Обобщение опыта классного руководителя

МБОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»

                 Обобщение опыта 

"Реализация духовно-нравственного воспитания через групповую форму работы"

 

Выполнила: классный руководитель

                                                  Мазепина Ольга Владимировна

2013 год

     I. Условия возникновения, становления опыта

  У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми.   Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.

  Важной задачей в плане воспитания  является формирование дружного, сплоченного детского коллектива. В ходе реализации этого основного направления решаются и более узкие, но не менее важные задачи: формирования нравственной культуры у учащихся и развитие у них индивидуальных способностей и эстетических понятий.

  Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. 

  Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

    В 2011 учебном году я стала классным руководителем для учащихся 7 класса. В классе большая часть девочек. Вначале отношения строились сложно, так как переходный возраст, новый классный руководитель. Большинство детей стремятся получить больше знаний, ответственные, аккуратные, но как – то в коллективе не всегда были взаимопонимания, дружеские отношения, толерантность. В настоящее время являюсь классным руководителем  8 класса.

   Решая задачу со многими неизвестными, я организую работу не только по «горизонтали», но и по «вертикали». Хочу, чтобы мои ученики умели интересы общества ставить выше личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, добрыми, смелыми, честными и справедливыми. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Поэтому важнейшим направлением в работе с детьми, я считаю, должно быть, воспитание активной гражданской позиции, законопослушности через толерантность.

II. Актуальность и перспективность опыта

  Во все века люди, ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют меня размышлять о будущем России, о моих воспитанниках, их месте в современном обществе. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства.

«Незыблемая основа  нравственного убеждения закладывается в детстве и

в раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».    (В.А. Сухомлинский.)

 Современная молодежь стесняется таких слов и понятий: Родина, Отечество, долг, патриотизм. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности.

Основными задачами этого направления является содействие:

·        культурному и духовно-нравственному просвещению педагогической общественности и российской семьи;

·        духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников;

·        возрождению, сохранению и развитию лучших традиций национальной российской культуры, приобщение к духовным ценностям.

В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:

·        Не запрещать, а направлять;

·        Не управлять, а соуправлять;

·        Не принуждать, а убеждать;

·        Не командовать, а организовывать;

·        Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

    В настоящее время меняется социально-экономическая ситуация в России, мы стараемся вступить в мировое сообщество на основах уважения прав человека и мирного сотрудничества, и поэтому от педагогов зависит каким мы хотим видеть будущее России и насколько адекватно оцениваем её историю, на какие ценности ориентируемся.

  Наш долг – не только сохранить общественные ценности мировой цивилизации, но и самобытное лицо России, выстраданную тысячелетней историей систему ценностей – патриотизм, нравственность, духовность, милосердие, соборность, которые и должны быть положены в основу системы воспитания гражданина России XXI века.

  Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

 Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответствен «За всё» и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое внимание самообразованию. Имею небольшую библиотеку методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь интернет-сайтами: (http://festival.1september.ru/articles/subjects/22http://www.uchportal.ru/load/119-5-2)  с методическими разработками различных мероприятий. Принимаю активное участие в методическом объединении классных руководителей школы.

  Для формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей организую для детей познавательные экскурсии, где знакомимся с достопримечательностями городов - Муром, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий; посещаем музеи, выставки, а также встречаемся с интересными людьми.

III. Ведущая педагогическая идея

  Основной смысл воспитательной работы – подготовить своих учеников к будущей самостоятельной жизни. Выработать у них стойкие жизненные позиции, сформировать здоровую, конкурентоспособную личность. Я считаю, что формирование такой личности возможно лишь  в том случае если в ребенка вложены основные принципы духовно-нравственного воспитания. Учащихся своего класса воспитываю по следующим направлениям:

- Я и Отечество;

- Я и Мир;

- Я и Здоровье;

- Я и Семья.

  Воспитательную работу нельзя отрывать от учебной.  Ребенок един, целостно его становление. Поэтому важным направлением деятельности классного руководителя, я считаю, является его сотрудничество с учителями-предметниками. В самом начале учебного года я обращаю внимание учителей – предметников на учеников, у которых есть проблемы, связанные с поведением и здоровьем. Мы вместе решаем, как помочь ребенку. Иногда использую анкетирование, которое помогает выявить отношение ученика к предмету, причины его неуспеха в изучении данного предмета, способствует развитию сотруднических отношений между учителем – предметником и учащимся.     

  Сделать детей эрудированнее, свободнее в суждениях, раскованнее в общении, увереннее в себе позволяет личностно-ориентированный подход в обучении.  Личностно-ориентированный подход в воспитании представляет собой педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, разноуровневый, дифференцированный подходы, который осуществляется в совместной деятельности классного руководителя и учителей-предметников.  Эта работа включает совместную разработку общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников на педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам.

Большое значение в моей деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей моих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения.

IV. Теоретическая база опыта

    В проекте Федерального государственного стандарта общего образования-  духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".

  Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

  Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является также концептуальной и методической основой в целях более полного достижения национального воспитательного идеала учащихся школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, то есть, конкретизация задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, форм воспитания и социализации школьников, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

 Программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной воспитательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития школьника, определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). При этом обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и  уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Поэтому целостная система образования должна включать  не только обучающий компонент, но и систему духовно - нравственного просвещения и воспитания школьников.

  «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» определяет обеспечение полноценного личностного развития учащихся в условиях идеологического кризиса. В этой социокультурной ситуации необходима  система образования, которая, опираясь на национальные традиции народа, обеспечит высокие нравственные качества учащихся.

   Какое поколение будет жить в России в XXI веке? Сумеет ли оно взять с собой духовно – нравственное богатство предков?  Что может сделать школа, чтобы не прервалась «времён связующая нить»?

   На решение этих вопросов направлена сложившаяся в нашей школе система воспитательной работы с учащимися, задачами которой являются: развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества; формировать у молодого поколения такие черты национального характера, как милосердие, веротерпимость, совестливость; возрождение и воссоздание духовности в школе, предоставление возможности подрастающему поколению глубже почувствовать свои национальные корни;

V. Новизна

  Духовно-нравственное воспитание гражданина России — это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных (по мировым стандартам) условий для развития личности. Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России есть две стороны одного процесса, который приближенно можно назвать прогрессом общества. Соответственно, национальный воспитательный идеал и цель современного образования не могут быть осуществлены одной только системой образования. Их реализация требует, применительно к образованию, консолидации сил, согласования полномочий и ответственности важнейших субъектов национальной жизни — личности, общества и государства.

В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

·        готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — "становиться лучше";

·        укрепление нравственности — основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

·        формирование морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

·        развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

·        принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;

·        позитивную нравственную самооценку и самоуважение;

·        готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

·        способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

·        трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей;

·        свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; укрепление веры в Россию.

    В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие должно обеспечить:

·        сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных традиций, базовых национальных ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм;

·        готовность граждан солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; развитие патриотизма и гражданской солидарности;

·        укрепление целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия;

·        повышение роли институтов гражданского общества, традиционных российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи;

·        укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества;

·        сформированность отношения к семье как к основе российского общества;

·        приобщение к ценностям и традициям российской семьи;

·        бережное отношение к жизни человека, продолжение рода;

·        законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

·        преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений.

  В сфере государственных отношений духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

·        укрепление и совершенствование правового государства;

·        повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

·        повышение эффективности государственной власти в процессах модернизации страны;

·        укрепление национальной безопасности.

   Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление, представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития.

  Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.  Учитывая светский характер образования в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных ценностях.

VI. Технология опыта

  В процессе создания условий для личностной самореализации учащихся класса мной используются различные воспитательные технологии:

·        технология коллективного творческого дела И. П. Иванова (это такая  организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы:

1.     идея включения детей в улучшение окружающего мира;

2.     идея соучастия детей в воспитательном процессе;

3.     коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;

4.     комплексный подход к воспитанию;

5.     личностный подход, одобрение социального роста детей;

·         игровые технологии,

·         технологии саморазвития и самовоспитания (Селевко Г.К.) - деятельность ребенка организуется потребность саморазвития личности:

1.      в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

2.      в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);

3.      в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);

4.      в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

·         технология сотрудничества,  

·        информационно-коммуникационные технологии.

    Для достижения эффективного результата воспитательной работы в классе  использую разнообразные формы воспитания: индивидуальные (беседы), групповые (классные часы, соревнования, конкурсы, викторины, исследовательские работы и т.д.).

   Я считаю, что воспитание эффективно, где есть заинтересованность взрослого в детях. «Для педагога личность школьника – главная ценность и основной объект его заботы». Ученик и учитель это не однонаправленное действие, а взаимодействие, содружество.

   Для реализации цели – развития личности – нужен хороший коллектив. Когда он создан, он превращается в средство воспитания личности. Я стремлюсь, чтобы у нас был хороший коллектив.

  Замечательные слова, сказанные Эпиктетом, имеют значение и сейчас: «Из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек». Результатом использования технологий интерактивной деятельности является формирование благоприятного психологического климата в коллективе,  выработка активной жизненной позиции учащихся, а желание проявить себя   реализовывается через традиционные классные часы, КТД, КВН, беседы, соревнования.

VII. Результативность

  Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование.

  Проводя анкетирование учащихся («Методика для изучения социализированности личности учащегося» (М.И. Рожков), «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (А.А. Андреев), «Диагностика характера» (опросник Айзенка),  «Трудности взаимопонимания» и др.), а также диагностику нравственной воспитанности, выявляю способности детей, их отрицательные черты характера для дальнейшей корректировки.

  Анализируя проведенную работу, замечаю, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда могут быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу. (Приложение)

  Учащиеся моего класса принимали и принимают активное участие в районных и общешкольных  мероприятиях, где занимают призовые места, что подтверждено грамотами и дипломами.   

 Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных

мероприятиях ВСЕХ учащихся класса.

VIII. Адресная направленность

  Я считаю, что воспитание эффективно, где есть заинтересованность взрослого в детях. «Для педагога личность школьника – главная ценность и основной объект его заботы». Ученик и учитель это не однонаправленное действие, а взаимодействие, содружество.

  Для реализации цели – развития личности – нужен хороший коллектив. Когда он создан, он превращается в средство воспитания личности. Я стремлюсь, чтобы у нас был хороший коллектив.

  Замечательные слова, сказанные Эпиктетом, имеют значение и сейчас: «Из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек».     Главное - воспитать в ребенке самостоятельность и чувство ответственности за свое дело.

   В своей работе стараюсь взаимодействовать как с учениками, так и с родителями, искренне стремлюсь помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать их школьную жизнь.

  Убеждена в том, что генетические задатки воспитания идут из семьи, но это не умаляет роль школы в формировании и воспитании личности. Те семена, которые были посеяны родителями, равно могут погибнуть или прорасти в школьной среде под влиянием классного коллектива, учителей, классного руководителя особенно. Идеальным же вариантом воспитательной работы и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве.

 Классные родительские собрания провожу  не реже одного раза в четверть. На собраниях стараюсь расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Считаю, что родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Выбирая тематику и методику собрания, учитываю возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. О недостатках ребенка я беседую с родителями в индивидуальной беседе, начиная с положительных моментов в обучении ребенка, постепенно переходя к тому, на что родителям  следует обратить особое внимание.   Такое обращение с родителями дает свои плоды: родители не бояться, что испытают неприятные минуты перед другими, охотно приходят на собрания и активно участвуют в проведении внеклассных мероприятий, подготовке класса к новому учебному году.  Провожу разные по содержанию родительские собрания: текущие, тематические, итоговые.

  Индивидуальные консультации так же необходимы для того, чтобы поближе познакомиться с родителями и учениками. Готовясь к консультации, определяю ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Даю возможность родителям рассказать  всё то, что поможет мне в профессиональной работе с ребёнком:

• особенности здоровья ребёнка;

• его увлечения, интересы;

• предпочтения в общении в семье;

• поведенческие реакции;

• особенности характера;

• мотивация учения;

• моральные ценности семьи.

  Внеклассные мероприятия организованные совместно с родителями помогают сблизить детей и родителей, формируют культуру общения родителей  и детей, помогают родителям увидеть положительные и отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

  Сенека говорил: «Уча других, мы учимся сами...». 

  И до тех пор, пока у педагога есть желание, и учить, и учиться, он будет соответствовать самой высокой планке, которую установили для него время и общество.

 Не все порой удается в работе, но считаю, каким в будущем человеком станет ученик, в большей  степени зависит от того, каким был его учитель.

  Подводя итоги воспитательной работы с классом, можно отметить, что данная концепция воспитания детям не навредила.  Дети растут  психически уравновешенными, умеющими выражать свое мнение,  а также отстаивать его, знающими определенные законы, мораль и нормы поведения. Учащиеся  проявляют способности, верно, оценивают жизненные ситуации, умеют распознавать добро и зло, готовы придти на помощь. Учащиеся регулярно получают определенный запас знаний в области культуры, этики. Большая  часть детей в классе -  имеют цель в жизни, смелые, отважные, трудолюбивые и очень старательные. Почва в классе очень добротная и я уверена, что моя воспитательная система даст в дальнейшем высокие результаты. На данный момент в классе не замечено ни одного случая проявления жесткости, отклонения от норм правового воспитания. Отношения доброжелательные, развита взаимопомощь и сопереживание. Это обаятельные, неугомонные патриоты своего края, целеустремленные, предприимчивые, озорные, честные ребята.

   В нашем классе много знать - возможно, помогать товарищу - нормально,  жить без творчества и активности – скучно. Ни одно организуемое дело не проводится только ради мероприятия или просто ради того, чтобы отметить «красный день» календаря.  Мне думается, только так можно добиться результатов, которые позволят мои воспитанникам уверенно войти  в мир взрослых, состояться  в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

  Хочется закончить словами Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Изучение удовлетворенности школьной жизнью

Класс  7

Дата опроса 18. 11. 11

Количество учащихся: 17

Участвовало: 15

 

совершенно согласен

согласен

трудно сказать

не согласен

совершенно не согласен

Я иду с радостью в школу

1

6

4

2

2

В школе у меня обычно хорошее настроение

 

5

 

4

 

4

 

2

 

В нашем классе хороший классный руководитель

 

8

 

4

 

2

 

1

 

К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации

 

4

 

2

 

6

 

 

3

У меня есть любимый учитель

8

3

2

1

1

В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение

 

3

 

2

 

6

 

2

 

2

Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей

 

3

 

6

 

3

 

1

 

2

У меня есть любимый школьные предметы

 

5

 

5

 

2

 

 

3

Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни

 

4

 

5

 

3

 

 

3

На летних каникулах я скучаю по школе

 

 

1

 

7

 

1

 

6

 

Изучение удовлетворенности школьной жизнью

 

Класс  8

Дата опроса 13. 11. 12

Количество учащихся: 17

Участвовало: 16

 

совершенно согласен

согласен

трудно сказать

не согласен

совершенно не согласен

Я иду с радостью в школу

3

7

3

2

1

В школе у меня обычно хорошее настроение

 

5

 

6

 

4

 

1

 

В нашем классе хороший классный руководитель

 

9

 

4

 

2

 

1

 

К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации

 

5

 

4

 

4

 

2

 

1

У меня есть любимый учитель

6

7

2

1

 

В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение

 

7

 

5

 

3

 

1

 

 

Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей

 

3

 

7

 

3

 

1

 

2

У меня есть любимый школьные предметы

 

4

 

8

 

2

 

1

 

1

Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни

 

2

 

6

 

4

 

3

 

1

На летних каникулах я скучаю по школе

 

 

4

 

6

 

2

 

4

 

Выводы: Проанализировав данную методику,  мы видим, что  мнение и настроение ребят меняется - им комфортно становиться в классном коллективе;  они свободны в своих высказываниях, у них есть любимые учителя и предметы.

Изучение удовлетворенности учащихся сторонами жизни коллектива жизнью учащихся

Класс 7

Дата опроса 26. 11. 2011 год

Количество учащихся  17

Участвовало  15

 

согласен

не согласен

1

Наш класс очень дружный и сплоченный

3

12

2

Наш класс дружный

4

11

3

В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе

6

9

4

В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя

5

10

5

Наш класс недружный, часто возникают ссоры

7

8

6

Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе

8

7

 

Изучение состояния взаимопомощи учащихся

 

согласен

не согласен

1

В нашем классе принято помогать без напоминания

4

11

2

В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям

9

6

3

В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик

7

8

4

В нашем классе помогают только тогда, когда требует учитель

8

7

5

В нашем классе не принято помогать друг другу

5

10

6

В нашем классе отказываются помогать друг другу

4

11

Изучение удовлетворенности учащихся сторонами жизни коллектива жизнью учащихся

Класс 8

Дата опроса 11. 12. 2012 год

Количество учащихся  16

Участвовало  13

 

согласен

не согласен

1

Наш класс очень дружный и сплоченный

5

8

2

Наш класс дружный

7

6

3

В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе

3

10

4

В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя

4

9

5

Наш класс недружный, часто возникают ссоры

3

10

6

Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе

4

9

 

Изучение состояния взаимопомощи учащихся

 

согласен

не согласен

1

В нашем классе принято помогать без напоминания

5

8

2

В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям

6

7

3

В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик

7

6

4

В нашем классе помогают только тогда, когда требует учитель

4

9

5

В нашем классе не принято помогать друг другу

3

10

6

В нашем классе отказываются помогать друг другу

2

11

 

Выводы: В данных методиках  можно выделить то,  что в 2012 году в  классном коллективе выше показатели удовлетворенности жизнью класса, что учащиеся готовы оказывать помощь друг другу, стали более терпимы и менее конфликтны. 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация опыта работы классного руководителя I квалификационной категории Мазепиной Ольги Владимировны МБОУ « Новосельская средняя общеобразовательная школа» Мое педагогическое кредо «Из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек » (Эпиктет)

Слайд 2

Тема: реализация духовно-нравственного воспитания через групповую форму работы Цели формирование групповой сплоченности в классе на основе различных форм деятельности; формирование доброго отношения к жизни. Умение находить в ней радость и желание творить добро. Задачи изучать личность каждого ребенка, его физическое и психологическое состояние; способствовать сплочению классного коллектива; активизировать работу классного коллектива и родителей через участие в общешкольных и классных мероприятиях; развитие гражданско-патриотических и нравственных качеств.

Слайд 3

У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной . Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель . Условия возникновения, становления опыта. Задачи классного руководителя повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе; создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика; формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений; содействие саморазвитию, самопознанию, самовоспитанию, самореализации личности детей; содействие формированию нравственной позиции; обеспечение участия родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.

Слайд 4

Актуальность и перспективность опыта Во все века люди, ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют меня размышлять о будущем России, о моих воспитанниках, их месте в современном обществе. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности , безверии, агрессивности . Современная молодежь стесняется таких слов и понятий: Родина, Отечество, долг, патриотизм. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:

Слайд 5

Ведущая педагогическая идея Основной смысл воспитательной работы – подготовить своих учеников к будущей самостоятельной жизни. Выработать у них стойкие жизненные позиции, сформировать здоровую, конкурентоспособную личность. Я считаю, что формирование такой личности возможно лишь в том случае, если в ребенка вложены основные принципы духовно-нравственного воспитания. Направления воспитательного процесса Я и Отечество Я и Мир Я и Здоровье Я и Семья Экскурсии, КТД, проекты, КВН: Святой благоверный Андрей Боголюбский ; А ларчик - то, просто открывался; День науки Деловые игры, классные часы, беседы: Уважая чужого «Я»; Толерантность – путь к Миру Добро. Зло. Терпимость; День Бородино; Соревнования, конкурсы, чемпионаты Здоров будешь – все добудешь; Веселые старты Школа выживания «Белая ладья» Консультации, беседы, лекторий: Как помочь ребенку учиться? Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому.

Слайд 6

Важным направлением деятельности классного руководителя, я считаю, является его сотрудничество с учителями-предметниками . В самом начале учебного года я обращаю внимание учителей – предметников на учеников, у которых есть проблемы, связанные с поведением и здоровьем. Мы вместе решаем, как помочь ребенку. Иногда использую анкетирование, которое помогает выявить отношение ученика к предмету, причины его неуспеха в изучении данного предмета, способствует развитию сотруднических отношений между учителем – предметником и учащимся. Большое значение в моей деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей моих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения.

Слайд 7

Теоретическая база опыта «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» определяет обеспечение полноценного личностного развития учащихся в условиях идеологического кризиса. Какое поколение будет жить в России в XXI веке? Сумеет ли оно взять с собой духовно-нравственное богатство предков? Что может сделать школа, чтобы не прервать «времен связующую нить»? На решение этих вопросов направлена в нашей школе система воспитательной работы с учащимися, задачами которой является: развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества; ф ормировать у молодого поколения черты национального характера, как милосердие, совестливость.

Слайд 8

Новизна Духовно-нравственное воспитание гражданина России — это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. В оспитание гражданина и модернизация России есть две стороны одного процесса, который приближенно можно назвать прогрессом общества . В сфере личностного развития; В сфере общественных отношений; В сфере государственных отношений . Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

Слайд 9

Технология опыта В процессе создания условий для личностной самореализации учащихся класса мной используются воспитательные технологии : технология коллективного творческого дела И. П. Иванова; технологии саморазвития и самовоспитания ( Селевко Г.К .); т ехнология интерактивного воспитания; технология сотрудничества ; информационно-коммуникационные технологии . Для достижения эффективного результата воспитательной работы в классе использую формы воспитания : - индивидуальные ; - познавательные; - г рупповые ; - массовые. Результатом использования технологий интерактивной деятельности является формирование благоприятного психологического климата в коллективе, выработка активной жизненной позиции учащихся, и желание проявить себя .

Слайд 10

Содержание программы 7 класс Задачи: развитие нравственных и духовных ценностей; познавательного интереса, способствующего развитию личности; целенаправленное воспитание коллективной и групповой деятельности; приобщение учащихся к духовной культуре, отечественным традициям. Воспитательные мероприятия Воспитывающие мероприятия Работа с родителями Классный час «Мои интересы, мои увлечения» Беседа «Протяни руку помощи» Диспут Кому легче жить – культурному или некультурному человеку?» Практикум «Как помочь товарищу, если он попал в беду» КТД : Святой благоверный Андрей Боголюбский Деловая игра : День Бородино Конкурсно-игровая программа «Лучшая хозяюшка» КТД «А ларчик-то, просто открывался» Родительское собрание «Возрастные особенности 7 - классника » Родительское собрание «Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому» Консультация «Самый, самый»

Слайд 11

Содержание программы 8 класс Задачи: воспитать уважительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей; развивать значение понятий «истинное» и «ложное», научить отвечать за последствия своих поступков, принимать верные решения; создавать ситуации практического применения духовно- нравственных категорий в реальной ситуации. Воспитательные мероприятия Воспитывающие мероприятия Работа с родителями Классный час «Своей семье я говорю –Спасибо!» Беседа «Нравственные истины» Классный час «Дружбой дорожить умейте!» Этическая беседа «Умение прощать» Час общения «Как научиться жить без конфликтов!» Ситуативный практикум «Правила, обязательные для всех» Экскурсия «Золотое Кольцо России» Конкурсно-игровая программа « Аты - Баты» Ситуативный практикум «Я- в общественном месте» Консультация «Хорошо - плохо» Родительское собрание «Поощрение и наказание детей в семье» Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Слайд 12

Результативность Для изучения результатов воспитательного воздействия использую методики : мониторинг, диагностика, анкетирование. Проводя анкетирование учащихся («Методика для изучения социализированности личности учащегося» (М.И. Рожков), «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (А.А. Андреев), «Изучение состояния взаимопомощи учащихся», «Диагностика характера» ( опросник Айзенка ), «Трудности взаимопонимания» и др.), а также диагностику нравственной воспитанности, выявляю способности детей, их отрицательные черты характера для дальнейшей корректировки.

Слайд 14

Изучение удовлетворенности учащихся сторонами жизни коллектива 8 класс 2012 год Изучение удовлетворенности учащихся сторонами жизни коллектива 7 класс 2011 год

Слайд 15

Изучение состояния взаимопомощи учащихся 7 класс Изучение состояния взаимопомощи учащихся 8 класс

Слайд 16

Достижения классного объединения «Алые паруса» у голок класса

Слайд 17

Встреча с ветераном труда Областные президентские соревнования На память о встрече с польскими ребятами … Исследовательская работа: Создание плотины через ручей «Безымянный»

Слайд 18

Участие в проекте: « Святой благоверный Андрей Боголюбский » Классный час: «Своей семье я говорю: Спасибо!» Праздник Осени Классный час: «Дружбой дорожить умейте!» Буклет посвященный Андрею Боголюбскому .

Слайд 19

Учитель должен не только давать детям знания на уроках, но и быть прекрасным воспитателем и талантливым организатором во внеурочной деятельности.