Материалы по участию в федеральной площадке

Егорова Татьяна Хакимовна

Площадка

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Событийный подход к организации и осуществлению значимых мероприятий в жизни отдельной личности

и дошкольного  коллектива»

Работая над повышением качества образовательного процесса, мы пришли к выводу, что необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс ДОУ инновационные педагогические технологии имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка, позволяющие ребенку проявить творческий подход, ориентИрованные на формирование творческого мышления и способности генерировать нестандартные идеи при решении творческих задач.

Реализация содержания обязательных образовательных областей осуществляется в рамках специально разработанной системы событий, проживаемых детьми вместе со взрослыми.

Жизнь нашей группы организована на основе специально разработанной системы увлекательных событий; учебное содержание для детей «зашивается» в событийную канву.

События бывают трех видов:

- Запланированные в конспектах;

- Календарные;

- Спонтанно – случающиеся.

- Запланированные события: они известны заранее и содержат программный материал.

Так, например, у нас был запланировано событие «Ярмарка посуды», продуктом которого стал созданный детьми каталОг посуды.

Календарные события: к ним готовятся заранее, и интенсивность подготовки усиливается по мере приближения события. Например, такие, как дни рождения или другие важные для детей и взрослых даты или события, они тоже планируются заранее, но не предусмотрены конспектами.

Приведу пример. День народного единства – важнейшее событие в жизни  нашей страны.

Завершался проект, посвященный этому календарному событию, в течение которого мы с детьми много раз говорили о том, что наша страна – самая большая страна в мире, Россия - наша Родина и она очень большая. Ко мне подошла девочка с вопросом «Если Россия – наша большая Родина, а что такое малая родина? Я слышала, что так по телевизору говорили». Я стала отвечать, к нам присоединились другие дети, началось обсуждение. Так спонтанно возникло следующее событие «День рождения моей малой родины» .

И следующий вид событий - Спонтанно – случающиеся. Эти события случаются неожиданно, например, выпал первый снег, расцвел цветок на окне, у кого-то родился братик или появился неожиданный интерес у детей к чему-либо.

Так, например, после просмотра сказки, которую показали детям профессиональнее артисты, у детей появилось желание самим стать артистами и показать какую – либо сказку, что мы и сделали: поставили сказку «По щучьему велению»

Или другое спонтанное событие - приход воспитателя младшей группы с просьбой сделать игру для малышей, или сходить на пешую прогулку вместе с ними, или показать концерт, или сделать игрушку.

Вот так возникли «Забавные общалки» между младшими и старшими детьми.

Разные виды событий составляют определенную иерархию.

Преимущество имеют спонтанные, внезапно случившиеся события: их нельзя перенести, а нужно переживать тогда, когда они происходят. Что касается календарных событий, то они заблаговременно комбинируются с событиями из конспектов.

В ходе реализации образовательных событий мы используем педагогическую технологию Метод проектов. Данная технология уникальна в своем роде, так как в ходе проектной деятельности педагог может работать над формированием всех умений в области технологической, информационной и социально-коммуникативной компетентностей детей дошкольного возраста. По ходу реализации проекта воспитатель проживает целый ряд ролей: вдохновитель экспериментально-поисковой деятельности детей; специалист в различных областях знаний; консультант по нахождению источников информации; помощник в вопросах планирования и др.

Рассмотрим данную технологию, а именно, жизненный цикл проекта «Водопад»

Суть предлагаемого подхода заключается в том, что: Есть точка «А» - это высокая цель, которую мы ставим в самом начале проекта. И есть точка «В» - это результат проекта, его продукт, который мы получаем. Проект делится на несколько последовательных этапов (событий). Решая задачи каждого этапа (события) мы приближаемся к осуществлению поставленной цели.

Большому событию подчинены три - четыре события помельче, но тоже не рядовых. И все они взаимосвязаны между собой. Мы плавно переходим из одного события в другое, как бы двигаясь по каскаду. В итоге через детальную разработку проблемы мы получаем продукт, оформленный тем или иным способом. Такой метод проекта носит название «Водопад»

При использовании метода проектов учитываем ряд требований.

Во-первых, результат, на который сориентирован проект, практически и познавательно значим для его участников.

Во-вторых, поставленная детьми проблема исследуется в определенной логической последовательности: выдвижение гипотез о способах ее решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем.

В-третьих, содержательная часть проекта основывается на самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности детей, спланированной ими на подготовительном этапе работы.

Как было отмечено ранее, проблема, решаемая с помощью метода проектов, должна исходить от детей; именно они должны задать тот ключевой вопрос, который станет впоследствии стержнем проекта. Проанализировав имеющиеся знания и опыт детей в данной области, педагог продумывает прием стимуляции их познавательного интереса.

Образовательный процесс развертывается на организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий.

Такая совместная деятельность начинается с группового сбора – планирования тематических проектов и текущих событий.

Важно, чтобы все происходящее в группе, планы на будущее, а также возникшие проблемы регулярно обсуждались с детьми и взрослыми.

Вот так мы это делаем в нашей группе: приветствуем друг – друга и обсуждаем наши планы на групповом сборе.

Но прежде чем строить планы, вначале для этого нам необходимо было выявить имеющиеся знания и представления детей по определенной теме и упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом. Как это сделать?

В младшем возрасте наши дети получили опыт работы с мнемотаблицами, что позволило им в дальнейшем планировать свою работу с помощью вот таких ментальных (мыслительных) карт или, как называют их наши дети, «умных карт».

С помощью карты дети распределяют известную информацию, и это помогает им понять, чего не хватает, обнаружить сильные и слабые стороны своих представлений о предмете, увидеть, как встраивается новое содержание в старые рамки.

Т.к. мыслительная карта – очень удобная и эффективная техника мышления, мы стали применять ее для фиксации идей, упорядочивания информации, принятия решений, планирования.

Готовая мыслительная карта занимает свое место на стене группы, где дети подгруппой или каждый индивидуально могут отслеживать запланированную на ближайшее время деятельность Карту можно разместить и в раздевалке. А это отличная возможность для родителей быть в курсе предстоящих мероприятий, чтобы они могли планировать свое участие в них.

Благодаря использованию мыслительных карт в образовательном процессе жизнь нашей группы стала более открытой, интересной и более доступной для родителей.

Дети дошкольного возраста учатся в процессе проживания определенных событий. При этом события, с одной стороны, являются яркими, эмоциональными, привлекательными для детей, а с другой стороны они означают совместную жизнь детей и взрослых, которые эти события проживают.



Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ «МОЗАИКА.

«МОЗАИКА» ─ это современная отечественная программа, которая даёт конкретный педагогический инструментарий в условиях модернизации дошкольного образования.

«МОЗАИКА» создаёт образовательное пространство, которое предполагает объединение педагогов, детей и их родителей в единое содружество.

«МОЗАИКА» предлагает педагогам широкий набор педагогических технологий для построения индивидуальной образовательной траектории развития ребёнка.

Особенности программы «МОЗАИКА»

Отсутствие жёстко регламентированных форм организации детей.

Обеспечение оптимального двигательного режима (свободное перемещение ребёнка).

Гибкий режим, позволяющий ребёнку включаться в режимные моменты без нарушения психофизиологического комфорта.

Составляющие модели образовательного процесса: совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная детская деятельность и взаимодействие с родителями.

Организация образовательного процесса по принципу «клуба по интересам» с обеспечением развивающего психолого-педагогического сопровождения.

Максимальная минимизация «бумажного» планирования (высвобождение времени для непосредственного взаимодействия воспитателя с детьми и родителями).

Возможность организовать инклюзивное образование детей.

Целью программы «Мозаика» является расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.

Программа направлена на  реализацию следующих задач:

1) обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;

2) приобщение детей через соответствующие их индивидуально –

возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;

3) развитие интереса и мотивации к познанию мира и творчеству;

4) реализация вариативных образовательных программ;

5) соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.

Программа нацелена на создание следующих психолого – педагогических условий:

  • Личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;
  • Полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и младшими детьми;
  • Разработку развивающих педагогических технологий, соответствующих

возрасту и опирающихся на усвоение культурных средств деятельности в определённом возрасте;

  • Разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответствии с возрастом;
  • Возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей,

родителей) образовательных программ, педагогических технологий и видов деятельности.

Основными принципами  к формированию и реализации программы «Мозаика»  являются следующие:

  • Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.
  • Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.
  • Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
  • Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
  • Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
  • Вариативность организации дошкольного образования

Планирование и принципы образовательной деятельности строятся на анализе достигнутых успехов всей группы и индивидуально каждого ребёнка с учётом следующих принципов:

  •  принцип последовательности;
  •  принцип интеграции;
  •  комплексно – тематический принцип.

Организация работы с детьми осуществляется на основе модели ступенчатой интеграции постижения образов окружающего мира по соответствующим темам.

Модель состоит из четырёх структурных единиц:

  • увидеть (наблюдение за миром);
  • услышать (звуки окружения);
  • обыграть (телом, умом, лицом – пантомима, пластика);
  • создать (самостоятельная деятельность). 

Реализация основных принципов ФГОС дошкольного образования

-смещение акцента с подготовки к школе на социализацию ребёнка;

-решение образовательных задач во время игр, познавательно- исследовательской и продуктивно-творческой деятельности детей;

-гибкое проектирование предметно-развивающей среды, создание ситуации выбора;

-формирование личностных качеств, необходимых для жизни в быстро меняющихся условиях;

-новые механизмы взаимодействия с родителями.

Обеспечение благополучной социальной ситуации развития ребёнка.

  • Ситуация, в которой создан соответствующий уклад, есть возможность для разворачивания разных видов деятельностей. 
  • Приближенность к личному опыту.
  • Событийность.

Способы и направления поддержки детской инициативы.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка. Задача педагога – помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой , с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой – педагог может решить собственно педагогические  задачи.

Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы. Для этого он берет на себя ту или иную роль.

Это: режиссер, добрый помощник, незнайка, консультант, тьютор.

По утверждению В. А. Сухомлинского «От того, как прошло

детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В детском возрасте огромное влияние на процесс  социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребёнка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребёнком);

- детский сад (в первую очередь воспитатели);

- общество (сверстники, друзья).

Взаимодействие взрослого и ребёнка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду, и осуществляется несколькими способами:

-ребёнок непосредственно включён в совместную деятельность со взрослыми;

-ребёнок наблюдает за деятельностью взрослых;

-взрослый передаёт знания и образцы культуры в готовом виде, а ребёнок пассивно их воспринимает.

В соответствии с требованиями Стандарта, образовательная деятельность строится таким образом, чтобы ребёнок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его развития.

Партнёрские отношения взрослого и ребёнка в детском саду и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению, и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания».

Понятие: партнёр – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением.

Позиция взрослого в пространстве группы: рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом). Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нём нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга).

Организация пространства: максимальное приближение к ситуации  «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании.

Степень свободы: свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности. Разрешено свободное общение, дети могут обсуждать  работу, задавать друг другу вопросы и т. п.

Основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми сформулировала Н. А. Короткова:

  • включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и

дисциплинарного принуждения);

  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при

соответствии организации рабочего пространства);

  • открытый временной конец образовательной деятельности  (каждый работает в своём темпе).

При организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности меняется и положение детей.

1.Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребёнка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделаньем.

2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т. п.

3. Дети могут работать в разном темпе. Объём работы каждый ребёнок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведёт начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребёнок не справился с работой, он может продолжить её в последующие дни.

 То, что предлагает делать взрослый, ребёнку должно быть нужно и интересно.

Осмысленность для ребёнка предлагаемой взрослым деятельности – главный залог развивающего эффекта. Здесь перед педагогом встаёт проблемная ситуация – как привлечь детей к совместной деятельности?

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

Первый тип – игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» – основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Если ребёнок уже занят каким-либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

  •  нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы);
  •  обязательно спросите у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом;
  •  обязательно похвалите ребёнка за полученный результат.

Тьюторство появляется там, где возникает необходимость в индивидуализации образовательных программ. Тьютор – это  специалист, который учит своего подопечного справляться с трудностями самостоятельно и консультирует родителей (и педагогов) в отношении конкретного ребёнка.

Задачи, которые реализует педагог в рамках «тьюторства»:

  •  работа с конкретным ребёнком, его жизненной средой, помощь в преодолении дефицитов и развитии сильных сторон;
  •  ориентировка родителей (исходя из информации о ребёнке – первичный мониторинг, информация от родителей), рекомендации в подборе конкретных программ;
  •  сопровождение изменений в развитии ребёнка: мониторинг, индивидуальные занятия, консультации родителей.

Таким образом, педагог, работающий в рамках «тьюторства»:

  •  проектирует предметную среду для конкретных образовательных ситуаций;
  •  организует коммуникативную среду: владеет разными коммуникативными техниками;
  •  создаёт открытые коммуникативные пространства, использует обсуждение и договаривание в качестве основных способов взаимодействия с ребёнком и его родителями;
  •  разрабатывает инструментарий для индивидуального сопровождения ребёнка (карты, дневники и т. д.);
  •  делает первичную диагностику состояний ребёнка, его навыков, умений, выявляет дефициты развития ребёнка;
  • составляет индивидуальную программу (маршрут) развития ребёнка по преодолению дефицитов развития ребёнка и наиболее полного развития его способностей, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей;
  • выстраивает преемственность программ, способствующих взрослению ребёнка и появлению качественных новообразований;
  • следует за интересами ребёнка, поддерживает ребёнка в интересующих его темах и направлениях, а также расширяет его кругозор, ориентирует в окружающей его действительности, открывает новые «горизонты»;
  • планирует совместную работу с педагогами, специалистами ДОУ по реализации индивидуальной образовательной программы, маршрута;
  •  обсуждает с родителями воспитанника результаты реализации индивидуальной образовательной программы, особенности освоения ребёнком ожидаемого умения, процесса появления ожидаемого личностного качества, согласовывает совместные действия по организации воспитательно-образовательного процесса в условиях ДОУ и семьи.

Для составления индивидуального маршрута активно привлекаем родителей:

  •  активизация родительской позиции, повышение ответственного и сознательного отношения родителей к вопросам развития ребёнка, к расширению его социального опыта;
  •  вовлечённость родителей в образовательный процесс на этапе обсуждения образовательной программы, маршрута для своего ребёнка совместно с педагогами и специалистами детского сада;
  •  повышение у родителей психолого-педагогической грамотности.  

Создание эмоционально - комфортной образовательной среды.

  • Доброжелательное уважительное отношение всех со всеми.
  • Конструктивный диалог с родителями (квалифицированные консультации, конкретность рекомендаций).
  • Стремление к бесконфликтному общению (демонстрация эффективных способов разрешения конфликтов).
  • Внимательное наблюдение за ребёнком, своевременное реагирование.

Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными

Эффекты социализации

  • Апробация различных социальных ролей.
  • Навыки работы в коллективе, в группе.
  • Обогащение личного опыта: освоение различных способов деятельности; приобретение коммуникативных навыков.
  • Привычность ситуации выбора.
  • Способность ориентироваться в меняющейся предметной среде и действовать по ситуации.
  • Возможность выбирать то, что наиболее интересно, и удовлетворять свои познавательные потребности.

Развивающие эффекты

  • Комплексное развитие базовых психических процессов, лежащих в основе познания
  • Развитие детской инициативы, самостоятельности, ответственности
  • Формирование умения аргументировать свой собственный выбор
  • Развитие индивидуальных способностей и природных задатков



Предварительный просмотр:

Особенности планирования образовательной деятельности по программе «Мозаика»

Планирование составляет одну из основ правильной организации жизни детей в детском саду. Оно строится на анализе достигнутых успехов всей группы и индивидуально каждого ребёнка.

По программе «Мозаика» для педагогов предлагают  «Журналы планирования образовательной деятельности в ДОО» для всех возрастных групп детского сада. Цель их ведения – проектирование образовательного процесса с детьми раннего и дошкольного возраста на основе положений ФГОС ДО, ПООП ДО и образовательной программы дошкольного образования «Мозаика».

Авторы программы «Мозаика» предлагают свои подходы к планированию образовательной деятельности. Они существенно отличаются от традиционных подходов и при этом отвечают современным требованиям дошкольного образования. Одной из особенностей данного планирования является минимизация механической бумажной составляющей данного процесса с целью высвобождения и увеличения времени для непосредственного общения, взаимодействия воспитателя с детьми и их родителями. Основу планирования составляют комплексные образовательные задачи на неделю, которые лежат в основе проектирования предметно-развивающей среды, выбора содержания деятельности, включая общение педагога с детьми и их родителями.

Предложено планировать образовательную деятельность на оптимальный период – неделю. По желанию воспитателей можно спланировать формы взаимодействия с детьми и на каждый день – эта возможность предусмотрена в предложенной табличной форме. Календарное планирование разрабатывается в соответствии с комплексно-тематическим планированием и планом участия группы в мероприятиях ДОО. В процессе планирования можно использовать примерный алгоритм планирования на неделю:

1 шаг. Определение последовательных образовательных (обучающих и развивающих) задач на неделю, которые предполагается решить в ходе совместной деятельности воспитателя и детей, во время режимных моментов, в ситуациях повседневного общения с детьми. Воспитательные задачи являются сквозными и решаются в постоянном режиме, в любых ситуациях и планируются на учебный год. Воспитатели при планировании могут воспользоваться предложенными задачами, а могут наметить и другие, взяв за основу задачи программы «Мозаика». Перечень образовательных задач отбирается и формулируется педагогами самостоятельно, их количество может быть разным.

2 шаг. Подбор оптимальных форм взаимодействия с детьми в соответствии с поставленными задачами. Определение способов решения образовательных задач – это самостоятельный творческий поиск педагогов. При планировании совместной деятельности педагогов с детьми в режиме дня (форм, методов образовательной деятельности, видов детской деятельности, ситуаций повседневного общения) помощь окажут материалы, представленные в приложении к журналу. В конце каждого месяца рекомендуется проводить кульминационное событие, объединяющее все виды деятельности: праздник, досуг, выставку и т.п.

3 шаг. Определение новых слов для введения в активный словарь детей.

4 шаг. Внесение дополнений (изменений) в развивающую предметно-пространственную среду. В программно-методическом комплексе дошкольного образования «Мозаичный ПАРК» подобрано оборудование, пособия, игры и игрушки для создания современной среды в группе детского сада.

5 шаг. Осуществление коррекции развития детей (групповая и индивидуальная работа).

Результативность решения образовательных задач достигается содержательными линиями образовательного процесса: тематической ситуацией по инициативе педагога и/или детей, сезонными изменениями в природе, традиционными календарными праздниками, событиями разного рода (личные, семейные, активно обсуждаемые в СМИ, городские или областные, всероссийские и международные), увлечениями (хобби) детей и педагогов. Нахождение разумного баланса между объёмом заранее запланированных тем и тем, возникающих в процессе самой образовательной деятельности, и составляет сущность нового гибкого подхода к планированию. Важно, чтобы содержание было непосредственно связано с жизнью детей, затрагивало их эмоции, формировало принятие социокультурных и духовно-нравственных норм и стало для них личностно-значимым. Задача педагога – вызвать искренний интерес у детей к происходящему, мотивировать их к созидательным действиям, пробудить такие важные нравственные качества, как сопереживание, желание помочь, или изменить своими действиями ситуацию к лучшему.

«Журналы планирования образовательной деятельности в ДОО» наряду с «Журналами взаимодействия с родителями» и «Журналами педагогической диагностики» входят в серию «Педагогический портфель воспитателя», позволяющую грамотно и эффективно подходить к образованию детей дошкольного возраста и общению с родителями воспитанников в современных условиях.



Предварительный просмотр:

Творческая мастерская по теме

«Развитие способностей детей в различных видах деятельности».

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы с вами живем в век инноваций. Инновации в дошкольном обучении предлагаются для понимания новых методов обучения, новых способов организации занятий, инноваций в организации образовательного контента.

Современные инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДО. 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена такая задача, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Хотелось бы сказать, что эта встреча стала логичным продолжением встречи в гагаринском детском саду.

И тема нашей встречи сегодня - «Развитие способностей детей в различных видах деятельности».

Анализ многочисленных определений способностей, представленных в психолого-педагогической литературе, позволяет рассматривать их как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения заданий в той или иной деятельности.

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3–4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте.

Для дошкольного периода характерны такие специальные способности, как: художественные – декоративно-прикладные и изобразительные (склонность к лепке, рисованию, поделкам, черчению); театрально-речевые (склонность к подражанию и выступлению, способность договариваться и увлекать других детей); музыкальные (склонность к сочинению музыки, запоминанию и воспроизведению мелодий); логико-математические (склонность к запоминанию математических символов и выполнению математических вычислений); технические (проявление интереса к механизмам).

Для развития способностей ребенка взрослому (родителю, педагогу) необходимо искренне интересоваться ребенком, заниматься с ним, вместе выполнять какую-либо работу, задания, уделять им как можно больше времени.

Повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умениедоставить радость от новых творческих открытий – вот основная роль воспитателя в развитии способностей  ребенка.

1. О том, как с помощью художественного конструирования можно развивать творческие способности детей нам расскажет Егорова Татьяна Хакимовна и Павлова Наталья Алексеевна, воспитатели «Детского сада «Звездочка».

2.Особую актуальность в наше время приобретает проблема развития речевого творчества у детей дошкольного возраста с помощью современных образовательных средств, так как творческая личность должна обладать высоким уровнем речевого творчества.

Опытом работы по использованию метода противоречий как одного из эффективных способов развития творческой речи дошкольника    поделятся Ольга Валерьевна Алексеева, Евгения Анатольевна Антропова. МБДОУ «Детский сад «Колокольчик».

3.Обучение дошкольников английскому языку рассматривается как один из важных этапов подготовки их к школе. Раннее двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, устойчивости внимания, сообразительности, быстроты реакции, логики, произвольности поведения, творческой самостоятельности. О системе работы по обучению дошкольников английскому языку расскажет Анна Павловна Штанько, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Лучик».

4.Прививать интерес к чтению нужно начинать с самого рождения! К таким выводам психологи пришли уже давно, а производители книжек и игрушек решили реализовать такой научный вывод в объединении этих двух вещей. Современные книжки для малышей — это уже не просто книжки с картинками и текстом, но и — увлекательные, часто интерактивные игровые пособия. Опытом работы  с книгой-пазлом «Зимняя гусеница» в средней группе поделится Елена Владимировна Штанникова, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Снежинка».

5.Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Физическое воспитание складывается из мероприятий, направленных на то, чтобы вырастить здоровых, выносливых, жизнерадостных, трудоспособных людей. Предоставляет Вам мастер-класс по физическому развитию «Секреты здоровья» Екатерина Борисовна Виноградова МБДОУ «Детский сад «Крепыш».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. Дети нуждаются в совершенствовании своих способностей во всех областях развития. И даже если ребенок в будущем не станет знаменитым художником или актером, или спортсменом, он найдет подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому он вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.

СПАСИБО!