упражнения: психолог обращается к группе с вопросом: «Что такое конфликт?». (Группа активно рассуждает о понятии «конфликт»)

Информационное сообщение психологом  «Что такое конфликт».

- «Кто не  отвечает гневом на гнев, спасает обе стороны — и себя, и другого»? Гнев всегда вызывает у нас отрицательные эмоции.
Конфликт в переводе из латыни — столкновение разнонаправленных  сил (ценностей, интересов, взглядов, позиций) субъектов — сторон взаимодействия.
Конфликт — это столкновение противоположно направленных, несовместимых тенденций в сознании отдельного человека, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями.          

Создание дерева конфликтогенов. 

- Причиной возникновения конфликта есть конфликтогены поведения. Это слова или действия, которые порождают конфликт. Koнфликтогенами  называют слова, действия (или бездеятельность), поведенческие акты или обращения в целом, которые могут привести к конфликту. Назовите примеры  конфликтогенов (участники группы отвечают). А теперь давайте напишем их (конфликтогены) на дереве под названием «конфликт» (раздача материала психологом: на листе бумаги нарисован ствол дерева и ветви; участники тренинга  у каждой веточке записывает конфликтоген). Какой вывод мы можем сделать, посмотрев  на дерево конфликтогенов.  (Стараться их не употреблять, чтобы не создавать конфликта.)

Информация 

 Выделяют следующие разновидности типичных конфликтогенов, или, как их еще называют, «саботажников» общения: угрозы и приказания; негативная и необоснованная критика, замечания  и  отрицательные оценки; насмешки, издевки и поддевки;   оскорбительные и унижающие достоинство прозвища и  клички; хвастовство;   безапелляционность и категоричность в суждениях и высказываниях; перебивание второго, повышение голоса и другие попытки самоутвердиться за счет унижения или обесценивания другого, навязывание советов; утаивание важной информации; сравнение и навязывание конкурентных отношений; допросы, загоняющие «в угол» и вызывающие «чувство вины»; отказы от разговора или обсуждения важной темы;  резкая и неуважительная, ничем не мотивированная смена темы; подшучивание; ложь или же попытка обмана с целью добиться чего-либо нечестным путем; перекладывание ответственности на другого человека; просьба одолжить деньги; любые проявления агрессивности и раздражительности; эгоизм.

- Скажите, пожалуйста, обязательно ли нам знать, как решить конфликт? (ответы участников) Да, так как если конфликт не решается, это приводит к ухудшению отношений, иногда и к разрыву отношений. А если решается, то мы можем найти согласие в межличностных отношениях. Есть такое крылатое выражение: «В споре рождается истина». Можно ли сказать, что в конфликте тоже рождается истина? (ответы участников) Да, человек говорит о наболевшем, об отрицательных чертах и поступках собеседника, разоблачает не наилучшие его стороны, что является  информацией  для  самосовершенствования  человека.

Существует формула мудрого поведения в конфликте  (для его решения) (ОПРСТ)

О — открытость ума (искренность).

П — положительное отношение (доброжелательность).

Р — рациональное мышление (упорядоченное).

С — сотрудничество (заинтересованность в разрешении конфликта).

Т — толерантность (терпимость).

  1. Упражнение  «Бесконфликтное общение».

Цель: определить основные правила бесконфликтного общения.

Ход упражнения: психолог обращается к группе с вопросом: «Как нужно себя вести, чтобы избежать конфликта?». (Группа активно отвечает на этот вопрос).

Правила бесконфликтного общения:

  • не использовать конфликтогенов;
  • не отвечать конфликтогеном  на конфликтоген
  • проявлять эмпатию к собеседнику;
  • делать доброжелательные посылы;
  • разрешайте спорные  вопросы  здесь и теперь, не откладывая  их.
  • Меньше обижайтесь.
  • Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.
  • Общайтесь открыто (закрытость порождает конфликты).
  • Старайтесь понять позицию другого человека изнутри (поставьте себя на место другого).
  • Аргументируйте свои желания для себя и другого.
  • Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться.
  • Будьте гибкими.
  1.  Тест «Конфликтная ли Вы личность?»

 5.  Подведение итогов.

Цель: получение обратной связи.

Ход упражнения: все участники по кругу продолжают высказывание «Это занятие помогло мне (приобрести, стать, понять…)».  

- Раздача памяток  педагогам.

- Притча «Три сита» (сито-правды, сито-доброты, сито-пользы)

… Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:

- Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?

- Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.

- Три сита?

- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?

- Да нет, я просто слышал…

- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты.

Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

- Нет, напротив…

- Значит, продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?

- Нет, в этом нет никакой необходимости…

- Итак, заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.

Зачем тогда говорить это?