Семинары с педагогами

Кузнецова Наталья Николаевна

На этой странице вы можете ознакомиться с практическими материалами по работе с педагогами. Освещаются наиболее актуальные темы в работе с педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей

План.

1. Введение в тему.

2. Приветствие. Настроение в цвете.

3. Теоретический блок. Мультик «Переменная облачность»

4. Упражнение «Педагогические находки». Работа с ситуациями .

5. Техники саморегуляции.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Я рада вас видеть на нашем семинаре. И сегодня мы с вами поговорим о том, какие эмоции мы с вами испытываем в жизни, ка они влияют на нас и наших детей. Поговорим о способах управления эмоциями. Сегодняшний семинар в основном практического содержания. И у вас будет возможность поработать с собой и своим состоянием.

 Правила нашей работы:

1. Равенство позиций. Нет руководителей и подчинённых. Все равны в рамках тренинга. Партнёрские отношения всех членов группы, признание ценностей и интересов каждого.

2. Активность "Будь активен и ты узнаешь себя"

3. Обратная связь. Вы честно и открыто имеете право высказать своё мнение о возникающих ситуациях. Это уникальная возможность "увидеть себя глазами других".

4. Закрытость группы. Вся информация, которую вы узнаете друг о друге не должна выноситься за пределы круга.

Игра «Разноцветное настроение»

Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

Каждый человек выбирает цвет своего настроения и объясняет свой выбор.

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки.

красный     –  бодрое, активное настроение –

                        хочется прыгать, бегать, играть в подвижные  игры;

желтый     –  веселое настроение –

                        хочется радоваться всему;

зеленый      –  общительное настроение –

                         хочется дружить с другими детьми, разговаривать и  играть    с ними;

синий         –   спокойное настроение –  

                     хочется спокойно поиграть, послушать

                     интересную  книгу, посмотреть в окно;

малиновый –  мне трудно понять свое настроение, и не слишком    хорошее, и не слишком плохое;

серый          –   скучное настроение –

                         не знаю чем заняться;

коричневый –  сердитое настроение –

                         я злюсь, я обижен;

черный        –  грустное настроение –

                        мне грустно, я расстроен.

Выберите себе карточку цвета вашего настроения. Теперь разложим лепестки  -

получился цветок настроений. Каждый лепесток –настроение каждого из вас:

- Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

Ожидания от тренинга. Проговариает каждый, что он хочет получить сегодня от занятия. Я хочу - создать для вас условия, чтобы вы с одной стороны отдохнули, с другой - отдыхая, провели время с пользой для себя, получили новую информацию. Хочу быть для вас полезной.

Просмотр мультика "Переменная облачность"

- О чём мультик? Себя в мультике увидели? Кто вы? Что зацепило?

Упр. "Продолжи фразу: Я педагог, потому что..." (образ хрусталика)

Сейчас я вам предлагаю вспомнить то, что вас привело в профессию. У каждого из нас своя моссия. Как вы её видите? Личная история прихода в профессию. Итог: Мы с вами вносим свою лепту, оставляем свой отпечаток на личности ребёнка, помогаем шлифовать грани хрусталика. Мы помогаем ребёнку социализироваться.

Мы с вами всё более плотно подходим к теме нашей встречи и теперь поговорим о чувствах.

Разговор о чувствах.

- Какие чувства помогают вам в работе? (ресурс) один круг

- Какие чувства мешают вам в работе? другой круг.

Работа по группам: прорисовать негативные чувства в виде образов. Передать по кругу и изменить рисунок, добавив позитивчик. Пока исходный рисунок не вернётся к владельцу. Поделиться своими ощущениями. (что было и что стало, как поменялись ваши ощущения?)

Техники саморегуляции

- Что вы предпринимаете для регуляции своих эмоций? (приёмчики)

- Дыхательные упр. ( расслабляющие: вдох на раз - два, выдох на 4)

- Упр. из йоги (дерево)

- Активизирующие упр. из гимнастики мозга (памятка)

- Работа с мыслями (позитивное мышление)

Срез настроения в цвете (ещё раз выбрать цвет: что-то поменялось?)

Обратная связь:  что получили от тренинга? С чем уходите?

Продолжи фразу: здесь оставил.., возьму с собой...

На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние:

  • эмоциональное состояние педагога
  •  внимание или невнимание к его состоянию
  •  взаимодействие педагога с детьми (способы общения)

Эмоции придают разноцветную окраску нашему общению.

Положительное эмоциональное состояние относится к важнейшим условиям развития личности.

Термин «эмоциональное неблагополучие» подразумевает в дошкольном возрасте ситуативный дискомфорт, проявляемый внешне в той или иной степени. Эмоциональное неблагополучие способствует развитию отчуждения между взрослыми и детьми.

В психологии существует такое понятие, как «заражение», то есть непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека к другому. Часто этот эффект можно наблюдать в детском саду.

Воспитателям наибольшим образом необходимо находить адекватные формы общения с детьми.

Взрослым важно научить детей самостоятельно справляться с ситуацией душевного дискомфорта, это позволит избежать многих трудностей и проблем в развитии.

Во взаимоотношениях с ребенком взрослый обязан очень тонко подбирать эмоциональные формы воздействия на ребенка. Положительные и отрицательные формы воздействия должны возникать не стихийно (в зависимости от настроения самого взрослого), а преобразоваться в своеобразную технику общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный проступок.

Практическая часть



Предварительный просмотр:

Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей.

Семинар 2 часть

  • Вводное слово.
  • Приветствие «У меня сегодня настроение вот такое!»
  • Упр. «Познание собственных эмоций, их самооценка»

Написать 10-15 эмоций и чувств, которые приходят к вам в голову.

Проранжировать по 10-15 бальной системе от 10 (15)б. до 1б. каждое качество.

  • Теоретическая часть. "Кувшин эмоций" по Гиппенрейтер Ю.Б.

На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние:

  • эмоциональное состояние педагога
  •  внимание или невнимание к его состоянию
  •  взаимодействие педагога с детьми (способы общения)

Эмоции придают разноцветную окраску нашему общению.

Положительное эмоциональное состояние относится к важнейшим условиям развития личности.

Термин «эмоциональное неблагополучие» подразумевает в дошкольном возрасте ситуативный дискомфорт, проявляемый внешне в той или иной степени. Эмоциональное неблагополучие способствует развитию отчуждения между взрослыми и детьми.

В психологии существует такое понятие, как «заражение», то есть непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека к другому. Часто этот эффект можно наблюдать в детском саду.

Воспитателям наибольшим образом необходимо находить адекватные формы общения с детьми.

Взрослым важно научить детей самостоятельно справляться с ситуацией душевного дискомфорта, это позволит избежать многих трудностей и проблем в развитии.

Во взаимоотношениях с ребенком взрослый обязан очень тонко подбирать эмоциональные формы воздействия на ребенка. Положительные и отрицательные формы воздействия должны возникать не стихийно (в зависимости от настроения самого взрослого), а преобразоваться в своеобразную технику общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный проступок.

  • Техники саморегуляции эмоциональных состояний

- Что вы предпринимаете для регуляции своих эмоций? (приёмчики)

- Дыхательные упр. (расслабляющие: вдох на раз - два, выдох на 4)

- Упр. из йоги (дерево)

- Упр. «Вулкан»

Упражнение визуализация «Вулкан»

Цель- диагностика и коррекция симптомов агрессивности у педагогов.

Сядьте пожалуйста так как вам будет удобно. Вам сейчас необходимо будет представить то, что я вам буду говорить.

Закройте глаза. Представьте пожалуйста большую равнину, вы видите просторы и панораму местности вокруг, равнина покрыта зеленой травой, поют птицы, дует легкий ветерок, вы слышите шум ветра. Вы оглядываетесь вокруг себя и видите огромный вулкан.  Осмотрите его. Какой он? Что вокруг него? Поднимитесь на кратер вулкана,  что вы видите там? Загляните внутрь? Чем наполнен вулкан? Что там? Начался сильный дождь, ливень, становится все сильнее и сильнее, уже намокло все вокруг, дождь попадает и во внутрь вулкана? После сильного ливня опять становится тепло и проявляются лучи солнца. Что изменилось в вулкане? осмотрите его вновь.

После 1 мин паузы спрашиваем опишите вулкан, который вы увидели? Когда вы смотрели на него со стороны, дымился ли он? Или было уже извержение?  Когда заглянули внутрь,  что там было? Как повлиял дождь на вулкан, что- то изменилось?

Даешь анализ того что обозначает каждый образ в визуализации, если извержение вулкана не прекратилось после дождя значит агрессивность и враждебность осталась, необходима еще одна такая процедура, если остались дымящиеся уголечки – человек может управлять своим состоянием, но они могут вновь разгореться в пожар, если ни лавы ни уголечков не было вначале значит у человек не склонен к агрессивности.

 Работа с мыслями.

Притча "Разговор с богом".

Алло, здравствуйте! Могу я поговорить с Богом?
- Здравствуйте! Соединяю!

- Здравствуй, Душа моя! Я внимательно слушаю тебя!
- Господи, впереди Новый год! Прошу Тебя, исполни мои желания!
- Конечно, дорогая, все, что угодно! Но сначала, я тебя соединю с отделом исполненных желаний, - постарайся понять, какие ты допускала ошибки в прошлом!

... Металлический голос в трубке: "Подождите, пожалуйста, сейчас соединим с оператором отдела желаний"...

- Приветствую вас! Что бы вы хотели узнать?
- Здравствуйте! Меня к вам перенаправил Господь, и сказал, что прежде чем загадывать новые желания, хорошо бы прослушать прежние.
- Понятно, минуточку... А, вот! Все желания души. Вы слушаете?
- Да, внимательно.

- Начинаем с последнего года:
1) Надоела эта работа! (исполнено: "работа надоела!")
2) Муж не обращает внимания! (исполнено: "не обращает!")
3) Ой, мне бы немного денег! (исполнено: денег - немного!)
4) Мне бы хоть какую-нибудь квартирку! (исполнено: на 10 этаже под самой крышей, крыша течет. Просила "какую-нибудь"!)
5) Мне бы хоть какую-нибудь маленькую машинку! (исполнено: получи "Запорожец" лохматого года)
6) Ой, ну хоть бы в отпуск, хоть куда-нибудь (исполнено: к свекрови на дачу, ей как раз рабочая сила нужна)
7) Ну что такое, никто цветов не подарит (исполнено: не подарит!)

... Продолжать? Здесь примерно на год чтения!

- Нет, нет, все поняла! Перенесите мой звонок на Творца, пожалуйста!
- Господи, я все поняла!!! Я поняла, что Ты мне всегда помогаешь и все исполняешь! А сейчас я хочу, как следует подумать. Можно перезвонить попозже?

... улыбка в голосе...
- Конечно, дорогая! Когда угодно!

Рефлексия: Что было для вас полезным? Что нового вы узнали?