Это нужно знать

Клусова Светлана Владимировна

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovoe_pitanie_dlya_shkolnikov.docx16.05 КБ
Файл gripp_ne_proydet.docx19.92 КБ
Файл esli_ne_dyshit_nos.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровое питание для школьников

К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии.

Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.

Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак — ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника.

Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников.

Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников, — это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии.

В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка — смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.

Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.

Школьники 7-11 лет должны получать в сутки 70-80 г белка, или 2,5-3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12-17 лет — 90-100 г, или 2 -2,5 г на 1 кг веса.

Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.

В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного.

Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца.

Памятка для родителей: в каких продуктах «живут» витамины


Витамин А — содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает сопротивляемость организма в целом.

Витамин B1 — находится в рисе, овощах, птице. Он укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Витамин B2 — находится в молоке, яйцах, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.

Витамин РР — в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.

Витамин В6 — в цельном зерне, яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.

Пантотеновая кислота — в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе, регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.

Витамин B12 — в мясе, сыре, продуктах моря, способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.

Фолиевая кислота — в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке, необходима для роста и нормального кроветворения.

Биотин — в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах, влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.

Витамин С — в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.

Витамин D — в печени рыб, икре, яйцах, укрепляет кости и зубы.

Витамин Е — в орехах и растительных маслах, защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.

Витамин К — в шпинате, салате, кабачках и белокочанной капусте, регулирует свертываемость крови.



Предварительный просмотр:

Грипп не пройдет!

Известно, что возбудитель гриппа обладает способностью к мутациям, поэтому человеческий организм не успевает выработать к нему иммунитет. К тому же половина школьников нашей страны находится в состоянии вторичного иммунодефицита и максимально подвержена инфекционным заболеваниям.

Основной способ передачи болезни — воздушно-капельный. В воздухе вирус сохраняет свою активность примерно четыре часа. Он прекрасно выдерживает холод до -1 °С, активно размножается при температуре человеческого тела.

На военном положении

Инкубационный период заболевания — от одного до трех дней. Начало почти всегда острое, то есть всего час назад ребенок был весел и активен, и вдруг 39 °С, озноб, голова раскалывается, во всем теле «ломка». Средняя продолжительность лихорадочного периода — 3-5 дней. Однако больной может оставаться заразным и через 1-2 суток после нормализации температуры тела.

При легком гриппе температура тела может быть нормальной или повышаться до 38 °С. Симптомы инфекционного токсикоза слабо выражены или вовсе отсутствуют.

При среднетяжелой форме болезни температура повышается до 38,5-39,5 °С и проявляются классические симптомы заболевания. Это интоксикация, обильное потоотделение, слабость, светобоязнь, суставные и мышечные боли, головная боль. Нередки сухой (значительно реже — влажный) болезненный кашель, боли за грудиной, насморк, а также абдоминальный синдром( боли в животе и диарея).

Для тяжелой формы заболевания характерна очень высокая температура — до 40-40,5 °С. В дополнение к указанным симптомам появляются признаки энцефалопатии (судорожные припадки, галлюцинации), сосудистые расстройства (носовые кровотечения) и рвота.

Самый опасный — гипертоксический вариант гриппа, так как он грозит летальным исходом. Его проявления, помимо вышеперечисленных симптомов, включают выраженную дыхательную недостаточность, вплоть до отека легких.

Избегайте осложнений

Наиболее частые осложнения гриппа — пневмония, синусит, бронхит, отит, астма, круп, поражение сердечнососудистой и мышечной систем, развитие иммунодефицитов. На ослабленный болезнью организм легко «садится» бактериальная инфекция (пневмококковая, стафилококковая). Нередко наблюдаются обострения хронических заболеваний -бронхиальной астмы, хронического бронхита, патологий сердца, почек, страдает обмен веществ.

У некоторых детей после применения салицилатов (в том числе ацетилсалициловой кислоты) иногда бывает синдром Рея, который проявляется сильной рвотой. Особенно высок риск осложнений, вплоть до летального исхода, у младших школьников. При первых же симптомах гриппа необходимо обратиться к врачу, а не заниматься самолечением.

Бабушкины рецепты

Во время эпидемии гриппа полезно использовать в качестве профилактики натуральные средства, проверенные временем. Их риск для организма ребенка минимален, а польза, как известно, огромна.

Отвар шиповника Сухие плоды шиповника нужно растолочь. Далее 5 столовых ложек плодов залейте литром воды, доведите до кипения, дайте настояться в теплом месте 8 часов, затем процедите. Пейте 2-3 раза в день.

Липа с калиной Приготовьте отвар, используя цветы липы и плоды калины в соотношении 1:1. Две столовые ложки смеси залейте двумя стаканами горячей воды. Далее кипятите напиток 5-10 минут, процедите. Пейте горячим на ночь. Младшим школьникам достаточно чашки, а старшим лучше выпить две.

Мед, витамины и противовирусные препараты

Во время болезни педиатры рекомендуют поддержать организм витаминами — прежде всего С, А и группы В. Следует регулярно давать маленькому пациенту фармпрепараты, различные овощи и фрукты с повышенным содержанием этих необходимых веществ. Не менее полезны продукты пчеловодства (если у ребенка нет на них аллергии) — мед, прополис, маточное молочко.

Лечить грипп необходимо противовирусными препаратами под контролем медиков. Гомеопатические средства (антигриппин), фитоиммуномодуляторы (экстракты алоэ или женьшеня), любые другие лекарства следует применять только после консультации с лечащим врачом. Ведь у каждого лекарства есть свои противопоказания, их бесконтрольный прием может привести к сбою иммунной системы.

Здоровый образ жизни

Активная борьба с гриппом — это не эпизодическая профилактика, а стиль жизни всей семьи. Хороший иммунитет основывается на соблюдении гигиенических норм (пресловутое «мойте руки»), закаливании, правильном питании, прогулках на свежем воздухе. Чаще меняйте постельное белье, тщательно убирайте и проветривайте квартиру. Вирус, содержащийся в каплях слюны и мокроты, после того, как эти капли высохнут и осядут, например, на постельное белье, сохраняет свою активность около двух недель, а в комнатной пыли — до пяти недель.

Еще раз об иммунитете

Владимир Таточенко, доктор медицинских наук, профессор, руководитель Центра иммунопрофилактики НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения НЦ здоровья детей РАМН:

— Грипп и ОРВИ нужно лечить противовирусными средствами. Иммуномодуляторы применяются лишь в России и немного в Италии. В других странах препараты этого класса просто не продаются. В России зарегистрировано 460 иммуномодуляторов. Я не берусь модулировать в организме то, что я не знаю. Взять ребенка и начать модулировать в нем иммунную систему? С какой стати и зачем? Ребенок заразился гриппом или ОРВИ, заболел и выздоровел — и с ним будет все в порядке.

В период эпидемии избегайте большого скопления людей. Посещение праздников, кино, театров, музеев по возможности отмените. Разумно принять любые меры предосторожности. При выходе на улицу рекомендуется надевать противовирусную маску. Если до школы можно дойти пешком, ученику не стоит пользоваться общественным транспортом, лучше выйти пораньше и спокойно прогуляться.

Родителям активных спортсменов нужно знать, что небольшие и средние нагрузки в период эпидемии гриппа полезны. А вот тренироваться с максимальной отдачей вредно. Перетренированный организм ребенка обладает ослабленным иммунитетом, поэтому вирусу гриппа будет его весьма легко «завоевать».

Укол от инфекции

Лучшей защитой от болезни медики считают своевременную вакцинацию. Прививка содержит штаммы вируса гриппа на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Оптимально вакцинироваться осенью и в середине зимы до начала очередной волны заболевания. На выработку антител организму понадобится примерно 2-4 недели.

Современные расщепленные (сплит) вакцины считаются универсальными. Они способны эффективно стимулировать иммунитет и не давать побочных реакций.

Вакцинация в первую очередь необходима школьникам, у которых повышен риск развития осложнений после перенесенной болезни:

  • с хроническими недугами дыхательной и сердечнососудистой систем;
  • длительно находящимся на аспиринотерапии (мы уже говорили, что при гриппозной инфекции у них может развиться синдрома Рея);
  • детям, которые нуждаются в регулярном медицинском наблюдении из-за хронических обменных заболеваний (включая сахарный диабет), почечной патологии, гемоглобинопатий, иммуносупрессии;

Чтобы снизить риск инфицирования, прививку должны получить все члены семьи, включая маленьких детей и стариков.

Вакцинацию делать нельзя:

  • если у школьника аллергия на компоненты вакцины (например, на белок куриных яиц);
  • при обострении хронических заболеваний -должно пройти не менее двух-трех недель после вспышки;
  • такие же предосторожности нужны при простуде, прививку можно проводить спустя две недели после выздоровления.



Предварительный просмотр:

Если не дышит нос

К сожалению, избежать респираторных заболеваний невозможно, ведь возбудителей ОРЗ более 300, а иммунитет к ним нестойкий. Более 90% всех респираторных заболеваний вызываются вирусами, а протекают они с известными симптомами: кашлем, покраснением горла, головной и мышечной болью, недомоганием, подъемом температуры. Но самое частое проявление вирусной инфекции – насморк, или, как называют его врачи, ринит.


Нос не только позволяет нам чувствовать аромат и различать запахи, он первый «встречает» воздух, которым мы дышим, согревает, увлажняет и с помощью ресничек слизистой оболочки
очищает его. Когда микроорганизмы нарушают работу ресничек, повышается выделение слизи и затрудняется попадание возбудителей болезни в легкие. Поэтому 
насморк, как и кашель, – это защитная реакция организма.


В первые дни заболевания из носа, как правило, все «течет», но через 2–3 дня слизь начинает густеть, и количество выделений уменьшается. Если 
ринит инфекционный, то у ребенка появляется температура, слабость, общее недомогание. Если неинфекционный, то ребенок постоянно чихает, у него чешется нос. При аллергическом рините«возбудителем» насморка будет пыльца, шерсть животных, пыль. Вазомоторный ринит возникает при действии раздражающих факторов, таких как дым, изменение температуры. Атрофический ринит чаще проявляется заложенностью носа и сухостью слизистой оболочки.


Если ребенок чихает и есть другие симптомы инфекционного заболевания, посещать школу не нужно. Во-первых, школьник может заразить других детей, а во-вторых, возможны такие серьезные осложнения, как отит и синуситы (гайморит, фронтит).
Режим больного ребенка должен зависеть от его состояния. Если есть температура, слабость, тошнота, ломота в костях, – лучше не вылезать из-под одеяла.
А если через пару дней после прекращения жара пациент чувствует себя нормально, можно вернуться к обычному режиму дня.
Температуру в комнате лучше поддерживать на уровне
20–21 ºС, частые проветривания облегчают дыхание и уменьшают насморк. При обычной (без осложнений) респираторной вирусной инфекции через 8–10 дней ребенок может вернуться в школу, в это время он уже не заразен для окружающих.


Одним из проявлений инфекции часто бывает потеря аппетита. Если ребенок не хочет есть, не надо настаивать. Лучше попробуйте приготовить что-нибудь из его любимых блюд.
Рацион выздоравливающего ребенка должен быть богат хорошо усвояемым белком, витаминами, жирами растительного происхождения, содержащими полиненасыщенные жирные кислоты, фосфолипидами и витаминами группы В, С, Е, А, каротином.
В острый период заболевания необходимо больше 
пить.
Общий объем жидкости в сутки должен быть не менее 100 мл/кг массы тела, у старших детей до 2–2,5 л/сутки. Это могут быть морсы, чаи, овощные отвары. Выраженным противовоспалительным, противовирусным действием обладают многие растения, потому что имеют в своем составе биофлавоноиды, кислоты, витамины, микроэлементы. Заварите ребенку чай, например, из травы зверобоя, березовых почек, цветков ромашки аптечной, цветков календулы, листьев черной смородины.


В 
лечении насморка самое главное – облегчить дыхание через нос. Если выделения из носа очень сильные, можно закапать сосудосуживающие капли. При выборе капель необходимо учитывать возраст ребенка и правильно подобрать концентрацию раствора. Использовать их можно не более 3–4 раз в день и не дольше трех дней. Не раздражает слизистую оболочку носа физраствор (однопроцентный раствор поваренной соли), его можно использовать с начала заболевания, но особенно он эффективен в период загустения слизи.


Нос «внутри» имеет сложное строение. Чтобы капли попали во все носовые ходы и носоглотку, лучше их закапывать в положении лежа на спине, при запрокинутой назад голове, когда ноздри «смотрят» вверх.
Еще более эффективно использовать не капли, а дозированные спреи, которые орошают всю слизистую оболочку и в вертикальном положении. Некоторые оральные препараты против простуды (таблетки, растворимые порошки), имея в своем составе симпатомиметики (фенилэфедрин, псевдоэфедрин) и антигистаминные средства, способствуют снижению секреции слизи. В состав этих комплексов входят и жаропонижающие вещества (обычно парацетамол – разрешенный к применению у детей), поэтому при использовании этих препаратов надо быть острожным и избегать применения других жаропонижающих средств.


Не стоит применять капли с антибиотиками при вирусном рините, так как из-за них у ребенка может развиться аллергия. Также не рекомендуется использовать масляные капли – они иногда вызывают липоидную (жировую) пневмонию.
Если из-за частого сморкания возникло покраснение у входа в нос, в области верхней губы, можно использовать мазь с мупироцином. Ее надо нанести на раздраженный участок кожи очень аккуратно, чтобы не попасть в глаза и нос.


Все мы помним бабушкины средства лечения простуды. Однако клинический эффект горчичников, банок, растираний так и не был доказан, они вызывают только расширение сосудов кожи. Кроме того, определить, когда горчичники начинают обжигать кожу, невозможно, а выделяемые горчицей летучие вещества могут вызвать приступ астмы. А вот горячая
ножная ванна – очень даже эффективное средство. Если у ребенка нет температуры, пусть он сядет на край ванны и опустит в нее ноги. Постепенно заполняя ванну горячей водой, следите по водному термометру, чтобы температура не была выше 41–42 ºС. При этом расширяются сосуды ног и уменьшается отек верхних дыхательных путей. Особенно эта процедура полезна при ложном крупе (ларингите). Продолжительность ее должна быть не более 15–20 минут, после чего ребенка нужно уложить в постель, надеть ему на ноги шерстяные носки и дать теплое питье.


Если есть возможность, можно провести 
физиотерапевтические процедуры: кварц на подошвы ног, УВЧ на область носа.
Чтобы предотвратить возникновение ОРВИ, можно заранее использовать бактериальные лизаты – препараты, содержащие частички микробных клеток и повышающие местный иммунитет. Кроме того, необходимо научить ребенка соблюдать правила гигиены: вернувшись из школы, с прогулки, первым делом направиться в ванну высморкаться и тщательно промыть нос кипяченой водой или продающимися в аптеке средствами.