Образовательные педагогические технологии, используемые в профессиональной деятельности

Исайкина Нина Николаевна

Краткое описание педтехнологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педтехнологии24.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Игровые технологии

       Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта.

В отечественной психологии и педагогике проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, а также Г.П. Щедровицкий, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, Н.П. Аникеева и другие.

Детская игра – вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Л.С.Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав этой книги Л.С.Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. «...уже давно обнаружено, - пишет Л.С.Выготский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.

Особенности игры: активность участников, занимательность, коллективность, моделирование, проблемность, творческий характер, эмоциональная окрашенность.

Функции игры : обучающая, развлекательная, коммуникативная, релаксационная, психотехническая.

Классификации игр. Группы игр, используемых в учебно-воспитательном процессе (О.С.Газман): сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические.

   Дидактическая игра – разновидность игры с правилами, специально созданными в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра имеет педагогическую и игровую задачи, правил действия, результат. Дидактическая задача не выступает открыто, реализуется косвенным образом через игровую задачу, игровые действия и правила.

Вывод: большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:1). развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);2)коммуникативную: освоение диалектики общения;3). по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;4). терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;5). диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;6). коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;7). межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;8). социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Метод проектов

Проектное обучение (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкий) - технология, цель которой заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизация учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности. Учитель является консультантом, мотивирующим и направляющим исследовательскую, аналитическую, проектную, творческую деятельность учащегося. Ученик самостоятельно выбирает эффективный маршрут решения предметной, метапредметной, личностной проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности. (Трунцева Т.Н., канд.пед.наук) Проектирование (англ. projection/planning; нем. Projektierung) – одна из форм опережающего отражения действительности; процесс создания прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. (Энциклопедия социологии, 2009)

Метод проектного обучения, или метод проектов, основывается на идеях Дьюи, Девея, Килпатрика и других американских ученых и философов. В ходе выполнения проекта школьник учится: определять замысел деятельности; ставить цели индивидуальной или коллективной деятельности; собирать нужную информацию, систематизировать ее, критически оценивать и использовать; вести деловую дискуссию, для того чтобы уметь высказывать и отстаивать свои требования.

Исследовательские проекты – проекты, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие проекты – проекты предполагающие соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альбома и пр.

Ролевые, игровые проекты – это проекты, в которых структура только намечается и остается открытой до завершения работы, а участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты – проекты, направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Практико-ориентированные (прикладные) проекты – отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Монопроекты – проекты, как правило, проводящиеся в рамках одного предмета. Межпредметные проекты – это небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

 Таким образом, можно сказать, что метод проектов - это метод поиска, творчества, решения определенных дидактических задач. Для учащихся это способ выразить себя, показать свои знания. В проектной деятельности, нужно заметить, что главную роль играет учитель, который направляет детей в нужном направлении.

Технология группового (коллективного) обучения


Авторы – В.И. Гусева, В.П. Далингер, В.К. Дьяченко, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, Н.Е. Щуркова.

Главные цели – формирование навыков совместной деятельности учащихся и активизация учебного процесса по предмету. 

В.К. Дьяченко, известный российский педагог и психолог, автор множества трудов по коллективным способам обучения, считает уместным сочетание различных форм групповой работы – групповую, парную и индивидуальную. 

Другой исследователь коллективных форм обучения – В.П. Далингер выделяет пять уровней  коллективной учебно-познавательной деятельности:
1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
2) Работа в статичных парах.
3) Групповая работа (на принципах дифференциации).
4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
5) Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

В рамках групповой технологии класс делится на группы (постоянные, временные, однородные, разноуровневые и т.д.) для выполнения конкретных учебных задач, далее каждая группа получает задание и выполняет его сообща,  достигая определенного результата.

Процесс групповой работы проходит три стадии:
1) Подготовка к выполнению задания (формирование групп, инструктаж по выполнению будущей работы, постановка проблемы, раздача дидактического материала)
2) Групповая работа (знакомство с розданным материалом, распределение задач в группе, индивидуальная работа с материалом, обсуждение полученных результатов и подведение общих итогов работы всей группы). Задание для всех групп может быть одинаковым, а может быть разным для различных групп.
3) Заключительная часть (подводятся итоги работы всех групп, делается общий вывод, анализируется  достижение поставленной цели)

Роль учителя сводится к подготовке необходимого дидактического материала, в выводе учащихся на проблему, контроль за деятельностью групп, оказание необходимой помощи в процессе работы, улаживание споров, подведение общих итогов.
 Основными достижениями в применении данной технологии являются:

1) Развитие коммуникативных способностей обучающихся (умение слышать других, строить свой ответ, подбирать аргументы, четко и лаконично формулировать свои мысли)
2) Взаимное интеллектуальное, эмоциональное обогащение учащихся в группах 
3) Развитие навыков работы в группах, прививается чувство локтя, взаимопонимание и взаимная поддержка 
4) Обмен способами учебной деятельности 
5) Активизация самостоятельной познавательной деятельности учеников
6) Формирование навыков работы с различными источниками информации для решения поставленных перед группой задач.

Благодаря применению групповых технологий обучения обеспечивается активность учебного процесса, достигается высокий уровень усвоения содержания учебного материала, оказывается мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.

Информационно-коммуникативные технологии

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I – как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);

II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;

III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Использование информационных технологий предполагает достижение следующих целей.

1.  Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

  ·   развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

  ·   развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

  ·  формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

  ·   подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

3.  Мотивация учебно-воспитательного процесса:

  ·   повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

  ·   выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Формы использования информационно-коммуникативных технологий:

1. Использование готовых электронных продуктов  позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны  биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

2. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. На сегодняшний день нами разработаны презентации по преподаваемым дисциплинам.

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Вывод: Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

Личностно-ориентированное развивающее обучение

Ирина Сергеевна Якиманская -- доктор психологических наук, профессор, Личностно-ориентированное обучение -- это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения, как отмечалось выше, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Индивидуальность рассматривается нами как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов, обеспечивающих анатомо-физиологическую, психическую организацию любого человека

В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:                                                                                                                         · учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;                 · изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;                                        · в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;                                                                                                              · активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;                                                                                                                                · учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;                                                              · необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;                                                                   · при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;                                                                                                           · необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;                                                                                                                                                       · образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).

Образно говоря, направленность такой технологии можно обозначить так: «мне не интересно, каков ты сейчас, но я знаю, каким ты должен стать, и я этого добьюсь». Отсюда известный педагогический оптимизм, авторитарность, единообразие программ, методов, форм обучения, глобальные цели и задачи общего среднего образования (воспитание гармоничной всесторонне развитой личности).