Моя документация

Пестова Айгуль Гильмидановна

Конспекты, рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_proverku.docx21.91 КБ
Файл plate_dlya_vesny.docx19.17 КБ
Файл rabochaya_pr_fiz.docx25.38 КБ
Файл rabochaya_progr_hudozh_estetich_razv.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Домашние животные

Задачи:

  • Дать  представление  о домашнем животном (кошка), об особенностях  её  внешнего вида, поведения.
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, зрительную память, мышление.
  • Воспитывать бережное отношение к животным; аккуратность в работе с пластилином.

Оборудование: рисунок домашнего животного, пластилин, игрушка кошка.

План занятия

1.Организационный момент.

2. Практическая часть.

3.Физкультминутка.

4. Подведение итогов занятия.  

Ход занятия

1.Организационный момент

То мурлычет, то играет, то куда-то убигает,

Убегает далеко.

Он мурлыкает и с блюдца пьёт сырое молоко.

- Кто к нам в гости пришел? Кошка.

Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы.

Глаза смелые, зубки белые.

Вот какой у нас коток, котя серенький лобок.

- Погляди  на котика, какая у него шубка? Мягкая, мягонькая

- А на лапках коготки, они острые и царапаются.(Приподнимаем котика)

- Мягонькие лапки, в лапках цап-царапки.

Наш котик сидит и лапки у него не видно.

- А ещё у котика есть что? Голова.

На головке ушки, глазки, носик, усы, а ротик не видно, спрятался в шёрстке.

- А еще посмотри у кошечки есть длинный хвостик.

Игра «Собери кошку»(картинку)

2. Практическая часть. (Показ и проговаривание приёмов работы.)

 На столе стоит корзина с клубочками, рассмотрение их.

- А сейчас мы вместе слепим из пластилина клубочки для нашей кошечки.

Последовательность лепки.

3 Физкультминутка.

«Кисонька – мурысонька, где ты была?» Разводят руками.

- На мельнице. Крутят руками.

«Кисонька – мурысонька, что там делала?»

- Муку молола. Руки сжаты в кулачки, вытянуты

вперёд, движения вверх, вниз.

«Кисонька – мурысонька, что из муки пекла?» Лепят руками пирожки.

- Прянички.

«Кисонька – мурысонька, с кем прянички ела?»

- Одна. Прячут руки за спину.

«Не ешь одна, не ешь одна». Грозят друг другу пальчиками.

4. Подведение итога занятия

- Сегодня к нам в гости приходила кто?

- Что мы делали?



Предварительный просмотр:

Тема: Платье для весны.

Цель: Формировать умение и навыкам составлению аппликации.

Задачи: Развивать интерес и положительное отношение к аппликации;

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений руки и глаза;

Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброту, внимание, отзывчивость.

Оборудование: альбомный лист, заготовки для аппликации (платье, листочки, цветочки), клей, салфетки.

Ход занятия:

Стук в дверь, воспитатель приносит письмо от Весны

«Ребята, украсьте мои платья разноцветными цветами и листочками».

Воспитатель: Ребята, поможем нашей весне (Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, весна отправила нам вот такие платья, их нужно украсить. Мы украсим, покажем их нашей весне и она очень обрадуется.

- Проходите, пожалуйста, за столы (Дети садятся за столы).

-Чем же мы украсим наши платья? (Ответы детей) 
- Какие цветы бывают? (Ответы детей)
- Чем они отличаются друг от друга? (Цветом, величиной ). 
- Действительно, цветы бывают большие – маленькие, красные и желтые, а еще у цветов есть листочки.
- Ребята, у меня есть украшенное платье, посмотрите какое оно красивое. Оно украшено разноцветными цветочками.

- Прежде чем мы начнем украшать платье, потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому,
Приходили прямо к дому 
Указательный и средний, 
Безымянный и последний, 
Сам мизинчик малышок, 
Постучался на порог, 
Вместе пальчики друзья 
Друг без друга жить нельзя. 


- А теперь  начнем украшать  платье цветами и листочками. Но не приклеивайте, а то вдруг вам захочется что-то в нем изменить(воспитатель подходит к детям и смотрит). 

Дети сначала раскладывают цветы и листочки на платье.
- А сейчас возьмите кисточки, наберите на них немного клея и приклейте готовые формы к платью. Клейте аккуратно, осторожно, чтобы работы получились красивые и нарядные(дети приклеивают). 
- Посмотрите, как мы дружно поработали, какие замечательные работы у вас получились. Рассмотрим их вместе? Какая интересная работа получилась у Алёши. Все наклеено очень аккуратно, просто замечательный платья (рассмотреть все работы).

- Какие платья  у вас получились? (нарядные, красивые, замечательные). Весна  будут очень рады такому подарку! 

- Что вам сегодня трудно было делать на занятии? А что понравилось?



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 8 Копейского городского округа Челябинской области

«РАСМОТРЕНО»:                

На заседании школьного

методического объединения специалистов службы сопровождения

Руководитель МО:

__________ __Г.В. Ростова

Протокол № 1

от «29»08.2016г.

                        

«СОГЛАСОВАНО»:

Заместитель директора

по дошкольному

образованию

_______В.Т. Деревцова

от «29»08.2016г.

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор МОУ

школы –  интернат №8

Копейского городского округа:

_______ М.В. Шурупова

Приказ № 238/1

от 02.09. 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Физическое развитие»

Раздел: физкультурные занятия

Рассчитана на детей с расстройствами аутистического спектра 4-7 лет.

Срок реализации 3 года.

Разработчик:

Воспитатель

Высшей квалификационной категории

Пестова А.Г.

2016- 2017 учебный год

Пояснительная записка

Двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики. Детям свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тяжелая, порывистая походка, импульсивный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны и механистичны, с отсутствием пластичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. У многих детей на уроке адаптивной физкультуры проявляются стереотипные движения. Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным «агентом социализации» личности. Для развития двигательной сферы аутичных детей важен осознанный характер моторного обучения. Аутичному ребенку сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам. Поэтому основными целями обучения аутичных детей на занятиях адаптивной физической культуры являются:

  • развитие имитационных способностей (умения подражать);
  • стимулирование к выполнению инструкций;
  • формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);
  • воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.

 Адаптивное физическое воспитание детей с ОВЗ предусматривает решение общих и специфических задач.

К общим задачам относятся:

  • охрана и укрепление психического и физического здоровья детей;
  • формирование начальных представлений о здоровом и безопасном образе жизни;
  • закаливание и предупреждение простудных заболеваний;
  • совершенствование качества двигательных актов и развитие основных движений.
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;

 К коррекционным задачам относятся:

  • исправление нарушений динамики движений;
  • стимулирование двигательной активности детей;
  • коррекция нарушений моторики (общей, тонкой, мимики лица);
  • предупреждение вторичных физических отклонений развития;
  • коррекция нарушений мышления, речи, сенсорной сферы и социально-эмоционального развития в процессе двигательной деятельности в разнообразной предметно-игровой среде.

Задачи обучения и воспитания

физического развития и физического воспитания

4-7 лет

  • Учить детей внимательно смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.
  • Учить детей выполнять движения и действия по подражанию взрослому и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх - вперед - в стороны - за голову - на плечи).
  • Учить детей ходить стайкой за воспитателем.
  • Учить детей ходить по дорожке и следам.
  • Учить детей спрыгивать с высоты (с гимнастической доски высотой 10-15 см).
  • Учить детей ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске, залезать на горку с поддержкой взрослого и самостоятельно спускаться с нее.
  • Учить детей проползать под веревкой, под скамейкой.
  • Учить детей удерживаться на перекладине с помощью взрослого.
  • Учить детей ловить и бросать мяч большого и среднего размера.

  • Учить детей передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу.
  • Учить детей метать в цель предмет (мешочек с песком).
  • Учить детей ползать по гимнастической скамейке на четвереньках.
  • Формировать у детей умение удерживаться на гимнастической стенке и лазать вверх и вниз по ней.
  • Учить детей ходить на носках с перешагиванием через палки.
  • Учить детей ходить, наступая на кубы, «кирпичики»; ходить, высоко поднимая колени, как цапля.
  • Формировать у детей желание участвовать в коллективных подвижных играх, самостоятельно принимать участие в них, проявлять инициативу при выборе игры.
  • Учить детей передвигаться прыжками вперед.
  • Учить детей выполнять скрестные движения руками.
  • Формировать личностные качества, необходимые для совместной деятельности («рядом» и «вместе») с взрослыми и детьми.

Предполагаемые результаты:

Дети должны научиться:

  • выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции;
  • ловить и бросать мячи большого и среднего размера;
  • передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу;
  • метать в цель мешочек с песком;
  • ползать по гимнастической скамейке на четвереньках;
  • подлезать под скамейкой, воротами, различными конструкциями и перелезать через них;
  • удерживаться на гимнастической стенке и лазать по ней вверх и вниз;
  • ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны, вперед;
  • ходить на носках с перешагиванием через палки;
  • ходить, наступая на кубы, «кирпичики»; ходить, высоко поднимая колени, как цапля;
  • передвигаться прыжками вперед;
  • выполнять скрестные движения руками;
  • выполнять некоторые движения по речевой инструкции (руки вверх, вперед, в стороны, за голову, на плечи).

Диагностика «Физическое развитие»

№ п/п

Компоненты интегративного качества

Начало года

Конец года

I.

владеет соответствующими возрасту основными движениями:

 - ходьба 

1. Обычная

2. на носках, на пятках

3.перешагивание предметов

4.с высоким подниманием колен

5.удерживание позы в равновесии

6. воспроизводит простые движения по показу взрослого

 - бег 

1.нормальный

2.ноги полусогнуты

3.боковые раскачивания

 - прыжки

1.в длину с места

2.на двух ногах

3.на одной

 - метание и ловля мяча

1.отбивает

2.катает

3.в цель

4.катание

 - лазание

1.ползает по прямой

2.опирается на кисти рук

3.гимнастическая стенка

II.

проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями

Итого

«+»___; «-»___

Уровень*

* Оценка уровня:

  • «высокий» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+»;
  • «средний» уровень  - большинство компонентов отмечены знаком «+»;  
  • «низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».

  • Качественно-количественные оценки результатов в баллах
  • I уровень (низкий) – ребёнок не проявляет интереса к заданию и помощь не эффективна, либо пытается принять задание и степень выраженности того или иного качественного показателя крайне низкая, необходима обучающая или организующая помощь, эффект незначителен;
  • II уровень (средний) – ребёнок демонстрирует умение или наблюдаемое качество или показатель, но отмечаются неточности, ошибки или незначительное отставание от возрастных нормативов, необходима направляющая (постановка цели, повторение инструкции), либо организующая помощь (организация мыслительной деятельности и контроль действия ребёнка) или эмоционально-регулирующая помощь (положительная или отрицательная оценка деятельности);
  • III уровень (высокий) – ребёнок демонстрирует умение или наблюдаемое качество или показатель постоянно, отмечается высокая степень самостоятельности, успешность ребёнка не зависит от особенностей ситуации, но возможно, что в некоторых случаях необходима стимулирующая помощь («Подумай» и т.п.).

Литература:

  1. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991. — С. 88-97.
  2. Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Берн- штейна. — М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. — 288 с.
  3. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. — 160 с.
  4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либ- линг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. — 336 с.
  5. Плаксунова Э.В. Использование программы «Моторная азбука» в процессе коррекции - онно-развивающей работы с аутичными детьми // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — М., 2008. — № 2. — С. 2-
  6. Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. — 2009. — № 4. — С. 67-72.
  1. Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом. Э.В. Плаксунова, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва (обучение и воспитание 3.2011).



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 8 Копейского городского округа Челябинской области

«РАСМОТРЕНО»:                

На заседании школьного

методического объединения специалистов службы сопровождения

Руководитель МО:

__________ __Г.В. Ростова

Протокол № 1

от «29»08.2016г.

                        

«СОГЛАСОВАНО»:

Заместитель директора

по дошкольному

образованию

_______В.Т. Деревцова

от «29»08.2016г.

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор МОУ

школы –  интернат №8

Копейского городского округа:

_______ М.В. Шурупова

Приказ № 238/1

от 02.09. 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Художественно – эстетическое развитие»

Раздел: Лепка. Рисование. Аппликация. Конструирование.

Рассчитана на детей с расстройствами аутистического спектра 4-7 лет.

Срок реализации 3 года.

Разработчик:

Воспитатель

Высшей квалификационной категории

Пестова А.Г.

2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими расстройства  аутистического спектра.

Развитие продуктивных видов деятельности — это основа воспитания и обучения ребенка в дошкольном возрасте. Эти виды деятельности, с одной стороны, служат отправной точкой для формирования познавательной деятельности, а с другой – значимы для воспитания личностных качеств ребенка и его поведения.

Все умения и навыки по художественно – эстетическому развитию детей с аутизмом необходимо формировать в определенной последовательности.

На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок, а именно: развитие интереса к определенному виду деятельности, заинтересовать ребенка в процессе и результате, сначала педагог делает все сам, сопровождая свои действия эмоциональным комментарием, затем педагог действует рука в руке.

Следующий этап – педагог побуждает ребенка самостоятельно выполнять задание. Формирование способов обследования предметов, развитие зрительно-двигательной координации, совершенствование ручной моторики.

Дальнейшее развитие продуктивных видов деятельности направлено на формирование у детей умения анализировать предметы, их свойства и качества, передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством рисунка, лепки, аппликации, конструкций.

Всю работу с аутичным ребенком необходимо сопровождать побуждением и подбадриванием в виде одобрения.

Изобразительная деятельность и конструирование связаны с занятиями по сенсорному восприятию, ознакомлению с окружающим, обучению игре. На занятиях изобразительной и конструктивной деятельностью проводится  специальная работа по речевому развитию детей, что, в свою очередь, способствует развитию представлений и наглядных форм мышления.

Рисование

Задачи обучения и воспитания

1.Воспитывать у детей интерес к выполнению изображений различными средствами - фломастерами, красками, карандашами, мелками.

2. Учить детей правильно сидеть за столом при рисовании.

3.Формировать у детей представление о рисунке как об изображении объектов и явлений природы.

4.Учить детей наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка при рисовании различными средствами, соотносить графические изображения с реальными объектами и явлениями природы.

5.Учить детей правильно действовать при работе с изобразительными средствами — рисовать карандашами, фломастерами, красками, держать кисточку.

6.Учить детей способам обследования предмета перед рисованием (обведение по контуру).

7.Учить детей проводить прямые, закругленные и прерывистые линии фломастером, мелками, карандашом и красками.

8. Учить детей называть предмет и его изображение словом.

9.Закреплять положительное эмоциональное отношение детей к самой деятельности и ее результатам.

10. Учить детей правильно держать карандаш, фломастер и пользоваться кисточкой.

Квартал

Основное содержание работы

I

Учить детей правильно действовать с изобразительными средствами — рисовать карандашами, фломастерами, мелками («Клубок для котенка», «Клубочки для котят», «Дорожка для матрешки», «Дорожки для зайчика» и др.)

Учить детей рисовать карандашами, фломастерами, мелками прямые и прерывистые линии («Ленточки» горизонтальные и вертикальные).

Учить детей наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка при рисовании различными средствами, соотносить графическое изображение с реальными объектами — машина, грибок, кукла, елочка, цветок и др.

Учить детей рисовать мелом по доске, проводить линии различной формы («Дождик», «Ручеек», «Листочки»)

II

     Формировать у детей представление о рисунке как об изображении реальных объектов и явлений природы (взрослый рисует и комментирует свои действия: «Я рисую тучку, из нее капает дождик — кап-кап-кап, много воды, получилась лужа», «Вот шарик, к нему рисую веревочку, а вот еще один шарик, нарисуй к нему веревочку»).
Воспитывать у детей интерес к изображениям, выполняемым различными средствами — фломастерами, красками, карандашами, мелками

Учить детей правильно сидеть за столом при рисовании.
Учить детей правильно держать кисточку, карандаш, фломастер при изображении предметов («Ленточки к шарикам», «Иголки у ежика»)

III

Учить детей проводить прерывистые и волнистые линии личными изобразительными средствами — фломастерами, карандашами, мелом на доске («Ручеек», «Травка», «Лучи солнца»)
Учить детей проявлять эмоции в процессе работы, показывать друг другу рисунки, называть свои изображения.

Учить детей обследовать форму предмета перед его изображением («Мяч», «Колобок», «Воздушный шарик», «Шары»)
Создавать условия для развития графических навыков у детей при работе различными изобразительными средствами («Солнце и лучи», «Травка», «Дождик и ручеек», «Шарик с веревочкой»)

Предполагаемые результаты:

Дети должны научиться:

1.Адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать, изображать знакомые предметы;

2.Обследовать предмет перед рисованием, обводить по контуру;

3.Проводить прямые, прерывистые, волнистые, закругленные линии различными изобразительными средствами;

4.Соотносить рисунки с реальными объектами, называть их;

5.Положительно относиться к результатам своей работы.

Лепка

Задачи обучения и воспитания

1. Воспитывать у детей интерес к процессу лепки. Учить детей проявлять эмоции при работе с пластичными материалами (глина, тесто, пластилин).

2.Формировать у детей представление о поделках как об изображениях реальных объектов.

3. Знакомить детей со свойствами различных пластичных материалов (глина, тесто, пластилин мягкие, их можно рвать на куски, мять, придавать им различные формы).

4.Учить детей наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка, совершать действия по подражанию и по показу.

5.Учить раскатывать пластилин (глину, тесто) между ладонями прямыми и круговыми движениями, соединять части, плотно  прижимая, их друг к другу.

6.Приучать детей лепить на доске, засучивать рукава перед лепкой и не разбрасывать глину (тесто, пластилин).

7.Учить детей правильно сидеть за столом.

8. Воспитывать у детей умение аккуратного выполнения работы.

9. Учить детей называть предмет и его изображение словом.

10.Закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.

Квартал

Основное содержание работы

I

Учить детей соотносить лепные поделки с реальными предметами (яблоко, колобок)

Учить детей наблюдать за действиями взрослого, оперирующего с различными пластичными материалами.
Учить детей выполнять различные действия с пластичными материалами — мять и разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок.

Учить детей проявлять эмоции в процессе работы, рассматривать лепные поделки друг друга

Учить детей играть с лепными поделками.

Воспитывать у детей интерес к лепке

II

Учить детей раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, подражая действиям взрослого («Колбаска», « Конфеты – палочки ») Учить детей (в совместной деятельности с воспитателем) соединять концы слепленной колбаски.
Учить детей действовать по подражанию действиям взрослого («Баранка»)
Учить детей обыгрывать лепные поделки.
Учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями («Конфеты-шарики», «Колобок», «Мяч»)

III

Продолжать учить детей раскатывать глину между ладонями прямыми и круговыми движениями, соединяя края колбаски, подражая действиям взрослого («Баранки», «Шарики») Закреплять умение детей играть с лепными поделками.
Учить детей раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Печенье», «Блины», «Пирожки»)
Закреплять умения детей по просьбе взрослого раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями («Виноград», «Катятся колобки», «Рассыпались мячики», «Баранки к чаю», «Угостим кукол печеньем»)

Предполагаемые результаты:

Дети должны научиться:

1.Активно реагировать на предложение взрослого полепить;

2.Соотносить лепные поделки с реальными предметами;

3.Лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми и прямыми движениями (колбаску, баранку, колобок);

4.Положительно относиться к результатам своей работы.

Аппликация

Задачи обучения и развития

1.Учить детей располагать и наклеивать изображения предметов из бумаги.

2.Формировать у детей представление об аппликации как об изображении реальных объектов.

3.Учить детей правильно сидеть за столом, выполнять задание по подражанию и показу.

4.Учить детей наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка, совершать действия по подражанию и показу.

5.Знакомить детей с основными правилами работы с материалами и инструментами, необходимыми для выполнения аппликации.

6.Учить детей называть предмет и его изображение словом.

7.Закреплять у детей положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.

8. Воспитывать у детей интерес к выполнению аппликаций.

Квартал

Основное содержание работы

I

Учить детей соотносить аппликацию с реальными объектами (чашка, мячик, шарик, мишка, листок, гриб).
Знакомить детей с правилами и атрибутами, необходимыми при выполнении аппликации: клей, заготовка для аппликации, бумага для аппликации, тряпочка, клееночка.
Учить детей наблюдать за действиями взрослого, выполняющего аппликацию; выполнять поручения в процессе занятий.
Учить детей наклеивать простые заготовки: наносить на заготовку клей, переворачивать заготовку («Мячик», «Яблоко», «Гриб»)

Воспитывать у детей интерес к процессу выполнения аппликации

II

Формировать у детей умения наклеивать простые заготовки знакомых предметов, правильно пользуясь приемами изготовления аппликации: наносить на заготовку клей, переворачивать заготовку, снимать излишки клея, прижимать заготовку салфеткой, придерживать заготовку одной рукой, действовать другой рукой («Помидор», «Машинка»)
Учить детей проявлять эмоции в процессе работы, показывать друг другу свои работы («Елочка», «Фонарик для елки»)
Учить детей выполнять коллективную аппликацию совместно со взрослым («Новогодняя елочка», «Зимний пейзаж», «Клубочки для кошки», «Кубики в машине»)

Предполагаемые результаты:

Дети должны научиться:

       1.Адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного, из двух частей, называть его.

2.Наклеивать заготовку.

3.Соотносить аппликацию с реальными объектами.

4.Положительно относиться к результатам своей работы.

Конструирование

Задачи обучения и воспитания

1. Формировать у детей положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом.

2.  Знакомить детей с различным материалом для конструирования, учить приемам использования его для выполнения простейших построек.

3.  Учить детей совместно со взрослым и самостоятельно выполнять простейшие постройки, называть их, играть с ними по подражанию действиям педагога.

4.Учить детей узнавать, называть и соотносить постройки с реально существующими объектами.

5.Формировать у детей способы усвоения общественного опыта: действовать по подражанию, указательному жесту, показу и слову.

6.Развивать у детей общие интеллектуальные умения — принятие задачи, удержание ее до окончания деятельности (при помощи взрослого), усвоение способов выполнения задачи, доведение работы до конца.

7.Воспитывать у детей интерес к созданию коллективных построек и совместной игре с ними.

8.  Воспитывать у детей оценочное отношение к постройкам.

   Квартал

                                     Основное содержание работы

I

Вызывать у детей интерес и эмоциональные реакции на конструктивную деятельность взрослого, производимую на глазах у детей: создание простых построек для сюжетных игр («Заборчик», «Дорожка для мишки», «Воротики для машины», «Стол, стул для зайчика» и т. д.)

Привлекать детей к совместным действиям со взрослым для создания простых построек; использование их в игре, сопровождаемой речевыми комментариями: «Вот строим домик для ежика. Открой дверь, туда ежик войдет. Вот так, вошел. Теперь закрой дверь, ежик там будет жить. Ежик хочет выйти погулять, открой ему дверь» и т. д.

Учить детей выполнять простейшие постройки из деревянного конструктора по подражанию и показу педагога («Воротики», «Дорожка», «Заборчик»)

Учить детей строить из палочек («Домик» из трех палочек, «Дорожка», «Заборчик»)

Учить детей создавать конструкции в разных условиях — на полу и на столе

II

Продолжать учить детей выполнять простейшие постройки из деревянного конструктора по подражанию и показу педагога, называть их, играть с ними («Ворота для машины», «Домики для зайчиков», «Дорожка для мишки»)

Знакомить детей с возможностью использования для простых построек деревянных деталей, плоских палочек («Заборчик», «Дорожка», «Лесенка»)

Учить детей узнавать и называть знакомые постройки, созданные педагогом.

Создавать условия для развития у детей интереса к процессу конструирования, вовлекая их в создание совместных напольных конструкций из строительного материала или мягких модулей («Дом для зайчика», «Дорожка для детей», «Ворота»)

Учить детей участвовать в коллективных постройках и играть, используя их, создавать ситуации эмоционального комфорта и радости («Даша пролезла через ворота, встречаем Дашу. Даша, помаши деткам рукой»)

III

Учить детей узнавать, называть и соотносить постройки с реально существующими объектами («Стул для матрешки», «Стол для матрешки»)

Формировать умение действовать по подражанию, указательному жесту и показу педагога

Учить детей принимать участие в коллективных играх, основанных на создании построек из мягких модулей и напольного строительного материала

Учить детей понимать простейшую речевую инструкцию, связанную с процессом постройки: «Возьми кубик», «Поставь кубик на кирпичик», «Принеси много кирпичиков для дорожки»

Воспитывать у детей интерес к выполнению коллективных построек и совместной игре с ними (коллективная постройка улицы из готовых домиков)

Воспитывать оценочное отношение к постройкам

Предполагаемые результаты:

       Дети должны научиться:

1.Положительно относиться к процессу и результатам конструирования;

2.Узнавать и называть знакомые постройки и конструкции;

3.Создавать простейшие постройки из строительного материала и палочек;

4.Проявлять интерес к выполнению коллективных построек и совместной игре с ними;

5.Создавать поделки и конструкции в разных условиях - на полу и на столе;

6.Понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, - возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик;

7.Играть, используя знакомые постройки.

Диагностика «Художественное творчество»

№ п/п

п

Компоненты интегративного качества

Начало года

Конец года

 Рисование

различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета

умеет ритмично наносить мазки, штрихи, линии

не выходит за границы контура

правильно держит карандаш, кисть

 Лепка

1

умеет отламывать от большого комка глины маленькие столбик;

2.

умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук

3.

сплющивать шар

4.

соединение, примазывание

5.

защипывание

6.

прижимание

7.

вдавливание

8.

лепит несложные предметы; аккуратно пользуется глиной

Аппликация

1.

наклеивает готовые формы для создания аппликативного образа

2.

из вырезанных детьми

3.

ориентировка на листе

4.

порядок работы с клеем и кистью

5.

работа с ножницами

Развитие детского творчества

называет предметы, получившиеся в лепке, в рисунке

дополнять рисунок, лепку в сотворчестве со взрослым

проявляет интерес к экспериментированию с изобразительными материалами (красками, карандашами, фломастерами и др.)

Конструирование

1.

сооружает элементарные постройки по образцу: забор, воротики, стол, стул, диван, дом.

2.

проявляет желание строить самостоятельно.

Итого

«+»___; «-»___

Уровень*

* Оценка уровня:

  • «высокий» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+»;
  • «средний» уровень  - большинство компонентов отмечены знаком «+»;  
  • «низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».

  • Качественно-количественные оценки результатов в баллах
  • I уровень (низкий) – ребёнок не проявляет интереса к заданию и помощь не эффективна, либо пытается принять задание и степень выраженности того или иного качественного показателя крайне низкая, необходима обучающая или организующая помощь, эффект незначителен;
  • II уровень (средний) – ребёнок демонстрирует умение или наблюдаемое качество или показатель, но отмечаются неточности, ошибки или незначительное
  • отставание от возрастных нормативов, необходима направляющая (постановка цели, повторение инструкции), либо организующая помощь (организация мыслительной деятельности и контроль действия ребёнка) или эмоционально-регулирующая помощь (положительная или отрицательная оценка деятельности);
  • III уровень (высокий) – ребёнок демонстрирует умение или наблюдаемое качество или показатель постоянно, отмечается высокая степень самостоятельности, успешность ребёнка не зависит от особенностей ситуации, но возможно, что в некоторых случаях необходима стимулирующая помощь («Подумай» и т.п.).

Литература

  1. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. Т. 5 // Основы дефектологии. — М„ 1983.
  2. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет / Сост. В. И. Теленчи. — М., 1987.
  3. Гришвина А. В., Пузыревекая Е. Я., Сочеванова Е. В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. — М.: Просвещение, 1988.
  4. Екжанова Е.А. Специальная психология и коррекционная педагогика: Учебная программа курса. — М.: МГСУ, 2000.
  5. Екжанова Е. А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта //Дефектология. — 1999. — № 6.
  6. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. — 2000. — № 3.
  7. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. — № 4.