Для вас, коллеги!

для коллег

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка воспитателю

В детском саду НЕЛЬЗЯ:

  • Кричать на детей
  • Наказывать детей
  • Выставлять  поступки ребенка на все общее обозрение
  • Упрекать ребенка
  • Читать нотации
  • Унижать ребенка
  • Приходить к детям с плохим настроением
  • Распространять  конфиденциальную информацию
  • Обсуждать с родителями поведение не их ребенка.



Предварительный просмотр:

Консультация

«Воспитание навыков

культурного поведения

в вежливой речи»

Воспитатель: Винокурова Е. И.

МДОУН детский сад комбинированного вида «Солнышко»

2009 г.

Выдающиеся педагоги Н. К. Крупская и А. С. Макаренко неоднократно подчеркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка.

Многочисленные педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. К шести – семи годам у ребенка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы нравственного поведения, стремление относиться к окружающему соответственно к усвоенным моральным нормам и правилам.

Первый опыт морального поведения складывается у ребенка в процессе общения с взрослыми. Потребность в общении – важная социальная потребность, и взрослый является источником, удовлетворяющим эту социальную потребность ребенка.

Воспитание моральных чувств, положительных форм поведения и привычек является той необходимой основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты личности ребенка, его моральные качества, представления о явлениях общественной жизни страны и положительное отношение к ним.

Воспитывая наиболее простые привычки (например, культурного поведения), педагог добивается, чтобы малыш делал это охотно и, в общем, осознанно, то есть, чтобы внешние самостоятельные проявления выражали внутреннюю сущность, его отношение к правилу.

В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрена постепенность решения всех задач в разных возрастных группах.

Младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет – важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам.

В «Программе воспитания в детском саду» отмечается, что поведение детей младшего дошкольного возраста характеризуется отсутствием выдержки, неумением своевременно и правильно выполнять правила поведения.

Так, у детей третьего года жизни легко можно вызвать желание подчиняться определенным требованиям воспитателя, однако оно часто вступает в противоречие с возможностями выполнить желаемое: у детей недостает умения и навыков поведения, трудовых умений, физических сил и способностей к преодолению трудностей, к волевому усилию.

Вместе с тем маленькие дети очень внимательны к словам взрослого, особенно тогда, когда (очень внимательны) они сказаны в убедительном тоне, не допускающем, каких бы то ни было сомнений. Поэтому у ребят еже в возрасте от 2 до 3 – х лет  можно начинать воспитание умения подчинять свое поведение простейшим этическим нормам. Овладение правилами поведения в повседневной жизни, в игре помогает ребятам сдерживать импульсивные проявления, побуждает поступать соответственно правилам, обеспечивает развитие начал целеустремленности.

Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование навыков культурного поведения. Поскольку дети четырех лет оказываются способными выполнять элементарные поручения взрослых, руководствовать в своем поведении правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать что - либо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую деятельность детей и их поведения таким образом, чтобы наряду с мотивами действия (интересом к самому процессу), желанием заслужить одобрение окружающих, формировать и общественную направленность мотивации.

В период дошкольного детства дети продолжают овладевать речью. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений между ними. Ребята первой младшей группы должны усвоить, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними.

 Среди воспитываемых у малышей нравственных качеств, правил поведения важное место занимает доброжелательное отношение к окружающим.

Многие воспитатели знают из опыта, как приветливы тон при обращении взрослых друг к другу и к детям создает благоприятную атмосферу, для того, чтобы приучить к этому малышей. Педагог радушно встречает своих воспитанников: «Здравствуйте, дети!»,  «Какие вы румяные от мороза!», «Спасибо, Сережа!» - благодарит взрослый малыша, принесшего мяч.

Задачи нравственного воспитания всем педагогическим процессом. Однако в повседневной работе с детьми воспитатель может выделить задачи, которые наиболее реализуются в конкретном виде деятельности. Так, в бытовой деятельности, прежде всего, формируются навыки культурного поведения, происходит усвоение правил вежливости и т. д.

В играх успешно развиваются детские взаимоотношения, им придается дух доброжелательности, развиваются чувства, навыки и привычки культурного поведения, уточняются некоторые моральные представления.

День начинается с прихода ребенка в детский сад и тех повседневных дел, которые определяются решением детского сада.

Главное в повседневной жизни – воспитание культуры поведения, которая проявляется в усвоении детьми правил.

На первых порах правила вносятся взрослыми, как бы предписываются детям. В условиях общественного дошкольного воспитания освоение правил особенно важно: они помогают детям знакомиться с нормами общежития и делают их жизнь более слаженной, упорядоченной. Постепенно правила становятся необходимы детям для их общих игр, занятий, взаимоотношений.

По мере усвоения правил детьми характер воздействия воспитателя изменяется, делается менее заметным, большее значение приобретают различные косвенные влияния.

Примеры из практики свидетельствуют о том, что для лучшего усвоения правил очень важно вызвать у детей желание вести себя хорошо. Внимание педагога к проявленному ребенком старанию, подчеркивание самых незначительных достижений помогает закрепить его положительное поведение.

В повседневной жизни дети усваивают правила и навыки, ложащиеся в основу культуры поведения, положительных детских взаимоотношений, бережного отношения к вещам. При этом педагог с самого начала должен показать детям правильный прием действий. Если же у ребенка стихийно сложился неправильный прием, образование навыка затрудняется.

В воспитании поведения детей, в усвоении ими правил взаимоотношений с воспитателями и сверстниками наиболее ответственным периодом является начальный этап педагогического процесса, когда дети осенью собрались в новой группе. Именно в этот период они получают установку личного поведения в рамках общих требований, складывающихся взаимоотношений. Первый период пребывания детей в группе имеет особое значение в ознакомлении их с элементарными правилами, успешное усвоение которых происходит при согласованной работе двух воспитателей. Именно в этот период особенно важно начинать работу с родителями в целях установления единства требований, предъявляемых к детям в детском саду и в семье.

В первые два месяца (сентябрь, октябрь) происходит закрепление навыков и привычек, приобретенных детьми в предшествующей группе: умение самостоятельно одеваться и раздеваться, самостоятельно есть, следите за порядком в умывальной, раздевалке. Педагог продолжает воспитывать гуманные чувства у детей, показывая пример доброго отношения к людям. Спокойное, доброжелательное отношение воспитателя к детям, его готовность придти на помощь тем, кто испытывает затруднения при одевании на прогулку, уборки постели, при выполнении обязанностей дежурных, создает у детей большую уверенность в своих силах, помогает успешнее преодолевать трудности, побуждает детей помогать друг другу.

Важно, чтобы уже в первом полугодии дети твердо усвоили правила бережного отношения к вещам, которыми они пользуются в детском саду и дома.

Часто  можно наблюдать стремление детей утвердиться в знании тех правил, которые они осваивают, при этом одни дети к концу первого полугодия знают и выполняют правила, другими они еще не освоены. Например: «Аня увидела, что Сережа идет по комнате, небрежно волоча за лапу мишку. Подошла к нему и говорит: «Нельзя так тянуть, ты ему лапу оторвешь. И будет у нас мишка без лапы, ты же ему не пришьешь»». «Гена во время одевания бросил на пол свою рубашку. Саша заметил. Разве можно бросать на пол свою одежду, по полу ходят ножками».

Однако из первых правил, которые усвоили дети, предусматривает: «Все, что можешь, делай сам!». Оно вводится на основе опыта, который накопили дети. Опыт еще разрознен: что – то дети умеют, чем – то еще не овладели. Воспитателю необходимо помочь малышам осознать то, что они умеют. Необходимо научить детей поддерживать порядок в группе, замечать нарушения и устранять их или сообщать об этом взрослому. Стремление детей поддерживать порядок в группе должно всегда находить поддержку воспитателя. Вместе с тем надо предоставлять ребенку возможность проявлять самостоятельность, инициативу.

К концу первого полугодия все дети должны хорошо усвоить правило: «Каждой вещи – свое место». В этом правиле суммируется опыт бережного отношения к вещам, аккуратности, ответственности, самостоятельности.

У детей воспитывается уважение к взрослым. Наиболее доступной формой его выражения является выполнение правил вежливости: здороваться и прощаться с взрослыми, называть их по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за оказанную услугу, не вмешиваться в разговор, если нечаянно толкнул – извиниться.

С необходимостью выполнять правила вежливости ребенок сталкивается систематически, благодаря этому создаются возможности для постоянного упражнения в нужном поведении. Очень важным условием является поведение самого воспитателя. При воспитании внимания и уважения к старшим педагог не ограничивается словесными назиданиями, а побуждает к определенным действиям, вызывает у детей добрые чувства. Воспитание уважения к взрослым осуществляется и при выполнении бытовых правил: например, при входе в помещение нужно вытирать ноги о коврик, спокойно, тихо и организованно одеваться, не мешая окружающим, аккуратно умываться.

Знакомя детей с бытовыми правилами, воспитатель должен объяснить само правило, показать способы его выполнения и раскрыть ребенку его нравственный смысл. Например, выполнение правила «При входе в детский сад нужно вытирать ноги о коврик» помогает поддержанию чистоты в помещении и в то же время свидетельствует об уважении к взрослому, трудом которого создается эта чистота. Правило «Во время одевания в раздевалке должно быть тихо» означает, что надо считаться с окружающими, не мешать им.

Наряду с другими методами воспитания уважения к взрослым и привития навыков вежливости педагоги используют показ иллюстраций, на которых изображены различные бытовые ситуации, а также чтение  или рассказывание литературных произведений.

Так как бытовая деятельность занимает в режиме детского сада значительную часть времени, следует особое внимание обратить на то, чтобы дети были заняты полезными делами. Утром – во время прихода детей в детский сад, и после завтрака – до занятий, и во вторую половину дня – после сна следует поговорить о разных событиях детской жизни, почитать книжку, починить вместе с детьми поломанную игрушку, научить подклеивать книжку. Занимаясь с детьми всеми этими делами, воспитатель увидит, кто из них охотно помогает, а кто остается безучастным, и уделяет им особое внимание, чтобы постепенно полезная деятельность стала для них привычной.

В том случае, когда бытовая деятельность протекает в строгих рамках режима, когда в организации жизни предусмотрены все «мелочи», дети быстрее и прочнее усваивают нормы и правила поведения, переносят навыки, усвоенные в детском саду в семью. Особо хороших результатов достигают воспитатели, которые устанавливают тесный контакт с родителями.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Поставьте перед детьми 3 – 7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и уберите одну игрушку. Открыв глаза, должны угадать, кто спрятался.

Дидактическая игра «Найди отличия»

Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один отличается от другого.

Дидактическая игра «Три пункта»

Стимулируется развитие внимания у малыша. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите крохе: «Раз, два, три – беги!» - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали.

Задания могут быть самые разные:

  1. Хлопни в ладоши 3 раза.
  2. Назови какой – нибудь предмет мебели.
  3. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Можно усложнять и менять задания, играя в компании из нескольких человек.

Дидактическая игра «Повторяй за мной»

Под любую считалочку вы ритмично выполняете простые движения.

Например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете.

Пусть дети повторяют движения за вами.

Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил этого и не сменил движение, выбывает из игры.

Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное»

Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если водящий назвал что – то съедобное, а если нет – опускать руки.

Дидактическая игра «Выполни по образцу»

Включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, выполнения нескольких последовательных действий:

  1. проанализировать каждый элемент узора;
  2. правильно воспроизвести каждый элемент;
  3. удерживать последовательность в течение продолжительного времени.

Дидактическая игра «Корректурная проба»

Данное упражнение направлено на развитие умения анализировать написанные слова, «видеть» буквы в них, а в результате сформировать внимательность.

Возьмите старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 5 минут предложите вычеркнуть все встретившиеся буквы «а».

При этом ставится условие, если ребенок пропустит больше четырех букв, то он проиграл, четыре и меньше пропусков – выиграл.