Инновационная деятельность на базе КФУ

Гумеров Марат Азатович

«Тьюторское сопровождение преподавания учебного предмета «Английский язык» в Апастовском муниципальном районе», республиканская инновационная площадка «Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования» на базе  ФГАОУ ВО “Казанский (Приволжский) федеральный университет”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tyutorskogo_soprovozhdeniya.docx37.85 КБ
Файл analiz_deyat-sti_tyutora.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Начальник МКУ «Отдел образования

Исполнительного комитета

Апастовского муниципального района»

_________________ Р.Р.Ахметшин

Пр. №  94  от 21.04.2015г.

«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

В АПАСТОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ»

Апастово, 2015

Составители:

1. Хураськина Ирина Борисовна – заместитель начальника по учебной части МКУ «Отдел образования»

2.Ахметзянова Лейля Гарафтиновна – методист по учебным дисциплинам МКУ «Отдел образования»

3. Гумеров Марат Азатович – тьютор учителей английского языка, учитель Апастовской СОШ

  1. Актуальность программы

Системные изменения, происходящие в российском образовании, требуют от методических служб новых, современных, актуальных и востребованных педагогической общественностью подходов к организации работы, способствующей повышению качества и степени адаптивности системы образования региона к современным требованиям образовательной политики.

Тьютор – это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования. Основным направлением тьюторской практики в системе образования можно считать сопровождение профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации в общеобразовательных организациях Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Инновация подобного масштаба требует полной мобилизации кадрового потенциала: в короткие сроки от учителя требуется пересмотреть цель профессиональной деятельности, принять идеологию нововведений, освоить новые знания и педагогические технологии. Немаловажным является информационно-методическое обеспечение инновационных процессов. В этих условиях тьюторское сопровождение является оптимальной формой методической работы, позволяющей включить в сетевое взаимодействие максимальное количество педагогических кадров.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы – реализация тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Английский язык» в условиях введения ФГОС ООО для Апастовского муниципального района.

Задачи:

  • Организовать открытую образовательную среду, действующую в условиях сотрудничества, партнерства и сотворчества в области реализации ФГОС ООО;
  • Создать творческие группы учителей для методического сопровождения преподавания учебного предмета «Английский язык» по внедрению ФГОС ООО;
  • Подобрать диагностический материал и провести мониторинг уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО;
  • Провести ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО;
  • Систематизировать и распространить опыт пилотных школ по реализации ФГОС ООО;
  • Повысить мотивацию учителей района на внедрение в свою практику ФГОС ООО.

  1. Целевая группа проекта

Учителя-предметники, методисты районного отдела образования.

  1. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

Сроки реализации программы: апрель 2015 г. – август 2016г.

Этапы реализации программы:

ПЕРВЫЙ ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Время проведения: апрель – август 2015 года

  На данном этапе разрабатывается план, отбирается содержание программы, определяется рабочая группа. Проводится анкетирование педагогов на выявление затруднений в вопросах реализации ФГОС ООО, корректировка плана работы РМО учителей английского языка на год с включением в него мероприятий по проекту.

Цель: определить организационно-содержательную базу реализации программы.

Задачи:

  1. Проанализировать затруднения педагогов в вопросах реализации ФГОС ООО в образовательном процессе.
  2. Разработать содержание теоретических и практико-ориентированных мероприятий для педагогов.

ВТОРОЙ ЭТАП – ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ

Время проведения: сентябрь 2015 г. – март 2016г.

  Этап предполагает активное взаимодействие педагогов посредством практико-ориентированного сотрудничества через мероприятия: семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации.  

  Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по внедрению ФГОС ООО в образовательный процесс.

Задачи:

  1. Создать эффективную систему методической помощи по обеспечению практической деятельности педагогов в вопросах внедрения ФГОС ООО.
  2. Обогатить профессиональную компетентность педагогов в области современных технологий реализации ФГОС ООО в образовательном процессе.
  3. Организовать профессиональный диалог о путях реализации содержания ФГОС ООО.
  4. Представить опыт работы по формам организации совместной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ООО.

 

ТРЕТИЙ ЭТАП – ИТОГОВО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Время проведения: апрель-август 2016 года

  Исполнители программы анализируют результаты проведенной работы, оформляют итоговую документацию. Анализ динамики изменения профессиональной компетентности педагогов.

  Цель: мониторинг результатов реализации проекта и анализ эффективности программной деятельности тьютора.

Задачи:

  1. Разработать систему мониторинговых процедур по результатам деятельности исполнителей и участников программной деятельности.
  2. Провести анализ выявленных результатов реализации данной программы.
  3. Сформировать информационно-методический пакет из наработанных материалов по внедрению ФГОС ООО в деятельность педагогов. Подготовить документацию по результатам выполненного (методические рекомендации).

  На начальном и заключительном этапах реализации программы проводится мониторинг с целью определения уровня профессиональной компетентности педагогов, их готовности к реализации ФГОС ООО в образовательном процессе и определение наличия позитивной динамики в профессиональном росте.

Программа мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1  Организационно-подготовительный

1.

Изучение текущей ситуации с прохождением учителями английского языка муниципального района курсов повышения квалификации по освоению требований ФГОС ОО и составление графика прохождения ими данных  курсов.

Сатламышевская СОШ

Апрель 2015г.

Методист МКУ «Отдел образования», тьютор

2.

Диагностика с целью выявления области профессиональных интересов и затруднений тьюторантов в вопросах реализации ФГОС ОО.

Сатламышевская СОШ

Апрель

2015г.

Тьютор

3.

Создание рабочей группы  из числа педагогических работников, владеющих на достаточно высоком уровне способностями к самостоятельным профессиональным действиям в реализации требований ФГОС ОО

Сатламышевская СОШ

Апрель

2015г.

Тьютор

4.

Разработка стратегии основных направлений работы.

Апрель– май

2015г.

Рабочая группа

5

Составление индивидуальных карт профессионального развития учителя (маршрутная карта).

ОУ

Апрель-август

Методисты, тьютор

Этап 2 Теоретико-практический

1.

Практические семинары:

1.«Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Стандарты второго поколения».

2.«Проектирование современного урока в условиях внедрения ФГОС ООО. Развитие культуры грамотного письма».

3.«Системно-деятельностный  подход  как методологическая основа внедрения ФГОС ООО. Работа с лексикой на уроках английского языка»

4.«Реализация ФГОС ООО: первые результаты.Обучение восприятию иноязычной речи».

Апастовская СОШ

Кзыл-Тауская СОШ

Большекокузовская СОШ

Апастовская СОШ

Август

2015г.

Ноябрь 2015г.

Январь 2016г.

Апрель 2016г.

Рабочая группа

2.

Индивидуальные и групповые консультации по вопросам реализации требований ФГОС ОО и профессионального стандарта педагога.

В течение года

Тьютор

3.

 Конкурс методических разработок   «Современный  урок в условиях ФГОС ООО».  

Отдел образования

Октябрь 2015

Методисты ОО

4.

«Круглый стол» по результатам реализации данной программы в первом полугодии.

Отдел образования

Декабрь 2015

Методисты ОО, тьюторы

5.

Конкурс индивидуальной профессиональной педагогической программы (Маршрутная карта).

Отдел образования

Январь

2016

Методисты ОО, тьюторы

6.

Конкурс технологических карт по учебным предметам.

Отдел образования

Февраль

2016

Методисты ОО, тьюторы

7.

Организация сетевого взаимодействия учителей.

ОУ

В течение года

Тьюторы

8.

Создание учебно-методического банка учителей, успешно реализующих ФГОС ООО.

Отдел образования

В течение года

Методисты ОО, тьюторы

Этап 3 Итогово-аналитический

1.

Проведение и анализ выходной диагностики.

Апастовская СОШ

апрель 2016г.

Тьютор

2.

Методический коучинг  в рамках РМО

Отдел образования

Апрель   2016г.

Руководитель РМО, тьютор

3.

Обобщение опыта работы учителей посредством издания сборника материалов «Из опыта работы по внедрению ФГОС ОО в образовательный процесс».

Апрель 2016г.

Рабочая группа

4.

Проведение конференции «Реализация ФГОС ООО как фактор положительного влияния на мотивацию учащихся и уровня их развития»

Отдел образования

Август 2016г.

Отдел образования

  1. Ожидаемые результаты реализации программы

Краткосрочные  результаты  -

1. Педагоги будут обеспечены информационно-методическим инструментарием по внедрению ФГОС ООО.

2. Педагоги будут знать нормативную базу введения ФГОС ООО в образовательную практику, инновационные формы организации образовательной деятельности, обеспечивающие реализацию ФГОС ООО.

3. Педагоги научатся оперировать педагогическими терминами ФГОС ООО.

Долгосрочные результаты -

1. Педагоги овладеют методами проектирования и моделирования образовательного процесса.

2. Педагоги приобретут профессиональные компетенции, помогающие выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ООО и профессиональным стандартом педагога.

  1. Оценка эффективность программы

  Предполагаем, что программа будет теоретически и практически эффективна  для реализации ФГОС ООО.

  1.  Риски реализации проекта и пути их преодоления

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

1. Методическая неготовность педагогов к введению ФГОС ООО

Изменения в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Теоретическое и практическое осмысление идеологии и методологии ФГОС

2. Психологическая неготовность педагогов к введению ФГОС ООО

Отсутствие мотивации у педагогов, профессиональная усталость педагогов

1. Проведение  с педагогами тренингов, анкетирования, занятий психологической разрядки

2. Привлечение педагогов к активному участию во всех мероприятиях программы.

3.Образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения

В процессе реализации ФГОС ООО в образовательном процессе

Организация консультаций со специалистами  ИРО РТ

8.Основные критерии и показатели эффективности реализации программы: 

1. Разработка

 - диагностических материалов для выявления уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО;

 -  критериев самодиагностики умений учителя по проектированию урока в соответствии с требованиями ФГОС;

 - индивидуальных профессиональных педагогических программ.

  2. Создание педагогическими работниками муниципального района

 -  банка рабочих программ по предмету «Английский язык»;

 - библиотеки образовательных ресурсов;

 - пакета заданий для формирования УУД  на уроках английского языка;

 - копилки образовательных технологий.

9. Дальнейшее развитие программы

  По окончании реализации программы деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, так как обобщение и распространение опыта по реализации данной программы в дальнейшем будет способствовать расширению сетевого взаимодействия между учителями английского языка, позволит выявлять и транслировать инновационный опыт.

          Результаты реализации данной программы могу быть использованы в дальнейшем в  разработке программы тьюторского сопровождения  педагогов к введению ФГОС в старшей школе. 


10. Список литературы

Обязательная литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

2.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012года, №273-ФЗ;

3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 54 с. – (Стандарты второго поколения).

4.Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования: письмо № 03-296 Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г.

Дополнительная литература:

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения.// Педагогика. – 2009. - № 4. - С. 8-22.

2.Блохин А.А., Монахов С.В. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения // Педагогика. 2009. - № 4. – С. 69-76.

3.Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. - 2009. - № 9. – С. 118.

4.Дронов В.П., Кондаков А.М. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент российской школы // Педагогика. – 2009. - № 4. - С. 22-26.

5.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с. - (Работаем по новым стандартам).

6.Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с. - (Работаем по новым стандартам).

7.Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.

8.Карабанова О.А. Программа развития универсальных учебных действий как развивающий потенциал стандартов общего образования второго поколения // Образовательная политика. – 2009. - № 9. – С. 9-11.

9.Кондаков А.М. Стандарт: инновационность и преемственность // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 14-18.

10.Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы. – 2011. - № 10. – С. 8-12.



Предварительный просмотр:

Анализ деятельности

тьюторского сопровождения учителей английского языка

Апастовского муниципального района в условиях введения                                         и реализации ФГОС ООО за 2015-2016 уч.г.

Цель тьюторского сопровождения:

Теоретическая и практическая подготовка педагогических работников Апастовского района к успешному внедрению и реализации ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях  Апастовского района.

Задачи:

  • Организация открытой образовательной среды, действующей в условиях сотрудничества, партнерства и сотворчества в области реализации ФГОС ООО района;
  • Создание творческих групп учителей для методического сопровождения по внедрению ФГОС ООО;
  • Разработка диагностического материала для выявления индивидуального уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО;
  • Проведение мониторинга готовности учителей района по реализации ФГОС ООО и достигнутых результатов индивидуальной профессиональной педагогической программы;
  • Систематизация и распространение опыта пилотных школ по реализации ФГОС ООО;
  • Использование эффективных образовательных технологий;
  • Изучение методической ресурсной базы для эффективной  реализации ФГОС ООО;
  • Повышение мотивации учителей района на внедрение в свою практику ФГОС ООО.

В нашем районе 19 школ: из них 10 средних и 9 основных. В школах района работает 22 учителя. Из них все 22 учителя с начала 2015-2016 учебного года реализуют ФГОС ООО. Все они прошли курсовое обучение.

В течение 2015-2016гг. реализовывались следующие этапы:

1-й этап Организационный

1.

Для эффективного тьюторского сопровождения распределили школы района по 3-м зонам.

2.

С апреля по август изучили нормативно-правовые документы, локальные акты, необходимые для реализации ФГОС ООО.

3.

Создали базы данных учителей, планирующих преподавание в рамках реализации ФГОС ООО.                                                              - Апрель-май 2015г.

4.

Составили индивидуальные карты профессионального развития учителя (маршрутная карта).                                                                        - Апрель-август 2015г.

5.

На портале «Электронное образование в РТ» создали сообщества учителей-предметников, страничку на сайте отдела образования для трансляции опыта по реализации ФГОС ООО.                                                                  - Апрель-октябрь 2015г.

6.

Все учителя, реализующие ФГОС ООО, прошли курсы повышения квалификации.

2-й этап Основной – реализационный

1.

Тьюторы оказывали помощь в реализации индивидуальных образовательных маршрутов  по запросам педагогов.

2.

Проводились индивидуальные групповые консультации для учителей по вопросам реализации требований ФГОС ООО.

3.

Выявлялись проблемы и направления развития профессиональной компетентности  педагогов.

4.

 На базе МБОУ «АСОШ» МКУ «Отдел образования» в августе 2015г. был проведён семинар директоров и зам. директоров школ «Внедрение ФГОС ООО.

Решались следующие задачи: определение уровня готовности образовательных организаций к внедрению ФГОС, обсуждение и составление образовательных программ, локальных актов, организация внеурочной деятельности.

5.

Обсуждение вопроса реализации индивидуальных образовательных маршрутов                - сентябрь 2015.

6.

 Проведение совместного семинара учителей начальных классов и предметников по теме: «Преемственность и сотрудничество начального и среднего звена» - октябрь 2015.

7.

В течение учебного года проводились семинары районного профессионального сообщества учителей английского языка с обсуждением вопросов реализации ФГОС ООО.

8.

В декабре 2015г. методисты ОО и тьюторы провели «Круглый стол» по результатам реализации данной программы в первом полугодии.

9.

Методистами ОО были проведены Конкурсы индивидуальной профессиональной педагогической программы (Маршрутная карта) и технологических карт по учебным предметам - январь, февраль 2016г.

3-й этап Итоговый - рефлексивный

1.

Выпуск брошюры из опыта работы педагогов – май 2016г.

2.

Проведение анкетирования среди учителей, работающих в 5 классах – май 2016г.

По окончании реализации программы деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, так как  процесс модернизации образования продолжается и новые подходы к организации обучения - одно из главных требований современности. Результаты реализации программы могут быть использованы в дальнейшем на семинарах, конференциях по обмену опытом.