Блог по самообразованию.

Лебедикова Елена Александровна

 

 

План работы  по теме самообразования

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

 

Цель самообразования: повышение своего профессионального мастерства и компетентности  совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности дорожно-транспортной среде.

Задачи самообразования:

- формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;

- расширять словарный запас по дорожной лексике;

- активизировать взаимодействие с родителями;

- сплотить детский коллектив.

Тема самообразования:

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Цель: создание оптимальных условий для формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.

Задачи:

· Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.

· Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.

· Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.

· Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

· Активизировать работу педагогов и родителей воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного  травматизма, посредством  включения родителей воспитанников в образовательную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика  показывает: ситуация  с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.

Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Находясь на проезжей части или играя  на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

В группе накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.

Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.

Основой содержания работы с детьми  в условиях их вариативности являются 5 направлений, соответствующие основным линиям развития ребенка:

  • Познавательное.
  • Речевое.
  • Социально-личностное.
  • Художественно-эстетическое.
  • Физическое.

Положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.

Актуальность

Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста
отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и
особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских
учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.  Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы по самообразованию.

Формы и методы обучения дошкольников ПДД

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький)

С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе.

Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

Формы работы с детьми:

  • Знакомство с художественной литературой.
  • Экскурсии, наблюдения, прогулки.
  • Развлечения и досуги.
  • Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.
  • Работа с родителями: консультации, беседы.
  • Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов.
  • Изготовление папок передвижек

Ожидаемые результаты:

  • Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
  • Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
  • Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
  • Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование работы

Месяц

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Практический выход

Сентябрь

Изучение методической литературы.

Самоанализ педагогов «Что я знаю о ПДД».

Диагностика

Просмотр и обсуждение мультфильма «Светофор» (серия «Смешарики»). Цель: запомнить правила дорожного движения.

Отгадывание загадок по ПДД. Цель: обучать детей находить отгадку по описанию.

Сюжетно-ролевая игра «Такси». Цель: Закрепить знания детей о профессии «таксист»

Легковой и грузовой транспорт. Цель: закреплять умения различать грузовой и легковой транспорт

Анкетирование родителей

                             Памятка родителям о дорожной безопасности

Картотека подвижных игр для ознакомления детей с правилами дорожного движения.

Октябрь

Изучение методической литературы.

Консультирование воспитателей «Организация занятий по обучению ПДД».

Знакомство с дорожными знаками.

Рассматривание сюжетных картинок по теме «Улица». Цель: закрепить навыки организованного поведения на улице.

Сюжетно-ролевая игра «Мы едем в гости» Цель: учить правильно вести себя в общественном транспорте

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый». Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Слушание песни «Дорожный знак», муз. Е. Зарицкой, сл. И. Шевчука. Цель: закреплять знания о дорожных знаках.

Памятка для родителей и детей «О безопасном маршруте следования и о сложных участках на дороге»

Подбор литературы по ПДД

Ноябрь

Изучение методической литературы.

Просмотр развивающего мультфильма «Дорожные знаки для детей со стихами» Цель: знакомство с дорожными знаками.

Подвижная игра «Воробушек и автомобиль». Цель: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.

Чтение М. Пожарского «Машины». Цель: обучать детей внимательно слушать и понимать содержание прочитанного, закреплять знания о транспорте.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Цель: закреплять знания об автобусе, его назначении

 

Беседа с родителями «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».

Изготовление  светофора для подвижной игры.

Декабрь

Изучение методической литературы.

Консультация «Формирование у детей навыков осознанно безопасного поведения на улице»

Беседа «Правила дорожного движения выполняй без возражения»
Цель: ознакомить детей с движением транспорта и пешеходов;
 воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения.

Чтение стихов, произведений о ПДД

Подвижная игра «Будь внимателен». Цель: воспитывать действовать по звуковому сигналу.

Работа с мелким строительным материалом: постройка легкового автомобиля.

Аппликация «Светофор». Цель: стимулировать детей к передаче в своих работах впечатления.

Памятка родителям по правилам дорожного движения

Картотека бесед по ПДД.

Январь

Изучение методической литературы.

Дидактическая игра «Назови правильно». Цель: закрепить понятия «справа» «слева» «снизу» «сверху» развивать умение ориентироваться в пространстве

Чтение А. Тюняева «Правила дорожного движения». Цель: воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения

Игра «Починим светофор» - закрепить порядок цветов в светофоре.

Ситуативное общение «Как мы играем на улице зимой».

Беседа: «Осторожно, скользкая дорога!»

Привлечение родителей к созданию (обогащению) развивающей среды по изучению ПДД.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Разработка конспекта занятия по теме ПДД

Февраль                                                                                                                                                                                                                                                   

Изучение методической литературы.

Пополнить играми содержание уголков по ПДД.

Беседа с детьми «Для чего нам нужен светофор» - закреплять знания детей о светофоре, его назначении.

Чтение детям рассказа Н. Калининой «Как ребята переходили улицу».

Игровая ситуация: «Как две упрямые машины не хотели уступить друг другу».

Рисование «Дорога для автомобилей».

Сюжетно-ролевая игра «Пешеходный переход».

Работа с родителями: папка - передвижка «ПДД».

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения.

Март

Изучение методической литературы.

Создание заданий «Я знаю ПДД».

Заучивание считалки. Цель: развивать умение четко проговаривать каждое слово, воспитывать умение использовать считалку в игре.

Чтение «Мальчик и сто автомобилей». Цель: учить детей отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать суть произведения.

Рисование «Дорога и пешеходный переход».

Сюжетно-ролевая игра «Мы - водители». Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия с определенными правилами, закрепить правила дорожного движения для водителей и пешеходов.

Консультация «Как выработать навыки безопасного поведения на улице».

Изготовление картотеки  считалок, скороговорок и загадок на тему «ПДД».

Апрель

Создание презентации по правилам дорожного движения

Просмотр мультфильма «Светофор. Обучающая детская песенка. Мультик про машинки. Учим правила дорожного движения.

Чтение С. Волкова «Правила дорожного движения» Цель: закреплять знания ПДД.

Подвижная игра «Ловкий пешеход» Цель: развивать ловкость, действовать по сигналу. Беседа «О полосатой «зебре» и о дорожном знаке «Пешеходный переход».

Совместный конкурс рисунков: «Азбука безопасного поведения на дороге»

Оформление макета по ПДД.

Май

Анализ своей работы

Составить отчёт и презентацию о работе по самообразованию

Просмотр мультфильма «Мультик для детей. «Авария на дороге». Цель: продолжать изучать Правила дорожного движения

 

Беседа «Когда мы пассажиры»
Цель: добиться, чтобы дети усвоили
понятия «Пешеход», «Пассажир» и
получили представление о правильном
поведении в общественном транспорте.
 

Подвижная игра «Найди свой цвет» 

 

Чтение детских стихов про машины. Цель: вспомнить какие виды транспорта бывают их назначение.

Диагностика

Рекомендации  по закреплению правил безопасного поведения у детей на летний период.

Развлечение по ПДД «В гостях у Светофорика»

Перспективное планирование по теме самообразования «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения» на 20__ - 20__ учебный год

Месяц

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Сентябрь

1. Постройка из конструктора «Наш участок»,  обыгрывание постройки.

2. Составление с детьми рассказа о своём пути из дома в детский сад.

3. Рассматривание картинок о видах транспорта. Рисование  на данную тематику.

4. Целевая  прогулка: наблюдение за движением пешеходов.

5. Чтение рассказа «Машины на нашей улице» М. Ильин, Е. Сегал.

6. Рисование: «Безопасные места для перехода улицы»

7.  Подвижная игра

8. Обыгрывание ситуаций на макете улицы города.

Консультация для воспитателей:

«Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения»

1. Беседа «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют»

 2. Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребёнку велосипед».

 3. Папка-передвижка «Шагаем осторожно!».

Октябрь

1. Беседа с детьми «Виды светофоров и их назначение». Рассматривание макета светофора.

2. Конструирование из цветной бумаги и картона  модели  светофора.

3. Постройка из конструктора «Улица с перекрестком» и обыграть это.

4. Беседа с детьми «Перекресток - что это? Что и кто помогает регулировать перекресток?»

5. Дидактические игры

6. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

Подготовка к проведению развлечений с детьми по ПДД

1. Привлечь родителей к  изготовлению фотоальбома «Дорожные знаки».

2. Памятка для родителей «Дети и дорога».

Ноябрь

1. Беседа с детьми о запрещающих знаках

2. Чтение стихотворения «Для чего нам светофор» О. Тарутина

3. Тематическая прогулка «Правила для пешеходов»

4. Рассматривание рисунков со знаками «Движение запрещено», «Опасность», «Поворот». Рассматривание картин с изображением грузовых и легковых автомобилей. Сравнение грузового и легкового автомобиля.

5. Дидактические игры

6. Беседа «Поведение детей на дорогах и улицах»

7. Чтение: С. Волков «Про правила движения»

8. Сюжетно-ролевые игры «Гараж»

Организация и проведение игр по ПДД

1. Папка-передвижка «Красный, жёлтый, зелёный».

Декабрь

1. Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые могут встретиться  на дороге.

2. Рисование дорожных знаков по желанию.

3. Постройка  из строительного материала «Железнодорожный вокзал» и обыграть его.

4. Чтение стихотворения «Бездельник светофор» С. Михалков

6. Дидактические игры

7. Беседа «Правила перехода улиц и дорог»

8. Чтение рассказа «Машина, которую рисовать научили» И. Серяков

9. Беседа «Новогодние фейверки. Правила безопасности»

Консультация «Безопасность детей на улицах города»

1. Консультация «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами».

Январь

1. Беседа о информационно-указательных знаках

2. Изготовление из картона (бумаги) предписывающих знаков

3. Чтение рассказа «Светофор» Б. Житков

4. Дидактические игры

5. Подвижные игры

6. Беседа на тему «Осторожно, скользкая дорога!»

7. Чтение стихотворения А. Ганюва «Гололёд».

Проведение  тематической недели

«Школа дорожных наук»

Консультация «Совместная прогулка детей и родителей».

Февраль

1. Беседа на тему «Как безопасно перейти дорогу?»

2. Беседа о том, где можно и где нельзя играть.

3. Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка».

4. Дидактические игры

5. Подвижные игры

6. Заучивание стихотворения Михалков С. «Постовой»

7. Конструирование «Улица города»

Консультация для воспитателей «Система работы по ПДД»

1. Папка-передвижка «Зимние игры на улице: чем они опасны?»

Март

1. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».

2. Рисование специальных видов транспорта

3. Дидактические игры

4. Заучивание стихотворения «Запрещается – разрешается» В. Семурина.

5. Рассказ об  опасных ситуациях на дороге и объяснение, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые. Предложить детям, используя игрушки, рассказать о поездке в транспорте.

6. Рисование различных марок и видов машин

7. Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки»

Консультация «Безопасность детей»

1. Изготовление родителями костюмов, атрибутов для театрализованных игр по ПДД.

Апрель

1. Оформление папки-передвижки «Правила дорожного движения»

2. Беседа «Я и мой велосипед».

3. Загадывание  загадок по правилам дорожного движения.

4. Рисование различных видов пешеходных переходов.

5. Чтение худ. произведений С. Волков «Правила дорожного движения.

6. Целевая прогулка «Покажи и назови известный дорожный знак»

7. Игра «Чья команда назовет больше дорожных знаков», «Движение по спирали»

8. Чтение рассказа «Ученый дружок» И. Серяков

Консультация «Организация работы с детьми по ПДД»

1. Выставка детской литературы для чтения по ПДД.

2. Папка-передвижка «Добрая дорога детства».

Май

1.Чтение: А. Дорохова «Подземный переход».

2. Инсценирование песни «По улице, по улице».

3. Целевая прогулка «Пешеходный переход»

4. Беседа «Виды дорожных знаков»

5. Изготовление указательных знаков для игр с макетом

6. Дидактическая игра

7. Рисование дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено»

8. Загадывание загадок о правилах дорожного движения

Изготовление игр по ПДД

1. Памятка «Улица – лучший учебник» (Правила дорожного движения).

2. Консультации на тему: «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице»

 

 

 

 

 

 

 

 

План самообразования воспитателя ДОУ по теме: «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Задачи:

-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

-составить картотеку дидактических игр для детей дошкольного возраста;

-повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру;

-развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. «Мозаика-Синтез», Москва, 2015.;

2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008.;

3. Дидактические игры и занятия с детьми дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Москва « Просвещение», 1977г.;

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию)

Работа с детьми

Сентябрь

Знакомство  детей с подвижными дидактическими играми.

Совместная игровая деятельность.

Ноябрь

Знакомство с дидактическими играми на развитие речи.

Совместная игровая деятельность.

Январь

Знакомство с дидактическими играми и упражнениями на формирование математических представлений.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Март

Знакомство с дидактическими играми по нравственному и трудовому воспитанию.

Совместная игровая деятельность.

Апрель

Дидактические игры на закрепление изученного материала.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Май

Дидактические игры на закрепление изученного материала.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Работа с семьей.

Сентябрь

Анкетирование родителей «Что вы знаете о дидактических играх?» с целью выявления знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребенка.

Составление плана работы с родителями с целью повышения педагогической грамотности в вопросах развития и обучения своих детей.

Октябрь

Консультация «Дидактические игры - что это такое? »

Информация в уголке для любознательных родителей.

Ноябрь

Подготовка к проведению мастер- класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет –ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации).

Мастер – класс «Дидактические игры и упражнения для развития цветовосприятия и цветоразличения».

Январь

Подготовка информации, сбор фотоматериалов по теме «Дидактические игры с предметами для детей 6-7 лет».

Презентация «Дидактические игры с предметами для детей 6-7 лет».

Март

Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками.

Конкурс «Лучшая дидактическая игра своими руками».

Май

Подготовка информации к отчету (сбор информации, фотографий).

Отчет «Как мы играли в дидактические игры».

Самореализация

Сентябрь- май

Сбор информации для составления картотеки дидактических игр.

Составление картотеки дидактических игр.

Ноябрь

Консультация для педагогов «Дидактическая игра в жизни ребенка»

Выступление на педсовете.

Февраль

Мастер- класс по дидактическим играм для детей  дошкольного возраста.

Выступление на семинаре- практикуме.

Май

Отчет о результатах работы по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.