Творческое объединение "Я-исследователь"

Кострова Екатерина Владимировна

Методические разработки для творческого объединения "Я-исследователь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

 

                               

        

Программа

дополнительного образования

интеллектуально-познавательной направленности

творческого объединения

«Я – исследователь»

        

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. 

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

 Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.  

         Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

        Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

            Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

 

  1. Цель и задачи программы  «Я – исследователь»

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность;
  • дать учащимся начальные знания в области информатики
  1. Содержание программы

      Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

         Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Возможные экскурсии — это экскурсии по наблюдению за природой и погодой.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, рассказ, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация.  

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

В последнее время в связи с внедрением ФГОС остро встает вопрос о приобщении учащихся к исследовательской деятельности. Владение учащимися методами исследовательской деятельности – важная характеристика высокого уровня образованности современных школьников. Задача учителя – использовать разные формы и средства для организации урока и внеурочных занятий. Для того, чтобы ученик мог успешно заниматься исследовательской деятельностью, необходимо обучать детей исследовательским приёмам.  Сделать уроки более насыщенными и разнообразными помогает комплект оборудования «Мобильные школьные лаборатории» (далее МШЛ), или так называемые «красные чемоданы».

Маленького ребенка окружают различные предметы, имитирующие мир взрослых, или специально придуманные для развития ребенка. Он активно манипулирует этими предметами, стремится узнать, как они устроены, для чего предназначены, пытается установить взаимосвязь между предметами и явлениями действительности. Ребенок интересуется тем, как работают различные машины и механизмы, как устроен человек, как объясняются те или иные явления природы. При этом он живет в мире ролевых игр, каждую минуту исполняя ту или иную роль, и в игре познает правила жизни в коллективе и закономерности окружающего его мира.

Всегда интересно открывать природные явления и давать им объяснения самим, строя свои предположения, формулируя идеи и проверяя их. От рождения детям присуще стремиться исследовать окружающий мир и понять, как все в этом мире устроено.  Переносные лаборатории для изучения физических, биологических и погодных явлений, комплекты измерительных инструментов, цифровых датчиков помогают ученикам описать наблюдаемое явление и объяснить его. Ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов. У них возникает интерес к исследовательской деятельности, развивается способность проводить экспериментальную деятельность. 
           Комплект «Наблюдение за погодой», «Весовые измерения», «Свет и тень», «Звук и тон» предназначены для демонстрации различных природных явлений и стимулируют учащихся к познанию мира природы.

Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы.

У учащихся 3-4  классов отличаются потребности в творческом развитии, умения и навыки, поэтому для них в учебно-тематический план введены основы информатики.

В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования обучающийся должен владеть универсальными учебными действиями, способностью их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, уметь самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, использовать ИКТ.

Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках. Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах. Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Занятия проводятся в 2 группах:

1 группа – учащиеся 2 классов;

2 группа – учащиеся 3-4 классов

Соответственно программа рассчитана на 68 часов во 2 классе, 68 часов – во 3-4 классах. Занятия проводятся в каждой группе 1 раз в неделю по 2 часа.

  1. Основные методы и технологии.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, открытые занятия, игра-расследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, дневники наблюдений

         Технологии, методики:

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         моделирующая деятельность;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии;
  • игровые технологии

  1. Личностные   и   метапредметные результаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•         учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

  1. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

  1. Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

  1. Учебно - тематическое планирование.

Тематическое планирование  2 класс (68 часов)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1-2

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое исследование?

2

3-4

Учимся задавать вопросы

2

5-6

Как выбрать тему для исследования

2

7-8

Общие сведения о погодных явлениях

2

9-10

Оформление дневника наблюдений за погодой

2

11-12

Экскурсия в природу. Наблюдение за погодными условиями и природой

2

13-14

Наблюдение и экспериментирование.

2

15-16

Вода. Свойства воды

2

17-18

Тайны воды

2

19-24

Что плавает? Что погружается?

6

25-26

Обобщающее занятие по теме «Вода и ее свойства»

2

27-28

Что такое магнит?

2

29-30

Эксперименты с магнитом

2

31-32

Экскурсия в природу. Наблюдение за погодными условиями и природой

2

33-34

Знакомство с весами

2

35-36

Весовые измерения

2

37-38

Взвешивание, меры веса

2

39-40

Равновесие

2

41-42

Обобщающее занятие по теме: «Весовые измерения»

2

43-44

Что такое свет? Основные понятия

2

45-46

Дневное освещение. Источники света

2

47-48

Можно ли видеть в темноте?

2

49-50

Тень

2

51-52

Что мы узнали о свете и тени

2

53-54

Экскурсия в природу. Наблюдение за погодными условиями и природой

2

55-56

Основные понятия о  звуке

2

57-62

Виды звуков. Музыкальные инструменты. Громкость звука

6

63-64

Обобщающее занятие «Звук и тон»

2

65-66

Конкурс рисунков и плакатов о временах года. Анализ дневников наблюдений за погодой

2

67-68

Анализ исследовательской деятельности.

2

                                                                                                                   Итого      68 часов

Тематическое планирование  3-4 класс (68 часов)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1-2

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое исследование? Учимся задавать вопросы

2

3-4

Как выбрать тему для исследования

2

5-6

Общие сведения о погодных явлениях. Оформление дневника наблюдений за погодой

2

7-8

Экскурсия в природу. Наблюдение за погодными условиями и природой

2

9-10

Наблюдение и экспериментирование.

2

11-12

Вода. Свойства воды

2

13-14

Тайны воды

2

15-18

Что плавает? Что погружается?

4

19-20

Обобщающее занятие по теме «Вода и ее свойства»

2

21-22

Что такое магнит? Эксперименты с магнитом

2

23-24

Экскурсия в природу. Наблюдение за погодными условиями и природой

2

25-26

Знакомство с весами

2

27-28

Весовые измерения

2

29-30

Взвешивание, меры веса

2

31-32

Равновесие

2

33-34

Обобщающее занятие по теме: «Весовые измерения»

2

35-36

Что такое свет? Основные понятия

2

37-38

Дневное освещение. Источники света

2

39-40

Можно ли видеть в темноте? Тень

2

41-42

Что мы узнали о свете и тени

2

43-44

Экскурсия в природу. Наблюдение за погодными условиями и природой

2

45-46

Основные понятия о  звуке

2

47-52

Виды звуков. Музыкальные инструменты. Громкость звука

6

53-54

Обобщающее занятие «Звук и тон»

2

55-56

Правила поведения в кабинете информатики. Компьютер и его основные устройства

2

57-58

Работа с мышью. Работа на клавиатуре.

2

59-60

Текстовый редактор «Word»

61-62

Форматирование текста

63-64

Графика. Раскрашивание компьютерных рисунков. Конструирование.

2

65-66

Конкурс рисунков и плакатов о временах года. Анализ дневников наблюдений за погодой

2

67-68

Анализ исследовательской деятельности.

2

                                                                                                                   Итого      68 часов

  1. Оборудование  

Для осуществления образовательного процесса творческого объединения по программе «Я - исследователь» необходимо следующее оборудование:

  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • оборудование для проведения опытов и экспериментов согласно тематическому планированию
  • дневники наблюдений за природой
  • рабочие тетради по основам информатики

Школьные переносные лаборатории "в чемоданах" немецких фирм Cornelsen Experimenta - это комплекты оборудования в компактной упаковке для организации естественно-научного практикума и демонстрационного эксперимента в начальной школе.     

Комплект «Наблюдение за погодой», «Весовые измерения», «Свет и тень», «Звук и тон» предназначены для демонстрации различных природных явлений и стимулируют учащихся к познанию мира природы.

Для группы учащихся 3-4 классов на занятиях, связанных с изучением основ информатики используется программа «Мир информатики», Microsoft Office Word.

  1. Литература

Для педагога

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
  2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
  3. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
  4. Руководство для учителя к комплекту лабораторного оборудования «Весовые измерения»
  5. Руководство для учителя к комплекту лабораторного оборудования «Свет  и тень»
  6. Руководство для учителя к комплекту лабораторного оборудования «Звук и тон»
  7. Руководство для учителя к комплекту лабораторного оборудования «Наблюдение за природой»

Для  обучающихся:

  1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  2. Рабочая тетрадь по информатике
  3. Интернет  - ресурсы



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме «Взвешивание» с использованием комплекта учебного оборудования «Весовые измерения»

Тема урока: «Взвешивание»

Цель урока: научиться определять массу предметов с помощью весов

Задачи урока:

Познавательные: ученик научится или получит возможность научиться:

- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

- сравнение и упорядочение объектов по массе.

Регулятивные: на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

Ход занятия:

I этап. Организационный момент

Добрый день! Начнем работу кружка «Я-исследователь»

Дети читают стихи

1 ученик: Я хочу узнать об этом очень,

Но никто не скажет, как назло,

Почему темно бывает ночью?

Почему бывает днём светло?

2 ученик: Это очень интересно, от кого бежит река,

Это очень интересно, что в трамвае дребезжит?
            Отчего скворец поет? Почему медведь ревет?

 Почему один в берлоге, а другой в гнезде живет?

3 ученик: Это очень интересно, кто деревья посадил?

Кто придумал крокодилу это слово «крокодил»?
            Кто назвал слона слоном, это очень интересно?
            Кто сазану и фазану дал такие имена?

4 ученик: Настал час больших секретов.

Сто вопросов – сто ответов.

Все готовимся к нему,

Отвечать на “почему?”

II этап. Сообщение темы, постановка целей и актуализация имеющихся знаний у учащихся

 (Учитель показывает два предмета, одинаковых по форме, размеру и цвету, но с разной массой)

- Чем отличаются эти предметы? (Ученики затрудняются с ответом. Учитель вызывает одного ученика к доске и просит взять пакеты в разные руки. Ученик говорит, что один предмет тяжелее, а другой – легче)

- Как называется величина, которая позволяет сравнить, какой предмет тяжелее, а какой – легче? (величина, которая позволяет сравнить, какой предмет тяжелее, а какой – легче  называется масса)

- В чем измеряется масса? (Масса измеряется в килограммах, граммах)

- А каким прибором измеряют массу предметов? (Масса предметов измеряется весами)

- А где вы в жизни встречали весы? (Я встречала весы в магазине, на кухне, в больнице)

Тема нашего занятия  «Взвешивание»

- Сформулируйте цель и задачи занятия

 Дети: 

Цель занятия: научиться определять массу предметов с помощью весов

Задачи занятия:

- познакомиться с понятием массы;

- научиться определять  массу предметов с помощью весов;

- научиться сравнивать массы предметов

Сравним с задачами, которые представлены на слайде

- Обратите внимание на свои рабочие столы, как вы считаете, чем мы будем заниматься сегодня? (Сегодня на занятии мы будем взвешивать предметы и сравнивать их массы).

Работать сегодня вы будете в парах, поэтому давайте вспомним правила совместной работы:

Работать дружно, говорить тихо, слушать внимательно

III этап. Усвоение новых знаний

 Практическая работа

Цель практической работы: определить массу предметов с помощью весов и сравнить их массы

           Предложите план проведения практической работы

Дети:

1. Инструкция по ТБ

2. Ознакомиться с оборудованием

3. Провести практическую работу

4. Зафиксировать результат в таблице

5. Сделать вывод

1. Какие правила по ТБ вы будете использовать?

- Правильно и аккуратно обращаться с оборудованием;

2. Посмотрите на свои столы и перечислите оборудование и предметы, с которыми вы сегодня будете работать

Дети: чашечные весы, прищепка, стеклянный шарик, деревянная пробка, скрепка, гири

Как вы считаете, почему эти весы на ваших столах называются чашечными? (Данные весы называются чашечными, потому что есть чашечки, на которых мы взвешиваем предметы)

3. А теперь выполните действия по инструкции, которая лежит у вас на столах, и зафиксируйте результаты опыта в таблицу: внесите значение массы и отметьте знаком «+» самый тяжелый предмет и самый легкий предмет

Название предмета

Масса

Самый тяжелый

Самый легкий

Прищепка

Стеклянный шарик

Деревянная пробка

Скрепка

Встаем на физминутку

4.  Посмотрите в свои таблицы и ответьте на вопросы: Какой предмет самый тяжелый и какова его масса?

Какой предмет самый легкий и какова его масса?

5. Давайте сделаем вывод из нашего сегодняшнего занятия:

Дети: Сегодня на занятии кружка, взвешивая предметы, мы научились сравнивать массу разных предметов

Рефлексия

Я предлагаю вам оценить свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики

           Мы предложили правильный план практической работы

           Мы верно назвали оборудование

           Мы точно зафиксировали результаты опыта

           Мы правильно сделали вывод из практической работы

Как вы оценили свои успехи?

  1. Ребята, чем вы занимались сегодня на занятии? (Сегодня на занятии мы взвешивали предметы и сравнивали их массы)
  2. Что нового вы узнали? (Как правильно взвесить предметы и сравнить их массы)
  3. Пригодятся ли вам эти знания в жизни? (Полученные знания пригодятся при покупке в магазине, при сборе урожая на огороде и при приготовлении пищи)

На этом практическая часть нашего занятия подошла к концу. Спасибо за работу!

Мы хотели бы показать, чем еще занимаются дети на занятиях кружка «Я-исследователь». Сейчас ребята покажут вам опыты, которые они уже выполняли, когда проходили тему «Вода и ее свойства».

В нашей школе есть научное общество САМИ, в котором ребята занимаются исследовательской деятельностью, результаты которой они показывают на научно-практической конференции. Перед вами сейчас выступит ученица 3 класса, член научного общества Яцкова Дарья со своей исследовательской работой.

Инструкция:

  1. Возьмите прищепку. Определите ее вес с помощью весов. Результаты занесите в таблицу.
  2. Возьмите стеклянный шарик. Определите ее вес с помощью весов. Результаты занесите в таблицу.
  3. Возьмите деревянную пробку. Определите ее вес с помощью весов. Результаты занесите в таблицу.
  4. Возьмите скрепку. Определите ее вес с помощью весов. Результаты занесите в таблицу.
  5. Сравните массы предметов.
  6. Ответьте на вопросы:

Какой самый тяжелый предмет?

Какой самый легкий предмет?

Название предмета

Масса

Самый тяжелый

Самый легкий

Прищепка

Стеклянный шарик

Деревянная пробка

Скрепка

Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики

           Мы предложили правильный план практической работы

           Мы верно назвали оборудование

           

           Мы точно зафиксировали результаты опыта

           Мы правильно сделали вывод из практической работы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Я-исследователь» Руководитель: Кострова Екатерина Владимировна

Слайд 2

Как называется величина, которая позволяет сравнить, какой предмет тяжелее, а какой легче ? В чем измеряется масса ? Каким прибором измеряют массу предметов?

Слайд 3

Тема урока: Взвешивание

Слайд 4

Цель занятия: научиться определять массу предметов с помощью весов Задачи занятия: -Познакомиться с понятием массы; -Научиться определять массу предметов с помощью весов; -Научиться сравнивать массы предметов

Слайд 5

Правила совместной работы: Работать дружно. Говорить тихо. Слушать внимательно.

Слайд 6

План проведения практической работы Инструкция по ТБ Ознакомиться с оборудованием Провести практическую работу Зафиксировать результат в таблице Сделать вывод

Слайд 7

Инструкция: 1. Возьмите прищепку. Определите ее вес с помощью весов. Результаты занесите в таблицу. 2. Возьмите стеклянный шарик. Определите ее вес с помощью весов. Результаты занесите в таблицу. 3. Возьмите деревянную пробку. Определите ее вес с помощью весов. Результаты занесите в таблицу. 4. Возьмите скрепку. Определите ее вес с помощью весов. Результаты занесите в таблицу. 5. Сравните массы предметов. 6. Ответьте на вопросы: Какой самый тяжелый предмет? Какой самый легкий предмет?

Слайд 8

Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики Мы предложили правильный план практической работы Мы верно назвали оборудование Мы точно зафиксировали результаты опыта Мы правильно сделали вывод из практической работы

Слайд 9

Молодцы!!!



Предварительный просмотр:

Урок: Познание мира.

 Тема: «Вода. Свойства воды».

Цель урока:  Показать обусловленность свойств вещества его структурой.

Задачи образовательные:

Сформировать представления учащихся о том, что вода – это вещество.

Установить основные свойства воды в процессе опытов и практических работ, учить определять по свойствам воды возможность употребления её в пищу.

Задачи развивающие:

Развивать наблюдательность, любознательность, память, умение сравнивать, делать выводы из практических работ и опытов.

Задачи воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска, глобус; раздаточный материал: таблички для проверки домашнего задания; оборудование для опытов: карточки для записи выводов, стаканы с водой, ложки, полоски белой бумаги, соль,  банки.

Ход урока

  1. Орг. Момент

 Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.

Приготовьте свои ушки и глазки,
Чтобы они могли всё видеть,
Слышать и запоминать.

А чтобы урок наш прошёл интересным и полезным. Мы должны  дополнить девиз нашего урока.

Слайд 1.

Урок мы будем ………., изучать

Информацию из урока ….. извлекать

Точку зрения……. высказывать

На вопросы …….отвечать

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом ………..! развивать

( Слова –подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать).

- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

  1. Проверка домашнего задания.

а) Опрос.

-  О чём мы говорили на прошедших занятиях.

- Как называются окружающие нас разные предметы? ( Тела)

- Какие бывают тела? ( Естественные и искусственные)  Приведите примеры тел.

- Из чего состоит каждое тело? ( Из веществ)

-Какие бывают вещества? ( Твердые, жидкие, газообразные)

- Из каких частиц состоит вещество? (Из молекул)

- Из каких частиц состоят молекулы? ( Из атомов)

б) Работа в парах.

На парте лежит карточка -табличка и частички веществ – молекулы   , расположите и приклейте частички так, чтобы это соответствовало каждому виду вещества: твёрдому, жидкому или газообразному.  А четвёртой группе нужно соотнести тела с веществами.  

3.Новая тема

а) На доске три картинки (роса, туман, иней).

- В каком состоянии находятся эти тела. Ребята, а из какого вещества состоят эти тела? ( из воды)

-Как вы думаете, какая же тема нашего урока?

 Слайд 2

- А кто из вас сможет мне ответить, что такое вода?

Слайд 3 ( Вода вещество.)

- А любое вещество имеет свои свойства.

-А о свойствах воды вам известно? (нет)

- А если мы не знаем о свойствах воды. То тогда о чём мы будем говорить? (находить свойства воды)

-Сегодня на уроке мы узнаем о воде, и какими свойствами она обладает.

Слайд 4

б) - Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

-Как вы думаете, много ли воды на Земле?

- Посмотрите, такой видят космонавты Землю из космоса.

Перед вами уменьшенная модель Земли - глобус .

Скажите, какого цвета больше?

Что же изображено голубым цветом?

-А где можно встретить воду  на нашей планете?

- Если изобразить нашу Землю в виде круга и разделить круг на четыре части, то три части  будет закрашена синим цветом, и только 1 часть закрашена коричневым.  

Голубым цветом изображены реки, моря, океаны нашей планеты. Только одна часть состоит из суши.

- Вот сколько на нашей планете воды, ребята!

Вода занимает ¾ поверхности земного шара.

          Учитель: Ребята для того, чтобы понять насколько важную роль вода          играет в жизни человека, давайте обратимся к нашим знатокам. Они подготовили небольшие сообщения о воде.

в)  Работа по учебнику.

 - Откройте учебник   . Вам нужно прочитать текст и найти правильные ответы на вопросы, которые я вам приготовила.

1 группе – У каких водоёмов селились наши предки? Как они использовали воду?

2 группе – Для чего организмам нужна вода?

3 группе – Сколько  человеку надо потреблять воды в сутки?

4 группе – Как в старину добывали воду?          

б) Практическая работа

Для того, чтобы познакомиться со свойствами воды, давайте вместе с вами отправимся в научную лабораторию.  Слайд 5.

-Кто знает, что такое лаборатория? ( место, в котором проводятся научные опыты).

Слайд 6.

- Ребята, посмотрите, эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке? Составьте слово.

Слайд 7.

( Исследователи.  Прочитать хором.)

- Кто такой исследователь? ( Человек, который изучает разные предметы и вещества.)

- Итак, что такое вода? (жидкое вещество)

-Как мы будем исследовать воду?

1. Сами проведём опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы.

Физминутка

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.

  1. Практическая работа

-Итак, переходим к опытам.

-Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь.

- После просмотра постарайтесь ответить ответить:

Какое правило самое важное?

( Видеофрагмент «Безопасность») Слайд 8.

Ответы детей.

-Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.

- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований».

Работа в парах. Слайд № 9 (картинка лаборатории)

Опыт № 1

Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?

Уч-ся: Видна

- Что можно сказать?

Вывод: вода прозрачна

Опыт № 2

  Около стакана с водой положите полоску белой бумаги. Сравните  цвет жидкости с цветом полоски. Имеет ли вода цвет?

Уч-ся: Вода не имеет цвета.

Вывод: вода не имеет цвета

-Сделайте отметку в « Листе исследований».

Опыт № 3

Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?

Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.

Вывод: Вода – жидкая; течет.

Опыт № 4

- Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?

Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.

Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится.

Опыт № 5 (фокусы)

- А сейчас ребята, я вам по секрету расскажу, что нашей Даше нравится делать фокусы. Один фокус она приготовила для нас.

Пред ней 3 бутылочки с водой и платок.

Ученица: Ну что ж,

                 Я фокусник известный

                  Чудесами вас «угощу»

                   Чистую, светлую водицу

                   В разные цвета превращу.

                  Ты вода – водица,

                  Друг мой студеный.

                  Стань вода-водица не простой – зелёной.

                 ( встряхивает бутылку, вода приобретает зелёный цвет.)

                   Ты вода-водица,

                   Светлая  как иней.

                   Стань вода- водица

                   Не простой, а синей. (встряхивает бутылочку)

 

                   Ты вода-водица,

                   Друг мой прекрасный.

                   Стань вода-водица

                   Не простой, а красной.

-Ребята, что же произошло? (Вода изменила цвет)

- А от чего зависит цвет воды? ( Цвет воды зависит от того, что в ней растворили)

- Так какое же свойство воды Ангелина подтвердила фокусом? ( вода растворитель)

- А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения?

Уч-ся: Когда утром завариваем чай или кофе. ( Отмечают в листе исследований)

Опыт № 6

- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (понюхать).

- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Не забывайте правила безопасности при определении запаха.

- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов.

Глаза мы завяжем.

- Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. ( Узнают сок, кофе)

- Какое чувство помогло вам? (обоняние)

-Почему было трудно определить третье вещество? (нет запаха)

-Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? Вода

- какой сделаем вывод?

Отметьте это свойство в «Листе исследований».

Опыт № 7

-Как можно ещё отличить вещества друг от друга? По вкусу.

- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.

-Вспомним правила безопасности.

- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю. Что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем глаза.

- Какие ощущения?

Стакан №1 – молоко(сладкий)

Стакан № 2- лимонный сок (кислый)

Стакан № 3 – вода (не имеет вкуса!!!)

- Какой вывод сделаем о вкусе воды?

 Отметьте это свойство в «Листе исследований».

- А может ли вода приобрести какой - нибудь вкус? Как? ( Посолить, посластить).

- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований

-Какое вещество было объектом наших исследований?

- Какими свойствами она обладает?

Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования.

Слайд № 10

Свойства воды        да                        нет

Прозрачность

Цвет

Жидкая, течёт

Форма

Вода- растворитель

Запах

Вкус

 

6. Работа в группах (назначаю старшего группы)

-  На партах лежат экологические знаки. Вам необходимо за короткое время создать плакат по бережному отношению к воде.

Отчет ответственных групп.

 - Какой вывод сделаем? ( К воде нужно относиться бережно, экономить воду, потому что  без нее все живое погибнет.)

7. Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итог нашего урока.

-Перечислите свойства воды.

- Как нужно относиться к воде?

 

Молодцы, ребята!   Оцените свои знания на конец урока  

8. Домашнее задание:

- Проработать материал учебника  .

-Подобрать пословицы, стихотворения о воде.



Предварительный просмотр:

Тема: Вода. Тайны воды.

 Цель: осмысление знаний о воде и её тайнах,  поиск ответов на поставленные вопросы через работу с различными источниками информации, применение полученных знаний на практике.

Задачи урока:

* самостоятельно раскрыть «Тайны» воды;

* извлекать необходимую информацию из книг и  источников  интернета;

* осознавать ценность воды и необходимость нести ответственность за ее  сохранение;

* провести эксперименты с водой

  1. Организация внимания.

- Здравствуйте, ребята.  Сегодня мы начинаем очень важную тему.

  1. Актуализация.

- Посмотрите на экран (слайд2) Что общего между этими предметами? (они все состоят из воды)

- А что вы знаете о воде? Перечислите (дети перечисляют свойства воды, называют состояния воды)

-Молодцы! Как много вы знаете о воде.

- Я обобщила ваши ответы и вот, что получилось (слайд 3)

  1. Постановка задач и темы урока.

- Давайте поиграем. Разделимся на 2 группы.  Я читаю вопросы, которые начинаются со слов: «Знаете ли вы…», а вы обсуждаете ответы в группах. Если вы верите, то ваш командир отвечает: «Да», а если не верите, то командир отвечает: «Нет».

 - Начинаем  (слайд  3,с таблицей вопросов)   (я по ходу заполняю таблицу)

 - Ребята, у нас в таблице появились и +, и -.

Значит, что-то вы уже знаете, а что-то необходимо выяснить. Вот вы и поставили учебные задачи (слайд 4)

Задачи урока (проговаривают учащиеся) : выяснить издаёт ли вода звуки, можно ли воду пить, имеет ли вода цвет

( слайд 5)

Как решить эти задачи?

- Нам это ещё не известно. А как по-другому можно назвать то, что нам неизвестно? (секрет)

-Как по-иному назвать секрет? (тайна)

-А тайна чего? (показываю на доску) (воды) (слайд 6)

Тема занятия: Тайны воды.

- Чтобы открыть тайну, что мы должны с вами сделать? ( провести исследование)

Что значит исследовать?

(Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то)

Какие методы есть у исследователя?

  • Подумать самостоятельно
  • Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники)
  • Понаблюдать
  • Посмотреть в книгах, энциклопедиях
  • Посмотреть по телевизору (по теме исследования)
  • Получить информацию у компьютера
  • Провести эксперимент

Какой первый и главный метод использует исследователь?

( Подумать самостоятельно)

 Конечно же, прежде чем приступить к исследованиям, сначала надо подумать самостоятельно.

Физминутка. Релаксация с музыкой (слайд 7)

-Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте шум моря. Представьте, что вы находитесь на солнечном берегу, и волны совсем рядом с вами. Послушайте, как море ласково успокаивает вас

Работа в группах.

-Откройте глаза. Посмотрите, мы с вами в Академии наук, а каждая ваша группа-маленькая лаборатория, которая будет раскрывать тайну воды.

Проблема: «Верите ли вы, что вода издаёт звуки?»

Изучив материал о звуках воды, мы пришли к выводу, что вода издаёт звуки только тогда, когда находится в движении. Например, ручей может журчать, водопад шуметь, дождь – стучать, а море в спокойную тихую погоду  - шептать, а в шторм - реветь.

Проблема: «Верите ли вы, что воду можно есть?»

Давайте рассмотрим содержание воды в различных продуктах и сделаем вывод

(Приложение)

Продукты питания

Содержание воды в продукте (%)

Грибы свежие

91

Майонез

25

Икра рыбная

63

Колбаса варёная

71

Крупа гречневая

14

Молоко

88

Мясо

67

Огурцы

95

Томаты

93

Чеснок

70

Рыба

85

Зефир

20

Торт

25

Апельсин

87

Хлеб

34

Вывод: Изучив таблицу, мы сделали вывод, что вода содержится во всех продуктах питания. Продукты мы едим, а значит ________ и воду. Самый высокий процент содержания воды в ___________, а самый низкий в _______________.

Проблема: Верите ли вы, что вода не имеет цвет?

Сделать вывод от чего зависит цвет воды.

Начало предложения

Конец предложения

Вода в море красная потому,

так как сквозь неё отражается грязь, тина, ил.

Вода имеет коричневый цвет,

что разная глубина.

В пасмурный день вода в море серая потому,

что в ней присутствуют красные водоросли и кораллы.

В одном из озёр вода чёрного цвета,

что хмурое небо такого же цвета.

Если смотреть сверху, то море кажется многоцветным потому,

так как торф поглощает вертикально весь свет.

Вывод: Почему некоторые моря вовсе не голубые? Цвет моря во многом зависит от того, что поглощается водой: скалы, водоросли, кораллы, небо и даже глубина.

- Ребята, в США есть солёное розовое озеро. Его розовый цвет зависит от водорослей, которые в нём растут. Однажды  фламинго сели на это озеро и пропали. Как вы думаете,  почему не было видно птиц? (птицы тоже розового цвета).

Давайте вернёмся к игре и к учебным задачам (открываю таблицу)

- Посмотрите внимательно на таблицу. У кого в процессе работы изменилось мнение?

- Давайте ещё раз вернёмся к  учебным задачам ( слайд 15)

-Верно ли, что вода издаёт звуки?

Посмотрите на мой стол. В стакане - вода. Она издаёт звуки? А если я её перелью в другой стакан (переливает). Что будет? Значит, в каком случае вода звучит? (когда она в движении)

-Верите ли вы, что воду можно есть? (ответы детей)

-Верите ли вы, что вода не имеет цвета? От чего зависит цвет воды?

Давайте проведем с вами несколько экспериментов

Эксперимент  «Цветные слои»

Нам понадобится:

• сахар,

• 4 стеклянных стакана,

• пищевая краска разных цветов – 3 цвета,

• вода,

• шприц,

• столовая ложка.

В каждый стакан добавляем разное количество сахара:

* 1 стакан – 1 ст. ложка сахара,

* 2 стакан – 2 ст. ложки сахара,

* 3 стакан – 3 ст. ложки сахара,

В стаканы, выставленные по порядку, наливаем по 3 столовых ложки воды и перемешиваем. Четвертый стакан остается пустым.

Затем в каждый стакан добавляем несколько капель одной краски и перемешиваем.

• 1ст. – красную краску

• 2ст. – зеленую краску

• 3 ст. – синюю краску

В чистый стакан начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 3-го стакана и по порядку – в обратном отсчете (3-2-1). Добавлять краски надо аккуратно, с помощью шприца, выдавливая краски по краю стенки стакана.

В стакане образуется 3 разноцветных слоя.

Делаем вывод.

Чем больше количество сахара, тем больше повышается плотность воды.

Следовательно, 3-й стакан с краской - его слой в стакане будет самым низким, так как в нем больше всего сахара. Меньше всего сахара в 1-м стакане, поэтому он окажется наверху.

Эксперимент «Цветное молоко»

Нужны: Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.

Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

-Спасибо за занятие, ребята! ( слайд 16)