Родителям

Дрюпина Оксана Викторовна

1) Наша школа  

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города  Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 182  с углубленным  изучением литературы и математики имени 46-го гвардейского Таманского Краснознаменного ордена Суворова III степени  женского авиационного полка легких ночных бомбардировщиков" 

сайт школы  www.s_182.edu54.ru

Адрес:   630088, г.Новосибирск,ул.Зорге,21

 

График работы:   понедельник - суббота с 7:30 до 21:00

 

Учебный процесс:  1 смена с   8:00 до 14:20

                                2 смена с 13:30 до 18:45

 

Приёмная:   тел./факс. (383) 342-92-98

                     e-mail: sch_182_nsk@nios.ru 

 

Проезд:   до остановки "Училище" (авт. 4, 6, 14, 60, трол. 8, 4, 26)

 

устав школы  http://s_182.edu54.ru/DswMedia/ustavmbousosh_18270...

 

2) ФГОС ООО

 

Уважаемые родители!

17 декабря 2010 года за №1897 Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило "Федеральный государственный стандарт основного общего образования"  

http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS...  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015‑2020 годы»

3)  Информационные материалы по проведению ЕГЭ в 2017 году для выпускников и их родителей

4) Родителям школьников и не только - http://shkola-i-my.ru/

5)Ваш ребенок-выпускник? 

Помогите ему справиться со стрессом.

https://youtu.be/3mwN28SVrHk Родительский час "Как поддержать ребенка во время экзаменов"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам?

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями становятся ЕГЭ и традиционные экзамены.

Безусловно, экзамены – дело сугубо индивидуальное, учащийся остается один на одни с комиссией. И родителям остается только волноваться, ругать его, согласно русской традиции, или пытаться поддержать его на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.

Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия ребенка с репетитором, но их помощь не должна ограничиваться только этим.

Именно вы – родители – можете помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам. Ваша помощь очень важна, потому что человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а, провалившись, – вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Чем же вы можете помочь своему ребенку в этот непростой период?

1. Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно составить план подготовки – на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения.

2. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» — «жаворонок» он или «сова». Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.

3. Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большую часть разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет рассказать вам, тем лучше.

4. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, примет душ и ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

5. Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой. К тому же важно помнить, что написание шпаргалок помогает структурировать и систематизировать материал.

6. В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию экзамена (в том числе и ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по предмету, договоритесь, что у ребенка будет 3-4 часа, усадите его за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Или подготовьте «билеты» устного экзамена и проиграйте ситуацию входа в кабинет с комиссией, вытягивание билета, подготовку (25 минут) и ответ. Проследите, чтобы вас не отвлекал телефон или родственники. По окончании экзамена дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий или устного ответа. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться и т.п.?

7. Следите за тем, чтобы ребенок во время подготовки регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы учащийся обходился без стимуляторов (кофе, крепкий чай, энергетические напитки), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

8. Не тревожьтесь о количестве баллов (оценке), которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

9. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если вы в ответственный момент не можете справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может «эмоционально сорваться».

10. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

11. Повышайте уверенность ребенка в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятно допущение ошибок.

12. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.



Предварительный просмотр:

Что такое стресс и как его преодолеть?

Стресс (от англ. stress — напряжение) — состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

 Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на жизнедеятельность, вплоть до ее полной дезорганизации.

«Стресс-тест»

Инструкция: Вам необходимо прочитать утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:

— почти никогда (1);

— редко (2);

— часто (3);

— почти всегда (4).

1. Меня редко раздражают мелочи.

2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.

3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.

4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.

5. Не переношу критики, выхожу из себя.

6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.

7. Все свое свободное время чем-нибудь занят.

8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.

9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.

10. Страдаю отсутствием аппетита.

11. Часто беспокоюсь без всякой причины.

12. По утрам чувствую себя плохо.

13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.

14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.

15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.

16. У меня бывают боли в спине и шее.

17. Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой.

18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.

19. Думаю, что я лучше многих.

20. Я не соблюдаю диету.

Результаты и интерпретация

30 баллов и меньше. Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.

31–45 баллов. Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.

46–60 баллов. Ваша жизнь — беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса.

Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.

61 балл и больше. Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему.

Эти упражнения способствуют расслаблению мышц и снятию сильного нервного напряжения

1. Ноги поставьте на расстоянии 15-20 см друг от друга. Тянитесь вверх, пока не дотянетесь до высоко расположенной полки или рамы окна. Сделайте выдох и почувствуйте, как позвоночник растягивается от поясницы до головы. Продолжайте медленно дышать и после каждого выдоха ощутите, как ослабло напряжение в плечах и верхней части спины. Оставайтесь в этом положении до 1 минуты.

2. Стойте прямо, сцепите пальцы ладонями наружу и на вдохе вытяните руки вперед на уровне плеч. На выдохе поднимите их вверх. Дышите глубоко, растягивая позвоночник. Ступни крепко прижмите к полу, разведите пальцы ног, во время растягивания почувствуйте, что вы как будто стали выше ростом. Задержитесь в этом положении на несколько секунд. На выдохе "уроните" руки вниз, расслабьте плечи. Стойте прямо и глубоко подышите, не напрягаясь и не растягиваясь.

3. Опуститесь на четвереньки. На выдохе выпрямите ноги и сделайте движение тазом назад-вверх. Затем опуститесь на пол всей ступней. Задержитесь в этом положении до 30 секунд, затем снова опуститесь на четвереньки.

4. Сядьте на пятки на коврике, колени вместе. Опустив плечи, вытяните одну руку вверх, а другую согните за спиной. На выдохе сцепите руки за спиной. Не наклоняйте голову вперед, держите ее прямо. Несколько секунд сосредотачивайте свое внимание на дыхании. Затем расслабьте руки и поменяйте их положение. Потом минуту или две посидите на пятках, держа спину прямо и сцепив руки сзади, плечи расслаблены, глаза закрыты, - это поможет расслабить мышцы шеи. Если вы все еще чувствуете себя разбитым, повторите еще 2-3 раза.

5. Лягте на спину на толстое одеяло, расстеленное на полу. Согните ноги в коленях и поставьте ступни на пол, поближе к ягодицам. Прижмите поясницу к полу, расслабьте мышцы ягодиц. Не напрягаясь, слегка вытяните заднюю часть шеи, подбородок опустите, глаза закройте.

На выходе расслабьте плечи и мягко опустите их на пол. Расслабленные руки слегка разведите в стороны, ладони вверх, пальцы полусогнуты. Не сжимайте грудную клетку. Медленно опустите ногу одну за другой на пол, вытягивая их от бедра до пятки. Носки разведены в стороны. При каждом вдохе представляйте, что тело погружается в пол. Продолжайте ровно дышать. Постепенно вами овладеет ощущение покоя и неподвижности. Оно придет далеко не сразу, будьте терпеливы.

Очень важно, чтобы мышцы лица расслабились. Кончик языка за нижними зубами, углы рта расслаблены, глаза закрыты и неподвижны. В конце каждого вдоха задержите на несколько секунд дыхание и как бы погружайте в пол спину, таз, руки, затылок. Ровный ритм дыхания помогает полностью расслабиться. Выдыхайте долго и медленно, ослабляя напряжение в области плеч и таза. Оставайтесь в этом положении не менее 15 минут.

Мила Клецкая, член американской Академии медицины.

Как победить стресс перед экзаменом?

Любой экзамен - это мощный стресс, серьезно влияющий на здоровье. Интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, нарушение режима сна и отдыха и, главным образом, эмоциональные переживания приводят к перенапряжению нервной системы. Головная боль, тошнота, кожные высыпания, растерянность, паника, страх, ночные кошмары — вот далеко не полный перечень недомоганий в период сдачи экзаменов. Как же помочь себе преодолеть нелегкое испытание?

Кто напуган — наполовину побит.

А. Суворов

Я на экзамене дрожал как в лихорадке,

И вытащил... второй билет! Спасен!

Как я рубил! Спокойно, четко, гладко...

Учил, но забыл!

Саша Черный

Успешная сдача экзамена зависит от двух условий: свободного владения материалом сдаваемого предмета и умения владеть собой во время экзамена. Первое условие подразумевает прилежание и систематические занятия, это ясно каждому. Поэтому сосредоточим свое внимание на втором условии. Умение владеть собой можно и нужно вырабатывать, ведь оно пригодится тебе не только на экзаменах, но и в других жизненных ситуациях.

Как бывает обидно, когда ты несколько дней тщательно готовился, хорошо знаешь учебный материал, но в самый ответственный момент тобой овладевает такое волнение, что все поджилки трясутся, глаза ничего не видят, ладони становятся влажными и холодными и все вылетает из головы. Ты не можешь побороть нервозность и оказываешься в состоянии ступора, когда вроде все знаешь, понимаешь, а сформулировать не можешь. Это приводит совсем не к тому результату, которого ты ожидал.

Как научиться контролировать свои эмоции, чтобы избежать подобных ситуаций? Как заставить себя успокоиться и сосредоточиться? Как сдать экзамены без чрезмерного напряжения, страхов и слез?

Экзамен — это как раз та ситуация, когда действовать надо по принципу «Помоги себе сам». Существует немало достаточно простых правил и приемов преодоления экзаменационного стресса. Выбери те из них, которые сочтешь наиболее эффективными для себя.

Накануне экзамена

1. Подготовку к экзамену рекомендуется закончить в 17-18 часов. В последние часы заниматься лихорадочной зубрежкой непродуктивно: опыт показывает, что чем больше учишь в ночь перед проверкой знаний, тем меньше их остается в голове.

2. Судорожное наверстывание учебного материала не поможет: как известно, «перед смертью не надышишься». От таких занятий в голове останется лишь мешанина. Придется уповать только на везение.

3. Оставшееся время полезнее посвятить подготовке к предстоящему испытанию организма, утомленного интеллектуальной и эмоциональной перегрузкой.

4. Вечером перед экзаменом целесообразнее заняться любым отвлекающим и успокаивающим делом: выйти на короткую прогулку, принять душ. Для того чтобы «разгрузить мозги», накануне экзамена очень полезно посмотреть комедию или юмористическую передачу. Научно доказано: смех не только снимает стресс, улучшает аппетит и работоспособность, нормализует сон, но и чудодейственным образом активизирует умственные способности и сообразительность.  

 

5. Перед экзаменом важно как следует выспаться! Для того чтобы ты без труда смог уснуть, во второй половине дня накануне экзамена исключи из своего рациона кофе, чай, шоколад, колу.

6. Используй психологическую технику «Созидающая визуализация».

 Перед сном лежа в постели в расслабленном состоянии постарайся представить себе (визуализировать) процесс сдачи предстоящего экзамена.

·       Нарисуй мысленно картинку, как ты входишь в аудиторию, где проходит экзамен, как садишься на свое место, как берешь листы бумаги и спокойно начинаешь работать, легко справляясь со всеми заданиями.

·       Представь, что из груды экзаменационных билетов ты вытаскиваешь самый подходящий и уверенно и правильно отвечаешь на все основные и дополнительные вопросы экзаменаторов.

·       Словно на экране ты видишь и слышишь не только себя, но и преподавателей, всем своим видом они показывают, что удовлетворены твоим ответом. Представь себе, что в конце твоего ответа экзаменаторы высказывают одобрение и ставят тебе желаемую оценку. На душе у тебя легко и радостно. «Отрепетируй» свои предстоящие действия и настрой себя только на успех.

Воспроизводи эту воображаемую картину как можно чаще, и при наступлении часа «Х», ты не испытаешь сильного страха и волнения.

Предэкзаменационный рацион

Сон накануне экзамена будет крепким и поможет максимально восстановить силы, если использовать для приготовления ужина подходящие продукты. Предпочтительно есть на ужин блюда, содержащие сложные углеводы (макароны, рис, овсяная каша), и избегать блюда с высоким содержанием белка. Ужин накануне экзамена может состоять из овощного салата или рагу с птицей или рыбой. Способствуют сну также йогурт с крекерами, бутерброд с сыром, фрукты. Снотворное действие на организм оказывает молоко.

За 30-40 минут до сна полезно выпить стакан теплой воды, в которой разведена 1 ст. ложка меда, обладающего свойством укреплять нервную систему.

Не следует употреблять на ночь мясо, колбасу и сосиски, консервированные продукты, картофель, квашеную капусту, помидоры, баклажаны, а также острые блюда и продукты с высоким содержанием сахара, так как они препятствуют хорошему сну.

Надеемся, что выполнение данных рекомендаций поможет тебе проснуться утром отдохнувшим, с ощущением бодрости и готовности показать себя с наилучшей стороны и одержать победу.

 Наталия Врублевская http://www.inha.ru

Техника «Думательный колпак»

Данное упражнение помогает включить оба полушария мозга. Оно уместно до начала, в процессе и после окончания интеллектуального труда.

  • Большим и указательным пальцами мягко оттягивают назад и прижимают (массируют) раковины ушей.
  • Указательный палец – на внешней части ушной раковины. Большой палец – на внутренней части ушной раковины.

Выполняется 1-2 минуты. Массаж начинается сверху вниз. Когда вы дойдете вниз по вывернутым частям вплоть до мочек ушей, начните все сначала:

и идите опять сверху вниз.

Упражнение помогает сосредоточиться на собственном слухе и процессе слушания, расслабляет напряжение в мышцах головы.

Приемы эффективного запоминания

Повторное (и многократное) чтение материала — пустая трата времени.

Для эффективного запоминания важно активно повторить (пересказать) материал. Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит «узнавание» знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти.

Пересказ — это не только развитие речи, но и прекрасная тренировка памяти. Во время пересказа в коре головного мозга происходят мощные процессы обработки информации. А во время повторного чтения (пассивное повторение) активность мозга очень мала.

Давным-давно в одном из московских институтов провели следующий эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же отрывок лекции. В первой группе «для надежности» прочли его четыре раза. Во второй — три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей — два чтения и два пересказа, в четвертой — один раз прочли и три раза пересказали. Разница в усвоении материала была столь разительной, что вывод был сделан однозначный: «Повторное (и многократное) чтение учебного материала — пустая трата времени! Для эффективного запоминания важно активно повторить (пересказать) материал.»

Другим важным условием эффективного запоминания и сохранения материала в памяти является его правильное распределение во времени. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. Например, если для заучивания стихотворения требуется 12 повторений, то ученик 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком времени.

Проводимые исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и силы, способствуя более прочному усвоению знаний. В одном из исследований две группы школьников заучивали стихотворение разными способами: первая группа — концентрированным, вторая — распределенным. Полное заучивание при концентрированном способе потребовало 24 повторения, а при распределенном способе — только 10, т.е. в 2,4 раза меньше. При этом распределенное повторение обеспечивает и большую прочность знаний.

Теперь о временных аспектах повторения. Природа памяти такова, что созданные взаимосвязи (ассоциации) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут при условии однократного восприятия, если их не закрепить повторением. Поэтому первое мысленное повторение необходимо делать сразу после запоминания. Что касается остальных повторений, то временные рамки зависят, прежде всего, от запомненной информации. Если вы запоминали текстовую или речевую информацию, то второе повторение нужно сделать через 15-20 минут после первого, третье — через 6 — 8 часов (в день запоминания), четвертое — на следующий день, через 24 часа. Если же вы запоминали точную информацию, то второе повторение нужно сделать через 40-60 минут, третье — через 3-4 часа (в день запоминания) и четвертое — в течение следующего дня. Вас не должно пугать большое количество повторений. Повторять из памяти намного проще и интереснее, чем пытаться безрезультатно запомнить что-то обычным методом. Мысленно повторять можно где угодно: за обедом, во время прогулок, в транспорте. При запоминании точной информации вы можете целый день «крутить ее в голове». Таким образом, реализуется принцип интенсивного обучения — обучения без перерывов, с «погружением» в предмет.

Принципы рационального повторения

1. Необходимо повторять информацию сразу же после ее восприятия (например, прочтения), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

2. Промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять. В первый день не обязательно «вгрызаться» в каждую запятую. Достаточно беглого, быстрого прочтения с элементарной целью не столько понять, сколько почувствовать, что вообще нам предстоит заучить. И главное, если вспомнить все, что ранее говорилось на тему повторения, то становится ясно, что дни, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, каким бы он ни был, может быть, даже важнее для его запоминания, чем «рабочие дни». В эти дни якобы безделья, хотите вы этого или нет, вы думаете о том, над чем работаете, у вас формируется отношение к заучиваемому материалу, а это и есть самое главное в заучивании.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом, при этом следует придерживаться строгого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.

Эта схема рассчитана на повторение материала, усвоенного в течение семестра или учебного года, и не может быть применена в тех случаях, когда в процессе подготовки информация заучивается впервые, поскольку в течение учебного года или семестра учащийся или студент не работал над ним.

Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее воспроизведения рекомендуем вам повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и еще раз на следующий день, через 24 часа. Главное, что для лучшего запоминания количество повторений должно выбираться с некоторым запасом.

4. Советуем применять комплексный учебный метод.

При комплексном учебном методе вся информация, например, текст, сначала запоминается целиком, в общем, пусть и не детально, как это в конце требуется, — и затем уже как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями материала и само их содержание в этом случае запоминаются куда быстрее и основательнее, а обязательное число повторений заметно сокращается.

 И все-таки при работе с большим по объему материалом трудно бывает хорошо запомнить текст как одно целое. Текст приходится запоминать частями. Но и в таком случае правильнее всего сначала быстренько «пробежать» весь текст целиком и лишь после этого разбить его на достаточно большие разделы, каждый из которых объединен одной темой и в каждом из которых намечена, осмыслена, пусть даже придумана тематическая ассоциация с разделами последующими. В результате при первом воспроизведении повторяется уже заученная ранее часть и запоминается следующая. При втором — повторяются первые части и запоминаются следующие, и так далее до полной победы, победы куда более легкой, быстрой и впечатляющей.

        Автор: Eкатеpина Eвгеньeвна Bacильeвa, доктор педагогических наук, профессор Российской академии естественных наук.

«Два волка»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.