Главные вкладки
"КОНСТРУИРУЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ"

Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.07 КБ | |
| 19.09 КБ | |
| 1.33 МБ | |
| 386.04 КБ | |
| 23.01 КБ | |
| 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области
Картотека игр и упражнений на развитие творческого мышления и воображения
Воспитатель:
Леонгардт Наталья Сергеевна
Игры и упражнения На развитие Творческого мышления И воображения дошкольников |
Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания. Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы. | ||
В садике гулял павлин. Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами. Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей? Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра). Вышла курочка гулять, Забрала своих цыплят. 7 бежали впереди, 3 осталось позади. Беспокоится их мать И не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята, Сколько было всех цыплят. На большом диване в ряд Куклы Танины стоят: 2 матрешки, Буратино И весёлый Чиполлино.Сколько всех игрушек? Сколько глаз у светофора? Сколько хвостов у четырех котов? Сколько ног у воробья Сколько лап у двух медвежат? Сколько в комнате углов? Сколько ушей у двух мышей? Сколько лап в двух ежат? Сколько хвостов у двух коров? |
- Когда козе исполнится 7 лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой.) - Почему конь скачет? (По дороге.) - У собачки Микки родились котята: три беленьких и один чёрненький. Сколько всего котят родилось у Микки? (У собачки не могут родиться котята.) - Кто громче мычит: петух или корова? (Петух не мычит.) - Что едят крокодилы на Северном полюсе? (Крокодилы не живут на Северном полюсе.) - Какого цвета волосы у Колобка? (У Колобка нет волос.) - Как поймать тигра в клетку? (Тигров в клетку не бывает.) - Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно.) - На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое.) - Что делается с красным носовым платком, если его опустить на дно моря? (Станет мокрым.) | ||
На что похожа половина яблока? (На вторую половину.) - Можно ли в решете принести воды? (Да, когда она замерзнет.) - Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько осталось страусов? (Страусы не летают.) - Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.) - Когда чёрной кошке можно пробраться в дом? (Когда дверь открыта.) - Сын моего отца, но мне не брат. Кто это? (Я сам.) - По чему часто ходят и никогда не ездят? (По лестнице.) - У семи братьев по сестре. Сколько всего сестер? (Одна.) - Кто над нами вверх ногами? (Муха.) - Какой болезнью на суше никто не болеет? (Морской.) - Что случается с вороной через 3 года? (Ей идет четвертый.) | 5. Упражнение "Сравнение понятий" Требуется сравнить пары понятий и найти в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить существенные признаки этого понятия и сравнить существенные признаки понятий анализируемой пары. 1. Солнце - огонь 2. Стебель — лист. 3. Лед — пар. 4. Река — озеро. 5. Варенье - сахар 6. Сказка - буква 7. Облако - вата 8. Лес - сад 9. Апельсин – мяч и т.д. | ||
6.Упражнение «Летает – не летает» Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений. Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет. | 7.Загадки – шутки № 2 – На столе лежало 4 яблока, одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (четыре) – На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (три) – Шла бабушка на базар, несла корзину яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось в корзине? (не одного) – Сидело на дорожке три птички, кот подкрался и съел одну птичку, сколько птичек осталось? (ни одной) | ||
8. Упражнение "Глагольные ассоциации" Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное педагогом, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только глаголы. К примеру: стол — стоит; пруд — блестит. 1. Человек – 2. Огурец – 3. Волк – 4. Самолёт – 5. Кузнечик – 6. Трава – 7. Облака – 8. Телевизор – 9. Вода – 10. Огонь – | 9. Упражнение «Овощная небылица» Квадратный спелый помидор Раз забрался на забор. И увидел, как на грядке, Овощи играли в прятки. Длинный красный огурец Под листочек свой залез. А зеленая морковка В борозду скатилась ловко. Ну а сладкая редиска Наклонилась низко-низко. Только Машенька пришла, Сразу овощи нашла. | ||
10. «Найди лишнее слово». Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним». • Старый, дряхлый, маленький, ветхий • Храбрый, злой, смелый, отважный • Яблоко, слива, огурец, груша • Молоко, творог, сметана, хлеб • Час, минута, лето, секунда • Ложка, тарелка, кастрюля, сумка • Платье, свитер, шапка, рубашка • Книга, телевизор, радио, магнитофон • Мыло, метла, зубная паста, шампунь • Береза, дуб, сосна, земляника | 11. Игра «Живые — неживые» Задача: закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, о вопросах, на которые они отвечают. Оборудование: I вариант — одушевленные и неодушевленные предметы, окружающие детей. 1 вариант - мяч. Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей. I вариант. Взрослый рассказывает детям: «Посмотрите вокруг: как много около нас предметов. Одни из них могут двигаться, говорить, есть и совершать многие другие действия. Это одушевленные или живые предметы, они отвечают на вопрос «Кто?». Другие предметы неподвижные, никаких действий они сами не совершают. Это неодушевленные или неживые предметы, они отвечают на вопрос «Что?». Далее взрослый называет слова, а дети должны ответить, к живым или неживым предметам они относятся. Например: стол, комната, дом, машина - неживые предметы; попугай, мальчик, рыбки, заяц - живые. Для более полного усвоения материала проводится наглядное сравнение живой девочки и неживой куклы, птицы и самолета. II вариант. Играющие договариваются, что, услышав названия живых предметов, ловят мяч, а неживых - не ловят (можно придумать и другое действие). Затем взрослый называет слова, а дети выполняют соответствующие действия. | ||
12. Упражнение "Сходство и различие" Упражнение направленное на развитие способности мышления сравнивать между собой разные объекты. Детям предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Например: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, — при этом можно использовать и их изображение. Для более старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правильных ответов, количество ошибок (сравнение по разным основаниям), соотношение отмеченных признаков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классо-родовые отношения и проч.). Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним. | 13. Игра «Что подходит?» Задача: усовершенствовать грамматический строй речи детей, научить их подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям. Описание. Играть можно как с группой детей, так и с одним ребенком. 1вариант. Взрослый называет детям слово-предмет и предлагает им хлопками выбрать из ряда подходящие для него действия. Например, кошка - мяукает, летает, ходит, играет, лает, гуляет, царапается, поет, разговаривает, лазает и т. д. После подбора подходящих действий к нескольким предметам взрослый называет действие и предлагает таким же образом выбрать подходящие ему предметы. Например, летает - утка, самолет, корова, авто¬бус, ворона, ракета, медведь, вертолет и т. д. II вариант. По мере тренировки ребенок сам придумывает подходящие действия к заданному взрослым слову-предмету или предмет к слову-действию. | ||
14. Игра «Оживи рисунок» Оборудование: лист бумаги, разделенный на несколько квадратов, простой карандаш. Описание. В каждой клетке рисуют овал (или другую фигуру: прямоугольник, квадрат, треугольник), который затем нужно превратить в какую-либо картинку | 15. “Нравится - не нравится”. Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет, или явление и рассказываем что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится - мягкая, приятная на ощупь, игручая, ловит мышей…; не нравится - царапается, убегает и т.д. | ||
16. Игра «Отгадай предмет по признакам» Задача: упражнять детей в понимании смысла слов и предложений, развить их слуховую память, закрепить понятие о признаке предмета, научить подбирать подходящий предмет к признакам. Оборудование: предметные картинки с изображением предметов для каждого ряда признаков. Описание. Взрослый раскладывает на столе предметные картинки и называет ряды признаков, а ребенок должен найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком. Например, красивая, заботливая, любимая, единственная - мама; сильный, строгий, высокий -папа; пушистая, рыжая, хитрая - лиса; деревянный, квадратный, обеденный - стол и т. д. По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый должен подобрать наиболее яркие, характерные именно для этого предмета слова-признаки. | 17.Игра «Утро, день, вечер» Задача: закрепить в речи детей слова - наречия времени. Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены ситуации из жизни детей в разное вре¬мя дня. Описание. Взрослый перемешивает сюжетные картинки и предлагает ребенку разложить их в 3 ря¬да: утро, день, вечер. Например, в ряд «Утро» ребе¬нок должен положить картинки, как девочка или мальчик проснулись, умылись, сделали зарядку, пе¬реоделись, позавтракали; «День» - как они занима¬ются, рисуют, читают книгу, гуляют, обедают и т. д. Затем, когда все картинки разложены, взрослый на¬чинает задавать ребенку вопросы: «Когда девочка проснулась?», «Когда она гуляла?», «Когда девочка ужинает?». | ||
18."Найди лишнее слово". 1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий. 2. Храбрый, злой, смелый, отважный. 3. Яблоко, слива, огурец, груша. 4. Молоко, творог, сметана, хлеб. 5. Час, минута, лето, секунда. 6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка. 7. Платье, свитер, шапка, рубашка. 8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь. 9. Береза, дуб, сосна, земляника. 10. Книга, телевизор, радио, магнитофон. | 19. "Сравнение предметов" Пары слов. 1) Муха и бабочка 6) Топор и молоток 2) Дом и избушка 7) Пианино и скрипка 3) Стол и стулья 8) Шалость и драка 4) Книга и тетрадь 9) Щекотать и гладить 5) Вода и молоко 10) Город и деревня Методика. Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга? При сравнении предметов учить находить черты сходства и черты различия по главным признакам. | ||
20. Словесная игра «Концовки». Дети должны закончить предложение: Есть стол выше стула, значит стул (ниже стола). Если магнитофон меньше телевизора, значит (телевизор больше магнитофона). Если диван мягче кресла, значит кресло (жёстче дивана) и т. д. | 21. Игра «Посади дерево». Играют двое. У каждого игрока по 10 деревьев (У одного елочки, у другого – березки). Игровое поле – доска 16х16 клеток. Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву. Задача – образовать цепочку из 3 деревьев, опираясь при этом на сенсорные качества. За каждую вновь образованную цепочку у соперника забирается одно дерево. Игрок, у которого остались два дерева, считается проигравшим. | ||
22. Игра – «Верно», «Неверно» На каждый вопрос дети поднимают карточки: –красная – неверно, зелёная – верно. 1. После четверга идет суббота 2. В году 13 месяцев 3. Январь – последний месяц года 4. Август – это летний месяц 5. 3 меньше 4 6. Снег тает весной? 7. Листья облетают с деревьев зимой? 8. В неделе 5 дней? 9. Солнце появляется в небе ночью? 10. Осенью листья зеленеют? 11. Камень мягкий и лёгкий? 12. Суп варят из фруктов? 13. Морковь – это овощ? 14. Медведи уходят зимой в спячку? 15. Пух мокрый? | 23.Упражнение «Вывод» Описание игры: взрослый загадывает загадку, а дети должны отгадать. Оля младше Коли, а Коля младше Толи. Кто самый старший? Сережа ниже Лены, а Лена выше Оли. Кто самый высокий? Наташа худее Лены, но полнее, чем Марина. Кто самый полный? А кто самый худой? Лена читает лучше Кати, а Катя – лучше Аси. Кто читает лучше всех, а кто – хуже всех? Лучше Руслана и Олега считает Жора, а Вова считает лучше Олега. Руслан считает лучше Вовы. Кто из мальчиков считает лучше всех? А кто хуже всех? В качестве подсказки можно использовать картинки, если загадки касаются каких-либо внешних признаков. | ||
24. «Что потом? » Описание игры: ребенку предлагается придумать как можно больше вариантов событий, которые наступили после того, как… Папа поймал большую рыбу… После этого: - Пруд стал мелкой лужей. - Рыба перекусила леску и уплыла. - Семья целый год ела рыбу. - Рыбу разрезали, а в ней оказалась еще рыба, а в той – еще рыба, а в следующей – еще и т. д. Белоснежка кормила голубей… Папа Карло стругал полено… Аннушка пролила масло… Воробьишка выпал из гнезда… Бабушка испекла пирожки… Если ответы детей однотипны. Взрослый может включиться в игру, изменить ход мыслей детей, дать им образец нестандартного предложения | 25. « Назови слова» Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. • Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…) • Назови, слова, обозначающие домашних животных • Назови, слова, обозначающие диких животных • Назови, слова, обозначающие наземный транспорт • Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт • Назови, слова, обозначающие водный транспорт • Назови, слова, обозначающие овощи • Назови, слова, обозначающие фрукты • Назови, слова, относящиеся к сорту (футбол, хоккей…) | ||
26. Словесная игра – «Чересчур» 1. Если съесть одну конфету – вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот). 2. Одна таблетка помогает, а если съесть много таблеток? (Можно отравиться и даже умереть). 3. Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, а весной растает – будет много воды.Деревья смогут впитывать влагу и быстро расти). 4. А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться.Когда снег начнёт таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погибнуть). 5. А если снега будет слишком мало? (Деревьям будет холодно, они могут замёрзнуть и погибнуть). | 27. Игра "Бывает - не бывает" Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч ловить не нужно. Например, вы говорите: "Кошка варит кашу", и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее. Ситуации можно предлагать разные:
| ||
28. « Логические задачи» Мальчик пошел гулять в разных ботинках: один черный, а другой - желтый. Ребята стали смеяться над ним, и он говорит: «Что же мне делать? У меня дома остались два разных ботинка. Не пойму, куда девались одинаковые». Помогите мальчику. У стола 4 угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (5) Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее, груша или персик? (Груша). Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные вёдра без дна. У девочек – маленькие зеленые. Кто больше соберёт грибов? (Девочки) | 29. Упражнение «Ладошки» Упражнение на развитие устойчивости внимания. Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры. | ||
30. Упражнение группового тренинга "Что было бы, если..." Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения. К примеру: — «Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле?» — «Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т.е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то ...» — «Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то...» | 31. Упражнение «Небылица» Взлетела сорока высоко, И вот тараторит сорока, Что сахар ужасно соленый, Что сокол не сладит с вороной, Что раки живут на дубе, Что рыбы гуляют в шубе, Что яблоки синего цвета, Что ночь наступает с рассветом, Что в море сухо-пресухо, Что лев слабее, чем муха, Всех лучше летают коровы, Поют же всех лучше совы, Что лед горячий-горячий, Что в печке холод собачий, И что никакая птица В правдивости с ней не сравнится! | ||
32. «Говори правильно» Выучите с ребенком стихотворение. Скажу я слово «ВЫСОКО» А ты ответишь - …(НИЗКО) Скажу я слово «ДАЛЕКО» А ты ответишь - …(БЛИЗКО) Скажу тебе я слово «ТРУС» Ответишь ты - …(ХРАБРЕЦ) Теперь «НАЧАЛО», я скажу, Ну, отвечай - … (КОНЕЦ) Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов: • Веселый – грустный • Быстрый – медленный • Красивый – безобразный • Устой – полный • Худой – толстый • Умный – глупый • Тяжелый – легкий • Твердый – мягкий • Шершавый – гладкий | 33. Упражнение "Прилагательные ассоциации" Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное педагогом, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол — круглый; пруд — большой. 1. Снег — 2. Звезда — 3. Камень — 4. Пар — 5. Дом – 6. Трава – 7. Слово – 8. Бабушка – 9. Вода – | ||
34. Вопросы на смекалку Что может быть как горячим, так и холодным? (Кастрюля, сковорода, чайник, чай, суп). Что никогда не поместится в кастрюлю? (Ее собственная крышка). Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой). На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое). | 35.«Какая одежда?» Летом, в жаркие часы, Только майка да трусы. А зимою нам нужны Свитер, теплые штаны, Шарф, пальто, сандалии, Шапка и так далее. Шапка свитер Впрочем, я Я запутался, друзья! (Сандалии - летняя обувь). | ||
36. Хитрые вопросы. ПОВАР – НЕУМЕХА. Повар сварил из картошки компот, От него у детей разболелся живот. Повар сварил очень сладкие щи, В щах апельсины и сливы ищи. На блюдо сложил мясные конфеты, Детей угостил шоколадной котлетой. | 37. ПУТАНИЦА. Это стул - на нем лежат, Это стол - на нем сидят. Вот кровать - на ней едят. В шифоньере – гости спят. В холодильнике – платья висят, А на диване - продукты лежат. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области
Мастер класс для родителей по конструированию "Строим вместе с детьми".
Воспитатель:
Леонгардт Наталья Сергеевна
2024
Цель: установление социального партнёрства с родителями.
Задачи
• Познакомить родителей с ролью конструирования в развитии дошкольника.
• Упражнять родителей в правильном назывании деталей конструктора.
• Информировать родителей об основных видах конструирования; о последовательности конструирования построек.
• Упражнять родителей в конструировании различных построек по замыслу и рассказах о них.
• Предложить родителям памятку с названиями деталей конструктора и схемами построек по возрасту детей, которыми они смогут воспользоваться дома.
Добрый вечер уважаемые родители!
Я предлагаю вам поучаствовать в мастер – классе по теме «Строим вместе с детьми».
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство ребёнка с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур.
По плану группы раннего возраста в течение года предполагается создание следующих построек :
• разные виды заборов, дорожек (из разных деталей конструктора);
• гаражи (из разных деталей конструктора)
• дома
• различный транспорт (грузовик)
Показ и словесное описание педагогом деталей конструктора: кирпич, пластина, куб, полукуб, призма, конус, цилиндр разных размеров и цветов.
В педагогике различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
• Конструирование по образцу – когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
• При конструировании по условиям образца нет - задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим).
• Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша. Но главное - конструирование позволяет ребенку из любых подручных средств творить свой собственный неповторимый мир.
Показ педагогом последовательности конструирования построек : забор, гараж, дом, транспорт.
Как в любой игре, в конструировании существуют правила, которых родители должны придерживаться.
1. Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно как вы представите ребёнку новую для него игрушку. Если вы на виду у ребенка откроете крышку и с грохотом опрокинете на стол кубики, то можете быть уверены – любимым занятием ребёнка в дальнейшем станет не строительство «башенок» и прокладывание «дорожек», а примитивное выкидывание кубиков из коробки или сбрасывание их со стола. Гораздо правильнее будет, если вы подведете ребёнка к уже лежащим в беспорядке кубикам и вместе с ним начнете их убирать. Или будете доставать кубики из коробки аккуратно один за другим и сразу же начнете делать какую-нибудь постройку, привлекая по возможности ребёнка к совместным действиям.
2. Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов, например: «Поставь кубик на кубик – вот так! (Ребенок ставит.) Теперь возьми еще кубик – вот так! (Ребенок ставит.) Еще кубик!» При таком способе подачи ребёнка может возвести очень сложную постройку, но сделает он это чисто механически, без активного усвоения нужных умений и навыков. Результаты окажутся непрочными, и самостоятельно ребёнка строить не научится, так как развиваться будут только исполнительские способности, а более важная сложная сторона – творческие способности – останется на примитивном уровне.
3. Бывают дети очень застенчивые, или обидчивые, или неуверенные в своих силах, боязливые. Таким детям очень важен результат. Играя с ними вы не только можете, но и просто обязаны давать дробные пояснения, использовать подсказывающие приемы, действовать вместе с ребенком (положив свою ладонь на его ручку сверху) так, чтобы у малыша появилась уверенность в собственных силах.
4. Для ребёнка очень важно не только построить, но и поиграть с постройкой, и вы должны показать ему, как это можно сделать. Этот момент называется «обыгрыванием». Например, построив домик, надо помочь ребёнку поставить в домик матрешку, либо куколку, либо зайчика, которые «будут там жить». Но игрушку малыш получает только тогда, когда постройка сделана. Это побуждает малыша добиваться результата.
5. Занятия с одним и тем же содержанием надо повторять до тех пор, пока не будет выработан прочный самостоятельный навык построения. Чтобы ребенку не наскучило делать одно и то же, надо предлагать малышу новые игрушки для обыгрывания или брать строительный материал другого цвета, размера.
6. При проведении игр со строительным материалом предполагает учитывать степень сложности конструктивных задач, ставящихся перед ребенком, а именно – постепенный переход от простого к сложному (сначала построение простых конструкций, потом усложнять).
Практическая часть (Предложить родителям построить постройки по замыслу)
Итог
Уважаемые родители, давайте подведём итог. Я предлагаю вам рассказать, что вы построили, и какие детали конструктора использовали в постройке.
Родители представляют свои постройки и рассказывают о них.
Педагог задаё т вопрос:
Что развивают игры со строительным материалом?
Ответы родителей :
• мелкую моторику;
• пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга
• воображение;
• творческие способности;
• слуховое внимание, память, логическое мышление;
• формируют терпение и упорство, стремление мастерить своими руками, доводить начатое дело до конца.
Уважаемые родители! Спасибо вам за ваше активное участие в мастер - классе, за чудесные постройки.
Педагог предлагает родителям схемы построек, которые частично были использованы на мастер - классе, взять домой.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!
Литература:
- Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под. ред. Вераксы Н. Е., Коморовой Т. С., Дорофеевой Э.М.) М. : Мозаика - Синтез, 2020 г.
- Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика - Синтез, 2006
- Лиштван З. В. Конструирование. Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1981
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области
Развитие воображения у дошкольников в процессе конструирования из различных материалов
Воспитатель:
Леонгардт Наталья Сергеевна
2025
Система дошкольного образования определяет социальную потребность в развитии творческих способностей детей. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники должны развивать познавательную активность, инициативу и творческие способности воспитанников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость создания условий для развития инициативы и творческих способностей детей. [1,2,3]
Однако практика работы детских садов все еще оставляет много желать в развитии детского изобразительного и конструктивно-модельного творчества. Только под руководством взрослых дети могут развить свои творческие способности.
Существующие работы Д.Б. Богоявленской, Н.А. Ветлугиной, И.П. Волкова, А.Г. Гогоберидзе, Е.Е. Кравцовой, А.Э. Симановского, Д.Б. Эльконина и других исследователей рассматривают сущность творческих способностей и основные подходы к их развитию [5].
Под «воображением» в современной психологии понимается психический процесс, который, основываясь на существующем опыте, позволяет человеку создавать образы в своем уме. Воображение не может функционировать без других важных психологических процессов. Воображение оказывает большое влияние на познавательную деятельность человека. С помощью воображения у нас есть возможность делать предположения о том, что произойдет в будущем, каков будет результат нашей деятельности.
Психология и педагогика принимают на себя задачу изучения воображения в качестве психического процесса. Исследования в этой области проводили такие известные ученые, как О.В. Боровик, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, Е.И. Ильина, Л.С. Коршунова, Б.И. Пружинин, С.Л. Рубинштейн, а также другие. Например, С.Л. Рубинштейн полагает, что воображение связано с одаренностью и необходимостью творчества для человека. По его мнению, воображение - это отход от прошлого опыта и его преобразование в образную форму [6, 19].
В свою очередь, Л.С. Выготский утверждает, что воображение не повторяет отдельные впечатления, собранные ранее, а создает новые комбинации из прежних впечатлений. Основу воображения составляет внесение нового в сам поток впечатлений и изменение этих впечатлений таким образом, что появляется новый, ранее не существовавший образ [9, с. 128].
Е.И. Игнатьев пишет, что основной признак воображения в практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала опыта, из чего возникают новые впечатления [9].
Любая деятельность человека, результатом которой является не повторение прежних впечатлений и действий, а создание новых образов или действий, считается творческой деятельностью. Если бы человеческая деятельность ограничивалась только повторением старого, человек оставался бы сущностью, обращенной только в прошлое и способной только приспосабливаться к будущему. Однако только деятельность делает человека существом, обращенным в будущее и изменяющим свое настоящее.
В психологии творческую деятельность, основанную на способности мозга к комбинированию, называют воображением. Воображение обычно относится ко всему, что не является реальностью и не соответствует действительности. Тем не менее, воображение проявляется во всех сферах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество человека.
Любое изобретение - большое или маленькое, прежде чем стать фактическим, рождается только воображением - конструкцией, возводимой в уме при помощи новых сочетаний или соотношений. С одной стороны, воображение - это не реальность, но оно не может обойтись без реальности, поскольку именно элементы реальности служат питающей его средой. С другой стороны, воображение порой определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к своей работе и разнообразным формам своей деятельности. Воображение порождает замысел, то есть представление о будущем творении. Когда человек приступает к любой работе, он видит цель своей деятельности и ее результат. Если же он занимается творческой работой, то должен вообразить то, что никто, в том числе он сам, еще не делал, не видел и не слышал. Воображение порождает образ того, что будет создано в процессе творческой работы.
В возрасте четырех-пяти лет начинается «интрапсихический» этап детского творчества. На основе уже имеющихся примеров, обучения и собственного экспериментирования дети начинают более или менее самостоятельно решать элементарные творческие задачи, используя те средства и способы действия, которые они усвоили в конкретном виде искусства. На этом этапе у детей развивается образное мышление и начинается поэтапное планирование. Таким образом, дети способны соотносить воображаемые образы с заданными условиями и ситуациями, пытаются установить взаимодействие персонажей в инсценировке.
Хотя в первые пять лет жизни дети не могут достичь разделения воображаемого мира, они все более уверенно различают собственные фантазии и реальный миры. Только в дошкольном возрасте (6-7 лет) дети способны подчинить свое воображение замыслу и следовать заранее разработанному плану. Только когда воображение становится продуктивным, дети могут создавать творческие работы [12].
Исследования Л .А. Парамоновой показали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть искренне творческой, развивающейся и формирующей деятельностью, поскольку во время этого процесса формируется универсальная способность создавать новые конструкции и придавать им индивидуальный смысл.
Выделяют два вида конструирования: техническое и художественное. К техническому конструированию относится создание построек из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных геометрических деталей), из конструкторов с различными способами соединения деталей, из крупногабаритных модульных блоков, а также некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; художественное конструирование включает создание из природных и утилизированных материалов, а также из бумаги. Некоторые авторы относят художественное конструирование к ручному труду.
Дети осваивают новые конструктивные навыки, такие как объединение нескольких маленьких плоскостей в одну большую (например, заборчики, ограждающие площади разной формы), создание прочных конструкций, соединение редко расставленных кирпичиков и брусков для подготовки основы для перекрытий, а также распределение сложных конструкций по вертикали.
Продолжается знакомство с новыми деталями и их свойствами, такими как разноформатные пластины (длинные, короткие, широкие, узкие, квадратные и треугольные), бруски и цилиндры. Очень важно обучать детей умению заменять одни детали другими, например, куб можно легко собрать из двух трехгранных призм или из кирпичиков.
Добавление совместных конструкций (зоопарк, улица, детский сад) обучает детей работе в команде и объединению своих построек в соответствии с общей задумкой.
Дети старшего дошкольного возраста, в свободное время, также используют различные конструкторы – деревянные, пластмассовые, металлические. Они могут создавать подвижные конструкции, однако, сборка деталей в них более сложная. Под руководством воспитателя дети учатся новым способам соединения деталей, созданию разнообразных подвижных конструкций по картинкам и чертежам. Внимание уделяется отработке у детей умения соединять детали с помощью гаек и гаечных ключей, что требует участия мелкой мускулатуры руки, которая еще не совершенна у детей дошкольного возраста. Перед тем, как предоставить конструкторы детям, воспитатель должен внимательно изучить методические указания по сборке, приложенные к каждому из них, и продумать, какие объяснения нужно предоставить детям, а что они могут сделать самостоятельно. Наборы строительных материалов и конструкторы даются детям постепенно, по мере их освоения. После того, как дети осваивают тот или иной конструктор под руководством воспитателя, он помещается вместе с настольными играми или в уголке ручного труда, и дети используют его в самостоятельной деятельности.
Список источников
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024), статья 64. Дошкольное образование – [Электронный ресурс ] : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lu5qey9h2p118720211 (дата обращения 25.03.2024 г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - [Электронный ресурс] : ФГОС [сайт]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2023. – 208 с.: табл.
- Аверинцева, И.Л. Конструирование: теория и методика обучения [Текст] / И.Л. Аверинцева. – М. : Просвещение, 2019. 56 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: кн. для учителя. — 3-е изд. [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: «Просвещение», 2011. — 124 с.
- Григорьева, Е.С. Конструирование в детском саду: учебное пособие для воспитателей / Е.С. Григорьева. – М. : Рольф, 2022 с. 67
- Леонтьев, А.А. Психологические исследования [Текст] / А.А. Леонтьев. – СПб : Питер, 2005.
- Макаревич, Н.А., Гамезо А.А. Психолого-педагогические основы развития конструктивной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. [Текст]: / Н.А Макаревич, А.А Гамезо М. : Издательство Российского университета дружбы народов, 2021. – 23 с.
- Максимова, М.Ю. Конструирование как средство развития мышления старших дошкольников. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23894496 (дата доступа: 03.11.2023).
- Парамонова А. А.: Методические рекомендации по организационной образовательной работе с детьми 4-5 лет https://www.labirint.ru/books/476286/
- Полынцева, И.В. Методика обучения конструированию старших дошкольников. [Электронный ресурс] URL: http://www.ipoeco.ru/document/963785.html (дата доступа: 21.04.2024).
- Щербакова, Е.П. Конструирование как средство развития умственных способностей старших дошкольников. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ruka-living-nature-social-preferences-of-clever-hands-in-preschool/viewer (дата доступа: 21.04.2024).
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области
Развитие мышления средствами конструктивной деятельности у старших дошкольников
Воспитатель:
Леонгардт Наталья Сергеевна
2025
Мы живём в «век высоких технологий», где робототехника стала одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения и других направлений деятельности человека. На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующие навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, то есть назрела необходимость в инженерных кадрах.
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста через игровую конструктивную деятельность.
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Это самая любимая и естественная деятельность детей, которая сопровождает их в течение всего времени пребывания в детском саду. Именно игра в первую очередь способствует развитию ребёнка, формированию таких качеств личности как инициативность, самостоятельность, творчество.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Конструирование из строительного материала и других конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.
Ребёнок – прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь малыш имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребёнок – дошкольник на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. То есть в процессе предметно-практической деятельности создаются благоприятные условия для комплексного воздействия на весь ход психофизического развития ребёнка.
Поэтому мне думается, что первый кирпичик в огромном здании инженерного мышления закладывается ещё в детском саду.
Именно в детском саду, в самом раннем возрасте малыш знакомится с деталями самого простейшего и гениального конструктора : матрёшкой и пирамидкой. Осваивая все способы и варианты игровых действий с этими игрушками, ребёнок переходит к более сложным конструкциям.
Конструктивная деятельность разнообразна и многогранна, её главное достоинство в интегративности познания окружающего мира. У детей, увлекающихся конструированием совершенствуется сенсорно-тактильная и двигательная сфера, быстрее развиваются пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, речь, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе.
Эти «маленькие Кулибины» часто даже не задумываясь творят чудеса, изобретая свои шедевры там, где взрослый мозг будет долго сомневаться, сверяться со схемой, проверяя на рациональность своё изобретение. Конечно, материально-техническое оснащение детских садов оставляет желать лучшего, но всё же мы, педагоги, не привыкли сидеть и ждать, и находим пути выхода из любого положения. Так одним из путей является тесное сотрудничество с родителями, ведь они самые верные помощники в том, что касается развития их детей. Если нет возможности приобрести какую-либо игру, родители, у которых она имеется, предлагают её детям нашей группы на какое-то время в течение всего года. Так ребёнок – хозяин, приобретает друзей по понравившейся ему игре, учится быть щедрым, а у его сверстников появляется возможность не только познакомиться с технической новинкой, но и проявить свои способности в познании нового.
Таким образом, в нашей группе появился электронный (инновационный образовательный) конструктор «Юный конструктор».Эта игра отличается простым и в тоже время оригинальным способом соединения деталей, множеством понятных схем, и быстрым результатам или отсутствием такового.
Многие схемы носят не только познавательный характер, но и пригодны для практического использования. Эта игра, которая тесно соединяет знания о физическом мире, удовольствие от полученного результата и практическую полезность от знакомства с удивительным миром техники. Моих воспитанников просто заворожили возможности этой игры.
Конструирование во ФГОС дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать – а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей. Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Наша задача состоит в том, чтобы обратить внимание детей на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг превращения, преобразования. В составе предметно-развивающей среды нашей группы, в различных центрах находятся: большой и малый классический деревянный конструктор, пластмассовый конструктор из крупных деталей, пластмассовый конструктор «Изобретатель», конструктор «Теремок», конструктор-липучка «Мао», и конечно же «ЛЕГО»-конструктор из крупных и мелких деталей.
Вот уже несколько десятилетий ЛЕГО-конструктор является одной из любимых детских игрушек. Его популярность среди детей обеспечивается многими показателями, а именно: визуальная привлекательность (яркий дизайн и многообразие деталей, чистый цвет, техногенность (простота и удобство крепления деталей, возможность дополнения, изменения, придумывания нового; его поли функциональность (игра выполняет как когнитивную, информационную так и коммуникативную функции); учёт возрастных особенностей, что позволяет использовать конструктор детям раннего возраста (наличие крупных деталей).
Актуальность применения ЛЕГО-технологий обуславливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных направлениях деятельности ребёнка. Конструирование по замыслу помогает формировать обобщённые представления о домах, закреплять знания о городском транспорте и правилах дорожного движения, отсчитать количество деталей для постройки моста по схеме. Так после знакомства с видами городского транспорта, дети тут же отреагировали изобретением современного вида мотоциклов. После знакомства с историей возникновения олимпийских игр, в игре появились спортсмены со спортивными снарядами.
В старшем дошкольном возрасте детей интересует всё : от внешнего вида самолёта до строительства моста. Сюжетное конструирование способствует развитию диалогической и монологической речи, например, при драматизации сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце». Готовые, созданные детьми ранее постройки можно использовать в играх-театрализациях для настольного театра, которые очень нравятся детям любого возраста. Такие игры благоприятно влияют на эмоциональную сферу дошкольников.
Постройка ракеты будущего, будет способствовать закреплению знания о первом космонавте Юрии Гагарине. И пусть эта ракета пока похожа на ту, что нарисована на картинках, но при рассказывании о ней, дети – создатели наделяют этот летательный аппарат просто фантастическими космическими свойствами.
Конструирование по готовой модели способствует усвоению опыта прошлых поколений: по рисункам-схемам, фотографиям. Известно всем, что одно из проявлений творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Ведь именно так рождаются гениальные инженеры-конструкторы, знания которых базируются на изучении работы предшественников.
Конструирование как процесс учит детей не только создавать, но и разрушать. Созидание и разрушение окружает нас и в повседневной жизни. Наша задача научить малышей разрушать не агрессивно, а спокойно и последовательно, для обеспечения созидания чего-то нового, более совершенного.
Конструирование, как и любая игра, способствует формированию и коррекции поведения участников процесса, развивает интерес к обучению.
Современное образование и воспитание подрастающего поколения невозможно без использования информационно-коммуникативных технологий. И хотя материально-техническое обеспечение наших дошкольных учреждений не позволяет идти в ногу с появляющимися новинками, а нехватка соответствующего материала для оформления развивающей среды, не позволяет в достаточной мере организовать самостоятельную исследовательскую деятельность воспитанников, но имеющееся оборудование помогает нам в решении многих задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Так наличие компьютера в группе позволяет объединить вокруг себя группу детей для проектной или развивающей деятельности.
В работе с ЛЕГО-конструктором, я использую методику Фешиной Елены Васильевны (Лего-конструирование в детском саду) созданную ей для дошкольников.
Интерактивная доска в нашем учреждении не в полной мере осуществляет свои функции, так как после действий детей нуждается в работе программиста, но используется как проектор для презентации того или иного познавательного материала; для показа слайдов в процессе игры, беседы, чтении художественной литературы; для увеличения изображения схемы, предмета или объекта из книги; даёт возможность показать вид объекта, предмета сверху и сбоку, что значительно расширяет возможности восприятия объекта со всех сторон.
Так показ слайдов используется при конструировании по условиям или образцу, при знакомстве с деталями конструктора или последовательность сборки. Показ видеоролика при знакомстве с новой игрой.
Чтение схем и создание собственного рисунка предмета позволит ребёнку в будущем хорошо ориентироваться в переплетении улиц посёлка и города, в обозначении нахождения собственного дома, детского сада, школы на карте района, квартала, «читать» географические и физические карты России.
Настоящее конструирование начинается тогда, когда дети создают что-то новое, небывалое. Они становятся творцами и проявляют творческие способности, как только отходят от готового набора и заранее написанных инструкций. На этом этапе важно не ограничивать свободу детского творчества навязыванием готовых штампов.
Да, все предметы на свете имеют свою форму, хотя, возможно существует и замечательное «бесформие» - что-то нелепое и непонятное,- непонятное для нас, взрослых… пока непонятное! Но может быть за ним – будущее!
