Для родителей

Черевко Винера Касимовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Организация самостоятельной учебной работы Как усадить школьника за уроки. Как помочь школьнику втянуться в работу.

Слайд 3

правильный режим, оборудование места для занятий, определение порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю и т.д. умение быстро включаться в работу, работать, не отвлекаясь, в хорошем темпе, иметь привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять или поиграть и т.д.

Слайд 4

Как усадить школьника за уроки Умение регулировать собственное поведение Неумение управлять своим поведением препятствует полноценному формированию учебной деятельности

Слайд 5

Первый этап. Научить сосредотачиваться на выполняемом деле. Второй этап. Выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое.

Слайд 6

Как помочь школьнику втянуться в работу надо учить ребёнка правильно заниматься . постоянное рабочее место для занятий научить готовить все принадлеж-ности интенсивная работа (без пауз) темп мыслительной деятельности усваив ается и становиться привычным


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повестка дня: Семья и её влияние на ребёнка. Какие бывают семьи? Дефекты воспитания.

Слайд 2

Какие бывают семьи? Гармоничная Распадающая Распавшаяся Неполная Разные типы семей:

Слайд 3

Какие бывают семьи? Нет согласия Постоянные ссоры Внешне кажется крепкой, сплоченной Нет взаимного уважения друг к другу Недоброжелательны друг к другу Полные семьи, но деструктивные Псевдолидарная семья

Слайд 4

Дефекты воспитания: По типу «Золушка» Ребёнка не любят Ребёнок замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем Пытается вызвать к себе жалость Угождает родителям, чтобы его полюбили Старается обратить на себя внимание (хорошей учёбой, хулиганством)

Слайд 5

Дефекты воспитания: Гиперопека (гиперпротекция) Бывает скрытая и явная: С ребёнка «сдувают пылинки» Содержат его в оранжерейных условиях Не дают проявить самостоятельность Не позволяют вести себя ответственно и решительно Вырастают капризные, привередливые, не способные отстаивать житейские принципы

Слайд 6

Дефекты воспитания: Противоречивое воспитание Бабушка говорит одно, родители - другое За несогласованность и противоречивость воспитания ребёнок расплачивается: неврозами и другими нарушениями в психике

Слайд 7

Дети разные: Выносливые/ невыносливые Ранимые, на всё реагирующие Всё замечающие (особенно семейные неурядицы) Дети, которым «трын-трава», ничем их не проймёшь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие самостоятельности у детей. ? ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ

Слайд 2

I этап (этап подражания) Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия.

Слайд 3

II этап ( этап частичной самостоятельности) Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления.

Слайд 4

III этап (этап более полной самостоятельности) Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности.

Слайд 5

В выработке самостоятельных навыков: доброжелательное терпение родителей многократные повторения, поощрения радость вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться



Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности у детей

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает младший школьный возраст. Самостоятельность - качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Анализ показывает, что самостоятельность у младших школьников имеет относительно ограниченный характер. К примеру, готовя домашние задания, большинство ребят в случае затруднений охотно, без колебаний спешат за помощью к старшим. Выполняя обязанности по дому, дети строго следуют полученной установке и не выходят за ее границы. Лена побежала в хлебный магазин за батоном и вернулась с пустыми руками: «Там не было батона за 8 рублей, были только за 6.50» - объяснила она маме безрезультатность своего похода. Миша подметал пол (его попросила учительница), но с доски не стер. На вопрос: «Что же доска осталась грязной?» - мальчик недоуменно ответил: «Мария Александровна об этом мне не говорила».

Слайд 1

Причины подобных явлений лежат в психологических и возрастных возможностях детей. Психика младших школьников отличается неустойчивостью и противоречивостью Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут выполнить задуманное, им недостает настойчивости, упорства в преодолении трудностей. Среди малышей редко кто не хочет иметь поручение, но, получив его, многие быстро утрачивают к нему интерес.

Многие взрослые часто не осознают важности и значимости развития самостоятельности для становления личности ребенка. Например, на вопросы: «Замечаете ли вы у своих детей самостоятельность?», «Учите ли вы их этому?» - родители учащихся младших классов отвечают: «Нет, особенно не замечаю», «Не хотят они никакой самостоятельности», «Какая тут самостоятельность - малы еще». На второй вопрос большинство давали положительный ответ, но тут же добавляли, что делают это они от случая к случаю, не систематически: «Некогда этим заниматься». Одновременно с этим взрослые часто сетуют, что школьники несамостоятельны: «Все их приходится за руку водить», «Все им надо «разжевывать».

Развитие самостоятельности у детей - процесс сложный и противоречивый. Тем не менее можно говорить об определенной логике, выделить основные этапы:

Слайд 2

Первый этап. Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).

Слайд 3

Второй этап. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).

Слайд 4

Третий этап. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).

Приведем несколько примеров ситуаций семейного воспитания, которые побуждают детей к проявлению самостоятельности.

Мама жалуется учителю на свою дочь: «Надя привыкла к тому, что бабушка за нее все выполняла, а теперь дочь требует от меня такого же «сервиса». Но я работаю, не могу за ней ухаживать. И не хочу, потому что она должна чему-то учиться. Придется ведь ей жить и одной: не всегда будут мама и бабушка». «А чего именно она не умеет?» « Да ничего. Веник в руках держать не может. К розетке не подойдет. Даже спичку зажечь боится. Вы не представляете, сколько сил затратили, чтобы научить ее зажигать спички! Но все равно, обед сама не разогревает, ждет меня до вечера!»

Уважаемые взрослые забывают, что их навыки по самообслуживанию складывались в течение многих лет из мельчайших операций. Мамы и папы этим привычкам не придают значения и думают, что эти навыки - пустяк и ими может овладеть ребенок прямо-таки с пеленок. Потому они часто повторяют, обращаясь к ребенку: «Ну, неужели такая мелочь тебе не под силу? Неужели эту чепуху ты не в состоянии был сделать?» А ребенок действительно не в состоянии был справиться с этим «пустяком»: что-то ему мешало, что-то отпугивало. В чем-то он не был уверен, чего-то боялся.

Слайд 5

Итак, в выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение родителей, многократные повторения, поощрения, радость вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться. И ни в коем случае - никакого крика, раздражения, упреков. Когда вы срываетесь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания, рождаются основания для вражды. Пред ставьте себе, что вы делаете какую-то работу впервые или недавно, а «над душой» кто-то стоит и все время понукает, раздражается и . кричит. Как вы себя будете чувствовать? Неважно ... Вот так и ребенок, которого вы хотите чему-то научить и не набираетесь достаточного терпения.

Любой ребенок стремится к некоторому максимализму. А родители, как правило, ставят его в положение мальчика на побегушках: «принеси», «подай», «вылей», «ополосни», «закрой», «сбегай». В таких условиях трудно стать самостоятельным. В какое-то время и как можно раньше надо переходить к, передаче ребенку целостных функций: убрать всю комнату, приготовить завтрак, подготовить к выходу в детский сад брата или сестру.

... Когда Наде предложили встать пораньше и приготовить завтрак, она высказала такое соображение: «Хорошо, когда вы встанете, завтрак будет на столе». Конечно, из взрослых в это утро никто не спал: каждый думал, как она там управляется с манной кашей, салатом, чаем. А маленькая хозяйка больше всего была озабочена тем, как бы вовремя успеть и как бы никто из взрослых не пришел на кухню раньше положенного срока. «Когда мы были приглашены к столу, от нашей беспомощной' Наденьки не осталось и следа. На кухне суетилась настоящая хозяйка. Она ждала наших оценок. И мы не поскупились на похвалу. Каша, правда, чуть-чуть подгорела, но мы этого не замечали».

Разумеется, в самом приготовлении завтрака было кое-что от игры. Но именно такая игра нужна в семейном общении. Именно такая игра создает приятный и радостный тон взаимоотношений, ведет к системе неигровых действий, которые переходят в навык, становятся привычкой.

Итак - больше доверия, больше самостоятельности и поощрение - таковы несложные правила развития самостоятельности ребенка в домашних делах. Ребенок должен чувствовать, что все не «понарошку», что его работа действительно кому-то нужна, приносит пользу. Тогда, выполняя ее многократно, он сформирует устойчивый навык и будет хотеть ее выполнять.



Предварительный просмотр:

Слайд 1

«Семья и её влияние на ребёнка»

Слайд 2

Какие бывают семьи?

Социологи выделяют разные типы семей: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.

Слайд 3

Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется  крепкой, сплоченной, а заглянешь глубже и видишь, что её сплоченность только видимость. По существу такая семья псевдолидарная. В ней нет взаимного уважения друг к другу, все друг другу недоброжелательны. Так какая же семья благополучная, какая нет?

Неблагополучная семья, это та семья, где есть дефекты воспитания, хотя это неединственный критерий выделения неблагополучной семьи.

Слайд 4

Какие дефекты воспитания встречаются чаще всего?

Воспитание по типу «Золушка», или явное скрытое эмоциональное отторжение. Ребенка не любят, ему это постоянно показывают, на сей счет у него нет никаких иллюзий. Ребенок реагирует на эту горькую истину по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учебой, порой хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему… Есть и другие способы реагирования – все не перечислишь. Мы это замечаем, видим, что ребенок озлобился, что с ним что-то происходит.

Слайд 5

Еще один вид дурного воспитания – гиперопека, или, как её ныне многие называют, гиперпротекция. Она бывает скрытая и явная (как гипоопека, или гипопротекция). При гиперопеке очень часто с ребенка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Бабушки и дедушки, родители (а при нынешней частоте разводов и повторных браков у одного ребенка может оказаться по две-три матери и по столько же отцов) норовят внести свой вклад и изоляцию ребенка от прозы жизни.

Из таких школьников, лишенных бойцовских качеств, не редко вырастают капризные, привередливые, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Ученые называют таких людей конформными. Склонны такие люди к пьянству, социальной пассивности и другим никого не украшающим формам поведения. Особенно заметно это у представителей мужского пола. Жалобы на то, что нынешние мужчины не редко оказываются вялыми, ленивыми, не приспособленными к жизни, не способными взять на себя ответственность, должны быть обращены к семье – именно в ней истоки этого социально-психологического уродства.

Гипоопека (гипопротекционизм) встречается  в наши дни реже. Приводит она к безнадзорности, замедлению формирования социальных навыков, к хулиганству и безделью. Однако нельзя забывать,  что к этим формам нарушенного поведения также часто приводит и гиперопека и иные виды дурного воспитания. Да и виды воспитания тоже могут меняться: сегодня гиперопека, завтра гипоопека, послезавтра еще что-то.

 В некоторых семьях детей воспитывают сурово и сухо, формируя в них повышенную моральную ответственность. Все хорошо в меру, а когда все через чур – добра не жди. Не которые из таких детей, хотя внешне и успевают в школе и не вызывают опасения в семье, потом страдают разными психическими расстройствами (в частности, навязчивостью).  

Слайд 6

Очень распространено противоречивое воспитание:  одна бабушка говорит одно, другая – другое, родители тоже каждый в свою сторону тянут, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Что делать бедному школьнику? Неврозами и другими нарушениями в психике нередко расплачивается он за несогласованность и противоречивость  воспитания. (Да еще и в школе нередко внушают ему совсем не то, что дома).

Слайд 7

Дети все разные: одни выносливые, другие нет. Одни ранимые, на все реагирующие, все замечающие (особенно семейные неурядицы), а другим все трын-трава, ничем их не проймешь.

Конечно, для гармоничного развития ребенка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная полноценная семья. Уважаемые родители, из-за конфликтов друг с другом страдает ребенок, что мальчик или девочка не должны быть разменной монетой в сложной игре взрослых, не сотрудничающих друг с другом.

Особенно когда родители очень заняты собой или мало времени проводят с ребенком, не могут достаточно долго находиться с ним, зачастую откупаются от ребенка игрушками, магнитофонами, и т.д. вместо того, чтобы по душам поговорить с сыном или дочерью. Дорогие родители, это важно,  дайте своим детям полноценную родительскую любовь, любовь в меру, гармонично удовлетворяющую потребности ребенка, а также окружите его заботой, вниманием, лаской! Помогите своим  детям!



Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку в приготовлении уроков?

(по материалам А.Л.Венгера и Н.Л.Белопольской)

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые чрезмерно их опекают. Одни взрослые сразу заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!», другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» — и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполнения заданий, а во втором - формируется безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.

Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс выполнения домашних заданий. Сюда входит и организация рабочего места, и уточнение распорядка дня с тем, чтобы выделить на приготовление уроков необходимое время, и определение последовательности выполнения домашних заданий. Кроме того, на первых порах дети делают много ошибок и помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления. Присутствуя при выполнении ребенком домашних заданий, родители подбадривают его, объясняют, если ребенок что-то не понял или забыл, но не подменяют его деятельность своей. Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Неправы те родители, которые заставляют переписывать домашнее задание по десять раз.

Сегодня ученик со слезами на глазах перепишет работу 10 раз, а завтра выполнит задание небрежно, так как родители были заняты и не проверили качество работы. Как следствие – ребенок может начать ловчить, учитывать занятость и настроение родителей, а собственной  ответственности у него так и не сформируется.

Постепенно ребенку будет требоваться все меньше времени для организации занятий. Поэтому прямое участие родителей в выполнении уроков можно будет заменять только присутствием. Неизменным останется только интерес и внимание к жизни ребенка, умение радоваться его успехам.

А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при совместном приготовлении уроков, как приготовить ребенка к выполнению домашних заданий.

Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Источник света должен быть расположен спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов. Приступить к выполнению домашнего задания лучше всего за час - полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на ночь.

Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит уроки. Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут, к концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут. Когда советуешь родителям не переутомлять младшего школьника слишком долгим не непрерывным сидением, нередко слышишь в ответ: «В школе же он должен высиживать 45 минут!» Но не забывайте: сегодня он уже отсидел  4 урока. Именно из-за этого  работоспособность теперь снизилась.

Надо следить, чтобы ребенок во время работы не отвлекался, не начинал что-то рисовать на подвернувшейся бумажке. Вернуть внимание ребенка можно жестом, кивком головы, негромким напоминанием. Нотации, какие-либо рассуждения, раздраженные восклицания недопустимы: они только дополнительно отвлекают ребенка от работы.

Существуют специальные приемы, направленные на формирование у ребенка внимания, самоконтроля. Один из них - обучение проверке решения. В учебнике математики встречаются такие примеры, в которых ребенок должен найти ошибки.  Для проверки ребенку лучше дать простой карандаш. Против верных ответов он ставит плюсы, а неверные зачеркивает, подписывая нужное число сверху. Что ещё меня удивляет, когда встречаются задания: найди значение выражений и выполни проверку. Ученик решает, не верно находит ответ и при проверке все ошибки просто переписывает, не стараясь их проверить. Например, Сарбозова Уулман. Детям не раз объяснялось, с какой целью необходимо проверять. На уроках русского языка я провожу задания в форме игры «Найди ошибки Пети по фамилии Ошибкина», что в общем-то дети справляются неплохо, но опять таки не все.

 На втором этапе нужно побудить его применять выработанный навык по отношению к школьным заданиям: «Ты ведь хорошо умеешь все проверять, а в домашнем задании сделал целых две ошибки и ни одной не исправил. Ну-ка, скорее все проверь!» Это говорится весело, без раздражения и недовольства. Ребенок должен знать: его ошибки вас не разозлили, а удивили. Ведь действительно странно - уметь проводить проверку, но не пользоваться этим умением!

И еще одно предупреждение. Никогда не ругайте сына или дочь за исправления, даже если от них в тетради получается «грязь». Само - исправление - это первая форма самоконтроля. Они должны всячески поощряться. Меня пугают следующие исправления детей в тетрадях:

- обведение буквы на букве,

- зачеркивание несколькими линиями слова или цифры, думая, что это альбом, в котором можно рисовать сразу несколько линий. Я не буду останавливаться на фамилиях детей, которые это допускают, впрочем как и родителей, наверное,  это их устраивает. Но все эти черкания влекут за собой несколько психологических проблем.

Но как бы вы ни старались, иногда случается, что ребенок приносит плохие отметки: «двойки», «тройки». Как вести себя, если это произошло? Прежде всего, относитесь к этому спокойно. Разберитесь, в чем дело. Может быть, ребенок забыл выполнить домашнее задание? Тогда надо доброжелательно спросить: «Ты ведь будешь теперь внимательнее следить за тем, что задано, правда?» Но целиком полагаться на сознательность ученика не стоит. Неплохо было бы в течение нескольких дней, а возможно и дальше, самим родителям последить за тем, все ли уроки сделаны. Может, ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятым.

«Двойки» или «единицы», поставленные за неряшливость, «грязь» в тетрадь - уже серьезное наказание для ребенка. Родителям достаточно высказать огорчение и выразить надежду на то, что в дальнейшем ребенок будет писать аккуратнее. Никаких дополнительных наказаний применять не надо. А бывает, что ребенок получает низкие отметки за устные ответы (иногда и за контрольные работы), хотя материал знает неплохо. Хорошо ответить ему мешает возможно волнение, возникающее каждый раз, когда учительница вызывает его к доске. Такого ребенка надо подбодрить, внушать ему веру в свои силы. К плохим отметкам не надо относится слишком строго, так как это может спровоцировать развитие невроза.

Не надо слишком восторгаться и пятерками. Ребенок ходит в школу за знаниями, а не за «пятерками».  Только в них смысл и цель учения. Отметки — не плата за выполненную работу. Это вехи, указывающие, какой участок пути пройден благополучно, а где остались недоработки. Чрезмерное увлечение родителей отметками приводит к тому, что у детей появляется так называемая отметочная психология «Пятерка - любой ценой!» В ход идет выпрашивание «Не ставьте мне, пожалуйста «тройку». Я завтра выучу и расскажу». Начинается зубрежка, списывание, подгонка под ответ. Бывает, что иногда подделываются отметки в дневнике. Такие случаи у нас были. Короче говоря, последствия самые печальные.

В заключение отметим, что школа - это не только уроки. Ей придают привлекательность и кружки, и интересные секции.  К сожалению, когда ребенок неважно учится, родители порой решают «Нечего ему тратить время на глупости. Пусть лучше побольше сидит над домашними заданиями». Детская жизнь обедняется, не используется один из важных рычагов воспитания положительного отношения к школе. Напротив, смена видов деятельности, новые впечатления, общение со сверстниками являются мощными стимуляторами положительного отношения детей к учению.

В заключении позвольте предложить вам небольшую памятку с советами:

Памятка для родителей «Простые истины»

(по материалам О.В. Полянской, Т.И. Беляшкиной)

Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен видеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.

Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.

Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.

Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.

Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.

После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха.

Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.

Найдите в течение  дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.

Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.

Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после каникул, середина третьей четверти.

Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе.

  1. Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание.  Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.


Предварительный просмотр:

  1. Тренинг

                                    «Первые уроки школьной отметки»

Задачи тренинга:

1)     показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка;

2)     создать условия для формирования культуры родительского восприятия учебных умений школьников.

Подготовка. С учащимися и родителями проводится анкетирование, результаты которого анализируются. Для родителей оформляются памятки по проблеме.

                                                      Анкета для родителей

1. Допишите предложения:

Я знаю, что школьная отметка - это...

Я говорю своему ребенку, что школьная отметка - это...

Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его...

Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него...

Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему...

Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я...

Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я...

2.  Отметьте те фразы, которые Вы чаще всего используете,  анализируя учение ребенка:

Что ты получил сегодня?

Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.

Я так и знал! И в кого ты такой родился!

Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!

Ты ведь умница, и в следующий раз учитель в этом убедите

Кто-нибудь получил отметку выше, чем ты?

Кто еще в классе получил двойки?

Давай попробуем разобраться в том материале, который

тебя так труден.

Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать!?

Анкета для учащихся

Допишите предложения:

 Если я получаю хорошую оценку, то...

Если я получаю плохую оценку, то...

Мои родители говорят, что я могу учиться...

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители..

Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они...

Я знаю, что школьная отметка - это...

Памятка для родителей

«Как относиться к отметкам ребенка»

Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.

Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны зна умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.

Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти Вашего душевного спокойствия. Не учите ребенка ловчить, унижаться к приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.

Поддерживайте ребенка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось Вам подражать. 

Ход занятия

/. Вступительное слово ведущего

Ведущий приветствует родителей, объявляет тему и ход занятия, при необходимости проводит релаксацию.

//. Обучающий тренинг

Родители усаживаются по кругу. Участникам предлагается выполнить цикл тренинговых упражнений.

Упражнение 1. Родители по очереди отвечают на вопрос, что значит для них школьная отметка ребенка. Наиболее часто повторяющиеся ответы записываются на доске. Затем эти мнения обсуждаются совместно.

Упражнение 2. Родителям предлагается по очереди обсудить свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками, и осмыслить их со своей теперешней, родительской, позиции.

Упражнение 3. Анализ картины И. Репина «Опять двойка». Примерные вопросы:

1. Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине?

2. Хорошо ли ему живется в родном доме?

3. Как к нему относятся родные и близкие?

4. Как, по вашему мнению, закончится эта история?

5. Нарисуйте финал данной картины с позиции родителей XXI века.

 ///. Анализ анкет учащихся

Родители знакомятся с анализом анкет учащихся. Анализ представлен в виде плаката. Плакат разделен на две половины: на первой половине плаката - положительное мнение учащихся об отношении родителей к школьным отметкам; на второй - отрицательное. По каждому отрицательному мнению родители должны высказать свое суждение. Свое суждение они начинают со слов: «Я считаю, что ребенок...»

IV. Групповая работа

Ведущий предлагает родителям распределиться на команды (с помощью разноцветных жетонов) и обсудить типичные ситуации, связанные со школьной отметкой, после чего вырабатывается коллективная стратегия поведения взрослых в предложенной ситуации.

Ситуация 1. Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы.

Ситуация 2. Ребенок приходит домой с очередной плохой отметкой.

Ситуация 3. Ребенок скрывает свои неудачи, исправляет плохие оценки в дневнике на хорошие.

Ситуация 4. Ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.

V. Рефлексия

Родители высказывают мнение по содержанию занятия. Свои отзывы они оформляют в виде тезисов: «Я узнал, что...»; «Новым для меня стало то, что...»; «Я убедился в том, что...»; «Меня не смогли убедить в том, что...»; «Я категорически против того, что...»; «Я не согласен с тем, что...»



Предварительный просмотр:

Как повысить скорость чтения младшего школьника.

        Скорость чтения является важнейшим фактором, влияющим на успеваемость школьника. Ежедневно ученикам приходится обрабатывать и усваивать большой объем текстовой информации. При этом плохо читающие дети просто обречены на неуспеваемость, так как медленное чтение мешает усвоению учебного материала,  увеличивает время выполнения домашнего задания, в результате чего снижается работоспособность, ухудшается мыслительная деятельность.

        Почему же у школьников возникают такие проблемы? Причин несколько:

  1. Затруднен зрительный анализ буквенного материала.
  2. Несформированность процесса синтеза звуковых элементов.
  3. Не выработаны прочные ассоциации между буквой и звуком.
  4. Регрессии – возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.
  5. Отсутствие антиципации, т.е. умения догадываться по смыслу.
  6. Недостатки в артикулировании.
  7. Малое поле зрения.
  8. Недостаточный уровень развития внимания и памяти.
  9. Природный темп деятельности.

Для преодоления этих трудностей можно предложить целый ряд упражнений. Вот некоторые из них.

Задание № 1. «Найди слова».

        Ребенку дают 18 – 20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, «машина – малина», «автобус – абрикос», «Маша – Миша», «Тоня – Толя» и др.

Задание № 2. «Чтение строчек с прикрытой нижней половиной».

Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т.е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки лист  сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т.д. Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки, а затем в каждой строчке отрезать ее нижнюю часть. Начинать можно с прикрытия лишь нижней четверти строчки, постепенно увеличивая прикрытие до половины и даже больше. Сначала можно использовать тексты знакомые, затем - незнакомые.

Задание № 3. «Чтение строчек с прикрытой верхней половиной».

Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, школьник, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта. Переход на такой способ чтения весьма желателен, т.к. формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов.

Задание № 4. «Словесные лабиринты».

Ребенка учат читать написанные вертикально слова:

при

р

ода

при    ро

да

         Затем буквы заданного слова маскируют лишними, не несущими никакой информации буквами. Нужно прочитать заданное слово. Например:

Движение из верхнего левого угла вправо или вниз к правому нижнему углу. В более сложных вариантах любые движения по вертикали и горизонтали, произвольность местоположение первой и последней букв.

Задание № 5. «Сложи слова».

Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая – на другой (например, пе - тух, сапо - ги, тет - радь). Слева кладутся карточки с началом слов, а справа – с их вторыми половинками. Нужно сложить эти карточки, чтобы получилось осмысленное слово. В более сложных вариантах – половинки слов перемешиваются, и ученик сам находит их начало и конец; просят подобрать похожие по написанию слова. Например:

моло – ко

моло – ток

моло – дец

мело - дия

по – года

по – беда

по – суда

пе - нал

бе – седа

бе – рег

бе - реза

Задание № 6. «Карточки-столбики».

        Взрослый быстро открывает и закрывает слова, состоящие из четырех букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ребенку даются карточки со словами из большего количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ребенок не научится читать слова, состоящие из десяти букв.

Примерные наборы слов:

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

паук

бусы

сыро

роса

брат

фото

ирис

пара

зима

свой

экран

около

разве

цинга

чабан

щегол

ханжа

фаянс

шифер

верба

сказка

компас

челнок

шнурки

костюм

пчелка

азбука

колесо

глобус

павлин

синоним

тротуар

веселье

пианино

зеркало

катушка

собачка

колокол

ножницы

кровать

лепесток

уроженец

вещество

аквариум

очевидец

докрасна

блюдечко

волейбол

закоулок

тетрадка

жадничать

зарисовка

викторина

богатство

гривенник

иждивенец

дирижабль

бюллетень

коллектив

несколько

гололедица

лучезарный

аппендицит

спозаранку

катастрофа

равновесие

реформация

карбованец

излечиться

заиндеветь

Задание № 7. «Поиск в тексте заданных слов».

        Задаются одно – три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем – на слух. Отыскав слова, ребенок их подчеркивает или обводит кружком.

Задание № 8. «Произнеси быстро».

        Дается предложение или строфа стихотворения, и просят 10 раз подряд произнести ее вслух без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень четко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования.

Задание № 9. «Многократное чтение».

        После того как начало нового рассказа прочитано взрослым и осознано ребенком, ему предлагается в течение минуты читать текст. Ребенок отмечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ребенок снова отмечает, до какого слова он успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Увеличение темпа вызывает у ребенка положительные эмоции, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок.

Задание № 10. «Буксир».

        Взрослый читает вслух, изменяя скорость чтения. Ребенок читает вслух, стараясь успеть за взрослым.

Задание № 11. «Заполни пропуски».

Дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. Например:

 1. Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он ________ маленькую перекосившуюся _________ на курьих ножках».

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______. Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую _______. Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в _______. Мороз щиплет _______. _______ не боятся мороза. Весельем горят их _______.

Автоматизация навыка не произойдет сама собой. Это сложный процесс. В норме у разных детей его протяженность длится от 1 года до 3 лет, а иногда растягивается до 5 – 8 лет. Помогите своему ребенку! Организуйте дополнительные занятия по чтению дома, используя предложенные упражнения. Терпения и успехов Вам, уважаемые родители!

Литература.

  1. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось-89, 2001.
  2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Ось-89, 1997.
  3. Чемерикина Г.А. Чтение – увлечение или наказание? /Управление начальной школой. № 11, 2010.