Рецензия на произведение Валентина Распутина (Уроки французского)

Комур Лариса Евгеньевна

Рецензия на произведение Валентина Распутина "Уроки французского"

 

 

В шестом классе я впервые прочёл рассказ Валентина Григорьевича Распутина: "Уроки Французского", написанный в 1973 году. После этого я стал еще больше любить литературу. Из произведения я взял фрагмент, в котором показан конфликт главного героя с Вадиком и Птахой из-за игры в "чику". В рассказе же повествуют историю, произошедшую после трех лет после окончания Великой Отечественной войны. Тяжёлые времена, голод. Мальчик, закончив начальную школу, уезжает от своей семьи к знакомой мамы в райцентр, чтобы учиться. Там он столкнулся со сложностями: из-за нехватки еды приходилось играть с другими ребятами на деньги, а французский, в котором у него не получалось произносить слова, все никак не удавалось исправить. Однако учительница французского, Лидия Михайловна, была добра к мальчику и помогла ему с произношением, занимаясь дополнительно. Мне понравилось это произведение своей историей и тем, как писатель еë преподносит: поднимается тема неравнодушия, выраженная образом Лидии Михайловны, чья идея, поддерживать и помогать людям, несет гуманистический смысл. Также поднимается проблема раннего взросления ребенка, ведь в рассказе герой не раз должен был решать проблемы с едой, проявлять самостоятельность в учебе. На протяжении всего рассказа я ни разу не заскучал и был как никогда вовлечен. То, как писатель передает переживания, мысли героя, раскрывает черты Лидии Михайловны, захватывает. В сюжете рассказа мальчик вынужден сталкиваться со взрослой, тяжелой жизнью. Одному в незнакомом месте, без друзей и родных, ему приходится играть на деньги, только чтобы купить себе молока, и это вызывает сострадание к нему. Он тоскует по дому, но не намерен возвращается; мальчик хоть и мал, но упрямства и стойкости ему не занимать. К тому же он отличается своим умом, не зря его матери говорили: "Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет.". А осознанность в его возрасте поражает. "Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел.". И сказать честно, я уважаю этого мальчика. Легко герою не было. Начались дополнительные уроки французского, для мальчика сначала это было мучением, но вскоре он чуть-чуть привык. На этих уроках французского языка Лидия Михайловна показала себя с другой стороны и я понял, насколько она в самом деле интересный персонаж. Она демонстрировала доброту, заботу, искренность, интерес к мальчику и совсем не была похожа на других учителей "Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?". Учительница стала для мальчика самым близким человеком во всем райцентре, единственной, кто относился к нему с добротой. А наедине Лидия Михайловна вела себя как ребенок "Играла она шумно: вскрикивала, хлопала в ладоши, поддразнивала меня — одним словом, вела себя как обыкновенная девчонка, а не учительница... ", что показывает еë чистосердечность и вызывает к ней доверие. С точки зрения педагогики, Лидия Михайловна поступила неправильно, играя на деньги со своим учеником, но тем самым она совершила, возможно, самое доброе, лучшее в своей жизни дело - дала урок благородства и веры в будущее ребенку, который так нуждался в этом. Именно таких учителей никогда не забудут ученики, именно такие учителя будут путеводной звездой во взрослой жизни человека. Этот рассказ о доброте показывает, что в мире есть хорошие люди, проявляющие к постороннему человеку милосердие, любовь, сочувствие, заботу. Мне сюжет очень понравился и вызвал у меня интерес, переживания, сочувствия, улыбку, ощущение тепла и напомнил о том, что нужно оставаться неравнодушным. Это очень важная и всегда актуальная тема. Каждый должен следовать примеру Лидии Михайловны и стремиться быть неравнодушным к другим, ведь без этого люди теряют человечность. Я советую вам прочесть произведение Валентина Григорьевича Распутина: "Уроки Французского". Оно учит, что как бы ни была жизнь сложна, всегда найдутся люди, которые поддержат тебя и проявят доброту.

 

 

Автор: Цыганов Арсений,

учащийся МАОУ СОШ №23, 8 "Н" класс