Эссе "Я - учитель"

Якушева Александра Владимировна

На конкурс муниципального уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_ya_uchitel.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я — учитель»

        Главным мотивом выбора профессии учителя для меня это престижность. Жизненный опыт мне показал, что учителя и врачи никогда не останутся без работы, так как эти профессии всегда востребованы. Меня привлек образ жизни педагогов, открывающиеся личностные возможности, связанные со спецификой профессии. Немаловажную роль играет и помощь опытных учителей их дружеская поддержка.

     Я считаю, что в работе учителя очень важен принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог. Писатель Владимир Даль отмечал, что гуманизм характерен для образованного человека и для педагога, призванного формировать личность. Переживания за ребенка, его здоровье, внутренний мир, жизненные ситуации с настоящим проявлением любви воспитателя к воспитаннику. Любовь позволяет понять духовную сущность ребенка, иногда отождествить с ней. В. Сухомлинский отмечал: "Педагог без любви к ребенку - это все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета". Чувство любви лишает корысти, предполагает способность извиняться, толерантность, терпение.

       Человеческая жизнь – это непрерывная учеба. Младенец — первый ученик. Смотря на улыбку мамы, учится улыбаться, затем учится ходить, говорить, есть… Окружающие — это его первые учителя. Потом их будет много: родные, друзья, соседи, случайные попутчики, книги, но неизменно в душу каждого человека войдет школьный учитель. Так было и со мной. В школе моим классным руководителем была Хворова Ольга Аркадьевна, (царство ей небесное), именно она привила мне некоторые качества, наверное, это сыграло огромную роль в выборе профессии.
    С течением времени меняются требования, предъявляемые государством к личности учителя. «Когда благородный муж учит и воспитывает, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, указывает путь, но позволяет ученику идти самому…», — писал Конфуций. Сегодня президентская инициатива «Наша новая школа» ставит перед учителем задачу: не просто научить чему-то, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования, дать возможность ученику раскрыть способности, подготовиться к жизни. Это принципы построения современного образования, которые лежат в основе моей педагогической деятельности. И поэтому мне легко работать.
      Я – Учитель! Это звучит гордо! Начинаю урок и прекрасно понимаю, что мои ученики понесут в жизнь все то, чему я их научу. Поэтому ежедневно чувствую ответственность за будущее моих детей и несу в класс увлеченность, любовь и, конечно же, знания, освещенные этой любовью, своим жизненным опытом. Мне кажется, учителю достаточно иметь два качества – большие знания и большое сердце.
         Я смотрю в глаза своих учеников и вижу в них безмерное доверие и любознательность. Я понимаю, что должна не просто вложить в детей премудрости наук, главное мое предназначение – научить детей впитывать знания с охотой, открыть перед ними мир, научить их жить в этом мире. Я учу их мыслить, учу слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – учу учиться, самостоятельно видеть проблемы, искать пути их решения, опираться на знания и верить в победу. Всегда идти только вперед.
       Главный принцип в работе учителя я для себя определила  и стараюсь следовать ему всегда: обучать и воспитывать собственным примером. Учу других и учусь сама. Подавать положительный пример не так уж легко, ведь приходится в какой-то мере переделывать себя. Все мы знаем, что переделать других – очень легко, себя – намного труднее. Каждый из нас обладает недостатками, которые он бы не хотел видеть в своих воспитанниках. Стараюсь искоренить или хотя бы уменьшить степень этих недостатков в себе, чтобы не привить их своим ученикам.
       Я полюбила свою профессию и очень рада, что судьба дала мне возможность называться этим очень не простым, но замечательным словом «Учитель».
Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое.  Дети всегда остаются детьми, учителя  - учителями. Меняются времена, но  позиция педагога должна оставаться прежней:
– ученику нужно отдавать не только некую сумму знаний, но и частичку своей души.
– уважение между учителем и учеником должно быть взаимным.
– «плохой» ученик не есть плохой человек
– каждый ребенок вправе рассчитывать на внимание, заботу и любовь
– учитель лишь тогда сможет научить чему-то детей, когда он любит их и свой предмет.
На мой взгляд, школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее.

        На мой взгляд смысл педагогической профессии заключается во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. Будучи связана с человеком, эта профессия требует особой ответственности и чувства долга. Педагог должен обладать определенным типом мышления, что объясняется характером его деятельности. Особенностью педагогической профессии является ее двойственность: с одной стороны педагог должен обладать знаниями о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития и т. д., с другой стороны, он должен в полной мере владеть предметом своей предметной специализации. Первоначальной задачей педагога является налаживание контакта с учениками, далее – передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной предметной области, выявление общественных целей и концентрация усилий других людей на их достижение.

Древнейшая профессия учителя в настоящее время получает новое развитие, отражающее потребности современной школы на пути ее гуманизации и демократизации.

Деятельность учителя - это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать не окрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить живого содружества педагога с детьми. Ум воспитывается умом, совесть - совестью. Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти, дирижером мыслей и чувств, судьей первых поступков человека, садовником, выращивающим розы… И все это чистая правда. Только в отличие от других профессий учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда.

Учителю нужна неиссякаемая сила доброй надежды, чтобы увидеть в каком-нибудь шалуне будущего творца и созидателя. Свое вдохновение учитель черпает из сознания своего долга перед настоящим и будущим.

Учитель - это человек, устремленный в будущее. Его деятельность ориентирована на формирование человека, чья активность развернется завтра, в изменившихся условиях. Учитель управляет самым сложным процессом - процессом формирования личности. Сложность этого процесса определяется постоянным изменением личности воспитанника. Главное в его работе - управление возникающими в процессе обучения и воспитания отношениями. Учитель должен уметь находить верные педагогические решения в минимальное время с учетом многих конкретных условий данной ситуации, что всегда сложно.

Общество возлагает на учителя особую ответственность. Учитель формирует знания, умения, привычки, идеалы и жизненные установки ребенка, в его руках участь целой жизни человека. Еще древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, - граждане только будут несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и глупых людей.

Будущее нашей страны и общества напрямую зависит от учителя… Как воспитаем, чему научим - таков результат будущего поколения, общества. Поэтому одна из главных миссий учителя, на мой взгляд,- воспитание Человека с большой буквы. Жизнь- это лабиринт со многими тупиками, и надо научить детей выходить из этих тупиков. Но как это сделать?

     Современный идеал педагога - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, который принимает судьбу Отечества как свою личную, которому не безразлично настоящее и будущее своей страны. Поэтому, я считаю, все действия педагога должны быть направлены на воспитание гражданина, любящего свою страну, не безразличного к ее судьбе, имеющего твердую гражданскую позицию, на воспитание человека, который хочет и умеет быть полезным обществу, а без таких людей не может быть прогресса; воспитание личности, у которой понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека стоит на первом месте, на воспитание всесторонне развитой духовно-нравственной личности, которая сможет грамотно применить  свои знания и будет востребована в обществе. Становление успешной, саморазвивающейся  личности, успешность и компетентность профессионалов- залог процветания страны.В связи с этим определяется основные задачи : дать знания, которые помогут ученикам свободно существовать в  современном информационном обществе; формирование у учащихся самостоятельности в учебном процессе, это тот инструмент, который поможет в будущем приобретать новые знания; развивать культуру речи, которая поможет доказывать и пояснять свою точку зрения. Учитель может и должен развивать личностные качества учеников в нужных для общества направлениях. Направлять их жизненную  энергию  по нужной траектории, которая приведет к развитию личности и профессиональной компетентности. Вооружить инструментами ,которые   помогли бы  ученику найти свое  место в этом сложном мире и  ответственно относиться к тому, что делаешь. Помочь осознать ученику, чем он профессиональнее, компетентнее и грамотнее,   тем и общество, в котором он находится, будет прогрессивнее. Значит, уровень развития общества и учителя  находятся в прямой пропорциональной зависимости. Со стороны государства к личности учителя предъявляются высокие требования. Остановлюсь на некоторых из них: активно применять в своей работе новые информационные технологии и ресурсы; быть активным    профессионалом, который может поделиться своим опытом и помочь своим коллегам  найти пути развития в педагогическом творчестве; повышать свою профессиональную компетентность,  без которой невозможно работать с современными детьми и в  современной школе;  быть нравственным примером для окружающих. Нравственность учителя, моральные нормы, которые являются главными в его  деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания.

       Сегодня в мире существует много проблем, но нужно начинать их решать именно с воспитания и образования, но мало кто точно знает все основные проблемы современного образования и пути их решения, так как часто люди заняты не тем чем нужно. Если не решить данную проблему, то нет смысла начинать решать другие проблемы, так как все они вернуться обратно. Ум человека, его мысли и чувства – это самое важное и часто на это влияет наша система образования.

Самая главная ошибка и проблема современного образования, это оценивание каждого ученика по отдельности и по одинаковым критериям. Мы не роботы, мы люди, у кого-то развита лучше память, логическое мышление, а у кого-то творческое. Нельзя одного человека называть отличником, а другого умственно отсталым ребенком. Даже учитесь сегодня, не может быть точно уверенным в правильном ответе, так как знания устарели и нужны новые ответы на вопросы.

Чтобы проблемы современного образования исчезли, нужно сделать общую оценку всего класса. Тогда каждый ученик не будет эгоистически работать на свою собственную оценку, а начнет помогать соседу по парте и всему классу улучшить поведения и знания в том или ином предмете. Когда будет одна оценка для всего класса, дети начнут учиться работать в группе и вместе обучаться новым знаниям и ответам.

Проблемы финансирования. Отечественная система образования долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее актуальные проблемы образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

          Какую же колоссальную ответственность несет учитель. Задачу учителя я вижу в том, чтобы помочь ребенку войти в несовершенный мир не как посетителю, нуждающемуся в пояснениях экскурсовода и постоянном сопровождении, а как полноправному жителю. Учительский труд – особая сфера деятельности. Учительский труд - это постоянная обеспокоенность, озабоченность, которая не дает расслабиться, заставляет действовать, искать, внедрять. Но кроме всего этого учитель должен быть на своём уроке творцом. Во всем должна проявляться увлеченность, любовь к предмету, к детям. Это притягивает детей. Чтобы стать таким, нужно учиться. Меня этому учат не только книги, а больше даже собственные ученики изо дня в день, от урока к уроку и трудности, которые встречаются на пути. И останавливаться нельзя, потому что учитель всегда должен быть умнее. В современном мире нельзя делать передышки. Такой темп работы очень труден, но он несет меня в ногу со временем. И надо быть очень способным учеником, чтобы учиться у времени, в котором живем. От учителя требуется столько душевных и физических сил, столько внимания и заботы, столько энергии, любви к своей профессии и к детям. Вспоминаются слова Л.Н.Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученику, он – совершенный учитель». В наше время отставать от жизни нельзя. Учителю нужно много знать и много уметь. Для этого я много работаю над самообразованием, мне интересны многие актуальные педагогические темы: и обучение предмету, и развитие учащихся средствами своего предмета, и воспитание учащихся.

          Прошло …5.. лет как работаю учителем истории и обществознания. Я поняла формулу успеха учителя, о которой часто говорят. Она состоит из трёх слагаемых : любви к детям, любви к профессии и любви к преподаваемому предмету. Очень трудно удерживать вершину ученического признания и уважения . Но я ни разу не пожалела о своем выборе, потому что мне действительно нравится работать учителем!

Учитель – кто это такой?
Наставник или назидатель?
А может, он творец и душ ваятель?
А может, просто человек,
След оставляющий навек?
И простотой и глубиной души
Способный в жизни выстроить «мосты»,
Дарить всем знанья и уменья,
Делиться добрым настроеньем!
Учитель – кто это такой?
Кто может дать ответ простой?
Он- друг, Он - брат, путеводитель,
И это все – УЧИТЕЛЬ!