Урок по рассказу Ю. Яковлева "Полосатая палка".

Кочешкова Нина ивановна

На примере литературного героя проследить перевоплощение образ героя через его переживания поступки, осмысливанин своего поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение.

Учитель начальных классов Кочешкова Н.И.

 Класс: 4.              

Программа УМК «Гармония»

Автор учебника:  О.В.Кубасова  «Литературное чтение» -Смоленск, Ассоциация XXI век, 2013г

Тема урока: Ю. Яковлев  «Полосатая палка».  

Тип урока:  Урок открытия новых знаний.

Цели и задачи:  - на примере прочитанного материала проследить перевоплощение образа героя;

  -  обучение анализу художественного произведения через   характеристику персонажа и его поступка;

- развитие умения определять тему и идею произведения;

- воспитывать ответственность за свои поступки.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация).

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  карточки,  модель «нравственной лесенки» ; силуэт героя, Толковый словарь В. И.Даля.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

(3 мин)

Эмоциональный настрой.

К нам на урок пришли учителя, которые хотят посмотреть и послушать, как вы занимаетесь, какие выводы вы можете делать, всегда ли правильно умеете оценивать поступки людей, своих товарищей, литературных героев.

 Думаю, что у вас все получится. Желаю успехов.

Приветствуют гостей, спокойно  садятся за парты.

Личностные УУД.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные  УУД.

  Развивать умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные  УУД.  

Делать выводы в результате совместной работы учащихся и учителя.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

(5-7 мин).

Предположите, какой урок у нас будет сейчас? ( урок литературнго чтения).

Я предлагаю вам составить синквейн к слову УРОК. Вспомните, как составляется синквейн, что обозначает это понятие?

Синквейн – это название формы стихотворения, причем, не подразумевающей наличие рифмы. Придумала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, увлеченная японской поэзией танка и хайку. Она назвала литературную форму на французский манер: синквейн, то есть состоящий из пяти элементов.

                     СИНКВЕЙН.

1. Название темы.

2.Описание темы ( два прилагательных).

3. Действие в рамках этой темы ( три глагола).

4.  Это фраза, показывающая отношение к теме.

5. Слово, которое повторяет суть темы.    

Мотивация.

Слайд

Свой урок мы начинаем в необычном месте, где нас радушно встречают мудрецы, которые все знают о человеческой жизни.

Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: — Что главное, скажите в человеке? -Конечно, разум- первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел.

 -Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: - Воля на пути, Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

-Что же считал главным в человеке третий мудрец?

- Давайте вернёмся к этому вопросу в конце урока.

Урок.

Интересный, познавательный.

Учимся, читаем, высказываемся.

Все получают новые открытия.

Знания.

(Дети высказывают свои варианты ответов).

III.Постановка учебной задач.

(2-3 мин).

Физминутка муз-ая.

«Две половинки».

Сообщения о творчестве писателя.

- А сейчас вспомните, с каким произведением познакомились на прошлом уроке?

Кто автор этого рассказа?

Что вы знаете об авторе?

Презентация.

Полосатая палка

Юрий Яковлевич Яковлев.

Российский детский писатель. Родился в Ленинграде.

Защищал Родину во время Великой Отечественной Войны. После войны окончил Литературный институт имени М.Горького. Работал журналистом. Сотрудничал в газетах, журналах, ездил по стране. Начал писать для детей, когда у него родился сын.

Писатель много думал о детях, об их радостях и проблемах. Писал для детей рассказы, школьные учебники и даже сценарии к мультфильмам. Основные темы его произведений – это школьная жизнь, память о героях войны, дружба человека с животными. В своих рассказах автор опирается на действительные случаи из жизни, поэтому его рассказы правдивы и интересны.

Познавательные  УУД.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в тексте

Регулятивные  УУД.

Принимать  учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать важность планирования своей деятельности.

Коммуникативные  УУД.

 Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в грамм. правильной форме.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

(10-11 мин.)

Прогнозирование.

Работу над нашим произведением я хочу начать со слов, которыми автор закончил свой рассказ?

Зачитайте

-Что хочет он сказать этими словами?

- Мнения разделились. Давайте разберёмся, кто же из вас прав?

Составление характеристики героя.

- Откройте учебники, обратимся к началу рассказа и выясним, каким автор представляет нам главного героя рассказа.

-Каким был Мишка до того, как в его руки попала полосатая палка?

Давайте охарактеризуем его.

Итак, при первом знакомстве мы видим (высказывания, зачитывание текста).

- Очень часто человека характеризуют его поступки.

- Задумывался ли он над своими поступками?

-Чем оказалась полосатая палка в его руках?

- В каких словах это выражено?

- Какие чувства он вызывал у других людей?

Подберите характеристику мальчику и его действиям; выберите из данных слов подходящие для этого поступка.

Думаю, дали верную оценку.. А вы хотели бы, чтобы окружающие испытывали такие же чувства к вам?

Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.

Искать слепого…

Отдать палку.

Совершать больше добрых поступков.

( Дети читают начало рассказа, слежу за выразительностью, эмоциональной окраской голоса )

С.59

( а он стоял в стороне, словно это его не касалось)

С.59 конец первого абзаца

* возмущение;                                                      * восхищение;

  * равнодушие ;                                                         * неловкость;

  * уважение ;                                                               * радость;

  * обиду ;                                                                      * доброжелательность;

  * чувство бессилия ;                                          * недовольство.

(Она «жгла» его руки; ему казалось, что все знают, где он взял её и каким образом; он чувствовал себя преступником…и не знал, как избавиться от этого чувства).

(Мне кажется, что Миша стал уже осознавать, что поступил неправильно…)

(Старушка его пожалела…), его осуждали.

Регулятивные  УУД .

Работать с учебником, находить нужную информацию.

Познавательные  УУД .

Находить ответы на вопросы по иллюстрациям.

Коммуникативные  УУД.

Регулятивные  УУД.

Учиться работать по составленному совместно с учителем плану.

V.Первичное закрепление во внешней речи.

(4-5 мин.)

Физпауза для всех мышц тела.

Я предлагаю вам  поработать с «нравственной лесенкой»; на которую ступеньку вы бы поставили нашего героя? Объясните свой выбор.

 (на ней 3 ступеньки, 1-я – для плохих поступков, 2-я… и 3-я - для самых хороших поступков).

Какой краской бы вы нарисовали Мишку?

- Почему выбрали именно этот цвет? С чем он у вас ассоциирует?

Наблюдение над перевоплощением характера героя.

На протяжении рассказа Мишка остаётся таким же плохим?

Давайте постараемся понять, что же повлияло на его сознание, в какой момент Мишка стал меняться, становиться другим ,более человечным?

- На прошлом уроке мы с вами разбивали текст на смысловые части и озаглавливали их. Перед вами карточки с названиями частей.

1.Знакомство с Мишкой.

2.Встреча с бабушкой.

3. Мишка силой отнимает палку у слепого.

4.Мальчик  хочет исправить злой  поступок.

5.Ещё есть надежда.

 (Надежда умирает последней).

-Выполните задание:

-Сравните, соответствует ли изложение автором событий в тексте с событиями, которые происходили в жизни?

Отчего автор сознательно нарушает ход событий?

 -Давайте прочитаем эпизод встречи мальчика со старушкой по ролям.

-На каких словах автор акцентирует внимание, он трижды употребляет их в тексте?

- Для чего автор использует этот приём, что помогают увидеть нам эти слова?

( ответы детей)

Вывод: Мы видим мальчика, который совершает плохие поступки, потому что не задумывается над их последствиями, над тем, что они могут причинить боль и даже лишить жизни других.

Чужая беда его не «трогает». Ему чужды страдания других, ведь это не касается его самого.

Здесь можно воспользоваться пословицей: «Сытый голодного не разумеет».

1 вариант- в том порядке, в котором события в жизни происходили с мальчиком.(сюжет рассказа)

2 вариант- в том порядке, в котором события изложены в тексте.(композиция рассказа).

(Сначала Мишка отнимает палку у слепого, а потом- появляется с ней во дворе и разговаривает с бабушкой.)

Нет, не соответствует.

(Картина ожила в Мишкиных мыслях после слов старухи. Если бы он не встретил старуху, то не задумался бы о похищении палки.)

(Чтение отрывка по ролям – слежу за эмоциональностью передачи слов-действий).

Чтение по ролям.

С.61-62

Как на крючок…

Цепкий крючок…

Как крючья…(ведь крючья впиваются, цепляются и не отпускают жертву. А Мишка-жертва, жертва самого себя).

(Ужас Мишки, когда он осознает, что же он натворил

(Мишка узнаёт, что человек был слепым. Эта встреча начала менять его сознание)

Познавательные  УУД.  

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в задании.

Умение пользоваться интерактивной доской.

Коммуникативные  УУД.  

Умение работать в паре и в группах.

Познавательные УУД.

  Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Личностные УУД.

Развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

 Коммуникативные  УУД .

Выразительно читать и пересказывать текст, находить заданные отрывки.

VI.Самостоятельное применение знаний и умений в новой ситуации.

(4-5 мин.)

Анализ чувств героя.

Работа над иллюстрацией из рассказа . СЛАЙД

- В рассказе « Полосатая палка» Ю. Яковлев раскрывает характер героя не только через его поступки, но и через его чувства, мысли, переживания.

 В тексте есть такая фраза: «окончательно рассорился сам с собой»?

Как вы её поняли?

Бывают ли у вас такие ссоры с самим собой? Отчего они случаются?

-Какой человек победил в душе Мишки: хороший или плохой?

Бывали ли у вас подобные ситуации? Может, вы кому-то помогли? Обидели?

Терзала ли вас совесть?

- А теперь обратимся к предпоследнему абзацу, начинающемуся со слов: Зачитаем его.

Как вы поняли, кому принадлежат эти мысли: автору или герою?

Что же это за безжалостный буравчик, который сверлил сознание мальчика, заставляя думать о человеке?

Что такое совесть? Слайд

С.63

(Им овладели противоречивые чувства. В душе героя как бы боролись два человека: прежний Мишка, разболтанный и упрямый, который не хотел возвращаться к перекрёстку и отдавать палку хозяину, и другой Мишка, который осознал свой безобразный поступок).

(Я думаю что хороший осилил плохого, ведь мальчик не выбросил палку, а стал везде искать слепогочеловека и даже решил охранять другого от случайных хулиганов - совершил благородный поступок.)

«Нет, полосатые палки выдают не слепым…»

С. 68

Автор передаёт мысли героя, здесь есть слова: «Безжалостный буравчик сверлил его сознание…»

Мишка как бы судит себя, наказывает за свой поступок, выставляет себя напоказ людям).

( Угрызения совести).

Да, это совесть. Она у него была где- то в глубине, но нашла выход из этого лабиринта.

 (В нём проснулась совесть. Значит он не совсем безнадёжный и потерянный для общества человек.)

VII.Включение в систему знаний и повторение.  

(4-5 мин.)

Как вы понимаете значение этого слова?

 Давайте разберёмся в этом понятии. Смысл его угадывается, если всмотреться в само это слово.

(Толковый словарь В.И. Даля)

Прочитайте пословицы о совести и выберите ту, которая больше всего подходит к нашему рассказу:

-Почему вы так решили?

- Можем ли мы уже сейчас поставить точку и сказать, что Мишка стал хорошим, если в нём проснулась совесть?

-Значит ли, что светлая модель нашла своё место?

-Говорит ли автор, что мальчик стал хорошим?

Есть надежда на что?

- Куда же надо спешить?

- Почему надо спешить?

На дом:

Найдем в  словаре Даля значение этого слова. Это слово состоит из двух частей: приставки со — что значит – «вместе», «соединение», корня — весть, что значит, «знать», «ведать»- знать общечеловеческие нравственные законы.

Слайд

Без совести и при большом уме не проживёшь.

Нечистая совесть спать не даёт.

Совесть без зубов, а загрызёт.

Стыд не дым, а глаза ест.

Нет, автор об этом не говорит, но мы видим его метания, его душевное беспокойство и можем сделать вывод, что Мишка одумался, он осознает, что поступил плохо.

Надежда исправиться есть всегда, нужно только осознать это и захотеть сделать все правильно.

Спешить нужно на помощь нуждающимся: всем-всем-всем!

На телевидении часто просят помочь тем детям и их родителям, которые сами не могут

бороться с болезнью, а добрые люди (их , оказывается, очень много!) помогают материально и морально безвозмездно.

  Послушайте стихотворение о совести.                                                             Совесть.

Автор:

Яна Кузовлева

Совесть,

Словно ненаписанная повесть


Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось – ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще – способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять
Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

(Чтобы жить в ладу с собой, жить по-совести, чтобы сделать мир стал добрее..)

Регулятивные  УУД.

Работать с иллюстрациями к произведениям.

Личностные УУД.

Уметь сопоставлять рисунок и произведение.

VIII.Рефлексия деятельности (Подведение итогов)

Цель: Самооценка результатов деятельности осознание метода построения, границ применения нового знания.

(2-3 мин.)

Придумайте конец этому рассказу.

Составьте свой отзыв о прочитанном, оформите его красочно.

 

Слайд .

Вернёмся на поляну к мудрецам. Что же ответил третий мудрец?

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека- совесть.

- О чем заставил нас задуматься этот рассказ? Зачем писатель создал его?

Всякое бывает в жизни, можно и оступиться. Но надо уметь найти в себе силы, чтобы сознаться в плохом поступке, исправить свою ошибку.

-Какие слова могли бы быть итогом нашей работы?

Нужно жить по совести, помогать тем, кто нуждается и ищет поддержки.

Желаю, чтобы ваша совесть никогда не заснула, чтобы светила вам ярким маяком всегда в жизни.

Этот рассказ заставил заглянуть нас в собственное сердце, в свои мысли, подумать о том, какие мы.

Рефлексия:

Ученики с опорой на план дают оценку своей работы на уроке.

Ученики выбирают и показывают карточку-смайлик.

C:\Users\Rustam\Desktop\смайл.jpgC:\Users\Rustam\Desktop\см.jpg

Сегодня я узнал…            Было интересно…    Было трудно…

Я выполнял задания…   Я понял, что…          Теперь я могу…

Я почувствовал, что…     Я приобрёл…              Я научился…

У меня получилось…      Я смог…                       Я попробую…

Меня удивило…               Урок дал мне для жизни…  Мне захотелось…

Личностные УУД.

Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой учителя.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные  УУД.  

Уметь формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию