III Критерий. Кружковая работа

Семенова Елена Семеновна

В данном материале содержится кружковая работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Заверяю»

Заведующая МБДОУ

ЦРР – Д/сад № 19 «Василёк»

_________________ Бойкова М.А.

_______________________

III. Кружковая работа

Самоотчет воспитателя Семеновой Елены Семеновны по кружковой работе

Во второй год обучения в 2016-2017год в реализации программы «Природа и художник» дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • монотипия;
  • рисование свечой;
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • рисование на мокрой бумаге;
  • рисование ватными палочками;
  • граттаж.

В начале нового учебного года, в старшей группе, закреплялись с детьми техники нетрадиционного рисования. Во втором году обучения у большинства детей, которые посещали кружок, уверенно пользовались карандашом и кисточкой. В рисовании самостоятельно пользуются знакомой техникой рисования такими как, набрызги, кляксография, печатание, пальцеграфия, тычок при создании своего рисунка. В старшей группе добавились граттаж и монотипия. Детям очень нравится использовать разные техники, так как пользуются в рисовании разными материалами. При нетрадиционном рисовании развивается творческое воображение и мелкая моторика руки.

По рекомендации воспитателей семья Еремеевых участвовала в городском конкурсе «Подводный мир Якутии» в рамках проведения ежегодного конкурса «Строганина 2016», заняли призовое 2 место. В сентябре 2016 г. участие воспитанницы в республиканском дистанционном конкурсе детских рисунков «Идеальный образ современной девушки» и заняла 3 место.  В 2017 году воспитанники участвовали в республиканском конкурсе творческих работ «Моя Якутия» и получили сертификаты от Единого портала фото и видео конкурсов Якутии при поддержке МБУ ДО «Дворец детского творчества» ГО «Город Якутск», МБОУДОД «Детская школа изобразительных».

Накануне 1 июня, дня защиты детей, в нашем детском саду прошла персональная выставка воспитанницы.   Ее интерес к рисованию, как говорит мама, возник с малых лет. Все, что она видит на картинках, в природе и интересные моменты жизни — все отражает в своих рисунках.  У нее уникальная память- один раз увидев она зарисовывает виденное, причем оттенки получает сама, смешивая краски. Валя легко рисует карандашом, акварелью, гуашью, мелками. Дети с других групп посетившие ее выставку были удивлены ее картинами. На своей персональной выставке в детском саду были представлены зрителям более 20 рисунков по темам: «Натюрморт», «Сказочные герои», «Любимые игрушки», «Портреты», «Графика», «Родная природа».

В третий год обучения в 2017-2018 год в реализации программы «Природа и художник» дети закрепляют техники нетрадиционного рисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • монотипия;
  • рисование свечой;
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • рисование на мокрой бумаге;
  • рисование ватными палочками;
  • граттаж.

В 2017-2018 год в подготовительной группе, дети уже самостоятельно пользуются знакомой техникой рисования, материалами и передают композицию, используя эти техники. У детей развита память, воображение, фантазия, мелкая моторика и интерес.

2017 г. Участие детей в конкурсе детских рисунков «Мир науки глазами детей» V юбилейного фестиваля науки в республике Саха (Якутия), диплом I степени и сертификат от ректора СВФУ им. М.К. Аммосова.

В 2018 году участие ребенка в городской олимпиаде по рисованию, диплом за 2 место от управления образования Окружной администрации города Якутска.

 В рамках проведения недели Якутии в соответствии с планом работы детского сада проходит неделя, посвященная к празднованию дня РС (Якутия) под названием «Моя Якутия», наши дети участвовали в конкурсе коллективных рисунков «Любимая республика».

В 2018-2019 году мы решили взять детей второй младшей группы. Во второй младшей группе в ходе реализации программы «Природа и художник» дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • рисование путем  разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • рисование ватными палочками;
  • рисование по трафарету поролоном

С детьми 3-4 лет по изодеятельности были трудности в рисовании, у детей не была развита мелкая моторика руки, неправильно держали карандаши, кисти, ориентировка в пространстве и не знали сенсорные эталоны. Дети посредством нетрадиционной техники рисования знакомились с цветом, формой, величиной и положением в пространстве. Хотя это малыши им очень нравилось использовать разные материалы при рисовании. В конце года дети стали различать и называть некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый, некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат), используют сенсорные эталоны, стали правильно держать карандаши и кисти.

Таким образом у детей повышается интерес к нетрадиционным техникам рисования, развивается воображение, фантазия; умение работать с материалами и самостоятельно передавать композицию.



Предварительный просмотр:

Рекомендовано:

Педагогическим советом

МБДОУ ЦРР – детский сад № 19

«Василёк» ГО «г. Якутск»

Протоколом _№1

 от _1 сентября_ 2018 г.

Утверждено:

Заведующей МБДОУ ЦРР –

Детский сад № 19 «Василёк»

ГО «г. Якутск»

_______________ М. А. Бойкова

Рабочая программа

кружковой работы второй младшей группы «Смешарики»

по нетрадиционной технике рисования

«Природа и художник»

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Центр развития ребенка - детский сад

№ 19 «Василек»

Срок реализации 1 год

на 2018 – 2019 год.

                                                                                                         

Составили воспитатели:

 Матвеева А.С.

Семенова Е.С.

Якутск 2018г

Пояснительная записка

….Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне….

Э.Успенский

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок само выражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте.  При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

ИЗО деятельность  проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная  техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Природа и художник».

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3-4 лет.

Задачи:

  • Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
  • Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину.
  • Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  • Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

Подходы и методы их реализации:

*Систематические занятия.

*Игры, игровые приемы.

*Организация и оформление выставок детских работ.

*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что наш детский сад работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождении до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. В соответствии  с Федеральными государственными образовательным стандартом основной общеобразовательной программы дошкольного образования нами разработана программа  «Природа и художник» на 2018-2019 учебный года. В программе Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на наш взгляд, места отводится нетрадиционной.

 В ходе  реализации программы «Природа и художник» дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • рисование ватными палочками;
  • рисование по трафарету поролоном

Дети в возрасте 3-4 лет, посещающие детский сад. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Занятия проводятся по 15 минут, во 2-ой половине дня по четвергам с 15.45 по 16.00 2 раза в месяц.

В программе «Природа и художник» разработан механизм диагностирования и сравнительного анализа  образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются  адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста.

Программа «Природа и художник это  система занятий по изобразительной деятельности с использованием  нетрадиционных  техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам: «Осень»,  «Деревья», «Зима», «Домашние животные», «Птицы», «Весна» «Цветы»,  «День Победы». Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

1 год обучения

Октябрь

«Осень»

                 2

Ноябрь

«Деревья»

                 2

Декабрь

«Зима»

                 2

Январь

«Домашние животные»

                 2

Февраль

«Птицы»

                 2

Март

«Весна»

                 2

Апрель

«Цветы»        

                 2

Май

«День Победы»

                 2

                                                 

                                   Общее количество занятий по Программе:  16              

3.Содержание программы

3.1.  Перспективное  планирование первого года обучения - младшая группа 2018-2019 учебный год.

                                                                                       

    Месяц

      №

Тема занятия

Программное содержание

  Октябрь

1

2

«Осень»

«Дождик кап-кап-кап»

Осенний лес»

 Цель: Знакомство детей с методом рисования ватными палочками.

Задачи: Развивать внимание, эстетическое восприятие, мелкую моторику, память, наблюдательность и умение различать времена года и определять особенности явления в природе. Воспитывать эмоциональное бережное отношение к сезонным явлениям природы.

Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования - набрызг.

Задачи: Научить детей технике набрызг. Развивать внимание, эстетическое восприятие, мелкую моторику, память и умение пользоваться зубной щеткой.  Воспитывать чувство композиции.

Ноябрь

3

4

«Деревья»

«Осеннее дерево»

«Елочка-зеленая иголочка»

 Цель: Познакомить детей с новой техникой «печать ладонью» с элементами тычка жесткой кистью.

 Задачи: Научить детей приему печати и тычка жесткой кистью. Развивать внимание, эстетическое восприятие, мелкую моторику и память, наблюдательность Воспитывать эстетический вкус.

 Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования с помощью трафарета.

Задачи: Учить детей пользоваться и рисовать поролоном с красками внутри трафарета. Развивать  внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику и эстетический вкус. Воспитывать аккуратность.

Декабрь

5

6

«Зима»

«Снег, снег кружится»

«Снеговик»

 

Цель: Продолжать знакомить с техникой рисование пальцами.

 Задачи: Учить детей рисовать снег пальцами. Развивать у детей фантазию, интерес к творческой деятельности и мелкую моторику рук. Воспитывать эстетический вкус.

Цель: Познакомить детей с оттиском печатка картофеля.

Задачи: Учить детей пользоваться печатью из картофеля. Развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Январь

7

8

«Домашние животные»

«Котенька-коток»

«Собака»

Цель: Познакомить детей с новой техникой рисование с помощью трафарета.

Задачи: Учить детей пользоваться и рисовать поролоном с красками внутри трафарета. Развивать  внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику и эстетический вкус. Воспитывать аккуратность.

Цель: Продолжать учить детей рисовать при помощи трафарета.

Задачи: Закрепить умение пользоваться трафаретами.

Развивать воображение, наблюдательность, внимание. Воспитывать любовь к рисованию

Февраль

9

10

«Птицы»

«Петушок золотой гребешок»

«Воробушек»

Цель: Познакомить детей с техникой печать ладонью и дорисовывать их до определенного образа.

Задачи: Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно.

 Развивать творческое воображение.

Воспитывать эстетический вкус

Продолжать знакомить детей с техникой печать ладонью и дорисовывать их до определенного образа. Задачи: Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно.

Развивать творческое воображение.

Воспитывать наблюдательность.

Март

11

12

«Весна»

«Открытка для мамы»

«Весна-красна»

Цель: Формировать навыки детей при использовании техники рисования «печатка».

 Задачи: Закрепить с детьми умение пользоваться печатками. Развивать цветовосприятие, чувство композиции и глазомер. Воспитывать любовь к рисованию

 Цель: Формировать навыки детей  метод рисования ватными палочками.

Задачи: Закрепить с детьми умение пользоваться ватными палочками. Развивать воображение, наблюдательность, внимание. Воспитывать чувство красоты.

Апрель

13

14

«Цветы»

«Весенний цветок»

«Подсолнух»

 

 Цель: Продолжать знакомить детей технике рисования ладонью.

Задачи: Закрепить навыки детей при использовании техник рисования ладонью. Продолжать учить детей подбирать яркие, контрастные цвета.

 Развивать творчество, воображение. Воспитывать чувство красоты.

Цель: Закрепить с детьми метод тычка жесткой кистью.

Задачи: Закрепить навыки детей использовании техник рисования тычка жесткой кистью. Развивать творчество, воображение. Воспитывать чувство красоты.

    Май

15

16

«День Победы»

«Шарики воздушные, ветерку послушные»

«Салют»

Цель: Закрепить с детьми рисование при помощи трафарета с поролоном.

Задачи: Продолжать учить детей пользоваться и рисовать поролоном с красками внутри трафарета.

Развивать воображение, наблюдательность, внимание. Воспитывать любовь к рисованию.

Цель: Продолжать знакомить детей с  техникой рисования «набрызг».

Задачи: Формировать навыки работы в технике набрызг.

 Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

 Развивать у детей творческое воображение. Воспитывать радость от проделанной работы.

Заключение

Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей.  Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.  

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным,  увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Список литературы

  1. Волегова Н.Р. Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  3. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985. – 192с., ил
  4. Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
  6. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 208., ил., 16 л. Вкл.



Предварительный просмотр:

Рекомендовано:

Педагогическим советом

МБДОУ ЦРР – детский сад № 19

«Василёк» ГО «г. Якутск»

Протоколом  _№1_

 от _1 сентября_ 2015 г.

Утверждено:

Заведующей МБДОУ ЦРР –

Детский сад № 19 «Василёк»

ГО «г. Якутск»

_______________ Г.В. Сенкевич

                                                             

Рабочая программа

кружковой работы средней группы «Светлячки»

по нетрадиционной технике рисования

«Природа и художник»

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«центр развития ребенка - детский сад

№ 19 «Василек»

Срок реализации 3 года

   на 2015 – 2018 учебный год.

                                                                                                         

Составили воспитатели:

 Матвеева А.С.

Семенова Е.С.

Якутск 2015г

                                                                               ….Это правда! Ну чего же тут

                                                        скрывать?      

                                                                          Дети любят, очень любят рисовать!

                                                                     На бумаге, на асфальте, на стене

                                                     И в трамвае на окне….      

                                                                                                                                    Э. Успенский

  1. Пояснительная записка

            Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Природа и художник» для детей 4-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное на занятиях кружка «Природа и художник» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

Занятия кружка проводятся  под девизом: Я чувствую🡪  Я представляю🡪 Я воображаю🡪 Я творю.

Актуальность программы «Природа и художник» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

   Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально  использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать  свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная  техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Природа и художник».

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 4-7  лет.

Задачи:

  • Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  • Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
  • Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
  • Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

 Отличительные особенности программы заключаются в том, что

наш детский сад работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождении до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. В соответствии  с Федеральными государственными образовательным стандартом основной общеобразовательной программы дошкольного образования нами разработана программа  «Природа и художник» на 2015-2018 учебный года. В программе Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на наш взгляд, места отводится нетрадиционной.

 В ходе  реализации программы «Природа и художник» дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • монотипия;
  • рисование свечой;
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • рисование на мокрой бумаге;
  • рисование ватными палочками;
  • граттаж.

Дети в возрасте 4-7 лет, посещающие детский сад. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Программа составлена по возрастным группам и  рассчитана на три года. Она охватывает: среднюю группу – от 4 до 5 лет; старшую группу – от 5 до 6 лет, не более  20 - 25 минут; подготовительная к школе группу – от 6 до 7 лет, не более  25-30 минут. Занятия кружка  в средней группе начинаются с октября по май, а в старших дошкольных группах начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

 Ожидаемый  результат:

  • самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
  • самостоятельно передавать  композицию, используя  технику нетрадиционного рисования;
  • выражать свое отношение  и любовь к окружающему миру через рисунок;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявлять интерес к изобразительной деятельности и уважение друг другу, желанием помочь.

В программе «Природа и художник» разработан механизм диагностирования и сравнительного анализа  образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются  адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)

     

2.  Учебно-тематический план

Программа «Природа и художник» это  система занятий по изобразительной деятельности с использованием  нетрадиционных  техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам: «Овощи, фрукты», «Животные», «Деревья», «Зимние забавы», «Цветы», «Птицы», «Сказки», «Игрушки», «Загадки Кляксочки». Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

1 год обучения

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 2

Ноябрь

«Деревья»

                 2

Декабрь

«Животные»

                 2

Январь

«Сказки»

                 2

Февраль

«Игрушки»

                 2

Март

«Цветы»

                 2

Апрель

«Птицы»        

                 2

Май

«Загадки Кляксочки»

                 2

                                                 

                                   Общее количество занятий в средней группе по Программе:  16              

2 и 3 год обучения

Сентябрь

«Деревья»

1

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 2

Ноябрь

«Деревья»

                 2

Декабрь

«Животные»

                 2

Январь

«Сказки»

                 2

Февраль

«Игрушки»

                 2

Март

«Цветы»

                 2

Апрель

«Птицы»        

                 2

Май

«Загадки Кляксочки»

                 2

                                                 

                                   Общее количество занятий в средней группе по Программе:  17              

3.Содержание программы

3.1.  Перспективное  планирование первого года обучения - средняя группа 2015-2016 учебный год.

    Месяц

      №

Тема занятия

Программное содержание

  Октябрь

1

2

«Овощи, фрукты»

«Собираем ягоды»

«Огуречик, огуречик»

 Продолжать учить детей технике пальчикового рисования.

 Закрепить у детей умение рисовать двумя пальчиками одновременно.

 Развивать мелкую моторику рук.

 Учить детей технике рисования боковой стороной ладони.

 Закрепить у детей представление о зеленом цвете.

 Воспитывать у ребят внимание.

Ноябрь

3

4

«Деревья»

«Деревья с разноцветными листьями»

«Осенний лес»

 Познакомить детей с новой техникой

«печать листьями».

 Учить ребят наносить гуашь на левую поверхность сухого листа.

 Развивать ориентировку в пространстве.

Познакомить детей с новой техникой рисования – трафарет.

Показать прием печати по трафарету.

Закрепить умение рисовать пальчиками деревья. Развивать чувство композиции.

Декабрь

5

6

«Животные»

«Ежик»

«Медведь»

 

Познакомить детей с новой техникой- кляксография.

 Учить детей дорисовывать детали, полученные в ходе изображения.

 Развивать у детей фантазию, интерес к творческой деятельности.

Закрепить у детей умения использовать в работе технику пальцеграфия, набрызг.

Развивать воображение.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Январь

7

8

«Сказки»

«Мышь и воробей»

«Рисуем сказку «Колобок»

 Упражнять детей в технике рисования с помощью трафарета.

  Развивать у детей навыки легкого прикосновения к бумаге тампоном с краской.

 Воспитывать аккуратность.

Продолжать учить детей рисовать при помощи трафарета.

Закрепить умение пользоваться трафаретами.

Развивать воображение, наблюдательность, внимание.

Февраль

9

10

«Игрушки»

«Лошадка»

«Веселые зайчики»

 Учить детей способу раскрашивания, используя яркие краски и технику рисования тычком и пальцами.

 Развивать эстетическое восприятие.

 Воспитывать интерес к народной игрушке.

 Продолжать учить детей рисовать поролоновой губкой.

 Совершенствовать умения детей подбирать цвета.

 Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.

Март

11

12

«Цветы»

«Открытка для мамы»

«Весенний цветок»

 

Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка».

 Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

 Развивать глазомер.

 

Закрепить навыки детей при использовании техник рисования: ладонью.

 Продолжать учить детей подбирать яркие, контрастные цвета.

 Развивать творчество, воображение.

Апрель

13

14

«Птицы»

«Два петушка ссорятся»

«Два голубка»

 

 Продолжать учить детей использовать технику монотипия.

 Развивать у детей чувство цвета и формы.

 Закрепить основные цвета.

Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа. Использовать технику монотипия.

 Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно.

 Развивать творческое воображение.

    Май

15

16

«Загадки Кляксочки»

«В гостях у красок»

«В гостях у Королевы-кисточки»

Закрепить знания и умения детей применять в рисунке нетрадиционные техники рисования.

Поддерживать интерес к изодеятельности.

Доставить детям радость и удовольствие.

Выявить знания детей полученные за год.

Активизировать процесс выбора сюжета, цветовой гаммы.

Вызвать эмоциональный отклик, побуждать активно участвовать в развлечении.

3.2.  Перспективное  планирование второго года обучения - старшая группа 2016-2017 учебный год.

Месяц

     №

       Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

1

«Деревья»

«Золотая осень»

Совершенствовать навыки детей в использовании техники печатания листьями.

 Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.

 Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Октябрь

2

3

«Овощи, фрукты»

«Яблоки»

«Во саду ли, в огороде»

 Продолжать учить детей наносить один слой краски на другой «способом тычка».

Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа.

 Воспитывать художественный вкус.

 Познакомить детей с техникой рисования свечой.

 Закрепить характерные особенности овощей: капуста, морковь.

 Развивать творческое мышление и воображение.

Ноябрь

4

5

«Птицы»

«Воробушки зимой»

«Птицы на ветках»

 

Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге.

 Закрепить умения красиво размещать изображения на листе.

 Развивать композиционные умения.

Продолжать совершенствовать умение рисовать снегирей и синиц при помощи штампов.

 Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками.

 Развивать эстетическое восприятие.

Декабрь

6

7

«Зимние забавы»

«Снеговик»

 «Елка».

Продолжать учить детей технике рисования набрызг.

Закрепить навыки рисования при помощи трафарета.

Воспитывать любовь к зимним играм.

Продолжать учить детей методом тычка.

Развивать внимание, память, чувства цвета.

Воспитывать чувственно-эмоциональное восприятие к предстоящему празднику.

Январь

 

 

8

9

«Животные»

«Кони на лугу»

«Белый медведь»

 Учить детей составлять композицию с фигурами лошадей.

  Продолжать учить детей рисовать способом тычка.

 Формировать умение создавать выразительный образ.

Продолжать учить детей технике набрызг.

Закрепить навыки рисования при помощи трафарета.

Расширить представление детей о северных животных.

Воспитывать у ребят  интерес к природе разных климатических зон.

Февраль

10

11

«Сказки»

«Сказочная птица»

«Дома в городе зимой»

 

Совершенствовать навыки рисования ладошкой.

 Закрепить у детей умение смешивать краску на палитре.

 Развивать воображение, фантазию.

 

 Учить детей новой технике рисования восковыми мелками и акварелью.

 Учить ребят передавать образ сказочного домика.

 Развивать чувство композиции.

Март

12

13

«Цветы»

«Мимоза»

«Цветущая клумба»

 Совершенствовать умение детей рисовать цветы техникой тычка.

 Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

 Поощрять детское творчество, инициативу.

 Совершенствовать навыки работы в технике кляксография.

 Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

 Развивать у детей творческое воображение.

  Апрель

14

15

«Игрушки»

Космос

«Веселые матрешки»

 Продолжать знакомить детей с техникой рисования свечой.

 Закрепить умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

 Воспитывать интерес к космосу.

 Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж».

 Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.

 Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

   Май

16

17

«Загадки Кляксочки»

«Необычные рисунки для Матроскина»

«Вот и лето пришло»

Закрепить у детей знание и умения в использовании нетрадиционных техник рисования.

Продолжать развивать у ребят творческое воображение, фантазию, мышление.

Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга; самостоятельно выбирать способ изображения, нужный материал. Доводить начатое до конца.

Совершенствовать умение технике монотипия  и дорисовывать их до определенного образа.

Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе.

Развивать воображение и творчество.

3.3.  Перспективное  планирование третьего года обучения – подготовительная группа 2017-2018 учебный год.

Месяц

     №

       Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

1

«Деревья»

«Осенний натюрморт»

Познакомить детей с жанром натюрморта; продолжать учить работать в технике «набрызг». Учить правильно пользоваться зубной щеткой во время работы; развивать глазомер, внимание, усидчивость; обращать внимание детей на многоцветье окружающего мира; воспитывать чувство любви к красоте родной природы. (Н.Н. Леонова)

Октябрь

2

«Овощи, фрукты»

«Дары природы»

Совершенствовать технику «монотипия».

Продолжать учить детей выбирать цветовую гамму для передачи натюрморта. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь е природе. (Казакова)

Октябрь

3

«Фрукты»

Продолжать совершенствовать технику по-сырому с отражением.

Учить детей определять место предметов в натюрморте, передавать характернве особенности предметов. Развивать чувство композиции. Воспитывать самостоятельность. (Комарова)

Ноябрь

4

«Птицы»

«Снегири на ветках»

Совершенствовать навыки рисования способом «тычка».

Закрепить технику «тычок». Развивать умение самостоятельно создавать композицию. Воспитывать бережное отношение к птицам. (Казакова)

Ноябрь

5

Голуби на черепичной крыше

Совершенствовать навыки нетрадиционной техники – трафарет.

Закрепить умение пользоваться трафаретом. Развивать у детей чувство цвета и композиции. Воспитывать интрес к природе, желание отражать впечатления в изобразительной деятельности. (Казакова)

Декабрь

6

«Зимние забавы»

«Зима» (зимний пейзаж с элементами нетрадиционного рисования)

Продолжать знакомить детей с зимним пейзажем

Учить работать  разными техниками рисования. Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, способность сопереживать настроению художественного произведения, желание любоваться им. Воспитывать умение давать эстетические оценки и суждения своей работы. (Леонова)

Декабрь

7

«Северное сияние» (комбинированная техника)

Знакомство с комбинированной техникой нетрадиционного рисования. Продолжить закреплять с детьми животных Севера и знакомить с особенностями северного сияния. Активизировать самостоятельность детей в выборе изобразительных средств. Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы Севера. (Леонова)

Январь

8

«Животные»

«Пингвины»

Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания; Расширять знания об окружающем мире. Закрепить умение рисовать пингвинов с помощью трафарета. Развивать внимание, память, речь и мелкую моторику руки. Воспитывать бережное отношение к животным. (Никитина)

Январь

9

«Черепаха»

Продолжать закреплять умение детей работать восковыми мелками и акварелью. Учить изображать животных. Развивать цветовосприятие и чувство композиции. Воспитывать бережное отношение к животным. (Никитина)

Февраль

10

«Сказки»

«Лисичка-сестричка»

Закреплять умение работать печатью по трафарету. Развивать у детей способность создавать сюжетную композицию, располагая изображения животных в соответствии с задуманным сюжетом. Воспитывать любовь к сказкам. (Никитина)

Февраль

11

«Путанница-перепутанница» (комбинированная техника)

Продолжать знакомство с творчеством К.И. Чуковского. Вызвать интерес к сюжетному рисованию по мотивом шуточных стихов; формировать композиционные умения. Доставить радость детям. Развивать память, внимание и творческое воображение. Воспитывать чувство юмора. (Леонова)

Март

12

«Цветы»

«Цветочек в горошочке»

Закрепить приемы в технике кляксография. Продолжать учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных цветов. Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. Развивать внимание, память, чувство цвета и мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе. (Казакова)

Март

13

«Нежные подснежники» (монотипия, кляксография)

Воплощение в художественной форме представления о первоцветах с использование монотипии. Совершенствовать технику рисования кляксографией (двойная печать на бумаге), равномерно распределять краску на поверхности. Развивать внимание, память и мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе. (Леонова)

Апрель

14

«Игрушки»

«Плюшевый медвежонок»

Совершенствовать способ изображения-рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость). Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Развивать творческое воображение детей. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. (Давыдова)

Апрель

15

«Игрушки детского сада»

Продолжать учить детей использовать техники рисования: пальцеграфия, штампы, печатки, набрызг. Учить детей видеть и передавать характерные особенности форм предметов.  Развивать самостоятельность, творческую активность. Воспитывать любовь к игрушкам. (Казакова)

Май

16

«Загадки Кляксочки»

«Нарисуем сказку» (итоговый педагогический мониторинг)

Выявление уровня особенностей предпочтения детей в видах и жанрах нетрадиционного искусства рисования и изобразительной деятельности, изобразительных материалах, техниках и сформированности представлений о них; закреплять знания, умения и навыки детей по изобразительно-творческой деятельности. Воспитывать творчество и воображение. (Леонова)

Май

17

«КВН по изобразительной деятельности»

Совершенствовать и закреплять полученные навыки и умения нетрадиционной техники рисования. Закрепить знания детей о видах и жанрах изобразительного искусства и их особенности. Развивать внимание, память, речь и умение различать жанры, техники нетрадиционного рисования и материалы. Воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства. Доставитт детям радость, уверенность в своих силах через развлекательный досуг, посвященный изобразительно-художестаенному искусству. (Давыдова)

Заключение

Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей.  Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.  

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным,  увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Список литературы

  1. Волегова Н.Р. Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  3. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985. – 192с., ил
  4. Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
  5. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет: программа, планирование, интегрированные занятия. – Волгоград: Учитель. - 282
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
  7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016
  8. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 208., ил., 16 л. Вкл.



Предварительный просмотр:

 «Заверяю»

Заведующая МБДОУ

ЦРР – Д/сад № 19 «Василёк»

_________________ Бойкова М.А.

_______________________

Аннотация к программе кружковой работы Семеновой Елены Семеновны.

Организация кружка по нетрадиционной технике рисования «Природа и художник» ориентирована на детей дошкольного возраста, и направлена на ознакомление детей с нетрадиционным рисованием, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности; на формирование эстетического отношения к окружающей действительности, развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность, воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

Елена Семеновна этот кружок начала с детьми со средней группы. В средней группе дети начали знакомиться с пальчиковым рисованием и опечатками природного материала. Также с этого начала работу с родителями. Были проведены развлечение «Рисуем вместе», «Моя любимая сказка». По итогам развлечений с родителями участвовали во всероссийском конкурсе творческих работ «Сказки – чудо!», стали лауреатами.

В старшей группе продолжили работу с детьми и родителями. По рекомендации воспитателей семья Еремеевых участвовала в городском конкурсе «Подводный мир Якутии» в рамках проведения ежегодного конкурса «Строганина 2016», заняли призовое 2 место. В сентябре 2016 г. участие воспитанницы в республиканском дистанционном конкурсе детских рисунков «Идеальный образ современной девушки» и заняла 3 место. В 2017 г. воспитанники участвовали в республиканском конкурсе творческих работ «Моя Якутия» и получили сертификаты от единого портала фото и видео конкурсов Якутии при поддержке МБУ ДО «Дворец детского творчества» ГО «г. Якутск» МБОУ «Детская школа изобразительных искусств им. Ким Л.А».

В подготовительной группе в 2017 г. участие детей в конкурсе детских рисунков «Мир науки глазами детей» V юбилейного фестиваля науки в республике Саха (Якутия) получила диплом I степени и сертификат от ректора СВФУ им. М.К. Аммосова. Проведено родительское собрание на тему: «Мир глазами детей», консультации «Как использовать нетрадиционные материалы в рисовании дома», «Дети художники от природы», развлечение «Загадки Кляксочки» ежегодное мероприятие по итогам кружковой работы. По природным сезонам проводятся с родителями и с детьми выставки.

Во второй младшей группе велась работа с детьми и родителями. Проведено родительское собрание на тему: «Речь детей на кончиках их пальцев» и рекомендации «Развитие мелкой моторики». Дети посредством нетрадиционной техники рисования знакомились с цветом, формой, величиной и положением в пространстве. Хотя это малыши им очень нравилось использовать разные материалы при рисовании. В конце года дети стали различать и называть некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый, некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат), используют сенсорные эталоны, стали правильно держать карандаши и кисти. Проводились выставки картин на разные темы.

Елена Семеновна по своей кружковой работе участвовала:

2017 г. распространение опыта среди своих коллег в ДОУ и на уровне РФ

2017 г. Участие во II республиканском дистанционном конкурсе детских рисунков «Моя Якутия», сертификат руководителю от единого портала фото и видео конкурсов Якутии при поддержке МБУ ДО «Дворец детского творчества» ГО «г. Якутск» МБОУ «Детская школа изобразительных искусств им. Ким Л.А»

2017 г. Участие в конкурсе детских рисунков «Мир науки глазами детей» V юбилейного фестиваля науки в Республике Саха (Якутия). Благодарственное письмо руководителю от ректора СВФУ им. М.К. Аммосова.