Для вас, родители!
информация для родителей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 114.68 КБ | |
| 1.12 МБ | |
| 30.25 КБ | |
| 308.66 КБ | |
| 31.15 КБ | |
| 13.77 КБ | |
| 13.07 КБ | |
| 20.59 КБ | |
| 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
6. Гласные после шипящих. Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: малы ши , каранда ши , е жи , ро ща , ту ча . 7. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН. Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова. Делай так: до чк а, ре чк а, мо щн ый. 8. Ударение. Выпиши слова, поставь правильно знак ударения. 9. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Выпиши слово. Выдели корень. Поставь ударение. Подчеркни в корне безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Обозначь орфограмму. Делай так: с а ды - с а д, в о лна - в о лны, ч е рвивый - ч е рвь. 10. Безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением. Выпиши слово три раза. Запомни как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова. Делай так: яг о да, яг о да, яг о да - яг о дка, яг о дный.
11. Парные звонкие и глухие согласные. Запиши слово правильно. Проверь согласную. Делай так: моро з - моро з ы, яго д ка - яго д а. 12. Большая буква в имени собственном. Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: И лья, П етров, М урка, В олга, К расноярск. 13. Разделительный мягкий знак. Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Выдели орфограмму. 14. Двойные согласные в слове. Выпиши слово правильно. Раздели для переноса. Подбери однокоренные слова.Подчеркни двойную согласную. Делай так: гру пп а - груп-па , гру пп овой, подгру пп а. 15. Знаки препинания в конце предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай ещё предложение с таким же знаком и запиши его.
16. Состав слова. Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши однокоренные слова. 17. Гласные и согласные в приставках. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё два слова с этой приставкой. 18. Правописание приставки со словом. Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом. 19. Правописание предлога со словом. Выпиши слово с предлогом. Докажи, что предлог пишется отдельно. Делай так: от берега - от крутого берега. 20. Разделительный твёрдый знак. Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную. Запомни! Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е,ё,ю,я .
21. Непроизносимые согласные в корне слова. Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Выдели орфограмму. Делай так: звёз д ный - звез д а, чес т ный - чес т ь. 22. Соединительные гласные в сложных словах. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё слово на эту орфограмму. 23. Предлог с местоимением (орфограмма - пробел). Выпиши из предложения местоимения с предлогом. Запиши ещё два примера на эту орфограмму. Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с существительными) пишутся раздельно. 24. Безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных. Выпиши из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Обозначь орфограмму. Делай так: в доме (как ом ?) нов ом. 25. Не с глаголами (орфограмма - пробел). Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму. Делай так: не пришёл, не выучил, не знал.
26. Мягкий знак у глаголов неопределённой формы. Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. 27. Разбор предложения. Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания. 28. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Выполни схему предложения. 29. Сложное предложение. Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. 30. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Вспомни окончание. Проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши ещё пример. Делай так: на опушк е (на земл е - 1 скл .), на полянк е ( на земл е - 1 скл .), у речк и (у земл и - 1 скл .).
31. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Запиши. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. Делай так: к лесу (как ому ?) дальн ему - м.р., ед.ч., д.п. 32. Предлог с местоимением (орфограмма - пробел). 33. Мягкий знак на конце глаголов 2-ого лица единственного числа настоящего времени. Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на эту орфограмму. Делай так: пиш ешь , реша ешь , чита ешь - наст.вр ., 2 лицо, ед.ч. 34. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Выпиши глагол правильно. Поставь ударение.Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед - ть . Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола. Делай так: пиш ет - пис а ть (I спр .), став ит - став и ть (II спр .).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Еще десять-пятнадцать лет назад дворы в послеобеденные часы, когда большинство школьников приходили с занятий, наполнялись ребятней всех возрастов. Гомон не смолкал до позднего вечера, пока последние сорванцы не откликались на призывы с балконов уже охрипших родителей. Сегодня стайки ребятни значительно поредели. И дело тут не в недостатке детей, а в изобилии компьютеров, заменивших нынешним детям зачастую и прогулки, и друзей.
Жизнь складывается так, что без электронных устройств сегодня уже не обойтись. Редко у кого в доме нет компьютера или ноутбука, а, значит, рано или поздно вопрос о влиянии компьютерных игр на детей возникает практически у всех родителей. Так что сулит знакомство ребенка с компьютером?
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОМПЬЮТЕРОМ
Дети очень быстро увлекаются компьютером и осваивают его возможности. И, как говорят психологи и педагоги, сегодня игры начинают привлекать малышей даже четырех- и пятилетнего возраста.
ПЛЮСЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Компьютерная грамотность позволяет детям развиваться, пользоваться обучающими и познавательными ресурсами и программами, учиться самостоятельно добывать знания и анализировать информацию.
Существует масса игровых программ, направленных именно на развитие умений и знаний ребенка. Есть замечательные тренажеры внимания, логики, грамотности и быстроты реакции, при помощи которых ребята значительно проще начинают осваивать программу в младших классах и при подготовке к школе.
Вот только такие игры, зачастую, не сопровождаются ярким, захватывающим действием и после одного прохождения быстро забываются. Намного увлекательнее оказываются «стрелялки», «гонки», «боевики», «ролевики» и «стратегии». Наряду с развивающим действием, они могут оказывать и негативное влияние.
МИНУСЫ ТАКОГО ЗНАКОМСТВА
Вовлечение в игровое действие может обернуться стойкой зависимостью от компьютера и всемирной сети. Ничего удивительного здесь нет. Ребенок, ранее сам придумывавший сюжеты игр или пассивно наблюдавший за приключениями персонажей любимых мультфильмов, получает возможность почувствовать себя героем, пережить почти настоящие сказочные события и совершить невероятные путешествия. А, когда сказка заканчивается, и настает время учить уроки или ужинать, то вернуться в реальный мир малышу очень непросто.
Родители же зачастую пускают пребывание детей за компьютером на самотек и постепенно теряют контроль над досугом малыша.
Если дошкольники пока не в состоянии скачать и установить игру, и уследить за ними проще, то школьники становятся на порядок самостоятельнее. Оставляя их без контроля, родители многим рискуют. Они не знают, чем в течение долгих часов увлечен их ребенок, что он скачивает из сети, каковы сюжеты его любимых игр. Подчас родители требуют отчет только о выполнении домашних заданий или вовремя съеденном супе.
Поэтому, начиная разбираться в ситуации, нужно уяснить, что в игровой зависимости виноваты исключительно мама и папа, и искать выход из нее придется именно родителям.
ВРЕДНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ПСИХИКУ
Под воздействием компьютерных игр, перенасыщенных действием, дети теряют грань между реальностью и виртуальным миром. Даже вставая из-за компьютера, они подсознательно не выходят из игры и продолжают действовать так, как будто кругом виртуальные враги. Зачастую это выражается в неспокойном сне ребенка, нарочитой грубости, чрезмерной активности или, наоборот, заторможенности и отрешенности от действительности. Влияет игровая зависимость и на манеру поведения детей, и на их здоровье.
- Меняется привычное поведение. У детей, вовлеченных в виртуальность, может деформироваться ощущение времени. Уход в сюжет игры настолько вырывает их из реальности, что ребенок может забыть и еде, домашних обязанностях и учебе. Придя из школы, он спокойно проведет за игрой беспрерывно несколько часов, пока с работы не вернутся родители. Результат такого времяпрепровождения не замедлит себя ждать. Недостаточная двигательная активность, уменьшение живого общения, низкая успеваемость и дезориентация в обществе.
- Появляется агрессия. А если говорить о том, что большинство компьютерных игр несут негативный эмоциональный заряд и довольно агрессивны, то выводы будут и вовсе плачевными. И негатив, и агрессия легко впитываются неокрепшей детской психикой, а вот изгнать их оттуда уже невероятно сложно. Что нужно сделать, чтобы победить в игре? Преодолеть все препятствия и победить всех врагов! И если победа в играх для самых маленьких сводится к удару по какому-нибудь мячику или злобному комару, то в играх для старшего возраста убийства врагов совершенно реалистичны. Начиная играть в дошкольном возрасте, ребенок постепенно впитывает мысль, что победа над недругом, как бы он ни выглядел, - это не убийство, а достижение. Это бонусные баллы, новый уровень и новые возможности в игре. За убийство в игре не наказывают, а, наоборот, награждают. Сложившийся стереотип закрепляется, переносится из игры в реальность и может привести к плачевным последствиям и для ребенка, и для окружающих людей.
- Переутомление и истощение нервной системы. Долгие часы у монитора, сопровождающиеся неотрывной игрой, не приводят к физической усталости ребенка, зато сильно влияют на состояние его психики. Нервная система, находясь под постоянной нагрузкой, устает сдерживать эмоциональный накал. Дети, которые якобы отдыхают, играя за компьютером, быстро переутомляются. У них отсутствует внимание, они могут моментально менять поведение, гневливо вспыхивать, как спички, или тут же плакать. По мнению психологов, бесконтрольная игра способна приводить к накоплению стресса. А когда психика взорвется, и стоит ли этого ждать, решать только родителям. Родителям нужно срочно обратить внимание и принимать меры, если ребенок не может сосредоточиться, капризничает без видимых причин. А причина на самом деле есть – это детская психика защищается. И две крайности такой защиты – гиперактивность и отчужденность, граничащая с трансом.
- Ухудшение здоровья. Недостаток движения, неправильная посадка и чрезмерная концентрация на экране… Увлечение компьютерными играми влияет и на физическое состояние. Страдает общефизическая подготовка, позвоночник, зрение. И это только на первых порах. В запущенных случаях безобидные игры станут причиной заболеваний желудка, кишечника, и нервной системы. И прямая обязанность родителей - не допустить подобной беды.
КАКИЕ ИГРЫ САМЫЕ ОПАСНЫЕ?
Увлечь могут все игры, они на это и рассчитаны. Но особое внимание нужно обратить на ролевые игры, где ребенок участвует в сюжете, исполняя определенную роль.
Принимаясь играть, дети буквально вживаются в компьютерный образ, начинают мыслить, как выбранный персонаж, копировать его манеру поведения и даже фразы. Такая подмена личности не проходит без следа. Отходя от монитора, ребенок не выходит из образа и принимает жизнь, как продолжение игры. Это может выражаться в неестественности поведения в кругу семьи и среди друзей и неверной оценки опасностей в реальной жизни, например, расстояний для прыжка, высоты препятствия или веса предмета. Ребенок часто проявляет агрессивное поведение в играх с другими детьми и грубит взрослым, перенося характерные черты героя игры в реальность.
В более взрослом возрасте достаточно пагубное влияние на подростков могут оказать сетевые игры, которые имеют очень сильную притягательность из-за присутствия других «живых» игроков, возможности общения с ними и высочайшей динамики.
Зависимость от таких игр заражает ребенка очень быстро, поэтому у родителей достаточно мало времени, чтобы принять меры.
ВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ
Часто взрослые не обращают внимания на возрастные ограничения. На каждом конверте с игрой есть маркировка, на какой возраст продукт рассчитан. И нужно понимать, если семилетний малыш ведет битвы с монстрами, рассчитанными на восприятие категории +18, то ничего хорошего психике малыша такая игра не сулит.
Но и слишком доверять такой маркировке не стоит. Определяю возрастную категорию сами разработчики или издатели, заинтересованные в наибольших продажах своего творения. Поэтому, прежде чем оставлять ребенка перед монитором наедине, будет правильным взрослому лично убедиться в безопасности действия для психики ребенка.
Необходим и дальнейший контроль над играющим ребенком, чтобы не наступила та самая, опасная зависимость от игрового процесса.
КАК ПОБЕДИТЬ ЗАВИСИМОСТЬ ДЕТЕЙ ОТ КОМПЬЮТЕРА
Прежде всего, не нужно запрещать детям играть вовсе. Любой запрет вызывает в ребенке чувство противления. То, что запрещено, наверняка очень интересно. Поэтому будет правильнее незаметно, исподволь ограничивать время игры, одновременно занимая свободное время ребенка чем-то полезным.
Исходить можно из детских интересов или из тех же компьютерных игр, от которых нужно отвлечь. Если ребенок без ума от рыцарей или сражений прошлого, почему бы не посетить всей семьей историческую реконструкцию каких-то знаменательных событий, пройтись по залам музея или просто посмотреть всем вместе новый фильм на историческую тему. Фаната легендарных эльфов увлечет собрание клуба толкиенистов, часто устраивающих красочные сборища где-нибудь в парковой зоне или пригороде. Штурмовика из звездного десанта родители могут познакомить с тайнами Вселенной в планетарии.
Примеров таких семейных мероприятий множество. А решают они, при всей незамысловатости, сразу несколько задач:
- Во-первых, это главная цель – отвлечение от самого процесса игры и отрыв от монитора.
- Во-вторых, ребенок, не противясь такому мероприятию, получает дополнительные знания по интересующей его теме, но из стороннего источника. Это хороший способ отвлечь от сидения перед монитором, не выходя, по сути, из сюжета. Ребенку будет приятно блеснуть эрудицией и познакомиться с людьми, говорящими с ним на одном языке.
- А, в-третьих, не всегда серьезная увлеченность – это плохо. Быть может, вовремя направленный по нужному пути, ребенок приобретет серьезный интерес на всю жизнь и будет благодарен за это именно родителям.
Да и семейные узы после совместных походов станут только крепче.
Ведь нет ничего важнее на свете, чем любовь близких людей. Она придает сил и способна даже зло превратить в добро.
Предварительный просмотр:
Довольно часто родители школьников сетуют на то, что их любимые чада не проявляют интереса к чтению книг. Некоторые взрослые, констатируя сей факт, обреченно вздыхают и ссылаются на веяние времени и влияние интернета. Неравнодушные же мамы и папы, понимают, что подобные отговорки не решат проблемы и не помогут их детям приобщиться к нужному и полезному занятию.
РЕБЕНОК И ЧТЕНИЕ
Для начала, отметим, что явление «не читающий ребенок» отнюдь не новое и современный социум не имеет к нему прямого отношения. Расспросите своих собственных родителей и, даже, бабушек и дедушек – они охотно напомнят вам, что и в прежние времена не так-то легко и просто было усадить ребятню за книги. Всегда находились более увлекательные и менее обременительные занятия – от катания с горки и забивания мячей, до просмотра телепередач и увлекательных игр. Кстати, не лишним будет и попросить совета у представителей старшего поколения, возможно, Америку они вам и не откроют, но многие способы, проверенные временем, окажутся вполне действенными и актуальными.
Чтение художественной литературы имеет важное значение на формирование личности ребенка, и не придавать ему должного значения недальновидно, опрометчиво и непрактично. Помимо расширения кругозора, домашнее чтение способствует успешному образованию. Быстро и хорошо читающие дети намного лучше справляются со всеми школьными предметами, и с гуманитарными, и с точными дисциплинами (разве что физкультуру можно назвать исключением). Между тем, насыщенная и разнообразная современная программа школьного образования требует от учеников высокой концентрации внимания и хорошей способности усваивать различный материал.Согласитесь, ребенку, медленно читающему по слогам, довольно сложно работать с большими текстами, анализировать их, да еще в сжатые временные рамки. Сегодня нет четкой градации на математиков и гуманитариев, и научив своевременно своего малыша хорошо читать, вы поможете ему легче справиться со многими трудностями и получать удовольствие от учебы.
Безусловно, далеко не все дети, пренебрегающие чтением, становятся дворниками и разнорабочими. Вокруг полно примеров вполне себе успешных бизнесменов, прочитавших за всю жизнь, хорошо, если пару-тройку книг. Однако и многие из них со временем отмечают упущенные возможности и сожалеют о том, что не уделяли внимания книгам. И если в обязанности взрослых входит научить ребенка вовремя читать, то задачей же мудрых родителей является приобщение малыша к хорошей литературе. Сделать так, чтобы маленький человек сам с охотой тянулся к книжкам под силу всем мамам и папам, для этого требуется только желание, терпение, понимание и любовь.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ КНИГИ
Известно немало случаев врожденной грамотности и врожденной тяги к чтению. Тем не менее, случаев, когда в семьях, особо не жалующих «праздное» времяпровождение за книгами вырастают библиофилы не так уж и часто. Как правило, личность будущего человека, его те или иные пристрастия, привычки и потребности определяет ближайшее окружение, традиции и образ жизни, принятые в семье. Поэтому, и начинать родителям, прежде всего, необходимо именно с себя. Если малыш с детства видит читающих родителей, наблюдает взрослых, обсуждающих литературные произведения, делящихся впечатлениями, если наряду с игрушками и предметами быта ребенок видит книги и может ими свободно пользоваться, если в семье приняты вечерние чтения вслух, то, скорее всего, потребность к литературе для него станет нормой, гармоничной частью общего развития. Тяга малыша к подражанию взрослым в данном случае сыграет только положительную роль.
Не стоит ограничивать свое чадо в выборе книг, предоставьте ему большую возможность – пусть наряду с «возрастными» книжками, детскими сказками, стихами и рассказами на его книжной полке окажутся и фольклорные произведения, и энциклопедические справочники, и тематическая литература. Любознательный и пытливый человечек сам определит, что ему интереснее и ближе. Возможно даже, что его предпочтения вас удивят и покажутся неожиданными. В любом случае, задача родителей – познакомить ребенка с различными художественными, историческими и публицистическими произведениями, и ни в коем случае не стоит навязывать свое или общепринятое мнение. Уважайте и принимайте выбор малыша, читайте вместе с ним, дискутируйте и обсуждайте прочитанное.
Замечательная традиция, переходящая из поколения в поколение во многих семьях – чтение книг на ночь. Наверное, всем детям без исключения, мамы и папы, бабушки и дедушки читают сказки перед сном. Очень хорошо, если эта привычка сохраняется на долгие годы. Читать вслух и вместе можно не только детские сказки, но и приключенческую литературу, и фантастические повести, и исторические романы. А выразительное чтение, игра голоса, подобранная интонация сделают эти занятия не менее увлекательными, чем просмотр кинофильмов, не только пробудят интерес к печатному слову, но и сохранят нежные воспоминания о теплых семейных вечерах на всю жизнь.
КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА ЧТЕНИЕМ
Задумывались ли вы когда-нибудь, о том, что стараясь привить детям любовь к чтению, порой можно получить совсем не желаемый, обратный результат? Иногда взрослые, преследуя благие цели, ставят ребенка перед невозможным выбором: «Будет тебе футбол, когда дочитаешь до конца главу», «Не разрешу компьютер, пока не прочитаешь…» – знакомые ситуации, не правда ли? Вряд ли подобные угрозы и шантаж сделают книгу увлекательнее и желаннее. Напротив, скорее всего, зародится стойкое отвращение к чтению. Если тексты скучны и неинтересны малышу, лучше и предпочтительнее заменить их более захватывающими, выбрать другую тематику, другой художественный слог.
Великолепные произведения, вошедшие в обязательную школьную программу, зачастую становятся не «жемчужинами» личной библиотеки, а сущим наказанием. Признайтесь, многих ли зацепили и увлекли романы Толстого и Достоевского на школьных уроках? Большинство из нас открыли для себя классиков мировой литературы много позже, в более зрелом и осмысленном возрасте, и не по принуждению, а по собственному желанию. Навязать, насильно заставить полюбить, в том числе и книги, невозможно. И если школьная программа, все же, обязательна, и от нее никуда не денешься, предоставьте ребенку альтернативу, пусть он имеет возможность дома читать то, что ему действительно интересно.
Не старайтесь искусственно повлиять на взросление малыша. Часть книг, которые кажутся вам невероятно захватывающими, окажутся для него совсем неинтересными. Не торопитесь, всему свое время – не успеете оглянуться, как ваша 12-летняя дочь заберет у вас томик Коэльо или застанете сына, зачитывающимся Ремарком.
Помните те книги, которые обожали вы сами? Часть из них непременно придется по душе и вашим наследникам, а вот другие они просто не поймут. Не пытайтесь заставить современных детей полюбить Каверина или Алексина, они уже совсем другие и многие вещи и события тех произведений ребятам просто не понять.
УЧИМ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ И ЛЮБИТЬ ЧТЕНИЕ
На протяжении долгого времени для обучения детей чтению применялись самые разнообразные методики. Одни зарекомендовали себя достаточно хорошо, другие – никуда не годятся. Ребенок учится чтению быстро и легко, если ему понятен принцип, интересен процесс и виден результат. Тяжело соединить воедино такие разные, с трудом запоминающиеся буквы, не намного легче понять, что такое слоги и зачем они нужны. Однако, если вы выберете правильную методику, сами удивитесь, как легко и просто научиться читать.
Прежде, чем дать малышу букварь или азбуку, прочитайте учебник сами. У вас вызвала затруднение попытка разобраться в схемах? Вы не можете легко объяснить и прокомментировать то, что изображено на страницах? А вы сами смогли бы научиться читать таким способом? При малейших сомнениях уберите такое пособие в сторону.
Посоветуйтесь с компетентными людьми, педагогами и воспитателями, расспросите других родителей, имеющих детей-ровесников и более старших, тех, кто уже имеет личный опыт обучения чтению. Попросите порекомендовать вам азбуку, послушайте комментарии к методикам и выберете то, что покажется вам наиболее оптимальным.
Запаситесь терпением и любовью. Ни в коем случае не ругайте малыша за ошибки, не торопите его, не раздражайтесь, если что-то не получается. Подсказывайте и помогайте ребенку, даже если он в сотый раз забыл «какая это буква». Хвалите кроху при каждой возможности, поощряйте его старания и вознаграждайте усилия. Прочитали страничку в букваре? А теперь мама прочитает три странички из «Винни-Пуха»!
Выбирая книгу для первого самостоятельного чтения, не гонитесь за яркими картинками и крупным шрифтом. Безусловно, внешнее оформление очень важно для зрительного восприятия. Но намного важнее содержание книжки – понятный сюжет, легкие, короткие и знакомые слова, не длинные предложения, иллюстрации соответствующие написанному. И не забудьте обратить внимание стилистику, построение фраз и орфографические ошибки (к сожалению и такое случается в наше время) – приучать ребенка к грамоте нужно сразу, естественно и органично.
НЕ ЧИТАЮЩИЙ РЕБЕНОК
Не отчаивайтесь, если не удается быстро приучить малыша к самостоятельному чтению. Попробуйте подойти к решению проблемы творчески и нестандартно. Не любит книги, предпочитает мультфильмы? Возможно, его привлекут комиксы, яркие и красочные журналы с любимыми героями. Не беда, что количество слов в таких изданиях можно пересчитать по пальцам – нужно же с чего-то начинать.
Книжка в солидном твердом переплете, довольно толстая и увесистая, но в ней больше картинок, чем текста, да и тот расположен в середине листа и написан крупным шрифтом? Такой томик несложно прочитать, а у ребенка появится ощущение большой проделанной работы, которая далась ему легко и быстро, возрастут уверенность в своих способностях и желание новых результатов.
Советский педагог и писатель Лев Кассиль, предлагал нехитрую, но действенную уловку. Начинайте вместе с ребенком читать занимательную книгу вслух, увлеките его, а на самом интересном месте прервитесь на неотложные дела. При этом оставьте «невзначай» произведение на видном месте, не убирайте и не прячьте его. Заинтересованный малыш, сгорая от нетерпения и не получающий помощи от других взрослых (по уважительной причине!) сам примется за чтение.
Конечно, из каждого ребенка неизбежно получается взрослый человек. И каждый современный человек рано или поздно, плохо или хорошо, но должен научиться читать. Но научить детей любить чтение и получать от него удовольствие могут только неравнодушные и любящие взрослые. Удачи вам!
Предварительный просмотр:
Именно с раннего возраста закладывается коммуникабельность и способность налаживать рациональные контакты, заводить взаимовыгодные связи. В это период перед родителями встает довольно серьезный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок правильно общался, легко заводил дружбу с окружающими, и не только с одногодками, но и с детьми старшего возраста.
КАК ПОМОЧЬ НАЙТИ ДРУЗЕЙ
Часто перед родителями встает такая проблема, что с их ребенком никто не хочет заводить дружбу. В садике с ним не играют в группе, на детской площадке не делятся игрушками, в школе не общаются и т.д.
- Чтобы успокоить ребенка, родители отмахиваются и говорят ему не общаться с такими друзьями, мол, не хотят и не надо. У тебя есть родственники, которые всегда будут с тобой играть, что бы ни произошло. Именно таким способом родители приучают его к замкнутости, и ему в будущем будет тяжело налаживать контакты с окружающими. Если такое происходит, необходимо побеседовать с малышом и помочь наладить коммуникацию.
- Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что дети могут быть очень застенчивы, здесь большую роль играет наследственность. Необходимо взять ребенка за руку и подойти к другим малышам. Необходимо помочь ему познакомиться, предложите какую-нибудь простенькую игру. После того, как вы установили первичный контакт между детьми , ваше участие должно быть исчерпано. Дети разберутся и продолжат общение самостоятельно.
- Каждый вечер следует обсуждать с ребенком прошедший день, что он планирует на следующий. Необходимо интересоваться жизнью ребенка, а не контролировать ее. Спрашивайте про одноклассников, одногруппников. Если вам будет известно, как складываются отношения у ребенка с окружающими, вы всегда сможете дать дельный совет. Можно рассказать о своем детстве, друзьях, увлечениях, играх, как бы вы поступили в той или иной ситуации. Иначе говоря, вы должны делиться своим опытом, а не навязывать его. Все дети берут пример, в основном, со своих родителей, и именно такое общение будет крайне полезным.
- Иногда можно организовывать у себя детские вечеринки. Предоставьте право выбора ребенку, кого приглашать, а кого нет. Родителям, в свою очередь, можно пригласить родственников приглашенных детей.
- Если у вас взрослое мероприятие и в гости пришли знакомые, не отправляйте малыша в свою комнату, пусть побудет вместе со всеми и почувствует себя полноправным членом семьи. Многие темы его заинтересуют, пусть поговорит со взрослыми. При любом раскладе, он всегда сможет тихо посидеть около вас с игрушками.
ПРОБЛЕМЫ В ШКОЛЕ
Как оказалось, школа – не самое спокойное место, в жизни ребенка появляются различные проблемы. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы ему было проще их преодолеть.
Психологами выделены некоторые причины отсутствия друзей у ребенка. Если у ребенка были друзья в садике и во дворе, значит навыки социального поведения у него в норме. Есть некоторые внешние причины, по которым ребенок не может завести школьных друзей.
У детей в младшем школьном возрасте, до третьего класса, нахождение друзей происходит по ситуативному типу. Живут в одном доме, ходят из школы одной дорогой, родители общаются между собой. Любой причины достаточно, чтобы стать друзьями. Чтобы привести ситуацию в норму, возможно, достаточно будет, забирать ученика из школы попозже, чтобы он смог провести время после уроков с одноклассниками. Или можно, например, чаще останавливаться с родителями одноклассников поболтать, что позволит детям познакомиться поближе, пока взрослые разговаривают. Самым эффективным способом для сплочения станет любой праздник, куда будут приглашены одноклассники. В раннем возрасте, такие приглашения воспринимаются абсолютно нормально.
У младших школьников на формирование мнения большое влияние оказывает учительница. Необходимо выяснить у ребенка, как учитель строит отношения с ребятами. Не исключено, что он разделяет учеников на успевающих и отстающих, и ваш ребенок попал в категорию плохих, с которыми остальным общаться нельзя. Стоит серьезно поговорить по этому поводу с учителем, от нее же нужно добиться, чтобы она при всем классе сказала, что ваш ребенок хороший и с ним можно дружить.
ТРАВЛЯ РЕБЕНКА ОДНОКЛАССНИКАМИ
В пятых-шестых классах, присутствует такое явление как моббинг. Это когда дети сплачиваются против кого-то одного. Виноват в такой ситуации всегда класс, а не ребенок-изгой. Чтобы он ни сделал, авторитета ему не вернуть. Слабак так и будет объектом для насмешек, даже если подтянется на турнике больше всех, а над отличником все будут смеяться, даже если он будет получать двойки.
Такое явление, как моббинг, характерно в тех школах, где кроме учебы, учителей больше ничего не интересует, и поведение учащихся пускается на самотек. Дети испытывают удовлетворение от сплочения против кого-то, такова особенность психологии «незрелой» группы. Развитые коллективы делятся на несколько, враждующих между собой групп, что является более здоровым явлением.
В наше время, когда нет классных часов, пионерии, различных сборов и прочих внеурочных мероприятий, моббинг становится серьезной проблемой. В одиночестве с ним не справиться. Нужно поднимать вопрос в родительском комитете, с классом должны проводить занятия психологи, чтобы научить, что нельзя самоутвердиться за счет кого-то, а уживаться нужно группой, в которой найдется место каждому.
Всем известно, как болезненно для ребенка остаться в одиночестве. Что делать, если нет друзей?
ЕСЛИ У РЕБЕНКА НЕТ ДРУЗЕЙ
Можно следовать некоторым правилам, и тогда ситуация изменится в лучшую сторону.
Открытость
Любая дружба начинается с чего-то. Два человека подают какой-то знак о том, что они хотят стать друзьями. Чтобы ваш ребенок с кем-то подружился, вам нужно показать другому ребенку, что ваш малыш проявляет интерес к нему, выражает открытость к дружбе. Детям дошкольного возраста проще, они более непосредственны и наивны, могут прямо спросить, хочет ли ребенок с ними дружить. Дети постарше не всегда способны показывать заинтересованность прямо и открыто. Особенно застенчивые дети испытывают с этим определенные проблемы. Когда незнакомый малыш скажет им «привет», они отворачиваются и молчат, или бормочут что-то невразумительное. Это происходит от того, что малыш чувствует себя стесненно, но другие дети понимают это как нежелание общаться. В таком случае очень сложно найти друга, и ребенок может остаться в полном одиночестве.
Как поступить в такой ситуации? Можно научить проявлять открытость хотя бы в приветствии. В таком случае хорошо помогают ролевые игры, когда малыш практически воспроизводит линию своего поведения и поведения другого ребенка. Необходимо объяснить, что приветствие – это дружеский зрительный контакт, улыбка. Объяснение должно быть достаточно громким, чтобы другой ребенок тоже это слышал. Имя человека, произнесенное за приветствием, сделает его более личным.
Комплименты
Это еще один способ, достаточно простой к тому же, который выражает готовность ребенка дружить. Он чувствует себя комфортно, когда говорит искренний комплимент, а нам нравятся люди, которые оценивают наши хорошие качества по достоинству.
Сядьте вместе с ребенком и подумайте, как можно похвалить одноклассников. Для начала, пусть комплименты будут совсем простыми: « У тебя красивый свитер», или «хороший гол» ребенок может сказать однокласснику, играющему в футбол. Можно сказать однокласснице, которая рисует, что у нее красивые рисунки, это откроет новые возможности для дружбы.
Доброта
Даже самое малое проявление доброты может быть хорошим способом для начала дружбы. Если ваш ребенок поделится ручкой или карандашом, поможет донести портфель однокласснице, то вызовет ответную доброту, которая может стать началом дружбы.
По некоторым исследованиям, иногда дети пытаются «покупать» друзей, раздавая какие-то вещи или деньги. Это конечно не сработает. Дети могут взять такие подарки, но взаимностью не ответят, и возможно даже потеряют уважение. Пытаясь дружбу купить, можно приобрести совсем не то, чего хотелось бы. Доброта – это манипулирование другом, оказание не преднамеренного влияния на него. Бывает, что маленькие дети увлекаются до такой степени, что настраивают своего друга играть только с ними. Если другой ребенок преследует другие цели, то такая дружба ему скоро надоест. Возможно, понадобится помочь ребенку попытаться выражать свою симпатию менее навязчиво.
Похожесть
Дружба может и не возникнуть от того, что дети живут рядом, учатся в одном классе или ходят в одну и ту же секцию. Специалисты установили, что в большинстве случаев, дружба возникает между детьми, которые считают, что они похожи друг на друга. Дети легче заводят дружбу с детьми одного пола, возраста, и национальности. Также, дети могут подружиться на основе интересов, социальных навыков, достижений в учебе или спорте, популярности в коллективе. Так, основным компонентом дружбы является формирование похожести. Данный термин необходимо разъяснить. Сходство особо привлекательно, потому что это по нраву детям на эмоциональном и практическом уровне. На уровне практики, очень хорошо иметь друга, который увлекается тем же, например, играет в шахматы или решает математические задачи. На уровне эмоций, подобность друга дает ощущение доверия и комфорта. Задайте своему ребенку вопрос: « Как ты понимаешь, что у вас с мальчиком или девочкой есть что-то общее»? Ответами станут наблюдения ребенка, которые помогут ему разобраться, с кем он хочет дружить. Нахождение общего языка с другими детьми не означает, что он должен стать клоном остальных. Но подружиться с кем-то, у кого совсем другие интересы, он тоже не сможет. Дружба начинается с похожих черт характера или увлечений.
Привлечение внимания
Существует несколько стратегий привлечения внимания к себе. Одна школьница рассказала, как по ее мнению можно найти друзей: «Нужно сделать грустное лицо и тогда дети сами подойдут». Такая стратегия одноразова и не является хорошим путем к дружбе. Дети подойдут к грустному ребенку, но не более двух раз. Они хотят быть с такими детьми, которые живут весело и с удовольствием.
Общее веселье
Участие в общем веселье является еще одной составляющей дружбы. Это подтверждается классическим исследованием психолога Д.Готтмана, который изучал возникновение дружбы между незнакомыми детьми. Проводился такой эксперимент: восемнадцать детей, от трех до девяти лет, были собраны в одном из домов на три дня, для игры. В результате обнаружилось, что главным признаком того, что дети подружились, стало то, насколько они были в состоянии поддержать общую игру.
Это намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Чтобы получить удовольствие от игры со сверстниками, ребенок должен вести себя так, чтобы другой ребенок тоже играл с ним, мог сообщить о своих предпочтениях или антипатии, избежать любых разногласий, или разрешить их, если они возникли. Конечно, существует много вариантов, когда игра идет не так, как хочется: дети могут ссориться друг с другом, обижаться, не мириться, не давать или забирать игрушки у других детей, пытаться командовать другими детьми, драться. Все эти ситуации мешают всеобщему веселью. Но именно способность разрешать и преодолевать такие ситуации делает дружбу детей более успешной.
(Из статьи семейного психолога О.Бертрам)
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности детей 7 – 8 лет
Физические
1. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.
2. Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.
3. Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).
Предлагаем:
1. Необходимы периоды отдыха, спокойные игры, рисование, ручной труд.
2. Наибольшее значение имеет не словесное объяснение, а показ: яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо сильнее.
3. Важно следить за своей речью: «не глотать окончания», четко произносить все звуки, быть точным в эмоциональной окраске, а главное – помнить о том, чтобы темп речи был доступен и понятен.
Интеллектуальные
1. Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.
2. Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.
3. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?»
4. Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.
5. Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.
Предлагаем:
1. Приблизить язык к разговорному. Избегать слов с двойным смыслом, предпочитать простые слова. Объяснять значение трудных слов. Избегать длинных, запутанных предложений.
2. Необходимо быть хорошо подготовленным. Давать ответы на вопросы либо путем личного исследования, либо помогая ребенку самостоятельно найти ответ с помощью наводящих вопросов.
4. Заучивать каждый раз что-то одно новое (песню, имена героев и т.д.). При этом постоянно повторять пройденное.
Эмоциональные
1. Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.
2. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.
3. Ребенок нуждается в любви и опеке.
4. Старается помочь воспитателю или вожатому.
Предлагаем:
1. Помогайте ребенку правильно оценивать себя, свои качества, свои возможности, успехи и неудачи. Показывайте не столько его неудачи и трудности (это ребенок видит и ощущает сам), сколько помогите ребенку увидеть свои возможности, пусть еще не реализованные: создайте условия, в которых он сможет поверить в себя, в свои силы.
2. Будьте постоянными в своих требованиях. Ребенок должен знать, чего от него ждут – ведь, как правило, ему очень нравится быть «хорошим».
3. Не скрывайте свою любовь. Щедро выплескивайте ее детям, обнимайте их: руки – проводник тепла.
4. Постарайтесь, чтобы каждый имел свои маленькие обязанности. Дайте понять детям, что их помощь нужна вам.
Социальные
1. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками.2. Ребенок гордится своим окружением, желает быть с ним.
Предлагаем:
1. Постарайтесь, чтобы каждому ребенку нашлось место в игре или в труде. Чтобы раскрылись его сильные стороны и незаметными оказались слабости и неумение. Изготовление поделок заканчивайте на этом же занятии.
2. Планируйте совместные мероприятия всей командой. Просите рассказать о родителях, братьях, сестрах.
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности детей 9 – 10 лет
Физические
1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры.
2. Может пренебрегать своим внешним видом.
Советы:
1. Использовать прогулки, поездки.
2. Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности.
Интеллектуальные
1. Нравится исследовать все, что незнакомо.
2. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.
3. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.
4. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.
5. «Золотой возраст памяти»
Советы:
1. Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?»
2. Идти дальше поверхностных фактов.
3. Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно.
4. Предложить делать коллекции.
5. Поощрять к запоминанию как можно большего количества стихов, обогащающих его словарный запас. Он может знать географию и историю своей малой родины, иметь хорошее представление о хронологической последовательности событий.
Эмоциональные
1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.
2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.
3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.
4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.
Советы:
1. Учить самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым.
2. Учить терпимости и самоконтролю. Рассматривать все факты до принятия решения. Учить уважать права и чувства других людей.
3. Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей.
4. Учить свободе от страха, учиться понимать конкретные проблемы и преодолевать трудности.
Социальные
Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».
Советы:
Учить дружелюбию, не изолировать себя от сверстников..
Духовные
1. Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.
2. Нравятся захватывающие рассказы.
Советы:
1. Познакомить с детством известных людей.
2. Рассказывать захватывающие истории о сверстниках.
Использован материал http://www.imbf.org/resources/teacher/tch2.htm
Предварительный просмотр:
Информация для родителей по ФГОС НОО
Уважаемые родители!
В Российской Федерации происходит модернизация систем образования с целью повышения качества образования, его доступности, с цель поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России, не является исключением и МОУ «Белоярская СОШ №3», перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
В данном буклете даны ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с ФГОС.
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Зачем поменяли стандарт?
Cегодня мы просто обречены на изменения, потому что мир вокруг нас стремительно меняется. Ученые прогнозируют, что сегодняшним школьникам придется работать по специальностям, которых пока просто нет, о которых мы даже не подозреваем. Почему у нас при слове «стандарт» все начинают искать базовый учебный план, названия предметов, количество часов? Это происходит потому, что стандарт понимался как минимум знаний по тому или иному предмету. А по новому стандарту — это частность, не к этому он сводится, здесь совершенно иные вещи выходят на первый план. Ситуация нормы, - это когда вы выбираете и ищете свою логику жизни, и не ребенок подгоняется под одну и ту же программу, а программа подстраивается под него. Он выбирает. Иными словами, стандарт совершенно изменился: это не список навязанных предметов, а договор между обществом, государством и семьей о требованиях к результатам образования. В центр встали программа развития школы, принцип вариативности, развитие разных возможностей ребенка. (Из интервью директора Федерального института развития образования, академика Российской академии образования, заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александра АСМОЛОВА).
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Иными словами, ребенок по окончании начальной школы должен уметь общаться, работать в группе, презентовать свою работу. Также он должен овладеть навыками работы с различной информацией, в том числе и представленной в электронном виде. Важно, чтобы ребенок научился учиться.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
Предусматривает ли новый стандарт увеличение или уменьшение количества учебных часов в начальной школе?
Общее количество учебных занятий не изменилось и не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов за 4 года обучения в зависимости от продолжительности учебной недели в школе (5-ти или 6-тидневка). Количество часов в неделю увеличилось до 21 часа за счет добавления еще 1 урока физкультуры (с 1 сентября 2011 года обязательны 3 урока физкультуры). Это зафиксировано новыми санитарными правилами и нормами (СанПиН) от 3 марта 2011 года.
Кто определяет продолжительность учебной недели в начальной школе (5-ти или 6- тидневка)?
Продолжительность учебной недели выбирается школой в зависимости от реализуемой ею основной образовательной программы. В первом классе шестидневная учебная неделя не допускается.
Продолжительность уроков в начальной школе:
в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
во 2-4 классах – 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года:
в 1 классе – 33 учебные недели;
во 2-4 классах – 34 учебные недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).
Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает: обязательные учебные занятия, объемом 21 час в неделю;
внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.
Не повлечет ли изменение стандарта дополнительные нагрузки на ребенка и тем самым ухудшения его здоровья?
Сохранение здоровья учащихся является одним из требований нового стандарта. Кроме этого, школа обязана выполнять СанПиНы (от 3 марта 2011 года) и другие нормы, обеспечивающие здоровье и безопасность учащихся. Исполнение норм регулярно проверяется контрольно - надзорными органами.
Учитель не ставит оценок в 1-ом классе, правильно ли это?
Да, согласно п.10.10 СанПиНа обучение в первом классе осуществляется без балльного оценивания и домашних заданий.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Где можно получить дополнительную информацию о ФГОС?
Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования: http://www.standart.edu.ru/
Главное! По каким бы стандартам ни учился ваш ребенок, ваша любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, как он есть, помогайте ему, берегите его!
Предварительный просмотр:
Навык чтения во многом определяет эффективность обучения по другим предметам. Именно поэтому очень важно отслеживать развитие навыка чтения у каждого ученика, проводить необходимую работу по совершенствованию техники чтения.
Контроль техники чтения в 3 классе осуществляется не реже одного раза в полугодие.
У учащихся третьих классов проверяется:
- умение читать целыми словами;
- осмысление содержания прочитанного текста;
- использование основных средств выразительности (интонации, пауз, логических ударений).
Требования к чтению
На конец обучения в третьем классе у детей должно быть сформировано правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, логического ударения, громкости, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.
Нормы техники чтения в третьем классе
Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 3 классе должна составлять:
· в 1 полугодии — 60-70 слов в минуту;
· во 2 полугодии — 70-80 слов в минуту.
Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС
При выставлении оценок за технику чтения в 3 классе, необходимо придерживаться определенных критериев:
- чтение по слогам или слово полностью,
- наличие ошибок при чтении,
- количество слов в минуту,
- выразительность,
- осознанность.
Оценки за технику чтения 3 класс
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 75 слов | Более 90 слов |
«4» | 60-75 слов | 75-90 слов |
«3» | 45-59 слов | 60-74 слов |
«2» | Менее 45 слов | Менее 60 слов |
Следует заметить, что сама процедура проверки техники чтения в 3 классе вызывает у многих детей стресс и чувство страха, которое, конечно же, сказывается и на результатах. Поэтому важно настроить ребенка на предстоящую работу, успокоить его, чтобы он не волновался и не переживал.
Тексты проверки чтения в 3 классе
Проверка в первом полугодии
Текст №1
Распушились в садах цветы. Загудели, засновали на солнечном свету пчелы. Садятся на венчики цветов, ощупывают их хоботком и потом срываются, летят поскорее к ульям. Томный запах разливается вечерами по улицам.
Словно в подвенечном наряде разметалась по лесным просекам черемуха. Надушилась, напудрилась. Обволакивает сладким ароматом. Не ломайте ее, друзья! Берегите эту красоту — для всех она предназначена!
55 слов (И. Коданев)
Текст №2. Тукан
Тукан — птица из Южной Америки. Удивителен своим необыкновенным клювом. Клюв у него несоразмерно большой. У некоторых туканов он длиннее самой птицы! А раскрашен многоцветно, словно радуга: оранжевый, красный, зеленый и желтый. У иных туканов до пяти разных тонов в окраске!
Тукан — не хищник. Ест фрукты и орехи, которые в изобилии растут в тех лесах, где он живет.
58 слов (И. Акимушкин)
Текст №3. Соревнования
У нас сегодня спортивный день. У нас — соревнования. Мы прыгаем через скакалку. Кто дольше всех проскачет, тот и победил. Лучше всех скакала Оля. Она победила.
А еще мы бегали по дорожке. Как только Марина Викторовна махнет красным флажком, надо бежать. Я прибежала самая первая. Мне дали приз: большую шоколадную конфету. Я не жадина. Конфету мы съели втроем? я, Миша и Катя.
62 слова
Текст №4. Сентябрь
Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и ручьев. Однако к полудню солнышко все еще прогревает воздух, и тогда становится по-летнему тепло. Сентябрь — самый красивый месяц осени. В лесу неповторимая тихая торжественная прелесть. Особенно заметно отсутствие птичьих голосов. Разве только синица свистнет. Если же подует ветер, лес обрушит на нас водопад золотисто-багряных листьев. Они пестрым мягким ковром устилают землю.
65 слов
Текст №5. Ежи
Вот кто-то громко зашуршал в кустах. Еж проснулся — значит, день кончается. Расправил иголки, потянулся и пошел топать, шуршать прошлогодними листьями, искать червячков, личинок, гусениц. Роется в лесной подстилке, вынюхивает. Вдруг зафыркал, ощетинился иглами — значит, почувствовал что-то подозрительное. Иголки — надежная защита.
Да это мама-ежиха! Вон за ней колючими шариками катятся ежата. Им все интересно, все надо обнюхать, многому научиться, а к осени они станут взрослыми, самостоятельными ежами.
(71 слово. А. Тамбиев)
Текст №6. Ручей
В чаще леса, возле тонкой березки, родился весной ручей. Шустрый был ручей, совсем не уставал, бежал себе да бежал. Выглянул из-за куста заяц, потрогал лапой — журчит вода! Кружились над ручьем легкие снежинки последнего снега, до самого дна просвечивал его солнечный луч. И было от светлой журчащей воды хорошо.
Пришли в лес два мальчика. Младший воскликнул:
— Гляди-ка, ручей!
Воду ладошкой погладил малыш:
— Мал, ручеек, а славно журчишь!
(72 слова. А. Потапова)
Текст №7. Какие бывают дупла?
Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.
Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьет.
Сколько дупел, столько загадок.
(74 слова. По Н. Сладкову)
Проверка во втором полугодии
Текст №1. Ливень
Проливной дождь хлынул, как из ведра. И сад, и улица сразу потонули в ливневом потоке.
Куры стремительно кинулись в сарай. На дороге с обрывком ремня на шее металась заблудившаяся собачонка.
А гуси… гуси будто и не заметили, что начался дождь. Они спокойно пощипывали траву, важно переступая красными лапами. Только один гусак поднял голову и слушал, как дождь барабанил крупными каплями…
Потом гуси начали пить из лужи и, вытянув шеи, загоготали:
«Га, га-га-га …»
Какое удовольствие — хороший ливень!
84 слова (А. Тумбасов)
Текст №2. Вестница весны
Молчалив зимний лес. Тихо и в полях, покрытых сплошной снежной пеленой. Кажется, природа навсегда погрузилась в сон.
Но дни становятся длиннее. Сильнее пригревает солнышко. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.
В ясный мартовский день, когда на крышах начнет подтаивать снег и зазвучит первая капель, в парке послышится веселый голос.
«Ци-фи ци-фи», — точно маленький молоточек отбивает по стальной наковальне. Это большая синица, большак. И хотя кругом еще снег, можно уверенно сказать: весна пришла!
79 слов (В. Флинт)
Текст №3. Помощник
Алеша слыхал, что есть люди с золотыми руками. А вот Алешины руки папа называл деревянными. Почему?
Алеша всем хотел помочь. Понес он поднос с чашками — полетели на пол осколки. Взялся мальчик сменить в люстре лампочку. Табуретка выскочила, и Алеша повис, как воздушный гимнаст. Стал Алеша картину на стену вешать. Первый же удар молотка пришелся по стеклу.
Мама назвала Алешины руки каменными. Они бьют все, к чему прикасаются.
Но вот папа принес большой сверток. Там лежали стамеска, напильник, сверло, долото.
— Эти инструменты обязательно вылечат твои руки — сказал отец.
(87 слов. По Е. Елинсону)
Текст №4. Первый снег
Падает мягкий снег. Он сыплется крупными хлопьями, ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви деревьев и кустов.
Если выйти в сумерки и снегопад за околицу — такая кругом тишина, кажется, все живое замерло, спит непробудным сном.
А наутро все бело кругом. Хорошо в такой тихий денек в лесу. Вы идете по узкой лесной тропинке. С обеих сторон над ней нависают мохнатые белые ветви деревьев.
Где-то невдалеке стучит дятел, выколачивая из шишки крылатые семена, да попискивают, перелетая с дерева на дерево, хлопотливые синицы.
(85 слов. По Т. Скребицкому)
Текст №5. Журавль
Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.
Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.
Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.
Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.
Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена.
(95 слов. По С. Аксакову)
Тексты подобрали: Ткачева Ирина Алексеевна, Борщ Оксана Геннадьевна.
