"РАЗВИВАЙКА" Программа познавательного развития детей 4-5 лет.

Бабаян Маргарита Эдуардовна

Познавательные игры и упражнения формируют у ребенком организованность и самоконтроль, способствует развитию воображения, мышления, развитию речи, памяти. Формируют предпосылки  успешной учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_poznavatelnyh_protsessov_detey_3.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  развития познавательных процессов детей 4-5 лет

«Развивайка»

Пояснительная записка

Игра для ребенка – важный момент его развития. Играя,, ребенок познает мир, определяя себя в этом мире. В процессе игры ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, фантазию, творческие навыки, способности к размышлению, анализу, сравнению, обобщению. Познавательные игры и упражнения формируют у ребенком организованность и самоконтроль, способствует развитию воображения, мышления, развитию речи, памяти. Формируют предпосылки  успешной учебной деятельности

Цель:

 Развитие эмоционально – волевых  и познавательных процессов.

Задачи:

  1.  Развитие мелкой и крупной моторики
  2.  Развитие зрительного и слухового восприятия (сенсорные представления),  развитие мышления, речи, памяти.
  3.  Развитие творческих способностей.

Методические приемы и техники:

  1. - игры и упражнения на развитие познавательных процессов
  2. - творческие задания
  3. -музыкально – ритмические игры
  4. - наглядные пособия.

Продолжительность 25 минут, 2 раза в неделю.

Тематическое планирование

Учебный период

Направление деятельности

Кол-во занятий

примечание

октябрь

1.Игры направленные на развитие сенсомоторных навыков (крупная и мелкая моторика)

1

Музыкальные игры Железновой А.И.

Игра – инсценировка «Репка»

Раздаточный материал.

2. Развитие чувства ритма, координации движений.

3. Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия (цвет, форма, размер) памяти и мышления.

4.Игры и упражнения направленные на развитие внимания и восприятия «Найди пару», «Какой игрушки не хватает», «Сравни картинки и расскажи»

3

2

Ноябрь

  1. Игры и упражнения на развитие памяти и зрительного восприятия (Разучивание  и показ стихотворения «Дни недели»)

1

Раздаточный материал с заданиями.

Наглядно – дидактические пособия

  1. Игры и упражнения направленные на развитие логического мышления «Найди закономерность», «Соедини по парно».

1

  1. Развитие творческого мышления : «Соедини линиями предметы с противоположными свойствами, дорисуй недостающие части»

1

  1. Развитие восприятия  игры и упражнения : «Сравни картинки», «Что лишнее», «Продолжи ряд». Продолжить закрепление стихотворения: «Дни недели».

2

  1. Развитие слуховой памяти, крупной моторики. Разучивание и показ ст «Бабочка», «Собери вазу на память»

1

  1. Ознакомление с окружающим миром и развитие мышления «Четвертый лишний», «Найди пару», «Раздели предметы на группы»

2

Декабрь

1.Развитие восприятия,  внимания и мелкой моторики. Игры и упражнения Разучивания  и показ стихотворения: «Дни недели»  и «Бабочка», «Дорисуй фигуры», «Расставь значки».

1

Раздаточный материал с заданиями.

Наглядно – дидактические пособия.

2.Развитие мышления, зрительное восприятие, память, речь: «Что перепутал художник».

3.Развитие внимание, учить сопоставлять предметы: «Кто с кем», «Животные и их детеныши».

1

4.Развитие воображения, творческого мышления, мелкой моторики : «Дорисуй снеговика», «Куда упадет снежинка», «Найди всех гномов»

1

5.Знакомство с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений: « цифры» (найди, раскрась, обведи «0»)

6.Развития внимания, мышления,  слуховой и зрительной памяти

1

Январь

1.Развитие внимания, восприятия и словесно-логического мышления и речь: «Дорисуй», «Кто за кем», игра «ЭХО – повтори»

1

Раздаточный материал с заданиями.

Наглядно – методический материал

2.Развивать умение находить предметы в пространстве. Развитие зрительного восприятия, внимания игры и упражнения «Найди пару», «Составь картину», «Собери кружки по коробкам»

2

3.Развитие слуховой и зрительной памяти: стихотворение «Раз,два,три ….».Ознакомление с окружающим миром (предметы быта и их назначение)

4.Развитие зрительного восприятия :          « Найди кубик» , творческого мышления «Найди предмет по форме, размеру, цвету – расскажи.

2

5.Развитие внимания, памяти и речи игры и упражнения:» Найди недостающие части», «Расставь по образцу», «Залатай коврик», «Соедини по парно»

1

Февраль

1 . Развитие зрительного восприятия и пространственного мышления упражнения «Парные картинки», « 4-й лишний», «Чего не стало», «Путаница».

2

Раздаточный материал с заданиями

Наглядно – дидактический

 материал.

2. Развитие звукопроизношения,

крупной и мелкой моторики, памяти: «Эхо». «Закончи предложение», «Волшебный мешочек», «Кавардак с обувью».

2

3. Развитие творческих способностей, воображения : «Дорисуй круги», «Соедини точки».

1

4.Развитие пространственных представлений и мышления: «Куда дует ветер», « раскрась предметы слева», « Обведи лишнее». «Найди все цифры».

1

5.Развитие логического мышления: «Найди пару предметам», «Проведи дорожку к цифре 1»

1

Март

1.Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления и внимания : «Профессии», «Кому,  что нужно для работы»

2

Раздаточный материал с заданиями.

Наглядно – дидактический материал

2.Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, внимания и речи: упражнение : «Исправь ошибку», игра: «Наоборот», « Кого не стало».

2

3. Развитие различных функций  внимания, мышления  « Сделай свои рисунки», «Головные уборы», «Противоположности».

2

4.Развитие зрительного восприятия, пространственных представлений, внимания: «Найди детали на картине», «Найди отличия», «Найди и раскрась цифру 2,3».

2

5.Развитие мышления, восприятия и воображения, пополнение словарного запаса, развитие слухового внимания

«Рассмотри и сделай свой рисунок..», «Соедини одинаковые карточки»

1

Апрель

 1.Ознакомление с окружающим миром, логическое мышление, слуховое восприятие: «Где что растет?»,  «Кто живет в лесу», «Собери и разложи по корзинам», «Съедобное – несъедобное».

2

 Раздаточный материал с заданиями.

Наглядно – дидактические пособия.

2.Формирование элементарных математических представлений. Ориентировка в пространстве и во времени вверх – вниз, вперед - назад (слева – справа, столько – сколько), упражнение «Книги», «Зонтики», «Дорисуй картину, используя овалы».

2

3. Развитие слухового восприятия, опосредованной памяти, звукопроизношения: «Стишки – стихотворки», «Эхо», «Подбери схему».

2

4. Развитие мышления, внимания, памяти: «Найди отличия», «Контуры и тени», «Кляксы», «Нужный квадрат», «Раскрась предметы на букву «К»»

2

Май

1.Развитие графо – моторных навыков, зрительного восприятия, внимания, вербального запоминания: «Цифры – стихотворки» с показом. «Запомни – нарисуй», «Бег в мешках»

2

Раздаточнй материал с заданиями.

Наглядно-дидактические пособия

2.Развитие внимания, логического мышления: «Найди лишний домик»,    « Нади дорогу к лесу», «залатай коврик», «Подбери чашку и блюдце».

« чем отличается и чем похожи».

2

Используемая литература

1.О.Н Истратова «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники».

2.А.Л Сиротюк «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения» М – 2004г

3.Е.В. Михеева «Развитие эмоционально – двигательной сферы детей 4-7 лет».

4. К.Тейлор «Психологические тесты и упражнения для детей» М,-2008г