Проектная работа

На данной странице собраны исследовательские работы обучающихся 7 классов в разные учебные годы

Скачать:


Предварительный просмотр:

 2018 год

 Научно-исследовательская работа ученика 7 кл  Юмагуена  Тимура

«Легенды спорта»



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Тахталымская средняя общеобразовательная школа

Тема: «Законы физики в спорте»

Тип проекта: исследовательский

                     Выполнила: ученица 7 б класса

Султанова Сабрина

Руководитель: Байрамгалин Агзам Аксанович,

учитель физической культуры

                                           

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Футбол-  командный вид спорта

1.1.1.Удары по мячу

1.1.2. Остановка мяча

1.1.3. Моделирование процессов

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Использование закона сохранения импульса при взаимодействии двух мячей

2.2. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия других тел

2.3. Зависимость дальности полета от угла

2.4. Упругие и не упругие соударения

2.5. Закон упругой деформации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Каждый из нас знает, какое место занимает спорт в жизни человека, но далеко не все размышляли над вопросом, какая связь между спортом и физикой, как развитие физической науки влияет на совершенствование спортивных достижений. Ошибаются те, кто считает, что для освоения спортивных вершин достаточно только одной физической подготовки.

Футбол - для меня любимый вид спорта, а физика предмет, которым я увлечён, и к этому сочетанию я проявил удвоенную заинтересованность

Объект исследования: Законы механики в спорте

Предмет исследования: Физика в футболе

Методы исследования:  Теоретический и практический

Цель работы: Доказать, что знание законов физики поможет достичь игроку более высоких результатов в футболе.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть полёт мяча без вращения

2.Рассмотреть остановку подошвой мяча, катящегося на игрока

3.Как должен играть вратарь. Ловля в прыжке высоко летящего мяча



1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Футбол -  командный вид спорта

1.1.1. Удары по мячу

         В современной игре техническое мастерство чрезвычайно необходимо. Среди различных технических приемов удары по мячу занимают наиболее важное место, так как большая часть игры ведется при помощи самых различных ударов ногами или головой.

Стремясь в игре добиться победы, футболисты как бы соревнуются в умении бить по мячу. Существует понятие— «поставить удар», это значит научиться из различных положений бить точно и сильно. В физике под ударом понимают такой тип взаимодействия движущихся тел, при котором временем взаимодействия можно пренебречь. Линия, проходящая через точку соприкосновения тел, перпендикулярная к поверхности их соприкосновения, называется линией удара.

Прямым центральным ударом называют соударение, при котором скорости тел (шаров) до и после удара направлены по линии удара. В футбольной практике центральные удары принято называть прямыми, их направление проходит через центр тяжести мяча. При нецентральном ударе скорости тел (шаров) до и после столкновения не направлены по одной прямой, начальные скорости шаров не совпадают по направлению с линией удара.

Удар, направление которого проходит в стороне от центра тяжести мяча, называется косой. После нецентрального соударения шары разлетаются под некоторым углом друг к другу. В футболе такие удары обычно называют резаными, направление такого удара проходит в стороне от центра тяжести мяча. При резаном ударе его сила, скорость и дальность полета мяча будут несколько меньшими, чем при прямом ударе.

Такой удар отлично подходит для паса через защитника, для ударов на дальнее расстояние, угловых, пенальти. Нужно знать: а) мяч, который ударили в правую часть, полетит влево и будет вращаться влево, б) мяч, который ударили в левую часть, полетит вправо и будет вращаться вправо. В каждой игре футболисты много раз пытаются поразить ворота соперников. Однако очень часто мяч после их ударов летит мимо ворот.

Это происходит чаще всего потому, что игроки при выполнении ударов не попадают в нужную точку мяча. Наиболее опытные футболисты тщательно прицеливаются, стараясь очень точно нанести удар по мячу. Они хорошо знают, что нужно выбрать определенное место (долю), по которому надлежит нанести удар. Во время игры футболистам, чаще всего, приходится наносить удары по движущемуся мячу, которые выполнять гораздо труднее, чем по неподвижному. Необходимо учитывать направление и скорость приближения мяча, с тем, чтобы определить, по какой точке мяча, в каком направлении и с какой силой следует нанести удар.

1.1.2. Остановка мяча

В футболе прием (остановка) мяча достигается амортизирующим движением определенной части тела, а также накрыванием мяча стопой, голенью. Интенсивность игры, скоростные действия игроков, не позволяют игрокам при приеме мяча полностью его останавливать.

Основной механизм действия игрока при приеме летящих на различной высоте и с различной скоростью мячей почти всегда одинаков. При приближении мяча туловище отводится назад, уступающее движение с поворотом туловища дает возможность игроку принять мяч и сразу перевести его в сторону.

1.1.3. Моделирование процессов

Реальные явления окружающего мира чрезвычайно сложны. Физика базируется на моделях объектов материального мира. В процессе изучения и описания реальных объектов человек вынужден упрощать их свойства, замещать реальные объекты моделями. «Моделирование - воспроизведение и исследование на модели процессов, имеющих одинаковую природу с процессами, происходящими в реальных объектах».

В районе ежегодно проводятся соревнования по футболу. В нашей школе есть секция футбола, команда школы принимает участие в соревнованиях. Учитель физкультуры, болельщики ждут от команды хороших результатов, игроки желают побеждать соперников. Для достижения высоких результатов нужно не только тренироваться, отрабатывая необходимые навыки, еще необходима теоретическая подготовка, понимание сути футбольных приемов и финтов, нужно посмотреть описание финтов в книгах, в интернете.

2. Практическая  часть

2.1. Использование закона сохранения импульса при взаимодействии двух мячей

 Оборудование: штатив, желоб, шарики различной массы

Представим, что футболист бьет по неподвижному мячу. Поэтому шарики m1 и m2 были неподвижны; шарики m4 и m3 поочередно скатывали с некоторой высоты, чтобы им придать скорость на горизонтальной поверхности, затем шарики (мячи и футболист) сталкивались. Каждый опыт проводили 5 раз. Выводы из опытов: иcходя из законов сохранения импульса и энергии.

m1×v1+m3×v3=m1×u1+m3×u3

m1×(v1)2/2+ m3×(v3)2/2=m1×(u1)2/2+m3×(u3)2/2 получаем, что скорости тел после взаимодействия:

Масса шарика m1(г)

Масса шарика m3(г)

Масса шарика m4 (г)

Скорость шарика v1(м/с)

Скорость шарика u1(м/с).

Скорость шарика u3(м/с)

7

65,2

93

1,2

2,04

0,91

2,23

1,03

Масса шарика m2(г)

Масса шарика m3(г)

Масса шарика m4 (г)

Скорость шарика v2(м/с)

Скорость шарика u2(м/с).

Скорость шарика u4(м/с)

11,2

65,2

93

1,13

2,14

0,94

2,08

0,84

при столкновении тяжелого шарика с неподвижным шариком меньшей массы, дальность проката и скорость легкого шарика после удара больше, а для более тяжелого шарика дальность проката и скорость заметно меньше. Следовательно: при игре легким мячом мяч может вылететь за пределы поля, контроль над мячом будет потерян. Если мяч тяжелый для футболиста, то дальность паса (длина передачи) заметно уменьшается.

2.2. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия других тел

Оборудование: штатив, желоб, шарики различной массы.

 Представим, что футболист неподвижен, навстречу ему по полю катится мяч с некоторой скоростью. Для этого скатывали шарики m2 и m( мячи) с определенной высоты, чтобы им придать скорость, затем шарики сталкивались с футболистом, (шариками mи m). Шарики разлетаются в разные стороны после столкновения. Летящий мяч обычно всегда обладает большей скоростью, чем катящийся по полю мяч. Для увеличения скорости шариков увеличили высоту скатывания, вновь измеряли расстояние, на которое откатывались шарики после столкновения.

Масса шарика m1(г)

Масса шарика m3(г)

Масса шарика m4 (г)

Скорость шарика v1(м/с)

Скорость шарика u1(м/с).

Скорость шарика u3(м/с)

7

65,2

93

2,8

-1,72

0,28

-1,52

0,4

Масса шарика m2(г)

Масса шарика m3(г)

Масса шарика m4 (г)

Скорость шарика v1(м/с)

Скорость шарика u2(м/с).

Скорость шарика u40(м/с)

11,2

65,2

93

2,8

-1,6

0,43

-1,98

0,82

Выводы из опыта: при большей массе m2 (мяча) смещение шарика m3 (футболиста) увеличивается. Следовательно, если масса и скорость мяча значительны, то футболист после удара может потерять равновесие, сместится из начального положения, контроль над мячом будет потерян, особенно при меньшей массе футболиста и тяжелом мяче. Игроку необходимо учитывать скорость приближения мяча, чтобы определить, с какой силой следует нанести удар по мячу и контролировать ситуацию на поле.

Выводы из опытов: после удара по мячу «с разбега» футболист не может мгновенно остановиться, продолжает двигаться в прежнем направлении какое-то время, (шарики двигаются в одну сторону, «футболист» толкает перед собой «мяч»). Анализ полученных результатов согласуется с требованиями использовать в игре мяч нормированной массы. Для успешной игры в футбол необходимо прокачивать ноги, наращивать мышечную массу голени и бедра. Наиболее сильные удары получаются в тех случаях, когда они наносятся по движущемуся навстречу мячу.

 2.3. Зависимость дальности полета от угла. 

Исследуем, от чего зависит дальность полета шарика.

Оборудование: штатив, баллистический пистолет, линейка.

Смоделируем процесс удара по мячу под разными углами. Для этой цели закрепим пистолет и будем изменять угол наклона ствола пистолета к горизонту, использовать для выстрела шарики разной массы. Измерим дальность полета шарика при различных углах наклона. Если подобрать диаметр шарика, примерно равный диаметру ствола, то направление удара пройдет через центр тяжести шарика, удар будет центральным или как принято говорить в футболе, прямым.

Угол выстрела α,°

Дальность полета шарика, м

15

0,69

30

1,12

45

1,5

60

1,15

75

0,72

Вывод из опыта: наибольшая дальность полета шарика при угле α=450. При меньшей массе шарика дальность полета увеличивается в каждом опыте, наибольшая дальность так же при угле вылета α= 450. Следовательно: при необходимости выполнить длинную передачу мяча угол вылета должен быть

40—50°, результаты опыта согласуются с теоретическими утверждениями о наибольшей дальности полета.

2.4. Упругие и не упругие соударения.

Оборудование: штатив, желоб, шарики различной массы

Смоделируем резаный удар на другом опыте.

Возьмем шарики mи m4, шарик m1(мяч) установим на краю лотка таким образам, чтобы линия удара шарика m4 (ноги футболиста) была направлена мимо центра первого шарика. Затем будем скатывать больший шарик с некоторой высоты, отмечая на столе траекторию шарика m1, измеряя величину отклонения L1 от линии прямолинейного полета.

Вывод из опыта: отклонение шарика m1 от прямолинейного движения заметно, результаты опыта подтверждают отклонение мяча при косом ударе.

2.5. Закон упругой деформации. Демонстрация остановки мяча.

Оборудование: штатив, желоб, шарики различной массы, пружины различной жёсткости

Шарик скатывался по желобу с некоторой высоты, затем на горизонтальном участке желоба сталкивался с пружиной. В ходе эксперимента использовались пружины разной массы и жесткости. В ходе опыта пытались пронаблюдать и замерить сжатие пружины, замерить расстояние отката шарика и пружины после столкновения. После столкновения с тяжелой пружиной у шарика резко уменьшалась скорость, шарик проталкивал пружину вперед на 2см (на 3,5см более легкую пружину), отталкивался от пружины, откатывался назад на несколько см. При использовании пружины меньшей массы шарик проталкивал ее вперед и останавливался. В теории футбола по остановке мяча говорится, что при приближении мяча туловище отводится назад, совершается уступающее движение туловища.

Определяем жесткость пружин:

Fтяжести=m×g ; Fупр.=k×∆x Силы равны получаем

формулу для жесткости: k= m×g/∆x

Для 1пружины m=2кг ; ∆x=7см ; k=280Н/м.

Для 2 пружины m=0.2кг; ∆x=2.5см; k=78.4Н/м.

Рассчитаем скорость и деформацию пружин при взаимодействии с шариком. Из закона сохранения энергии k×∆x2/2=m×v2/2 получаем формулу для деформации:

∆x=v

Для 1 пружины: k=280Н/м; m=93г=0,093. ; v=2,4м/с ;

∆ x=0,044м.

Для 2 пружины: k=78,4Н/м; m=93г=0,093кг; v=2,4м/с ;

∆ x=0,083м.

Вывод из практической части работы: в процессе подготовки и проведении опытов было выполнено много измерений, футбольные ситуации смоделировать удалось. В опытах проводились измерения; есть фотографии выполнения части опытов. На опытах подтвердились многие теоретические утверждения по постановки ударов по мячу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нужна ли физика футболисту? Нужно ли учитывать физические законы и правила при постановки удара по мячу? Выводы из опытов убеждают, что это необходимо. Эксперименты по изучению дальности полета шарика в зависимости от угла наклона ствола пистолета показали, что наибольшая дальность полета шарика достигается при угле 450, этот вывод многократно подтвердился на тренировках. Выполняя упражнения для совершенствования силы и точности ударов, на тренировках футболист должен попасть мячом в определенную цель, отрабатывать навык поднятия мяча на определенный угол, в футбольной практике дальность полета мяча наиболее актуальна. В дальнейших исследованиях можно рассчитать высоту подъема шарика в зависимости от угла вылета. На тренировках футболисты учатся выполнять отдельные приемы и их сочетания, уровень технической подготовки игроков определяется той легкостью, непринужденностью, быстротой и точностью, с которой игроки выполняют всевозможные приемы в игре. Нередко исход матча может быть решен грубой технической ошибкой или, наоборот, точным завершающим ударом по воротам соперника. В современной игре, по какому бы тактическому плану не играли команды, техническое мастерство чрезвычайно необходимо, понимание существа приема, учет теоретических обоснований ускоряет процесс его освоения и во многих случаях позволяет избежать различных ошибок.[8].Техническое мастерство совершенствуется тренировками, теоретические обоснования изложены в учебниках по физике. Поэтому знание законов механики (физики) футболисту необходимо. В ходе исследования было проделано много опытов, совершенствовались навыки физического эксперимента, это пригодится на уроках, приобретенные знания будут применяться при игре в футбол.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тахталымская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

Тема:  «Чем опасен малоподвижный образ жизни»

Тип проекта: исследовательский

 

 

 

 

Выполнил: 

Зубаиров Динияр, ученик 7б класса

Руководитель:

Байрамгалин Агзам Аксанович,

 Учитель физической культуры 

 

 

 

Содержание:

Введение

1. Проблема общества – гиподинамия

1.1. Малоподвижный образ жизни

1.2. Причины малоподвижного образа жизни

2. Организация деятельности активности обучающихся

3. Виды спортивных упражнений

Практическая часть

4.1. Рекомендации по двигательному режиму школьников

 Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность. В век всеобщей компьютеризации различных видов деятельности человек всё меньше и меньше уделяет внимание своему физическому развитию. Родители часто не обращают внимание на малоподвижный образ жизни своих детей, которые всё чаще подвижные игры и занятия в спортивных секциях заменяют на компьютерные игры. Во многих семьях есть по одному, а то и по два компьютера, ноутбук, мобильные телефоны с различными играми, но нет ни одной скакалки или мячика, не говоря уже о спортивном уголке. Да и в школе, вместо того, чтобы побегать на перемене, детей часто можно увидеть склонившимися над каким ни будь «гаджетом» или в столовой с пирожком. Сколько детей освобождены от физкультуры?

Проблема. Малоподвижный образ жизни школьника.

Я задал себе вопрос:  Действительно ли ребенку, имеющему проблемы со здоровьем, необходимо двигаться.

Цель: определить влияние малоподвижного образа жизни на здоровье детей.

Задачи:

1.     Изучить учебную и научную литературу по теме исследования;

2.     Рассмотреть понятие «гиподинамия», ее причины и влияние на здоровье человека.

3.     Провести анкетирование среди школьников;

4.     Проанализировать информацию, полученную в результате анкетирования;

5.     Разработать комплекс общеразвивающих упражнений для обучающихся, освобожденных от физической культуры.

Гипотеза: Если мы узнаем, как влияет малоподвижный образ жизни на здоровье ребенка и его развитие, то станет понятным, необходимы ли  какие-либо физические нагрузки, и если необходимы, то какие.

Объект исследования: гиподинамия.

Предмет исследования: влияние гиподинамии на общество.

Методы исследования: аналитический, статистический, социологический, обобщающий.

 

1. Проблема общества – гиподинамия

Движение – это природное свойство человека. На ранних этапах развития общества благодаря движению человек находил пищу, спасался от врагов, познавал окружающий мир, совершенствовал свой организм. И в настоящее время развитие детей или состояние здоровья взрослых зависят от двигательного режима.

Гиподинами́я  - нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении движений, снижении силы сокращения мышц [1].

Сегодня это понятие является широко распространенным и даже модным, а все потому, что проблема избыточного веса не перестает быть актуальной, и гиподинамия является одной из важнейших причин его возникновения.

Гиподинамия является следствием освобождения человека от физического труда. Особенно влияет гиподинамия на сердечно-сосудистую систему — ослабевает сила сокращений сердца, уменьшается трудоспособность, снижается тонус сосудов. Отрицательное влияние оказывается и на метаболизм (обмен веществ и энергии), уменьшается кровоснабжение тканей. Вследствие неполноценного расщепления жиров кровь становится «жирной» и медленнее течёт по сосудам, — снабжение питательными веществами и кислородом уменьшается. Следствием гиподинамии могут стать ожирение и атеросклероз.

1.1. Малоподвижный образ жизни

Малоактивный образ жизни приводит к гипертрофии мышц, туннельному синдрому, ослаблению иммунитета, ухудшению зрения, остеохондрозу, радикулиту, набирается лишний вес, и появляется геморрой.

По данным современной статистики 60% современных школьников страдают от гиподинамии!

Исследования гигиенистов и физиологов свидетельствуют: что до 82-85% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении (сидя). У школьников произвольные движения занимают только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. Отмечают также изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях: снижение зимой, увеличение - весной и осенью [4].

Малоподвижный образ жизни всегда считался губительным для состояния здоровья человека. Его последствие — это ожирение, гипертония, диабет и даже рак. Недавно ученые обнаружили тот факт, что ограничение физической активности является одним из факторов преждевременной смерти.

1.2. Причины малоподвижного образа жизни

Причины малоподвижного образа жизни очевидны.

Техносфера — вот из-за чего мы всё меньше двигаемся.

Смотрите, в чём проблема. Если раньше человек был постоянно в движении, то теперь мы всё больше работаем с информацией: компьютеры, документы, телефонные переговоры… Соответственно, всё чаще мы сидим, и всё реже двигаемся.

Да что там работа, сейчас даже многие развлечения — и те происходят в виртуальной реальности, по ту строну экрана. Компьютерные игры, социальные сети, фильмы и сериалы — всё это подменяет необходимую нам двигательную активность просиживанием перед экраном. И, друзья мои, ситуация даже не думает улучшаться. Напротив, технологии активно развиваются в этом направлении, так что дальше всё будет только хуже.

Помимо техносферы, ещё одной причиной малоподвижного образа жизни являемся мы сами. Мы сами делаем выбор в пользу того, чтобы засесть  перед экраном, никто не принуждает нас к этому.

Ну а, третья причина малоподвижного образа жизни, это различные заболевания, которые так или иначе меняют образ жизни каждого человека.

Чтобы избежать подобных проблем нужно выполнять все виды двигательной активности: утреннюю гимнастику, уроки физкультуры, прогулки и игры на открытом воздухе, помощь по дому и в школе. Общая продолжительность движений в режиме дня должна составлять: в 7-10 лет – 4-5 часов; в 11-14 лет – около 4 часов; в 15-17 лет – 3-4 часа.

 

2. Организация двигательной активности обучающихся 

Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни [2].

По результатам областных медицинских исследований большинство российских детей имеют проблемы со здоровьем и только каждый третий практически здоров. Каждый десятый ребенок страдает от ожирения.

Виды групп здоровья, характеристики каждой группы.

Всего насчитывают пять групп здоровья детей от 3 до 17 лет. Все они имеют свои характеристики и отличительные особенности. Рассмотрим все группы здоровья [5].

Первая группа – это полностью здоровые дети, которые не имеют никаких дефектов, проблем. Их психическое и физическое здоровье соответствуют стандартным измерениям, у них не имеется никаких пороков развития, дефектов и иных нарушений в организации и деятельности органов.

Вторая группа – является самой распространенной на фоне других, здесь есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к внешним факторам и заболеваниям снижена. Нет яркого выраженного отставания в развитии, например, нет хронических болезней, но есть функциональные нарушения. Общая задержка в физическом развитии – избыточная масса тела, дефицит массы, ослабленное зрение и другое. Если ребенок зачастую болеет острыми респираторными болезнями, то у него так же 2 группа.

Третья группа – детишки, у которых есть хронические болезни, но они находятся в процессе ремиссии, иногда случаются обострения, осложненность основного заболевания отсутствует. Дети, относящиеся к такой группе, имеют нормальное физическое здоровье, но у них выявлены некоторые отклонения в массе – избыток или дефицит, маленький рост. Психологическое развитие зачастую отстает от нормальных показателей.

Четвертая группа – дети с хроническими болезнями, которые развиваются на активной стадии или стадии неустойчивой ремиссии, сопровождаются частыми обострениями. Так же сюда относятся дети, у которых болезнь находится в стадии ремиссии, но для этого необходимо поддерживающее лечение. Дети с последствиями после травм, операций или ограничениями в обучении и труде.

Пятая группа – является самой тяжелой и трудной группой, сюда относятся дети с тяжелыми хроническими болезнями с крайне редкими ремиссиями и частыми приступами. Так же в данном случае существуют значительные осложнения, для предотвращения которых используется лечение. Сюда относятся дети с физическими дефектами, нарушением функций некоторых органов, сопровождается серьезными запретами в формировании трудовой деятельности. Сюда относятся дети-инвалиды.

По данным мониторинга в МБОУ «Гимназия №48» по группам здоровья, учащиеся делятся в основном на 2 и 3 группу здоровья.

Во внеурочное время более 60% учащихся гимназии  посещают школьные спортивные секции.

Кроме школьных секций и кружков, учащиеся нашего класса посещают бассейн-8%, спортивные  центры  по вольной борьбе-18%, спортивную школу  по футболу и баскетболу-50%, бальные танцы-4%.

3. Виды спортивных упражнений

Физи́ческая культу́ра  — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития [3].

Какие же существуют упражнения, которые можно выполнять дома, не посещая секций и спортивных кружков.

Аэробные упражнения увеличивают снабжение тканей кислородом.

Это ходьба, бег, плавание, гребля, танцы, теннис и др.

Естественные упражнения (прогулка, купание в водоеме) полезнее тех, которые выполняются в помещении.

Силовые упражнения включают укрепление и увеличение размера мышц. Это отжимание, поднятие тяжестей, упражнения для брюшного пресса. Такие упражнения замедляют старение.

Растяжка тренирует гибкость и подвижность суставов. Это достигается наклонами, поворотами, вращениями. Однако увеличение отдельными видами упражнений может нанести вред здоровью. Например, поднятие тяжестей надо чередовать с растяжками и аэробными упражнениями [7].

4. Практическая часть

Среди учащихся 7 «б» класса было проведено анкетирование и опрос,  на которые ребята дали ответы:

1. Движение важно ли для человека?

Такие ответы я получил:

- Конечно, чтобы не было лишнего веса!

- Будут слабыми мышцы, если будешь мало двигаться.

- Без движения мышцы атрофируются и человек ничего не сможет делать.

- Без движения мышцы отмирают.

- Когда снимают гипс после перелома, мышцы не работают.

- Кто постоянно работает, двигается, тот дольше живет и выглядит моложе.

- Если человек мало двигается, он толстеет, болеет, раньше умирает.

- Даже тяжелобольные люди быстрее выздоравливают, если они делают упражнения.

2. Сколько время в среднем вы проводите в движении?

В среднем учащиеся моего класса двигаются 4-5 часов в день. В основном это поход из дома до школы и обратно.

3.Нравятся ли вам уроки физической культуры?

Из 17 учащихся, 17 ответили, что да. На вопрос, а почему не нравится, последовал ответ, что очень мало физической культуры на неделе, хотелось бы, чтобы этот урок был каждый день.

4.В свободное время вы чаще всего проводите за телевизором, компьютером или телефоном? если нет, дайте свой ответ?

15 человек из 17 ответили положительно, остальные ходят на улицу гулять, помогают по дому, ходят на тренировки.

5. Делаете ли вы по утрам зарядку?

2 человека положительно ответили на вопрос.

6. Посещаете ли вы какую-нибудь секцию?

В 7б классе: учащиеся  ходят на футбол;  на секцию баскетбола, 10 человек – не посещают ничего.

7. Есть ли у вас хронические заболевания?

Часть одноклассников имеют  заболевание опорно - двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие); заболевания органов дыхания (ангина, бронхит)

8. Согласитесь ли вы с тем, что активные движения - признак здорового образа жизни.

Все 100 % согласились с этим высказыванием.

Проанализировав, как связаны двигательная активность и здоровье наших школьников я пришел к выводу: мы ведем достаточно активный образ жизни, на уроках для разгрузки проводится динамическая пауза, есть две большие перемены, в нашем классе проводится по 2 урока в неделю физической культуры.

4.1. Рекомендации по двигательному режиму школьника

Работоспособность человека в течение суток постоянно меняется

Утром (с 7.00 до 9.00) в обед (с12.00 до 16.00) и вечером (с 19.00 до 21.00) она более низкая.

Высокая до обеда с 9.00 до 12.00 и в послеобеденное время с 16.00 до 19.00. Таким образом,  следует это учитывать при обучении и приготовлении уроков [6]. Из этого можно смело всем рекомендовать:

·        Утренняя гимнастика или ходьба перед началом занятий – в школе;

·        Уроки физкультуры;

·        Динамические паузы на уроках и дома – 2 минуты, каждые 40 минут;

·        Двигательные игры после уроков, спортивные тренировки (1,5-3 часов)

Считаю, что дневную норму движений я выполняю сам. А это:

- 2 часа в день - на свежем воздухе;

- тренировки по футболу;

- 1 час - любая физическая нагрузка (в том числе и домашние дела);

 

5. Заключение

И все - таки приходится признать, что: мы ищем любые уловки, чтобы избежать лишних движений, вот и попадаем в число тех 60%, которые страдают от гиподинамии. По данным моего исследования в нашем классе имеются страдающие от гиподинамии, но мы стремимся к активному образу жизни.

   А сейчас, я хочу привести очень интересный момент из моих наблюдений за жителями нашего района в целом. Часто я видел, как пожилые люди просто прогуливаются по дороге и у меня возникала мысль, что им делать больше нечего, как ходить туда и сюда.

 Несколько раз мне приходилось наблюдать, когда наши учителя возвращаются из школы домой пешком, а не идут на остановку и выяснил, что на самом деле в любую погоду совершают такие прогулки. И только сейчас я понимаю, что ходьба прибавляет здоровья.

Многие люди старшего поколения могут похвастаться хорошей физической формой. Они не только выдерживают большие физические нагрузки, но и внукам дают полезные советы. Сейчас очень многие увлечены скандинавской ходьбой, велопрогулками.

Таким образом,  я пришел к выводу:

Движение – это жизнь!

Если будешь двигаться, тебе не страшна гиподинамия!

Шаги  и в самом деле заменяют упражнения и физическую нагрузку.

«Движение - это жизньа жизнь - это есть движение» - как гласит старая поговорка. Ученые подтвердили народную мудрость и доказали, что люди, которые ведут малоподвижный и сидячий образ жизни живут меньше, чем те, кто активно занимается спортом.

Я считаю, что девиз каждого человека должен быть таким: «Движение – это жизнь!»

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить от всех болезней. Человек сам должен бороться за свое здоровье, а активный образ жизни поможет ему в этой борьбе. Но часто бывает, нужно сделать  первый шаг. И я желаю вам все-таки сделать этот шаг к своему здоровью.

 

 Список использованной литературы

1. Статья в Википедии «Гиподинамия» [Электронный ресурс].- https://ru.wikipedia.org/wiki/ Гиподинамия

2. Статья в Википедии "Здоровье" [Электронный ресурс].- https://ru.wikipedia.org/wiki/ Здоровье

3. Статья в Википедии "Физическая культура"[Электронный ресурс].- https://ru.wikipedia.org/wiki/ Физическая культура

4. Сидячий образ жизни. Как сохранить здоровье? СиЗОЖ [Электронный ресурс].- https://sizozh.ru/sidyachiy-obraz-zhizni-kak-sohranit-zdorove

5. Статья «Группы здоровья детей. Характеристика» [Электронный ресурс].- https://childage.ru/zdorove/zdorove-rebenka/gruppyi-zdorovya-detey-i-ih-harakteristika.html

6. Как избавить ребенка от лишнего веса [Текст]/Автор-сост. Е.Макарова, 2011.

7. Молодость навсегда [Текст]/Автор-сост. Е. Садокова, Е. Яковлев, 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Комплекс упражнений

1. Упражнения на пресс

https://documents.infourok.ru/e1676ae1-7a8c-4000-bde6-ccdf08c5237f/0/image001.jpg

2. Подъёмы шагом из упора лёжа.

https://documents.infourok.ru/e1676ae1-7a8c-4000-bde6-ccdf08c5237f/0/image002.jpg

11

3. Упражнение для спины.

https://documents.infourok.ru/e1676ae1-7a8c-4000-bde6-ccdf08c5237f/0/image003.jpg

4. Общеукрепляющий комплекс.

https://documents.infourok.ru/e1676ae1-7a8c-4000-bde6-ccdf08c5237f/0/image004.jpg

12

 

5. Комплекс «Планка»

https://documents.infourok.ru/e1676ae1-7a8c-4000-bde6-ccdf08c5237f/0/image005.jpg

6. Комплекс «Кардио + сила»

https://documents.infourok.ru/e1676ae1-7a8c-4000-bde6-ccdf08c5237f/0/image006.jpg

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тахталымская средняя общеобразовательная школа»

       

Тема: Как спорт изменил мою жизнь

Тип проекта: исследовательский

Выполнил:

ученик 7а класса  Низамов Миньяр

Руководитель:

Байрамгалин Агзам Аксанович,

 учитель физической культуры

Халитова 2023

Здоровье никогда не может потерять

своей цены в глазах человека, потому что в

довольстве и в роскоши плохо жить без

здоровья

Чернышевский Н.

Введение

       Изучив жизнь многих успешных людей, выяснил, что большая их часть занимается спортом. Спорт необходим для человеческого здоровья. Этого мнения придерживаются многие ученые и врачи. Благодаря спорту, улучшается физическое состояние тела человека, его здоровье. Спорт учит нас дисциплине и формирует характер. Кроме того, спорт может стать увлекательным развлечением. Регулярные занятия физической культурой и спортом благотворно влияют не только на физическое развитие, но и на психику людей. Главное – желание, стремление и воля.

       Актуальность. Конечно, чемпионами становятся не все люди, которые занимаются спортом. Но я понял, что, если не лениться, закаляться, тренировать не только мышцы, но и дух, верить в победу, то можно стать физически и нравственно развитым человеком.

Для определения уровня занятия спортом одноклассников было проведено анкетирование.

На первый вопрос, занимаетесь ли вы спортом и почему большинство из класса ответили, что занимаются спортом, потому что это: интересно -1,  полезно-2, хочется -3,  круто – 4 ученика. Не занимаются спортом – три человека( это мне не интересно, не хочу, лень).

На вопрос что дает вам занятия спортом 9 чел ответили – здоровье, не знает -1, 1 ученику дает физическую силу

На вопрос каким видом вы хотели бы заниматься обучающие назвали следующие виды спорта: самбо, дзюдо, хоккей, гимнастика, волейбол, карате, кикбоксинг, фигурное катание.

Как вы относитесь к своему здоровью? Все ответили -  положительно.

Исходя из результатов анкеты выявлена Цель: Показать значение спорта для сохранения и укрепления здоровья школьника и его роль в дальнейшей жизни.

Задачи проекта:

1. Изучить литературу по истории спорта

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям спортом.

3. Провести анкетирование и его результаты.

4. Пропагандировать здоровый образ жизни.

Гипотеза: Благодаря регулярным занятиям физической культурой и спортом можно стать не только физически сильным, здоровым, но и упорным, настойчивым, что так необходимо в любом деле.

Этапы работы над проектом.

На подготовительном этапе мы выбрали  тему,  определили вид проекта и продукта как итога выполнения.  Определили цели, сформулировали задачи;

На поисково-исследовательском этапе определились с  источниками информации,  собрали и систематизировали  материалы;

На трансляционно-оформительском этапе доработали проект с учетом замечаний и предложений и подготовились к публичной защите проекта;

  Заключительный этап - подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Продукт проекта: Памятка для начинающих спортсменов

  1. История развития спорта

    Что такое спорт в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова написано:                                                                                                          «Спорт – составная часть физической культуры – комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма». История физической культуры и спорта в России уходит далеко в прошлое. Оно берет свое начало еще на ранних этапах спортивных игр, которые были в быту древних народов. Самыми распространенными считались игры в лапту, с мячом, городки, кулачные бои, катание на санях, ходьба на лыжах. Для того, чтоб каждая игра была показательной, ее использовали в виде зрелища. В таких массовых играх принимало большое количество народа, в большей части это были села, соседние улицы и даже соседние города.                                              

       Из всех видов, которые зародились еще в древние века и берет начало Российский спорт. Это можно отметить в гребле, верховой езде, катании на лыжах и других вариантах физического развития. Спорт смог выйти на государственный уровень во время правления Петра1. Именно он смог ввести такую дисциплину в школах России. Каждый урок был примером и от него отталкивались при подготовке кадров, для развивающейся промышленности.

Физическое воспитание было практически самой важной дисциплиной в школах. На них использовалась гимнастика, танцы, стрельба, гребля. Для того, чтоб молодой человек смог поступить в учение в офицерский состав, ему нужно было обязательно овладеть многими навыками, практически во всех видах спорта.

Многие мыслители земли русской начинают пропагандировать достижения в спорте. Они считают, что каждый человек должен им заниматься и пытаются высмеивать пухлых людей. Ведь для того, чтоб развить умственные познания и способности, вначале нужно позаботиться о своем здоровье и крепости тела. К концу 19  века, началось глобальное развитие спорта в России. В каждом городе появилось большое количество спортивных организаций. Теперь спорт стал доступен не только интеллигенции, а и простым студентам, служащим. Открылось несколько гимназий, которые стали специализироваться на каком-либо виде спорта. В 1894 году, представитель российского народа Бутовский был отправлен в Грецию, для подготовки проведения Олимпиады. Там его наградили Золотым Командорским крестом, что во все времена считается довольно престижной наградой.

В начале 20 века, развитие спорта началось в рядах студентов. Правительство приняло ряд законов, для того, чтоб физическими упражнениями занимались в каждом учебном заведении. В крупных городах появилось большое количество секций по гимнастике, гребле, силовой борьбе, плавании, легкой атлетике. Такое глобальное развитие и восприятие спорта, дает огромный толчок для развития спорта в России.

После Октябрьской революции в 1917 г. среди первых мероприятий Советской власти значилось и создание в рамках Государственного Наркомата просвещения отдела школьной медицины и гигиены, основной задачей которого было организация питания, а также постановка физического воспитания в школе.

Небольшая группа ученых, врачей и педагогов, признавшая Советскую власть, в Петрограде и Москве начала разрабатывать научные основы системы социалистического физического воспитания.

Высший Совет физкультуры ввел на 1923/24 учебные годы всеобщее, обязательное преподавание физкультуры в школах. Но этот процесс шел очень медленно. Такая же картина была и со школьным спортом. Физкультурные кружки были только в школах крупных городов. Такое критическое положение объяснялось экономическими трудностями, нехваткой гимнастических залов и специалистов, но самой основной трудностью было отсутствие содержания и методов работы советской физической культуры.

Важным вкладом в создание советской системы физического воспитания явился комплекс ГТО (готов к труду и обороне), введенный в 1931 г., который помог устранить разнобой в средствах и методах физкультурной работы.

Нормы ГТО, учитывающие возрастные и половые особенности человека, были пригодны для школьного и внешкольного физического воспитания молодежи. Система ГТО требовала относительно малого количества специалистов и играла большую роль в вовлечении общественных организаций в спортивную жизнь. Стержень норм ГТО составляла гимнастика, легкая атлетика, игры, борьба и национальные виды спорта.

Мой любимый вид спорта.

Видов спорта огромное количество. Но мне интересны такие виды единоборств как бокс, дзюдо и самбо. В нашем районе есть все условия для того, чтобы заниматься боксом, дзюдо и самбо. Бокс — это бой против соперника на ринге на определенное время по определенным правилам. Это интереснейший вид спорта, в котором необходимо проявлять быструю реакцию, уметь рассчитывать свои силы на определенное время. В этом спорте развивается выносливость и сила мышц, укрепляется сердечно-сосудистая система и иммунитет, закаляется организм.

Количество раундов в боксе также зависит от возраста бойцов. Спортсмены возрастной категории 12-13 лет проводят три раунда, которые длятся по минуте-полторы. Для юниоров назначается три раунда по 2 минуты, если говорить о взрослых спортсменах – то для них оптимальным показателем является 3 раунда по 3 минуты каждый. При этом между раундами обязательно должен быть перерыв в одну минуту.

Боксерский поединок делится на раунды. Каждый отдельный раунд длится 3-5 минут, в зависимости от уровня поединка – профессиональный либо любительский. Как правило, между раундами спортсменам предоставляется 1 минута для отдыха и восстановления сил.

В каких случаях заканчивается боксерский поединок?

один из участников сбит с ног и не поднимается в течение 10 секунд;

после 3-го нокдауна;

боксер получил травму и не в состоянии защищаться – технический нокаут

Если бойцы отстояли раунды без нокаута, то победитель назначается по количеству очков. Когда счет одинаковый, победителем становится тот, кто выиграл по очкам большее число раундов. Бывает, случаются бои вничью.

Помимо этого, боксерам не разрешается наносить удары какой-либо частью тела, кроме кулака. Кулаком также запрещены удары ниже пояса, нельзя толкаться, держать соперника, плеваться, кусаться и пр.

Ход поединка, как правило, находится под контролем рефери. Он может назначать наказание за нарушение правил снятием очков, предупреждением либо дисквалификацией.

3. Значение спорта в моей жизни

      Для меня спорт- это радость, игра силы, совершенство человеческих достоинств, быстрая реакция, смекалка, фантазия, неожиданности и открытия. В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

      В этой работе хочется показать, что благодаря регулярным и целеустремлённым занятиям спортом я стал не просто физически сильным и здоровым, но и упорным, настойчивым, что так необходимо в любом деле. Мне хотелось бы, чтобы мой личный пример увлёк одноклассников, чтобы они наглядно увидели, что достигнуть заметных результатов везде, и в спорте, и в жизни, нельзя случайно. Успеха нужно именно добиваться, а удача чаще помогает упорным и настойчивым.

      Занятия спортом дают почувствовать радость собственных достижений. Вот не получалось у тебя когда-то простые, как сейчас кажутся, упражнения, а теперь -занимаешь призовые места на различных соревнованиях! И ты понимаешь цену приложенных усилий и работы над собой. А кроме того, осознаешь, что настойчивость хорошо помогает в достижении любых целей. Кроме наслаждения и физического здоровья, занятия спортом подарили мне много интересных людей, с которыми я познакомился  на соревнованиях, и теперь часто общаюсь. Это заслуженный мастер спорта Примаков Сергей Павлович, главный тренер Челябинской области по боксу Фаригат Касымов. Очень важно иметь единомышленников и тех, кто разделяет твои предпочтения, с кем можно поговорить и поделиться впечатлениями.

 Привел меня к этому виду спорта мой папа Низамов Ильяс Валиуллович, за что я ему очень благодарен и обязан. На соревнованиях мною заинтересовался заслуженный мастер спорта Анатолий Иванович Скопов. Сейчас я перешел к тренеру  Фаригату Касымову.

     Я люблю заниматься боксом. В этом виде спорта я неоднократно становился  победителем  и призером в соревнованиях. Боксёрский спорт развивает выносливость, закаляет организм, делает человека трудолюбивым и целеустремленным. Мой путь строился по следующим правилам: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. В детстве я очень часто болел, легко подхватывал разные инфекции, иногда   это бывало каждый месяц. Сейчас я стал более устойчив к разным  болезням  и инфекциям. Занятия  спортом придают мне уверенность в себе, я стал более спокойным, общительным, я смог улучшить оценки по истории и обществу.

Выводы и рекомендации

       Целью моего проекта было показать влияние спорта на  гармоничное развитие личности. В своей работе я доказываю, что спорт не только является средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, рациональной формой проведения досуга, средством повышения социальной активности людей, но и существенного влияния на другие стороны человеческой жизни, в первую очередь на трудовую деятельность, нравственные и  интеллектуальные качества.

Список литературы

Андронов О.П. « Физическая культура, как средство влияния на формирование личности » М.:Мир, 1992.

Белорусова В.В. « Воспитание в спорте» М., 1993

Гончаров С.Т. « Российская система физического воспитания» СПб.: Кристалл, 1997

Захарова Е.Л. « Как спорт помогает оценивать себя» М., 1988

Киселёв Ю.Я. « Влияние спорта на формирование личности» М.,Знание 1987

Памятка для начинающих спортсменов

1. Не стремитесь к достижению высоких результатов в кратчайшие сроки. Спешка может привести к перегрузке организма и переутомлению.

2. Очень важно, чтобы физические нагрузки соответствовали вашим возможностям, поэтому нагрузки и их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию организма на них. Не забывайте, что ваш организм ещё не организм взрослого человека.

3. Составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех физических качеств. Это поможет достичь более высоких результатов в избранном вами виде спорта.

4. Помните, что результат тренировок зависит от их регулярности, так как большие перерывы (3 – 4 дня и более) между занятиями сводят на нет эффект предыдущих упражнений. Поэтому даже при очень большой загруженности, например во время подготовки к экзаменам, всё равно найдите 20 – 30 мин для выполнения комплекса упражнений.

5. Для того чтобы у вас сохранялись высокая активность и желание заниматься, чаще занимайтесь на открытом воздухе, в парке, сквере, привлекайте к тренировке своих товарищей, членов семьи. Возьмите шефство над младшими братьями и сёстрами.

6. Очень хорошо заниматься под музыкальное сопровождение. Это повышает интерес к тренировке и способствует хорошему настроению.

7. Старайтесь соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объёма и интенсивность нагрузок; правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учётом вашей тренированности и переносимости нагрузок. В зависимости от самочувствия, переносимости нагрузок, задачи тренировки можете волнообразно повышать или понижать нагрузки на протяжении одного занятия в течение недели или более длительного периода. Во время тренировок не стремитесь выполнить максимальную нагрузку. Даже при развитии силы выдающийся советский штангист Ю.В. Власов рекомендует пользоваться непредельными отягощениями.

8. Тренировку обязательно начинайте с разминки, а по завершении используйте восстанавливающие процедуры (массаж, тёплый душ, ванна, сауна и т. п.).

9. Если вы почувствовали какие – либо отклонения в состоянии здоровья, переутомление, посоветуйтесь с учителем, тренером врачом.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
С ОТЯГОШЕНИЯМИ

1. Помните, что при выполнении упражнений для развития силы нужно постепенно увеличить число повторений. Причем в зависимости от упражнения старайтесь делать такую паузу между повторениями, которая обеспечивала бы сохранение работоспособности при ощущении некоторого утомления мышц. В этом случае будет достигнут хороший эффект тренировки.

2. Подбирайте упражнения таким образом, чтобы поочередно работали разные группы мышц. Например, вначале тренируйте мышцы рук, плеч, затем ног, далее мышцы спины и брюшного пресса. При этом соблюдайте еще одно важное условие — старайтесь нагружать симметричные мышцы правой и левой половины тела примерно в равной мере.

3. Никогда не выполняйте упражнения на силу до предела.

4. Обязательно научитесь правильно дышать во время упражнений — не натуживайтесь и долго не задерживайте дыхание. Не рекомендуется перед упражнением делать очень глубокий вдох, так как это может вызвать значительное повышение внутрибрюшного давления, вплоть до возникновения грыжи у тех, у кого мышцы в области живота еще недостаточно укреплены.

5. Основной показатель при выполнении силовых упражнений — ваше самочувствие. Если вы почувствовали сильную усталость, то на следующей тренировке нагрузку надо снизить.

6.После упражнений на развитие силы мышцы надо расслабить, для чего несколько раз выполните упражнения на расслабление. Это обеспечит быстрое восстановление мышечной работоспособности.

 

ФИЗКУЛЬТУРА – ЭТО ВОЛШЕБНОЕ СРЕДСТВО, КОТОРОЕ ДАРИТ ВАМ ШАНС НАДОЛГО СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ, МОЛОДОСТЬ, БОДРОСТЬ УМА И ТЕЛА!

Будьте здоровы!

Материал подготовлен ОМК ГБУЗ «ООВФД»

                                 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тахталымская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Тема:  «Сплочение коллектива»

Тип проекта: исследовательский

 

 

 

 

Выполнил: 

ученик 7а класса   Каримов  Агзам

Руководитель:

Байрамгалин Агзам Аксанович,

 учитель физической культуры 

 

 

Проект Сплоченность и командообразование

Аннотация

В проекте создавался сборник заданий на сплочение, командообразование в том числе для упрощения процесса знакомства новых учеников друг с другом и с учителями.

Оглавление

  1. Введение
  2. Теоретическая часть
  3. Практическая  часть
  4. Продукт
  5.  Литература

                                               

Введение

         Вероятно, в любом ученическом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен, потому что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена. И эта проблема, несомненно, по сей день еще является актуальной, так как от степени сплоченности коллектива зависит степень усвоения учебного материала учащимися, эффективность работы учителя и формирование личности учащихся, особенно это важно в пятом классе. Потому, что каждый год в 5 классы  поступают новые учащиеся, и для их знакомства, сплочения нового класса  необходимо проводить целенаправленную работу. Для этого можно использовать упражнения, направленные на знакомство учеников, на развитие умений работать в  команде, выполнять совместные задания, на сплочение группы.

          Все это и обусловило актуальность темы исследования.  Знакомство – это важный период развития сплоченности группы, команды на начальном этапе ее развития, командообразования. В связи с тем, что в специальной литературе игры и упражнения, направленные на сплочение, командообразование, как правило, не выделяются отдельным блоком, целенаправленная работа по развитию сплоченности, умений командного взаимодействия, сотрудничества в группе учащихся требует дополнительных усилий организаторов этой работы. С помощью проекта можно будет упростить эту задачу, создав сборник, в который будут помещены игры, направленные  на командообразование, описание которых построено по одной общей схеме.

РЦель.  Сплочение коллектива класса.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Определить понятия сплоченности и командообразования.

Подобрать игры для «Сборника игр и упражнений для развития сплоченности».

Доработать при необходимости игры согласно цели работы и оформить их описание по единой схеме.

Собрать подобранный материал в сборник.

 Опробовать некоторые игры, вошедшие в  сборник, в работе с 5 классами.

Гипотеза: предполагается, что если во внеклассной работе систематически использовать игры и упражнения на сплочение коллектива, то это будет способствовать сплочению классного коллектива, так как данные формы работы предполагают совместному решению учащимися поставленных задач.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, эксперимент, анализ экспериментального материала.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап -  выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап -  разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап -  проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.

Объект исследования: процесс сплочения классного коллектива.

Продукт. Сборник игр и упражнений для развития сплоченности класса

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения. Однако учителю понадобится дополнительное время для того, чтобы отобрать из  многообразия упражнений именно те, которые способствуют развитию сплоченности группы, направлены на командообразование. Часто существующих описаниях игр надо уточнять их цель, правила и особенности организации и проведения. Чтобы не возникали такие проблемы, будет создан сборник игр и упражнений для развития сплоченности в процессе командообразования.

  1. Теоретическая часть

1.1. Развитие сплоченности и  командообразования

Сплоченность - характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом

Командообразование (team building) — термин, применимый к широкому диапазону действий, общей целью которых является повышение эффективности команды

Команда - это небольшая группа людей, занятых выполнением определенной задачи. При этом участники группы имеют личную заинтересованность в успехе всей группы

Не следует путать понятия «сплоченность» и «командообразование». Сплоченность является именно показательной характеристикой команды, она объясняет степень ее успешности или нет. Командообразование – ряд действий, направленный на выстраивание отношений и развитие опыта работы в команде, в результате которых командная сплоченность и может развиться (, 1999).

Задачи командообразования:

- Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

- Развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач;

- Получение положительного опыта командного взаимодействия, переживание положительных эмоций, связанных с командной работой;

- Осознание себя командой.

Ситуации, демонстрирующие настойчивую необходимость развития сплоченности группы: частое деление класса на подгруппы и снижение взаимодействия учащихся; новый класс (например, первый, пятый) или значительное количество новый учащихся в классе; частые споры и недопонимание различных рабочих нюансов в группе; серьезный конфликт в группе; руководитель команды не редко конфликтует с участниками своей команды.

Тренинг командообразования обычно направлен на построение доверия внутри группы, выработку навыков взаимодействия и соответственно сплочение команды (ссылка). «Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У многих учащихся возникают трудности, необходимость в поддержке, которую можно получить в хорошей команде» (, 1999).

Обсуждаются и принимаются основные правила групповой работы:

- правило активности

- правило контроля времени,

- правило организованной коммуникации

- правило чуткости к себе и окружающим

- правило закрытости информации и дисциплины.

1.2. Особенности игр

В играх, проводимом для улучшения командной работы учащихся, упражнения должны отвечать следующим задачам:

•        создание полезных неформальных отношений,

•        получение опыта эффективного командного группового взаимодействия,

•        увеличение желания выполнения совместной работы,

•        понимание личностных особенностей друг друга, принятие друг друга, установление доверительных отношений,

•        наличие общих ярких историй и событий, улучшающих дружеские отношения внутри команды группы.

При создании команды, в состав которой входят учащиеся не одного класса (например, разновозрастной команды на социальных практиках) тренер должен продумывать упражнения так, чтобы они соответствовали этапам групповой динамики:

1.        Сначала участники группы испытывают напряжение, скованность из-за того, что перед ними незнакомые люди. Соответственно упражнения должны быть направлены на создание дружественной, доверительной и комфортной атмосферы. Также на данном этапе необходимо сформулировать общую цель, правила работы группы и методы контроля над их соблюдением. Роль неформального лидера в это время играет сам ведущий. Частично эта роль может быть делегирована  ведущим  неформальному лидеру или руководителю (формальному лидеру) команды, чтобы они попробовали ее реализовывать под контролем опытного взрослого.

2.        Дальнейшая работа должна служить для того, чтобы группа могла продолжать эффективно работать и после игры. Для этого используют методы создания доверия внутри группы. На этом этапе применяют упражнения на распределение групповых ролей, выявление неформального лидера внутри коллектива, установление групповой иерархии. Важным является понимание того, что для выполнения каждой конкретной задачи лидерство должно переходить к наиболее компетентному в данном вопросе человеку.

3.        На следующих этапах работы необходимо давать упражнения на преодоление конфликтных ситуаций, проявление своих эмоций, отстаивание собственной позиции. Разрабатываются упражнения на совместную деятельность, при которой участники учатся анализировать сложные ситуации и находить способы выхода из них.

4.        Итогом работы станет команда, умеющая действовать в повседневных и сложных ситуациях, умело разрешать возникающие противоречия и адекватно выражать собственные эмоции. На последнем этапе важно дать участникам «материальное воплощение» своей работы: красиво оформленные ими рекомендации для совместной работы, правила работы в группе и поведения в конфликтах и т. д.

1.4. Групповые нормы

Ни одна социальная общность – от диады и малой группы до населения государства – не может существовать без правил, регламентирующих жизнедеятельность людей, составляющих эту общность. Обычно нарушение правил (писаных или неписаных) вызывает применение определенных санкций к нарушителю.

Группы подростков также вырабатывают свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Ведущий должен осознавать необходимость норм для эффективного развития группы и способствовать выработке и принятию участниками таких норм, которые соответствовали бы целям группы. Часто механический перенос в тренинговую группу норм является не только непродуктивным, но и прямо вредным. Впрочем, попытки перенести нормы тренинговой группы в реальную жизнь в большинстве случаев также бессмысленны и обречены на провал.

Практически те или иные нормы начинают действовать в тренинговой группе с первого мгновения ее функционирования. Как показывает опыт, целесообразно сразу предложить участникам некоторые правила, обязательные для соблюдения в группе. Чаще всего это происходит так.

В самом начале работы ведущий информирует участников тренинга о том, что они могут получить в результате обучения. После этого устанавливаются основные принципы работы в группе. Назовем те, которые характерны для подавляющего большинства тренинговых групп.

  1. Практическая часть

Игры на сплочение коллектива

 2.1  Группа делится на две команды, равные по числу участников. Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1,5 м. На роль направляющих, «капитанов» команд, лучше пригласить самых активных и коммуникабельных. Каждый участник держит в руке канат (подойдет и прочная бельевая веревка), протянутый вдоль обеих колонн.

Дается задание — не отрывая рук от каната, завязать узел на его промежутке между двумя направляющими колонн. Техника выполнения задания участникам не объясняется,

они сами должны найти способ завязывания узла. В среднем, группе на это требуется 5–7 минут.

2.2  Проводник

Ребята выстраиваются в колонну по одному, положив руки на плечи друг другу (если отряд большой, в 2 или 3 колонны). Вожатый объясняет правила: - нельзя разговаривать - у всех, кроме последнего, закрыты глаза (для надёжности глаза можно завязать) - последний человек – проводник - хлопок по правому/левому плечу – поворот вправо/влево - хлопок по обоим плечам – вперёд - двойной хлопок по обоим плечам – назад - хлопок по обоим плечам дробью – стоп Задача проводника – провести «паровозик» по маршруту, который укажет вожатый (несколько поворотов). Для продолжения игры последний участник становиться впереди всех.

2.3   Упражнение «Фигуры»

Цель: Эта игра на сплочение команды. В ходе данной игры можно отследить многие моменты, важные для тренинга командообразования. Например, роли участников, динамику группы и т. д.

Ход упражнения:

Вам потребуется веревка длиной равной 1 м * количество участников.

Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать. Задание выполнено?

Откройте глаза. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?

Выслушиваем ответы, но не комментируем их.

Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.

Подводим итоги упражнения:

Вы довольны результатом группы?

Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?

На какие из этих факторов вы могли повлиять?

Какие выводы вы сделаете из упражнения?

2.4   Игра «Веселый счет»

Цель – снятия внутреннего напряжения и психологического дискомфорта.

Ход упражнения:

Ведущий называет любое число, не превышающее количество участников в группе. Согласно этому числу (например, 5) должно синхронно подняться, не сговариваясь 5 человек. Упражнение вынуждает участников предугадывать мысли и действия друг друга. Привлекает повышенное внимание к жестам, взглядам и манерам. Обсуждение. Почему не сразу получилось выполнить задание и что помогло достичь результата?  

2.5    Упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

1. Поздороваться с помощью рук.

2. Побороться руками.

3. Помириться руками.

4. Выразить поддержку с помощью рук.

5. Пожалеть руками.

6. Выразить радость.

7. Пожелать удачи.

8.  Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения. Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Прогнозируемые результаты:

- повышение уровня коммуникаций;

- повышение эффективности  труда;

- улучшение взаимодействия между сотрудниками;

- достижение взаимопонимания;

- увеличение скорости принятии командного решения;

- участие во всех спорных ситуациях и попытки разрешить их;

•        - получение уникального опыта совместного успешного решения коллективных задач;

•        - получение уникального опыта совместных ресурсных переживаний: чувства победы, триумфа, энтузиазма, уверенности и силы;

•        - формирование позитивного взгляда на возможности команды;

•        - высвобождение энергетического потенциала команды;

•        - рост стремления к постановке сложных целей и желание действовать.

 Рекомендации по использованию Сборника

Данный сборник предназначен для развития сплоченности и навыков групповой и командной работы различных групп в различных ситуациях.

В Сборнике есть упражнения для разных возрастов (начиная с 7 лет и старше), разной сложности и продолжительности. Основная задача Сборника – предоставление возможности выбора упражнений, сформулированных доступным языком.

Организаторам необходимо помнить, что чем младше участники группы, тем большее время им может понадобиться на выполнение задания. Организаторами могут быть психологи,  педагоги или ученики старших классов, прошедшие специальный инструктаж.

Список литературы

Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2004. – 271 с. , , Практикум по психологии общения. – СПб: Речь, 2008. - 270 с. Основы технологии группового тренинга. Психотехники.  - М.: Ось – 89, 1999. - 256 с. Апельсиновый тренинг. - М.: Ось-89, 2008. - 112 с. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. оздание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003. — 400 с. ак научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1-4. – М.: Генезис, 2006. – 541 с.

Электронные ресурсы

Ваш психолог. Тренинг командообразования. – Режим доступа - http://www. vashpsixolog. ru/correctional-work-school-psychologist/45-trainings/1898-trening-komandoob. – Дата обращения 8 ноября 2015 г. Летний лагерь. Методики для вожатых. – Режим доступа - http://summercamp. ru/. – Дата обращения 6 ноября 2015 г. Московский центр ФИО. Сетевое объединение методистов. – Режим доступа - http://som. fio. ru/. – Дата обращения 10 ноября 2015 г