Для Вас, родители!

Лидовских Нина Александровна

Предварительный просмотр:

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.



Предварительный просмотр:

ЛЕТО И ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ

Опасная статистика.http://dou459.forchel.ru/images/stories/baby/aybolit.png

Особенно "богат" детскими травмами и отравлениями июль. Кроме того, по данным международной статистики, самое вероятное время для несчастного случая - воскресный вечер. Что касается возрастной "группы риска", то наиболее беззащитны дети дошкольного возраста. По необъяснимой причине малышей неумолимо притягивают места и предметы, потенциально опасные для здоровья, а иногда и жизни - водоемы, канавы, колючие кусты, ядовитые растения, костры, высокие лестницы и автотрассы с оживленным движением.

Солнце доброе и злое.

Истосковавшись по теплу и свету, летом мы проводим слишком много времени под прямыми солнечными лучами, забывая об опасности ожогов и тепловом ударе. Еще до наступления жары следует приобрести детский защитный крем, предохраняющий кожу от избытка ультрафиолета. Солнечные ожоги вовсе не так безобидны, как думают многие. Доказано, что они могут приводить не только к преждевременному старению кожи и развитию фотодерматита (аллергии к солнечным лучам), но и к снижению зрения и даже к онкологическим заболеваниям (раку кожи).

Как защитить ребенка от солнечного ожога и теплового удара:

  • Выходя на улицу, обязательно надевайте малышу панамку.
  • В период с 10.00 до 15.00, на который приходится пик активности ультрафиолетовых лучей А и В, лучше вообще не загорать, а посидеть в тени.
  • Даже если ребенок не обгорел в первые 5 дней, срок пребывания на открытом солнце не должен превышать 30 минут.
  • Ребенок периодически должен охлаждаться в тени - под зонтиком, тентом или под деревьями.
  • Одевайте малыша в легкую хлопчатобумажную одежду.
  • На жаре дети должны много пить.

Укусы насекомых.

С наступлением лета появляется большое количество различных сезонных насекомых. Если бабочки, стрекозы и кузнечики вполне безобидны, гораздо менее приятны их "кусачие" собратья - мухи, слепни, комары, некоторые муравьи, клещи и т.д.

Укусы пчел, ос или шмелей не только болезненны, но иногда приводят к развитию серьезных аллергических реакций, вплоть до анфилактического шока и астматического приступа. Эти состояния требуют немедленной госпитализации ребенка.

Многих страшат укусы лесных клещей, которые якобы могут вызвать энцефалит. Однако лесные массивы Среднерусской возвышенности не таят никакой опасности. Другое дело, таежные регионы России, где могут обитать иксодовые клещи, передающие вирус страшной болезни. Чтобы уберечь ребенка от укусов клещей, необходимо прежде всего защитить волосы и открытые участки кожи - экипировать его головным убором и надевать вместо шорт длинные брюки, заменить открытые сандалии закрытой обувью, а футболки и безрукавки - рубашкой с длинными рукавами.

Пищевые отравления.

Летом мало кто из родителей удерживается от соблазна напоить малыша парным молоком или угостить его немытыми ягодами из сада, овощами с огорода. Парное молоко очень вредно для маленьких детей, поскольку в отличие от молока, прошедшего тепловую обработку и стерильно упакованного, оно может вызвать не только кишечные расстройства, но и инфекционные заболевания.

Такие ягоды, как клубника, малина и земляника необходимо мыть особенно тщательно. Немытая или плохо промытая зелень "со своего огорода" может привести к развитию у ребенка иерсиниоза, известного также под названием "псевдотуберкулеза" или "мышиной лихорадки".

Даже обычные для ребенка продукты питания в жаркое время года быстро портятся, а срок их хранения сокращается.

Недопуcтимо поить ребенка сырой водой, даже родниковой или после очистки через фильтр.

Как избежать пищевого отравления:

  • Мойте руки до и после того как дотронулись до пищи.
  • Горячую пищу следует разогревать и подавать в горячем виде. Готовьте мясо и молочные продукты при температуре не ниже 70 градусов.
  • Скоропортящиеся продукты можно держать не в холодильнике - при комнатной температуре (около 20 градусов) - не более 2-х часов. Если в жару вы отправились на пикник, то время хранения продуктов снижается до 1 часа.
  • После соприкосновения с сырым мясом посуду необходимо вымыть самым тщательным образом, а разделочную доску лучше отдраить жесткой губкой.
  • Во время приготовления и разогрева пищи в микроволновой печи периодически помешивайте ее или пробуйте, взяв продукт из разных мест, т.к. температура в СВЧ распределяется недостаточно равномерно.
  • Перегретый автомобиль превращается в настоящий инкубатор микробов. Продукты можно держать в машине не дольше, чем время таяния мороженого.

Переломы и вывихи.

Для маленьких детей характерны переломы по типу "зеленой веточки". Просто кости у детей настолько гибкие, что скорее "расщепляются", чем "переламываются".

К сожалению, не все переломы можно определить сразу. Иногда проходит какое-то время, пока родители заподозрят, что у ребенка сломана кость. К признакам перелома костей руки (наиболее частым) относятся: боль, потеря подвижности ,утрата силы, изменение формы.

Постарайтесь обездвижить поврежденную конечность при помощи "шины" или простого платка и поскорее доставить ребенка к врачу. Аналогичные действия рекомендуются при подозрении на вывих.

После иммобилизации перелома или вывиха немедленно обратитесь в ближайший медпункт. Самолечение недопустимо!



Предварительный просмотр:

Прогулки «Лето»

1. Наблюдаем за солнцем

Цель — дать детям представление о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды.

Ход прогулки

Наблюдение 

       Отметить, что солнце летом греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми. Спросить, легко ли посмотреть на солнце. Почему?

       С детьми старших групп отметить, что солнце стоит днем высо- ко — на улице жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи короткие, светлые.

Художественное слово

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку

Мы захлопаем в ладошки —

Очень рады солнышку.

А. Барто

Солнышко ясное, нарядись!

Солнышко красное, покажись!

Подари нам красный день.

А. Прокофьев

Хорошо, что снова лето,

Снова солнце высоко!

Г. Ладонщиков

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни глянешь,

Все кругом светло.

Я. Суриков

Загадки

Горячая яичница

Висит над головой.

Но снять ее,

Но съесть ее

Не можем мы с тобой.

(Солнце) В.Лунин

В небе желтый цветок

Круглый год не вянет,

И любой лепесток

До земли достанет.

(Солнце)

Дидактическая игра

- «Составь предложение» — дети составляют предложение с предложенным словом. Цель — научить составлять предложения с заданным словом.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

- «Выложи узор» — потрогать, нагрелись ли камешки, песок и т.д. Выложить узор из камешков на песке.

- Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять».

Вышли пальчики гулять,                                «Шагают» пальчиками.

Стали весело плясать.                                      Вращают кисти рук.

Вот так, вот так

Стали весело плясать.

Пальчики играли,                                             Соединяют с большим.

Собаку увидали.                                               Показывают собаку.

Она громко лает,

Пальчики пугает.

Пальчики сбежались,

В кулачок все сжались,                                   Сжимают кулачки.

А собака ходит,                                                Правой рукой показывают собаку,

Пальцы не находит.                                        Левую сжимают в кулачок.

Кулачки стучали,                                             Кулачками стучат друг о друга. 

Собаку испугали.                                           «Шагают» пальчиками. 

Ну а пальчики опять

Стали дружно танцевать.

Поплясали, поплясали.                                   Вращают кисти рук.

Ох, как быстро мы устали!                             Показывают лапки зайца. 

Мы немножко отдохнем                                Пальчики «спят».

И опять плясать начнем.                                Вращают кисти рук.

В. Волина

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Сбор природного материала.

Б. Подбросить и поймать мяч.

Подвижная игра 

- «Вышибало». Цель — тренироваться в бросании и ловле мяча.

Ход игры. Двое детей — капитаны, стоят на противоположных сторонах площадки. Остальные — в середине. В кого из детей капитаны попадут мячом, выходит с площадки и подходит к своему капитану. Выигрывает команда, выбившая с поля всех игроков противника.

2. Наблюдаем за небом и облаками

Цель — разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков.

Ход прогулки

Наблюдение

        В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда они плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко.

       С детьми старших групп вспомнить, что облака бывают перистые и кучевые. Определить, какие облака на небе в день прогулки.

Художественное слово

Видишь: облако летит;

Слышишь: с нами говорит:

"В ясном небе я лечу,

Подрасти скорей хочу.

Стану тучей, а потом

Всех порадую дождем.

Буду грядки поливать,

Буду травку умывать,

Буду в синие озера

Рыбкам воду наливать".

3. Александрова

Облака,

Белогривые лошадки,

Облака,

Что вы мчитесь без оглядки?

С. Козлов

Загадки

Ног нет, а идет,

Глаз нет, а плачет.

(Туча)

Белые лошадки на синем поле.

(Облака на небе)

Дидактическая игра

- «Скажи ласково» — детям предлагается с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов образовать новые слова от предложенных воспитателем. Цель — научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

«Нарисуй на песке» — нарисовать на песке облака.

Пальчиковая гимнастика «Кулачки — ладошки».

Есть у любого два кулачка.                                  Показывают кулачки.

Хлопнул один по другому слегка.                      Одним кулачком стукнуть по другому.

Ну а ладошки не отстают,                                    Хлопают в ладоши.

Следом за ними весело бьют.

Кулачки быстрее бьют,

До чего стараются.

А ладошки тут как тут,

Так и рассыпаются.

Кулачки давай сердиться,

Громко хлопать стали,

А ладошки-баловницы

Тоже не отстали.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Сбор крупного мусора на участке.

Б. Спрыгивание с крыльца на двух ногах.

Подвижная игра 

«Попади в круг». Цель — развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.

Ход игры. В центре площадки рисуется круг или ставится корзина. Дети с шишками или мячами стоят на расстоянии одного метра от круга. По команде "Бросай!" бросают шишки в круг.

3.Наблюдаем за ветром

Цель — повторить понятие «ветер». Что происходит с деревьями в ветреную погоду.

Ход прогулки

Наблюдение

        Понаблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки. Спросить, почему так неспокойно ведут себя деревья. Какой дует ветер: холодный или теплый.

        С детьми старших групп вспомнить, как называется сильный ветер, который сносит крышу, ломает деревья, выбивает стекла и двери, словом, разрушает. (Ураган.)

Художественное слово

Видел я, как ветерок

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой,

Повозился и уснул.

Г. Лагздынь

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе...»

А. Пушкин

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой...

Ф. Тютчев

Загадки

Как подует он порой,

Что замерзнешь как зимой.

(Ветер)

Без метлы землю подметает.

(Ветер)

Дидактическая игра (А) и упражнение (Б)

А. «Слоги» — дети составляют различные слоги. Цель — развивать быстроту реакции. Ветер носит листок (самолет), дети называют разные слоги до тех пор, пока лист не коснется земли.

Б. «Подуй как ветер». Цель — отрабатывать силу голоса, умение делать глубокий вдох носом, выдох через рот с произношением звука [у].

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Смастери из листьев» — смастерить из листьев флюгер.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Сделать примитивный флюгер, самолет.

Б. «Обгони ветер» — бег на ускорение.

Подвижные игры

-  «Выше земли». Цель — развить ловкость, быстроту реакции на сигнал. Ход игры. Выбирается ловишка. Все дети занимают места так, чтобы ноги не касались пола. По сигналу дети бегают по площадке, по команде «Лови!» ловишка ловит детей.

- «Жмурки». Цель — упражнять детей в беге с увертыванием, ориентироваться в пространстве.

Ход игры. Водящий с завязанными глазами ловит детей.

4. Наблюдаем за дождем, грозой и радугой

Цель — закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе.

Ход прогулки

Наблюдение

        Понаблюдать с детьми за первым летним дождем. Послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная). Рассказать, что теплый летний дождь поливает все растения. После дождя показать детям, как умылись деревья, листья стали мокрыми, капли дождя блестят на солнце. Обратить внимание на радугу, какого она цвета.

       У детей старших групп спросить, откуда берется дождь, куда деваются лужи. Зачем нужен дождь? Обратить внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный — ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой. Во время наблюдений за дождем подвести к пониманию причин разных осадков зимой и летом, их зависимость от температуры воздуха. Понаблюдать за грозой, за ее приближением — небо закрывают тяжелые, темные тучи. Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, спеша укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром. Предупредить, что, если человека застала гроза, надо добраться до какого-либо укрытия, но под деревом стоять нельзя.

Художественное слово

Радуга-дуга!

Не давай дождя!

Давай солнышка-колоколнышка!

(Русская народная потешка)

Первый гром прогремел,

Туча пронеслась,

Чистой влагой дождя

Травка напилась.

С. Дрожжын

Прояснилось небо,

Засинела даль!

Дождик словно не был,

Речка — как хрусталь!

Над рекою быстрой,

Озарив луга,

На небе появилась

Радуга-дуга!

П. Образцов

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька

Лужу резал — не разрезал.

(Русская народная потешка)

Загадки

Раскаленная стрела

Дуб свалила и ушла.

(Молния)

Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

(Радуга)

Трах-тарарах!

Бредет баба на горах,

Кочергой бренчит,

На весь мир ворчит.

(Гроза)

Летит птица орел,

Несет в зубах огонь,

Огненные стрелы пускает,

Никто ее не поймает.

(Молния)

Громко стучит,

Звонко кричит,

А что говорит, никому не понять

И мудрецам не узнать.

(Гром)

Сперва блеск,

За блеском треск,

За треском плеск.

(Молния, гром, дождь)

Тонкий, высокий,

Упал в осоку,

Сам не вышел,

А детей вывел.

(Дождь)

Пословицы

Как гром ни гремит, а все замолчит.

Туча летуча, а дождь — бегун.

Дидактические игры

- «Хорошо — плохо» — дети рассуждают на заданную тему. Цель — развить связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества.

- «Радуга» — дети называют по порядку цвета радуги. Цель — закрепить представление детей об основных и дополнительных цветах.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

- «Капает дождь». Рисовать карандашом, мелом под приговорку. Вырабатывать единый ритм, темп, соотношение голоса с действием.

- Пальчиковая гимнастика «Дождь».

Меж еловых мягких лап                           Поглаживают подушечками пальцем поверхность стола.

Дождик кап-кап-кап.                                Стучат пальцами по столу. 

Где сучок давно засох —                         Касаются первым и пятым пальцами руки.

Серый мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип,                   Поднимают руки над столом, пальцы то вместе, то раскрывают широко. 

Вырос гриб, гриб, гриб.

Кто нашел его, друзья?                             Указательным пальцем правой руки касаются поочередно всех пальцев левой руки.

Это я, я, я!                                                  Сжимают все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его.

А. Толбанова

 

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Полить цветы в группе.

Б. Упражнение на развитие координации движения с применением мешочков и стаканчиков.

Подвижная игра 

«Солнечные зайчики». Цель — уточнить с детьми направления: вверх, вниз, в сторону. Научить выполнять Разнообразные движения. Ход игры.

Скачут побегайчики —                        Дети пытаются поймать солнечного зайчика.

Солнечные зайчики.

Прыг! Скок!

Вверх — вниз — вбок!

Мы зовем их —                                      Дети ищут солнечного зайчика.

Не идут.

Были тут —

И нет их тут.

Прыг! Скок!

Вверх — вниз — вбок!

Прыг, прыг по углам.

Были там —

И нет их там.

Где же побегайчики —

Солнечные зайчики?

5. Изучаем деревья и кустарники

Цель — вспомнить, как выглядит береза, познакомить с сосной, осиной, сиренью (строение, польза, изменения, происходящие с приходом лета).

Ход прогулки

Наблюдение

       Рассмотреть, какие деревья растут поблизости, как они изменились с приходом лета. Обратить внимание на березу, она особенно мила нашему народу. Спросить, почему ее называют белоствольной. Сравнить ее с сосной. Сосна выше березы. Хвоя у сосен длинная, темно-зеленая. Показать цветущую сирень. Заметить, что у кустарников нет ярко выраженного ствола, как у дерева. Подчеркнуть бережное отношение к деревьям и кустарникам. Деревья и кусты очищают воздух.

       Детям старших групп рассказать, что береза очень полезна. Из ее древесины делают фанеру, мебель, лыжи. Березовые почки любят лесные птицы. Из почек изготавливают лекарство, а из листьев — желтую и зеленую краски. Из коры можно сделать корзинки, короб, шкатулки, разные картинки. Из древесины сосны делают музыкальные инструменты: скрипки, гитары. Из сосновых бревен делают дома. Из почек изготавливают лекарство. Предложить детям рассмотреть осинку. Это высокие стройные деревья с зеленовато-оливковой гладкой корой. Листья — круглые, гладкие, серо-зеленые летом и ярко-красные осенью. Осина очень светолюбива и боится мороза. Из ее древесины делают разные вещи: лопаты, бочки и т. д. Осиновой корой с удовольствием питаются зимой лоси и зайцы.

Художественное слово

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза раскудрявая!

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая...

(Русская народная песня)

Он не низок, не высок,

Зелен, светел наш лесок.

А. Прокофьев

Я по лесу по зеленому бреду,

Я грибочки в кузовок соберу.

(Русская народная песня)

Загадки

Стоит Федосья,

Распустила волосья.

(Береза)

Летом цветет,

Зимой греет,

Настанет весна —

Потечет слеза.

(Береза)

Хоть зима, хоть весна,

Вся в зеленом... (сосна).

Дидактические игры

- «Найди дерево». Цель — распознать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.

- «Угадай по описанию». Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

- «Выложи узор» — выложить узор из деревянных палочек или спичек.

- Пальчиковая гимнастика «Прятки».

В прятки пальчики играли                      Ритмично сгибать и разгибать пальцы.

И головки убирали.                                  Усложнение: поочередное сгибание.

 Вот так, вот так,

И головки убирали.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Сбор природного материала.

Б. Хождение по бревну.

Подвижная игра 

«Палочка-выручалочка». Цель — развить быстроту, ловкость, внимание. Ход игры. Водящий встает к стене, берет палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла, кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После эти слов ищет играющих, заметив кого-либо, быстро бежит, берет палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка-выручалочка нашла... (имя)». Если игрок, которого нашли, добежит до палочки раньше водящего, он быстро берет палочку и со словами «Палочка, выручи меня!» стучит и бросает ее как можно дальше, пока ее ищет водящий — прячется.

6. Что цветет летом?

Цель — познакомить с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов.

Ход прогулки

Наблюдение

        Рассмотреть растения, спросить, какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков. Учить детей беречь цветы, не мять их. Объяснить, что нельзя рвать много цветов. Рассматривая растения в цветнике, дети узнают, как из бутона появляются цветы. Обратить внимание, что некоторые цветы закрываются вечером и перед дождем. Почему растения нужно пропалывать? Познакомить детей старших групп с растениями, растущими вдоль дороги. Многие из них лекарственные: крапива, пижма, медуница, подорожник. Почему подорожник так называется? Познакомить с растением иван-чай. Цветы у него яркие, малиновые, щедро осыпающие весь куст. Иван-чай очень полезен. Он дает обильный нектар. Его мед совсем прозрачный, как вода. Из его листьев делают салат, а цветки сушат и заваривают как чай.

Художественное слово

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке.

Такие веселые

Эти ромашки —

Вот-вот заиграют,

Как дети, в пятнашки.

Е. Серова

Добрый день, ромашка,

Белая рубашка,

Желтая середочка,

Листья — словно лодочка!

Как прохладно в чаще еловой!

Я цветы в охапке несу...

Одуванчик белоголовый,

Хорошо ли тебе в лесу?

Е. Благинина

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы...

А ты?

Е. Серова

Загадки

Растет зеленый кустик,

Дотронешься — укусит.

(Крапива)

Отцвел желтый цветок,

Остался белый пушок.

(Одуванчик)

Рос шар бел,

Ветер дунул —

Шар улетел.

(Одуванчик)

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Медом угощают.

(Цветы)

Стоят в поле сестрички —

Желтые глазки,

Белые реснички.

(Ромашки)

Пушистый цветок

Качнул ветерок.

Ой!

И шапка долой.

(Одуванчик)

У желтенького солнышка

Лучи не горячи.

У желтенького солнышка

Белые лучи.

(Ромашка)

Сидит в саду кудряшка —

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

Дидактические игры

- «Угадай по описанию!» — воспитатель описывает растение, дети определяют. Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

- «Что где растет?» — воспитатель называет лесные растения и спрашивает детей, где они растут, затем луговые. Цель — закрепить знания детей о растениях леса и луга.

- «Опиши цветок» — воспитатель показывает детям цветок, дети описывают его. Цель — научить подбирать прилагательные к существительному.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

- «Составь цветок» — составить цветок на песке из разнообразных пробочек.

- «Сплети венок» — сплести из полевых цветок венок.

- Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне,                       Показывают руками цветок.

Утром весенним раскрыл лепестки.                     Разводят пальцы рук.

Всем лепесткам красоту и питание                      Движение пальцами вместе — врозь.

Дружно дают под землей корешки.                      Ладони вниз, тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Сбор природного материала.

Б. Перешагивание через препятствия.

Подвижная игра 

«Садовник и цветы». Цель — развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры. Дети - цветы находятся на одной стороне площадки, а водящий — «садовник» — на противоположной. Приближаясь к цветам, он произносит: «Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок». Цветы отвечают:

«Не хотим, чтоб нас срывали

  И венки из нас сплетали.

 Мы хотим в саду остаться,

 Будут нами любоваться».

С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, а «садовник» старается поймать кого-нибудь.

7. Изучаем песок и почву

Цель — выявить свойства песка и почвы, их сходства и отличия.

Ход прогулки

Наблюдение

        Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой — рассыпается. Обратить внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Что общего, чем отличаются.

       С детьми старших групп уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания. Спросить, живут ли в песке и в почве насекомые, растут ли растения. Провести опыт: посадить семя в почву и в песок. Через некоторое время проверить, где есть всходы.

Художественное слово

На земле растут деревья,

И цветы, и огурцы.

В общем, овощи и фрукты,

Чтоб довольны были мы.

В. Орлов

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

Б. Заходер

Загадки

Ручка есть, а не грабли,

Землю роет, а не плуг.

(Лопата)

На черном покрывале

Зеленый узор.

(Земля и трава)

Он рассыпчатый такой,

А на солнце золотой.

Как намочишь ты его,

Так построишь хоть чего.

(Песок)

Дидактическая игра

«Что я построю из песка» — дети рассказывают, что можно построить из песка. Цель — научить составлять предложения на заданную тему.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

- «Узнай на ощупь» — выложить на песке узор, дети на ощупь должны узнать его.

- «Нарисуй пальчиком» — нарисовать на сыром песке любой рисунок.

- Пальчиковая гимнастика «Мы рисовали».

Мы сегодня рисовали,                   Дети поднимают перед собой руки.

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,           Встряхивают кистями.

Рисовать опять начнем.

С Мельникова

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Рыхлить почву, копать песок.

Б. Пройти по бордюру песочницы.

Подвижная игра 

«Не оставайся на земле». Цель — развить ловкость, быстроту реакции на сигнал.

Ход игры. Выбирается один ребенок — ловишка. Остальные дети занимают места так, чтобы не касались земли. По сигналу дети бегают по площадке, по команде "Лови!" ловишка ловит детей.

8. Наблюдаем за водой

Цель — научить детей аккуратно обращаться с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; в воде одни предметы тонут, другие плавают.

Ход прогулки

Наблюдение

        Обратить внимание детей на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана — холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому летом люди с удовольствием купаются. Понаблюдать, как быстро высыхает разбрызганная по асфальту вода.

        Со старшими детьми определить, какие предметы тонут в воде, какие плавают. Предложить установить, почему они плавают или тонут.

Художественное слово

На закате дремлет пруд.

По воде круги плывут —

Это маленькие рыбки

Разыгрались там и тут.

Е. Стюарт

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре —

Вот так славно освежились.

В. Волина

Загадки

Летом бежит,

Зимой стоит,

Весна настала —

Опять побежала.

(Река)

Мною можно умываться,

Я умею поливаться,

В кранах я живу всегда.

Ну конечно, я... (вода).

Скороговорки

- В озере — карп, а в море — краб.

- На мели мы лениво налима ловили.

- Для меня вы ловили меня.

Чистоговорка

В реке камыши,

Расплескались там ерши.

Круг — постарше,

Круг — помладше,

Круг — совсем малыши.

С. Маршак

Дидактические игры (А)  и упражнение (Б)

А. «Тонут — плавают». Цель — закрепить знания о свойствах предметов, их весе. Активизировать словарь.

- «Какая вода?» — дети описывают воду. Цель — научить подбирать относительные прилагательные.

Б. «Песенка воды» — дети протяжно произносят звук [с], правильно артикулируя. Цель — закрепить произношение звука [с].

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Игры с водой» — на прогулку выносится надувной бассейн или большая ванночка и набор игрушек для игр. Дети пускают кориблики, переливают воду в сосуды, купают кукол и т. п.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Дети моют все игрушки (которые поддаются обработке) и раскладывают их сушиться на траве.

Б. Пройтись босыми ножками по влажной траве и теплому песку.

Подвижная игра 

«Море волнуется». Цель — развить фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.

Ход игры. После слов: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, на месте замри!» дети замирают в задуманном образе, водящий пытается отгадать.

9. Наблюдаем за насекомыми

Цель — познакомить с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.

Ход прогулки

Наблюдение

        Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся.

        Со старшими детьми понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов. Спросить, чем питаются насекомые, кто питается ими. Какая польза от них и вред? Что необходимо насекомым для жизнедеятельности?

Художественное слово

У тропинки под рябиной

Сеть раскинул паучок,

Нить прозрачной паутины

Намотал на кулачок.

Если муха прилетит —

Паутина задрожит,

И охотник из засады

За добычей прибежит...

Е. Стюарт

Божья коровка, улети на небо,

Там твои детки кушают конфетки,

Всем по одной, а тебе ни одной.

(Русская народная потешка)

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Ребята наши — муравьята,

Вся жизнь их связана с трудом.

Л. Гулыга

Пчела — не кит,

Она — мала,

Но велики

Ее дела.

С. Баруздин

Залетела к нам оса

И гудела два часа.

Извелась совсем без дела,

Даже вроде похудела.

Ж. Давитъянц

Все поле у околицы —

Большой кузнечный цех.

Здесь так работа спорится —

В ушах звенит у всех!

Е. Фейерабенд

Загадки

Два рога, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Летит — так воет,

Сядет — землю роет.

(Жук)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

Дом стоит под старой елкой,

В нем живет моя семья.

Я несу туда иголки.

Угадайте, кто же я?

(Муравей)

Над нами —

Вверх ногами.

Ходят —

Не страшатся,

Никого не боятся.

(Мухи)

Идет воин,

Землю роет,

А сам воет.

(Жук)

Не по рыбам,

А сети расставляет.

(Паук)

Осенью в щель заберется,

А весной проснется.

(Муха)

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она и жалит, и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот,

Как пчела.

Вот только меду не дает,

Как пчела.

(Оса)

В. Викторов

Мы в работе поминутно

От зари и до зари,

Нас в лесу найти нетрудно —

Лишь под ногами посмотри.

Назови меня скорей —

Я рабочий... (муравей).

Н. Шевляков

Прыгает пружинка —

Зеленая спинка.

(Кузнечик)

Я на спинке лежу,

Лапки ножницами

Скрещу.

(Жук)

Жу! Жу! Жу!

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву "ж" все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(Жук)

Спал цветок и вдруг проснулся —

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел

(Бабочка)

Кто одежды не шьет,

А ткань ткет?

(Паук)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

(Стрекоза)

Не зверь, не птица,

А нос как спица,

Летит — кричит,

Сядет — молчит.

Кто его убьет,

Свою кровь прольет.

(Комар)

В лесу у пня

Суетня, беготня —

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит.

(Муравейник)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет —

Золотистые глаза.

Кто же это?

(Стрекоза)

На большой цветной ковер

Села эскадрилья.

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.

(Бабочки)

В. Орлов

Без рук, без ног,

На брюхе ползает.

(Червяк)

Шли плотники без топоров,

Срубили избу без углов.

(Муравьи)

В уголке живет,

Пряжу прядет.

Тоньше его пряжи

Не найдешь в продаже.

(Паук и паутина)

Вокруг носа вьется,

А в руки не дается.

(Муха)

Дидактическая игра (А) и упражнение (Б)

А. «Звукоподражание» — воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание. Цель — закрепить произношение отдельных звуков.

Б. «Угадай по описанию» — воспитатель описывает насекомое, дети угадывают. Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

 - «Построй муравейник» — построить из травинок муравейник.

- Пальчиковая гимнастика «Улей».

Вот маленький улей, где пчелы                      Дети сжимают пальчики в кулак.

Спрятались, никто их не увидит.

Вот они показались из улья,                            Отгибают по одному пальчику.

Раз, два, три, четыре, пять,

З-з-з-з-з-з!

В. Волина

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Построить муравейник.

Б. Ползание по бревну.

Подвижные игры

1. «Жуки». Цель — научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление. Ход игры. По сигналу «Жуки полетели!» дети бегут врассыпную. По сигналу «Жуки сели на землю!» дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.

2. «Змейка». Цель — научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.

10. Наблюдаем за птицами

Цель — продолжить знакомить детей с птицами, вспомнить названия их домиков.

Ход прогулки

Наблюдение

 Отметить, что летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В начале лета можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Важно рассказать, какую пользу приносят птицы, понаблюдать, чем заняты грачи, скворцы. Обратить внимание детей старших групп на то, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Показать гнездо ласточек, отметить, как часто они прилетают к гнезду с кормом для птенцов. Рассказать о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения.

Художественное слово:

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

М. Бородшщкая

Ласточка — тивит-тивит! —

К нам летит.

Ах, к нам летит!

(Армянская народная песенка)

В лесу над росистой поляной

Кукушка встречает рассвет.

В тиши ее голос стеклянный

Звучит как вопрос и ответ.

С. Маршак

Загадки

По весне к нам с юга летит

Черная, как ворон, птица,

Для деревьев наших врач.

Ест букашек разных,., (грач).

Ф. Талызин

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его... (скворец).

Кто приклеил майским днем

Рукавичку над окном,

Поселив в нее жильцов —

Непоседливых птенцов?

(Ласточка)

Н. Красилъников

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит, дождик где-то близко.

(Ласточка)

На шесте — веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец —

Он и летчик, и певец.

(Скворечник)

В. Орлов

Скороговорки

Были галчата в гостях у волчат,

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как галчата,

И, как волчата, галчата молчат.

М. Бородицкая

Дидактическая игра (А) и упражнения (Б)

А. «Угадай по описанию» — воспитатель описывает птиц, дети угадывают. Цель — развить умение составлять описательный рассказ, внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Б. «Звукоподражание» — воспитатель называет птиц, дети произносят звукоподражание. Цель — закрепить произношение отдельных звуков.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

- «Выложить из камешков» — выложить из камешков скворечник и птицу.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Подмести участок.

Б. Прыжки через скакалку, резинку.

Подвижная игра 

«Веселый воробей».  Цель — научить выполнять движения по тексту игры. Ход игры:

Воробей с березы                     Дети прыгают.

На дорогу прыг!

Больше нет мороза                   Прыгают и чирикают.

Чик-чирик!

Вот журчит в канавке              Произносят: «Ж-ж-ж!»

Быстрый ручеек,

И не зябнут лапки                    Прыгают.

Скок-скок-скок!

Высохнут овражки                   Прыгают.

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки                     Чирикают.

Чик-чирик!

11. Наблюдаем за лягушкой

Цель: познакомить с внешним видом лягушки, с ее движениями.

Ход прогулки

Наблюдение

Обратить внимание на внешний вид лягушки, цвет ее кожи. Хорошо ли она видна среди травы? Легко ли ее можно поймать? Рассказать, что лягушки полезные животные, их нужно оберегать. Они уничтожают комаров и мух. Детям старших групп предложить подумать, почему лягушка прыгает, а не бегает. Обратить внимание на передние и задние ноги (задние ноги длиннее передних, поэтому она прыгает). Она прыгает по суше, плавает в воде.

Художественное слово:

Лягушка-попрыгушка,

Скачи ко мне без страха,

Тебя я не обижу,

Не стукну никогда.

Скачи, скачи, лягушка —

Зеленая рубаха,

Должны мы жить,

Друг другу не принося вреда.

К. Россетти

Очень трудно

Застенчивой,

Скромной лягушке,

Проживающей в луже

На зеленой опушке.

Р.Сеф

Глянь, на речке лягушата,

Музыкальные ребята.

- Ква! Ква! Ква! -

Все распевают песни.

П. Золотое

Загадки

Летом в болоте

Вы ее найдете,

Зеленая квакушка.

Кто это?

(Лягушка)

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

(Лягушка)

Под берегом сидит Тарас,

Кричать горазд.

(Лягушка)

Дидактические игры

- «Какая лягушка?». Цель — научить детей подбирать относительные прилагательные.

- «Кто больше назовет действий» — дети подбирают глаголы, характеризующие действия лягушки. Цель — активизировать словарный запас глаголами.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Угощение для лягушки». Игра с песком — дети «варят» кашу, «пекут» куличики для лягушки.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Сделать домик из травы для лягушки.

Б. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Подвижные игры

1. «Музыкальные ребята». Цель — научить выполнять движения, не мешая друг другу. Ход игры. На земле параллельно раскладывают два шнура — это «речка». Здесь лягушата будут «плавать».

Ква! Ква! Ква!                      Дети прыгают и говорят: «Ква! Ква!»

В речку прыгать нам пора.

Ква! Ква! Ква!                      Дети плавают и повторяют: «Ква!»

Плавать можно до утра!

Раз, два, три!                        Дети «гребут» и повторяют: «Ква! Ква!»

Лапками греби!

Ква! Ква!                              Выпрыгивают из «речки».

На берег пора!

Ква! Ква!                              «Ловят» комаров.

Поймайте комара!

2. "Попрыгунчики". Цель — научить детей прыжкам на двух ногах с продвижением вперед. Ход игры. На земле чертят круг. Один из играющих встает в середину — он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опасность быть запятнанными, продолжают прыгать на двух ногах к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Пойманный становится пятнашкой.

12. Наблюдаем за трудом взрослых

Цель: дать знания о том, как надо ухаживать за посадками в огороде и на цветочной клумбе.

Ход прогулки

Наблюдение

 Обратить внимание на то, что за растениями в огороде и на цветочной клумбе надо ухаживать: рыхлить землю, поливать. Понаблюдать, как это делают старшие дети и воспитатель. Проследить, как изменяются в росте и развиваются растения. У детей старших групп спросить: «Зачем нужно полоть и прореживать растения? Какие растения, где растут?"»

Художественное слово:

Не ленись, моя лопатка,

Будет вскопанная грядка.

Грядку граблями пригладим,

Все комочки разобьем,

А потом цветы посадим,

А потом водой польем.

Лейка, лейка, лей, лей!

Грядка, грядка, пей, пей!

Г. Лагздынь

Огородик посажу и кругом огорожу,

Протопчу туда дорожку — никому не покажу.

О.Дриз

Загадки

Огородник Федот

С длинным носом живет.

Где наклонится,

Там вода течет.

(Лейка)

Зубастые, а не кусаются.

(Грабли)

Скороговорки

Возле грядки —

Две лопатки.

Полить пора!

Возле кадки —

Два ведра.

После утренней зарядки

Мы работали на грядке —

И посадки их теперь

Все в порядке.

Е. Благинина

Дидактические игры

- «Кому что нужно для работы» — дети определяют, какие предметы помогают людям разных профессий. Цель — закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе орудия труда, воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудится.

- «Кто больше назовет действий» — дети перечисляют действия огородника, садовника. Цель — активизировать словарный запас глаголами.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Составь цветок» — составить цветок на песке из разноцветных пробочек.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Поливать растения.

Б. Отбивать мяч от земли.

Подвижная игра 

«Платок». Цель — развить быстроту и ловкость. Ход игры. Все встают в круг, водящий с платком за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу. Тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место.

13. Лесные дары — грибы и ягоды

Цель: закрепить знания детей о лесных растениях, познакомить с названиями грибов — съедобных и ядовитых.

Ход прогулки

Наблюдение

Показать детям спелую землянику и объяснить: она красная, душистая — ее можно есть, а зеленую есть нельзя — она невкусная. Объяснить, как надо срывать ягоды, чтобы не портить весь куст. Обратить внимание на красивые формы грибов, на их цвет. Показать съедобные грибы, подчеркнуть их особенности. Обязательно показать ядовитый гриб — мухомор. Объяснить, что этот гриб несъедобный, но что он нужен как лекарство многим лесным зверям. С детьми старших групп рассмотреть цветные сыроежки, объяснить, что хотя они так и называются, но сырыми их есть нельзя. Очень красивы подосиновики, стройные, крепкие, будто бы вырезанные из дерева. Лисички видны далеко: они как желтые цветы в изумрудной траве. Ножка у них расширяется кверху и напоминает граммофонную трубу. Лисички редко бывают червивыми, они всегда чистые, крепкие. Белые грибы чаще встречаются под молодыми елями. Ближе к осени появляются, опята. Собирать их легко: они видны всюду. Съедобный опенок окрашен скромно: светло-коричневого цвета, сероватая шапка с чешуйками, на ножке кольцо, похожее на манжетку. Ложный опенок окрашен ярко: его шляпка зелено-желтая, посередине красноватая, чешуек и манжеток на ножке нет. Объяснить, из каких частей состоит гриб. Показать шляпку, на нижней стороне шляпки образуются споры, которые высыпаются из созревшего гриба и разносятся ветром. Прорастая, они образуют грибницу, из нее вырастают грибы. Из одной грибницы может вырасти много грибов, но для этого их нужно осторожно срезать, а не вытаскивать из земли, чтобы не повредить грибницу. Грибы любят тенистые, сырые места, но не в глубине леса, а ни поляне, опушке, возле заброшенных дорог, по краям вырубок.

Художественное слово:

Я надела поясок,

Подвязала туесок,

Побежала по малину

Через луг, через лесок.

Е. Благинина

Мы пошли по ягоды

В дальний лес.

Видимо-невидимо

Там чудес!

Н. Саконская

Я по лесу по зеленому бреду,

Я грибочки в кузовок соберу.

Я в осиннике рыжики беру,

По березничку — березовики,

По сосновым пням — опеночки,

А под елкой — белый гриб — боровик.

(Русская народная песенка)

По дорожке шли,

Боровик нашли.

Боровик боровой

В мох укрылся с головой.

А. Прокофьев

На пенечке сто опят:

"Очень тесно тут!" — вопят.

Позовите грибника

Собирать опят с пенька.

Е. Серова

Подберезовик,

Подберезовик

Ловко спрятался

Под березою.

Е. Серова

Несмышленыши-масленки

Запеленаты в пеленки,

А масленки-старички

Носят все воротнички.

Е. Серова

Загадки

Как на стежке, на дорожке

Вижу алые сережки.

За одною наклонилась,

А на десять набрела!

Я клонилась — не ленилась,

Кружку с верхом набрала.

(Земляника)

Е. Благинина

Из-под елок на пригорок

Вышел мальчик ростом с пальчик.

Он на тучки поглядел,

Сразу кепочку надел,

Новенькую, ладную,

Цветом шоколадную.

(Белый гриб)

Л. Кузьмин

Конечно, не белый —

Я, братцы, попроще,

Расту я обычно

В березовой роще.

(Подберезовик)

3. Александрова

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Это... (сыроежки).

В. Степанов

Эти славные сестрички

Не едят цыплят.

Эти дружные сестрички

Рядышком стоят.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись возле тропки.

(Лисички)

В. Степанов

На пригорке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки,

Собираем огоньки.

(Земляника)

А. Жаров

Тонконогие ребята

Подрастают каждый день.

По траве войска идут,

Грибники их не найдут.

Лишь наклонишься немножко,

Поглядишь — полно лукошко!

(Опята)

В. Орлов

Собираются в лукошки

Толстощекие матрешки,

В зеленых платочках,

Сарафаны в точках,

А матрешки все красны,

Очень сладки и вкусны.

(Земляника)

У девчонки-тонконожки

Ярко-красные одежки.

Под листочек загляни-ка —

Там краснеет... (земляника).

Б. Ерухимович

Кто шляпу на ногу надевает?

(Гриб)

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

Ядовитый... (мухомор).

Под осинкой у тропинки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка,

Шляпа есть, нет головы.

(Подосиновик)

На пеньке живет семья:

Мама, папа, брат и я.

Дом у нас один, а крыша

Есть у каждого своя.

(Опята)

Н. Пикулева

После дождика подружки

Поселились на опушке.

Шляпки разноцветные,

Самые заметные.

(Сыроежки)

В. Мусатов

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой?

А вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он в шапочке красной,

На шапке — горошки.

(Мухомор)

На полянке у дорожки -

Красные горошки.

Кто мимо пройдет -

В рот себе их кладет.

(Земляника)

Под осинкой стоит

Мальчик-с-пальчик,

На нем серый кафтанчик,

Шапка красненькая.

(Подосиновик)

Посмотрите-ка, ребята,

Тут — лисички, там опята.

Ну а это, на полянке,

Ядовитые... (поганки).

С. Михалков

Это гриб — любимец мой —

С ножкой толстой и прямой.

Красной шапкой он накрылся,

Под осинкой схоронился.

(Подосиновик)

Шляпка красная в горо;;шек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

(Мухомор)

Удивляется народ:

Водят чудный хоровод

Рыжие сестрички —

То грибы... (лисички).

И на горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

(Грибы)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту.

Зовусь я... (подосиновик).

Дидактические игры

- «Чудесный мешочек» — дети ощупывают муляжи грибов, находящиеся в непрозрачном мешочке, и называют их. Цель — научить детей узнавать предметы по характерным признакам, развивать тактильную чувствительность.

- «Угадай по описанию» — воспитатель описывает разнообразные грибы, дети угадывают. Цель — развить умение составлять описательный рассказ, внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

- «Выложи на песке» — выложить грибок и ягодку на песке из разнообразных пробочек.

- Игры с формочками и песком.

- Пальчиковая гимнастика  «По грибы»

Раз, два, три, четыре, пять,                       Дети разгибают по очереди все пальцы, сжатые в кулак.

Вышли пальчики гулять.                          Пальчики «шагают».

Этот пальчик в лес пошел,                       Разгибают по очереди, начиная с мизинца.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Ну а этот только ел —

оттого и потолстел.

За ягодами

Раз, два, три, четыре,                                  Пальчики обеих рук «здороваются».

В лес идем мы погулять,                            Пальчики шагают.

За черникой,                                                Загибают по одному пальцу.

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке принесем.

Н. Нищева

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Собираем ягоды и грибы.

Б. Ходьба с наклонами.

Подвижные игры

1. «Ягодка-малинка».

Цель — развить координацию речи с движением.

Ход игры.

За малиной в лес пойдем,                                         Дети идут в хороводе, взявшись за руки.

в лес пойдем,

Спелых ягод наберем, наберем.                               Собирают ягоды.

Солнышко высоко,                                                    Показывают солнышко.

А в лесу тропинка.                                                     Показывают тропинку.

Сладкая ты моя,                                                          Бегут по кругу, взявшись за руки.

Ягодка малинка.

 2. «За грибами».

Цель — развить координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность, закрепить в речи глаголы: искать, срывать, собирать.

Ход игры.

Все зверушки на опушке                               Дети идут в хороводе.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,                                           Скачут вприсядку, изображая белочек.

Рыжики искали.

Лисичка бежала,                                            Бегут.

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,                                        Скачут стоя.

Искали опятки.

Медведь проходил,                                      Идут, изображая медведя.

Мухомор раздавил.

3.  «Где вы были?».

Цель — развить координацию речи с движениями, работать над речевыми навыками.

Ход игры.

— Ножки, ножки,                                     Дети ходят на месте.

Где вы были?

— За грибами в лес ходили.

— Что вы, ручки, работали?                    Приседают, собирают грибы.

— Мы грибочки собирали.

— А вы, глазки, помогали?

— Мы искали да смотрели,                     Смотрят из-под руки, поворачиваются влево, вправо.

Все пенечки оглядели.



Предварительный просмотр:

Подвижные и веселые детские  игры летом

     Лето не за горами, а значит не за горами  и море, речка, лес, дача, детская площадка с играми и весельем! Подвижные игры летом — это  игры на улице,  и развивающие, познавательные  занятия на свежем воздухе, и неважно где, лишь бы было увлекательно и весело! И лето дает больше возможностей  для   семейных игр с детьми, что способствует не только развитию детей,  а и  поддержке доверительных отношений с родителями.

      Позвольте себе окунуться вместе с детьми в детство, играя и наслаждаясь общением!

Занятия и игры  для детей в воде

«Рыба в сети»

Выбирают двух ведущих. Игроки заходят по пояс в воду и расплываются недалеко в разные стороны. По сигналу вожатого, ведущие, держась за руки, начинают «ловить рыбу», т.е. пытаться поймать кого-то из игроков. Пойманный игрок присоединяется к ведущим, их становится на 1 больше, размер сети увеличивается. Заканчивается игра тогда, когда вся «рыба» будет поймана.

«Удочка»

Ведущий стоит в центре, раскручивает на веревке небольшой, относительно легкий мяч, а остальные, расположившись по кругу, должны вовремя окунуться, чтобы мяч пролетел над головой, не задев ее. Кто попался на удочку, тому водить.

«Пятнашки»

Игроки стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук от водящего, который расположился в центре. Водящий по сигналу взрослого начинает салить тех, кто не успел нырнуть в воду. Вынырнувших салить нельзя.

Подвижные игры на воздухе

«Шишки, желуди, орехи»

Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

«Выше ноги»

Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать. Затем выбирают одного ловца. Он начинает ловить игроков, что убегают. При этом дети стараются оторвать ноги от земли (стать на скамейку или камень). В таком положении ловец не имеет права их осалить. Если ловец догонит игрока, то они меняются ролями. Ловцу запрещается подстерегать игрока, а остальные не должны оставаться с поднятыми ногами более чем 20-30 секунд.

«Светофор»

Описание игры На земле обозначают две линии метрах в 4-5 друг от друга, ведущий (светофор) становится между этими линиями, а все играющие должны встать за одной из них. Ведущий, отвернувшись от игроков называет какой-нибудь цвет и все игроки, у кого есть такой цвет в одежде переходят за другую линию. Те, у кого нет одежды такого цвета, должны пробежать мимо «светофора», а он в свою очередь должен коснуться кого-нибудь из «нарушителей».  »Нарушитель» становится ведущим.

«Игры с мячом»

В начале игры ребята садятся в круг. Ведущий дает мяч одному игроку и включает музыку. Пока она звучит, дети перекатывают мяч друг другу. Как только музыка стихает, выбывает тот, у кого оказывается мяч. В конце игры из всех детей остается один, самый ловкий. Он и получит приз.

Попади в «цель» Дети стоят за линией круга. В центре круга – ведущий. У одного из игроков мяч. Те, что стоят за кругом, кидают мяч в ведущего, стараясь попасть в него, или передают мяч товарищу, чтобы тот сделал бросок. Ведущий бегает, уклоняясь от ударов мяча. Игрок, который не попал мячом в ведущего, стает на его место.

«Игра с обручем»

Дети бросают небольшой мяч из - за спины через плечо правой или левой рукой, стараясь попасть в обруч (на расстоянии 2 м)