Учитель года 2018

Нагорнова Наталья Викторовна

Материалы на конкурс "Учитель года".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в рамках УМК «Планета знаний» при написании безударных гласных в корне слова. Нагорнова Н.В. учитель начальных классов Летневской средней школы 2018 г.

Слайд 2

«Грамотное письмо- не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание» Н.С. Рождественский

Слайд 3

Актуальность заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение.

Слайд 4

Цель работы: Показать систему работы в обучении учащихся начальных классов по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка в рамках УМК «Планета знаний» при написании безударных гласных в корне слова с учётом ФГОС

Слайд 5

Задачи 1.Провести анализ психолого – педагогической и учебно – методической литературы по данной теме. 2. Формировать орфографические навыки на основе понятий. 3. Составить комплекс упражнений и методические рекомендации по формированию орфографической зоркости. 4. Показать использование интерактивного оборудования в целях формирования орфографической зоркости.

Слайд 6

20.09.2017 г. был проведен входной контрольный диктант, в который входили слова с безударной гласной в корне слова.

Слайд 7

Формирование орфографической зоркости условно можно разбить на три этапа: 1 этап. 2 этап. 3 этап.

Слайд 8

Упражнения для развития орфографической зоркости: 1. Письмо с проговариванием ( в основе этого письма – проговаривание по слогам) 2.Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. 3.Письмо по памяти. 4.Определение орфограмм «безударные гласные» на слух и выделение их в тексте.

Слайд 9

5. Творческие работы. 6. Постановка пропущенных букв в места орфограмм «Безударные гласные в корне». 7.Списывание текста и выделение орфограммы- правописание безударной гласной в корне слова. 8. Орфографические сказки.

Слайд 10

Нетрадиционные методы и приёмы по формированию орфографической зоркости. 1. Метод графических ассоциаций. 2.Метод звуковых ассоциаций. 3. «Немой» словарик. 4. «Толковый» словарик. 5. «Картинный» словарь. 6. «Этимологический» словарь. 7. Схемы – угадайки. 8. Копилка – минутка.

Слайд 11

Нетрадиционные методы и приёмы по формированию орфографической зоркости. 9. «Лишнее слово». 10. «Шифровки». 11. Буквы – липучки (магниты). 12. «Мудрый словарик». 13. «Мнемонический» словарик. 14. «Проба пера». 15. Игра «Знаю – не знаю».

Слайд 12

Роль интерактивной доски при формировании орфографической зоркости. Основные цели использования интерактивного оборудования на уроках – это в первую очередь наглядность, эмоциональное восприятие изучаемых объектов. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность. Наглядная информация помогает сосредоточить внимание именно на данной орфограмме и активно задействовать зрительную память.

Слайд 13

С помощью интерактивной доски обучающиеся легко вставляют пропущенные буквы, отгадывают загадки и слова, разгадывают кроссворды, работают маркером.

Слайд 14

Занимательные формы упражнений с использованием интерактивной доски. 1.Интерактивные кроссворды. 2. Загадки. 3. Ребусы. 4. Тренажёры-игры, тренажёры раскраски. 5.Словесные игры.

Слайд 15

Интерактивная доска, как средство формирования регулятивных УУД при развитии орфографической зоркости. В своей работе я использую игровые упражнения на формирование и развитие навыков контроля и самоконтроля. Например, «Помоги Пете Ошибкину».

Слайд 16

В процессе формирования орфографической зоркости при работе с безударными гласными в корне мною была проведена диагностика по итогам 1 полугодия. Дети успешно справились, так это выглядит в сравнении с входным контрольным диктантом представлено в диаграмме.

Слайд 17

Методические рекомендации по организации и использованию приёмов работы по формированию орфографической зоркости. 1.Работу по формированию орфографической зоркости необходимо проводить на уроках русского языка учителем целенаправленно. 2. Избегать механического усвоения того или иного правила правописания, пассивности детей по усвоению того или иного вида орфограмм. 3.Знать и грамотно составлять различные виды упражнений по формированию орфографической зоркости. 4.Учить детей видеть орфограмму в слове и определять её вид. 5.Учитель должен хорошо владеть методикой проведения различных упражнений по формированию орфографической зоркости. 6.Использовать в системе разнообразные виды упражнений, которые в свою очередь активизируют умственную деятельность детей и развивают орфографическую зоркость. 7.Развивать умения находить орфограммы до написания, и определять её вид. 8.При подготовке учителя к урокам русского языка необходимо подбирать приёмы, стимулирующие детей к хорошей работе, и использовать их на каждом уроке.

Слайд 18

Вывод. Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает положительные результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности.

Слайд 19

Литература. 1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. УМК «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. – 2-е изд., дораб. АСТ.Астрель. Москва. 2011. 2. Л. Я. Желтовская , О. Б. Калинина. Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я, Желтовской, О. Б. Калининой. Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование. М. Астрель. 2012. 3. Учебник «Русский язык» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина.3 класс. Москва. Астрель.2013. 4. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС под ред. Н.Н. Деменевой. М.:АРКТИ, 2015. 5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008



Предварительный просмотр:

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в рамках УМК  «Планета знаний» при написании безударных гласных в корне слова.

«Грамотное письмо-

не просто движение пишущей руки,

а особая речевая деятельность.

Чем развитее ребенок,

чем богаче его словарь и синтаксис,

чем правильнее его произношение,

тем легче дается ему правописание»

                                Н.С. Рождественский

ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу: научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать орфографическую задачу.

Актуальность заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение.  

До сих пор одним из больных мест школы остаётся не достаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять, то или иное правило при написании слов, в неумении видеть орфограмму, мало читают, плохо развита память. Поэтому одним из главных направлений работы при обучении русскому языку считается формирование прочных навыков грамотного письма.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Так же актуальность темы обусловлена сохранением орфографических ошибок в работах учащихся, а также требованиями ФГОС начального общего образования.

 Цель моей работы:

Показать систему работы в обучении учащихся начальных классов по формированию   орфографической зоркости на уроках русского языка в рамках УМК «Планета знаний» при  написании безударных гласных в корне слова с учётом ФГОС.

Задачи:

 1.Провести анализ психолого – педагогической и учебно – методической литературы по данной теме.
2. Формировать орфографические навыки на основе понятий.
3.
 Составить  комплекс упражнений и методические рекомендации по формированию орфографической зоркости.

4. Показать использование интерактивного оборудования в целях формирования орфографической зоркости.

20.09.2017 г. был проведен входной контрольный диктант, в который входили орфограммы с безударной гласной в корне слова. 50%  обучающихся класса написали диктант на «4» и 50%  - на «3».

В программе 3 класса по УМК «Планета знаний» на раздел «Правописание и пунктуация» отводится 47 часов. ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу: научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать орфографическую задачу, т. е учащиеся должны знать и понимать: правописание безударных гласных.

  Особенности учебников «Русский язык», разработанных коллективом под руководством Л.Я.Желтовской, и  тетрадей-задачников  во всех классах сохранены. УМК «Планета знаний» издаётся под общей редакцией И.А. Петровой. Авторы разработали тетрадь для самостоятельной работы «Проверяем безударные гласные в корне слова».
Все задания тетради объединены игровым сюжетом. «Путешествуя» на весёлом паровозике от одной станции к другой, учащийся повторит всё, что ему необходимо знать о проверке безударных гласных в корне слова, одновременно обучаясь регулятивным УУД - важным навыкам самоконтроля и самооценки. В учебнике 3 класса на странице 132 есть памятка – «Орфограммы в корне слова», которой на уроках мы активно пользуемся.

Формирование орфографической зоркости условно можно разбить на 3 этапа:

1 этап: прежде всего необходимо научить слушать звуки,      определять            их количество в слогах, а затем в словах. В связи с этим особое значение приобретают упражнения слого- звукового и звуко-буквенного анализа слова.

2 этап: очень часто бывает так, что ученик знает правила, а все же допускает ошибки при письме. Учителю важно   научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

3 этап: для достижения грамотного письма необходимо научить детей одному из регулятивных УУД - самоконтролю, то есть ученик должен уметь контролировать себя во время проверки своей работы.
Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю предстоит продумать каждый из этапов урока, подобрать специальные упражнения, на основе которых будут не только получены новые знания, но и будет развиваться интеллект учащихся, их устная и письменная речь, орфографическая зоркость.

В работе я использую следующие упражнения по выработке орфографической зоркости, которые можно расположить в определённой последовательности. Вот некоторые из них:

  1. Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы, проговорить индивидуально.
  2. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух.
    Письмо под диктовку. Сначала диктую слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха провожу игру "Эхо". Читаю слово, дети повторяют его по слогам хором или шёпотом. Но так, чтобы я слышала. Ошибки исправляются и записывают слово по слогам.
  3. Письмо по памяти. Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание.
  4. Определение орфограмм «Безударные гласные» на слух и выделение их в тексте.
  5. Творческие работы. Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения сосредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений, и на логику изложения.
    Самые лёгкие творческие работы – это составление предложений по опорным словам. Обязательна проверка работы. Предлагаю детям пользоваться такой памяткой при проведении творческих работ:
    1. Составь рассказ
    2. Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.
    3. Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова.
    4. Проверь по слогам каждое слово.
    5. Проверь, все ли нужные мысли ты записал.
    В работе, использую и такие виды творческих работ. Мне они очень
    помогают в работе. Главное – при выполнении каждого упражнения закрепляется навык орфографической зоркости.
    Задание: Напишите текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом.
    Например: Живой уголок.
    Школьники устрлоии живой кологу. Там жвтиу кролик и блкеа. Ребята ухаживают за животными. Крлкоиу дтаю морковку и капусту. Блкее приносят оеирх и грбиы.
  6. Постановка пропущенных букв в места орфограмм «Безударные гласные в корне».
  7. 7.Списывание текста и выделение орфограммы - правописание безударной гласной в корне слова.
  8. Орфографические сказки играют особую роль в запоминании данной орфограммы.
  9. Например,однажды гласные О и А гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так поссорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда О и А стоят без ударения, то хотят  занять место и та и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в ее написании не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные О и А. С тех пор эти дети пишут грамотно

Нетрадиционные методы и приёмы  по формированию орфографической зоркости.

  1. Метод графических ассоциаций.

Для запоминания особенно трудных слов не жалею на уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Хочется отметить, что 1-2 вариантами дети не ограничиваются.

  1. Метод звуковых ассоциаций.

Используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.

Берёза – белая, Лимон – кислый, Мороз – узоры, Тетрадь – клетка, Лопата – острая, Базар – товар, Конструктор – робот, Концерт – ноты и т. д.

Дети ошибок в таких словах не делают, у них есть на что опираться.       

  1. «Немой» словарик. Тоже один из любимых видов работ у детей. Учитель или «ведущий» ученик молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.
  2. «Толковый» словарь. Я или ведущий ученик объясняем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений.
  3. «Картинный» словарь. Я использую отдельные предметные картинки к определённому словарному слову.
  4.  «Этический» словарик. Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают, а затем записывают слово с проговариванием.
  5. Схемы-угадайки. На доске или на карточках даю схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать (знак минус – слабая позиция):___О___О___  (воробей, молоко…)   ,___Е_____ДЬ    (медведь, тетрадь…)
  6. Копилка – минутка. На доске пишу группу словарных слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая безударные гласные в корне слова – берётся  группа словарных слов с безударными гласными. Этих слов должно быть не менее 10. Даётся 1 минута для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю), или использую шторку. Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркивая орфограммы.
  7. «Лишнее слово». Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу. Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление). Аргументов  много, и «лишних» слов тоже!
  8. «Шифровки». Шифровка «Добавь гласные».

Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.

Например: КПСТ (КАПУСТА). Можно брать не одно слово, а группу слов.

  1. Буквы  - липучки (магниты). Даю определённая орфограмма. За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. Например:

М             ШИНА                  М             ЛИНА                   М             ГАЗИН

  1. «Мудрый словарик». Я  использую в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Обогащается активный словарный состав слов.

  Например, надо дописать слова с безударными гласными в корне: Как с гуся ________________(вода).

  1. «Мнемонический»        словарик.  Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами. Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение с безударной гласной в корне, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе. Например:   ВОДА: Вода замёрзла на Волге.  И как результат -  никто в классе не делает ошибок в этом слове.
  2. «Проба пера». Предлагаю написать ребятам рассказ или сказку, используя словарные слова  на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше слов на данную орфограмму.
  3. Я беру словарик ребёнка и вразброс спрашиваю, как пишется то или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить слово по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль (простым карандашом в виде галочки в словарике).

Роль интерактивной доски при формировании орфографической  зоркости.

Основные цели использования интерактивного оборудования на уроках – это в первую очередь наглядность, эмоциональное восприятие изучаемых объектов.

Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность. Наглядная информация помогает сосредоточить внимание именно на данной орфограмме и активно задействовать зрительную память. С помощью интерактивной доски, обучающиеся легко вставляют пропущенные буквы, отгадывают загадки и слова, разгадывают кроссворды, работают маркером.

           Интерактивная доска обучающихся, а в результате активизируются внимание,         зрительная память, и как следствие – повышение эффективности обучения.

Т.е. она используется  как средство формирования регулятивных УУД при развитии орфографической зоркости. В своей работе я использую игровые упражнения на формирование и развитие навыков контроля и самоконтроля. Например,  «Помоги Пете Ошибкину».

В процессе формирования орфографической зоркости при работе с безударными гласными в корне мною была проведена диагностика по итогам 1 полугодия. Дети успешно справились, так это выглядит в сравнении с входным контрольным диктантом представлено в диаграмме, на которой видно, что 60% обучающихся повысили качество знаний по русскому языку.

В конце проделанной работы  можно сформулировать следующие методические рекомендации по организации и использованию приёмов работы по формированию орфографической зоркости.

1.Работу по формированию орфографической зоркости необходимо  проводить на уроках русского  языка   учителем целенаправленно.

2.Избегать механического усвоения того или иного правила правописания, пассивности детей  по усвоению того или иного вида орфограмм.

3.Знать и грамотно составлять различные виды упражнений по формированию орфографической зоркости.

4.Учить детей видеть орфограмму в слове и определять её вид.

5.Учитель должен хорошо владеть методикой проведения различных упражнений по формированию орфографической зоркости.

6.Использовать в системе разнообразные виды упражнений, которые в свою очередь активизируют умственную деятельность детей и развивают орфографическую зоркость.

7.Развивать умения находить орфограммы до написания, и определять её вид.

8.При подготовке учителя к урокам русского языка необходимо подбирать  приёмы, стимулирующие детей к хорошей работе,  и использовать их на каждом уроке.

Подводя итоги проделанной работы, надо сказать, что работа по формированию орфографической зоркости является неотъемлемой частью уроков русского языка, имеет очень большое значение и занимает много труда и времени.

Вывод.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает положительные  результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности.