Профессиональная деятельность. Саморазвитие.

Елизарова Анна Алексеевна

Уважаемые гости сайта!

На этой странице Вы можете ознакомиться с материалами и результатами моего профессионального роста и развития:  

свидетельства и сертификаты курсовой подготовки, программы саморазвития, мои планы на будущее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Елизарова А.А.

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 80»

комбинированного вида

г.Дзержинска

Нижегородской области

Анализ образовательных программ дошкольного образования для  детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО и проектирования основной образовательной программы дошкольной образовательной организации

20 мая 2015 года Федеральным учебно-методическим объединением одобрена и размещена в Реестре примерных основных образовательных программ Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (далее - ПООП). Благодаря ее наличию каждая дошкольная образовательная организация и даже отдельная группа дошкольной образовательной организации получили реальную возможность разрабатывать свою основную образовательную программу.

Основная образовательная программа ДОО разрабатывается с учетом Примерной основной образовательной программы на основе использования авторских комплексных и парциальных программ дошкольного образования.

Во всех нормативно-правовых документах, регламентирующих осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования за дошкольной организацией закреплено право самостоятельной разработки Программы, выбора комплексных и парциальных программ. Также в пункте 3.3.5 Стандарта сказано: организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

В настоящее время в нашем детском саду реализуется образовательная программа, разработанная на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой.

При наличии законодательно закрепленного права дошкольной образовательной организации самостоятельного выбора комплексных и парциальных программ, важно помнить о наличии реестра этих программ. Основой для разработки ООП ДОУ могут стать те программы, которые представлены на сайте ФИРО. К сожалению, в данном перечне отсутствует Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичевой Т.Б. Т.Б., Чиркиной Г.В. Г.С. Г.В., Тумановой Т.В., которая реализуется в нашем ДОУ в группах компенсирующей направленности в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

В целях детального ознакомления  с существующими  альтернативными образовательными Программами для детей с ТНР, а также с целью определения перспектив развития системы коррекционно-развивающей работы в группах для детей с ТНР в ДОУ, был проведен сравнительный анализ трех программ: программы, реализуемой в ДОУ в настоящее время, Программы под ред. Лопатиной Людмилы Владимировны и Программы Нищевой Наталии Валентиновны.

Анализ программ проводился в рамках образовательной области «Речевое развитие», по разделу «Обучение грамоте»

Для анализа были выбраны следующие параметры сравнения программ:

1) Целевой компонент

2) Содержательный компонент

3) Организационный компонент

4) Методическое обеспечение, диагностика

5) Коррекционно-развивающая предметно-пространственная среда

Цель каждой программы представлена в таблице 1.

Таблица 1

Филичева Т.Б.,

Чиркина Г.В.,

Туманова Т.В

Лопатина Л. В.

Нищева Н.В.

Освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Целью работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе.

Проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности

[Построение системы работы в группах

комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми

нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7 лет,

предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной

образовательной организации и родителей дошкольников…

выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития…]

Из таблицы видно, что в программе Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой цель ограничена лишь коррекцией имеющихся речевых нарушений и необходимостью подготовки детей к школе. Текст Стандарта регламентирует создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Формулировка цели двух других программ полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и в целом созвучны: отражают необходимость создания условий для всестороннего гармоничного развития личности ребенка.

В таблице 2 содержание коррекционно-развивающей работы представлено через задачи, реализуемые на начальном этапе обучения и на момент завершения освоения программы.

Таблица 2

Филичева Т.Б.,

Чиркина Г.В.,

Туманова Т.В

Лопатина Л. В.

Нищева Н.В.

Задачи на начало освоения раздела программы:

Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.

Развитие простых форм фонематического анализа

Формировать умение различать гласные звуки по принципу

контраста, учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах

Итог коррекционно- развивающей работы по разделу:

Формировать навыки написания слогов, слов (например: лапа).

Формировать навык беглого, сознательного, послогового чтения коротких текстов

Обучение графическому начертанию печатных букв.

Обучение детей послоговому слитному чтению слов, предложений, коротких текстов.

Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших

текстов.

 Закрепить знание уже известных детям правил правописания.

 Познакомить детей с некоторыми правилами правописания (написание ча-ща с буквой А, чу-щу с буквой У).

 Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.

 Если на начальном этапе задачи у всех программ едины – различение гласных и согласных звуков, то на момент завершения освоения программы, программа Нищевой Н.В. предполагает более сложную деятельность,  добавляя к навыку печатания букв и послогового чтения коротких текстов знакомство с рядом правил правописания. Возможно, некоторые эти правила необходимо усвоить именно на этапе начала письма, чтобы избежать ошибок в дальнейшем, но насколько это оправданно с точки зрения затраченного времени и уменьшения времени на освоение печатания букв и послогового чтения? На практике, многие дети не всегда успевают овладеть послоговым чтением даже не текстов, но предложений. Также при детальном изучении содержания программы Нищевой Н.В. было отмечено повышение уровня сложности, что, в свою очередь, может негативно отразиться на успешности освоения раздела образовательной программы, а для детей со сложными диагнозами, стать вовсе непосильной. Поэтому мы считаем, наиболее оптимальным содержание программ Филичевой Т.Б. и Лопатиной Л.В.

При анализе организационного компонента программ можно увидеть, что программы Нищевой Н.В. и Лопатиной Л.В. построены с учетом возрастного подхода. Все содержание распределено в соответствии с возрастной периодизацией. Следует отметить, что у Нищевой Н.В. старшая и подготовительная группы обозначены общим термином «старший возраст» с указанием возрастных границ (5-6 и 6-7 лет). У Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой нет привязки к возрасту, а содержание коррекционно-развивающей работы распределено в соответствии с уровнями речевого недоразвития, сформулированными  и подробно описанными в логопедии. Освоение программы строится с детьми каждого уровня по периодам. Так как у нас группы компенсирующей направленности с 5 лет, со старшей группы, к нам в основном приходят дети с диагнозом ОНР II и III-го уровня. Ввиду того, что освоение раздела обучение грамоте начинается у Нищевой Н.В. со 2 младшей группы, когда идет активное развитие фонематической системы речи, а у Лопатиной Л.В. со средней группы начинают обучение фонематическому анализу и синтезу, то по отношению к обеим программам несоответсвие нашей программы определенно есть, но в сравнении с Лопатиной Л.В. оно менее полярно.

В результате анализа методического обеспечения сравниваемых образовательных программ, было выявлено, что в перечне, представленном в программе под редакцией Лопатиной Л.В. неоднократно имеют место ссылки на литературу авторов реализуемой нами программы – Филичеву Т.Б., Чиркину Г.В. Рекомендуемая методическая литература выпускается издательством Мозаика-Синтез (серия КРО – коррекционно-развивающее обучение) и в большой степени созвучна с комплексной образовательной Программой «От рождения до школы». А программа Нищевой Н.В. разработана в унисон с программой «Детство», методическая литература издательства «Детство-пресс». Следует отметить полноту, целостность и обстоятельность представленного в данной программе перечня методического обеспечения. Безусловно, такая полная подборка необходимого методического обеспечения сделает работу воспитателей и специалистов удобной, слаженной, легко планируемой и реализуемой.

Также здесь необходимо отдельно рассмотреть организацию и разработанность системы педагогической диагностики уровня освоения программы воспитанниками группы с общим недоразвитием речи. В Программах Филичевой Т.Б. и Лопатиной Л.В. используется диагностика по Программе Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., дидактический материал этих же авторов. Система данной педагогической диагностики у нас отработана, подобран полный дидактический материал, система показывает себя органичной, удобной, доступной по организации и реализации. Отдельно хотелось бы рассказать о системе педагогической диагностики по программе Нищевой Н.В.. В данной программе  для проведения индивидуальной педагогической диагностики учителем-логопедом разработаны «Карта развития ребенка младшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)» и «Карта развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР) с 4 до 7 лет». Диагностика детей младшего дошкольного возраста с ОНР для нас не актуальна в силу отсутствия группы компенсирующей направенности для детей данного возраста,  а карта для детей 4-7 лет представляет собой целостный объемный документ, последовательно заполняемый, неделимый на возраста и в итоге очень громоздкий и объемный. Плюсом данной педагогической диагностики является полностью разработанный стимульный материал для проведения обследования. Также предусмторена диагностика других специалистов группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи - комплект альбомов, разработанных Н. В. Верещагиной.

При сравнении предложенных в программах моделей организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды, выяснили, что в программе Нищевой Н.В. данная модель представлена центрами, причем несколько центров дублируются в группе и логопедическом кабинете (безусловно, это центр речевого развития, кроме того – центр конструктивного развития, центр сенсорного развития). Структура организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды по центрам предполагает широчайший спектр дидактических и игровых материалов, 100-ое соответствие каждого центра всем требованиям ФГОС ДО к образовательной среде.  В свою очередь, программа Филичевой Т.Б., в силу отсутствия внесения корректив в связи с введением ФГОС, не предполагает подробного описания коррекционно-развивающей среды и в наших группах, в модель среды выстраивается традиционно, по уголкам. Уголок, буквально означает маленький угол, а центр – в переводе с греческого – средоточие. Таким образом, формулировка «центр» подразумевает совершенно иное оснащение коррекционно-развивающего образовательного процесса, которое, в силу ряда обстоятельств, мы, к сожалению, реально реализовать не можем. А в программе Лопатиной Л.В. коррекционно-развивающая предметно-пространственная среда представлена  перечнем. Структурированным по алфавиту. Но при изучении отметили значительное соответствие содержания наших уголков данному в программе Л.В. Лопатиной перечню.

Таким образом, подробно изучив и проанализировав образовательные программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) пришли к ряду выводов:

1. Наиболее разработанной, целостной, методически обеспеченной, с полным описанием модели коррекционно-развивающей среды, разработанной системой педагогической диагностики является программа Нищевой Н.В.. Значительные сомнения вызывает возможность успешного освоения данной программы детьми с ОНР 5 лет, так как зачастую дети приходят в старшую группу с низким уровнем речевого развития, а программа Нищевой Н.В. для старшего возраста опирается на достаточно обширную базу, формирование  и развитие которой необходимо, в соответствии с данной программой начинать в младшем дошкольном возрасте. Реализация данной программы в группах компенсирующей направленности предполагает реализацию комплексной программы «Детство».

2.   Программа под редакцией Лопатиной Л.В. составлена на основе программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой, содержание, методическое обеспечение, система педагогической диагностики, а также модель организации развивающей предметно-пространственной среды в значительной степени ее повторяет. Также отметили соответствие содержания программы Лопатиной Л.В. комплексной программе «От рождения до школы», и, как следствие, соответствие методического, диагностического материала и оборудования и материалов для коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды.

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80»комбинированного вида

г. Дзержинска Нижегородской области

«Закрепление звукопроизношения в стихах посредством мнемотехники»

Сообщение из опыта работы

Выполнила:

учитель-логопед

Елизарова А.А.

                                                         

Актуальность темы

Работая с детьми, имеющими различные речевые нарушения, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны: не будь памяти, не было бы представления и воображения. Осмысление информации способствует ее запоминанию. Внимание включается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчетливыми, восприятие более точным, улучшаются память, мышление. Мышление и речь тесно связаны между собой. Понятие существует благодаря слову. Речевое оформление мысли центрирует ее и уточняет. Мышление и речь влияют па протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов.

Почти сто лет назад К.Д. Ушинский в своих трудах писал:

 "Если хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картину, но и в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины. Призовите к участию осязание, обоняние и вкус... и при таком дружном воздействии всех органов чувств в акте усвоения... вы победите самую ленивую память. Конечно, такое сложное усвоение будет проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая третью и т.д."

Не секрет, что у детей с речевыми нарушениями существуют следующие проблемы: бедный словарный запас, аграмматизмы в речи, нарушения слоговой структуры и звукопроизношения. У большинства детей неустойчивое и кратковременное внимание, несовершенно логическое мышление, слабая память. Поэтому логопедическое воздействие при устранении всех недостатков устной речи – очень сложное дело.

Дошкольники с нарушениями речи без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей отмечаются нарушения памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами запоминания. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у них снижается самоконтроль за речью. Поэтому очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить.

Всем известно, что процесс автоматизации поставленных звуков является одним из важных этапов коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями.

Теоретическое обоснование

Автоматизация звука – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. 

 Целью автоматизации является правильное произношение поставленных звуков в свободной речи, а задачей является постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребенка.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь.

Как сделать коррекционно-развивающую работу по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка? Мы часто задаем себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Очень важно пробудить интерес, увлечь детей, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, явления, близкие их жизненному опыту. Поэтому я в своей работе по автоматизации звуков в самостоятельной речи использую распространенный прием мнемотехники.

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»). Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи..

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами (Воробьева В.К.), блоками-квадратами (Глухов В. П.), коллажем (Большева Т. В.), схемой составления рассказа (Ефименкова Л. Н.), предметно-схематическими моделями (Ткаченко Т.А.).

Но все авторы едины во мнении о важности использования   мнемотехники в работе с дошкольниками.  Поскольку именно в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память.

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. 

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

– знаки и символы, используемые в мнемотаблицах, должны быть хорошо знакомы детям;

– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;

– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже — к мнемотаблицам и коллажам.

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Основой мнемодорожек послужили короткие чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Делится на 6,9 и более частей (с учетом возраста детей и уровня их развития) и применяется при рассказывании сказок, составлении рассказов, заучивании и воспроизведении стихов, проведении пальчиковой и артикуляционной гимнастики, закреплении алгоритмов выполнения режимных процессов и т.д.

 Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно — схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

При работе с мнемотаблицами необходимо соблюдать следующие этапы:

1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2.Перекодирование информации, т.е. преобразование символов в образы.

3.Воспроизведение информации (стихотворения) с опорой на символы (образы), соблюдая последовательность, т.е. отработка метода запоминания.

4.Графическая зарисовка мнемотаблицы.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем, и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения. Упражнения, связывающие словесный и зрительный ряды (анализаторы) способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления.

Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Таким образом, приемы мнемотехники призваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Практическая работа

В коррекционно-развивающей работе с детьми подготовительной к школе группе я на протяжении всего года использовала технологию мнемотехники в процессе автоматизации звуков в стихах и простых текстах.

По результатам диагностики речевого развития на начало 2015-2016 уч. года в сентябре месяце, уровень развития звукопроизношения у детей соответствовал 67,5%. Это недостаточно высокий показатель для детей второго года обучения в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Поэтому, выбор данной технологии был актуален и обоснован.

В ходе работы, мною был создан альбом со схемами на все «трудные» звуки. Стихи были взяты мною в книгах следующих авторов: Е.А. Алифанова, Н.Б.Егорова, Е.Н. Спивак. Картинки подбирала в базе картинок yandex и google.

В ноябре 2016 года я создала личный мини-сайт в сети работников образования nsportal.ru. В разделе сайта «Дома закрепляем: не трудные «трудные» звуки» я разместила схемы к стихам на все группы звуков. Данный раздел позволяет осуществлять взаимодействие с родителями и вывести его на новый, более современный уровень.

Таким образом, на протяжении всего года на занятиях по совершенствованию звукопроизношения я предлагала детям мнемодорожки и мнемотаблицы из альбома.

В мае 2016 года процент развития звукопроизношения достиг 94%. Данного результата, по моему мнению, во многом удалось достигнуть благодаря использованию метода мнемотехники в коррекционно-развивающей работе по совершенствованию звукопроизношения.


Приложение

Страницы из альбома по закреплению звукопроизношения у детей с ОНР посредством мнемотехники

 Соня в суп добавит соль, а потом - капусту,

Все соседи хвалят суп, он сегодня вкусный.

 Я был в зоопарке сегодня с утра,

Там видел я зебру, верблюда, моржа,

Мартышку, оленя, ежа и гориллу,

Жирафа, тюленя, лису, крокодила.


Предварительный просмотр: