Консультации для педагогов

Анчугова Ирина Николаевна

Мастер – класс для педагогов «Подвижные игры как средство предупреждения плоскостопия»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников.

Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.

Консультация для педагогов

 

hello_html_m3ee1ed43.jpg

                                                                                                                               

 

Воспитатель:

                                                                                                                          Анчугова И.Н.

г. Югорск, 2016

  1. Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
     

 Дидактические игры способствуют:

  • Развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умения  высказывать свои суждения, делать умозаключения.
  • Развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
  • Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.
         

Структуру дидактической игры 

 Основные компоненты:

- дидактическая задача

- игровые действия

- игровые правила

Дополнительные компоненты:

- сюжет

-роль.

- дидактический материал      

- результат.

Проведение дидактических игр включает:

1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).   

2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.      

3.Показ игровых действий.   

4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).    

5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. 

         Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.                        

Виды дидактических игр: 

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.  

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

      Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх используют природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
     Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, животными и растениями, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки".  С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.                                                                       

      Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. 

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.                                                                                              

  1. Игры с блоками Дьенеша как средство развития интегративных качеств дошкольников

Интеллектуальная готовность к обучению в школе связана с развитием мыслительных процессов — способностью обобщать, умением сравнивать объекты, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка в дошкольном возрасте должна быть определенная широта представлений. Также должно быть соответствующее речевое развитие и познавательная активность.

         В качестве одного из приоритетных целевых ориентиров дошкольного образования выделены предпосылки универсальных учебных действий, создающие технологическую базу преемственности дошкольного и начального образования.

В дошкольных образовательных учреждениях применяются разнообразные развивающие пособия. Однако не во многих пособиях есть возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения.

Одним из наиболее результативных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для раннего развития логики, и, прежде всего, для подготовки мышления к восприятию математики.

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с дошкольниками способствует:

  • формированию у детей представлений о свойствах предметов
  • развитию у детей умения решать познавательные задачи, через развитие мыслительных умений (анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование), умения кодировать-декодировать, выполнять логические операции с использованием слов «и»«или»«не»«все»«любой»
  • развитию элементарной алгоритмической культуры мышления, способности производить действия в уме как предпосылок умения управлять своим поведением и планировать свои действия
  • развитию умения решать личностные задачи адекватные возрасту через создание и реализацию замыслов
  • развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности, настойчивости.

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур. По задумке автора в наборе нет ни одной одинаковой модели. Каждая геометрическая фигура характеризуется 4 признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Формы организации работы с логическими блоками:

  1. Комплексные и интегрированные занятия, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену видов деятельности.
  2. Игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
  3. Вне занятий, в предметно — развивающей среде (изобразительная деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Этот набор можно использовать как дидактический материал в процессе непосредственно образовательной деятельности решая задачи образовательных областей «Познание»«Социализация»«Коммуникация»«Художественное творчество».

         В процессе выполнения разнообразных действий с логическими блоками у дошкольников формируются различные мыслительные операции, необходимые, как и в предматематической подготовке, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Логические блоки представляют собой эталоны геометрических форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Чем раньше ребёнок знакомиться с блоками, как часто и последовательно с ними работает, тем раньше он готов принимать более сложные условия игр. Когда дети освоят простейшие логические операции – можно переходить к более сложным задачам.

Для систематической работы с дошкольниками одной группы на протяжении всего дошкольного возраста требуется один набор объемных логических блоков и 6 — 8 наборов плоских логических фигур.

Наряду с логическими блоками также можно использовать карточки, на которых обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) при помощи условных знаков.

Применение таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств геометрических фигур. Эти способности и умения также можно развивать в процессе выполнения различных предметно — игровых действий.

Карточки — свойства помогают детям перейти от наглядно — образного к наглядно — схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

В зависимости от возраста дошкольников можно использовать комплект по частям. Например: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине или разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине. И только потом использовать полный комплект фигур. Ведь чем разнообразнее действия с материалом, тем сложнее ребенку сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

Логические блоки могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач, так как они представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник).

Прежде чем приступить к играм и упражнениям с логическими блоками, нужно, чтобы ребенок самостоятельно познакомился с ними. Ребенок может использовать их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе выполнения различных действий с блоками дети определят, что они имеют различные свойства. Также не стоит заострять внимание детей на термине "блок". Ведь для ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми лучше пользоваться словом "фигура".

Игры с блоками Дьенеша можно предъявлять детям в следующей последовательности:

  • конструирование и моделирование
  • изучение цвета
  • изучение форм
  • изучение свойств
  • сравнение, классификация и обобщение
  • работа с карточками свойств
  • выполнение логических заданий и построение алгоритмов.

Всё это производится в игровой форме, непринуждённо и с интересом!

Младшим дошкольникам можно предложить простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине.

У игр и упражнений есть три варианта сложности. Вначале дети оперируют одним свойством (круглые), на следующем этапе осваивают 2 свойства (цвет, форма), затем 3 (цвет, форма, размер).

Для детей старшего дошкольного возраста игры усложняются:

  1. Поиск фигур по 3-4 свойствам («Домик»«Построй дорожку»).
  2. Введение карточек и кубиков с символами.
  3. Введение отрицательного свойства.
  4. Работа с множествами.
  5. Усложнение алгоритмов.

Использовать игры и упражнения с блоками можно как на занятиях, так и в свободные часы дома и в детском саду. Их можно дополнять и другими развивающими игровыми заданиями, вносить новые игровые задачи, действия, изменять сюжет и роли, что поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности.

Игры с блоками Дьенеша станут хорошими помощниками при подготовке к школе. Если работа с ними будет осуществляться систематично, то можно быть уверенным в результате. Тренируемые мыслительные процессы и личностные качества станут помощниками, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программы школы.

Логические блоки Дьенеша давно используются педагогами в других странах мира. Педагоги нашей страны тоже знакомы, но в практической работе с детьми используют их с осторожностью. Для этого есть несколько причин: во — первых в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, во – вторых в отсутствии соответствующей методической литературы касающейся данного вопроса.

Приложение

Игры с блоками Дьенеша

Дидактическая игра «Сколько?»

Материал: логические фигуры.
Цель игры: развитие умения задавать вопросы, выделять свойства.
Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов "Сколько..." За каждый правильный вопрос ребенок получает фишку. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
Варианты вопросов: "Сколько больших фигур?"

"Сколько красных фигур в первом ряду?"  (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т.д.

Дидактическая игра «Художники»

Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона, дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.
Цель игры: развитие умения анализировать форму предметов, сравнивать по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции).
Описание игры: детям предлагается "написать картины" по эскизам. Одну картину могут "писать" сразу
несколько человек. Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку
картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.

Дидактическая игра «Магазин»

Материал: Товар (карточки с изображением предметов), логические фигуры.
Цель игры: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор.
Описание игры: дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

Дидактическая игра  «Что изменилось?»

Цель игры: совершенствование  знаний детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине; развитие мышления.

Материал: Набор блоков Дьенеша.
Описание игры: перед ребенком на стол  выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Дидактическая игра «Хоровод»

Цель: классификация блоков по двум – трем признакам: цвету - форме; цвету – форме – размеру.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Описание игры: воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.

Дидактическая игра «Второй ряд»

 Цель игры: развитие  умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Описание игры: выложить в ряд 5- 6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

Дидактическая игра «Найди клад»

Цель игры: совершенствование  знаний детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине; развитие мышления.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Описание игры: выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы. Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

Дидактическая игра « Игра с одним обручем»

Цель игры: развитие  умения разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.

Описание  игры: перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Цель игры: развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Описание игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).

1.Затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.

2.После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча.

Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

Дидактическая игра «Заселим в домики»

Цель игры: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением дорожек и домиков

Описание игры: перед детьми таблица № 1. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.

hello_html_m74427de2.jpg

Таб.1

Дидактическая игра «Цепочка»

Цель игры: развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша.

Описание игры: от произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

  • Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
  • Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);
  • Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
  • Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Дидактическая игра «Помоги сказочному герою»

Цель игры:  упражнение детей в группировке геометрических фигур, развитие наблюдательности, внимания и памяти.

Описание игры: разделите  фигуры между сказочными  героями так, чтобы:

- У  Буратино оказались все синие квадраты

- Чтобы Карандашу  достались все  желтые

- Чтобы Незнайке достались все желтые и большие.

Дидактическая игра «Этажи»

Цель игры: развитие умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам; пражнять в счете; развитие ориентировки в пространстве, внимания, логического мышления.

Материал: Набор блоков.

Описание игры: предлагается выложить  в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Игра - Сказка «В царстве блоков»
Материал: Блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.
Цель игры: знакомство с блоками, их свойствами; развитие внимания, умения выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображения, творческого мышления. 
Описание игры: дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толстый и тонкий прямоугольники). И вот однажды…» 
Варианты: Далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с темой. (Пошли в лес за грибами…, Взяли домашнего питомца… и т.п.)
В играх с блоками Дьнеша очень удобно использовать в качестве дополнительного материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».

Дидактическая игра «Космический корабль»
Материал:
 обручи красного, синего, желтого цветов, большой треугольник-ракета из ковролина или картона, карточки с символами свойств или логические кубики, блоки Дьенеша.
Цель игры: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам, развитие логического мышления, внимания.
Описание игры: обручи раскладываются на полу в ряд, добавляется треугольник-ракета. С помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цвета) определяется условие для каждого из обручей.

Правила: Чтобы вывести комический корабль на орбиту необходимо заполнить топливом все три ступени ракетоносителя, в соответствии с условием.
Варианты игры:
Первый вариант. Дети делятся на команды, каждая из которых заполняет свой обруч, условия в обручах равнозначные по сложности.
Второй вариант. Дети самостоятельно выбирают обруч, который будут заполнять, и/или условие, подбрасывая кубик, условия в обручах разные по степени сложности.
Третий вариант. Можно заполнять любые обручи, условия в обручах могут быть как одинакового, так и разного уровня сложности.
Уровень сложности:
Простой: условие задает только цвет обруча, либо добавляется еще одно свойство (форма, размер, толщина). 
Средний: используются 2 вида карточек символов свойств, например, форма и размера, формы и толщины и т.п.
Высокий: используются все карточки с символами свойств включая отрицание.
Дополнительный материал: звуки реактивного двигателя, загадки о космосе.

Игра «Украсим елку бусами»
Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур.
Цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.

Описание игры: надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький 
желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

hello_html_m5cbca08f.jpg

Подвижная игра «Кошки-мышки»
Цель игры: развитие умения «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей.
Материалы: жетоны на тесемках с символами свойств для Кота и Мышей.
Описание игры: Дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать, используя считалки В.Левина). Рядом с ним жетоны для кота.
Хоровод движется со словами:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот
И разгонит хоровод.
На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет довить. Остальным мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом» и игра продолжается.
Примечание: в качестве жетонов можно использовать карточки с символами свойств.
Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем усложнять, изменяя свойства и комбинируя их. Например: кот ловит красных и круглых мышей. 
Высокий уровень сложности - наличие логического отрицания.

Дидактическая игра «Найди меня»
Цель игры: развитие умения читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.
Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания).
Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру.
Возможно использовать слова:
«Блоки, блоки разные желтые, синие и красные,
Всем нам они знакомые, Найдите меня!»

Дидактическая игра «Улитка»
Цель игры: упражнение детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.
Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.
Описание игры: воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

Дидактическая игра «Домино»
Цель игры: развитие умения выделять свойства геометрических фигур. 
Материал: Блоки Дьенеша.
Описание игры: в эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.
Как ходить?
Фигурами другого размера (цвета, формы).
Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.
Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).
Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.
Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

дошкольные группы общеразвивающей направленности

мет.коп.фон.png

Дидактические  игры

для детей старшего дошкольного возраста

  1. «Православные праздники»

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к православной культуре- праздникам. Развитие логического мышления, памяти.

Материал: Карточки- подсказки, разрезные картинки – буквы.

Правила игры:

В игре могут принимать участие 3-6 человек. Ведущий задает задание составить название православного праздника, опираясь на карточку-подсказку. Выигрывает тот, кто быстрее составит название.

С

Е

Н

Р

И

Т

О

Ж

Д

В

П

А

Х

К

Щ

З

  1. «Приготовим пасху »

Цель:закрепление знаний детей о приготовлении православного блюда - пасхи.

Предварительная работа: беседы о праздновании праздника- Пасха, рассматривание иллюстрации , чтение  сказок « Красношейка» (СельмаЛагерлёф); «Мальчик и синичка»; «Сказка про цыпленка» (Ольга Максимова); « Пасхальное яичко»;» Сказка про пасхального кролика» (Мария Шкурина); «Пасхальная сказка про волка»; «Подснежник и божья коровка» (Валентина Ануфриева); « Помощник пекаря» (Ирина Рогалёва). Дидактические игры «Вкусная каша»; « Пасхальные угощения».

Ход игры: На столе в беспорядке расположены картинки с изображением продуктов: рис, свекла, макароны, сахарная пудра, сметана, конфеты,  мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль, цукаты.

Задание: выбрать только те продукты, из которых можно приготовить пасху. Остальные картинки надо убрать.

  1. «Любящее сердце»

Цель: формирование у детей способности определять и называть нравственные качества человека.

Материал: пластмассовая коробочка в виде сердца, разноцветные камушки.

Ход игры: Ведущий предлагает наполнить «пустое сердечко», теми качествами, которыми должен обладать любящий человек (дети называют по 1 качеству и кладут камушек в сердечко). (Милосердный, верный, добрый, чуткий, сердобольный, сострадательный, смелый, милостивый, добродушный, храбрый, находчивый; заботливый  и т.д.)

  1. «Сезонное лото»

Цель:совершенствование знаний детей о государственных и православных праздниках в разное время года.

Материал: 4 разноцветные карточки обозначающие времена года- лето-красный; зима- синий; осень- желтый; весна- зеленый, разделенные на 6 частей, разрезные карточки, с изображением и названием праздника.

Ход игры:В игре могут принимать участие 1-4 человека. Ведущий называет праздник, игроки должны,  вспомнить в какое время года этот праздник проходит,  и  тот игрок, у которого карточка  с  этим сезоном быстро поднимает руку. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет свою карточку.

Образцы  разноцветных карточек:

1.Осень.

2.Зима

3.Весна

4.Лето

Образцы  разрезных  карточек:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\зимние праздники\картины зимн празд\512987_k.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\otkritka-s-novim-godom-1.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\зимние праздники\картины зимн празд\7.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\зимние праздники\картины зимн празд\TD.jpg

C:\Users\Группа 3\Desktop\сретен.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\1.png

DSC06029

DSC06036

открытка.jpg

C:\Users\Группа 3\Desktop\8 марта.jpg

http://astro.uni-altai.ru/picture/full/1066533731.jpg

Праздник 1 июня - Международный день защиты детей

Праздник 12 июня - День России

http://www.mekongnet.ru/uploads/spaw/thang06b_2009/22_6_ngonlua_600.jpg

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=259316702-54-72&n=21

http://prazdnik-land.ru/media/uploads/10010/images/31133139.jpg

C:\Users\Группа 3\Desktop\троица.jpg

Картинки по запросу Осенний праздник покров

90736934_4698066_77721586_12

ddr_0

0003-003-Iz-istorii

1715428166

4ee0b191f1412_a700a44504a2

Интернет- ресурсы:(картинки)

http://www.duremar.ru/imaginator/uploads/4ee0b191f1412_a700a44504a2.jpg

http://www.qvad.ru/application/includes/uploadIMG/373.jpg

http://ds132.centerstart.ru/sites/ds132.centerstart.ru/files/images/ddr_0.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/736/90736934_4698066_77721586_12.gif

http://900igr.net/datas/prazdniki/Den-uchitelja/0003-003-Iz-istorii.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Мастер – класс для педагогов

«Подвижные игры как средство предупреждения плоскостопия»

Подготовила
воспитатель Анчугова И.Н.

Югорск 2019 г

Целью игры должно быть развитие

мускулов дитяти, а средство к достижению этого -  движения.

В то же время подвижная игра должна иметь целью не только физическое упражнение, но и умственное…

Е.Н.Водовозова

Полноценное физическое развитие ребенка – это основа формирования личности. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость и работоспособность.
Здоровых детей с каждым годом становится всё меньше и меньше. По мнению многих специалистов, которое мы полностью разделяем, физическое воспитание в ДОУ должно предупреждать заболевания и отклонения, т.е. быть профилактическим.

Свод стопы формируется у детей 3-4 лет. Однако, относительная слабость мышц и связок сохраняется до 6-7 лет даже у здоровых детей. Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стоп перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются и возникает плоскостопие. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на её функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Поэтому, игры и упражнения подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитания навыка правильной ходьбы.Правильно сформировать и укрепить мышцы свода стопы помогут так же хождение босиком по земле, песку, камушкам, плавание, езда на велосипеде, танцы.

Особое место в комплексе физических упражнений дошкольников занимают подвижные игры, поскольку в этом возрасте игра рассматривается ведущий вид деятельности, удовлетворяющий основные потребности ребёнка.

Оздоровительная ценность подвижной игры определяется физиологическими сдвигами, происходящими в организме. Активизируются физиологические процессы – дыхание, кровообращение, обмен веществ, деятельность центральной нервной системы (ЦНС) и желез внутренней секреции. Укрепляется костно-мышечная система, улучшаются подвижность суставов, эластичность мышц и связок. Создаются условия для повышения работоспособности. Благодаря положительным эмоциям, испытываемым игроками в процессе подвижной игры, улучшается их субъективное состояние – повышается самочувствие, активность настроение.

Образовательная ценность подвижной игры обеспечивается посредством закрепления и совершенствования у детей двигательных умений и навыков развития двигательных качеств, расширение и углубление доступных представлений и знаний, как в сфере физической культуры, так и об окружающем мире в целом. Участие в подвижной игре обогащает игроков новыми ощущениями, представлениями, понятиями. Подвижные игры способствуют развитию психических процессов (внимания, мышления, воображения памяти, речи), формирование умений анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное.

Воспитательная ценностьподвижной игры обусловленарешением в процессе ее проведения задач нравственного, эстетического и трудового воспитания. Подвижные игры, как один из наиболее привлекательных для детей видов физической активности, являются эффективным средством формирования их интереса и потребности в физкультурной деятельности. Подвижные игры предусматривают подчинение правилам, что обеспечивает формирование произвольного поведения у дошкольников, самоконтроля, честности. Коллективные подвижные игры основаны на высокой степени взаимодействия детей, благодаря чему они содействуют формированию у детей коммуникативных способностей, развитию таких важных качеств, как доброта, сочувствие, взаимопомощь.

   Многообразие подвижных игр даёт возможность обеспечить реализацию всего спектра оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

   Подвижные игры и упражнения, направленные на предупреждение плоскостопия, можно классифицировать следующим образом.

 * Ходьба по ребристым доскам, массажным коврикам,   дорожкам, гимнастическим палкам, на носках, на наружной стороне стопы, перекатом с пятки на носок, с поворотами стоп пятками наружу носками внутрь, шагов с пружинкой, со сгибанием пальцев ног;

*  захватывание пальцев ног различных предметов и их перекладывание, перебрасывание друг другу мячей ногами, катание стопами гимнастических палок, массажных и обычных мячей;

*  бег и прыжки на носках, лазанье по гимнастической стенке. 

Специально подобранные подвижные игры следует систематически применять в различных формах физического воспитания, включая их в содержание занятий по физической культуре, утренней гимнастике и гимнастике после дневного сна, динамических пауз, активного отдыха и индивидуальной работы по развитию движений. Такие игры проводятся в помещении, так как дети занимаются босиком.

Таким образом,подвижные игры занимают особое место как в физическом воспитании ребенка, так и в лечении, обеспечивая воздействие на его организм и высокую эмоциональность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста «Подвижная игра как средство предупреждения плоскостопия» Подготовила Анчугова И .Н.

Слайд 2

Целью игры должно быть развитие мускулов дитяти, а средство к достижению этого - движения. В то же время подвижная игра должна иметь целью не только физическое упражнение, но и умственное… Е. Н. Водовозова Плоскостопие – это одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода. Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений.

Слайд 3

Основные причины развития плоскостопия * Недоразвитие мышц стопы; * большие физические нагрузки; * излишний вес; * ношение неправильно подобранной обуви; * косолапость ; * Х- образная форма ножек; * т равмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки; * наследственность

Слайд 4

Признаки плоскостопия * Быстрая утомляемость ног; * к вечеру возможно появление отека стоп; * ноющие боли в стоянии и ходьбе в голенях и стопах; * быстрое изнашивание внутренней стопы подошвы; * искривление пальцев ног

Слайд 5

Последствия плоскостопия * Некрасивая, раскачивающаяся походка; * искривление позвоночника; * частые головные боли; * развитие артроза (деформация коленей и голеней); * быстрая утомляемость; * раздражительность , нарушение работы нервной системы

Слайд 6

Игры, направленные на исправление плоскостопия * Ходьба по ребристым доскам, массажным коврикам, дорожкам , гимнастическим палкам, на носках, на наружной стороне стопы, перекатом с пятки на носок, с поворотами стоп пятками наружу носками внутрь, шагов с пружинкой, со сгибанием пальцев ног; * захватывание пальцев ног различных предметов и их перекладывание, перебрасывание друг другу мячей ногами, катание стопами гимнастических палок, массажных и обычных мячей; * бег и прыжки на носках, лазанье по гимнастической стенке.

Слайд 7

профилактика плоскостопия

Слайд 8

«КАТОК» Ребёнок катает вперёд-назад мяч, скакалку или гимнастическую палку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Слайд 9

«РАЗБОЙНИК» Р ебёнок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего выполнения ФУ. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). ФУ выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Слайд 10

«МАЛЯР» Ребёнок , сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъёму другой по направлению от большого пальца к колену. “Поглаживание” повторяется 3-4 раза. ФУ выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Слайд 11

«СБОРЩИК» Ребёнок , сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья и др.) и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе.

Слайд 12

«ХУДОЖНИК» Ребёнок , сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. ФУ выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Слайд 13

«ГУСЕНИЦА» Ребёнок , сидя на полу с согнутыми коленями. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперёд (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки за счёт сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут касаться пола. ФУ выполняется обеими ногами одновременно.

Слайд 14

«КОРАБЛИК» Ребёнок , сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы, друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

Слайд 15

«МЕЛЬНИЦА» Ребёнок , сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в разных направлениях.

Слайд 16

«Мой веселый звонкий мяч» Цель : закреплять умение прыгать на носках легко и бесшумно; укреплять мышцы, суставы и связки нижних конечностей; формировать своды стопы; совершенствовать функциональные возможности организма. Ход игры : дети стоят в круге и ритмично прыгают на месте. Ведущий читает стихотворение С. Маршака: Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Жёлтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой. После окончания слов дети разбегаются, а ведущий догоняет их. Также можно после окончания слов подбросить мячи вверх, дети догоняют их и начинают выполнять упражнение для укрепления мышц стоп. Поочерёдное катание стопой массажного мяча.

Слайд 17

«Цветы и бабочки» Цель : закреплять умение бегать в разных направлениях, развивать быстроту, ловкость, равновесие; укреплять мышцы и связки стопы и голени; формировать своды стопы; совершенствовать функциональные возможности организма. Ход игры : на ковре разложены обручи – это «цветы », дети изображают «бабочек». Под музыку дети бегают между обручами, руками имитируют движения крыльев бабочек, кружатся. По окончанию музыки дети встают в обручи: ходят приставными шагами по ободу.

Слайд 18

Советы по предупреждению плоскостопия * У детской обуви должен быть жесткий задник, эластичная подошва, низкий устойчивый каблук; * ребенку необходимо как можно больше двигаться, так как малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформации скелета, плоскостопию; * необходимо формировать привычку ставить ноги при ходьбе правильно (стопы параллельно ); * полезно ходить босиком по различным поверхностям.

Слайд 19

Здоровье стоп в наших руках!