методическая копилка

Мусаева Людмила Николаевна

 

Презентация к занятию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия30.51 КБ
Файл презентация к занятию2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

Центр Творчества и  Развития «Планета талантов»

_____________________________________________________________________________

Конспект занятия по развитию речи

для детей 6-7 лет  на тему:

"В гости сказка к нам пришла"

(по мотивам русской народной сказки "Колобок").

     Составитель:

                                                                                                Педагог дополнительного

                                                                                                образования МБУ ДО

«ЦТиР «Планета талантов»

                                                                                                    Мусаева Людмила Николаевна

Ачинск 2014

Конспект занятия по развитию речи

"В гости сказка к нам пришла"

(по мотивам русской народной сказки "Колобок").

 Цель:

Формирование навыка  подробного пересказа текста.

Задачи:

Программные задачи:

  • Формировать познавательные, коммуникативные, регулитивные УУДы;

Обучающие:

  • Обучающиеся научатся описывать животных и их характерные признаки;
  • Развивать память и воображение, логическое мышление;
  • формировать положительно-эмоциональное отношение к героям сказки.

Развивающие:

  • дети научатся выстраивать логические цепочки, научатся сравнивать (форма колобка с геометрическими формами);
  • обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;
  • совершенствовать речь, как средство общения;
  • обучающиеся научатся  самостоятельно рассуждать и давать ответы.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к народному устному творчеству, наблюдательность;
  • обучающийся научится формулировать собственное мнение и позицию;
  •  воспитывать интерес к родному языку, умение внимательно слушать рассказчика;
  • прививать любовь к русским народным сказкам.

Словарная работа: 

Активизировать словарный запас в речи детей (амбар, короб, сусек, горсть, тесто, сени, лавка, скребен, метен, "пряжон", "стужон", состряпать, авось, нехитро, подавно);

Методические приемы:

Игровая ситуация, беседа-диалог, физкультминутка "Колобок", проблемные вопросы, практические задания на осмысление текста, драматизация, загадки, рассматривание слайдов, организованный диалог, информационный поиск, анализ объектов с целью выделения признаков, произвольное  построение речевого высказывания в устной форме, самооценка.

Предварительная работа:

  • беседа о том, что такое авторская сказка и народная;
  • чтение русской народной сказки «Колобок»;
  • словарная работа над словами: амбар, короб, сусек, горсть, тесто, сени, лавка, скребен, метен, "пряжон", "стужон", состряпать, авось, нехитро, подавно;
  • отгадывание и разучивание загадок о животных;
  • игры: «Назови ласково» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов), «Четвертый лишний» и др.

Оборудование и наглядные пособия:

Иллюстрации главных героев сказки, макет колобка, импровизированное сказочное окно, магнитофон (звуки леса), листы ватмана, контуры предметов для моделирования современного колобка, проектор, проектировочная доска, костюм сказительницы, картинки к дидактическим играм, индивидуальные карточки (конфеты) для определения самооценки, презентация «Вспоминаем сказку».

Ход занятия:

Этап занятия (время)

Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

1. Организационный момент. В кабинете сказочное оформление: окно и Сказительница. Приглашаю детей на занятие.  Дети входят в группу, встают полукругом.  

Приветствие в круге.

1 минута

2. Образовательная  часть занятия.

Дидактическая игра «Отгадай загадку»

12  минут

  1. Беседа по содержанию произведения

Педагог:

Собирайтесь дети в круг я твой друг, и ты мой друг, вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Улыбнулась я себе,

Улыбнулась я тебе,

Улыбаюсь целый день,

Улыбаться мне не лень!

Улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение на весь день!

- Ребята, посмотрите вокруг себя, что необычного вы увидели? (ответы детей).

(Звучит музыка. Появляется сказительница, открывает волшебное окно.)

Сказительница:

В некотором царстве, в некотором государстве жили – были...

Педагог:

 Подождите, уважаемая сказительница, а пусть ребята сами узнают,  в гости к  какой сказке мы сегодня отправимся.

Сказительница:

- Согласна. Я приготовила для ребят загадки о героях этой сказки.

Для ума зарядка - хитрая загадка.
(Загадки-добавлялки с отгадками в рифму)
Летом скачет в шубке серой,
А зимою в шубке белой
Длинноухий побегайчик,
Маленький трусишка…
(Зайчик)
День и ночь по лесу рыщет,
Для себя добычу ищет,
А найдет – зубами щелк! –
И поест голодный…
(Волк)
Любит мед и даже слишком
Бурый косолапый…
(Мишка)
Обитает среди леса
Ярко-рыжая принцесса –
Превеликая хитрица,
И зовут ее...
(Лисица)

Ходит он на двух ногах,
Повторяя: «Ох!» и «Ах!»
Говорят, ему сто лет,
Он ворчливый старый…
(Дед)

Как появится мука,
Печь не станет колобка,
Испечет оладушки
Старенькая…
(Бабушка)

Он ушел от бабки с дедом,
Не хотел их быть обедом
По тропинке прыг да скок
Укатился…
(Колобок)
Сказительница:

Молодцы, вы хорошо справились с моим заданием.

Про героев, какой сказки были загадки?

 (ответы детей)

Педагог:

Верно, сегодня мы собрались с вами, чтобы совершить путешествие в сказку «Колобок».

 Вы готовы к путешествию в сказку? (ответы детей).

Сказительница:

(Звучит сказочная музыка)

- Сейчас я начну рассказывать вам сказку, но когда мой колобок прыгнет к кому-нибудь из вас в руки, тот к кому он прыгнет, должен будет продолжить сказку дальше. Согласны? Готовы?

- Свеча загорается – сказка начинается…

(Свет гаснет, можно зажечь свечи).

Просмотр презентации сказки «Колобок».

Сказительница рассказывает сказку и иногда передает колобка детям.

  1. Почему это произведение называется сказкой? («Это произведение называется сказкой потому, что животные могут разговаривать, чего не бывает в жизни, а только бывает в сказках»).
  2. Как вы поняли название сказки – «Колобок»? Почему она так называется? (ответы детей).
  3. Все ли слова вам были понятны из текста сказки? (ответы детей).
  4. Объясните значение слов «амбар», «по сусекам», «скребен», «метен», «стужон».

(ответы детей).

Способствовать формированию навыков взаимодействия и сотрудничества.

Моделирование ситуации для осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме

3.Закрепление пройденного материала.

10 минут

Педагог:

- Ребята, вам понравилась такая сказка? Герои не хотят нас отпускать и просят нас выполнить их задания. Попробуем выполнить задания?

(ответы детей)

Педагог:

- Итак, 1 задание от  Зайчика

(на слайде появляется1-ый  сказочный герой)

 Физминутка "Колобок".

Жили-были дед и баба  

На полянке у реки   (Полуприсед с выносом пятки вперед)

И любили очень, очень

На сметане колобки.       (Поглаживание животика)

 Баба тесто замесила,     (Движения, имитирующие замешивание теста, лепку колобка)

Колобка она слепила,

В печь его поставила,  (Наклон вперед, руки развести в стороны).

Там его оставила. («Пружинки» с поворотами, руки на поясе, руки вверх и через стороны вниз)

 Вышел он румян, пригож  (Движения руками вправо-влево (внизу))

И на солнышко похож. (Наклон вперед, руки "полочкой", голова лежит на руках)

Он хотел остыть немножко

 И улегся на окошко.

Не хотел он там лежать, (Наклоны головы вправо, влево)

Захотел он убежать.  

Огород он пересек и пустился наутек. (Бег под музыку)

Педагог:

Молодцы! А 2 задание  от  Волка

(на слайде появляется 2-ой  сказочный герой)

Педагог:

Молодцы! А 3 задание  от  Медведя

(на слайде появляется 3-ий  сказочный герой)

Педагог:

Молодцы! А 4 задание  от  Лисы

(на слайде появляется 4-ый  сказочный герой)

Педагог:

Молодцы! А 5 задание  от  Колобка

(на слайде появляется 5-ый  сказочный герой)

Создание ситуации конструктивного взаимодействия.

Формирование

познавательных УУД (классификация предметов, анализ объектов с целью выделения признаков)

4. Творческая работа в группах

5 минут

Педагог:

- А сейчас, ребята, мы с вами попробуем представить колобка нашего времени.

Как вы думаете, каким должен быть колобок? (ответы детей)

- А давайте мы разделимся на две группы и попробуем придумать образ своего колобка.

- Ребята, на столе лежат разные предметы, которые помогут вам придумать образ современного колобка.

(На столе лежат картинки следующих предметов: шаблон колобка, кепки, перчатки, мотоцикл, машина, сотовый телефон, ботинки, солнечные очки и др.)

(Работа над новым образом колобка по группам).

Сказительница направляет деятельность 1 группы, а педагог группы 2.

Моделирование ситуации информационного поиска и возможности проявления навыков групповой работы. 

5. Рефлексия

(Игра «Настроение»)

2 минуты

Сказительница:

- Молодцы! Мне очень понравилось сегодня у вас. Какой красивый образ современного колобка вы придумали, я обязательно расскажу об этом в сказке.

Вы так хорошо выполняли все задания, что и мне захотелось в своем сказочном лесу устроить ….

- Не буду терять ни одной минуты, до свидания, ребята.

- Тут и сказочке конец, а кто слушал, молодец!

(сказочное окно закрывается)

Педагог:

До свиданья, Сказительница!

Педагог:

- А сейчас я хочу посмотреть, всем ли понравилось путешествие в сказку? У вас есть чупа-чупс разного цвета. Конфеты необычные, они помогут нам узнать, всем ли понравилось путешествие, а может кому-то, было не интересно путешествовать в сказку.

- Итак, если вам понравилось – выберите  красную конфету, а если не очень, то зеленую (желтую).

(Выбор детей).

- Молодцы, я рада, что вам  понравилось.

(если есть те, кому не понравилось, то проговорить почему)

- Занятие закончено.  Что делают зрители, когда заканчивается сказка? Аплодируют. Вот и мы давайте аплодисментами поблагодарим друг друга. Спасибо всем!!!

Моделирование ситуации самооценки и рефликсии


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Жили-были старик со старухой…

Слайд 3

По амбару поскребла, по сусекам помела…

Слайд 4

Катится, катится, а навстречу ему…

Слайд 5

И колобок запел…

Слайд 6

Катится колобок дальше, а навстречу ему…

Слайд 7

Потом повстречался колобку…

Слайд 8

Колобок запел…

Слайд 9

Катится колобок по лесу, а навстречу ему…

Слайд 10

Какой формы и какого цвета испекла бабка колобок?

Слайд 11

Кого встретил колобок в лесу?

Слайд 12

Какую песенку пел колобок?

Слайд 13

Что такое колобок?

Слайд 14

Как ты понимаешь фразу: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!»?