Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ № 5 «Ромашка»

Ковальчук Валентина Александровна

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей в условиях ДОУ является актуальной и довольно значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения в быту.

 В нашем детском саду ведется целенаправленная работа по формированию у воспитанников основ безопасности.

  В беседах, занятиях я предлагаю поговорить о том, как необходимо вести себя дома, на улице, чтобы не случались неприятности, и что надо делать, если вдруг что-то произойдет. Уточняю, что беду можно предотвратить, если мы будем осторожны, если будем соблюдать правила безопасности. При этом постоянно провожу параллель - как бы они повели себя в каждой из ситуаций, если бы они оказались не дома, а в своей группе в детском саду.  Во время занятий в детском саду по формированию основ безопасности создаю такой микроклимат в группе, где я вместе с детьми обсуждаю проблемы, вместе с ними ищу выход из трудного положения, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся.

  В ходе занятия  использую показ слайдов. Дети с удовольствием рассматривают слайд и обсуждают ту или иную ситуацию. В любой момент можно прослушать правило поведения в изображенной ситуации. 

На каждый слайд задаю вопрос о правильности поведения детей на картинке. Идет обсуждение. Воспитанники с интересом  обсуждают  правила поведения, задают вопросы, на которые я стараюсь ответить.

В ходе занятия тот или иной слайд или картинку предлагаю воспитанникам обыграть, чтобы запомнить, чем заканчиваются шалости и неосторожность дома.

Работая в детском саду с воспитанниками, я поставила перед собой главную задачу: формирование представления о наиболее опасных ситуациях, необходимости соблюдения мер предосторожности, привития навыков безопасного поведения в быту.

В процессе работы выявила, что важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения. Для этого использую наглядный материал в виде плакатов, карточек.

Используя разные формы работы с воспитанниками, пришла к выводу, что в работу по ОБЖ необходимо включать целый комплекс задач:

1.Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту.

2. Развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к природе.

3. Воспитание грамотного участника дорожного движения.

4. Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Так воспитание грамотного участника дорожного движения проходит как занятиях, так и во время прогулок. На участке создан уголок по безопасности движения, где воспитанники с большим удовольствием делятся своими знаниями и обыгрывают ту или иную ситуацию.

В повседневной работе с воспитанниками стараюсь использовать основные принципы, такие как последовательность, доступность, игровые методы работы, познавательная деятельность, наглядность, так как техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал, динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности).

         В своей работе использую и разные формы организации учебно-воспитательного процесса:

-занятия;

-заучивание стихотворений, загадок, физкультминуток;

-сбор фотоматериалов;

-занятия в игровой форме;

-знакомство и заучивание правил безопасного поведения;

-беседы;

-дидактические игры;

-подвижные игры;

-сюжетно-ролевые игры;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-экскурсии;

-театрализованные представления;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-досуги;

-развлечения;

-обыгрывание различных ситуаций правильного и неправильного поведения;

-встреча с интересными людьми;

-личный пример взрослых.

         Мы знаем, что по своей неопытности ребёнок может попасть в  различные жизненные ситуации, поэтому всё, чему мы учим, наши воспитанники должны умело применять в повседневной жизни, на практике. Поэтому очень важно научить ребёнка адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.

         Спектр работы для педагога очень большой. И для лучшего результата по формированию основ безопасности необходимо привлекать и родителей воспитанников.

Ведь круг проблем,  связанных с безопасностью ребёнка невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому и необходим тесный контакт с родителями. Ведь ничто не воспитывает с такой убедительностью, как пример взрослых. Важно не только оберегать ребёнка от опасностей, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности.

И в таком случае огромную роль сыграют родители и их повседневный пример. Благодаря совместным усилиям по профилактике основ безопасности и жизнедеятельности, полученные знания дадут свои результаты:

-ребёнок получит знания о себе и своём здоровье, позволит найти способы укрепления и сохранения своего здоровья.

-приобретённые навыки помогут осознанию выбрать здоровый образ жизни.

-полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.