Взаимодействие с родителями

Мартынова Наталья Александровна

Проект "Организация сотруднчества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнил:

Мартынова  Наталья Александровна

                                                                         воспитатель

муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения Белоярского района

«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский»

Проект «Организация сотрудничества  с родителями  в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации  стандарта дошкольного образования»

Пояснительная записка

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является семья.

Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы  и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

В дошкольном учреждении формируемая часть программы предусматривает использование современных образовательных технологий (ОТСМ-ТРИЗ, проектный метод, ИКТ). Для того что бы родители стали полноправными участниками педагогического процесса, были информированы о методах обучения и возникла необходимость создания денного проекта. Проект организуется с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к школе группе. Для эффективности проведения мероприятий необходимо использовать интерактивные формы организации , где родители стали не только слушателями, но и активными участниками, могли представить семейный опыт, доказать свою точку зрения.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи: 

• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

• объединение усилий для развития и воспитания детей;

•создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Детский сад сегодня  находится в режиме развития, а не функционирования и  представляет собой мобильную систему, быстрого реагирования на изменения социального состава родителей, их образовательные и этнокультурные  потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.  

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Полное название учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский

Руководитель учреждения

Кайгородова Марина Анатольевна

Разработчик проекта

Воспитатель

 Мартынова  Наталья Александровна

Юридический адрес

 628162 г. Белоярский, 7 мкр, д.25 

Контактные телефоны

Заведующий, приемная – 8 (34670) 2-48-05, факс. 2-48-05

Адрес электронной почты,  официальный сайт в сети Интернет

E-mail:  info@semicvetik86.ru

 http://semicvetik86.ru/

Тема проекта

«Активное взаимодействие с родителями при подготовке детей к школьному обучению в рамках реализации   Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»

Цель

Создание единого воспитательно-образовательного пространства: ребёнок - детский сад-семья.

Задачи

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  2. Создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию разнообразной совместной деятельности для всех участников проекта.
  3. Развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.
  4. Повышать педагогическую компетентность родителей.
  5. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия

 с родителями:

1. Открытость детского сада для семьи; позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей, современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли  принесет  положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, практическая направленность мероприятий.

3. Создание  единой  развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

4. Индивидуальный подход; необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Задачи государственной политики в сфере образования, сформулированные в

основополагающих документах, на решение которых направлен проект

Нормативно-правовое обеспечение программы

Реализация инициатив с родителями (законных представителей участниками образовательных отношений, в соответствии:

 со ст. 2 п. 31 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации), согласованно с задачами Развития стратегическими ориентирами образования в автономном округе в соответствии с постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года № 413-п «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы» для решения задачи «Поддержка системы воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования».

 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17 октября 2013 г. № 1155.

Лицензией на право  ведения образовательной деятельности

Уставом ДОУ

Краткое обоснование актуальности и проекта

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

При организации взаимодействия ДОУ с семьей, основной акцент должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. В этом контексте задача дошкольного образовательного учреждения сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.

Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса. Основные установки этого подхода можно выразить в виде формулы: активность + осознанность + самостоятельность. Параметры эти представляют собой новый уровень отношений родителей с педагогами, и характеризуются они преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции.

Новизна проекта

Поскольку родители являются полноправными участниками образовательных отношений, то необходимо научить родителей использовать методы обучения воспитания и развития детей применяемые в детском саду где родители должны стать не наблюдателями, а полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса

Новизна проекта заключается не просто в разработке новой системы работы с родителями в условиях внедрения стандарта, а еще и во внедрении в эту деятельность современных образовательных технологий.

Описание используемых форм работы с родителями для реализации проекта

традиционные

- анкетирование;

- беседы;

- индивидуальные и групповые консультации;

- родительское собрание;

- просмотр непосредственно образовательной деятельности;

- информационный лист, памятки, рекомендации;

- совместные мероприятия: праздники, развлечения, выставки, конкурсы;

нетрадиционные

- игровой час для родителей;

- круглый стол;

- семейная гостиная, семинары - практикумы;

-детско-родительская гостиная;

-организация клуба «Школа умных родителей»

- взаимодействие через сеть Интернет;

- мастер-классы

-организация информационной зоны для демонстрации видео материалов разных видов деятельности в детском саду.

Предполагаемый результат

Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:

- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также  участию в образовательном процессе МАДОУ;

- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания  и обучения дошкольников между детским  садом, семьей и школой.

- открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.

Сроки реализации проекта

2015-2016 учебный год

Перспектива дальнейшего развития проекта: 

опыт деятельности  МАДОУ «Детский сад «Семицветик» по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях Белоярского района

Этапы реализации проекта

1 этап – исследовательский

- «Знаете ли вы своего ребенка?" - анкетирование;
- «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»- анкета – очерк;
- «Взаимоотношения в семье" - тест – опрос;
- «Семейные традиции и нормы» - анкетирование;
- «Телефон доверия» - акция.

2 этап – подготовительный

- обработка полученной информации;
- подбор наглядной агитации;
- изучение методической литературы;
- разработка плана совместных мероприятий.

3 этап – практический

Информационный блок:

- «Пять рецептов избавления от гнева» - памятка; 
- «Культура общения – это?» - информационный лист;
- «Личный пример – лучший способ привить хорошие манеры ребенку» - памятка; 
- «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания» - консультация; 
- «Как знакомить детей с нормами поведения» - консультация; 
- «Посеешь привычку…» - информационный лист;
- «Игра – школа нравственного поведения» - консультация;
- Индивидуальные консультации по запросам родителей.

Практический блок

- «Лэпбук или книжка-самоделка» - мастер-класс (сентябрь);
- «Школа первоклассника» - родительское собрание (октябрь);
- «Дружба  живет среди  нас» - день открытых дверей, просмотр непосредственно-образовательной деятельности  (ноябрь);
- «Давайте поиграем» - игровой час с родителями (декабрь);
- «Поговорим о вежливости» - круглый стол (январь);
- «Молодецкие игры» - спортивные соревнования с участием пап (февраль);
- «Наши мамы всегда на все руки мастера» - кулинарный поединок (март);
- «Семья года» - конкурс - презентация (апрель): выставка семейных фотографий; выставка совместных работ; заполнение семейного (генеалогического) древа; рассказ о традициях семьи; игры, конкурсы, выступления.

4 этап – заключительный 

Оценка эффективности реализации проекта. (май)

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения:
- метод анкетного опроса
- беседы с родителями.

Воспитатель:                                                                                Н.А. Мартынова