Моя педагогическая находка: «Театрализация потешек и русских народных сказок с детьми дошкольного возраста»

Золотухина Олеся Николаевна

Большую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения детского сада играет народный фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, русских народных сказок.

 

Всем известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Именно театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес. Именно поэтому в обыгрывании при использовании малых фольклорных форм мы можем активизировать интерес детей к русским народным традициям, семейным ценностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемое жюри, коллеги. Меня зовут Золотухина Олеся Николаевна, мой педагогический стаж составляет 17 лет. Я  хочу рассказать Вам о театрализации потешек и русских народных сказок с детьми дошкольного возраста. Ведь театральная деятельность - это удивительная и уникальная возможность сделать «слабых и беззащитных» - «сильными и всемогущими», скучное и неинтересное  может оказаться веселым и занимательным, здесь можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным и добрым.

Михаил Алексеевич Таратухин [1, с. 35]  в своей повести «Сыны красавицы Кубани» рассказал, что в станице Новомарьевской, на рубеже XIX - XX веков, существовал театр. Артистами была молодежь, а режиссерами выступали местные учителя. Репетиции проводились в свободное время, пьесы посвящались праздникам или местным событиям.

В нашем детском саду, эта традиция, по организации театральных постановок, продолжается уже более 15 лет.

Большую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения детского сада играет народный фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, русских народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

А сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной  действительности. Образность сказки хорошо усваивается ребенком.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

Всем известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Именно театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес. Именно поэтому в обыгрывании при использовании малых фольклорных форм мы можем активизировать интерес детей к русским народным традициям, семейным ценностям.

Целью моей работы в данном направлении является освоение детьми фольклорного наследия средствами театрализованной деятельности (через обыгрывание песенок, потешек и русских народных сказок).

По теме «Театрализация потешек и русских народных сказок» я работаю третий год.  Первым этапом моей работы стало оформление центра театрализованных игр и литературный центр «Прочитаем и сыграем»: детская художественная литература, маленькая ширма для настольного театра, атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски диких и домашних животных, маски сказочных персонажей.

В адаптационный период с детьми группы мы много читали потешек (во время приема детей, приема пищи, в процессе культурно-гигиенических навыков, в процессах укладывания детей на сон и пробуждения), рассматривали иллюстрации к потешкам, проговаривали вместе с детьми. Мои воспитанники очень любят слушать сказки, потешки, небольшие несложные рассказы о своих любимых игрушках. Эмоциональное рассказывание сказок, потешек вызывает у малышей желание повторять действия персонажей, инсценировать небольшие эпизоды. (слайд 3)

По завершении адаптационного периода начался второй этап работы.  Мы с детьми стали пробовать обыгрывать потешки, песенки и русские народные сказки. После прочтения произведения несколько раз и рассматривания иллюстраций, мы обсуждали с детьми каждого героя. Лиса, она какая? Хитрая, умная. А как она двигается? Плавно, мягко, крутит хвостиком. Медведь, он какой? Косолапый, неуклюжий, ходит медленно и громким голосом ревет. А мышка маленькая, быстрая, пищит тоненьким голосочком. Обсудив, каждого героя потешки (сказки),обыграв его, распределяли по желанию детей роли и начинали обыгрывать согласно тексту произведения. В начале моей работы текст читала я, а дети только выполняли движения. Первые наши театрализованные представления были обыграны в группе по показу воспитателя и помощника воспитателясо всеми детьми с масками животных: «Мыши водят хоровод», «Гуси-лебеди летели», «Огуречик, огуречик!» (слайд 4)

Постепенно мы переходили к обыгрыванию песенок и потешек по ролям. Рассказав сказку «Репка», я предложила малышам самостоятельно выбрать себе роли. Ребята, которые могли выражать свои мысли преложениями играли роли: дедушки, бабушки, внученьки, а остальные подражали голосам животных (собака, кошка, мышка). Совместно с малышами мы подготовили костюмы персонажей сказки и шапочки животных. (слайд 6)

Конечно, в первое время не все дети включались в нашу театрализацию. Были стеснительные дети, которые хотели только смотреть на игру своих сверстников. Но, каждый раз обыгрывая потешки, мы приглашали этих детей с собой, одевали красивые яркие костюмы, приходили в нарядно украшенный музыкальный зал. Постепенно дети с удовольствием включались в наши театрализации: «Жили у бабуси…», «Сидит белка на тележке», «Сегодня день целый», «Мыши водят хоровод», «Кошкин дом» (слайды 9-11)

Помимо инсценировок потешек и сказок познакомились ребята и с частушками, как формой малого фольклора. (слайды 12-13)

Частушки развивают:

  • Память. Частушки идеально подходят для заучивания наизусть. Они просты для восприятия, имеют рифмующиеся строки, понятный смысл.
  • Речь. Кричать частушки весело, а еще это тренирует дикцию. Приходится выговаривать слова громко, четко.
  • Музыкальный слух. Первое знакомство с мелодией, ритмом: интересно и полезно.
  • Координацию.

Во время пения частушек исполнители выполняют простые танцевальные движения: приседания, прихлопывания, повороты. Во-первых, такая работа учит сочетать пение и танец. Во-вторых, деятельность такого рода развивает межполушарное взаимодействие. Частушки для детей полезны для каждого ребенка.

        Во время празднования Широкой Масленицы мои воспитанники исполнили частушки, разученные в группе.

Во время проведения праздников, развлечений мы также используем обыгрывания сказок. Спортивное развлечение «Волк и козлята» было проведено по одноименной сказке. Ребята с удовольствием выполняли все задания и упражнения. Воспитанники очень любят «превращаться» в сказочных героев, поэтому во время развлечений часто используем маски, костюмы персонажей. (слайды 14-16)

        Моя работа ведется не только с детьми группы, но и с родителями воспитанников. Так до сведения родителей были доведены консультации и памятка о влиянии песенок и потешек на процесс формирования словаря раннего возраста, о роли сказок в развитии ребенка, о необходимости читать сказки детям, познакомить детей с фольклором.

        Родители разучивают дома с детьми роли, помогают в изготовлении атрибутов и костюмов. Все театрализованные сказки и потешки снимаются, и представляются родителям на родительских собраниях, видеоотчетах в группах. (слайды 17-18)

Моя работа с детьми продолжается в инсценировках русских народных сказках. Так с начала учебного года уже были обыграны сказки «У солнышка в гостях» и «Гуси-лебеди». (слайды 19-22)

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания  духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через песни, потешки, игры - забавы, пословицы, сказки, театрализованную деятельность.
Только в этом случае народное  искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к русской культуре.    
           Корней Иванович Чуковский писал, что «Цель сказки… воспитывать в человеке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». 
        Театрализация творит чудеса, развивает творческие способности детей, с этим словом у детей связано ощущение праздника, радости и, конечно же, сказки.                                                                                        

Данная работа подводит к пониманию того, что приобщать детей к истокам русской народной культуры можно успешно через театрализацию потешек и русских народных сказок. (слайд 23)

В. А. Сухомлинский говорил: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка… заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

1.Таратухин М.А. Сыны красавицы Кубани. Историческая повесть/Составление, научная редакция, предисловие, приложение, подбор иллюстраций Федосов П.С.: Ставропольское книжное издательство «Мысль». - Ставрополь, 2008.-152с.

Михаил Алексеевич Таратухин, атаман станицы Лондонской (Великобритания), автор исторической повести «Сыны красавицы Кубани» про станицу Новомарьевскую после 1917 года.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моя педагогическая находка: «Театрализация потешек и русских народных сказок с детьми дошкольного возраста» Воспитатель: Золотухина Олеся Николаевна Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 11» станицы Новомарьевской

Слайд 2

Цель работы: Освоение детьми фольклорного наследия средствами театрализованной деятельности (через обыгрывание песенок, потешек и русских народных сказок). Задачи: Повышать интерес к народному фольклору. Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения. Развивать монологическую и диалогическую речь детей. Развивать мышление, умение рассказывать знакомые сюжеты сказки, передавать жестами и действиями содержание потешки, сказки. Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.

Слайд 4

Инсценировка потешки «Мыши водят хоровод…»

Слайд 6

Театрализованная постановка русской народной сказки «Репка»

Слайд 9

Инсценировка потешки «жили у бабуси…

Слайд 10

Инсценировка потешки «Кошкин дом»

Слайд 11

Инсценировка потешки «Мыши водят хоровод….» (в костюмах)

Слайд 12

Развлечение «Широкая Масленица » частушки

Слайд 14

Развлечение «Волк и козлята»

Слайд 16

Спортивное развлечение «Весёлые воробушки»

Слайд 17

Театрализация русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Слайд 19

Театрализация русской народной сказки «У солнышка в гостях»

Слайд 20

Театрализация русской народной сказки «Гуси-лебеди»