Мои программы и методические разработки

Басимова Елена Валерьевна

Предварительный просмотр:

Программа

по углубленной допрофессиональной

подготовки по швейному делу

с последующим присвоением разряда

по специальности «Швея» (1-3 разряды)

Пояснительная записка

Программа по углубленной допрофессиональной подготовки по швейному делу с последующим присвоением разряда по специальности «Швея» 1-2 (3) разряда разработана для обучения лиц с  интеллектуальными нарушениями в условиях Государственного образовательного учреждения специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида. Введение государственных стандартов профессиональной подготовки, практики лицензирования и проведения экспертизы образовательных программ вызывает необходимость разработки  программы в соответствии с государственными требованиями. Большой опыт реабилитации, практической подготовки лиц с интеллектуальными нарушениями по специальности «Швея», накопленный специальными (коррекционными)  школами VIII вида подтверждает целесообразность и возможность такой подготовки.

Программа разработана на основе требований профессиональной характеристики по специальности «Швея» 1-2 (3) разряда с учетом стандарта начальной профессиональной подготовки.  Программа рассчитана на одногодичный (10 класс) или двухгодичный (10-11 класс) срок обучения.

Целью допрофессиональной реабилитации с использованием разработанной программы является допрофессиональная подготовка по специальности «Швея» в рамках 1-2 разряда (в исключительных случаях 3 разряда), которая не предполагает освоения сложных и квалифицированных видов швейных работ. Кроме специальных знаний и умений непосредственно по выполнению швейных работ программа включает также и элементы общетехнической подготовки: основы охраны и безопасности труда, трудового права в рамках знаний, необходимых для открытого трудоустройства. Важным элементом обучения должно быть усвоение основной профессиональной терминологии. Темы по основам безопасного труда и производственных отношений, хотя и выделены в отдельный раздел программы, но изучаются в течение всего курса обучения.

Формирование знаний осуществляется на первом-втором уровнях усвоения (показ картинки, соответствующей конкретному понятию, выбор картинки из нескольких предложенных). Формирование навыков осуществляется на уровне повторения сначала с подсказкой и помощью учителя, а затем самостоятельно.

Усвоение основных тем программы завершается самостоятельными и контрольными работами, а все обучение - квалификационным экзаменом.

Экзамен проводится на базе ГОУ С(К) ОШ  VIII вида и МУК .

Лицам, успешно завершившим обучение и сдавшим квалификационный экзамен в МУК выдается свидетельство  о присвоении 1 или 2 разряда (в исключительных случаях 3). Представители ГОУ С(К) ОШ VIII вида присутствуют на экзаменах в МУК  и наоборот.

Основными методами являются наглядно-практические, включающие ситуационное обучение, ролевые и деловые игры, метод поощрения, погружение в материально-практическую среду, практические работы, вводный и текущий инструктаж, экскурсии, беседы, многократное повторение и практическое закрепление. Количество часов на каждую тему конкретизируется в зависимости от особенностей учебной группы, ее подготовленности. Кроме того, педагог сам определяет темы, содержание и методические приемы.

В скобках указан разряд, для присвоения которого требуется конкретное знание или умение.

Профессиональная характеристика (швея 1 разряда). Характеристика работ: выполнение на швейных машинах или вручную подготовительных операций для пошива изделий; ликвидация обрыва нитей, смена шпуль; регулирование натяжения нитей и частоты строчки на швейной машине.

Швея должна знать правила и приемы подготовительных операций; назначение и правила эксплуатации оборудования, нумерации  игл, закрепления нитей, смены шпуль, регулировки натяжения нитей и частоты строчки; технику безопасного труда.

Примеры работ: вдевание эластичных лент в кулиски, вдевание нитей, регулирование натяжения нитей, вывертывание деталей изделия, разрезание деталей, стачивание изделия.

Профессиональная характеристика (швея 2 разряда). Характеристика работ: выполнение на швейных машинах или вручную простых операций по пошиву изделий из различных материалов; контроль соответствия фурнитуры цвету и назначению изделия.

Швея должна знать правила и приемы выполнения простых швейных операций, принципы работы используемого оборудования, технику безопасного труда.

Примеры работ: обметывание срезов, швов деталей и изделий, изготовление ниточных петель, обработка простых изделий, подрезка швов, обтачивание, чистка изделий специальной щеткой, смазка и чистка швейных машин.

Основные виды деятельности (швея 1-2 разряда):

выполнение работ на универсальных и специальных швейных машинах в соответствии с

установленными техническими требованиями;

проверка правильности установки машинной иглы и заправка верхней и нижней нитки;

распознание видов швейных материалов, их «лица», изнанки;

самоконтроль в процессе труда, проверка качества выполненной работы;

соблюдение правил промышленной санитарии, гигиены труда и внутреннего распорядка, правил безопасности труда и пожарной безопасности.

Требования к основным (базовым) знаниям (швея 1-2 разряда). Швея должна знать:

виды одежды и гладкого белья;

установленные технические требования и инструкции по работе на швейных машинах (включая требования к организации рабочего места и приемы работы вручную, на машинах и при влажно-тепловой обработке изделий);

правила регулирования частоты строчек и натяжения нити, правила смены игл и шпуль;

виды основных и вспомогательных швейных материалов, их назначение, пошивочные свойства;

технические условия выполнения операций, последовательность обработки деталей изделий в потоке, виды и причины дефектов,          возможных в процессе выполнения машинных работ, меры их предупреждения;

правила организации рабочего места и требования техники безопасности.

Требования к личности рабочего. Для швеи характерно повышенное внимание (основывающееся на зрительном восприятии) во время обработки изделия. Функция наблюдения - регулирующая и контролирующая технологический процесс. У швеи преобладает наглядно-образный (предметный) вид памяти - запоминание деталей изготовляемых изделий, их механических свойств, пространственного отношения частей.

Высокие требования предъявляются к остроте зрения швеи, его цветоразличительной функции, глазомеру (линейному, угловому и плоскостному).

Швея должна различать шумы, характеризующие работу швейной машины, ее механической части и электромотора.

Швее необходимо вырабатывать быстрые, точные и ловкие движения. Кроме того, движения обеих рук и ног должны отличаться сенсомоторной согласованностью. Швея должна обладать хорошей тактильной и мышечно-суставной чувствительностью. Ей необходимо воспринимать на ощупь качество поверхности обрабатываемого материала (гладкость, мягкость, твердость, гибкость, влажность). От работницы требуется также умение различать давление со стороны обрабатываемого материала, его сопротивление, упругость.

Сосредоточенность внимания должна быть высокой, учитывая то, что работать приходится в условиях различных помех (общий шумовой фон в цехе и на рабочем месте - от мотора машины) плюс сложности, возникающие из-за однообразия и монотонности выполняемых операций.

Качества личности, обеспечивающие успех в работе швеи, следующие: невосприимчивость к помехам, физическая выносливость, способность к длительному выполнению однообразных операций, терпение, усидчивость, быстродействие, уравновешенность, аккуратность и тщательность.

Допустимые нарушения основных функций организма (швея 1-2 разряда):

нарушения психических функций: интеллекта, восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций, воли - незначительные и умеренные, речи - любой выраженности;

нарушения сенсорных функций: зрения, обоняния-незначительные и умеренные, осязания - незначительные, слуха - любой выраженности;

нарушения статико-динамической функции: функций верхних конечностей - незначительные, нижних конечностей - незначительные и выраженные;

нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции -незначительные и умеренные.

Медицинские противопоказания к профессии:

тяжелая умственная отсталость; легкая умственная отсталость с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями (психопатоподобный и торпидный вариант), со сложным типом дефекта психики, судорожной готовностью при зрительной нагрузке;

шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия, выраженная вегетативная дисфункция (обморочные состояния, головокружения, боли в области сердца);

заболевания периферической нервной системы с глубокими и стойкими нарушениями движений, чувствительности, трофики, препятствующими работе, прогрессирующие под влиянием производственных факторов;

органические заболевания центральной нервной системы, а также последствия перенесенных заболеваний (энцефалита, менингита, арахноидита, закрытых травм черепа и др.) с глубокими и стойкими нарушениями интеллекта, психопатическим поведением или неврологической симптоматикой трофики, полинейропатии; системные заболевания; заболевания костей, мышц, сопровождающиеся значительными ограничениями подвижности верхних конечностей; полное нарушение схватывающей и удерживающей функций кисти, отсутствие, сведение или значительная деформация большого пальца на работающей руке;

хронические заболевания мышечной системы неврогенного характера при стойком нарушении функции верхних конечностей или трофики;

заболевания кожи в резко выраженной степени, особенно при локализации на кистях, экзема, ограниченная красная волчанка, поливалентные аллергии;

понижение зрения с коррекцией ниже 0,7 на лучше видящем глазу, ниже 0,3 на хуже видящем; пониженное цветоощущение; стойкое слезотечение.

   Примерное распределение учебного времени

№ п/п           

                                                                 ТЕМА

ЧАСЫ

1.   Вводное занятие.                                                                                    2

2. Техника электробезопасности и противопожарных                            10

     мероприятий в учебных мастерских.

3. Основы гигиены труда и производственной санитарии.                     10

    Основные понятия гигиены труда.

4. Классификация одежды и требования, предъявляемые к ней.             12

5. Универсальные и специализированные швейные машины.                 10

6. Технология обработки швейных узлов юбки (на образцах).              13

7. Построение чертежа основы прямой юбки.                                          16

8. Обработка притачным поясом верхнего среза юбки.                           10

9. Материаловедение.                                                                                   4

10. Технология обработки отдельных деталей и швейных узлов.             22

11. Построение чертежа цельнокроеной основы.

      Конструирование и моделирование плечевых изделий.                        22

12.Соединение воротника с горловиной и рукава с проймой.                    10

13.Трудовое законодательство.                                                                        13

14. Обработка различных видов карманов.                                                     26

15. Построение чертежей брюк.                                                                       20

16. Раскрой деталей брюк и их влажно- тепловая обработка.                     8

17. Соединение основных деталей в изделии.                                                10

18. Основы организации труда и производства на швейных                       20

         предприятиях.                                                                                            

19. Раскрой и пошив жилета.                                                                            26

20. Повторение пройденного материала.                                                       160

21. Практическое повторение.                                                                         120

     544


Содержание программы

                                                    I четверть

1.Вводное занятие.

1.1.  История профессии.

1.2. Продукция, планируемая к изготовлению в течение года. Демонстрация лучших работ. Ознакомление учащихся со швейными мастерскими и их оборудованием. Ознакомление с квалификационной характеристикой швеи: основные функции и виды деятельности.

Методы: экскурсия, беседа.

Знания и умения: должны иметь понятие о безопасном труде и правилах его соблюдения (1-3); уметь правильно организовать рабочее место (1-3).

2. Техника электробезопасности и противопожарных мероприятий в учебных мастерских.

2.1. Техника безопасности и ее задачи. Краткие сведения о законодательстве по охране труда.

2.2. Виды травматизма, его причины и предупреждение. Техника безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжильных операций.

2.3. Вопросы электробезопасности. Виды электротравм, меры их предупреждения. Основные требования к электроустановкам для обеспечения их безопасной эксплуатации. Применение средств защиты от поражения электрическим током.

2.4. Меры пожарной безопасности. Задачи пожарной профилактики. Причины пожаров, их предупреждение. Меры пожарной безопасности при эксплуатации производственного оборудования, электрического оборудования и освещения.

Методы: беседа.

Знания и умения: должны иметь общее понятие о безопасном труде и правилах его соблюдения (1-3).

3. Основы гигиены труда и производственной санитарии. Основные понятия гигиены труда.

3.1. Рациональный режим труда и отдыха. Значение правильной рабочей позы. Роль производственной гимнастики и спорта.

3.2.Режим рабочего дня. Гигиенические требования к рабочей одежде.

3.3. Санитарные требования к рабочим помещениям. Требования к освещению помещения и рабочих мест. Естественная и механическая вентиляция. Уход за помещением.

Методы: беседа.

Знания и умения: должны иметь общее понятие о рациональном режиме труда и отдыха, режиме рабочего дня, гигиенических требованиях к одежде, санитарных требованиях к помещению (1-3).

4. Классификация одежды и требования, предъявляемые к ней.

4.1.   Определение понятий: одежда, костюмы, платья, гардероб.

4.2.   Краткая история развития одежды. Виды одежды: бытовая, спортивная, производственная, форменная. Деление одежды по половозрастным признакам, размерам и ростам. Требования, предъявляемые к одежде: гигиенические, эстетические.

4.3.   Основные и производственные детали швейных изделий, их классификация и характеристика по разным признакам (конструкции, силуэту, покрою, работе и т.д.)  

Методы: экскурсия, беседа, практическая работа.

Лабораторная работа: Классификация и характеристика по разным признакам.

Знания и умения: должны знать виды одежды (1-2) и уметь различать их по внешнему виду (3), различать основные и производственные детали швейных изделий (1-3); знать основные требования, предъявляемые к одежде (3).

5.Универсальные и специализированные швейные машины.

5.1. Классификация швейных машин, используемых на швейном производстве.

5.2. Устройство и работа механизмов.

5.3. Неполадки в работе, уход за швейной машиной.

Методы: экскурсия, беседа, практическая работа.

Практическая работа: выполнение строчек, чистка, смазка швейной машины.

Знания и умения: должны иметь понятие об  универсальных и специализированных швейных машинах (1-3), уметь правильно устранить неполадки, смазать почистить швейную машину (1-3).

6. Технология обработки швейных узлов юбки (на образцах).

6.1.    Шлица с открытым разрезом.

6.2.    Шлица со скрытой складкой.

6.3.    Обработка притачного пояса.

6.4.    Два варианта притачивания пояса к юбке.

Методы: беседа, практическая работа.

Практическая работа: выполнение на образце различные виды шлиц, обработка притачного пояса.

Знания и умения: должны иметь понятия о видах шлиц (1-3), уметь обработать шлицы, притачной пояс (1-3).

7. Построение чертежа основы прямой юбки.

7.1.    Шерстяное волокно. Получение шерстяной ткани.

7.2. Виды юбок, фасоны, детали, мерки для юбки, расчет раствора вытачек. Построение чертежа основы прямой юбки.

7.3. Изготовление выкройки. Изменение выкройки в соответствии с фасоном.

7.4. Раскрой юбки.

Методы: беседа, практическая и лабораторная работа.

Практическая работа: построение чертежа основы прямой юбки, раскрой юбки.

Знания и умения: должны иметь общее понятие о шерстяном волокне, получении шерстяной ткани (2-3),уметь построить чертеж и раскроить прямую юбку.

8. Обработка притачным поясом верхнего среза юбки.

8.1.    Подготовка кроя юбки к обработке.

8.2.    Составление плана пошива.

8.3. Сметывание основных деталей. Подготовка к примерке, проведение примерки.

8.4. Обработка вытачек, шлицы.

8.5. Обработка застежки.

8.6. Обработка пояса и соединение с юбкой. Обработка нижнего среза юбки.

8.7. Влажно- тепловая обработка. Окончательная отделка.

Методы: беседа, практическая работа.

Знания и умения: должны иметь общие понятия о составлении плана пошива, сметывании вытачек, подготовки к примерке (1-3) , уметь обработать вытачки, шлицы, застежки, обработать пояс и соединить его с юбкой.

9. Практическое повторение.

                                                       II четверть

1.Вводное занятие.

1.1. Понятие о швейных машинах, приспособлениях малой механизации, история их развития.

1.2. План работы на вторую четверть.

1.3. Техника безопасной работы в швейный мастерских ( инструктаж).

Методы: беседа, обсуждение, экскурсия.

Знания и умения: должны иметь понятие о швейном оборудовании и его значении для производства швейных работ, технике безопасной работы в швейных мастерских (1-3).

2. Материаловедение.

2.1. Краткие сведения о технологии получения тканей.

2.2. Свойства тканей ( физико- механические, технологические).

Методы: беседа, экскурсия.

Знания и умения: должны иметь понятие о технологии получения ткани (2-3), о свойствах тканей (1-3).

3. Технология обработки отдельных деталей и швейных узлов.

3.1. Обработка застежек подкройной и цельнокроеной планками.

3.2. Конструкция рукавов, втачивание рубашечного рукава в открытую пройму.

3.3. Обработка низа рукава замкнутой манжетой.

3.4. Обработка накладного кармана с встречной складкой обтачкой.

3.5. Обработка выметной петли.

Методы: беседа, практическая работа.

Практическая работы: обработка застежек подкройной и цельнокроеной планками, обработка низа рукава замкнутой манжетой, обработка накладного кармана с встречной складкой обтачкой, обработка выметной петли.

Знания и умения: должны иметь понятие о конструкции рукавов, втачивание рубашечного рукава в открытую пройму (1-3); уметь обработать застежку подкройной и цельнокроеной планками (1-3), обработать низ рукава замкнутой манжетой, обработать накладной карман с встречной складкой обтачкой, обработать выметную петлю (1-3).

4. Построение чертежа цельнокроеной основы. Конструирование и

моделирование плечевых изделий.

4.1. Особенности конструкции рубашки. Детали. Фасоны. Отделка.

4.2. Мерки для рубашки.

4.3. Построение чертежа цельнокроеной основы в натуральную величину. Изменение в чертеже, нанесение конструктивных и фасонных линий.

4.5. Изготовление выкройки.

4.6. Раскрой рубашки.

Методы: беседа, практическая работа.

Практическая работа: Построение чертежа цельнокроеной основы в натуральную величину, изменение в чертеже, нанесение конструктивных и фасонных линий, изготовление выкройки, раскрой рубашки.

Знания и умения: должны иметь понятие об особенностях конструкции рубашки, деталях, фасонах, отделки(2-3); уметь построить чертеж цельнокроеной основы в натуральную величину(1-3), изготовить выкройку (1-2), раскроить рубашку (2-3).

(1-3), проверять машину перед работой (2-3).

5. Соединение воротника с горловиной и рукава с проймой.

5.1. Рабочие механизмы швейной машины: механизм лапки, иглы, двигателя ткани.

5.2. Подготовка кроя к обработке.

5.3. Составление плана пошива.

5.4. Подготовка к примерке, примерка, устранение дефектов.

5.5. Пошив рубашки.

Методы: беседа, практическая работа.

Знания и умения: должны знать рабочие механизмы швейной машины: механизм лапки, иглы, двигателя ткани, как подготовить крой к обработке(2-3), уметь подготовить к примерке изделие, провести примерку, устранить дефекты (1-3).

6. Практическое повторение.

                                                           III четверть.

1.Вводное занятие.

1.1. План работы на третью четверть.

1.2. Правила безопасной работы в швейных мастерских.

1.3.Влажно-тепловая обработка (ВТО) ткани, ее значение в швейных работах. Знакомство с устройством электрического утюга и регулировкой его нагрева в соответствии с видом обрабатываемой ткани. Оборудование рабочего места для выполнения утюжильных работ.

Методы: беседа.

Знания и умения: должны иметь понятие о технике безопасной работы в швейных мастерских (2-3),  об оборудовании для ВТО (1-3), о том, как должно быть оборудовано рабочее место для выполнения утюжильных работ (1-3); знать правила техники безопасности (1-3); уметь регулировать нагрев утюга (1-3), выполнять различные виды ВТО (1-3).

2. Трудовое законодательство.

 

2.1.Права и обязанности рабочих и служащих.

2.2. Трудовой договор.

2.3. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы.

2.4. Рабочее время и время отдыха. Дисциплина труда.

Методы: беседа.

Знания и умения: должны знать права и обязанности рабочих и служащих, трудовой договор, рабочее время, дисциплину труда (2-3).

3.Обработка различных видов карманов брюк.

 

3.1. Назначение и виды карманов брюк.

3.2. Обработка бокового кармана с отрезным бочком.

3.3. Обработка накладного фигурного кармана.

3.4. Обработка кармана « портфель» с боковыми складками.

Знания и умения: должны знать основные виды машинных строчек и швов, уметь их выполнять (1-3); знать технику безопасности при выполнении машинных работ и уметь ее соблюдать (1-3).

4.Построение чертежа брюк.

4.1. Виды и фасоны брюк.

4.2. Основные детали, контурные срезы.

4.3. Мерки для построения чертежа брюк. Снятие мерок.

4.4. Построение чертежа в масштабе и в натуральную величину.

4.5. Изготовление выкройки.

4.6. Подготовка выкройки к раскрою.

Методы: беседа, практическая работа.

Практические работы: построение чертежа в масштабе и в натуральную величину, изготовление выкройки, подготовка выкройки к раскрою.

Знания и умения: должны знать виды и фасоны брюк, основные виды машинных строчек(1-3), уметь снять мерки, построить чертеж в масштабе и в натуральную величину, изготовить выкройку (1-3).

 

5. Раскрой деталей брюк и их влажно-тепловая обработка.

5.1. Подготовка ткани к раскрою.

5.2. Раскладка выкроек. Раскрой деталей брюк.

5.3. Влажно-тепловая обработка деталей брюк.

Методы: практическая работа.

Знания и умения: должны знать как подготовить ткань к раскрою, разложить выкройки (1-3), уметь раскроить детали брюк, выполнять утюжильные работы (1-3).

6. Соединение основных деталей в изделии.

6.1. Фасоны, детали, швы, виды отделки.

6.2. Подготовка кроя брюк к обработке.

6.3. Составление плана пошива.

6.4. Пошив брюк. Обработка боковых срезов, шаговых срезов.

6.5. Стачивание среднего среза.

6.6. Обработка застежки.

6.7. Обработка притачного пояса. Притачивание пояса с брюками.

6.8. Обработка нижних срезов брюк.

6.9. Окончательная отделка изделия.

Методы: беседа, практическая работа.

Практическая работа: подготовка кроя брюк к обработке, пошив брюк, обработка боковых срезов, шаговых срезов, стачивание среднего среза, обработка застежки, обработка притачного пояса, притачивание пояса с брюками,  обработка нижних срезов брюк.

Знания и умения: должны знать фасоны и детали, швы, виды отделки(1-3), уметь подготовить крой брюк к обработке, обработать боковые срезы, шаговые срезы, стачать средний срез, обработать застежку, обработать притачной пояс, притачать пояс с брюками,  обработать нижние срезы брюк (1-3).

7. Практическое повторение.

                                                 IV четверть.

1.Вводное занятие.

1.1. План работы на четвертую четверть.

1.2. Правила безопасной работы в швейных мастерских.

 Методы: беседа.

Знания и умения: должны иметь понятие о технике безопасной работы в швейных мастерских (2-3); знать правила техники безопасности (1-3).

2.Основы организации труда и производства на швейных предприятиях.

2.1. Виды производства одежды. Структура швейного предприятия.

2.2. Основные рабочие профессии швейного производства.

2.3. Производственный технологический процесс изготовления одежды, безопасность труда на швейных предприятиях. 

Методы: беседа.

Знания и умения: должны знать виды производства одежды, структуру швейного предприятия, основные рабочие профессии швейного производства, производственный технологический процесс изготовления одежды, безопасность труда на швейных предприятиях (1-3). 

3. Раскрой и пошив жилета.

3.1. Силуэт в одежде. Фасоны жилетов. Выбор фасона.

3.2. Раскрой жилета по деталям базового лекала.

3.3. Составление плана пошива жилета.

3.4. Подготовка деталей кроя к пошиву.

Методы: беседа, практическая работа.

Практические работы: раскрой жилета по деталям базового лекала, подготовка деталей кроя к пошиву

Знания и умения: должны знать силуэт в одежде, фасоны жилетов; уметь  

раскроить жилет, составить план пошива, подготовить детали кроя к пошиву(1-3).

 4.Повторение пройденного материала.

 

4.1. Инструменты и приспособления, применяемые в швейной мастерской.

4.2. Машиноведение: детали заправки верхней нити, детали шпульного колпачка, заправка нижней нити, механизмы регулировки машины, неполадки в работе машины и их исправления. Уход за швейной машиной.

4.3. Правила безопасной работы в швейной мастерской.

4.4. Изготовление ткани. Долевая и поперечная нити, простейшие переплетения, виды тканей, свойства различных видов тканей, ВТО различных видов тканей.

4.5. Мерки, определяющие размер изделия, снятие мерок для поясных, плечевых изделий.

4.6. Детали и срезы на выкройке блузы, определение правого и левого рукава, отделочные стежки и их виды.

4.7. Швы, применяемые при изготовлении наволочки.

4.8. Виды обработки нижнего среза изделий.

4.9. Способы обработки выреза горловины без воротника.

4.10. Кокетка, способы соединения с основной деталью.

4.11. Трудовое законодательство: основные права и обязанности рабочих и служащих, трудовой договор, рабочее время и время отдыха, трудовая дисциплина, труд молодежи.

4.12. Виды производства одежды.

4.13. Структура предприятия.

 

6. Квалификационный экзамен.

Включает материал всей программы углубленной допрофессиональной подготовки по швейному делу. Подготовка к экзамену ведется в тестовой форме , учащиеся заполняют готовые образцы тестов и проходят, таким образом, подготовку.




Предварительный просмотр:

Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению

  1. Организационная часть
  1. Экзаменационный билет по трудовому обучению состоит из двух теоретических вопросов, которые направлены на выявление знаний экзаменуемых по материаловедению, специальной технологии, а также из практической экзаменационной работы.
  2. Образовательное учреждение имеет право самостоятельно готовить экзаменационный материал с учетом профилей трудового обучения, организованных в учреждении (материал практической экзаменационной работы и экзаменационные билеты).
  3. К экзамену по трудовому обучению допускаются экзаменуемые, обучающиеся по данному профилю труда не менее двух лет.
  4. Состав экзаменационной комиссии и дата проведения экзамена утверждается приказом по учреждению.
  5. Результаты экзамена по трудовому обучению оформляются протоколом.

  1. Порядок проведения экзамена

  1. На выполнение практической экзаменационной работы отводится 2 часа.
  2. Задания, включаемые в практическую экзаменацион-

ную работу, должны соответствовать программным

требованиям.

  1. Для выполнения практической экзаменационной работы каждый экзаменуемый получает чертеж, рисунок, знакомится с образцом-эталоном и техническими требованиями к заданию.
  2. Заготовки для выполнения данного изделия, инструменты и все приспособления, необходимые для выполнения практической экзаменационной работы экзаменуемый  выбирает самостоятельно.
  3. По окончании выполнения практической экзаменационной работы проводится устный экзамен (собеседование) по профилю. На опрос каждого экзаменуемого отводится не менее 30 минут. Между практической экзаменационной работой и устным экзаменом (собеседованием) рекомендуется устанавливать 20-30 минутный перерыв.

  1. Оценка результатов экзамена

  1. Выполнение и результат экзаменационной работы оцениваются  по следующим показателям:

а) умение подобрать нужный инструмент и организовать свое рабочее место;

б) умение рационально спланировать свою работу;

в) правильность и темп выполняемых приемов ручной и механической обработки материалов;

г) соответствие изделия чертежу (рисунку) и заданным техническим требованиям (время, точность, чистота обработки, соблюдение ширины междурядий).

3.2. Экзаменационная работа оценивается, если выполнено    

        более половины ее объема.

  1. Оценки выполнения экзаменационной работы и ответов учащихся по билетам заносятся в экзаменационный протокол.

Для Вас родители

Советы родителям

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

  1. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
  2. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  3. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  4. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
  5. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  6. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  7. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  8. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  9. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  10. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  11. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Советы выпускницам

Как подготовиться к сдаче экзаменов

Подготовка к экзамену:

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  • Составь план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена:

  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устала, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
  • В школу для сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала. При себе нужно иметь несколько (про запас) ручек.
  • Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 2 часа.

Во время экзамена:

  • В начале экзамена вам сообщат необходимую информацию. Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
  • Будь спокоен, не торопись, все делай не спеша!



Предварительный просмотр:

          Методические рекомендации родителям

      Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Вот почему решая вопросы реабилитации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной социальной поддержке.
       В нашей стране нет единой концепции многопрофильной социальной и психолого-педагогической помощи семьям, где растут дети с проблемами в развитии. Особенности внутрисемейных отношений и личности матерей, имеющих детей с нарушением интеллекта, фактически не изучены.
        Между тем, связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Именно эти отношения - один из важнейших факторов социально-бытовой и эмоциональной адаптации умственно отсталых детей, подростков, взрослых.
Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии представляется особенно трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.
          Известный американский педиатр Бенджамин Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку:
1. Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.
2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.
3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.
4. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.
5. Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.
         Итак, все перечисленные виды отношения родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители - нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родителей и проблемных детей накладывается отпечаток специфичности данного ребенка. Эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей.
Самопожертвование не должно быть напрасным
         Родители часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей. Как утверждает доктор психологии Тингей Михаэлис на основе наблюдений и повседневного ухода за собственным проблемным ребенком, ситуация, когда в семье рождается такой малыш, вовсе не безнадежная, и родители, и специалисты, если будут знать как, могут оказать и ему, и себе большую помощь. Он отмечает, что «свойственное многим родителям стремление к самопожертвованию ради счастья и благополучия детей естественно. Но оно не должно быть бестолковым. Здесь, как и в других случаях максимального проявления черт человеческой природы, чрезвычайно важно найти разумный способ их приложения с пользой для дела, поскольку возвышенные качества ценны не только и не столько сами по себе, сколько как способ достижения особо значимых результатов». 
            Если возникают воспитательные проблемы с умственно отсталым ребенком, то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним. Не следует думать, что умственно отсталый ребенок - это несчастный ребенок! Наоборот, его отношение к людям проникнуто сердечностью и нескрываемой радостью. И всякие высказывания типа «бедные, несчастные дети» неуместны. Умственные нарушения не означают эмоционального нарушения. В то же время высокоинтеллигентный человек может оказаться «эмоционально неграмотным».
           Часть родителей отказывается признать диагноз: либо они неадекватно оценивают состояние ребенка, либо опасаются испортить ему будущее «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с умственной отсталостью. Например, многие родители маленьких детей с болезнью Дауна и другими тяжелыми отклонениями в развитии, в первую очередь, обеспокоены тем, сможет ли ребенок обучаться в массовой школе. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необходимость специального (коррекционного) обучения. Однако это не избавляет семью от стресса.
            Семья, имеющая ребенка с умственной отсталостью, на протяжении жизни переживает серию, «взлетов» и «падений», обусловленных субъективными и объективными причинами. Чем лучше психологическая и социальная поддержка, тем семья легче преодолевает эти состояния. При тяжелых нарушениях интеллекта особенно сильно переживается родителями наступление совершеннолетия ребенка. К сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть этого семейного кризиса по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению.
   

       Помощь детям с нарушением психического развития требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка - инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Вот почему необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями, включая обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и психологической помощи. 
      Важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей - инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и семьи.
      Для успешного семейного воспитания умственно отсталого ребенка важно помнить о том, что не только окружающие влияют на такого ребенка, но и сам ребенок в значительной степени влияет на окружающих, в первую очередь, конечно на семью.
       Система ролей женщины подразделяется на индивидуальные роли на уровне семьи; роли на уровне подсистем; роли в обществе. Ситуация «особого» материнства нарушает с точки зрения социума общепринятые нормы, входящие в социальную роль матери. Не всегда ребенок может овладеть определенным набором умений и навыков, матери сложно контролировать его поведение – эти, не соответствующие ожиданиям окружающих проявления, могут восприниматься ими, как результат неспособности женщины справится со своей ролью. С другой стороны, чувство вины и высокий уровень тревожности, характерные для матери ребенка с нарушением психического развития, могут искажать реальность. В таком случае женщина приписывает окружающим это осуждение. 
          Несоответствие материнского статуса ожиданиям, вызванное своеобразием ребенка, его неадекватными проявлениями, ведут к общей неудовлетворенности ролью матери. Как следствие, возможны либо самообвинительные реакции и рост внутренней конфликтности, либо построение психологических защит и повышение их уровня. 
           При рождении ребенка с нарушением психического развития основная нагрузка как физическая, так и психологическая ложится на плечи матери. Проводя большую часть времени с нуждающимся в постоянном уходе ребенком, она оказывается наиболее уязвленной возникающими при этом трудностями при взаимодействии, как с членами семьи, так и с различными социальными структурами.
          Как говорилось выше, в случае «особого» материнства взаимосвязь «мать - ребенок» часто носит симбиотический характер. Идентифицируя себя со своим ребенком, мать воспринимает его неудачи как свои собственные. Идентификация имеет глубинные корни и происходит на бессознательном уровне. Любая несправедливость по отношению к ребенку - объективная, либо субъективно так воспринимаемая матерью, переносится ею на собственное «Я», снижает самооценку, формирует протестные реакции и повышает уровень психологических защит.
           Невротические проявления становятся фактически постоянной составляющей поведения матери. Наиболее выраженными из них являются следующие: снижение регулирующего самоконтроля; затруднения в речевом общении со значимыми людьми, малознакомыми и незнакомыми в непривычных ситуациях; избирательность контактов - женщины предпочитают общаться с близкими по ценностным ориентациям людьми; при общении со значимыми людьми самооценка заметно колеблется, это выражается вербально, интонационно и мимически.

            Усугубляют проблемы родителей среднего возраста отсутствие перспективы на будущее, страх собственной смерти и возможные, связанные с этим, изменения, не в лучшую сторону, в жизни их «особого ребенка».
К особенностям социальной адаптации женщины в ситуации «особого» материнства относятся недостаточная социальная активность и эгоцентрические цели. Поведение ее характеризуется отсутствием гибкости, стереотипностью проявлений. Социальное несоответствие ребенка ведет к изоляции семьи, росту тревоги у матери, что, в свою очередь, усложняет взаимодействие ее с социумом и ограничивает возможности продуктивного функционирования. Нарушение социальных взаимоотношений искажает способность матери адекватно прогнозировать события, что ведет к дезориентации и усиливает неудовлетворенность. Ребенок с ней, но она не с ним.
          Женщины, воспитывающие детей с умственной отсталостью, имеют высокую личностную тревожность. Это тревога матери по поводу состояния ребенка, его будущего, по поводу реакции окружающих на ее ребенка. Это состояние высокой личностной тревожности постоянно сопровождает женщин и может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза.
           Высокий уровень одиночества у матерей детей со сниженным интеллектом можно объяснить их вынужденной изоляцией. Эти женщины боятся непонимания со стороны окружающих людей в силу низкой культуры нашего общества, неосведомленности в вопросах развития и воспитания детей с проблемами в развитии. Они также боятся слишком пристального внимания к особенностям внешнего вида их детей и не всегда адекватному их поведению. И вот в состоянии постоянной тревожности они со своей душевной болью вынуждены прятаться в одиночество, как улитки в свою раковину. По-видимому, одиночество - вынужденное состояние таких матерей.
             Ориентация женщины на социальные стереотипы - это лишь внешняя сторона одиночества. Но если более глубоко вникнуть в суть этого состояния, то надо отметить, что рождение ребенка с умственной отсталостью - это непривычная для нее ситуация. Как и любая женщина, она готовилась к рождению здорового, нормального ребенка, а в данной ситуации она теряется, боится своего ребенка, его нарушения, тем самым все больше от него отдаляясь. Это одиночество вдвоем: ребенок с ней, но она не с ним.
              Следовательно, можно выделить как общие, так и индивидуально-типологические особенности семейных проблем родителей, имеющих умственно отсталых детей, что позволяет разработать коррекционные программы, ориентированные как на сами семейные отношения, так и в отдельности на родителей и их детей. 
              Степень проблемности внутрисемейных отношений напрямую не зависит ни от характера заболевания, ни от выраженности интеллектуальной патологии. Влияние патологического фактора (конечно, до известной степени его выраженности) существенно опосредуется личностными особенностями родителей, особенно матерей, их установками, характером семейной психологической атмосферы и рядом других переменных.



Предварительный просмотр:

Рекомендации

учителям,

воспитателям

гпд

Басимова Елена Валерьевна

           Игры и упражнения, направленные на формирование

наглядно-образного мышления

Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать.

Упражнения на визуализацию.
Упражнение №1. "На что это похоже"?


развитие мышления у детей, упражнения, задачи


развитие мышления у детей дошкольного возраста
Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Упражнение №2.  "Заполни пробел".

развитие мышления у детей дошкольного возраста

Дополнительные задания на развитие визуализации и наглядно-образного мышления можно найти в разделе "Диагностика развития мышления".
После того, как процесс визуализации достаточно хорошо усвоен детьми,

можно переходить к непосредственному оперированию образами, т.е. к решению простейших мыслительных задач с опорой на представления.

Упражнение №3. Игра "Кубики".

Материал состоит из 27 обычных кубиков, - склеенных между собой так, что получается 7 элементов:

развитие мышления у детей дошкольного возраста

Осваивается эта игра поэтапно.

Первый этап - рассматривание элементов игры и нахождение сходства их с предметами и формами. Например, элемент 1 - буква Т, 2 - буква Г, элемент 3 - уголок, 4 - зигзаг молнии, 5 - вышка со ступеньками, 6 и 7 - крылечко. Чем больше будет найдено ассоциаций, тем лучшее и эффективнее.

Второй этап - освоение способов присоединения одной части к другой.

Третий этап - складывание объемных фигур из всех частей по образцам с указанием составных элементов. Целесообразно проводить работу в следующей последовательности: предложить детям сначала рассмотреть образец, затем расчленить его на составляющие элементы и сложить такую же фигуру.

Четвертый этап - складывание объемных фигур по представлению. Вы показываете ребенку образец, он тщательно его рассматривает, анализирует. Затем образец убирают, а ребенок должен составить из кубиков ту фигуру, какую он видел. Результат работы сравнивается с образцом.

развитие мышления у детей дошкольного возраста


В качестве материала для решения мыслительных задач с опорой на образное мышление могут быть использованы и счетные палочки.
Упражнение №4. "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек".

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата".


развитие мышления у детей дошкольного возраста

"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника".

развитие мышления у детей дошкольного возраста

"Составить два разных квадрата из 7 палочек".

развитие мышления у детей дошкольного возраста

Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.

"В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника".


развитие мышления у детей дошкольного возраста


"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата".

развитие мышления у детей дошкольного возраста

"Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок".

развитие мышления у детей дошкольного возраста
"Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк".

развитие мышления у детей дошкольного возраста

"Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в другую сторону".

развитие мышления у детей дошкольного возраста

"Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?"

развитие мышления у детей дошкольного возраста

Упражнение №5. "Продолжи узор".

развитие мышления у детей дошкольного возраста

Упражнение состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребенка проанализировать образец (левую сторону) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Поэтому, если ребенок затрудняется, на первых этапах можно использовать зеркало (приложить его к оси и посмотреть, какой же должна быть правая сторона).
После того, как подобные задания уже не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых обозначений. Инструкция остается такой же:

"Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая".

развитие мышления у детей дошкольного возраста

Упражнение №6. "Платочек".

Это упражнение сходно с предыдущим, но является более сложным его вариантом, т.к. предполагает воспроизведение узора относительно двух осей - вертикальной и горизонтальной.

"Посмотри внимательно на рисунок. Здесь изображен сложенный пополам (если одна ось симметрии) или вчетверо (если две оси симметрии) платочек. Как ты думаешь, если платочек развернуть, какой у него вид? Дорисуй платочек так, чтобы он выглядел развернутым".

 


развитие мышления у детей дошкольного возраста


Узоры и варианты заданий можно придумать самостоятельно.

Упражнение №7. "Составь фигуру".

Это упражнение, так же, как и предыдущее, направлено на развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.
Мы предлагаем несколько вариантов этого упражнения (от самого легкого до более сложного).

а) "На каждой полоске отметь крестиком (х) две такие части, из которых можно составить круг".

развитие мышления у детей

Подобного вида задания можно разработать для любых фигур - треугольников, прямоугольников, шестигранников и т.д.

развитие мышления у детей

Если ребенку трудно ориентироваться на схематичное изображение фигуры и ее частей, то можно изготовить макет из бумаги и работать с ребенком в наглядно-действенном плане, т.е. когда он сможет манипулировать частями фигуры и таким образом составлять целую.

б) "Посмотри внимательно на рисунок, там даны два ряда фигур. В первом ряду даны целые фигуры, а во втором ряду эти же фигуры, но разбитые на несколько частей. Соедини мысленно части фигур во втором ряду и ту фигуру, которая у тебя при этом получится, найди в первом ряду. Фигуры первого и второго ряда, которые подходят друг к другу, соедини линией".

развитие мышления у детей


в) "Посмотри внимательно на картинки и выбери, где расположены детали, из которых можно составить фигуры, изображенные на черных прямоугольниках".

развитие мышления у детей


Упражнение №8. "Сложи фигуры".

Упражнение направлено на развитие умения анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по цвету, форме и размеру.

Инструкция: "Как ты думаешь, каким получится результат при наложении фигур последовательно друг на друга в левой части рисунка. Выбери ответ из фигур, расположенных справа".

развитие мышления у детей

По трудности (замаскированности отношений по форме) задания распределяются таким образом: когда на более маленькую фигуру накладывается фигура большая по размеру, что провоцирует ребенка на то, что он не предполагает накрытие большей по размеру фигуры меньшей и выбирает результат смешения меньшей и большей фигур. Действительно, если ребенок затрудняется с определением отношений, лучше произвести наложение предметов друг на друга не в наглядно-образном плане (мысленном наложении), а в наглядно-действенном, т.е. непосредственным наложением геометрических фигур.

Упражнение №9. "Найди закономерность".

а) Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.

Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности".

развитие мышления у детей

б) Второй вариант задания направлен на формирование умения устанавливать закономерности в таблице.
Инструкция: "Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы в каждом ряду были представлены все виды снежинок".

развитие мышления у детей

Подобные задания можно придумать самостоятельно.
Упражнение №10. "Светофор".

"Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков".

развитие мышления у детей

Упражнение №11. "Играем кубиками".

Упражнение направлено на развитие умения не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения. Задание состоит из изображений пяти разных кубиков в первом ряду. Кубики расположены так, что из шести граней у каждого из них видно только три.
Во втором ряду нарисованы эти же пять кубиков, но повернутые по-новому. Необходимо определить, какому из пяти кубиков второго ряда соответствует кубик из первого ряда. Понятно, что в перевернутых кубиках могут появиться новые значки на тех гранях, которые до поворота не были видны. Каждый кубик из верхнего ряда нужно соединить линией со своим повернутым изображением в нижнем ряду.

развитие мышления у детей

развитие мышления у детей

Это упражнение очень эффективно с точки зрения развития наглядно-образного мышления. Если оперирование изображениями вызывает большие трудности у ребенка, мы советуем склеить такие кубики и проводить упражнения с ними, начиная с самого простого - "найти соответствие между изображенной картинкой и таким же положением кубика".

Упражнение №12. "Игра с обручами".

Упражнение направлено на формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам. Перед началом выполнения упражнения для ребенка устанавливается правило: например, расположить предметы (или фигуры) так, чтобы все округлые фигуры (и только они) оказались внутри обруча.

развитие мышления у детей

После расположения фигур необходимо спросить ребенка: "Какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? Как ты думаешь, что общего у предметов, лежащих в кругу? вне круга?" Очень важно научить ребенка обозначать свойство классифицируемых фигур.
Игру с одним обручем необходимо повторить 3-5 раз, прежде чем перейти к игре с двумя или тремя обручами.
Правила для классификации: "Расположи предметы (фигуры) так, чтобы все заштрихованные (красные, зеленые), и только они, оказались внутри обруча".
"Расположи предметы (картинки) так, чтобы все обозначающие одушевленные предметы, и только они, оказались внутри обруча" и т.д.

"Игра с двумя обручами".

Формирование логической операции классифицирования по двум свойствам.

развитие мышления у детей

Перед началом выполнения упражнения устанавливаются четыре области, определяемые на листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей (место пересечения); внутри обруча из черной линии, но вне обруча из прерывистой линии; внутри обруча из прерывистой линии, но вне обруча из черной линии; вне обоих обручей. Каждую из областей можно обвести карандашом. Затем сообщается правило для классификации: "Необходимо расположить фигуры так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все заштрихованные фигуры, а внутри круга из прерывистой линии - все угольные".

развитие мышления у детей

Трудности, встречающиеся при выполнении этого задания, заключаются в том, что некоторые дети, начиная заполнять внутреннюю часть круга из прерывистой линии, располагают заштрихованные угольные фигуры вне обруча из черной линии. А затем все остальные заштрихованные фигуры вне обруча из прерывистой линии. В результате общая часть (пересечение) остается пустой. Важно привести ребенка к пониманию того, что есть фигуры, обладающие обоими свойствами одновременно. С этой целью задаются вопросы: "Какие фигуры лежат внутри обруча из черной линии? вне его? Какие фигуры лежат внутри обруча из прерывистой линии? вне его? внутри обоих обручей?" и т.д.
Это упражнение целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры: например, классификация по форме и цвету, цвету и размеру, форме и размеру.

Для игры могут быть использованы не только фигуры, но и предметные картинки. В этом случае вариант игры может быть следующим: "Разложи картинки так, чтобы в кругу из черной линии были картинки с изображением диких животных, а в обруче из прерывистой линии - все маленькие животные и т.д."

"Игра с тремя обручами" (классификация по трем свойствам).

Работа строится аналогично предыдущей. Вначале необходимо выяснить, на какие области делят обручи лист. Что это за область, где пересекаются обручи из черной и прерывистой линий; прерывистой и волнистой; волнистой и черной; область пересечения всех трех обручей и т.д.

развитие мышления у детей

Устанавливается правило, касающееся расположения фигур: например, внутри круга из черной линии должны быть все круглые фигуры; внутри обруча из прерывистой линии - все маленькие, внутри круга из волнистой линии - все заштрихованные. Набор фигур.

развитие мышления у детей

Если ребенок затрудняется с отнесением фигуры к нужному обручу по определенному классу, необходимо выяснить, какими свойствами обладает фигура и где она должна находиться в соответствии с правилами игры.
Игру с тремя обручами можно повторять многократно, варьируя правила.
Интерес представляют и такие условия, при которых отдельные области оказываются пустыми; например, если расположить фигуры так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все круглые, внутри обруча из прерывистой линии - все треугольники, внутри обруча из волнистой линии - все заштрихованные и т.д.
В этих вариантах задания важно ответить на вопрос: почему те или иные области оказались пустыми?

Упражнение №13. "Классификация".

Так же, как и предыдущее упражнение, это направлено на формирование умения классифицировать по определенному признаку. Отличие заключается в том, что при выполнении этого задания правило не дается. Ребенку необходимо самостоятельно выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые фигуры на группы.
Инструкция: "Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?"
Набор фигур.

развитие мышления у детей

Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на 3 группы: круглые, треугольники, четырехугольники, или 2 группы: белые и не белые и т.д.

Упражнение №14. "Путешествия животных".

Главная цель этого упражнения заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать различные пути или варианты достижения цели. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, можно быстрее найти лучшее решение.
В качестве основы упражнения имеется игровое поле из 9 (как минимум), а лучше 16 или 25 квадратов. В каждом квадратике изображен какой-либо схематический рисунок, понятный ребенку и позволяющий опознать этот квадрат.
Содержание задания заключается в путешествии какого-либо животного по этому игровому полю. Однако движение происходит не хаотично, а по установленному взрослым правилу.

развитие мышления у детей

"Сегодня мы будем играть в очень интересную игру. Это игра про белочку, которая умеет прыгать с одного квадратика на другой. Давай посмотрим, какие квадратики-домики у нас нарисованы: этот квадратик - со звездочкой, этот - с грибочком, этот - со стрелочкой и т.д.
Зная, как называются квадратики, мы можем сказать какие из них стоят рядом, а какие через один друг от друга. Скажи, какие квадратики находятся рядом с елочкой, а какие через один от нее? Как стоят квадратики с цветочком и солнышком, домиком и колокольчиком, рядом или через один?"
После того, как игровое поле освоено ребенком, вводится правило: каким образом может передвигаться белочка из одного домика в другой.
"Белочка прыгает по полю по определенному правилу. Ей нельзя прыгать в соседние квадратики, потому что она может прыгать только через одну клеточку в любом направлении. Например, из клетки с елочкой белочка может прыгнуть в клетку с колокольчиком, клетку с листиком и клетку с домиком, а больше никуда. Как ты думаешь, куда может прыгнуть белочка, если она находится в клетке с деревцем? Теперь ты знаешь, как умеет прыгать белка, скажи, как ей добраться из клетки со звездочкой в клетку с окошком?"
Отрабатывая задание, сразу учим ребенка записи:

развитие мышления у детей

"В пустую клетку мы заполняем тот рисунок, что и на клетке, через которую прыгает белочка". Например, чтобы из клетки со звездочкой она могла попасть в клетку с окошечком, белка должна прыгнуть сначала в клетку со стрелкой, смотрящей вправо, ее мы и рисуем в пустом квадрате. Но белочка могла прыгнуть и по-другому: сначала в клетку с деревцем, а затем в клетку с окошечком, тогда в пустой клетке необходимо нарисовать деревце.

Далее взрослый предлагает ребенку различные варианты заданий, в которых нужно догадаться, как белочка может попасть в нужную клетку, прыгая по своему правилу. При этом задания могут состоять из двух, трех и более ходов.
Варианты заданий.

развитие мышления у детей

Варианты заданий можно придумать самостоятельно, наметив первый и конечный пункт путешествия, при котором возможно соблюдение правила. Очень важно, чтобы при продумывании ходов ребенок смог найти несколько путей прохождения от одного квадратика в другой.
Упражнение "Путешествия животных" с использованием данного игрового поля может быть изменено различными способами. Для другого занятия взрослый предлагает игру с другим животным (это и зайчик, и кузнечик, и неук и т.д.) и по другому правилу, например:
1. Жук может двигаться только наискосок.
2. Зайчик может прыгать только прямо.
3. Кузнечик может прыгать только прямо и только через одну клеточку.
4. Стрекоза может летать только в несоседний домик и т.д.
(Напоминаем, что количество клеток на игровом поле может быть увеличено.)

И еще один вариант упражнения, на другом игровом поле.

развитие мышления у детей

Буквенно-цифровое поле используется для работы так же, как и картинное. На нем можно тренироваться по тем же правилам или по другим, придуманным самостоятельно. Кроме того, это могут быть правила следующего содержания:
1. Гусь может ходить только по соседним клеткам и только прямо.
2. Божья коровка может летать только в соседнюю клеточку и только с такой же буквой или такой же цифрой.
3. Рыбка может переплывать только в соседнюю клеточку с несовпадающей буквой и цифрой и т.д.

Если ребенок хорошо справляется с решением задач, вы можете предложить ему самому придумать задание про путешествие какого-либо животного или задание обратного типа: "Из какой клетки должен выползти жук, чтобы, ползая по своему правилу (называете правило), он попал в клеточку, например, ГЗ или с грибочком (для картинного игрового поля).

                                           

                                             Приложения




Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете:

«Инновационное образование как

основной ресурс инновационного

развития школы»

2012 год

«Предстоит большая творческая работа по перестройке

нашей школы на новых началах. Мы должны наметить

основные линии, или, вернее говоря, отправные точки

                        для этой работы»

Л.С. Выготский

В Республике Башкортостан достаточно развита сеть специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая включает 2 (коррекционных) детских дома для детей с отклонениями в развитии, 10 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I-VI вида, 25 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 2 начальные школы – детские сады. Во всех видах специальных (коррекционных) учреждений школ, кроме школ  VIII вида, учащиеся имеют возможность получения основного общего образования.

Для лиц с ограниченными возможностями трудовая деятельность – основа их социального приспособления, служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта. Основные направления трудовой подготовки: столярное, слесарное, швейное дело, с целью расширения и разнообразия мною была разработана программа по предмету «Основы художественного мастерства», которая включила в себя такие разделы, как «Соленое тесто», «Соломка». На уроках основ художественного мастерства закладываются навыки, которые определяют успешное продвижение учащихся на всех этапах обучения и воспитания, осознанное отношение к искусству и родной природе.

Также для более углубленной профессиональной подготовки была разработана программа по швейному делу для  10 класса. Программа разработана на основе требований профессиональной характеристики специальности «Швея» 1-2 (3) разряда с учетом стандарта начальной профессиональной подготовки по профессии оператор швейного оборудования. Программа рассчитана на годичный срок обучения, 2 раза в неделю учащиеся посещают учебный межшкольный комбинат № 2, где более углубленно изучают швейное дело. Усвоение основных тем программы завершается самостоятельными и контрольными работами, а все обучение - квалификационным экзаменом совместно с представителями учебного межшкольного комбината № 2, с присвоением квалификационного разряда (1-2, в исключительных случаях- 3 разряда).

Учащиеся с ограниченными возможностями под руководством учителей активно участвуют в городских форумах, республиканских, международных выставках, так ученицы 8 класса стали лауреатами Международного творческого фестиваля детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу», проходившему  в Санкт-Петербурге.  Работа учащихся «Репка» на конкурсе декоративно-прикладного искусства IX республиканского культурно-спортивного фестиваля коррекционных учреждений заняла призовое место.

 В Республиканской научно-практической конференции «Инновационные технологии в коррекционной педагогике и специальной психологии», в сборнике по материалам конференции вышла моя статья «Инновационные технологии в профессиональной реабилитации лиц с интеллектуальными нарушениями», а также в сборнике «Современные проблемы специальной педагогики и психологии». Разработаны методические рекомендации по комплексному сопровождению учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудовой подготовки, где описана совместная работа психолога, социального педагога, учителей трудового обучения. В межрегиональном интернет - педсовете «Модернизация школьного образования и современные образовательные технологии» выступила с докладом «Развитие познавательной творческой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью».

Наибольшая трудность в работе учителя, работающего с детьми с ограниченными возможностями в том, что не сразу видны результаты труда. Объективную оценку дает только время. Но в этом и  привлекательность нашей работы. Точно знаю, что нужно быть искренней, открытой, с огромной энергетикой в жизни, творчески подходить к делу, поэтому стараюсь разнообразить свои уроки, ищу нестандартные решения, создаю новые программы, где раскрывается творческий потенциал детей.



Предварительный просмотр:

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

  1. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
  2. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  3. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  4. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
  5. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  6. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  7. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  8. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  9. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  10. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  11. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по созданию презентаций

  1. Над каждой фразой надо критически подумать: поймут ли еѐ слушатели? Громоздкие и невнятные фразы следует убирать из презентации. Любая фраза должна быть информативна.
  2. Перегруженность и мелкий шрифт тяжелы для восприятия, недогруженность оставляет впечатление, что выступление поверхностно и плохо подготовлено.
  3. Пункты перечней - короткие фразы; максимум - две строки на одну фразу, оптимально - одна строка. Чтение длинной фразы отвлекает внимание от доклада. Короткая фраза легче запоминается визуально.
  4. Каждая фраза должна логично подводить к следующим фразам - в конечном итоге всѐ выступление должно быть подчинено главной цели. В докладе нельзя повторять одну и ту же мысль, пусть даже другими словами - время дорого.

К презентациям мультимедийного типа можно отнести следующие требования:

  • количество слайдов до 13;
  • оптимальное число строк на слайде - от 6 до 11;
  • в тексте и формулах рекомендуется применять шрифт Аrial или Тimes;
  • вся презентация выполняется в одной цветовой гамме обычно на базе одного шаблона;
  • необходимо выдерживать единый стиль представления формации;
  • на слайде целесообразно размещать подробную информацию, а словесный комментарий должен быть направлен на выявление технических противоречий, обоснование конструкторских решений и выбор технологических приѐмов;
  • не следует многократно использовать эффекты анимации. Это достаточно примитивный прием. Члены жюри могут чувствовать себя неуютно от того, что этим их хотят заинтересовать, дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель, следует свести к минимуму и использовать только для привлечения внимание к ключевым моментам защиты;
  • звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию: этапы разработки и изготовления изделия.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для учителей по подготовке к олимпиаде по технологии

  1. Подготовка к успешному участию ученика в предметных олимпиадах - это индивидуальная работа учителя и ученика. Начните с того, что определитесь, кто из учащихся проявляет интерес именно к вашему предмету, возможно, связывает с областью знаний, которую вы преподаете выбор будущей профессии. Это станет дополнительным стимулом для ребенка при подготовке е олимпиаде, позволит ему решать сразу несколько задач: подготовиться к олимпиаде, расширить свои знания в предмете, уточнить свой будущий выбор. Помните, что участие в олимпиадах для учащегося - дело добровольное! Если учитель работает в классе давно, то таких учеников он знает, так как на его уроке они проявляют свои способности. Труднее, если учитель берет новый класс или, такой опыт есть во многих школах, учитель работает с группой детей, в том числе из классов, в которых сам не преподает. Тогда педагог может: провести беседу с учителями предметниками смежных дисциплин на предмет выявления учащихся с особыми образовательными способностями, обратиться к мониторингу выявления одаренности, который ведется в каждой школе.
  2. Проведите беседу с самим учеником, чтобы прояснить такие вопросы как: готов ли он начать подготовку к участию в олимпиадах, имеет ли он свободное время для дополнительных занятий? Это должен быть выбор ребенка! Не настаивайте на его участие в олимпиаде, если он не проявляет к этому интереса, поймите его, ваш предмет это не единственная сфера его интересов. Хорошо, если в разговоре педагога и ученика примут участие и родители ребенка, ведь их поддержка, а где-то и помощь очень необходимо в данном случае (потребуется распечатывать материалы, приобрести литературу, необходим доступ к сети Интернет и пр.). Иногда в процессе такой беседы выясняется, что у ребенка есть проблемы со здоровьем и серьезные дополнительные учебные нагрузка при подготовке его к олимпиадам скажутся на здоровье ребенка не лучшим образом.
  3. Если у ученика нет опыта участия в предметных олимпиадах, то начинать подготовку к ним надо как можно раньше, за несколько месяцев. Ребенок должен идти на олимпиаду подготовленным, он должен знать, что его ждет, какие типы заданий будут включены в олимпиадные материалы. Он должен быть знаком с правилами проведения олимпиады, например с таким требованием, что нельзя пользоваться сотовым телефоном. Это позволит ученикам избежать ненужных стрессов, равномерно распределить время для подготовки.
  4. Разработайте и подготовьте дидактические материалы, чтобы ученик мог использовать их для самостоятельной работы, а у учителя получать консультации.
  5. Спланируйте работу свою и ученика при подготовке к олимпиадам, определите время групповых и индивидуальных занятий, консультаций. Определите последовательность изучения тем, выполнение заданий, так как ребенок при подготовке к успешному участию в олимпиаде должен изучить школьную программу раньше своих одноклассников, плюс изучить ряд тем, не входящих в программу общеобразовательных школ. Как считают организаторы Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, ученик 9 класса, претендующий на призовое место в заключительном этапе должен изучить по предмету программу профильного уровня старшей школы.
  6. Используйте при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников возможности дистанционных олимпиад по предметам. Это позволит ученикам проверить свои силы и поверить в свои силы, увидеть слабые и сильные стороны при подготовке к основной Всероссийской олимпиаде, расширит их знания по предмету, так как при участии в дистанционных олимпиадах учащиеся пользуются дополнительными источниками информации, ЭОР.
  7. Хвалите своих учащихся, участников олимпиадного движения, даже если они не стали призерами, любой результат ребенка, показанный им, достоин уважения и должен быть отмечен преподавателем. Проанализируйте вместе с ребенком выполненную им олимпиадную работу (через анализ заданий), разберите допущенные ошибки, спланируйте дальнейшую работу по подготовке к олимпиадам. Постарайтесь убедить ученика, что его труд по подготовке к олимпиаде не пропадет зря, покажите ему, где он может использовать свои знания.
  8. Занимайте самообразованием, сами расширяйте свои знания в различных областях знаний, ведь науки не стоит на месте. Многие олимпиадные задания сложны даже для учителей. Чтобы вырастить достойного участника олимпиадного движения учитель должен сам обладать глубокими знаниями своего предмета.

Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата. Сам учитель должен быть образцом для ребѐнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться, не подвести своего учителя.



Предварительный просмотр:

Система подготовки учащихся к олимпиадам

  1. Базовая школьная подготовка по предмету на уроках.

Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока. На уроке всегда можно найти место задачам, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме. Если выполнять действия по порядку, на это потребуется много времени, а время на олимпиадах очень ценно. Поэтому ученик, нашедший быстрое решение заданий, сэкономит время на решение других. При решении тестовых заданий предлагаю учащимся задания, которые были на олимпиадах различного уровня.

  1. Подготовка в рамках внеурочной деятельности. Кружок «Я испытатель» (Приложение 2).
  2. Самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете.
  3. Целенаправленное участие ребят в «Больших вызовах», «Большой перемене», «Я гражданин», что дает им опыт работы в командах, учит находить выход из практически любой ситуации.
  4. Решение ребусов, кроссвордов, анаграмм, криптограмм, софизмов на уроке (Приложение 4).
  5. Выступление учащихся с олимпиадными проектами и научно- исследовательскими работами на уроках, классных часах, различных мероприятиях, с целью привлечения большего количества ребят к олимпиадному движению. А также вырабатывания у олимпиадников дикции, не боязни публичного выступления.
  6. Создание группы в Вайбере, с целью обсуждения проектов, идей и общения.
  7. Совместные чаепития и обсуждения проектов методом «Мозгового штурма», олимпиадных заданий.
  8. Поощрение ребят после олимпиад и НОУ, грамотами в кабинете директора.