Моя педагогическая инициатива

Ртищева Ольга Владимировна

Памятки по квест - урокам

 

Новым для наших преподавателей является и технология квест.

Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? «Живой» квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. 

На сегодняшний день многие ученые рассматривают вопросы внедрения квест-технологии в образовательный процесс:

·                             как дидактическое средство: Багузина А.И.;

·          как интерактивная методика: Шаматонова Г.Л., Кадемия М.Ю.;

·          в контексте ресурсно-ориентированного обучения: Кононец Н.;

·          как средство реализации метода проектов: Дубаков А.В. и другие;

·          для подготовки учащихся: Напалков С.В., Грабчак Д.В.;

·          как средство развития медиакомпетентности учеников: Бадарацкий А.В., Григорьева И.В. и другие.

Квест – командная или индивидуальная игра-загадка (приключение), в которой участники проходят по маршруту, собирая очки или подсказки необходимые для победы. Преимуществом квест-проектов является использование активных методов обучения.

Это действительно удобно и с точки зрения организации разноуровневой работы детей с разными стартовыми возможностями.

На сегодняшний день, по разным оценкам, выделяют следующие: линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую); штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи); кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

Какими бывают квесты по содержанию? Сюжетные. Несюжетные. Какими бывают квесты по числу участников? Одиночные. Групповые.

Какими бывают квесты по месту проведения? Веб-квест. Живой квест: пешеходный; тематический выездной; автоквест; квест в чужом городе; квест в торговом центре; дневной или ночной.

Какими бывают квесты по назначению? Интеллектуальный. Образовательный. Промо-квест. Социальный. Тимбилдинг. Развлекательный.

Какой бывает структура квеста? Вступление. Центральное задание. Список информационных ресурсов. Описание процедуры работы. Описание параметров и критериев оценки. Руководство к действиям. Заключение.

Для организации эффективной работы с учащимися  я прописываю  алгоритм:

• интересное выступление (Ярмарки на территории Древней Руси);

• интересное задание (жизнь русского человека на ярмарке);

• план работы (определить роли: скоморохи, шуты, купцы, торговцы, ремесленники, горожане);

• список информационных ресурсов (картины, документы, произведения писателей).

Учащиеся:

• выбирает роль (скоморох Гаврила);

• составляет план поиска ресурсов ();

• исследует информационные ресурсы;

• готовит отчет.

Выбирая роль, учащиеся окунаются в новое для них состояние и интуитивно отвечают на поставленный вопрос.  Для формирования целостного представления своей роли производится подготовительный этап на предыдущих уроках.

На своих уроках – квестах я применяю различные задания, которые делают урок интересным.

- пересказ - демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;

- планирование и проектирование - разработка плана или проекта на основе заданных условий;

самопознание - любые аспекты исследования личности;

компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;

- творческое задание - творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;

- аналитическая задача - поиск и систематизация информации;

- детектив, головоломка, таинственная история - выводы на основе противоречивых фактов;

- достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме;

- оценка - обоснование определенной точки зрения;

- журналистское расследование - объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);

убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;

- научные исследования - изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.

Различают два типа квестов:

1.                кратковременный (используется для углубления знаний, их интеграции, рассчитан на одно занятие).

2.                длительный (используется для углубления и преобразования знаний обучающихся, рассчитан на несколько занятий).

Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения. Квест-урок может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Обучающиеся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Выполняя квест-проект, обучающийся учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Достоинства занятия-квеста:

1.                Обучающиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками.

2.                Ведение занятий данным методом позволяет научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию

«Человек в группе».

Цель: Изучение и анализ взаимодействия человека и группы.

Задачи

Образовательные:  Изучить особенности взаимодействия человека и группы.

Развивающие: Развивать чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимодействия.

Воспитательные: Воспитывать необходимость принятия обучающимися ценностей человеческой жизни, свободы, равноправия, достоинства и уважения.

УУД

Личностные УУД: Формирование основ личностной позиции и группового взаимодействия;

Формирование норм и правил взаимоотношений человека с другими

людьми, группами;

Регулятивные УУД: Формирование умений постановки цели и задач, планирования деятельности, контроля, ее коррекции и оценки.

Коммуникативные УУД: Способствовать формированию умений  взаимодействия в группе, чувства сплоченности;

Формировать умения работать в группе и индивидуально.

Познавательные УУД: Овладение навыками поиска информации, выделение понятий и формулировки выводов.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Изучить историю появления группы, ее отдельных признаков;
  • Уметь анализировать источник, формулировать выводы.

Личностные: Развитие навыков по формированию собственного взгляда на события.

Метапредметные: Развитие коммуникативных качеств;

Развитие зрительного, слухового восприятия материала;

Умения анализа прочитанного материала;

Умения работать в группе.

Основные понятия

 Группа, групповое давление, влияние, статус, роль.

Межпредметные связи

Русский язык, литература: умения работы с текстом учебника, умения анализировать полученную информацию, умения по формированию собственного взгляда на события, история: умения анализировать историческое становление групп.

Ресурсы:

  1. Презентация учителя « Человек в группе!»
  2. Видеосюжет.
  3. Дидактический материал: карточки с различными заданиями.
  4. Мультимедиапроектор, Маркерная доска.

Формы урока

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы работы:

Системно - деятельностный метод, словесный, наглядный, проблемный метод, Поисковый, Метод «Критического мышления», дискуссия, эвристическая беседа.

 Ход урока.

Учитель:  Здравствуй ребята.  Садитесь.  Меня зовут Ольга Владимировна. Я проведу у вас урок обществознания.  И начать наш урок я бы хотела с мультфильма. Давайте посмотрим.

Это мультфильм режиссёра Юнны Мориц по её стихотворению, которое называется Большой секрет для маленькой компании.  И сегодня мы с вами тоже попробуем разгадать ребята большой секрет для нашей маленькой компании. Попробуем? Отлично.

Комфортно ли вам так сидеть в командах? Отлично. Почему вы сели так?   Что вас объединило?

(Дети сидят в группах).

А теперь посмотрите перед вами разноцветные кружочки, прошу вас сесть в таком порядке – за каждым столом один цвет.

 Комфортно ли вам сейчас? Очень хорошо.

 По какому признаку вы сели во второй раз? Хорошо.

Сегодня я вас приглашаю совершить удивительное путешествие. Это путешествие будет проходить по станциям, в помощь нам будут дорожные карты, которые находятся на ваших столах.  На каждой станции мы будем выполнять интересные задания и та команда, которая успешно справится со всеми заданиями в конечном итоге получит приз.

Я уверена, что на нашем уроке вы будете внимательными и быстрыми.  Готовы? Поехали!

Итак первое задание! Посмотрите на экран!  

Я вам приготовила небольшую схему, подумайте и скажите пропущенное слово.

 Музыкальная ________                              Ясельная_______________

__________ Подслушано

 Как вы думаете, что за слово, пропущенное в этих словосочетаниях?  Оно одинаковое! Группа! Отлично!

Правильно – это группа. Вот первое ключевое слово, которое нам пригодится.  В мультфильме животные тоже объединяются в группы, но это сказка.  Скажите ребята. А в реальной жизни кто объединяется в группы, из кого состоят наши группы?  Правильно. Люди.  И главным представителем нашего общества является человек.

Как же мы сформулируем тему нашего урока опираясь на ключевые слова.  Правильно человек в группе.

В чем же здесь проблема???  Для этого нам поможет терминологический словарь.

 Итак первая наша с вами станция это Лингвистическая!

 В ваших дорожных картах отражен терминологический список, но  определение некоторых терминов пропущены.  С помощью словарей, которые лежат у вас на стола нужно найти пропущенные определения. Какая команда выполнит правильно и быстро получит приз.  

Назовите определение терминов, которые вы нашли  в  словарях. Молодцы. А теперь давайте посмотрим, как мы можем соединить наши термины с нашими ключевыми словами. Давайте подумаем куда мы отнесем такие понятия как личность, статус, авторитет, формальный, неформальный.  Отлично.  А как вы думаете куда мы отнесем термин роль? Посередине. Почему? (потому что подходит и группе и человеку). Вот мы с вами и подошли  к проблемному вопросу! Как вы думаете в чем проблемный вопрос? Какова же роль человека в группе и какова роль группы для человека?

Прежде чем ответить на этот вопрос мы должны с вами что сделать, какие задачи поставить, о чем мы с вами будем говорить? (изучить ключевые понятия).

Первое что мы будем изучать это понятие группа. Итак мы с вами на второй нашей станции – детективной! В ваших дорожных картах перечислены разные группы. Каждая команда должна определить какие это группы? Из списка стрелками указать какие группы большие, а какие малые?

Молодцы. Давайте посмотрим, правильно ли   вы определили!  Хорошо. Мы узнали, что существуют группы большие и малые. Но сегодня мы более подробно будем говорить о малых группах. В группах складываются отношения формальные и неформальные. Скажите пожалуйста, что вы понимаете под этими словами? Когда у вас сегодня проявились неформальные отношения, а когда проявились формальные?  Отлично.

 Итак детективы, вы готовы к выполнению нового задания?  Хорошо. В ваших дорожных картах представлена характеристика группы!  Прочитайте.  Определите что за группа у вас отражена?  Докажите что это действительно так, опираясь на признаки группы!

Отлично. Мы  с вами выяснили, что существуют большие и малые группы, в них складываются формальные и неформальные отношения, и выяснили что у каждой группы существует признак или признаки которые характерны только для нее.

Теперь давайте вернемся ко второму ключевому слову нашего урока.  Это человек!  Вспомните пожалуйста какие термины мы с вами отнесли к понятию человек?  Правильно – личность, статус и авторитет! Я не случайно поставила авторитет на лидирующие позиции.  Как вы понимаете авторитет? А если человек обладает большим авторитетом?  Кто он? Лидер. Правильно.

И мы отправляемся с вами на следующую станцию это станция лидерская.

 Внимание задание. Каждой команде необходимо написать несколько качеств лидера вашей группы. Команда набравшая больше качеств – победила в этом испытании. А теперь пожалуйста охарактеризуйте вашего лидера!

И вновь   мы обращаемся к нашей схеме, какие качества должны быть у лидера?

Молодцы! В отношение групп мы рассмотрели понятие формальных и неформальных отношений в группе, а формальный и неформальный лидер существует?

Скажите в группе все лидеры? А кто остальные члены группы?   Каждый из нас личность. И мнение каждого из нас нужно уважать.

Внимание мы переходим к следующей нашей станции – это личностная станция. 2017 год объявлен годом экологии! А вспомните годом чего объявлен 2016 год. Президент России Владимир Путин объявил, что годом кино в России будет 2016 год. Президент, к слову, крайне заинтересован в развитии отечественного кинематографа, поэтому подготовка проекта данного указа – это личная инициатива Владимира Путина.

 В связи с этим я хочу показать вам два ролика о взаимоотношениях внутри группы.

 Первый ролик – это документальное кино.

Второй ролик – это художественное кино. 

Почему девочка не смогла высказать свое мнение?  Что ей не хватило? Каких качеств не хватило этой девочке?

Посмотрите пожалуйста второй фрагмент!  Этот фильм называется чучело! Режиссёр фильма Ролан Быков. В провинциальную школу приходит новая ученица — Лена Бессольцева. Открытость и наивная непосредственность девочки кажутся странными и смешными ее одноклассникам, и она получает прозвище «Чучело». Девочка в фильме взяла на себя вину одноклассника Димы, с которым дружила и который ей нравился. А мальчик этот " предал" весь класс, рассказав классному руководителю, когда они сбежали с уроков в кино. За это их наказали: не пустили на экскурсию в Москву. Ребята назвали Чучело предателем и стали её всячески преследовать. После того как она ушла они поняли свою ошибку и просили у нее прощения. Какие качества проявились у этой девочки?

Давайте вновь вернемся к нашей схеме! Мы с вами еще не рассмотрели понятие статус! Что вы понимаете под данным понятием?

Статусы бывают врожденными или приобретенными.

Как вы думаете от чего зависит приобретенный статус. От каких качеств личности?

 Вот мы и разгадали секрет нашей компании!  Какую роль играет человек в группе?  И как группа влияет на человека? От чего зависит роль человека в группе?

 Давайте будем личностями. Давайте посмотрим какой же сложился у вас  из частей.  Прочитайте пожалуйста. Ставлю оценку 5.

Так как ваш класс разгадал самый важный вопрос то вы получаете приз!  Вы награждаетесь дипломом победителя в квест игре «Большой секрет для маленькой компании»

В дорожных картах у вас написаны прилагательные выберите одно из них и оцените наш с вами сегодня урок.  Может быть кто-то придумает свое. Назовите эти прилагательные.

В дорожных картах у вас написано домашнее задание.  Поразмышляйте над ним.



Предварительный просмотр:

Уважаемые члены комиссии, уважаемый председатель!

Тема моего выступления на методическом семинаре:

“Образовательные квест - технологии как средство мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности учащихся”

Высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость постоянного, поиска педагогических новаций, повышающий процесс качественного обучения. В связи с этим объективная реальность современного общества не позволяет нам работать по-старому, приходится осваивать новые понятия, новый терминологический аппарат, новые возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем дидактические принципы, реализуя их на качественно новом уровне.

Все это необходимо для формирования положительной мотивации учащихся к обучению, становление высокообразованной личности.

В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная урочная и внеурочная деятельность.

Новым для наших преподавателей является и технология квест.

Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? «Живой» квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. 

Изучая данную проблему были поставлены цели и задачи:

 Цели: 1. Повышение эффективности образования;

2.  повышение гибкости образования;

3. Развитие информационной структуры.

 Задачи:

- провести теоретический анализ;

- апробировать результаты на уроках;

- обобщить опыт

Планируемые результаты:

  • Умение характеризовать с научной позиции;
  • Умение анализировать
  • Умение объяснять причинно-следственные связи
  • Давать оценку событиям
  • Готовить творческие работы

Можно считать, что первые квесты появились еще в эпоху древних цивилизация и сопровождают человечество всю его историю. Ведь, квест - это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. Поэтому я считаю, что данная технология достаточно удачно может применять именно на уроках истории и обществознания.

Сами же квест-технологии в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.

Однако, необходимо отметить, что все новое – это хорошо забытое старое.  В России основной  элемент данной методики удачно применялся в начале 30-х годов 20 века. М.Н. Скаткин

На сегодняшний день многие ученые рассматривают вопросы внедрения квест-технологии в образовательный процесс:

  • как дидактическое средство: Багузина А.И.;
  • как интерактивная методика: Шаматонова Г.Л., Кадемия М.Ю.;
  • в контексте ресурсно-ориентированного обучения: Кононец Н.;
  • как средство реализации метода проектов: Дубаков А.В. и другие;
  • для подготовки учащихся: Напалков С.В., Грабчак Д.В.;
  • как средство развития медиакомпетентности учеников: Бадарацкий А.В., Григорьева И.В. и другие.

  Процесс обучения направлен на решение следующих задач:

  1. образовательной;
  2. воспитательной;
  3.   развивающей.

Квест – командная или индивидуальная игра-загадка (приключение), в которой участники проходят по маршруту, собирая очки или подсказки необходимые для победы. Преимуществом квест-проектов является использование активных методов обучения.

Это действительно удобно и с точки зрения организации разноуровневой работы детей с разными стартовыми возможностями.

На сегодняшний день, по разным оценкам, выделяют следующие: линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую); штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи); кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек). 

Я впервые применила квест-технологию на своих уроках, когда столкнулась с проблемой нежелания моих обучающихся участвовать в творческих мероприятиях. Требовался способ заинтересовать их работой по предмету, стимулировать не только получением оценки, но и найти способ вспомнить об истории государства, гражданами которого они являются.

Данную технологию я использую на уроках истории и обществознания. Для организации эффективной работы с учащимися  я прописываю  алгоритм:

• интересное выступление (Ярмарки на территории Древней Руси);

• интересное задание (жизнь русского человека на ярмарке);

• план работы (определить роли: скоморохи, шуты, купцы, торговцы, ремесленники, горожане);

• список информационных ресурсов (картины, документы, произведения писателей).

 Учащиеся:

• выбирает роль (скоморох Гаврила);

• составляет план поиска ресурсов ();

• исследует информационные ресурсы;

• готовит отчет.

Выбирая роль, учащиеся окунаются в новое для них состояние и интуитивно отвечают на поставленный вопрос.  Для формирования целостного представления своей роли производится подготовительный этап на предыдущих уроках.

Удачными являются уроки по истории, на которых анализируется деятельность  князя, царя, императора, например «Иван Грозный в 21 веке».  

В рамках обществознания я использую квест технологию, рассматривая следующие темы: «Наше общество: регресс или прогресс» (6 класс), «Глобальные проблемы: миф или реальность»(11 класс), «СМИ – четвертая ветка власти!»(9 класс) и  т.д.

На своих уроках – квестах я применяю различные задания, которые делают урок интересным.

- пересказ - демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;

- планирование и проектирование - разработка плана или проекта на основе заданных условий;

самопознание - любые аспекты исследования личности;

компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;

- творческое задание - творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;

аналитическая задача - поиск и систематизация информации;

- детектив, головоломка, таинственная история - выводы на основе противоречивых фактов;

- достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме;

- оценка - обоснование определенной точки зрения;

- журналистское расследование - объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);

убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;

научные исследования - изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Так же я использую данную методику для написания исследовательской работы,  например «Загадки Нюренбергско процесса!».

 Учащиеся рассматривали фрагменты документов, изучали биографии, занимались изучение пропавших руководителей Вермахта.

Отчет групп учащихся стал основой научно практической работы.

Данная технология может использоваться дистанционно. В школьном электронном журнале я выставляю задания, выполнения которых дома является одним из решений на уроке.

 Динамика результатов познават деятельности и мотивации отражена на слайде.

Рекомендации по созданию квест пректов

 Квест технология призвана:

  • улучшить восприятие  учебного материала;
  •  способствовать моральному становлению ребенка как личности;
  • стимулировать умственное и нравственное развитие детей;
  • мотивировать  учащихся к  познавательной деятельности ;
  • осуществлять поиск  правильного логического  решения;
  • использовать нестандартные методы для решения поставленной задачи;
  • повышать эффективность  и доступность образования;
  • развивать  информационную культуру личности.

 Спасибо за внимание!