" Туризм и экстремальное существование"

Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение     

Школа №7 г. Саров

 

Образовательная

программа

"Туризм и экстремальное существование"


  

 

 

           

 

Составитель: С.В.Маюков

 

Саров 2016

 

 

Пояснительная записка

 

В последнее время среди учащейся молодежи большую популярность имеют соревнования по спортивному ориентированию, технике туризма и поисково-спасательным  работам, которые являются одной из эффективных форм воспитания подрастающего поколения, пропаганды здорового образа жизни и подготовки к безопасному проведению различных походов и путешествий.  Часто в спортивном туризме возникают непредвиденные, экстремальные, порой аварийные ситуации. Незнание правильных действий выхода из них оборачивается трагедией.

 Для того чтобы избежать проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе на природе, необходимо провести предварительную подготовку юных туристов.

При подготовке команд к туристским слетам необходимо уделять одинаково большое внимание и спортивному ориентированию, и технике туризма, и поисково-спасательным работам, а также физической, технической и психологической подготовке спортсменов. Данная программа комплексная по  содержанию. Занимаясь по этой программе, воспитанники учатся адекватно оценивать сложившуюся нестандартную ситуацию, быстро правильно принимать решение выхода из нее и практически осуществить это с учетом техники безопасности.

           Программа «Туризм и автономное существование» многоуровневая по структуре.  Первый уровень – начальный.

 

Цель программы: формирование личности, способной жить в гармонии с природой.

 

Задачи программы:

-         укрепление здоровья воспитанников;

-         развитие творческих способностей воспитанников;

-         воспитание бережного отношения к природе;

-         подготовка воспитанников к туристическим слетам, соревнованиям;

-         развитие способностей воспитанников быстро адаптироваться в различных условиях окружающей среды и грамотно действовать в экстремальных ситуациях;

 

Механизм реализации цели  и задач

Реализация цели и задач программы состоит в организации образовательной, воспитывающей и оздоровительной  деятельности учащихся. Указанные направления деятельности осуществляются в тесном единстве и не зависят от возраста и степени специальной физической подготовки воспитанников. Непосредственное активное участие воспитанников в учебных занятиях, походах, конкурсах, праздниках, ключевых делах  позволяет реализовать интеллектуальные, физические, духовные, творческие способности, в результате чего воспитанники расширяют свой кругозор, поддерживают свой организм в хорошей физической форме, приобретают туристские  умения и навыки, учатся жить в коллективе.

Например, проведение похода строится на единстве образовательной, воспитывающей и оздоровительной деятельности:  

-         оказывается непосредственное воздействие на каждого участника похода со стороны коллектива, т.е. в процессе совместной деятельности происходит формирование чувства коллективизма;

-         происходит закрепление знаний по краеведению, природоведению, топографии, картографии, физической культуре, полученных воспитанниками до похода, совершенствуются знания по методике  формирования двигательных умений и навыков, т.е. осуществляется образовательная деятельность;

-         используется  благоприятное воздействие природных факторов на все функции организма, соблюдаются правила личной и общественной гигиены, реализуется график прохождения технически различных маршрутов, соблюдается оптимальный режим физических нагрузок и активного отдыха, в результате осуществляется оздоровительная деятельность.

 

Для проведения занятий формируется отряд (группа)

Первый уровень – начальный.

Рекомендуемый  состав группы 15-20 человек, возраст воспитанников 10-13 лет.

На этом уровне происходит знакомство воспитанников с задачами, перспективами деятельности, приобретение начальных знаний и навыков по туризму.

 

Цель: формирование у воспитанников устойчивого интереса к туризму.

 

Задачи:

-         привитие интереса к занятиям спортом;

-         овладение основными понятиями техники туризма и спортивного ориентирования, элементарными приемами техники преодоления препятствий;

-         приобретение практических умений и навыков в подборе снаряжения, в организации привалов и ночлегов;

-         воспитание трудолюбия в учебно-спортивной работе;

-         достижение воспитанниками уровня начальной  туристской подготовки.

 

Характеристика деятельности по реализации цели и  комплекса задач

1.      Обучающая деятельность:

-         корректировка учебно-воспитательного плана занятий в зависимости от мотивов и интересов воспитанников;

-         изучение основ техники туризма и спортивного ориентирования;

-         изучение тактико-технических приемов преодоления естественных препятствий.

 

 

2.      Воспитывающая деятельность:

-         формирование межличностных отношений между воспитанниками, воспитанниками и педагогами клуба;

-         формирование потребности во взаимоотношениях и умении общаться;

-         развитие трудолюбия, взаимопомощи, добросовестности, аккуратности, знания законов, правил, традиций, норм поведения на природе и в социальной среде.

3.      Оздоровительная деятельность:

-         осознание воспитанниками необходимости четкой  системы знаний, тренировок, соблюдения гигиенических норм и правил здоровья человека.

 

Организация  учебного процесса

Усвоение воспитанниками  материала в большой степени  зависит от выбора форм проведения занятий, методов обучения, постепенного возрастания  объема и сложности учебного материала и от поддержания повышенного интереса к изучаемым подготовкам.

Формы проведения занятий: беседа, соревнование, поход, самостоятельная работа,   учебно-тренировочное занятие.

Методы обучения:  репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.

 

Прогнозируемый  результат

Первый уровень обучения

После успешного прохождения первого уровня подготовки воспитанники

должны знать:

-         нормативы турпоходов и обязанности членов туристских групп;

-         технику безопасности при подготовке к походу и на маршруте;

-         состав и назначение медицинской аптечки;

-         виды спортивного ориентирования, условные знаки спортивных карт, легенды контрольных пунктов (КП);

-         классификацию узлов и их назначение.

должны уметь:

-         укладывать рюкзак, разжигать костер, ставить палатку, надевать страховочную систему, вязать узлы;

-         составлять меню на 3-хдневный поход;

-         оказывать первую медицинскую помощь при травмах и заболеваниях;

-         пользоваться простыми приемами ориентирования: ориентирование карты, чтение карты и местности, движение по азимуту, измерение расстояний, отметка на контрольном пункте (КП);

-         преодолевать естественные препятствия.

 

 

    Учебно-тематический план

Начальный уровень освоения программы

п/п

Название темы

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

в помещении

на местности

1.

Введение в образовательную программу

1

1

-

-

2.

Основы туризма

87

27

16

44

2.1.

Введение

2

2

-

-

2.2.

Воспитательная роль туризма

2

2

-

-

2.3.

Личное и групповое туристское снаряжение

8

2

4

2

2.4.

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

22

4

2

16

2.5.

Туристские должности в группе

6

2

2

2

2.6.

Питание в походе

6

2

2

2

2.7.

Основы медицины

6

4

2

-

2.8.

Топография и ориентирование

19

9

4

6

2.9.

Походы выходного дня

16

-

-

16

3.

Туристское многоборье

50

10

6

34

3.1.

Введение

2

2

-

-

3.2.

Техника пешеходного, водного

34

4

 

30

3.3.

Тактика в туристском многоборье

6

2

2

2

3.4.

Соревнования

16

-

-

16

4.

Спортивное ориентирование

34

8

6

20

4.1.

Введение

2

2

-

-

4.2.

Техника спортивного ориентирования

14

4

-

10

4.3.

Тактика в спортивном ориентировании

6

2

2

2

4.4.

Соревнования

12

-

-

12

5.

Физическая подготовка

29

-

16

13

5.1.

Общая подготовка

21

-

16

5

5.2.

Специальная подготовка

8

-

-

8

6.

Краеведение

7

2

1

4

Итого:

216

48

53

115

 

Основная часть

 

Начальный уровень освоения программы

 

Тема 1. Введение в образовательную программу.

Взаимное знакомство воспитанников и инструкторов. Причины прихода в клуб. Общее понятие о туризме. Туризм – это отдых. Туризм – это спорт. Туризм – это способ познания окружающего мира. Туризм – это способ самопознания и новое знакомство со старыми друзьями. Знакомство с подготовками и учебными дисциплинами. Перспективы занятия туризмом.

 

Тема 2. Основы туризма.

Тема № 2.1. Введение.

История развития туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида. Знакомство со спортивным туризмом: спортивные походы, туристское многоборье, спортивное ориентирование.  Туристские и разрядные нормативы. Значки «Юный турист России», «Турист России». Учебные подготовки в туристском клубе «Путь». Традиционный план мероприятий на год, на весь период обучения. Система отметок, зачетов, контроля обучения.

Тема № 2.2. Воспитательная роль туризма.

Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Законы, правила, нормы и традиции туризма.

Тема № 2.3. Личное и групповое туристское снаряжение.

Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для летних и зимних походов. Индивидуальные наборы: костровой, ремонтный, аптечка. Укладка рюкзака. Одежда и обувь. Групповое снаряжение: палатки, топоры, пилы, посуда, оборудование для костра. Уход за снаряжением, правила хранения.

Практические занятия: Укладка рюкзаков, выбор и подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением.

Тема № 2.4. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.

Привалы и ночлеги в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Комплексная работа на биваке: выбор места для палаток, установка палаток, размещение вещей в них, выбор места для костра, определение места для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы. Заготовка дров. Разжигание костра. Типы костров. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Уборка места лагеря перед уходом группы. Организация ночлегов в помещении. Правила поведения в населенных пунктах. Правила купания.

Практические занятия: Бивачные работы: оборудование кострового места, поиск и заготовка дров, разжигание костра, установка палаток, уборка бивака.

Тема № 2.5. Туристские должности в группе.

 Туристские должности в группе: постоянные и временные. Командир группы, заведующий питанием, заведующий снаряжением, штурман, краевед, санитар, хронометрист, фотограф, культорг их обязанности.  Дежурные по кухне, их обязанности. Дублеры по постоянным должностям.

Практические занятия: Выполнение обязанностей в период проведения походов.

Тема № 2.6. Питание в походе.

Значение правильного питания в походе. Организация питания в одно-, двух-, трехдневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте.

Практические занятия: Составление меню и списка продуктов для одно-, двух-, трехдневного похода. Приготовление пищи на костре.

Тема № 2.7. Основы медицины.

Понятие о гигиене. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов (один час с мальчиками и один час с девочками). Значение закаливания, физических упражнений, правильного питания для укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов.

Походная медицинская аптечка: состав, хранение и транспортировка. Личная аптечка туриста. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Приемы транспортировки пострадавшего.

Практические занятия: Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, постановка диагноза, практическое оказание помощи).

Тема № 2.8. Топография и ориентирование.

Значение топографических карт для туристов. Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Способы измерения расстояний на местности и на карте. Условные знаки. Группы топографических знаков. Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Компас. Типы компасов. Правила обращения с компасом. Определения азимута. Ориентирование по местным предметам.

Практические занятия: Работа с картами различного масштаба. Упражнения по измерению расстояния на карте. Ориентирование карты по компасу. Движение по азимуту. Упражнения на запоминание знаков.  Моделирование ситуации потери ориентировки, построение схемы действий выхода из трудного положения.

Тема № 2.9. Походы выходного дня.

Совершение пешеходных и лыжных походов выходного дня.

 

Формы контроля: контрольный 3-х дневный поход: «Комплексная работа на биваке».

 

Тема 3. Туристское многоборье.

Тема № 3.1. Введение.

Виды соревнований по туристскому многоборью. Разрядные нормативы. Взаимосвязь туристских соревнований со спортивными походами.

Тема № 3.2. Техника пешеходного, водного туризма.

Основные понятия техники туризма. Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота. Летние и зимние особенности естественных препятствий. Знакомство с техникой преодоления препятствий. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Знакомство со страховкой. Организация самостраховки, правила  пользования альпенштоком. Узлы, назначение, способы вязания. Знакомство со специальным снаряжением: веревки, карабины, индивидуальные страховочные системы, их назначение. Комплекс этапов (Туристская полоса препятствий). Дисциплина на тренировочных занятиях и соревнованиях.

Практические занятия: Отработка техники преодоления естественных препятствий. Использование альпенштока на склонах. Вязание узлов: для крепления к опоре, для связывания веревок, для самостраховки. Организация переправы по бревну с самостраховкой. 

Тема № 3.3.Тактика в туристском многоборье.

Понятие тактики на соревнованиях по туристскому многоборью. Тактика преодоления командной туристской полосы препятствий. Тактика преодоления несложных  этапов.

Практические занятия: Решение тактических задач.

Тема № 3.4. Соревнования.

Участие в  соревнованиях по технике пешеходного и водного туризма на дистанциях 1-го класса.

 

Формы контроля: тест по технике и тактике туризма, сдача нормативов по вязанию узлов, сдача нормативов по преодолению туристской полосы препятствий, анализ результатов участия в соревнованиях по туристскому многоборью, разбор ошибок.

 

Тема 4. Спортивное ориентирование

Тема № 4.1. Введение.

Значение ориентирования в походах, на соревнованиях. Виды спортивного ориентирования: в заданном направлении, по выбору, на маркированной трассе, их краткая характеристика. Классификация дистанций.

Тема № 4.2.Техника спортивного ориентирования.

Карта для спортивного ориентирования: условные знаки, масштаб, сечение рельефа. Жидкостной компас: виды, устройства, назначение. Технические приемы: ориентирование карты, чтение карты, чтение местности. Измерения по карте и на местности. Движение по азимуту. Оборудование дистанции по спортивному ориентированию. Устройство КП. Техника отметки КП. Система отметки КП на маркированной трассе. Легенды КП. Контроль ситуации. Контроль направления. Контроль расстояния.

Практические занятия: Упражнения для развития глазомера, памяти, пространственного воображения. Отработка приемов ориентирования. Составление легенд КП.

Тема № 4.3. Тактика в спортивном ориентировании.

Взаимосвязь техники и тактики. Понятие о тактическом плане. Выбор пути движения на дистанции. Условия выбора пути: насыщенность карты, степень надежности ориентиров, условия передвижения, уровень владения техническими приемами ориентирования. Выбор «точки атаки» КП – привязки.

Практические занятия: Решение задач по выбору пути движения.

Тема № 4.4. Соревнования.

Практические занятия: Участие в  соревнованиях на коротких и средних дистанциях по выбору, в заданном направлении, на маркированной трассе.

 

Формы контроля: тест по условным знакам и легендам спортивного ориентирования, анализ результатов участия в соревнованиях по спортивному ориентированию, разбор ошибок.

 

Тема 5. Физическая подготовка.

Тема № 5.1. Общая подготовка.

Практические занятия: Общеразвивающие упражнения: упражнения для рук и плечевого пояса, мышц шеи, туловища, ног, упражнение  с сопротивлением, упражнения со скакалкой и гантелями. Разминка. Комплексы для развития силы, скорости, пластики, выносливости, ловкости. Гимнастика, элементы акробатики. Беговая подготовка. Плавание – освоение одного из способов. Спортивные игры. Эстафеты.

Тема № 5.2. Специальная подготовка.

Практические занятия: Техника бега по пересеченной местности: лес с различной проходимостью, заболоченные участки, крутые подъемы и спуски с различной опорной поверхностью. Преодоление различных водных преград вплавь.

 

Формы контроля:  сдача физических нормативов.

 

Тема 6. Краеведение.

География Нижегородской области: рельеф, климат, гидрография, растительный и животный мир. Туристские возможности родного края. Охрана природы.

 

Формы контроля: викторина «Природа родного края».

 

Зачетные походы.

 

Комплексная проверка знаний, умений, навыков в рамках похода I степени сложности.

 

 

 

Условия, необходимые для  реализации программы

 

Для реализации программы необходимо взаимодействие следующих факторов:

 

Организационно- методическое обеспечение

-         наличие специальной литературы, освещающей туристскую сферу деятельности;

-         возможность повышения уровня профессионального мастерства через участие педагогов и воспитанников в профильных курсах, семинарах, стажерских площадках;

-         использование результатов научных исследований в практической деятельности клуба «Путь»;

-         совершенствование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса клуба «Путь»;

-         учебные материалы:

-         карты, атласы, схемы;

-         учебные пособия;

-         дидактический материал;

-         аудио-видео средства;

-         фотоаппарат;

-         разработка комплекса методик, позволяющих воспитанникам эффективнее осваивать программу.

 

Материально-техническое обеспечение

-         помещение, оборудованное для теоретических и практических занятий;

-         спортзал для проведения тренировок;

-         бассейн;

-         полигон для практических занятий на  местности;

-         туристское снаряжение (Приложение № 1).

 

Кадровое обеспечение

-         педагог дополнительного образования;

-         инструктор детского и юношеского туризма;

Предполагается участие в реализации программы:

-         тренера по спортивному ориентированию;

-         тренера по туристскому многоборью;

-         педагога-организатора клубной деятельности;

-         методиста;

-         психолога;

-         врача.

 

Литература

 

1.      Алексеев А.А. Питание в туристском походе, издание пятое, дополненное М., 1990 год

2.      Афанасьев С.П., Коморин С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере, или 100 отрядных дел. Методическое пособие. Кострома: РЦНИТ «Эврика» - М., 1998 г.

3.      Баленко С. В. Школа выживания. – М., 1992 г. (1 и 2 часть).

4.      Верзилин Н.М., По следам Робинзона. – М.: Просвещение, 1994 г.

5.      Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., «Зеркало»,1995г.

6.      Горланов Г.Е. Очерки истории культуры Пензенского края: Учебное пособие.  ИПК и ПРО, 1994 г.

7.      Ильичев А.А.. Большая энциклопедия выживания.

8.      Константинов Ю. С. Туристские соревнования учащихся. – М., 1995 г.

9.      Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учебно-методическое пособие. – М. ЦДЮТиК МО РФ, 2000 г.

10.  Краткий справочник туриста. – М.: Профиздат, 1985 г.

11.  Курицин И.И., Марденский Н.А. География Пензенской области.

12.  Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М., 1997 г.

13.  Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999 г.

14.  Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г.

15.  Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманитарный издат. центр «Владос», 2000 г.

16.  Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000 г.

17.  Нурмимаа. Спортивное ориентирование. 1997 г.

18.  Основы медицинских знаний: Учебное пособие для 10-11 классов.

19.  Панфилов А.М. Организация и проведение полевой школьной экспедиции (Вопросы безопасности) – М., ЦДЮТур, 1997 г.

20.  Правила организации и проведения туристических соревнований учащихся Российской Федерации. – М., ЦДЮТур МО РФ , 1995 г.

21.  Путрик Ю.С., Свеншиков В.В. Туризм глазами географа. – «Мысль», 1986 г.

22.  Рыжавский Г.Я. Биваки. – М., ЦДЮТ, 1995 г.

23.  Самодеятельное туристское снаряжение / сост. Лукоянов П.И./ – Н. Новгород, 1997 г.

24.  Скрягин Л.Н. Морские узлы. – М.: ЦДЮТ, 1995 г.

25.  Стемпиньска Я., Шаевски Т. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. – «Физкультура и спорт», 1998 г.

26.  SURVIVAL  (выживание), / сост. С.И. Коледа, П.Н. Драчев; – Мн.: ООО «Лазурак», 1996г.

27.  Усыкин Г.С.  Игры и соревнования юных туристов.- М., 1996 г.

28.  Шамов А.П. Узлы в туризме: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, РГПУ, 1998 г.

29.  Шмаков С.А. Игры шутки – игры минутки. – М. «Новая школа», 1993 г.

30.  Энциклопедия туриста. –  М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 г.

 

Приложение 1

 

Перечень туристского снаряжения

в расчете на группу воспитанников, необходимого для реализации практических занятий

 

Групповое снаряжение

рюкзаки

15 шт.

коврики

15 шт.

спальники

15 шт.

палатки

4 шт.

тенты

5 шт.

котлы

комплект

медицинская аптечка

1 шт.

техническая аптечка

1 шт.

карабины

40 шт.

страховочные системы

10 шт.

веревка основная

200 метров

веревка вспомогательная

100 метров

спусковые устройства

5 шт.

жумары

3 шт.

каски

10 шт.

компасы

15 шт.

карты спортивного ориентирования

150 шт.

средства связи

4 комплекта

плавсредства (байдарка, катамаран, плот)

на 17 человек

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение     дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы» г.Саров

Образовательная

программа

   

           

Составитель: С.В.Маюков

Саров

2009

Пояснительная записка

В последнее время среди учащейся молодежи большую популярность имеют соревнования по спортивному ориентированию, технике туризма и поисково-спасательным  работам, которые являются одной из эффективных форм воспитания подрастающего поколения, пропаганды здорового образа жизни и подготовки к безопасному проведению различных походов и путешествий.  Часто в спортивном туризме возникают непредвиденные, экстремальные, порой аварийные ситуации. Незнание правильных действий выхода из них оборачивается трагедией.

 Для того чтобы избежать проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе на природе, необходимо провести предварительную подготовку юных туристов.

При подготовке команд к туристским слетам необходимо уделять одинаково большое внимание и спортивному ориентированию, и технике туризма, и поисково-спасательным работам, а также физической, технической и психологической подготовке спортсменов. Данная программа комплексная по  содержанию. Занимаясь по этой программе, воспитанники учатся адекватно оценивать сложившуюся нестандартную ситуацию, быстро правильно принимать решение выхода из нее и практически осуществить это с учетом техники безопасности.

           Программа «Туризм и автономное существование» многоуровневая по структуре.  Первый уровень – начальный.

Цель программы: формирование личности, способной жить в гармонии с природой.

Задачи программы:

  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческих способностей воспитанников;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • подготовка воспитанников к туристическим слетам, соревнованиям;
  • развитие способностей воспитанников быстро адаптироваться в различных условиях окружающей среды и грамотно действовать в экстремальных ситуациях;

Механизм реализации цели  и задач

Реализация цели и задач программы состоит в организации образовательной, воспитывающей и оздоровительной  деятельности учащихся. Указанные направления деятельности осуществляются в тесном единстве и не зависят от возраста и степени специальной физической подготовки воспитанников. Непосредственное активное участие воспитанников в учебных занятиях, походах, конкурсах, праздниках, ключевых делах  позволяет реализовать интеллектуальные, физические, духовные, творческие способности, в результате чего воспитанники расширяют свой кругозор, поддерживают свой организм в хорошей физической форме, приобретают туристские  умения и навыки, учатся жить в коллективе.

Например, проведение похода строится на единстве образовательной, воспитывающей и оздоровительной деятельности:  

  • оказывается непосредственное воздействие на каждого участника похода со стороны коллектива, т.е. в процессе совместной деятельности происходит формирование чувства коллективизма;
  • происходит закрепление знаний по краеведению, природоведению, топографии, картографии, физической культуре, полученных воспитанниками до похода, совершенствуются знания по методике  формирования двигательных умений и навыков, т.е. осуществляется образовательная деятельность;
  • используется  благоприятное воздействие природных факторов на все функции организма, соблюдаются правила личной и общественной гигиены, реализуется график прохождения технически различных маршрутов, соблюдается оптимальный режим физических нагрузок и активного отдыха, в результате осуществляется оздоровительная деятельность.

Для проведения занятий формируется отряд (группа)

Первый уровень – начальный.

Рекомендуемый  состав группы 15-20 человек, возраст воспитанников 10-13 лет.

На этом уровне происходит знакомство воспитанников с задачами, перспективами деятельности, приобретение начальных знаний и навыков по туризму.

Цель: формирование у воспитанников устойчивого интереса к туризму.

Задачи:

  • привитие интереса к занятиям спортом;
  • овладение основными понятиями техники туризма и спортивного ориентирования, элементарными приемами техники преодоления препятствий;
  • приобретение практических умений и навыков в подборе снаряжения, в организации привалов и ночлегов;
  • воспитание трудолюбия в учебно-спортивной работе;
  • достижение воспитанниками уровня начальной  туристской подготовки.

Характеристика деятельности по реализации цели и  комплекса задач

  1. Обучающая деятельность:
  • корректировка учебно-воспитательного плана занятий в зависимости от мотивов и интересов воспитанников;
  • изучение основ техники туризма и спортивного ориентирования;
  • изучение тактико-технических приемов преодоления естественных препятствий.

  1. Воспитывающая деятельность:
  • формирование межличностных отношений между воспитанниками, воспитанниками и педагогами клуба;
  • формирование потребности во взаимоотношениях и умении общаться;
  • развитие трудолюбия, взаимопомощи, добросовестности, аккуратности, знания законов, правил, традиций, норм поведения на природе и в социальной среде.
  1. Оздоровительная деятельность:
  • осознание воспитанниками необходимости четкой  системы знаний, тренировок, соблюдения гигиенических норм и правил здоровья человека.

Организация  учебного процесса

Усвоение воспитанниками  материала в большой степени  зависит от выбора форм проведения занятий, методов обучения, постепенного возрастания  объема и сложности учебного материала и от поддержания повышенного интереса к изучаемым подготовкам.

Формы проведения занятий: беседа, соревнование, поход, самостоятельная работа,   учебно-тренировочное занятие.

Методы обучения:  репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.

Прогнозируемый  результат

Первый уровень обучения

После успешного прохождения первого уровня подготовки воспитанники

должны знать:

  • нормативы турпоходов и обязанности членов туристских групп;
  • технику безопасности при подготовке к походу и на маршруте;
  • состав и назначение медицинской аптечки;
  • виды спортивного ориентирования, условные знаки спортивных карт, легенды контрольных пунктов (КП);
  • классификацию узлов и их назначение.

должны уметь:

  • укладывать рюкзак, разжигать костер, ставить палатку, надевать страховочную систему, вязать узлы;
  • составлять меню на 3-хдневный поход;
  • оказывать первую медицинскую помощь при травмах и заболеваниях;
  • пользоваться простыми приемами ориентирования: ориентирование карты, чтение карты и местности, движение по азимуту, измерение расстояний, отметка на контрольном пункте (КП);
  • преодолевать естественные препятствия.

Учебно-тематический план

Начальный уровень освоения программы

п/п

Название темы

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

в помещении

на местности

1.

Введение в образовательную программу

1

1

-

-

2.

Основы туризма

87

27

16

44

2.1.

Введение

2

2

-

-

2.2.

Воспитательная роль туризма

2

2

-

-

2.3.

Личное и групповое туристское снаряжение

8

2

4

2

2.4.

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

22

4

2

16

2.5.

Туристские должности в группе

6

2

2

2

2.6.

Питание в походе

6

2

2

2

2.7.

Основы медицины

6

4

2

-

2.8.

Топография и ориентирование

19

9

4

6

2.9.

Походы выходного дня

16

-

-

16

3.

Туристское многоборье

50

10

6

34

3.1.

Введение

2

2

-

-

3.2.

Техника пешеходного, водного

34

4

30

3.3.

Тактика в туристском многоборье

6

2

2

2

3.4.

Соревнования

16

-

-

16

4.

Спортивное ориентирование

34

8

6

20

4.1.

Введение

2

2

-

-

4.2.

Техника спортивного ориентирования

14

4

-

10

4.3.

Тактика в спортивном ориентировании

6

2

2

2

4.4.

Соревнования

12

-

-

12

5.

Физическая подготовка

29

-

16

13

5.1.

Общая подготовка

21

-

16

5

5.2.

Специальная подготовка

8

-

-

8

6.

Краеведение

7

2

1

4

Итого:

216

48

53

115

Основная часть

Начальный уровень освоения программы

Тема 1. Введение в образовательную программу.

Взаимное знакомство воспитанников и инструкторов. Причины прихода в клуб. Общее понятие о туризме. Туризм – это отдых. Туризм – это спорт. Туризм – это способ познания окружающего мира. Туризм – это способ самопознания и новое знакомство со старыми друзьями. Знакомство с подготовками и учебными дисциплинами. Перспективы занятия туризмом.

Тема 2. Основы туризма.

Тема № 2.1. Введение.

История развития туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида. Знакомство со спортивным туризмом: спортивные походы, туристское многоборье, спортивное ориентирование.  Туристские и разрядные нормативы. Значки «Юный турист России», «Турист России». Учебные подготовки в туристском клубе «Путь». Традиционный план мероприятий на год, на весь период обучения. Система отметок, зачетов, контроля обучения.

Тема № 2.2. Воспитательная роль туризма.

Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Законы, правила, нормы и традиции туризма.

Тема № 2.3. Личное и групповое туристское снаряжение.

Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для летних и зимних походов. Индивидуальные наборы: костровой, ремонтный, аптечка. Укладка рюкзака. Одежда и обувь. Групповое снаряжение: палатки, топоры, пилы, посуда, оборудование для костра. Уход за снаряжением, правила хранения.

Практические занятия: Укладка рюкзаков, выбор и подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением.

Тема № 2.4. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.

Привалы и ночлеги в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Комплексная работа на биваке: выбор места для палаток, установка палаток, размещение вещей в них, выбор места для костра, определение места для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы. Заготовка дров. Разжигание костра. Типы костров. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Уборка места лагеря перед уходом группы. Организация ночлегов в помещении. Правила поведения в населенных пунктах. Правила купания.

Практические занятия: Бивачные работы: оборудование кострового места, поиск и заготовка дров, разжигание костра, установка палаток, уборка бивака.

Тема № 2.5. Туристские должности в группе.

 Туристские должности в группе: постоянные и временные. Командир группы, заведующий питанием, заведующий снаряжением, штурман, краевед, санитар, хронометрист, фотограф, культорг их обязанности.  Дежурные по кухне, их обязанности. Дублеры по постоянным должностям.

Практические занятия: Выполнение обязанностей в период проведения походов.

Тема № 2.6. Питание в походе.

Значение правильного питания в походе. Организация питания в одно-, двух-, трехдневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте.

Практические занятия: Составление меню и списка продуктов для одно-, двух-, трехдневного похода. Приготовление пищи на костре.

Тема № 2.7. Основы медицины.

Понятие о гигиене. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов (один час с мальчиками и один час с девочками). Значение закаливания, физических упражнений, правильного питания для укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов.

Походная медицинская аптечка: состав, хранение и транспортировка. Личная аптечка туриста. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Приемы транспортировки пострадавшего.

Практические занятия: Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, постановка диагноза, практическое оказание помощи).

Тема № 2.8. Топография и ориентирование.

Значение топографических карт для туристов. Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Способы измерения расстояний на местности и на карте. Условные знаки. Группы топографических знаков. Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Компас. Типы компасов. Правила обращения с компасом. Определения азимута. Ориентирование по местным предметам.

Практические занятия: Работа с картами различного масштаба. Упражнения по измерению расстояния на карте. Ориентирование карты по компасу. Движение по азимуту. Упражнения на запоминание знаков.  Моделирование ситуации потери ориентировки, построение схемы действий выхода из трудного положения.

Тема № 2.9. Походы выходного дня.

Совершение пешеходных и лыжных походов выходного дня.

Формы контроля: контрольный 3-х дневный поход: «Комплексная работа на биваке». 

Тема 3. Туристское многоборье.

Тема № 3.1. Введение.

Виды соревнований по туристскому многоборью. Разрядные нормативы. Взаимосвязь туристских соревнований со спортивными походами.

Тема № 3.2. Техника пешеходного, водного туризма.

Основные понятия техники туризма. Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота. Летние и зимние особенности естественных препятствий. Знакомство с техникой преодоления препятствий. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Знакомство со страховкой. Организация самостраховки, правила  пользования альпенштоком. Узлы, назначение, способы вязания. Знакомство со специальным снаряжением: веревки, карабины, индивидуальные страховочные системы, их назначение. Комплекс этапов (Туристская полоса препятствий). Дисциплина на тренировочных занятиях и соревнованиях.

Практические занятия: Отработка техники преодоления естественных препятствий. Использование альпенштока на склонах. Вязание узлов: для крепления к опоре, для связывания веревок, для самостраховки. Организация переправы по бревну с самостраховкой.  

Тема № 3.3.Тактика в туристском многоборье.

Понятие тактики на соревнованиях по туристскому многоборью. Тактика преодоления командной туристской полосы препятствий. Тактика преодоления несложных  этапов.

Практические занятия: Решение тактических задач.

Тема № 3.4. Соревнования.

Участие в  соревнованиях по технике пешеходного и водного туризма на дистанциях 1-го класса.

Формы контроля: тест по технике и тактике туризма, сдача нормативов по вязанию узлов, сдача нормативов по преодолению туристской полосы препятствий, анализ результатов участия в соревнованиях по туристскому многоборью, разбор ошибок.

Тема 4. Спортивное ориентирование

Тема № 4.1. Введение.

Значение ориентирования в походах, на соревнованиях. Виды спортивного ориентирования: в заданном направлении, по выбору, на маркированной трассе, их краткая характеристика. Классификация дистанций.

Тема № 4.2.Техника спортивного ориентирования.

Карта для спортивного ориентирования: условные знаки, масштаб, сечение рельефа. Жидкостной компас: виды, устройства, назначение. Технические приемы: ориентирование карты, чтение карты, чтение местности. Измерения по карте и на местности. Движение по азимуту. Оборудование дистанции по спортивному ориентированию. Устройство КП. Техника отметки КП. Система отметки КП на маркированной трассе. Легенды КП. Контроль ситуации. Контроль направления. Контроль расстояния.

Практические занятия: Упражнения для развития глазомера, памяти, пространственного воображения. Отработка приемов ориентирования. Составление легенд КП.

Тема № 4.3. Тактика в спортивном ориентировании.

Взаимосвязь техники и тактики. Понятие о тактическом плане. Выбор пути движения на дистанции. Условия выбора пути: насыщенность карты, степень надежности ориентиров, условия передвижения, уровень владения техническими приемами ориентирования. Выбор «точки атаки» КП – привязки.

Практические занятия: Решение задач по выбору пути движения.

Тема № 4.4. Соревнования.

Практические занятия: Участие в  соревнованиях на коротких и средних дистанциях по выбору, в заданном направлении, на маркированной трассе.

Формы контроля: тест по условным знакам и легендам спортивного ориентирования, анализ результатов участия в соревнованиях по спортивному ориентированию, разбор ошибок.

Тема 5. Физическая подготовка.

Тема № 5.1. Общая подготовка.

Практические занятия: Общеразвивающие упражнения: упражнения для рук и плечевого пояса, мышц шеи, туловища, ног, упражнение  с сопротивлением, упражнения со скакалкой и гантелями. Разминка. Комплексы для развития силы, скорости, пластики, выносливости, ловкости. Гимнастика, элементы акробатики. Беговая подготовка. Плавание – освоение одного из способов. Спортивные игры. Эстафеты.

Тема № 5.2. Специальная подготовка.

Практические занятия: Техника бега по пересеченной местности: лес с различной проходимостью, заболоченные участки, крутые подъемы и спуски с различной опорной поверхностью. Преодоление различных водных преград вплавь.

Формы контроля:  сдача физических нормативов.

Тема 6. Краеведение.

География Нижегородской области: рельеф, климат, гидрография, растительный и животный мир. Туристские возможности родного края. Охрана природы.

Формы контроля: викторина «Природа родного края».

Зачетные походы.

Комплексная проверка знаний, умений, навыков в рамках похода I степени сложности.

Условия, необходимые для  реализации программы

Для реализации программы необходимо взаимодействие следующих факторов:

Организационно- методическое обеспечение

  • наличие специальной литературы, освещающей туристскую сферу деятельности;
  • возможность повышения уровня профессионального мастерства через участие педагогов и воспитанников в профильных курсах, семинарах, стажерских площадках;
  • использование результатов научных исследований в практической деятельности клуба «Путь»;
  • совершенствование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса клуба «Путь»;
  • учебные материалы:
  • карты, атласы, схемы;
  • учебные пособия;
  • дидактический материал;
  • аудио-видео средства;
  • фотоаппарат;
  • разработка комплекса методик, позволяющих воспитанникам эффективнее осваивать программу.

Материально-техническое обеспечение

  • помещение, оборудованное для теоретических и практических занятий;
  • спортзал для проведения тренировок;
  • бассейн;
  • полигон для практических занятий на  местности;
  • туристское снаряжение (Приложение № 1).

Кадровое обеспечение

  • педагог дополнительного образования;
  • инструктор детского и юношеского туризма;

Предполагается участие в реализации программы:

  • тренера по спортивному ориентированию;
  • тренера по туристскому многоборью;
  • педагога-организатора клубной деятельности;
  • методиста;
  • психолога;
  • врача.

Литература

  1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе, издание пятое, дополненное М., 1990 год
  2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере, или 100 отрядных дел. Методическое пособие. Кострома: РЦНИТ «Эврика» - М., 1998 г.
  3. Баленко С. В. Школа выживания. – М., 1992 г. (1 и 2 часть).
  4. Верзилин Н.М., По следам Робинзона. – М.: Просвещение, 1994 г.
  5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., «Зеркало»,1995г.
  6. Горланов Г.Е. Очерки истории культуры Пензенского края: Учебное пособие.  ИПК и ПРО, 1994 г.
  7. Ильичев А.А.. Большая энциклопедия выживания.
  8. Константинов Ю. С. Туристские соревнования учащихся. – М., 1995 г.
  9. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учебно-методическое пособие. – М. ЦДЮТиК МО РФ, 2000 г.
  10. Краткий справочник туриста. – М.: Профиздат, 1985 г.
  11. Курицин И.И., Марденский Н.А. География Пензенской области.
  12. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М., 1997 г.
  13. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999 г.
  14. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г.
  15. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманитарный издат. центр «Владос», 2000 г.
  16. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000 г.
  17. Нурмимаа. Спортивное ориентирование. 1997 г.
  18. Основы медицинских знаний: Учебное пособие для 10-11 классов.
  19. Панфилов А.М. Организация и проведение полевой школьной экспедиции (Вопросы безопасности) – М., ЦДЮТур, 1997 г.
  20. Правила организации и проведения туристических соревнований учащихся Российской Федерации. – М., ЦДЮТур МО РФ , 1995 г.
  21. Путрик Ю.С., Свеншиков В.В. Туризм глазами географа. – «Мысль», 1986 г.
  22. Рыжавский Г.Я. Биваки. – М., ЦДЮТ, 1995 г.
  23. Самодеятельное туристское снаряжение / сост. Лукоянов П.И./ – Н. Новгород, 1997 г.
  24. Скрягин Л.Н. Морские узлы. – М.: ЦДЮТ, 1995 г.
  25. Стемпиньска Я., Шаевски Т. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. – «Физкультура и спорт», 1998 г.
  26. SURVIVAL  (выживание), / сост. С.И. Коледа, П.Н. Драчев; – Мн.: ООО «Лазурак», 1996г.
  27. Усыкин Г.С.  Игры и соревнования юных туристов.- М., 1996 г.
  28. Шамов А.П. Узлы в туризме: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, РГПУ, 1998 г.
  29. Шмаков С.А. Игры шутки – игры минутки. – М. «Новая школа», 1993 г.
  30. Энциклопедия туриста. –  М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 г.

Приложение 1

Перечень туристского снаряжения

в расчете на группу воспитанников, необходимого для реализации практических занятий

Групповое снаряжение

рюкзаки

15 шт.

коврики

15 шт.

спальники

15 шт.

палатки

4 шт.

тенты

5 шт.

котлы

комплект

медицинская аптечка

1 шт.

техническая аптечка

1 шт.

карабины

40 шт.

страховочные системы

10 шт.

веревка основная

200 метров

веревка вспомогательная

100 метров

спусковые устройства

5 шт.

жумары

3 шт.

каски

10 шт.

компасы

15 шт.

карты спортивного ориентирования

150 шт.

средства связи

4 комплекта

плавсредства (байдарка, катамаран, плот)

на 17 человек