Учетилям

Павловская Елена Юрьевна

В данном разделе представлен мой педагогический опыт в форме статей, которые были  опубликованы в сборниках  НПК различных уровней и различными организациями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК:376.42, 37.018.1.

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТАИНСТВЕННЫЙ МИР ХАКАСИИ»

Е. Ю. Павловская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Озерная средняя школа №9

В статье рассматривается гражданско-патриотическое воспитание школьников с интеллектуальными нарушениями через формирование любви к своей малой Родине. Представлено внеклассное мероприятие региональной направленности: «Таинственный мир Хакасии» и результаты его проведения в школе. Дается обоснование выбора заданий, с учетом особенностей восприятия материала детей с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), творческие и проблемные задания, любовь к малой Родине, культура Хакасии, одежда и быт Хакасов.

CIVIL-PATRIOTIC UPBRINGING OF STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES ON THE EXAMPLE OF ORGANIZING A REGIONALLY FOCUSED EXTRACURRICULAR ACTIVITY – «THE MYSTERIOUS WORLD OF KHAKASSIA»

E.Y. Pavlovskaya
Municipal state funded institution of general education Ozyornya secondary school №9

  This article covers the civil-patriotic upbringing of students with intellectual disabilities through forming attachment to their small Motherland. The regionally focused extracurricular activity “The mysterious world of Khakassia” is presented in the article,  as well as the results of this activity held in the secondary school. The article also gives reasons for the chosen forms and methods in working with students with intellectual disabilities, taking into account the specifics of their information perception.

   Key words: patriotism, upbringing children with intellectual disabilities, creative and problem-solving tasks, attachment to small Motherland, the culture of Khakassia, clothing and everyday life of Khakass people.

Известно, что гражданско-патриотическое воспитание связано с особенностями общества. На современном этапе большое значение приобретает ориентация на российские ценности и традиции. Среди устойчивых традиций российского воспитания является любовь к Родине, защита Отечества, уважение к старшим, к родителям, честность, справедливость, забота и помощь слабым.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и поэтому оно не наследуется, а формируется. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать наиболее результативную систему гражданско-патриотического воспитания. Особенно актуален этот вопрос при работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ведь в одной из последних фундаментальных работ по олигофренопедагогике  («Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» под редакцией В.В. Воронковой) воспитывающая и развивающая направленность обучения отнесена к числу основных дидактических принципов [4, стр.33].

Реализация этого принципа включает воспитание нравственных качеств личности, дисциплинированности, упорства и трудолюбия, коррекцию умственного развития. [4, стр. 58]. Перед учителем встает трудная задача спланировать воспитательный процесс с учетом специфики восприятия данной группы «особых» детей.

Известно, что учащимся с интеллектуальными нарушениями легче изучать материал, если он связан со знаниями, накопленными ранее и имеет местные природные и социальные особенности [1, стр.77]. Актуальными при рассмотрении этого вопроса я считаю слова русского писателя Юрия Макаровича Нагибина: «Любовь к большой Родине начинается с любви к Родине малой: к своему селу, улице, дому, к семье». Поэтому, при планировании воспитательной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, я считаю, необходимо включать в план работы проведение внеклассных мероприятий региональной направленности.  

Мы живем в прекрасном регионе – республике Хакасия. Она славится красотой природы: тайга, степи, цветущие луга, реки, озера, пещеры и многие другие богатства есть в Хакасии. Много стихов и песен посвещено красоте данных мест. Так же хакасская культура  интересна, богата традициями, верованиями,  и погружение детей в этот сказочный мир не сможет не увлечь их и не заинтерисовать!

Хочется привести пример внеклассного мероприятия, которое разработано мной и было проведено в классе коррекционного обучения нашей школы в сентябре 2021года. Название: «Таинственный мир Хакасии». Возраст учащихся: 12-14 лет. Время проведения 90 минут. Цель проведения:  формирование любви к своей малой Родине.

Задачи:

Образовательные: формирование представления о быте, традициях, культуре Хакасии.

Развивающие: развитие познавательного интереса, нравственных качеств личности: уважения, гордости, благодарности, трепетного отношения к своим предкам и к своей малой Родине.

Воспитательные: воспитание патриотизма, гражданственности, любви и уважения к своему народу, культуре, малой и большой Родине, воспитание наблюдательности.

Коррекционные: коррегировать произвольное внимание через выполнение групповых заданий; коррекция и развитие связной устной диалогической и монологической  речи при ответе на проблемные вопросы учителя.

Формируемые УУД: умение вести наблюдение, проводить поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков, отвечать на вопросы, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, слушать, делать выводы, строить высказывание, планирование учебного сотрудничества, формирование желания выполнять учебное действие, умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение».

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, колонки.

Необходимые материалы: мех, плотный материал, стразы, бусины, клей, тесьма, ножницы.

Учебно-методическое обеспечение: презентация «Таинственный мир Хакасии», карточки с заданиями по 4 вопросам для групповой работы: «Одежда», «Вышивка», «Праздники и обряды», «Религия».  

Актуально и необходимо ведение работы региональной направленность в школе еще и по тому, что представителей коренного населения, которые чтут традиции, становится все меньше. Дети не знают, какая традиционная одежда, какое значение имела вышивка, какие верования были у наших предков. Поэтому мне захотелось провести мероприятие, которое бы приоткрывало таинственный мир прошлого через яркую, красочную презентацию, которая простимулирует познавательную деятельность учащихся, повлияет на формирование и воспроизведение чувственных образов. Еще в XVII в. Я.А. Коменский обосновал принцип наглядности как основу успешности всякого обучения [4, стр.59]. Фотографий жизни хакасов очень мало, цветных, которые бы передали яркие краски одежды и быта того времени тем более, поэтому за основу я взяла картины хакасских художников. В результате все мероприятие прошло в форме экскурсии по картинной галерее.

Ход проведения внеклассного мероприятия.

1) Организационный момент. Деление на малые группы (по жребию: 4 группы – 4 цвета).

2) Актуализация знаний:

-  Проблема: через вопрос «Что изображено на экране?» (Российская Федерация на карте мира, республика Хакасия на карте России) учитель акцентирует внимание на том, что территория республики очень маленькая, но сам регион очень важен, много песен и стихотворений посвящено красоте его природы.

- Эмоциональный настрой: прослушивание стихотворения хакасской поэтессы Светланы Ромашиной «Хакасия моя, мой край обетованный» с демонстрацией фотографий природы республики в соответствии с текстом стихотворения.

- Определение темы внеклассного мероприятия: учитель поясняет, что не о природе пойдет речь сегодня, ведь не только природой знаменательна республика Хакасия, дети через приём «Облако слов» в форме картины хакасского художника Р.И. Субракова «Их. Тохчын» 1990г.  тему занятия.

3) Основная часть:

- Изучение культуры и быта хакасов состоит из 5 частей, каждая из них представлена в виде отдельных выставок картин «Одежда хакасов», «Вышивка», «Праздники и обряды», «Творчество», «Религия хакасов».

- Коллективная работа: через демонстрацию картин художников, беседу с учащимися (с включением проблемных вопросов), эмоциональный рассказ учителя рассматривает указанные выше темы. В результате, на основе наглядно-образного и наглядно – действенного мышления формируются элементы абстрактного мышления [5, стр.66].

Выбор таких приемов не случаен. Живое слово учителя, присутствующее в рассказе или беседе, развивает мышление и речь учащихся, является основной формой общения учителя с учениками. Слово учителя служит для учащихся  образцом устной речи, обогащает их собственную речь, расширяет их понятийный аппарат и активный словарный запас, углубляет понимание речи окружающих, вызывает интерес к учебному материалу, делает этот материал доступным для понимания учащихся с интеллектуальными нарушениями [5, стр.72].

Важные требования есть к вопросам учителя в методе «Беседа». Вопрос должен ставиться перед классом, а не одному ученику. Соблюдать это простое правило в специальной школе особенно необходимо. Ученики класса включаются в работу лишь тогда, когда знают, что каждый из них может быть вызван учителем для ответа. Вопрос не должен быть многословным, например содержащим два или более вопросительных слова: «где», «когда» и т.п.. Также нельзя задать подряд несколько вопросов [5, стр.76].

В разделе «Одежда хакасов» демонстрируются картины художниц Н.Я. Кобыльцовой «Хакасские наряды» и А.З. Асочаковой «Песнь о моей земле». Детям задается вопрос: «Как называется одежда, изображенная на картинах»? Далее учитель более подробно раскрывает эту тему, через демонстрацию красочных картинок, с пояснением особенностей в верованиях и правилах ношения той или иной одежды. Через рассмотрение картин В.В. Калинина «Хакасские девочки» и Л.Ю. Бакановой «Внучка Тасхылов» изучается вопрос детской хакасской одежды. После чего, проблемный вопрос рассматривается повторно (так в каждой из 5 тем).

В разделе «Вышивка» рассматриваются картины А.М. Новоселовой «Вышивальщица», Н.Я. Кобыльцовой «В мастерской Е.Г. Чаптыковой». Учитель поясняет, что вышивка имеет огромное значение для хакасов. После демонстрируется несколько вариантов вышитой одежды, где дети должны выбрать, на каких картинках приведена хакасская одежда с вышивкой. Учителем через демонстрацию красочной презентации раскрываются вопросы: что изображали в вышивке, с какой целью (верования), какие цвета выбирали, какие швы использовали, как пользовались трафаретом, какую одежду и в каких местах расшивали?

В теме «Праздники» представлена картина А.З. Асочаковой «Тун Пайрам». Детям задается вопрос: название картины «Тун – Пайрам», как вы думаете, что это такое? Для изучения данной темы рассматривается, какие обряды и традиции имело празднование праздников: «Чал-Пазы», «Тун Пайран», «Айран Солындызы», «Урен Хурты» и «Уртун -Той».

В разделе «Творчество» при демонстрации картины Н.Я Кобыльцовой «Цветет пикуля – поют тахпаки» вопрос, а что же такое тахпахи? Удивительно, но дети часто думают, что это сами Хакасы. Тогда учитель поясняет, что такое тахпах (наиболее распространенный вид стихотворного творчества и песенной культуры хакасов), правила его сложения. Рассказывает, что в тахпахах отражена жизнь простого хакасского народа. Изучение данного вопроса идет через прочтение и анализ примеров тахпахов.

При рассмотрении темы «Религия Хакасов» демонстрируются картины Г.Н. Сагалакова «Шаман» и «Борус». Рассматриваются вопросы: кто такие шаманы, кто мог стать шаманом, что было в их власти, во что верили хакасы, как изображали духов при рассмотрении картин А.В. Доможакова «Духи ночи», «Цветной дух»? Рассмотрено: что такое место силы для хакасов и чем они особенны, какие из них известны детям? При рассмотрении последних вопросов демонстрируются картины Г.Н. Сагалакова «Менгир», В.Г. Котющика «Вид на гору Сундук с подножья».

- Групповая работа: с целью закрепления пройденного материала, формирования положительного отношения к себе, усиления мотивации к изучению, проводится соревнование между группами детей, где они выполняют по итогу рассмотрения каждой темы по 1 заданию.

Важно отметить, что при планировании работы с «особенными» детьми необходимо ответственно подходить к выбору типов заданий, методов и форм обучения. Организация обучения должна быть ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Надо что бы он хотел это сделать, чтобы у него был интерес, что бы задания были творческими, проблемными, но соответствующими возможностям ребенка и чтобы в ходе выполнения заданий активно работали все психические функции ученика.

Повысить мотивацию к учению можно с помощью разработки новых, интересных заданий, повышения дидактической значимости оценки, созданиями условий обучения, при которых происходит раскрытие возможностей ученика, вследствие чего он убеждается в своих способностях. [4, стр.61,62]

В теме «Одежда», в карточке, нужно отметить из представленных вариантов (когенек, сегедек, пого, сикпен, ызырга, мелей, маймах, платок, чапых) ту одежду, которая могла встретиться в гардеробе незамужней девушки. В теме «Вышивка»  выбрать из 3 представленных в карточке орнаментов вышивки хакасский (хакасского, славянского, египетского), раскрасить его, поясните выбор цветов. В теме «Праздники» соотнести значение праздников (праздник начала года, праздник земледельцев, праздник первого айрана) с их названием (Чыл пазы, Урен хурты, Тун-пайрам) и примером обрядов (очищение юрты, уборка территории всего аала; гадание старцем «тбрж»; обмывание коня молоком, завязывание на него ленточек красного и белого цвета). В теме «Творчество» презентовать исполнение тахпахов на разные темы (трудовая деятельность, борьба против угнетателей, пейзажные зарисовки, размышления о жизни, песни семьи и быта). В теме «Религия Хакасов» в карточке подчеркивали смысловые ошибки в тексте, в котором рассказывалось о хакасских шаманах.

4) Практическая работа:

 Индивидуальная работа по выполнению хакасского оберега, который будет напоминать детям о мероприятии и о предках, живущих ранее на нашей земле.

5) Подведение итогов:

- Определение и награждение победителей и призеров групповых соревнований.

- Рефлексия: детям опять дается карта Хакасии на карте Российской Федерации, и задаются вопросы: Можно ли сказать, что из-за таких маленьких размеров республики, культурой и традициями Хакасии можно пренебречь, забыть их? Скажите, вы любите свою малую Родину? Как думаете, нам есть чем гордиться? Чем именно? Учитель акцентирует внимание на том, что мы потомки хакасов и кроме нас некому сохранять и беречь традиции коренного народа Хакасии, что это наш важный долг перед предками.

При проведении данного внеклассного мероприятия дети были активны, после коррекционного обучения в нашей школе детей их активность увеличилась. После проведения еще долгое время у них появлялись вопросы по рассмотренным в мероприятии темам. Некоторые ходили в библиотеку для рассмотрения книг регионального содержания, а одна из учениц класса, заинтересовавшись традициями  и обычаями предков, разработала проект: сказка региональной направленности «Тая – хранительница хакасских традиций». Девочка задалась вопросом, какие способы распространения и сохранения хакасской культуры  возможны, и нам пришла в голову идея, о том, что можно сочинить сказку, которая будет основана на реальных верованиях и обрядах хакасов. В дальнейшем она подойдёт для чтения с дошкольниками и учениками начальных классов, с целью приобщения их к традициям и культуре хакасского народа, предками которого мы являемся. В таком случае дети, прослушавшие или прочитавшие её, смогут  погрузиться в таинственный мир хакасской культуры и возможно заинтересуются ей и станут её хранителями.

За основу сказки были выбраны правила празднования праздника «Чыл-пазы». Для погружения в мир хакасской культуры нельзя было обойтись без иллюстраций, ведь даже внешность хакасов в старые времена отличалась, хотелось передать атмосферу,  показать разницу в одежде, прическе, быте того времени и современного. Поэтому все иллюстрации автор сказки придумала и нарисовала сама с учетом хакасских традиций. В данном произведении использованы хакасские слова, и приведены сноски с их значением, через что дети знакомятся с языком. В результате работы создана сказка «Тая – хранительница хакасских традиций» и красочная презентация к ней. Данный материал способствует формированию любви к своей малой Родине и на основе нее, к Родине в целом.

Проведение работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников с интеллектуальными нарушениями через организацию внеклассных мероприятий региональной направленности является очень важной и эффективной.  Хранителей  традиций хакасского народа становится очень мало, но нельзя не признать, что хакасская культура очень яркая, интересная, через нее можно формировать любовь к нашему региону. Справедливы слова французского философа  К. А.  Гельвеция: «Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру». Очень важно прививать любовь к малой Родине, т.к. через нее формируется любовь к Родине большой, а как следствие-патриотизм, без которого нельзя вырастить гражданина своей страны.

Список литературы:

1) Брунов Б.П. Обучение детей  с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие; ред. В. Н. Шурдукалов, Т.П. Трубачёва. – Красноярск: КГПУ, 2005. – С. 77.

2) Бутанаев В.Я. Любимые наряды./ В.Я Бутанаев, доктор исторических наук.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – С. 2-512.

3) Бутанаев В.Я. Народные праздники Хакасии. Учебное пособие. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1999.- С.22-28.

4) Обучение детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС: учебно-методическое пособие/ Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. – Красноярск: КК ИПК ПП РО, 2020. – С.33-62.

5) Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика): Учебное пособие для студентов вузов; под ред. Б.П. Пузанова.- Москва: Академия, 2003. – С. 66-76. 



Предварительный просмотр:

Елена Юрьевна Павловская,

учитель математики (по адаптированной программе) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Озерная средняя школа №9.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ ИХ ЗДОРОВЬЯ

Сегодня одной из популярных технологий в школе является технология здоровьясбережения. Мы много говорим о необходимости сохранения  физического здоровья детей, но при этом, часто забываем о том, что без внутреннего - психологического здоровья и спокойствия, не получится качественно организовать   заботу о внешнем – физическом. Во главу угла данный вопрос нужно поставить при работе с особенными детьми, а именно с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В нашей школе имеются  специальные классы для  обучения детей с умственной отсталостью. Важно отметить, что при обучении в общеобразовательных классах, они замыкаются. Это выражается в том, что они стесняются отвечать на уроке, ходят по школе, опустив голову, разговаривают очень тихо. Конечно их социализация – один из главных вопросов. Как научить ребенка жить в обществе самостоятельно? Как устранить страх общения?

Главной проблемой пребывания таких деток в школе зачастую является психологический  барьер. Согласно Л.С. Выготскому «Недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях»[1].

Во-первых, хочется отметить, что при обучении детей в отдельных классах по адаптированной образовательной программе, ребенок попадает в условия комфортного пребывания. В нашей школе такие классы не большие 4-8 человек. Программа соответствует их способностям, все в классе имеют примерно тот же уровень знаний и возможностей, учителя имеют соответствующее образование и могут организовать качественный процесс обучения для таких деток. Предметы носят развивающий характер именно тех сложностей, которые испытывает ребенок. К примеру, предмет «Литература» заменен на «Чтение и развитие речи» и теперь дети не отсиживают его, со страхом того, что его могут спросить, а  занимаются своим развитием, исправлением дефектов.  

Ребенок в таких условиях постепенно адаптируется, появляется возможность оказаться в ситуации успеха. Дети могут увидеть свои сильные стороны на физической культуре, изобразительном искусстве,  уроках трудового обучения. Они понимают, что могут проживать свою жизнь, радоваться ей, развиваться, общаться. Из опыта я могу сказать, что уже после полугода такого обучения, дети становятся спокойнее, легче идут на контакт, громче разговаривают, становятся более активными.

Для успешной организации данного процесса педагогу необходимо поставить для себя и родителей следующие социально-психологических задачи:

  • Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
  • Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
  • Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
  • Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
  • Сформировать положительную реальную Я-концепцию [2].

Наилучшим образом можно реализовать данные задачи через работу детей во внеурочное время. Примером может быть участие детей в конкурсах на различных уровнях. Если ребенок любит вышивать, то можно разработать творческий проект и поучаствовать с ним в конкурсе «Мои увлечения» или «Лучший проект».  Или в школьных конкурсах «Лучшая поделка из природных материалов», «Осенняя композиция», «Цветочная композиция», в конкурсах рисунков и т.д. Участие в театральных школьных  постановках, пусть даже с небольшой ролью так же окажет очень полезное влияние, как показывает опыт.

Нужно отметить, что становясь активными участниками внеурочной школьной жизни дети начинают лучше общаться с ровесниками из общеобразовательных классов, они чувствуют себя значимыми, а  в результате и уверенными в себе.

В работе с «особыми» детьми на первое место в сохранении их здоровья нужно ставить работу по их социализации. Хочется вспомнить слова Сократа «Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так же нельзя лечить тело, не леча душу». Поэтому необходимо педагогу совместно с родителями создать комфортные условия для обучения таких детей, подобрать нужные мероприятия для повышения их социального статуса, психологической уверенности в себе и  удовлетворенности жизнью.

Библиографический список:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – 254 с.
  2. Корпорация «Российский учебник». URL: https://rosuchebnik.ru/material/sotsializatsiya-detey-s-ovz/ . (дата обращения 26.09.2021г).



Предварительный просмотр:

Е. Ю. Павловская,

учитель адаптированного обучения,

МБОУ Озёрная СШ №9 (с. Чёрное Озеро,

Ширинского район, респ. Хакасия)

Метод проектов как эффективное средство достижения личностных результатов детей с интеллектуальными нарушениями

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы социализации детей с интеллектуальными нарушениями по средством достижения личностных результатов через проектную деятельности по предмету. Приведены примеры проектов по предмету «Математика».

Ключевые слова: метод проектов, достижение личностных результатов детей с интеллектуальными нарушениями, разработка проектов по предмету «Математика».

Задача школы сегодня не только передача знаний, а так же развитие метапредметных и личностных результатов. Особенно актуален этот вопрос при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, ведь обычно они замкнуты, им трудно общаться. Это выражается в том, что они стесняются отвечать на уроке, ходят по школе опустив голову, разговаривают очень тихо. Конечно социализация таких деток  – один из главных вопросов организации их обучения. Наилучшим образом организовать ее можно через формирование  личностных результатов, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. [4]

Ещё Л.С. Выготский считал: «предпосылки компенсации изначально (биологически) заложены у любого аномального ребенка, а компенсация выражается в выравнивании дефекта – устранении социального вывиха и приобретении личностью ощущения социальной полноценностью». [2, стр.43] «Учителю нужно организовать такую образовательную деятельность, в которой происходит раскрытие возможностей ученика, вследствие чего он убеждается в своих способностях». [3, стр. 62] 

 «Идеальным педагогическим вариантом можно рассматривать деятельность учащихся по методу проектов, когда она согласуется с индивидуальными мотивами и потребностями ученика, что в реальном педагогическом процессе трудноосуществимо». [1, стр.17]  

 «Метод проектов с полным основанием можно считать одним из главных методов развития творческих способностей учащихся». [1, стр.25]  Важно помнить, что ребенок, имеющий интеллектуальный дефект «может быть умственно отсталым и моторно одаренным одновременно». [2, стр.44] Как известно у детей с ОВЗ (в частности с интеллектуальными нарушениями) художественные, физкультурно-спортивные, музыкальные  способности развиты на достаточном уровне. Если ребенок любит вышивать, то можно разработать творческий проект и поучаствовать с ним в конкурсе «Мои увлечения» или «Лучший проект». Если ребенок займет место в каком-нибудь конкурсе – это конечно придаст ему уверенности в себе, повысит самооценку. Как следствие и общение с социумом для него станет комфортнее и спокойнее.

Я применяю метод проектов в рамках внеурочной деятельности по предмету. В 2022 году ученица 5 класса (по адаптированной программе) нашей школы выполнила проект по математике «Геометрические фигуры вокруг нас. Математическая вышивка – изонить» данная работа получила высокую оценку (3 место) в конкурсе Томского государственного педагогического университета, поэтому считаем возможным поделиться опытом в данном вопросе. Идея выполнить такой проект родилась после урока математики, когда после вопроса к классу «Где в жизни мы встречали геометрические фигуры и  можно ли наблюдать в природе геометрический материал?» дети затруднились ответить. А когда им было сказано, что есть такая математическая вышивка, они не очень поверили, но одна девочка заинтересовалась и захотела поближе познакомиться с техникой «Изонить».

В рамках проекта была проведена следующая работа:

- знакомство с техникой вышивки «Изонить»;

- рассмотрение связи техники «Изонить» и геометрического материала, а именно, что в вышивке используются такие простые элементы как: круг, квадрат, угол, дуга.

- выявление геометрического материала в окружающих предметах (Одуванчике - круг, углы; снежинка – ромбы, углы; елочные игрушки – круги) и вышила их картины в технике «Изонить»;

- применение математической вышивки для закрепления геометрического материала, а именно составление несколько заданий которые можно использовать на уроке математики или разместить на стенде в школе.

По итогу проделанной работы девочка сделала вывод:  «Могу сказать, что гипотезу, о том что при помощи вышивки в технике «Изонить» можно закреплять геометрический материал я подтвердила. Теперь, когда я смотрю на окружающие себя предметы (дома, одежду, природу), я делю их на части, которые являются геометрическими фигурами, а так как эта техника мне очень понравилась (картины выглядят ярко и очень изящно) я дальше хочу заниматься этим ремеслом».

Еще один пример внеурочной работы по предмету «Математика» - это проект «Волшебная сказка по математике «Замок ошибок», который дети так же 5 класса нашей школы выполнили в 2020г. Данный проект так же занял 3 место в конкурсе ТГПУ, чем очень порадовал авторов.

Решая на уроке задачи по математике, ребята решили, что тоже могут придумать задачу для других учащихся по изученной теме, далее они начали развивать тему и стали придумывать сказочные истории, в которых нужно было что-то вычислять. Одной из идей было чудесное путешествие в сказочную математическую страну мальчика Мити. Диме и Толе, авторам проекта очень хотелось, что бы именно их задачу дети решали на каком-нибудь из уроков. Так же они хотели, чтоб задача эта была сказочной, интересной и показывала, что математика очень важна в жизни людей. Ребята с интересом подбирали картинки в интернете, которые наилучшим образом передавали суть сказки, а так же эти картинки были нами изменены в редакторе «Paint» (добавлены математические атрибуты, для придания иллюстрациям единства, соответствующего теме работы).

Пример задания из данной сказки: «Идет Митя дальше и видит, перед ним дорога расходится на 3 тропинки, а перед ними камень на котором написано: Выбери правильный порядок действий и иди по тропинке соответствующей твоему выбору, а если ошибешься – никогда не попадешь домой! Даны 3 варианта разного порядка действий на один пример из 3 действий».

В результате работы создана красочная презентация волшебной математической сказки «Замок ошибок», которую можно прочитать с  учениками начальной школы с целью развития интереса к математике, задания приведены на слайдах и учащиеся могут выполнять их и пояснять.

Через работу над проектом есть больше возможности развить личностные результаты, через которые ребенок легче адаптируется в социуме, появляется возможность оказаться в ситуации успеха. Дети могут увидеть свои сильные стороны через деятельность направленную на развитие их способностей. Они понимают, что могут проживать свою жизнь, радоваться ей, развиваться, общаться. Из опыта мы можем  сказать, что после проведения подобных проектных работ по предмету и участия с ними в конкурсах, дети становятся жизнерадостнее, активнее в образовательном процессе, легче идут на контакт, громче разговаривают, становятся более активными, начинают лучше общаться со сверстниками из общеобразовательных классов, они чувствуют себя значимыми и в результате уверенными в себе.

В работе с «особыми» детьми на первое место в сохранении их здоровья нужно ставить работу по их социализации, т.е. формирование личностных результатов.  Хочется вспомнить слова Сократа «Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так же нельзя лечить тело, не леча душу». Поэтому необходимо педагогу создать комфортные условия для обучения таких детей, чаще организовывать проектную деятельность для повышения их социального статуса, психологической уверенности в себе и  удовлетворенности жизнью.

Литература:

1) Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. Второе издание, дополненное/ А.В. Бычков. – Москва: АБВ-ИЗДАТ, 2018. – 100с.

2) Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагогика: учебное пособие для студентов.- Москва: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2007. – С. 66-76. 

3) Обучение детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС: учебно-методическое пособие/ Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. – Красноярск: КК ИПК ПП РО, 2020. – С.33-62.

4) ООО «Инфоурок» документ «АООП для детей с ОВЗ УО (Вариант 1) 5-9 классы». URL: https://infourok.ru/aoop-dlya-detej-s-ovz-uo-variant1-5-9-klassy-5213941.html  . (дата обращения 21.05.2022г).