Открытые занятия

Филиппова Светлана Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы.

Тема: «Звуки М и МЬ, буква М »

Возрастная группа детей: подготовительная

Цель: развивать  фонематические процессы, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Отрабатывать навыки чтения.

Задачи:

обучающая  уточнить понятие «согласный звук»; учить различать твёрдые и мягкие звуки М и МЬ в любой позиции в слове;

развивающая развивать внимание;

воспитательная воспитывать умение действовать в команде,

Вид детской деятельности: коммуникативная, игровая

Формы работы с детьми: проблемная ситуация, игровые упражнения, беседа

Организационная форма: подгрупповая

Дидактическое обеспечение: компьютер, презентация PowerPoint, картинный материал.

Ход:

  1. Организационный момент:

Педагог:

Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.

- Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она - заправский хулиган. Однако движет ей не простое желание что – ни будь натворить, а обычное любопытство. И если оно оборачивается чем-нибудь неприятным, девочка всегда пытается поправить ситуацию. Она и варенье сварила, и волков вылечила. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того, что бы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый

день. 

Ответы детей

Показ слайдов

-Да, это девочка Маша из мультфильма Маша и медведь.

2. Характеристика звуков «М», «Мь».

-Дети, которые сидят,  справа от меня передают мяч и говорят о том какая Маша, а слева от меня о том какой Мишка?

-Догадайтесь, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?

-Как вы думаете звуки М и МЬ гласные или согласные звуки?

-Почему?

-Они согласные, но чем они отличаются?

-Как их обозначаем, каким цветом?

3. «Цветы для Маши» (дифференциация звуков М и МЬ)

Показ слайдов

-Вы готовы путешествовать с Машей до домика Медведя? И помогать ей в пути? Тогда в путь.

Рано утром Маша вышла из своего дома. Она потянулась, оглянулась по сторонам и заметила, что из её клумб исчезли все цветы. Нахмурилась Маша: "Как же так! куда же делись мои цветочки?" Ребята, куда исчезли цветы? Может их кто-то съел?

Давайте поможем Маше посадить новые цветы в клумбы. Представьте себе, что это две клумбы. В синюю клумбу посадим цветы с картинками, в названии которых звук М-твердый, а в зелёную в которых звук Мь.

4.«2 мостика» (определение первого и последнего звука в словах)

Показ слайдов

Маша пошла по тропике и дошла до речки в лесу. Чтобы попасть к своему друга Мишки, ей нужно перейти через речку, но вот проблема: моста через речку нет. Нужно его построить. Но есть ещё одна задачка: через один мост нельзя пройти и хищникам и травоядным. Как же решить эту проблему? Последняя дощечка останется у меня. Как только закончите говорите: дайте нам последнюю дощечку. Если она подойдет, то мост построен правильно, а если нет значит где то ошибка

 Как вы думаете по какому мосту Маше идти безопаснее?

5. «План для Маши» (подбор слов в соответствии со звуковой схемой)

Показ слайдов

Перешла Маша через мост и пошла дальше по тропинке: то зайчика погладит, то на бабочку засмотрится. Шла, шла, сморит - а тропинка незнакомая. Потерялась Маша, не знает куда дальше идти. Испугалась, решила залезть на дерево, чтобы посмотреть, как вернуться на дорогу. Не смогла, а между тем страшно стало Маше, чудища страшные чудятся. Давайте поможем Машеньке найти путь к Мишке.

Работа со звуковыми схемами

6. «Машины подарки» ( Отработка навыков чтения)

Дети прочитывают слоги и составляют слова.

А вот и заветная тропинка к Мишкиному дому. Вернулась Маша на тропинку, спасибо говорит ребятам. А у домика Мишка уже ждёт Машу. Он подарки ей приготовил. Хотите посмотреть какие?

Итог занятия

Поблагодарила Маша Мишку за подарки и начала рассказывать о своих приключениях. Что рассказала Маша?



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по теме «ПРОВОДЫ ЗИМЫ».

Возрастная группа детей: подготовительная

Цель: обобщить и систематизировать у детей представления о характерных признаках зимы, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе; Задачи:

обучающая   знакомство с рассказом К. Ушинского «Проказы старухи зимы»,

учить детей подбирать к предмету или объекту точное определение;

закрепить представление  о смысловой стороне предлога «между» и навык его употребления в речи;

развивающая развивать речевое внимание; развивать память и мыслительные операции через отгадывание загадок

воспитательная воспитывать умение действовать в команде,

Вид детской деятельности: коммуникативная, игровая

Формы работы с детьми: беседа, ситуативный разговор, игровые упражнения, игры с правилами.

Организационная форма: подгрупповая

Дидактическое обеспечение: музыкальное сопровождение, компьютер.презентация PowerPoint, картинный материал.

Ход:

Звучит музыка.

-Ребята,  слышите музыку. Послушайте, как вы думаете о каком времени года эта музыка.

- О зиме.

Правильно, эта музыка написана композитором о зиме. Зима — очень красивое время года! Поэты пишут о ней стихи, художники — картины, а композиторы — музыку

А как ласково называют люди зиму, чтобы она не сильно морозила? (Зимушка-матушка, зимушка-красавица, зимушка-кудесница.) У зимы бывает разное настроение. Зима может быть разной. У меня в руках волшебный клубок снежных зимних ниток. Этот клубок сегодня нам ещё очень пригодиться, поэтому я предлагаю его смотать. Каждый из вас наматывает нитку на клубок, называя красивое слово о зиме. Я начну – зима – вьюжная. Не забывайте придерживать снежный след.

Дети передают клубок друг другу.

Педагог предлагает детям пройти на стульчики. Кто из детей находит на своём стульчике диск.

- Ребята, я ничего не понимаю, тут написано К. Ушинский «Проказы старухи зимы». К. Ушинский детский писатель, но почему он так странно назвал свою сказку «Проказы старухи зимы».

-Вы знаете, что такое проказы? (Проказы какие-то не очень добрые и, иногда даже неприятные для других людей дела, шутки.  Люди, которые так шутят, называются проказники). Помните, мы с вами называли зиму волшебницей, зимушкой, красавицей.  А как вы думаете за, что, за какие проказы  Ушинский называет зиму старухой?

-Давайте не будем долго гадать, а просто посмотрим эту сказку на диске.

Дети смотрят первую часть презентации.

- Эта ещё не вся сказка, но давайте здесь остановимся. Вы уже догадались, почему такое название у сказки? Первая проказа зимы это желание заморозить птиц. Но не все птицы испугались зимы, и остался не только воробей. Как называются птицы, которые остаются зимовать и не улетают в теплые страны. Какие трудности у птиц зимой (голод и холод). А как, по-вашему, что страшнее птицам голод и холод? Как птицы могут погреться зимой?

-Вот сейчас я хочу, пригласить вас к одному дому под крышей, которого собрались птицы, чтобы согреться. Для этого нам понадобиться волшебный клубок. А где птицы? А я вас превращаю в птиц. Кто превратился, садитесь под крышу.

Я замерз и хочу согреться между вороной и дятлом.

Педагог предлагает детям пройти на стульчики и посмотреть  вторую часть  сказки. О какой следующей проказе зимы вы узнали?

- Я предлагаю вам отправиться в лес. Зимой всё живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. Сколько животных вы видите на картинке? Действительно никого. Неужели все животные испугались  зимы? Давайте оживим картинку и вернём  животных. Но животные появятся,  только если вы отгадаете загадку.

Миша

Цепкий маленький пожар

По деревьям пробежал

Ни один его прыжок

Ни листочка не обжег

Марина

Кто  с высоких толстых сосен

В ребятишек шишку бросил

А в кусты через пенёк

Промелькнул как огонек.

Максим

Угадайте что за шапка

Меха целая охапка

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору

Аня

И ушаст, и глазаст

И пугаться горазд

Заберется в куст и спит

Кочерыжку съест и сыт.

Карина

Любит груши, любит мёд

Сладкоежкою слывет

И ещё могу сказать

Очень любит он поспать

Ляжет осенью, а встанет

Лишь когда весна настанет.

Антон

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз

А зимой он спит в берлоге

От мороза, пряча нос

Геля

Плутовата, хитровата

Перед всеми виновата

Но уходит от беды

С целой головою

Заметая все следы

золотой метлою

Регина

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной

Снег разгребает

Мышек хватает.

Данил

Кто  зимой холодной ходит злой голодный

Я скажу, а ты - поверь.

Пробегал по лесу зверь.

Нёс на лбу зверь неспроста,

Два огромнейших куста,

 (Олень)

Педагог предлагает детям пройти на стульчики и посмотреть  следующую часть  сказки.

- Давайте пройдем на ковер. Представьте, что мы на реке давайте посмотрим, как играют на дне веселые рыбки. Для этого  сделаем воображаемую льдину. Нам опять нужен волшебный клубок. Катите, клубок по полу друг другу, называя слова о том какой может быть лёд.

Игра «Найди рыбку».

Показ следующих 4 слайдов.

Предлагаю вам скатать снежки и бросать их в цель.

Я снежок скатаю

Вот такой!

Далеко заброшу

Я снежок рукой.

А теперь в правую корзинку бросаем игры и забавы детей зимой, а в левую зимние виды спорта.

Показ последнего слайда

 Как зима выражает в сказке свою злость? Почему зима расплакалась в конце сказки? (её никто ни боится,  её пора прошла). Как вы думаете, как зима может выражать свою радость? Зима заканчивается люди рады этому, и устраивают праздник «Проводы зимы или масленица». Скоро этот праздник мы будем праздновать и в нашем детском саду.

А еще волшебница Зима прислала нам снежинки, за то вы будете помнить о ней только хорошее. Они разного цвета Она дарит белые снежинки детям, которые ни разу не ошиблись; голубые тем детям, которые немного ошибались, и  было немного  трудно.



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по теме «Пересказ рассказа Осеевой «Печенье».».

Возрастная группа детей: подготовительная

Цель: обучать детей последовательно и выразительно пересказывать рассказ близко к тексту.

Задачи:

обучающая формирование связной речи с использованием графических схем;

активизация и обогащение словарного запаса;

работа над интонационной выразительностью речи;

воссоздание сюжетной ситуации на основе прослушивания рассказа;

развивающая развивать слуховое восприятие, память, воображение; 

воспитательная воспитывать дружеские взаимоотношения

Вид детской деятельности: коммуникативная, игровая

Формы работы с детьми: беседа, ситуативный разговор, игровые упражнения, игры с правилами.

Организационная форма: подгрупповая

Дидактическое обеспечение: компьютер, графические схемы, игрушки (посуда)

 Ход:

1. Организационный момент:

В группе накрыт стол для «чаепития»: чашки с блюдцами, «печенье» на   тарелке.

- Ребята, а любите всей семьёй пить чай с печеньем, конфетами?

Логопед приглашает детей на чаепитие, угощает всех печеньем, всем не хватает. Что делать? Дети предлагают варианты, как выйти из ситуации. Чтобы всем хватило можно поделить печенье пополам. Как весело нам всем вместе пить чай и беседовать. Я предлагаю вам послушать рассказ, о том, как в одной семье проходило чаепитие.

2. Первичное чтение произведения

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

3. Беседа по содержанию прочитанного текста

Представьте себя художниками, какие бы вы взяли краски, чтобы выразить то, что вы почувствовали, когда дослушали рассказ? Почему?

Кто главные герои рассказа?

Кем они приходятся друг другу?

- Давайте восстановим последовательность рассказа. У меня на доске 3 графические схемы. Выберите схему, которая подходит к началу рассказа (дети выбирают схему и объясняют значение символов). Эта схема будет обозначать I часть (начало) нашего рассказа.

– Как вы считаете, что это: завтрак, обед, ужин?

- Кто как готовился к чаепитию?

-Помогали ли мальчики?

-Как вы думаете, какое настроение было у героев рассказа?

- Какие слова говорят о том, что настроение у всех было веселое и радостное ? (дети прикрепляют смайлики)

 - Я зачитаю три предложения о том, что сделали мальчики, увидев тарелку печенья, а вы выберите правильный ответ:

1. разделили на 4 равные части

2. Разделили между собой поровну

3. Дрались за печенье

Выберите следующую схему (дети выбирают схему и объясняют, что обозначают символы). Это будет II часть рассказа.

- Как мальчики делили печенье?

А теперь давайте произнесем фразы, которые говорили ребята.

(проигрывание диалога)

- Знают ли мальчики вежливые слова? Как вы догадались?

-Как вы думаете, изменилось ли настроение героев рассказа? (дети прикрепляют смайлики)

На этом вторая часть заканчивается.

- Осталась последняя схема. Что на ней изображено?

 Ребята, скажите, как себя вели за столом мама и бабушка?

Я зачитаю три предложения о том, что сделал один из мальчиков, съев печенье, а вы выберите правильный ответ:

1. Вова сказал спасибо и вышел из-за стола

 2. Вова съел печенье, вышел из-за стола и помыл посуду

3. Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

-Как вышел из-за стола Миша?

-Что он увидел?

-Как вы думаете, изменилось ли настроение героев рассказа? (дети прикрепляют смайлики)

Вот мы и составили план нашего рассказа 

Динамическая пауза.

Становитесь в круг . Пока будет звучать музыка, вы должны будете идти по кругу. Как только музыка закончится, я открываю шкатулку, зачитываю слова из шкатулки , а тот, на кого я укажу, повторит мои слова и догадается о ком я говорю. Например. Рыжая, хитрая, ловкая

Добрая, заботливая, красивая

Строгий, сильный, смелый

Маленький, желтый, пушистый,

Страшная, злая, пугающая

Смешной, веселый, рыжий

Сильный, большой, смелый

4 Повторное чтение и пересказ детьми рассказа

5 Итог

-Что вы можете посоветовать мальчикам?



Предварительный просмотр:

Тема: Образование относительных  прилагательных.

Цель: Совершенствовать навыки словообразования.

Задачи:

Обучающая

- расширять и активизировать  словарь  прилагательных.

- учить детей образовывать относительные прилагательные от названий продуктов питания и включать их в предложения.

- работать над слоговой структурой многосложных слов со стечением согласных.

развивающая

- развивать  координацию  речи с движением

- развитие интонационной выразительности речи.

воспитательная

Образовательная среда: коммуникативная, игровая, познавательная

Виды детской деятельности и формы работы с детьми:

Ведущая образовательная:

Средства обучения и воспитания:демонстрационный материал, компьютер.

Планируемый результат:

 Ход занятия:

1. Логопед сообщает детям, что сегодня к ним на занятие пришел Хомячок Хомка, который очень любит есть и спать. Но последнее время Хомка только и делает, что спит, даже к нам в гости пришел с подушкой. (Выставляется картинка, изображающая хомячка).

Видите, он закрыл глазки и опять уснул. Но в это время появился Волшебный Гномик (выставляется картинка с Гномиком), покачал головой, посветил своим чудесным фонариком на хомячка Хомку, хитро улыбнулся и исчез.

Тут Хомячок проснулся, потянулся и сказал:

- Я очень хочу есть и пить.

Но так как дома ничего не было, он отправился на поиски. Вдруг видит, стоит в поле большая СОКОВЫЖИМАЛКА. Обрадовался Хомка, сейчас он вволю напьется… Но понял, что одному ему не справиться.

- Ребята, поможем ему?

2. Дидактическая игра «Соковыжималка»

Дети составляют предложения, при этом они сами выбирают фрукт и стаканчик с соком нужного цвета.:

- Я кладу в соковыжималку яблоко и получаю яблочный сок.

- Я кладу в соковыжималку абрикос и угощаю Хомку абрикосовым соком.

- Я кладу в соковыжималку апельсин, и получается апельсиновый сок.

- Я кладу в соковыжималку виноград и даю Хомке стаканчик с виноградным соком.

- Я положила в соковыжималку грушу, у меня в стаканчике для Хомки грушевый сок.

3. Логопед:

- Хомячок Хомка благодарит вас за помощь. Он напился, но ему очень хочется есть. Пошел он дальше. Идет-идет, а навстречу ему Алёнушка. Алёнушка спрашивает Хомку:

- Почему ты, Хомячок, такой грустный? А Хомячок отвечает:

- Я очень-очень хочу кушать. А Алёнушка говорит:

- Не грусти, Хомячок, я напекла пирогов и хочу тебя угостить.

Выставляется поднос с пирожками, на каждом пирожке картинка с изображением начинки.

Логопед предлагает детям сказать, какими пирогами угостила Алёнушка Хомку.

Дети:

-Алёнушка угостила Хомку рыбным пирогом.

- Хомка ест мясной пирожок.

- На подносе лежит ягодный пирог.

- Хомке понравился грибной пирог.

- Хомяок взял с собой капустный пирожок. И т.д.

Логопед:

Поблагодарил Хомячок Алёнушку и пошел дальше. Стало ему весело, и он стал напевать песенку про самого себя.

4. Физминутка «Хомка-Хомка, хомячок»

Хомка-хомка хомячок

(надуваем щеки как хомяк)

Полосатенький бочок

(гладим себя по бокам)

Хомка рано встает

(потягиваемся)

Щечки моет, глазки трет

(делаем соответственные действия)

Подметает Хомка хатку

(наклоняемся и делаем вид, что подметаем)

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка сильным хочет стать

(показываем, какой сильный).

5. Логопед:

- Представляете, ребята, пока Хомка делал зарядку, он опять проголодался. Смотрит, а в поле печка стоит, а в печке горшочки каши. (Логопед раздает детям горшочки и каждому коробочку с крупой и предлагает сказать, какая у него в горшочке каша).

Дети:

- У меня в горшочке рисовая каша.

- У меня в горшочке гречневая каша.

- У меня в горшочке манная каша.

- У меня в горшочке пшеничная каша.

- У меня в горшочке пшенная каша.

- У меня в горшочке овсяная каша.

6. Логопед:

- Наелся Хомка каши, и захотелось ему поспать. Но где? Решил построить хомячок себе домик. Из чего? А рядом находилась кондитерская фабрика, где производили разные сладости. Стал строить Хомка домик, а вы, ребята, ему помогайте.

Ребенок берет картинку с изображением сладостей и составляет предложение, в случае затруднений логопед задает наводящие вопросы:

- Стены Хомка построил из конфет, значит стены у домика конфетные.

- Крышу он сделал из шоколада, значит крыша у него шоколадная

- Окна Хомячок сделал из леденцов, теперь у него окна леденцовые.

- Печку он смастерил из вафель, печка у Хомки – вафельная.

- Диван Хомка сделал из мармелада, у него мармеладный диван.

- А подушку Хомячок смастерил из зефира, значит, подушка у него зефирная.

7. Логопед:

- Лег хомячок спать. Сладко-сладко спал, видел замечательные сны. А в это время приползли на полянку две гусеницы Маша и Глаша, (выставляются 2 гусеницы) увидели вкусный домик и стали его есть. Ели-ели и весь съели. Проснулся Хомка, а домика нет, лежит он прямо на травке, а гусеница смотрят на него и животики поглаживают.

Расстроился Хомячок, заплакал горько-горько. Стало Маше и Глаше жалко Хомячка, решили они его рассмешить и сказали:

- Не расстраивайся Хомячок, мы построим тебе домик из … (Логопед показывает картинки с изображением молочных продуктов):

Логопед показывает картинку с изображением сливочного масла.

Дети:

- Из масла. У тебя будет масленый домик. Хочешь?

Хомка:

- Нет, не хочу, мне не нужен масленый домик.

Гусеница Маша говорит:

- Тогда мы построим тебе домик из ….

Логопед показывает картинку с изображением творога.

Дети:

- Из творога, и у тебя будет творожный домик.

Удивился хомячок и сказал:

- Мне не нужен творожный домик.

А гусеница Глаша говорит:

- Тогда мы построим тебе домик из ….

Логопед показывает картинку с изображением сметаны.

Дети:

- Из сметаны. И будет у тебя сметанный домик.

Еще больше удивился хомячок, перестал плакать:

- Как же я буду в нем жить? Не хочу я сметанный домик.

Тогда гусеница Маша сказала:

- Ну мы тебе сделаем домик из …

Логопед показывает картинку с изображением молока.

Дети:

- Из молока, и у тебя будет молочный домик.

Улыбнулся Хомка и сказал:

- Я ведь не рыба, плавать не умею, мне не нужен молочный домик.

А гусеница Глаша улыбнулась и предложила:

- Тогда будет домик у тебя из …

Логопед показывает картинку с изображением кефира.

Дети:

- Из кефира – кефирный домик.

Засмеялся Хомка-хомячок и сказал:

- Ну нет, и кефирный домик мне тоже не нужен.

Переглянулись Маша и Глаша и спросили:

- А может быть тебе построить домик из …

Логопед показывает картинку с изображением сыра.

Дети:

- Из сыра. У тебя будет сырный домик.

Обрадовался Хомка:

- Да-да, я очень люблю сыр и хочу жить в сырном домике.

Логопед:

- Вот какая история приключилась с маленьким хомячком по имени Хомка.

8. Подведение итогов.