Конкурс "Учитель года Дона 2017"

Звездина Елизавета  Сергеевна

Предварительный просмотр:

«Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения»

«В современном мире образованный человек
должен адекватно ориентироваться в
информационном пространстве».
Д.А.  Медведев

Что такое инновации в современном образовании? Это новейшие образовательные технологии: информационно-коммуникационные, интернет-технологии, технологии деятельностные, игровые, компетентностные, интеграционные, межпредметные программы, способы оценивания образовательного результата. Я считаю, инновационные подходы к преподаванию связаны, прежде всего, с изменением роли педагога. Инновации – это новый воспитатель, с новыми взглядами и задачами, который не только знает современные технологии, методы, подходы, но и испытывает необходимость в их использовании в быстро изменяющемся мире. Это педагог, который учится вместе со своими воспитанниками. Сегодня стало ясно, что только творческий воспитатель, обладающий ярко выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствования общества в целом. 

На сегодняшний день многие воспитатели уже не представляют  себе работу без использования инновационных технологий и я не исключение. Их применение помогает организовать образовательный процесс так, чтобы каждый ребёнок был его частью, хотел получать знания, опираясь на чуткого наставника и верного помощника – воспитателя.

Сегодня все мы и наши дети живем в век информатизации. Поэтому у нас формируются новые потребности и возникают новые возможности для развития и воспитания дошкольников.  Продукты научно – технического прогресса стали повседневными средствами в моей педагогической деятельности.

«Ребенок  - маленький исследователь», считал В.А.Сухомлинский, поэтому, на мой взгляд, дети, практически с маленького возраста начинают осваивать технические средства, так как они вызывают огромный интерес, особенно это заметно в процессе обучения по специальным учебно-развивающим программам. Постепенно дошколята становятся активными пользователями всех средств информационно-коммуникативных технологий.

В нашем детском саду широко используются  мультимедийные  технологии, которые, на мой взгляд, имеют преимущества перед традиционным обучением. Дети с удовольствием смотрят  презентации, фильмы, слайды, которые позволяют расширить их кругозор и получить представление о целостной картине мира.  

У ребенка повышается мотивация и интерес к окружающей жизни,  новому, через использование современных технических мультимедийных средств.

По  моему мнению, современный педагог дошкольного образования – человек  широкого кругозора, обладающий необходимыми компетентностями в области педагогики, психологии, методики, компьютерных технологий, хорошо разбирающийся в проблемах воспитания и обучения детей, способный проявлять инициативность, самостоятельность в постоянно меняющихся педагогических ситуациях и креативность  в организации  образовательного процесса.  

Мой педагогический стаж еще мал, но я четко понимаю, что выстроить образовательный процесс  возможно только через совместную деятельность, которая содержит в себе все компоненты, необходимые для обучения и воспитания подрастающего поколения.

На своих занятиях я формирую у обучающихся не только умения и навыки предметных знаний, но и интерес к изучению предметов, знакомлю учеников с языковой культурой, энциклопедическим материалом, при этом особую роль отвожу игровым технологиям с использованием проектной деятельности, таким образом это помогает, расширить компетентность детей, раскрыть таланты, повысить мотивацию к овладению новыми знаниями.

Использование современных информационных технологий является  для меня технологической поддержкой. Применяя на занятиях  информационных технологий я считаю, что это открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет новые возможности для активизации процесса обучения. Первым моим достижением стало создание презентаций к занятиям. Я заметила, что занятия стали интереснее, насыщеннее. Данная технология позволяла выводить на слайд различные рисунки, схемы, которые раньше приходилось чертить и рисовать самой. Процесс обучения стал ярким, насыщенным и «живым». Я считаю, что такой метод повышает усвоение материала воспитанниками, так как задействованы все его каналы восприятия. Соединение традиционных и инновационных методов позволяет усваивать материал как бы незаметно для самих детей. Это и есть мои маленькие достижения!

А еще я думаю, одной важнейшей целью программы является повышение моего профессионального мастерства, являясь студенткой 1 курса Таганрогского педагогического института имени А.П. Чехова, т.к. в конечном счете, успех образовательного учреждения зависит от педагогического коллектива, ведь в наших руках будущее наших детей.  

Время не стоит на месте, а поэтому и образование движется вперёд. Будут появляться новые технологии, методы, которые с удовольствием буду осваивать и применять в своей педагогической деятельности. Я как молодой педагог буду идти по своему профессиональному пути, отдавая самое лучшее, что есть в моей жизни: свою энергию, целеустремленность, инициативу и всегда отличное настроение. Ведь одно из самых главных качеств молодого педагога - оптимизм. И если молодой педагог заряжает своим оптимизмом окружающих его коллег, тогда вместе мы можем «горы свернуть» и воспитать таких людей, которыми будем гордиться!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико - математических игр» Воспитатель: Охрий Елизавета Сергеевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА» Г. ЗЕРНОГРАДА

Слайд 2

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: - Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1953 г.); - Конвенция о правах ребенка (1989 г.); - Конституция РФ (1993 г.); - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования ». - Устав МБДОУ д /с «Березка» г. Зернограда

Слайд 3

Актуальность темы Основная цель современной системы образования - вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память. Таким образом, я считаю недостаточная сформированность мыслительных приемов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления Моя задача, чтобы овладев логическими операциями, ребенок стал более внимательным, научился мыслить ясно и четко, сумел в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы и убедить других в своей правоте.

Слайд 4

Вид проекта Познавательный; Детско-взрослый; Групповой; Долгосрочный. Продолжительность проекта : 4 года (сентябрь2016 г. – май 2020 г.). Участники проекта: дети гр. « Лучики» и гр. «Непоседы», воспитатель, родители. Тип проекта: познавательный. Распространение результатов проекта: сообщение об опыте реализации проекта на педагогическом совете и семинарах учреждения, МО района.

Слайд 5

Цель проекта профессионального проекта является: теоретически обосновать и выявить влияние развивающих игр на развитие логического мышления детей дошкольного возраста. Задачи проекта 1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2.Разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста. 3.Использовать в игровой терапии задачи и загадки на развитие логического мышления. 4. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей; развивать воображение детей; развивать логическое мышление детей; 5. Развивать умственные способности детей через логико-математические игры. Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе. Способствовать развитию познавательной активности детей.

Слайд 6

Ожидаемый результат сформировать умственные способности детей через логико-математические игры, а также развивать такие качества, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.

Слайд 7

Формы , методы и приемы работы с детьми.

Слайд 8

Средства, развивающие логическое мышление - Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации. - Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях. - Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности. - Развитие логического мышления через задачи и загадки - Игры-головоломки. - Игры со счетными палочками, в шашки - Разгадывание ребусов.

Слайд 9

Развивающая среда В группах создана предметно-развивающая среда Для игр и игровых пособий выделен отдельный уголок. Собрана картотека игр и задач для логического развития детей.

Слайд 10

Вид задачи Что формирует ? Задача-шутка загадки, занимательное задание Формируют гибкость ума Логические задачи, ребусы, задачи на классификацию Формируют математический стиль мышления, развивают способность ребенка которые приводят к умению четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Задачи на исключение лишнего Формируют умений поиска решения задач . Задачи с геометрическим содержанием (геометрических фигур и их свойств) Формируют пространственное и изобразительное умений дошкольников , расширяют кругозор. Виды задач, формирующих мышление

Слайд 11

Игры на развитие интеллектуальных способностей. Интеллектуальные игры развивают способность анализировать сходство и различие предметов , которое совершенствуется в ходе решения задач «на сопоставление». Это интеллектуальная игра вида: «Одинаковое, разное у двух (трёх)». При выполнении заданий этого вида совершенствуется зрительное восприятие и произвольность внимания, кратковременная память и воображение

Слайд 12

Логические упражнения Очень любимы детьми логические упражнения, которые развивают наблюдательность и внимание, такие как : “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.

Слайд 13

Сложи квадрат

Слайд 14

Игры в шашки - Развитие логического мышления; - Развитие и совершенствование интеллекта ребенка; - Умение находить способа решения в сложной ситуации; - Формирование усидчивости и целенаправленности.

Слайд 15

Работа с родителями Одним из факторов, способствующим лучшему развитию логического мышления, является большая помощь родителей. Как это сделать? Я посоветовала родителям сделать это через игру. На родительском собрании объяснила, что развитие логического мышления поможет детям в дальнейшем обучении в школе как на занятиях по математике, так и в будущей жизни. Вниманию родителей были предложена методическая литература с занимательными материалами. В уголок для родителей я поместила информацию о значении занимательных игр, приемах руководства ими, дала описание способов их изготовления.

Слайд 16

Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА» г. ЗЕРНОГРАДА

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

 

 Воспитатель:  Охрий Елизавета Сергеевна

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

         Дошкольный возраст – это этап интенсивного развития. При этом особенностью данного периода является то, что прогрессивные изменения отмечаются во всех сферах, начиная от совершенствования психологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

           Исследования ученых ( Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,  А.З.Зак ,  Н.Н.Поддъяков и др.) убедительно доказывают , что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте с пяти до одиннадцати лет. Эти данные подчеркивают важность старшего дошкольного детства, поддержку и всемерное развитие качества мышления, специфические для  возраста, т.к. создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстывать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Важно отметить, что в исследованиях Н.Н.Поддъякова  было выявлено, что старший дошкольный возраст сензитивен к формированию основных приемов логического мышления, которыми являются  сравнение, сериация, классификация.

         Возможность усвоения некоторых логических знаний и приемов детьми дошкольного возраста показана в психологических исследованиях Л.Ф. Обуховой, Л.Ф. Говорковой, И.Л. Матосовой и др. В этих исследованиях была доказана возможность формирования отдельных логических приемов мышления ( сериации, классификации, транзитивности отношений между величинами) у старших дошкольников при соответствующей возрасту методике обучения.

          Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка.

В  дошкольном возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление тоже включает пробы, направленные на поиски решения задачи, но это пробы выполняются в уме, при помощи образов.

        Наглядно-действенное мышление является подготовительным, оно способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий, т. е. предваряет абстрактное, логическое мышление.

       Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или внутренней речи - словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов.

      Одна из важнейших задач воспитания  детей  дошкольного возраста – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи, должны быть направлены и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.

       З.А.Зак, подчеркивал, что в  дошкольном  возрасте развитие образного мышления позволяет ребенку создавать представления, лежащие в основе абстрактных понятий. В этой связи он отмечает: «Начиная устанавливать зависимость между объектами или явлениями, дошкольник постепенно приходит к способности осознавать ситуацию, требующего специального разрешения». Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте связано в значительной степени с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается у детей к 6  годам в связи с усвоением новых способов умственных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения.

        Одним из условий формирования логического мышления у дошкольников является учет особенностей психического развития детей данного возраста. Все психологические новообразования детей указанного периода отличаются незавершенностью. Это обусловливает особенности их обучения, которое должно сочетать в себе черты игры и направленного обучения, ориентируясь при этом на сложившиеся формы мышления – наглядно-действенное и наглядно-образное развитие новообразований: знаково-символической функции, элементов логического мышления. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.

           Зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме».

          Правовыми основами дошкольного образования являются: Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, Конвенция о правах ребенка, Концепция организации образовательного процесса с детьми  дошкольного возраста, Устав ДОУ, общеобразовательная программа дошкольного возраста «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., по которой работает наш детский сад.

Целью профессионального проекта является: теоретически обосновать и выявить влияние развивающих игр на развитие логического мышления детей  дошкольного возраста.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

   1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

  2.Разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей  дошкольного возраста.

 3.Использовать в игровой терапии задачи и загадки на развитие логического мышления.    4. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей; развивать воображение детей; развивать логическое мышление детей;

5. Развивать умственные способности детей через логико-математические игры.

- Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.

- Способствовать развитию познавательной активности детей.

В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей; также развиваются такие качества, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.

Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому.

Все виды логического мышления неразрывно связанны с речью, в логическом мышлении речь является единственной формой, в которой происходит мышление, так как оно состоит в установлении связи между значениями слов. Когда мы рассуждаем молча, про себя, мы пользуемся сокращенной внутренней речью, проявления которой можно зарегистрировать при помощи специальных приборов, но наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тоже включает участие внешней, а также умение понимать, прослеживать причин наследственной связи, явлений выстраивать на их основе простейшие заключения.  Логические приемы умственных действий - сравнение, сериация, обобщение, анализ, систематизация, абстрагирование - называют также логическими приемами мышления. Их формирование важно для ребенка, как с общей развивающей точки зрения, так и для развития непосредственно процесса мышления.

Виды задач,  формирующих   мышление

Вид задачи

Что формирует?

Задача-шутка загадки, занимательное задание

Формируют гибкость ума

Логические задачи, ребусы, задачи на классификацию

Формируют математический стиль мышления, развивают способность  ребенка которые приводят к умению четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли.

Задачи на исключение лишнего

Формируют  умений поиска решения задач.

Задачи с геометрическим содержанием (геометрических фигур и их свойств)

Формируют пространственное и изобразительное умений дошкольников,  расширяют кругозор.

Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру.

Среди всего многообразия игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них какого-то познавательного содержания  и поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирования своих умственных операций.

На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

В своей практике пользуюсь разнообразными формами и приемами работы, а именно:

• непосредственно образовательная деятельность;

• игровая деятельность;

• самостоятельная деятельность детей;

• рассматривание;

• чтение художественной литературы.

Средства, развивающие логическое мышление

  • Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.
  • Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.
  • Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.
  • Развитие логического мышления через задачи и загадки.
  • Игры-головоломки.
  • Игры в шашки.
  • Разгадывание ребусов.

          Для достижения необходимого развивающего эффекта обучения  реализую деятельностный подход, способствующий интенсивности  учебного процесса. Этот подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и самостоятельной деятельности; способам рассуждений.      

           Создание проблемных ситуаций, стимулирует  стремление воспитанников к самостоятельным открытиям фактов, их доказательств, решению задач. Реализация деятельностного подхода позволяет мне решить противоречия - над процессом учения и необходимостью развития у дошкольников познавательных, коммуникативных способностей.

Важное условие для полноценного развития детей - очень доступная, развивающая среда, которая должна быть открыта, мобильна, ориентирована на зону ближайшего развития ребёнка.

В своей работе использую игры на развитие интеллектуальных способностей различных авторов. Данные игры развивают способность анализировать сходство и различие предметов, которое совершенствуется в ходе решения задач «на сопоставление». Это интеллектуальная игра вида: «Одинаковое, разное у двух (трёх)». При выполнении заданий этого вида совершенствуется зрительное восприятие и произвольность внимания, кратковременная память и воображение

Очень любимы детьми логические упражнения, которые развивают наблюдательность и внимание, такие как: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.

Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.

    В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

    Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох». Логические задачи могут быть, например, следующими: Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (4 кг)

Загадки - замечательные образцы устного народного творчества. Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями. Разгадывание загадок математического содержания - это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Каждая загадка - это и еще логическая задача, решая которую, ребенок должен совершать сложные мыслительные операции. Важно научить ребенка не только отгадывать загадки, но и доказывать правильность отгадки, используя разные способы доказательств, путем простейших индуктивных и индуктивно-дедуктивных умозаключений. решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Также дети любят игру сложи квадрат: выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления.

Игры Кюизенера.  Цель игры:

• Развивать у детей представление о числе;

• Научить их измерению с помощью мерки;

• Развивать комбинаторные способности;

• Познакомить с ориентированием;

• Учить выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры.

Также использую игры с блоками Дьенеша, доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике, развивают творческие способности, восприятие, память, внимание и воображение. Логические блоки применяю:

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);

Особо полюбившаяся игра это шашки, которая поможет в будущем способы решения в сложных ситуациях, стимул к победе, спортивный дух.

Все мы знаем, как детям нравятся герои различных мультфильмов, как им интересна игра в домино герои мультфильмов, которая развивает внимание и логические способности, учит находить одинаковые картинки и соединять их в цепочки.

Очень важна индивидуальная работа по логическим схемам.  Я посчитала целесообразным внедрить в образовательный процесс работу в тетрадях на печатной основе " Я решаю логические задачи" автор Е. В. Колесникова. Работу веду как отдельное занятие в игровой форме. В гости к детям приходят разные сказочные герои и дети помогают им выполнить задание, учат, как нужно выполнить, исправляют ошибки допущенные героями в выполнении заданий.

Также в работе с детьми, использую большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры, как «Домино», «Угадай-ка», «Необычные фигуры», «Засели домики», «Где, чей гараж». В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностного характера:

• Научить работать коллективно;

• Придерживаться определенных правил;

• Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;

• Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.

Одним из факторов, способствующим лучшему развитию логического мышления, является большая помощь родителей. Все мы гордимся своими детьми, честолюбиво наблюдая за их успехами и достижениями. Однако, едва ли не половина успеха в развитии личности ребенка, его интеллекта, творческих способностей, умения общаться, развитие эмоциональной сферы зависит от нас – взрослых. И, конечно, в первую очередь - от его родителей. Как это сделать?  Я посоветовала родителям сделать это через игру. На родительском собрании объяснила, что развитие логического мышления поможет детям в дальнейшем обучении в школе как на занятиях по математике, так и в будущей жизни. Вниманию родителей были предложена методическая литература с  занимательными материалами.  В уголок для родителей я поместила информацию о значении занимательных игр, приемах руководства ими, дала описание способов их изготовления.

Проводя работу по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что эта необходимая работа, что это интересная работа, как для меня, так и для детей, что самое главное.

Заключение

Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями. Логико-математическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер. Применение математических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка

Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.